Роль игры в развитии ребенка диссертация

Роль игры в развитии ребенка диссертация thumbnail

Статья. Роль игры в развитии ребенка.

 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Игра — добровольная свободная деятельность, предполагающая единство мысли и действия.

Детская игра — способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них — способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».

Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут… ».

На мой взгляд, можно выделить следующие правила игры:

1.Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.

3. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.

6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.

7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.

8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши  Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успех и определять, когда и какую из игр «включать».

9. Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.

13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.

Читайте также:  Пример положительного влияния сверстников на развитие ребенка

15. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре.

Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.

Источник

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Читайте также:  Критерии возрастной нормы развития ребенка

Воспитательное значение игрушек:

— это обязательный спутник детских игр;

— участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

— отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

— помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

— помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

— они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

— содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

— иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

— соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

— должны быть безопасными и гигиеничными;

— развивать познавательные интересы, активизировать общение;

— приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

— пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Источник

Игра издавна славится своими воспитательными
особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра
возникает в ответ на потребность общества в
подготовке подрастающего поколения к жизни в
этом обществе и как деятельность, отделившаяся
от продуктивной трудовой деятельности и
представляющая собой воспроизведение отношений
между людьми[2]

В аспекте социально-педагогической
деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич
как вид социально-педагогической деятельности, в
условных ситуациях раскрывающий умения
использования игры как косвенного метода
воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию
и самовоспитанию, и направленного на воссоздание
и усвоение общественного опыта, фиксированного в
социально закрепленных способах осуществления
предметных действий, и проигрывании
социально-ролевых ситуаций.[3]. Социокультурное
назначение игры – обеспечить усвоение детьми
всех богатств культуры, позволяющих им
функционировать в качестве полноправных членов
детского коллектива. Помимо воспитательного
аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе
игры человек обучается, приобретая навыки
будущей профессии, знакомится с предметами,
фактами, явлениями окружающей жизни. Игра
создает поле деятельности, в котором человек
моделирует те или иные жизненные ситуации и
вырабатывает свое отношение к ним.

Игра – это своего рода эталон поведения, способ
усвоения личностью социальных ролей, основа
формирования этического человека. Игра вид
деятельности, который является и отдыхом, и
компенсацией недостаточных нагрузок:
физических, умственных, эмоциональных. Играющий
человек силой своего воображения создает около
себя условную действительность и в ней –
наиболее благоприятные возможности для
реализации своих стремлений, проявления
способностей .

Тем самым, игра – начало самостоятельной
творческой жизни человека, средство
самовыражения, проба сил. В игре развиваются
терпимость, толерантность,взаимопонимание,
независимость, активность, решительность,
инициативность, воля, выносливость, точность,
координация и т.д. Это реальность, выстроенная на
действующих законах, принятых обществом нормах и
ценности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми
действий взрослых и отношений между ними,
направленный на познание окружающей
действительности.

В период дошкольного детства ребёнок
включается в разные виды деятельности. Но игра –
особый вид деятельности по тем возможностям,
которые она открывает для ребенка. Роль игры в
воспитании и развитии ребенка дошкольного
возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского,
С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и других.

Читайте также:  Развитие ребенка старше 1 г

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка,
развития его “самости”. Игра в полной мере
выполняет свои развивающие функции, когда
является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально
насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе
воспроизведения их социальных отношений. Игра
создает благоприятные возможности для развития
у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как
члена определенного коллектива, впервые
появляется чувство единения, формируется
понятие “мы”. Дети начинают оценивать друг
друга, появляется общественное мнение.
Соответственно, благодаря игре детская группа
развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность
внимательно относиться к точке зрения другого,
смотреть на мир с его позиции. Тем самым
стимулируется преодоление детского
эгоцентризма, переход на новую ступень
интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной
деятельности детей воспитатель широко
использует игровые технологии обучения детей
(например, логико-математические, дидактические
игры). Игра выступает как оболочка – некое
обрамление образовательной деятельности
(например, игра-путешествие ) . В образовательной
деятельности применяются различные игровые
приемы: действия с игрушками, игровая имитация
движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы
поддерживают внимание детей, развивают
психические процессы, способствуют повышению
познавательной активности, стимулируют
проявления творчества.

Также личностные качества ребёнка формируются
в активной игровой деятельности.. Уже на ранних и
в младших возрастных ступенях именно в игре дети
имеют наибольшую возможность быть
самостоятельными, по своему желанию общаться со
сверстниками, реализовывать и углублять свои
знания и умения. Чем старше становятся дети, чем
выше уровень их общего развития и воспитанности,
тем более значимой является педагогическая
направленность игры на формирование поведения,
взаимоотношения детей, на воспитание активной
позиции. В игре постепенно развивается
целенаправленность действий. Если на втором и
третьем году жизни дети начинают играть, не
задумываясь, и выбор игры определяется попавшей
на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то
позднее детей приучают ставить цели в
строительных играх, а затем и в играх с игрушками.
На четвертом году жизни ребёнок способен идти от
мысли к действию, т.е. способен определить, во что
он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте
у детей часто преобладает интерес к действию,
из-за чего цель временами забывается. Однако уже
в этом возрасте детей можно научить не только
обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и
распределять роли. На первых порах перспектива
игры короткая — устроить ёлку для кукол, повезти
их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого
ребёнка было направленно на осуществление этой
цели. Под руководства воспитателя дети
постепенно приучаются определять некоторую
последовательность действий, намечать общий ход
игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в
том, как в содержание игры комбинируются
различные впечатления жизни. На четвёртом году
жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в
игре разные события, а иногда включают эпизоды из
сказок, большей частью тех, которые им показывали
в кукольном театре. Для детей этого возраста
важны новые, яркие зрительные впечатления,
которые включаются в старые игры. Отражение
жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в
разных комбинациях помогает образованию общих
представлений, облегчает ребёнку понимание
связи между разными явлениями жизни.

Для развития и воспитания детей в дошкольном
возрасте для игровой деятельности детей важны
также профессионально важные качества педагога,
которые прменяются мной как молодым
специалистом в педагогической деятельности с
детьми среднего дошкольного возраста.

— умение наблюдать игру, анализировать её,
оценивать уровень развития игровой
деятельности; планировать приемы направленные
на её развитие;

— обогащать впечатления детей с целью развития
их игр;

— обращать внимание детей на такие впечатления
их жизни, которые могут послужить сюжетом
хорошей игры;

— уметь организовывать начало игры;

— широко использовать косвенные методы
руководства игрой, активизирующие психические
процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые
ситуации (вопросы, советы, напоминания)

— создавать благоприятные условия для перехода
игры на более высокий уровень;

— уметь самому включаться в игру на главных или
второстепенных ролях, устанавливать игровые
отношения с детьми;

— уметь обучать игре прямыми способами (показ,
объяснения) ;

— регулировать взаимоотношения, разрешать
конфликты, возникающие в процессе игры, давать
яркие игровые роли детям с низким
социометрическим статусом, включать в игровую
деятельность застенчивых, неуверенных,
малоактивных детей;

— предлагать с целью развития игры новые роли,
игровые ситуации, игровые действия;

— учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры.
Если в это время ребенок наигрался от души, то в
дальнейшем он легко адаптируется к любым
ситуациям, принимая на себя разные роли.

Список литературы

1. Артёмова Л.B. Организация взаимовлияния детей
в игре // Дошкольное воспитание, 2000.  №4.- с.13-15.

2. Байер И. Воспитание детей в играх // Дошкольное
воспитание. 2001.  №12.-с.11-14

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности /
Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб. :
Детство-пресс, 2004.

Источник