Роль игры в коммуникативном развитии ребенка
Осадчева Карина
Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольника
СОЦИАЛЬНОЕ развитие это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентными.
Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего в семье. Ведь семья является основ-ным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, которой определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям, — все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша.
Но,если ребенок посещает дошкольное учреждение, то большую роль часть времен он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включается воспитатель.
«Социальная роль» — это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, за-нимающего в обществе или социальной группе определённое положение (Р. С. Немов). Ов-ладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становле-ния социального опыта. Рассуждать об овладении на этапе дошкольного детства детьми социальными ролями на первый взгляд, кажется, несвоевременно. В то же время общеизве-стно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в процессе игровой деятельности дошкольники приобретают первоначальный опыт выполнения элементарных игровых действий и принятия игровой роли социальной направленности.
В процессе социального развития у ребенка- дошкольника развивается эмоциональ-но-положительное отношение к себе и окружающему миру, взрослым и сверстникам, фор-мируется система внутренних и внешних мотивов, потребностей, элементар-ные социальные навыки Процесс формирования у дошкольников социальных навыков требует создания в ДОУ специальных психолого-педагогических условий и, в первую оче-редь, организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста, направ-ленной на достижение совместного результата детской деятельности. Такой образовательной деятельностью педагога с детьми, обеспечивающей достижение совместного результата является ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника происходит через игру, как ве-дущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры.
Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ре-бенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в вообра-жаемой социальной жизни. Дети учатся решать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра порождает у ребенка чувство свободы, радости, позволяет проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жиз-ни. Игра позволяет ребёнку проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни.
Игра — первая деятельность,которой принадлежит особенно значительная роль в разви-тии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок «играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра — практика развития». Выдающийся психолог Л. С. Выготский акцентирует внимание на том, что в игре ребенок не только свободен, т. е. он самостоятельно определяет собственные поступки, исходя из своего «Я», но и подчиняет свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи. Именно в процессе игры, по мнению Л. С. Выготского, ребенок приучается осознавать свои собственные действия, поступки, соотносить собственное поведение с поведением окружающих. Д. Б. Эльконин утверждает, что игра ребенка дошкольного возраста это своеобразная форма деятельности детей, предметом которой является взрослый человек его деятельность и система его взаимоотношений с другими людьми.
Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребенка постепенно в благоприят-ных условиях формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он при-учается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять кним навыки доброжелательного и терпимого поведения.
Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального по-ведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются дости-гать общий результат, оценивать.
В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются навыки и умения всту-пать в игровое взаимодействие со сверстниками.
Дети упражняются в умении выбирать и согласовывать со сверстниками тему игры, вы-слушивать мнения участников по поводу игрового сюжета, высказывать и корректировать собственное
мнение, распределять игровые роли с учетом индивидуальных потребностей и интересов партнеров, планировать развитие игрового сюжета, отбирать необходимые атрибуты и подготавливать недостающие.
У детей развивается умение самостоятельно соблюдать игровые правила, вноситьизме-нения в существующие правила, устанавливать новые, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно или с небольшой помощью педагога, справедливо оценивать результаты собственной деятельности и деятельности сверстников и отношениедетей к порученному делу.
Условия для развития сотрудничества между детьми создаются в разных видах детской деятельности, но приоритет игровой деятельности безусловен, ибо разнообразное содержа-ние игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление детьми эмоций позволяют им успешно накапливать опыт сотрудничества.
Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует высокого уровня сформированности у него социальных навыков по выбору способов и форм взаимодействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей, достижения общего результата.
Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков посредством ре-сурсов игровой деятельности осуществляется с младшего дошкольного возраста. В млад-шем возрасте комплекс включает разнообразные игровые упражнения, занимательных зада-ния, серии дидактических игр с предметами и настольно-печатные социальной направлен-ности. Комплекс содействует формированию у малышей элементар-ных социальных навыков –здороваться при встрече, благодарить, играть дружно, не отни-мать игрушки, не обижать сверстников и т. п. – и развитию ценностных личностных качеств активности, настойчивости, любознательности, самостоятельности, воспитанности.
Таким образом, игра является тем видом деятельности, в которой формируется личность, общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляю-щая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, располо-женности и любви к нему окружающих людей.
Источник
Светлана Михайлова
Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольника
Социально-коммуникативное развитие дошкольника происходит через игру, как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся решать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра порождает у ребенка чувство свободы, радости, позволяет проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни.
Дошкольное детство — период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребенок модулирует их в сюжетно – ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. На пятом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета игры и роли. Нередко общие интересы сближают детей, служат началом дружбы. В этом возрасте мы поощряем принятие роли, ролевое поведение и ее словесное обозначение для партнера, называние словом игровых действий, связанных с ролью, появление игрового диалога в форме ролевых высказываний. Обогащаем игровой опыт детей умением гибко менять роль в игре, переходя от одной роли к другой (обозначая этот переход для партнера, приобщаем к режиссерским играм (в которых дети, используя готовые фигурки или предметы-заместители, разыгрывают несложные сценки – бытовые события или эпизоды из стишков, сказок). Формируем способность действовать в игре в соответствии с общим замыслом, поддерживая развитие сюжета и взаимодействие играющих. Способствуем обогащению содержания самостоятельных игр детей, уделяя специальное внимание расширению кругозора, благодаря приобретенному опыту в других видах детской деятельности (конструирование, наблюдение, экскурсии, слушание и просмотр художественных произведений и т. д.). Поддерживаем совместные игры детей, организовываем ролевое взаимодействие со сверстниками,образование культурного игрового сообщества: учим договариваться друг с другом, конструктивно решать конфликтные ситуации в игре (уступить, использовать жребий, считалку). Поощряем самостоятельное создание детьми предметно-игровой среды для сюжетно-ролевой игры (предметов-заместителей, модулей). Организовываем досуговые игры (игры-головоломки, настольно-печатные – лото различной тематики и пр., которые приобретают более самостоятельный и разнообразный характер, игры-развлечения, театральные (кукольный театр, простые инсценировки, игры-драматизации). Очень важна роль воспитателя в коррекции действий ребенка. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрения.Разнообразить сюжеты можно предложив детям ситуации: «Идем в гости», «Отмечаем день рождения», «Открытие нового моста (дороги)» и т. д.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию, в них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. В подвижных играх дети учатся принимать решения, оказывать помощь, отстаивать свое мнение, не ссориться, спокойно реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.
В процессе непосредственно – образовательной деятельности я включаю игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» (по кругу передают цветок и говорят комплементы); «Знакомство» («я хочу вас познакомить с моим другом…» кто первый догадается, кто изображен на картинке, становится водящим); «А что вы знаете о цирке?» (дети делятся своими впечатлениями); «Вежливые слова». Очень важны длительные игры. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело.
Таким образом, игра является тем видом деятельности, в которой формируется личность, общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Источник
Наталья Афанасенкова
Роль игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Посредством игр развивается личность ребенка. Именно через неё ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Именно в игре дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением, подчинять свои интересы интересам других, что является необходимым условием любой деятельности. Посредством игрового общения, дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка и раскрывает его как самостоятельную личность.
Интерес к игре, желание участвовать в ней приводит к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой – то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни и формированию коммуникативных навыков, развитию которых способствует пример общения со сверстниками, с педагогами, родителями.
В педагогике дается следующая классификация игр,базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре: придуманные самими детьми – творческие (cюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры, придуманные взрослыми – игры с правилами (подвижные игры и дидактические игры):
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Посредством такой игры, ребёнок проникается мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков, тем самым ребенок расширяет и обогащает свою собственную личность, свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями.
Театрализованные игры – разыгрывание в персонажах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Строительно-конструктивные игры — отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Такого рода игры объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными, что делает их схожими с сюжетно-ролевыми играми.
Подвижные игры помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей — они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. В таких играх правила сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.
Дидактические игры способствуют преодолению трудностей в общении. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их. Для ребенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовке к разным сферам жизни.
В подвижных и дидактических играх важно опираться на активность самого ребенка, давать ему возможность приобретать свой собственный, неповторимый жизненный опыт, пробуя новые способы социального поведения и экспериментируя с ними.
Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит стремление познать окружающий мир и отразить это в игре. «Понарошку» ребенок может действовать, не опасаясь необратимых последствий, всегда зная, что есть возможность переиграть, переменить условия игры, партнеров или обстановку. Это создает определенную психологическую безопасность и активизирует действия ребенка по отношению к окружающему миру.
Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития. Общение ребенка со сверстниками, более разнообразное чем со взрослыми, подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учебы, построения семьи, отношений на производстве и на досуге.
Источник
Юлия Саплина
Роль дидактической игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников
Дидактическая игра – это одна из лучших форм обучения дошкольников. С помощью дидактической игры можно сделать процесс обучения максимально интересным и увлекательным. Дидактическая игра способствует развитию коммуникативных способностей детей, общению их между собой и педагогом. Участвуя в такой игре, педагог старается не только руководить познавательным процессом, он организует обучение воспитанников и на правах партнера старается направить каждого из участников игры на правильное выполнение игровых действий. Если дети испытывают затруднения, педагог может предложить определенный образец поведения в игровой деятельности, указать на правила игры и важность их соблюдений.
Формируя коммуникативные способности своих воспитанников, педагог стремится к созданию и развитию положительных мотиваций для общения, и тесной работе с родителями.
Так же ребенок должен понимать, какую конкретно задачу перед ним ставит педагог. Она должна быть понятна и проста, должна развивать интерес к дидактической игре и формировать игровую деятельность. Кроме того, педагогу не стоит спешить подсказывать игровые действия. Это будет способствовать тому, что игровая деятельность детей станет более осознанной, более результативной и поможет вжиться в игру, поможет сохранить соответствующее эмоциональное настроение, и что немало важно непринужденность.
В дидактических играх по коммуникативному развитию отрабатываются варианты разрешения различных конфликтов, выражается недовольство или одобрение сверстников, что позволяет сопереживать и поддерживать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
С помощью дидактической игры, воспитатель создает для детей такие условия, которые позволяют им играть вместе, регулировать своё настроение, поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными.
Дидактическая игра является важным компонентом в коммуникативном развитии дошкольников, так как способствует формированию у них умений и навыков эффективного и конструктивного общения.
Развивая коммуникативные способности, педагог должен заручиться поддержкой родителей, так как в семье воспитательный процесс не прекращается.Именно в семье есть возможность учить своего ребенка общению со взрослыми: взаимодействию, вступлению в контакт, умению знакомиться и представляться, поддерживать беседу.
Как же выстраивать работу по развитию социально-коммуникативных способностей у воспитанников с использованием дидактических игр?
Прежде всего, педагог должен определить цели и задачи. Учитывая возраст воспитанников,определяем цель: сформировать коммуникативные навыки и умения у детей младшего дошкольного возраста.Ставим перед собой задачи:
• сформировать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
• сформировать умения распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, учить выражать собственные эмоции;
• развивать у детей умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации, устанавливать новые контакты.
Подбираем игры, учитывая особенности дидактических игр. Они могут отличаться по обучающему содержанию, игровым действиям и правилам, по познавательной деятельности детей, по организации взаимоотношений между ними, по роли воспитателя. Так же учитываем составляющие дидактической игры — дидактическую задачу, правила игры, игровые действия и результат. Взрослый (педагог) играет ведущую роль, задает правила, делает расстановки. Это связано с тем, что игра носит учебную задачу.
Учитывая классификацию дидактических игр, выбираем необходимую группу,например: игры на развитие общения дошкольников со сверстниками; игры, направленные на формирование доброжелательных отношений; игры на развитие произвольности и осознанности поведения.
Опираясь на выше изложенную информацию, можно сделать вывод, что дидактическая игра развивает и закрепляет полученные ребенком знания в игровой форме, а значит дидактическая игра, является эффективным способом коммуникативного развития дошкольников.
Источник