Роль игры в физическом развитии ребенка дошкольного возраста

«Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста ».

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она является  эффективным  средством  формирования  личности  дошкольника,  его морально-волевых  качеств,  в  игре  реализуется потребность  воздействия  на  мир. Василий  Александрович  Сухомлинский  подчёркивал,  что  «игра –это  огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и другие. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.

Подвижная  игра —естественный  спутник  жизни  ребёнка,  источник

радостных  эмоций,  обладающий  великой  воспитательной  силой,  незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности  ребенка –дошкольника.  Ведущее  положение  игры  определяется  не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности;  игра  в  наибольшей  степени  способствует  психическому  развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Играя,  ребенок  не  только  становится  ловким.  Он  учится  слушать,  быть внимательным, выполнять определенные правила, согласовывать движения и, конечно же, находить взаимопонимание с детьми и дружить. Подвижные игры особенно важны для застенчивых деток, так как такие игры помогают преодолеть им робость. В игре дети забывают о своих стеснениях и начинают активно играть.

 Интерес  к  подвижной  игре повышает  ее  взаимосвязь  с  другими  видами деятельности дошкольников, в частности с изобразительной деятельностью, ручным трудом. Поэтому следует  поддерживать  стремление  ребенка  самостоятельно изготавливать, украшать игровые пособия, атрибуты и формировать соответствующие умения. Это своеобразная психологическая подготовка к игре, а вместе прекрасная возможность для развития творческих способностей.

Важное  условие  развития творческих  способностей  в  подвижных  играх —вариативность их содержания и формы организации. Воспитателю сначала самому, а дальше, постепенно привлекая к этому детей, необходимо подавать им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности,  усовершенствует  двигательные  навыки,  но  и  обогатит  игровой  опыт дошкольников,  научит  их нестандартно,  творчески  выполнять  хорошо  знакомые действия и решать новые проблемы.

Подвижные  игры  способствуют  также  развитию  у  дошкольников  речевого творчества. В процессе подвижной игры дети не только обозначают и сопровождают свои действия словом, обдумывая их, но и выражают свои мысли и чувства.

Подвижные  игры –сознательная,  активная,  эмоционально  окрашенная

деятельность  ребенка,  характеризующаяся  точным  и  своевременным

выполнением  заданий,  связанных  с  обязательными  для  всех  играющих правилами.

Практическая часть.

Игровая командная диагностика

Вопросы:

  1. Назовите средства, способствующие преодолению гиподинамии.

(Подвижные игры, физические упражнения).

  1. Какие компоненты входят в структуру подвижной игры?

(Содержание, игровые действия, правила).

  1. Что определяет содержание подвижной игры?

(Движения).

  1. Какую роль играют правила в подвижной игре?

( Правила в подвижной игре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего).

  1.  В какой деятельности детям дается объяснение новой игры?

(Во время проведения образовательной деятельности, на прогулке).

  1. Приведите пример объяснения дошкольникам какой – либо

подвижной игры.

(Педагог должен четко объяснить содержание и правила игры,

показать, где должны находиться играющие и как нужно

действовать).

  1.  Что необходимо для того, чтобы дети научились играть

самостоятельно?

(Игры следует повторять, поощрять организацию игр самими

детьми, вносить элементы новизны (усложнять правила,

вводить новые роли), удовлетворять интерес детей полюбившимся играм).

Источник

Татьяна Погодаева
Доклад «Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников»

Роль подвижной игры в физическом развитии дошкольников

Плынская Т. Ю.

МБДОУ «ДСОВ № 91»

Проблема физического развития подрастающего поколения сегодня рассматривается в качестве одной из приоритетных социально-педагогических задач.

Для укрепления здоровья детей особую роль играет применение разнообразных рациональных двигательных режимов и оздоровительных физических упражнений, подвижных игр, которые бы удовлетворяли требования учебного процесса и соответствовали закономерностям развития физических качеств дошкольника.

Детям дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что дети, которые постоянно находятся в движении, меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически.

В педагогике подвижные игры являются методом всестороннего развития индивидуальности ребенка. Подвижная игра является первым уроком физической культуры в жизни ребенка.

Игра – естественный спутник в жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Игры существуют разные: подвижные. сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и другие. Все они нужны и полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры – это самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.

Читайте также:  Консультация для родителей сенсорное развитие ребенка 3 лет

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождаются химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, деятельность сердца и легких и улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижныхигр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.

В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества.

Значение игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, часто сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности и товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

Наиболее эффективно проведение игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь.Это оказывает благотворное влияние на общее состояние детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

Дошкольный возраст – это именно тот период, когда осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Подвижные игры – одно из любимых занятий детей. Разнообразные игры, начиная от самых простых и кончая сложными, развивают немало спортивных умений и навыков.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных видов движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в подвижных играх.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью.С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале.

Игра помогает преодолеть ребенку робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Основная задача педагога – поддержание в игре достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умение действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений во многом зависит от того, сколько времени длится игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, то есть тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Читайте также:  Влияние детской литературы на развитие ребенка

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержания игр, их правил. Дети запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Таким образом уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются не только средством для развития движений, но и воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №31 п. Мирской МО Кавказский район

Консультация для воспитателей

«Роль игры   в физическом   развитии и укреплении здоровья ребёнка»

Составил: воспитатель Шилова Алла Викторовна

2017год

Консультация для родителей

«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка»

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое  в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни детей раннего  и дошкольного возраста, и является главным средством воспитания. Среди всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. 

Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. 

Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают

правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно

действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.

В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,

мышление, воображение, формируются социальные качества. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей, и для полноценной жизни в коллективе.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение

контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают

красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя и

реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество– важнейшие факторы оздоровления.

Читайте также:  Точки массажа для развития речи у ребенка

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно: и в организованной деятельности, и в режимные моменты, и на прогулке в каждой возрастной группе.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.

Мини-анкета для родителей

• Играете ли Вы с ребенком в подвижные игры?

• Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые вы играете все вместе.

• Помните ли вы считалочки, напишите их?

• Знает ли Ваш ребенок считалочки?

• Кто его научил (родители дома, детский сад, бабушки-дедушки).

.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.

Одна из главных проблем для каждого ребенка это нерастраченная энергия движения. Именно движение – необходимый фактор для правильного развития скелета. Очень важно для детей больше времени проводить на свежем воздухе, играть в подвижные игры. Движение ускоряет обменные процессы, ребенок «нагуливает аппетит», а кормление детей во многих семьях представляет большую проблему. Улучшая координацию движений, оказываем положительное влияние на рост и развитие интеллекта малыша.

Цель подвижных игр — это:

— Давать выход запасам энергии ребенка.

— Развитие координации движений.

— Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье.

— Развитие навыков общения.

— Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы.

— Развивать быстроту реакции.

Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр:

1. Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью.

2. Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

а) повышение уровня выносливости (игры с беговыми упражнениями),

б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах,

в) улучшение координации движений (игры с упражнениями с предметами)

3. Воспитание нравственно-волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, смелости.

При подборе и организации игр на прогулке необходимо:

учитывать сложность игр, целесообразность сочетаний их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;

1.заботиться о соответствии игр времени года, состоянию погоды;

2.предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли;

3.предлагать варианты усложнения подвижных игр;

4.использовать разные способы организации детей;

5.заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметно окружающей среды;

6.стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх, к проявлению активности, творческой инициативы.

Благодаря большой популярности число подвижных игр многообразно. Но при этом, каждая игра базируется на следующих понятиях или имеет следующие особенности: игра наполнена определенным содержанием, имеет свою форму.

Содержание игры составляют: сюжет (образный или условный), правила, двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

Форма игры – организация действий детей – индивидуальная, групповая, коллективная. Форма игры обуславливается ее содержанием.

Веселые и разнообразные игры помогают ребенку расширять свой кругозор, углублять представления о мире, познавать его и себя, как часть этого мира. Наилучший эффект достигается когда детки выходят на свежий воздух в сад или во двор и там играют. Активные движения бег, усиливают работу сердца и легких, увеличивается поступление кислорода в мозг, благоприятно влияет на все состояние, укрепляя нервную систему и психологическое состояние. Но, пожалуй, наиболее важную роль игра в жизни ребенка играет как процесс

обучения. В игре он начинает учиться общаться со сверстниками, старшими и младшими, познавать законы и правила окружающего мира. Особенности поведения ребенка в игре можно корректировать, усиливая и развивая положительные качества, стараясь подавить и объяснить ребенку плохие стороны его поступков.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

Источник