Роль игры как эмоциональное развитие ребенка

Роль игры как эмоциональное развитие ребенка thumbnail

Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.

Игра — особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и искусства. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Так Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Н. Карпова и др. рассматривали игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и определяли ее значение в процессе развития ребенка; особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец. Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л.Н. Барсукова, М.А. Васильева, Л.Н. Венгер, Я.Л. Коломенский, И.Ю. Кулагина, М.А. Михайленко и др..

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.

Игры детей развиваются в общении с взрослыми. В играх дети легко воспринимают черты быта семьи, впитывают богатства родной речи.

Игры детей дошкольного возраста богаты и разнообразны по содержанию и со временем всё больше приобретают коллективный характер. Дети трёх — шести лет играют много и дома, и в детском саду, и во дворе, и на улице.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели.

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через верёвочку, набрасывание лассо, движения с мячами, дают свой позитивный результат. Играя,дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом,следуя определённым правилам. Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояли, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных детей, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Читайте также:  Развитие ребенка 2 лет в тамбове

Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Н.К. Крупская предъявила к педагогике высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело вернее глаз, развиваются сообразительность находчивость инициатива. Игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания» — писала она.

Искусство воспитания — это творческие технологии педагога, фундаментальная основа которых — наука. Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда — педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра — это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила.

Источник

Елена Савинкина
Роль творческой игры в эмоциональном развитии дошкольников

РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Савинкина Е. П.

МБДОУ «ДСКВ№120» г. Братск

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается воспитатель в дошкольном образовательном учреждении, является нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей, что обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни.

Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. В развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает человека, в первую очередь, зависят его отношения с окружающим миром. Детей уже в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны помогать ребенку, и обеспечивать ребенку эмоциональный комфорт. Часто дети в незнакомой обстановке, не могут дифференцировать эмоции окружающих, что отражается на их самочувствии, неумении общаться и т. д.

Все это приводит к необходимости воздействия на ребенка дошкольного возраста, с целью развития эмоциональной сферы. А так как, игровая деятельность является ведущей в этом возрасте, то именно игра должна стать главным инструментом развития эмоций.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одно из наиболее важных проблем педагогики и психологии.

Ребенок дошкольник не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка.

Деятельность детей дошкольного возраста характеризуется отсутствием регламентированного результата, что в значительной мере способствует активному проявлению фантазии, творчества. Творческий характер игры имеет первостепенное значение для решения воспитательных задач, в том числе и для развития эмоциональной сферы. Деятельность в творческой игре заключает в себе возможности для объединения дошкольников, обладающих самыми различными умениями, знаниями, и позволяет каждому испытать радость успеха.

Творческая игра — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности по формированию эмоциональной сферы старших дошкольников.

Поэтому она дело жизненно важное, общественно необходимое. Эта деятельность — коллективная, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Она — творческая, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Особенности творческой игры дошкольников,это прежде всего:

• практическая направленность;

• коллективная организация;

творческий характер;

• дети заботятся друг о друге;

• об окружающих людях;

• о далеких друзьях;

• поиск лучших средств этой заботы;

Читайте также:  Центр развития ребенка центр ясенево

• все более четкая организация своей жизни;

• разнообразных дел на пользу и радость;

• это сплачивает воспитателей и воспитанников.

Именно эти особенности, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательной задач. Эти задачи в процессе творческой игры становятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени — при обсуждении результатов.

Этим творческие игрыпринципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т. п. для которых, напротив, характерна открытая постановка перед воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

В отличие от коллективных игр здесь на первый план выступает на создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно важного опыта, а не применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, навыков, которые должны быть переданы воспитанникам к учебной работе.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел — гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребёнка является освоение игровой деятельности.

Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых; ребёнок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации.

Игра является ведущей деятельностью, потому что даёт возможность ребёнку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребёнок вступить не может.

Игра – добровольная деятельность, она несёт в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника эта единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – такие игры называют «творческими».

Источник

Трофимова Гузель Рамдисовна,

Педагог- психолог МБДОУ № 83,

г. Нижнекамск, республика Татарстан

«Роль игры в эмоционально — личностном развитии детей дошкольного возраста»

        Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, представленные сами себе, они называют игрой.

-Что ты делаешь?

— Я играю.

Это типичный ответ маленького ребенка, обозначающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка в ведерко, бросание мяча, возню с приятелем, приготовление кукольного обеда и пр. другими словами, для ребенка игра –это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Для ребенка игра- средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.

Таким образом, игра обеспечивает ребенку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и прежде всего желание действовать, как взрослый, желание управлять вещами (которые на самом деле пока еще не очень подчиняются ему).

Однако игра – не только источник удовольствия, оказывается, она чрезвычайно важна для развития ребенка.

Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности в уме создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам мышления, творчества.  Воображения Кроме того, развитие воображения важно и само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая, специфическая человеческая деятельность.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но для развития его личности в целом.

Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки взрослых, ребенок проникается чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, социальных эмоций, начало нравственности.

        Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребенок, воспроизводя в игре взаимодействия и взаимоотношения взрослых, осваивает правила и способы этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

 В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних  заданий.

        Психологические исследования показывают, что ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками. Из этого сказанного ясно, что игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребенка. Но она помогает решать и более узкие педагогические задачи. В игре может происходить усвоение ребенком отдельных знаний, умении, навыков.

Читайте также:  Педагогические условия развития ребенка младшего дошкольного возраста

Источник

 Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Игра мощнейшая сфера «шалости»:самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществление. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвернуть в окружающем мире.
 Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умением ребенка управлять самим собой и вызывать возвышающее чувство удовлетворения: движения используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
 Игра — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в
 развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а  также на развитие определенных навыков  и умений. Игра — форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.
 О роли игры в воспитании детей говорят  многие специалисты. Но необходимо отметить, что сама по себе игра не даёт большого положительного эффекта, так как  игрой, особенно когда речь идёт о воспитании ребёнка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких-либо качеств личности ребёнка, в том числе и в эмоциональном развитии, подразумевают применение определённых методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций,
 которые в совокупности воздействуют на воспитание ребёнка.
 Игра  – это то главное, чем всегда занят  ребёнок. Именно поэтому важно направить  игру ребёнка в нужное «русло». П.Ф. Лесгафт относился к игре не просто как к детской забаве, а видел в ней своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания
 юной  личности».
      В процессе игры происходит  овладение новыми для детей
 сенсорными  и моторными навыками. Игра расширяет  познания ребенка о себе и о  мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение.
      Воспитывая дошкольника важно  передать детям определённые  первоначальные навыки
 эмоционального  общения, которые  необходимы ему  в дальнейшем для обучения в школе и просто для жизни. Но у детей отсутствует понимание о необходимости получения этих навыков и знаний, и если взрослый человек может осознанно и целенаправленно учиться чему-либо, то у ребёнка такая целенаправленность отсутствует. Нельзя ребёнка заставить слушать наставления о правильном эмоциональном поведении, так как ему это будет не интересно. Дети с удовольствием занимаются только тем, что нравится им самим. Ребёнок не может воспринимать то, что ему не интересно. Игра, — это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на его развитие.
 Применение  определённых игровых методик должно сопровождаться и другими приёмами эмоционального развития ребёнка в  совокупности. Среди основных методов и приёмов здесь можно посоветовать следующие:
 1. Наблюдение;
 2. Социометрическое  исследование;
 3.Наглядность;
 4. Моделирование;
 5. Использование  произведений художественной
 литературы;
 6. Развитие  речи;
 7. Использование  музыки;
 8. Изобразительная деятельность. 
 Наблюдение  позволяет понять, какие эмоции испытывает
 ребенок, и какое влияние имеют на него те или иные игры. В процессе проведения игры воспитатель должен обращать внимание на следующие моменты: 
 — хотят  ли дети поиграть вместе или  стараются избегать друг друга; 
 — как  дети включаются в игровое  обучение;
 — принимают  чужую инициативу или сопротивляются  ей;
 — кто
 из  детей находился в центре игры, а кто молча наблюдает издали;
 — какие  отношения преобладают — добрые  или конфликтные;
 — какие  эмоции преобладают —
 положительные или отрицательные.  Социометрические исследования (тесты) позволяют оценить эмоциональное состояние дошкольников. Они проводятся в процессе эмоционального развития и позволяют выделять эмоциональные особенности детей. 
       Применение наглядности в игровых  методиках как метода эмоционального
 развития  имеет свои особенности по причине  того, что эмоции беспредметны и  их можно изобразить только символически. Поэтому под наглядностью здесь  понимается пример эмоционального поведения воспитателя. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть как он изображает те или иные эмоции.
       Интересным для эмоционального  развития детей является  использование
 моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно
 использовать:
 — пиктограммы;  графические изображения лица; силуэты  людей,
 пантомимическое отражающие эмоции; подвижные аппликации и т.д. 
 Действуя  с подвижной аппликацией, ребенок  упражняется в моделировании  эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния. Для формирования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет  мир словесного искусства. Здесь можно включать в элементы игры небольшие рассказы и сказки.  Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные
 задания-игры:
 — выражение  эмоций мимикой (жестами): «удивись, как Мишка: Кто ел
 из  моей миски и разбил её?», «покажи, как огорчится дед и баба когда узнают, что их колобка съели…» и т. д. 
       Важным является включать в  методики элементы речи.
 Чтение  наизусть стишков, пересказ сказок, — всё  это обогащает эмоциональную  сферу ребёнка. При этом необходимо включать в обиход ребёнка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).
     Важным элементом игр при эмоциональном  развитии является музыка.
 Вслушиваясь в слова и музыку песен и  хороводов, ребенок приобретает
 первоначальные  понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.  Другим элементом игровых методик является изобразительная деятельность детей. Здесь важно использовать как можно большую цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. 

Источник