Роль игрушки в развитии речи ребенка
Статья
Милованова Елена Павловна
Изучение возникновения и развития речи ребенка было и остается актуально не только с точки зрения психологии, но и носит личностный и социальный характер. Большой вклад в изучение развития речи внесли известные психологи и исследователи: Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, А.Н. Гвоздев, Ж. Пиаже. Процесс становления речи отражает психическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка, и в наше время ей должно уделяться огромное внимание.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Значение речи, помимо психологической, имеет и социальную актуальность. Она является совершенным, емким, точным и быстродействующим средством общения между людьми. Речь рассматривается как составной элемент в структуре коммуникативной деятельности, которая в свою очередь играет решающую роль в становлении познавательной активности ребенка. Посредством общения и речи ребенок учится получать информацию из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. Речь и язык служат основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Одна из главных игровых задач по развитию речи дошкольника состоит в обогащении словаря ребенка, в усвоении им понятий, в понимании многозначности употребляемых слов и их смысловых оттенков. В играх развивается речевая активность, воспитывается интерес и внимание к родному языку.
Разработкой теории игры и роли игрушки в развитии личности ребенка, в том числе и их участие в развитии его речи в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Игрушка оказывает большое влияние на развитие речи ребенка: первые слова, которые ребенок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребенок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребенок сопровождает речью
Для начала уточним возрастные границы ребенка-дошкольника
Например, Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи. А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный — до одного года; преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет; дошкольный — до 7 лет; школьный – после 7 лет. В нашей статье за основу определения возрастной границы дошкольного периода ребенка, возьмем классификацию А.Н.Леонтьева, то есть возраст от 4 до 7 лет.
К 5–6 годам дошкольник уже оперирует солидным словарным запасом: порядка 3 тысяч слов. Ребенок начинает задумываться над тем, что именно и как он произносит, какими словами можно заменить привычные и всем известные названия. Благодаря такому детскому стремлению разнообразить свою речь появляются смешные и забавные словечки, придуманные детьми: вместо «я съел макароны» малыш говорит: «я намакаронился». Ребенок пытается создавать новые словообразования, но по незнанию законов языка делает это не вполне удачно.
Пятый год жизни ребенка — период, когда его речь развивается семимильными шагами. Именно сейчас происходит интенсивное умственное развитие. Ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать знакомые предметы, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и наречия. В этом возрасте большинство детей начинают точно выражать свою мысль, начинают внимательнее относиться к словам взрослых. Задав вопрос, он уже не отвлекается через минуту, а внимательно выслушивает ответ взрослого, стараясь понять его и запомнить.Пятилетние дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ.
Речь ребенка к 6-7 годам становится чистой и отчетливой, младенческое косноязычие пропадает. Ребенку уже доступно произношение монологов, хотя и не вполне совершенных в структурном отношении. Теперь ребенок буквально с каждым днем совершенствует свой словарный запас, учится более точным выражениям, развернутым предложениям. Обладая прекрасной памятью и смекалкой, ребенок прилагает все усилия для того, чтобы высказаться как можно понятнее, стремится быть понятым взрослыми. Кроме описательных моментов, присутствует эмоциональная окраска речи: ребенок, рассказывая о каком-либо событии, старается передать свое личное отношение к произошедшему.
Таким образом, мы видим, что речь ребенка-дошкольникаимеет свои особенности.
Предлагаю в следующем параграфе рассмотреть виды занятий с игрушками, которые способствуют развитию монологической речи дошкольника, обогащению его словарного запаса.
Виды занятий с игрушками
Огромное значение в развитие речи ребенка, обогащении его словарного запаса, имеют занятия с использованием игрушки.
Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, и может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию, пополнения словаря дошкольника.
Виды занятий по игрушкам:
1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке существа. Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Кто это?» и др.). Дидактические игры на описания, как правило, проводятся после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составления загадок детьми. Сначала дети учатся отгадывать загадки, а затем составляют загадки-описания. Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь). Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.
2. Сюжетные рассказы (повествования):
а) рассказ по набору игрушек и по отдельной игрушке – связный последовательный рассказ про игрушку, или группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры—драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам;
На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания.
На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта; две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель прячет игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша черную, а Соня куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»).
В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост». Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагается повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).
Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей. На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.
В дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряется их рассматриванием, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, пополняется словарный запас ребенка новыми словами-сравнениями, определениями. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.
Таким образом, эффективность занятий с использованием игрушки, как средства обучения в развитие монологической связной речи ребенка и обогащении его словарного запаса, не вызывает сомнений. Игрушка создает ребенку возможность закрепить и активизировать словарь, может служить источником новых слов. Игрушка вызывает у ребенка только положительные эмоции, желание высказаться, и поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
2. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Программа развития).
3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
4. Биткова О. Игра как фактор развития диалога. //Дошкольное воспитание. – 2007. — № 5.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / А.К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2005. — 215 с.
Источник
Всякий знает, какое место занимает игрушка в жизни ребенка. Все мы родом из детства и знаем, какие возможности раскрываются перед ребенком, когда впервые он вступает в страну игрушек.
Значение детских игрушек трудно переоценить. Без них у ребенка исчезает стремление узнать новое, не возникает желания играть. А ведь в игре ребенок развивается физически, умственно и духовно. Ребенок не только развиваетсяи знакомится с предметами окружающего мира, но и развивает свой активный словарь, узнает отношения между предметами, их сочетания по форме, числу, познает явления окружающей действительности и в итоге всего он выражает свои эмоции через речь. Игрушка для ребенка любого возраста полна смысла. Но любая игрушка для ребенка без участия взрослого теряет значительную долю привлекательности. Очень важно, чтобы мы показали ее ребенку и научили играть с ней. В основном помогают дидактические игры с игрушками. Занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны:рассматривание игрушек и предметов; описание игрушек; отгадывание и составление загадок самими детьми по теме игрушка; составление сюжетных рассказов по одной игрушке или их набору; коррекция речи посредством игрушек.
Требования к выбору игрушек
1. Игрушка должна содействовать развитию ребёнка, на каждой возрастной ступеньке дошкольного возраста (то есть игрушка должна соответствовать возрасту).
2. Игрушка должна соответствовать тематике и содержанию характера игры.
3. Игрушка должна быть динамичной (то есть побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре).
4. Игрушка нуждается в привлекательном красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.
5. Игрушка должна соответствовать гигиеническим требованиям (то есть игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка).
А теперь, давайте заглянем в логопедический «сундук» с игрушками!
Игрушечные магазины — самые любимые. При первой же возможности я заглядываю в такие магазины, особенно в отпуске. Игрушки просто необходимы для занятий с детьми. Я не скупаю все подряд, а очень внимательно выбираю. Некоторые игрушки из моей коллекции могут показаться странными, но у каждой своя задача. За годы работы появилось мною собрано много самых обычных на первый взгляд игрушек, которые помогают мне при работе по коррекции речи детей. Надеюсь, что мой рассказ поможет вам сориентироваться в многообразии игрушек, подтолкнет к правильному решению и убережет от ненужных трат.
Мячик.
Перекидывая или катая мячик можно выполнять огромное количество упражнений. Этот прием особенно хорош для подвижных детей, которым сложно усидеть на месте. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности я выбираю мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.
Примеры игр:
1.Автоматизация звуков изолированно или в словах: предложите малышу, подкинуть мяч вверх повторить звук или слово.
2. Обучение элементам грамоты: бросайте ребенку мячики разного цвета, ребенок ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета.
3. Формирование слоговой структуры слова: произнесите ребенку первую часть слова, а ребенок, когда поймает мяч произнесет вторую: са — хар, са — ни.
4. Пополнение словаря: бросьте мячик ребенку, называя звук, на который он должен назвать слово.
5. Развитие лексико – грамматических категорий: бросьте мяч ребенку и назовите слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.
Волшебный мешочек или коробка с сюрпризом.
Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить. Если вам нужно привлечь внимание ребенка к предмету, спрячьте его в волшебный мешок.
Пример игры:
Возьмите непрозрачный мешочек, положите в него предметы на изучаемую тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т.д.) и предложите ребенку наощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т.д.
Трубочка.
Подобную игрушку вы можете встретить в разных вариантах в магазине: деревянную или пластмассовую.Эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.
Пример игры:
Предложите ребенку подуть в трубочку, а вы в это время считайте, как долго шарик удержится в воздухе. Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а ребенок будет чувствовать себя чемпионом.
Прищепки.
Снова, не столько игрушки, сколько бытовые вещи. Занятия с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и
добавить игры в эти действия. И тогда прищепки уже не прищепки, а птички, машинки и проч.
Примеры игр:
1.Покажите ребенку ежика и скажите: «Смотри, какой ёжик пришел к нам в гости. Он по дороге потерял все иголочки. Давай ему поможем и сделаем ему иголки. А теперь давай пофырчим, как ежики». А вот тучка прилетела и дождик пошел. Давай сделаем дождик тучке. Как он капает? (ребенок произносит, как капает дождик: кап-кап кап-кап)»
2. Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] — твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] — гласный, поэтому прищепка красная.
3. Прищепки (красные – гласные, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные) послужат вам для составления звуковой схемы слова.
4. Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Покажите ребенку карточку со словом и просит поставить ударение с помощью прищепки.
Пальчиковый театр.
Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя.
Пример игры:
Разыграйте хорошо знакомую сказку по ролям, надевая и снимая игрушки, двигая ими по сюжету сказки, вы развиваете ловкость пальчиков, мелкую моторику ребенка. Большинство игр с пальчиковыми игрушками — это театрализованные игры по сказкам или пальчиковые игры со стихами.
Детский конструктор. Балансирующие блоки.
Отличается своей простотой исполнения и многофункциональностью. И, конечно же, самой лучший развивающий тренажёр. Развивает фантазию, творчество, речемыслительные процессы умение сортировать – дифференцировать детали, развивает глазомер помогает заинтересовать ребёнка, отвлечь, успокоить, развивает умение сосредотачиваться, а также самое главное развивается мелкая моторика, что способствует развитию речи.
Мозаика.
Развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, пространственные отношения, зрительный анализ и синтез. Ребёнок, который легко справляется с воспроизведением мозаичного рисунка с образца, в дальнейшем так же успешно будет переписывать с образца любые графические элементы, ориентироваться на листе бумаги, и навык письма сформируется без особых проблем.
Пирамидка.
Обычная пирамидка поможет в развитии не только мелкой моторики, но и речи. Предложите ребенку надевать колечко при этом проговаривать правильно слоги ил слова.
Детские музыкальные инструменты.
Духовые инструменты – дудочки, губные гармошки, свистки способствуют формированию длительного выдоха, что очень важно для постановки речевого дыхания. Ударные инструменты развивают чувство ритма и координируют работу обеих рук (т.е. развивают межполушарное взаимодействие). Все музыкальные инструменты развивают слуховое восприятие и внимание. Пение под музыку развивает все стороны речи.
Кубик с точками.
На первый взгляд не понятная игрушка и что она развивает? Предложите ребенку бросить ее и сосчитать, сколько точек ему выпало. Пусть он назовет столько предметов или слогов (на автоматизацию) сколько точек ему выпало.
Мягкая игрушка.
Им можно доверить секрет, поведать обиды и найти у них утешение. Как правило, ребёнок легко общается с игрушкой, строит с ней диалог, проговаривая сам воображаемые ответы. То есть развивается внутренняя речь. А если животик игрушечного зверя набит гранулами, польза двойная: перебирая их, ребенок будит вести себя спокойнее и будет активно развиваться мелкая моторика рук.
Занятия с использованием игрушек влияют на развитие детей во многих направлениях: обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, развивают психические процессы, мелкую моторику, дыхание, активизируют разнообразный словарь, развивают речь. На самом деле, список игрушек можно продолжать! Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается.
Источник