Развитие наречия у ребенка

Рекомендации по обучению детей с ОНР
усвоению наречий (возраст детей 5-7 лет)

Автор: Богдашкина Лейла Азатовна

Организация: ДОУ №66

Населенный пункт: Липецкая область, г. Липецк

  1. Формирование наречий у детей в норме и при ОНР

Наречие это самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Единичные наречия появляются в речи детей рано, ещё в период бесформенного двухсловного предложения — в 1 год, почти одновре­менно с именами существительными. В 1 год 10 мес. наречия появляются систематически.

1 год 9 мес. -2 года

Наречия места: там, где, туда, сюда, вон, назад, здесь.

1 год 10 мес. — 2 года

Наречия количества: много, ещё, чуть- чуть, пополам.

1 год 10 мес. — 2 года 1 мес.

Наречия модальности: можно, нельзя, нужно, надо.

1 год 11 мес. — 2 года 2 мес.

Наречия времени: сейчас, скоро, вчера, теперь, тогда.

1 год 11 мес. — 2 года 3 мес.

Наречия оценки: горячо, холодно, вкусно.

2 года 2 мес.

Наречия используются в качестве сказуемого (Варить кашу надо.).

После 2 лет

Наречия используются в качестве безличного предло­жения (Темно.).

К 3 годам

В речи ребёнка встречается более 70 различных наре­чий.

3 года 3 месяца

Ребёнок самостоятельно образует наречия.

У детей с ОНР словарь наречий крайне беден. Ребенок 5-6 лет с ОНР III уровня в основном употребляет наречия, обозначающие место (там, здесь, туда), времени (сейчас, потом), модальности (надо, не надо), температуры (горячо, холодно), оценки (хорошо, плохо).

  1. Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению наречий

Употребление в речи наречий позволяет, во-первых, более точно и всесторонне охарактеризовать действия, во-вторых, указать признак имени существительного («дом напротив»), в-третьих, обозначить меру или степень качества имени прилагательного («чрезвычайно интересная книга»). С точки зрения структуры предложения, введение наречия позволяет распространять предложения обстоятельствами («Машина быстро мчалась по дороге.») или определениями («Петя живёт в доме напротив.»). Иногда наречия могут выступать в роли сказуемого («Мне холодно.»).

Предлагаю вести работу по усвоению правильного употребления наречий детьми с ОНР по следующим основным направлениям:

  1. Формирование умения выделять действия из наглядной ситуации и развитие понимания, что действия отличаются друг от друга своими признаками.
  2. Накопление словаря.
  3. Формирование умения выделять признаки действий по вопросам куда? где? как? когда? сколько? и др. и правильно отвечать на эти вопросы.
  4. Формирование умения самостоятельно задавать вопросы куда? где? как? когда? и др.

Рассмотрим последовательность работы по усвоению смысловых групп наречий. Деление на этапы весьма условно.

1 этап. Практическое овладение пространственным значением, т. е. усвоение наречий, обозначающих место, отвечающих на вопросы куда? откуда? (там, здесь, туда, вправо, влево, вверх, вниз, впереди, позади и др.).

Дидактические игры и упражнения: «Куда едет машина?», «Куда ползет гусеница?», «Где кукла?», «Откуда слышен звук?», «Здесь, там», «Куда бросили мяч?».

2 этап. Усвоение наречий, обозначающих качество (образ) действия, отвечающих на вопросы как? каким образом? (хорошо, плохо, быстро, медленно, правильно и др.).

Дидактические игры и упражнения: «Настроение», «Расскажи, как передвигается», «Поступки».

3 этап. Усвоение наречий модальности (можно, нельзя, надо).

Дидактическая игра «Правила».

4 этап. Практическое овладение временными отношениями, т. е. формирование умения составлять предложения со словосочетаниями «наречие + глагол в настоящем или прошедшем времени». Наречия обозначают время действия и отвечают на вопрос когда? (сейчас, вчера, сегодня, завтра, рано, поздно).

Дидактические игры и упражнения: «Режим дня», «Времена года».

5 этап. Практическое овладение умением составлять предложения со словосочетаниями «наречие + глагол», выражающими количественные отношения. Наречия обозначают меру, количество и отвечают на вопрос сколько? (много, мало).

Дидактическая игра «Много, мало».

6 этап. Образование отрицательных наречий от вопросительных с помощью приставок не- и ни- (нигде, никогда, негде, некуда и др.).

  1. Словарный запас наречий, рекомендуемый для детей с ОНР

1 год обучения

2 год обучения

Овощи и фрукты

Высоко, низко, глубоко, быстро, вкусно, много, мало, аккуратно, осторожно

Домашние животные и птицы

Дружно, быстро, громко, тихо, звонко, утром, вечером, днем, много, мало, сердито, осторожно

Заботливо

Дикие животные

Дружно, быстро, громко, тихо, звонко, много, мало, сердито, осторожно

Ловко, неуклюже, трусливо, уверенно, внезапно

Одежда, обувь, головные уборы

Хорошо, плохо, много, мало, чисто, грязно, красиво, аккуратно, самостоятельно

Бережно, по-летнему, по-зимнему, по-весеннему, по-осеннему

Посуда

Сухо, чисто, грязно, аккуратно, много, мало, осторожно

Досуха, бережно, полно

Осень

Высоко, низко, ярко, темно, светло, ясно, солнечно, сухо, сыро, холодно, тепло

Пасмурно, дождливо, вчера, сегодня, завтра

Перелетные птицы

Грустно, весело, звонко, рано, поздно, осторожно, далеко

Заботливо, вместе, рано — раньше, поздно — позже

Зима и зимние забавы

Холодно, тепло, морозно, тихо, громко, весело, смешно, много, мало, осторожно, скользко

Пасмурно

Новогодний праздник

Весело, звонко, громко, шумно, радостно, много, красиво, ярко

Зимующие птицы

Холодно, много, мало, осторожно

Пугливо, жалобно, негде, некуда

День защитника Отечества

Высоко, дружно, внимательно, далеко, храбро

Героически, отважно, зорко, торжественно

Весна

Весело, звонко, ярко, тепло, прохладно, быстро, шумно, рано, радостно, красиво

Дождливо, ярко – ярче, тепло – теплее

Мамин праздник

Красиво, нарядно, аккуратно, весело, рано, чисто, много

Радостно, заботливо

Профессии

Где, там, здесь, правильно, чисто, аккуратно, внимательно, много – мало, рано – поздно, ровно, осторожно

Заботливо, бережно

Транспорт

Спокойно, опасно, быстро, медленно, громко, тихо, четко, можно, нельзя, рано, поздно, утром, вечером, далеко, близко, много, мало, осторожно, впереди, позади, внимательно

Направо, налево, справа, слева, вверх, вниз, пешком

Семья

Ласково, дружно, можно, нельзя, рано, поздно, много, мало, внимательно

Заботливо, некогда, никогда, всегда, ничуть

Мебель

Красиво, чисто, аккуратно, осторожно, гладко, удобно

Заботливо

  1. Дидактические игры, упражнения и задания, используемые для усвоения детьми с ОНР наречий
Читайте также:  Развитие памяти у ребенка с дизартрией

Все игры и упражнения направлены на развитие внимания, памяти и мышления.

«Куда бросили мяч?»

Цель: Учить детей различать и правильно употреблять наречия «далеко», «близко».

Оборудование: Мяч.

Содержание:

I вариант

Логопед бросает мяч и просит детей внимательно посмотреть, подумать и сказать, куда он бросил мяч — далеко или близко. Затем кто-то из детей бросает мяч.

Образец: Саша бросил мяч далеко.

II вариант

Логопед (или ведущий) даёт инструкцию, куда бросить мяч. Дети выполняют и составляют предложение по демонстрируемому действию.

«Куда едет машина?»

Цель: Учить детей различать и правильно употреблять в речи наречия «вправо», «влево», «направо», «налево», «вверх», «вниз», «вперёд», «назад».

Оборудование: 2 машинки, карта.

Содержание:

I вариант

Машинка выехала из гаража. Логопед (ведущий) передвигает машинку. Куда поехала машинка?

Образец: Машинка поехала вперёд.

II вариант

Логопед тихо даёт инструкцию, ребёнок передвигает машинку. Дети составляют предложение по демонстрируемому действию.

Образец: Петина машинка повернула направо.

«Куда ползёт гусеница (летит шмель, бабочка)?’»

Цель: Учить детей различать и правильно употреблять в речи наречия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Оборудование: Дерево, цветок, овощи, гусеница (бабочка, шмель).

Содержание: Логопед (или ведущий по инструкции логопеда) передвигает гусеницу (муравья). Дети составляют предложения.

Образец: Гусеница ползёт вверх по дереву.

«Откуда слышим звук?»

Цель: Учить детей слышать неречевые звуки и определять их направление, различать и правильно употреблять в речи наречия «слева», «справа», «спереди», «сзади».

Оборудование: Бубен (колокольчик, дудочка).

Содержание: Логопед бьёт в бубен (играет на дудочке). Дети определяют, откуда слышен звук.

«Здесь, там»

Цель: Учить детей различать и правильно употреблять в речи наречия «здесь», «там».

Оборудование: 2 стола, игрушки.

Содержание: На двух столах лежат разные игрушки.

I вариант

Надо перечислить, какие игрушки лежат здесь, а какие — там.

II вариант

Логопед спрашивает, где находится какая-либо игрушка, ребёнок отвечает. Образец: Кукла здесь. Машинка там.

«Где кукла?»

Цель: Закрепить в речи детей наречия «впереди», «позади», «слева», «справа», «вверху», «внизу».

Оборудование: Набор картинок или кукла и предметы.

Содержание:

I вариант

Логопед показывает куклу и сажает её слева от стула, справа от стула… Дети отвечают на вопрос «Где сидит кукла?»

II вариант

Детям раздают картинки. Надо составить предложение по своей картинке.

Образец: Кукла стоит слева от стула.

«Найди игрушку»

Цель: Активизировать в речи детей наречия «налево», «направо», «вперёд», «назад».

Оборудование: Игрушка.

Содержание: Ведущий выходит из комнаты. Дети с логопедом прячут игрушку. Ведущий возвращается. Он должен найти игрушку.

I вариант

Дети с логопедом направляют движения ведущего: «пойди прямо», «поверни направо».

II вариант

Сразу дается полная инструкция из двух – четырех действий: «Сделай три шага прямо, поверни налево, сделай два шага вперед, поверни направо.»

«Много, мало»

Цель: Учить детей различать понятия «много — мало», составлять предложения с этими наречиями.

Оборудование: Карточки с изображениями предметов.

Содержание: У детей карточки с предметами.

I вариант (лёгкий)

Логопед говорит «много», поднимают карточки те дети, у которых на карточках много предметов.

II вариант

Дети составляют предложения по своим карточкам.

Образец: У меня много вишен. У меня мало яблок.

«Настроение»

Цель: Активизировать в речи детей наречия, обозначающие качество действия.

Оборудование: Картинки с изображением лиц, выражающих разное настроение.

Содержание: У детей картинки.

I вариант

Логопед называет качество действия «грустно», «весело», и т. п. Ребёнок показывает соответствующие картинки.

II вариант

Дети составляют предложения по картинкам.

Образец: Девочка весело смеётся.

«Расскажи, как передвигается»

Цель: Активизировать в речи детей наречия, обозначающие качество движения, составлять с ними предложения.

Оборудование: Набор картинок.

Содержание: У детей картинки. Надо составить предложения.

Образец: Лиса осторожно крадётся. Машина быстро едет. Белка ловко прыгает.

«Поступки»

Цель: Воспитывать умение анализировать поступки людей, составлять распространённое предложение по сюжетной картинке.

Оборудование: Набор сюжетных картинок.

Содержание: Надо составить предложение по сюжетной картинке и определить, хорошо или плохо поступает герой картинки.

Образец: Девочка поливает цветы. Она поступает хорошо.

«Правила»

Цель: Воспитывать умение анализировать поступки людей, составлять распространённое предложение по сюжетной картинке.

Оборудование: Набор сюжетных картинок.

Содержание:

I вариант

У детей картинки. Логопед называет «можно», дети поднимают соответствующую картинку.

II вариант

У каждого ребёнка несколько картинок. Надо разделить их на две группы: что можно и что нельзя делать.

III вариант (для детей с высоким уровнем речевого развития)

У детей картинки. Надо составить по ним предложения. Дети сами формулируют правила поведения.

Образец: Нельзя есть суп руками. Нельзя перебегать дорогу на красный свет.

«Режим дня»

Цель: Учить детей употреблять наречия времени.

Содержание: Логопед задаёт вопросы, дети отвечают.

Образец:

Л: Когда ты идёшь в детский сад?

Р: Утром.

Л: Когда ты смотришь «Спокойной ночи малыши»?

Р: Вечером.

«Времена года»

Цель: Учить детей употреблять наречия времени.

Оборудование: Набор сюжетных картинок.

Содержание: Логопед задаёт вопросы, ребёнок отвечает с опорой на сюжетную картинку.

Образец:

JI: Когда тает снег?

Р: Снег тает весной.

Л: Когда солнце встаёт летом?

Р: Летом солнце встаёт рано.

Л: Сколько листочков на деревьях летом?

Р: Летом на деревьях много листочков.

«Сделай, не ошибись»

Цель: Закрепить в речи детей наречия «справа», «слева», «впереди», «позади». Содержание: Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы.

Образец: Встань так, чтобы стол был справа от тебя. Где стол?

«Добавь слова»

Цель: Активизировать в речи детей наречия «справа», «слева», «впереди», «позади».

Читайте также:  Сенсорные столы для развития ребенка

Оборудование: Мяч.

Содержание: Дети встают в круг. Логопед называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова: «справа», «слева», «впереди», «позади».

Образец: Стол стоит справа.

Список используемой литературы

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1999.
  4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1977.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. С.-П., 1999.
Опубликовано: 21.04.2015

Источник

    Известно, что условия обучения детей с ОНР определяются особенностями их речевого развития. Но всем им требуются специальные занятия по накоплению словаря и овладению навыками связной речи. Расширение словарного запаса может происходить либо путём объяснения логопедом значения новых слов, либо с помощью конкретной ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слова.

  Знакомство с наречиями происходит на  самых ранних этапах развития детей. Ребёнок очень часто использует слова, которые помогают ему выразить своё отношение к окружающему миру. Малыш пытается определить, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что некрасиво, что мило, а что безобразно. Наречие — часть речи, которая помогает ребёнку оценить окружающий мир.

   В школе, когда наречие как часть речи уже является неотъемлемой  единицей языка, дети, скорее, продолжают «сотрудничать» с наречием, ведь многие темы так или иначе связаны с этой частью речи. Далее мною приводятся игры и задания, которые научат ребёнка правильно образовывать и использовать наречия.

  Ознакомление с новым материалом у  учеников начальной школы, даже в 3-4 классах, должно происходить в непринуждённой, игровой форме. Для того, чтобы усвоить, что такое «наречие», как оно образуется и употребляется — мало выучить правило. В игре,  на занятии с элементами сказки дети, как правило, скорее адаптируют для себя этот трудный материал. Чтобы вызвать интерес к теме занятия – использую грамматические сказки  « Кто важнее?» и « Проделки наречий».

   Тема « Слова- противоположности» , изучающая слова- антонимы, тесно связана с образованием и употреблением наречий.  В данной теме использую следующие задания:

1) К каждому наречию из левого столбика подберите наречие-антоним из правого столбика, запишите парами.

     Образец: тускло-ярко.

Тускло, поздно, высоко, вдали, светло, внизу, чисто, устно, сытно, поближе, редко, весело, трудно, вредно, глубоко, вперёд, громко.

 Назад, ярко, тихо, рано, полезно, легко, низко, темно, грустно, грязно, голодно, вблизи, вверху, письменно, подальше, часто, мелко.

2) По образцу в таблицу впишите слова, противоположные данным.

светло

     т

     е

       м

    н

     о

грязно

вблизи

тяжело

холодно

Слова для справок: легко, чисто, вдали, тепло.

легко

     т

    я

   ж

     е

     л

       о

грустно

низко

близко

плохо

Слова для справок: весело, высоко, далеко, хорошо.

3) Прочитайте и найдите антонимы. Составьте рассказы, используя пословицу как заголовок.

      Сначала подумай, потом отвечай.

      Легко друга найти, да трудно сохранить.

      Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

      Сто друзей — мало, один враг- много.

      Лучше друг вдали, чем враг вблизи.

      Правда рано или поздно восторжествует.

   Также при изучении антонимов на занятиях мною используется игра  « Подбери пару».

4) Игра « Подбери пару». Детям раздаются карточки с картинками. Один ученик поднимает картинку и называет наречие, которое выражает ситуацию на картинке, например: плохо. Дети находят среди своих картинок наречие-антоним ( хорошо).

Картинки парами вывешиваются на доску. Устно с данными  словами ребята придумывают и проговаривают вслух предложения. Данная игра помогает закрепить правильность употребления наречий в связи с их лексическим значением.

 Карточки с картинками:    хорошо — плохо

                                                 много – мало

                                                 светло – темно

                                                 быстро – медленно

                                                 сладко – горько

                                                 мягко – жёстко

                                                 сыро – сухо

                                                 тихо — громко

5) Ещё один вид заданий на определение наречий – работа с текстом. Детям раздаются карточки со стихотворением, из которого они самостоятельно должны выбрать слова-антонимы (наречия)  и выписать парами. Данный вид задания можно выполнять и устно, тренируя тем самым слуховую память.

Читайте также:  Если ребенок отстает в развитии 6 месяцев

   Тема образования и использования наречий  отражена и при изучении слов- синонимов.

 Виды заданий:

1) Прочитайте предложения. Выпишите наречия- синонимы:

  1. Моряк твёрдо стоял на ногах. Я так прочно на качающейся палубе стоять не мог. 2. Петя отважно вступил в бой. Его друзья воевали не менее храбро.  3. Грозно в синей вышине стояли тучи в стороне. Зловеще ветер выл в трубе.  4. Над рекой тихо светит луна. По реке бесшумно скользят парусные лодки.  5. Куда ни оглянись — повсюду рожь густая. Во время праздника везде люди поют, танцуют, смеются.

2) Подберите к словам из левого столбика наречия-синонимы из правого столбика   и запишите их парами. Составьте словосочетания.

 Образец: отлично- прекрасно.

Отлично,  вверху, быстро, сзади, близко, грустно, бессердечно, назойливо, безмолвно, разумно, бесстрашно, трудно.

Тяжело, прекрасно, наверху, храбро, беззвучно, скоро, позади, рядом, печально, жестоко, надоедливо, умно,  важно.

3) По образцу впишите в таблицу  наречия , синонимичные данным.

повсюду

     в

      е

      з

       д

      е

нетрудно

быстро

скучно

близко

опять

обратно

Слова для справок: легко, рядом, скоро, уныло, снова, назад.

прежде

   р

   а

   н

   ь

   ш

   е

невесело

крепко

 близко

удовлетворительно

Слова для справок: хорошо, грустно, прочно, вблизи.

   Из опыта работы знаю, что дети очень любят работать с индивидуальными карточками. Я подготовила несколько видов заданий, которые можно использовать не только при прохождении тем, связанных с наречием, но и в качестве повторения или закрепления в любое время. Карточки можно использовать как на групповых занятии, так и на индивидуальных.

 Карточки « Что как делать?»

                      «Осень»

                       «Зайчик»

                      «Слова-враги»

                      « Закончи предложения»

                      « Какой — как?»

                       « Найди лишнее»

 Формирование связной речи подразумевает использование всех частей речи, их правильное употребление. Однако дети очень редко используют в своих рассказах  наречия.  Тогда на помощь спешат сюжетные картинки. На обороте данных карточек – картинок указаны опорные слова, которые ученик должен использовать при составлен по картинке рассказа.

 Карточки- картинки со словами:  тепло, мокро, ветрено, интересно,  весело,

                                                                    долго;

                                                                    прохладно, грустно, красиво, медленно,

                                                                    свежо, светло  и т. д.

  Данный вид заданий тоже можно использовать довольно часто, а также давать на дом.

    На логопедических занятиях я повожу физкультминутки. Данный вид отдыха можно использовать для повторения наречий:

  1) Игра « Скажи наоборот» .  Логопед кидает ребёнку мяч и называет слово, ученик возвращает мяч обратно и называет слово- противоположность.

  Слова: тепло — (холодно), морозно- (жарко), глубоко- (мелко), высоко-(низко), далеко- (близко), широко- (узко), тихо- (громко).

  2) Игра « Измени слово». Логопед бросает мяч и называет слово , отвечающее на вопрос какой? , ученик возвращает мяч обратно и называет родственное слово, отвечающее на вопрос как?

   Слова: вежливый – ( вежливо)

                 терпеливый- ( терпеливо)

                 ласковый- ( ласково)

                 страшный- ( страшно)

                 грустный – ( грустно) и т.д.

    Таким  образом, подводя итог, можно утверждать, что при изучении образования и употребления наречий важную роль играют наглядность, игровые моменты , доступный смысловой контекст на групповых и индивидуальных занятиях. Все эти аспекты помогают выполнять основную цель логопедических занятий: обогащение словарного запаса школьников, создание грамотной, правильной и, самое главное, выразительной речи наших учеников.

Список используемой литературы

1. Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юшина Г. Н.

   Система упражнений по коррекции письма  и чтения детей с ОНР .        

   Практическое пособие для логопедов.- Воронеж, 2006

2. Волина В. В.   Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995

3. Володина Н. В. Говорю красиво : для детей 6-7 лет.- М.: Эксмо, 2008

4. Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет.- М.: Олма Медиа                                  

    Групп , 2008

Источник