Роль игрушек в развитии ребенка в первые годы жизни

Роль игрушек в развитии ребенка в первые годы жизни thumbnail

Лариса Денисова
Роль игрушки в развитии и воспитании детей раннего возраста

«Роль игрушки в развитии и воспитании детей раннего возраста»

Роль игрушки в жизни ребёнка очень разнообразна. Игрушка есть неисчерпаемым источник радости, с помощью игрушки можно наиболее интересней организовать игру и устроить весёлое развлечение. Большую роль она играет и в воспитании детей. Игрушка помогает формировать у детей понятия об окружающих предметах, умение разнопланово с ними действовать, способствует обучению детей правилам поведения, взаимодействия с близкими людьми.

На каждом возрастном этапе развития детей игрушка играет свою основную роль. Так, на первом месяце жизни ребёнка игрушка является внешним раздражителем, стимулирует деятельность анализаторов – слуха, зрения, прикосновения — и влияет развитию и усовершенствованию этих функций.

С возрастом роль игрушки возрастает. Она влияет на развитие движений ребёнка – сначала головы, а затем и более сложных – движение рук, движений, связанных с перемещением ребёнка в пространстве (переворачиванием, лазанием, хождением с опорой, самостоятельное хождение)

Кроме этого на первом году жизни детей игрушка влияет на возникновение у детей эмоционально-позитивного настроения, голосовых реакций, которые влияют сначала во взгляде частичных радостных звуков, а затем переходят в длительное их проговаривание–гуление, а после 7-8 месяцев и в лепете.

На втором и третьем году жизни ребёнка игрушка в ещё большей мере влияет на всестороннее его развитие. Игры с игрушками положительно влияют не только на развитие движения, а и внимания, памяти, помогают формировать у детей положительные черты – умение доводить начатое дело до конца. Например, ребёнок прилагает большие усилия, чтобы построить из кубиков башенку, которая была бы устойчивой, не падала, или нанизать кольца на стержень пирамидки или попасть мячом в цель и др.

Для того чтобы игрушка играла значительную роль в том или ином периоде развития ребёнка, нужно тщательно подбирать их. А правильно подобрать игрушки воспитатель может только тогда, когда знает не только программные задачи, а и то, как происходит развитие игры у детей первого, второго и третьего года жизни.

Давайте более подробно рассмотрим вопрос развития действий с предметами на первом году жизни. Как свидетельствует педагогическая литература, игра возникает в конце первого года жизни ребёнка. До этого периода ребёнок овладевает умениями действовать разными предметами. Эти умения ещё очень примитивные, но они необходимы для дальнейшего развития игры.

Развитие умений действовать с предметами тесно связано с развитием органов чувств и осуществляется поэтапно. Так, на первом месяце жизни под влиянием внешних раздражителей (лицо и голос взрослого, яркая игрушка, которые вызывают деятельность анализаторов, у ребёнка возникает активное бодрствование. Оно выявляется в коротком осторожном её взгляде.

Для периода от 1 до 2,5 месяцев характерно активное восприятие слуховых и зрительных впечатлений, в результате чего у детей возникают первые движения в виде активных поворотов головы в сторону раздражителей.

На этом этапе возникает эмоционально – позитивные отношения к внешнего раздражения, оно проявляется в том, что малыш быстро подводит ручки, перебирает ножками, выговаривает звуки, радуется. Это качественно новое явление в психологической жизни ребёнка, оно даёт право назвать период жизни от 1 до 2,5 месяцев особенным этапом в развитии его отношения к предметному миру, этапом зарождения активного отношения к внешним раздражителям. Однако, основным содержанием активности малыша в этом возрастном периоде есть рассматривание какого–нибудь: яркого предмета, лица взрослого.

Далее в возрасте от 2,5 до 4-4,5 месяцев меняется характер движения руки: движение непроизвольные, импульсивные, переходят в первые произвольные движения. Произвольные эти движения называются условно, потому что они есть сознательными, как в старшем возрасте.

Процесс развития движений рук произвольного характера – важный этап для будущего развития игры, хотя содержание этих движений произвольного характера очень прост – наталкиваясь на предмет, ребёнок ощупывает его руками и разглядывает свои руки, повторно размахивает рукой без контроля за этим движением и проявляет первые пробы протянуть руки к предмету. Активное ощупывание предмета свидетельствует о появлении у ребёнка осязательного стремления.

В возрасте от 4-4,5 до 7 месяцев происходит формирование первых действий с предметами. В этом возрасте действие выполняется с основной целью – увидел ребёнок предмет, сразу протягивает руку и пытается его достать; захватывать игрушку ребёнок начинает с 5-5,5 месяцев.

В возрасте от 7-10 месяцев формируется манипулирование ребёнком двумя предметами одновременно, что означает становление нового отношения детей к предмету. В этом периоде ребёнок начинает отделять основное место в пространстве, с которым он соотносит предметы, например, ползёт до барьера, чтоб скинуть с него игрушку).

Период от 10 месяцев до 1 года характеризуется развитием функциональных действий. На этом этапе дети учатся совершеннее выполнять те действия, которым ребёнок научился раньше: класть, вкладывать, нанизывать, открывать и т. д. Вместе с этим ребёнок пытается осуществить основные действия не только на одном предмете, на котором его учили этим действиям раньше, а на всех возможных объектах. Например, все продолговатые предметы он вкладывает в какие–нибудь отверстия, складывает мелкие предметы не только в мисочку, как его учили,а и во все предметы: коробочку, ведёрко и т. д.

Суть игровых действий в этом возрастеосновывается на разносторонних изменениях положений и форм предметов: ребёнок бросает всё подряд – мяч, бумагу, кофточку; устанавливает все предметы в ряд, производит разные действия с одним и тем же предметом – бросает его, достаёт, вкладывает и вынимает и т. д. Так появляется в действиях ребёнка обобщения. Эти обобщения действий есть подготовительный этап к обобщению слов, например, слово «бах» ребёнок обозначает падение какого-нибудь предмета, а не только мяча, словом «оп-а-а» — все шаровидные предметы и т. д.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка колокольчик гомель

Обобщение или перенос действий на новые объекты – это новая особенность в действиях ребёнка. Выделяя функцию предмета, ребёнок обобщает его значение, применяя такие же действия и к другим предметам.

Таким образом, на протяжении первого года жизни происходит поступательное развитие ребёнка. Игра младенцев с предметами представляет собой не врождённые действия, они развиваются в процессе общения со взрослым на основе активного познания окружающего мира, который возникает как следствие сенсорной активности под влиянием воспитания.

Как же происходит развитие игровых действий на втором году жизни? На втором году жизни происходит дальнейшее развитие игровых действий, постепенно развивается игра. Основным видом самостоятельной детской деятельности этого периода есть действия с предметами. Зависимо от возраста ребёнка эти действия имеют разный характер.

В начале второго года жизни ребёнок совершенствует простые манипуляции с предметами. Эти манипуляции были усвоены им в предыдущем возрастном этапе: он открывает и закрывает коробочку, вкладывает в неё и достаёт предметы, накладывает кубик на кубик и ставит их в ряд, снимает кольца со стержня и нанизывает их, конструирует из кубиков башенку. Эти действия дают детям возможность практически знакомиться с особенностями разных предметов.

Дети второго года жизни, как и дети возрастом 11-12 месяцев, играют уже и с сюжетными игрушками. Содержание игр детей вначале второго года жизни очень примитивные. Играют, они ещё не используя специальные действия, а постукивают одной игрушкой об другую, просто носят её, кидают, прижимают и т. д.

В возрасте 1год 3-5 месяцев дети могут выполнять 2-3 специфических действия, «Кормят» куклу или игрушечных животных, укладывают их «спать», «водят» куклу, «едят» из пустой чашки и т. д. В этих играх дети ещё не отображают моменты из своей жизни, а повторяют те действия, которые выполняют взрослые, когда «кормят» куклу или «укладывают» её «спать».

У детей в возрасте до 1 года 5-6 месяцев происходит усложнение игры, которое проявляется в том, что ребёнок переносит усвоенные раньше действия на другие предметы, то есть начинает обобщать действия («кормит» не только куклу, а и котика, собачку).

Усложнение игры состоит ещё и в том, что теперь в играх отображаются не только действия взрослых, которые специально и неоднократно показывали в повседневной жизни. Воспроизведение того, что ребёнок сам видит, есть начало сюжетной игры.

После 1года 5-6 месяцев действия с предметами начинают приобретать целостность характера – ребёнок пытается нанизать все кольца на стержень, сложить все кубики в ящик.

Обогащается содержание и тех игр, в которых действующим лицом есть сам ребёнок: кроме представления того, как она «ест», она ещё может и «писать», «носить воду» в ведре, «поливать» с леечки, «варить кашу» и др.

В этом возрасте новую за содержанием игру можно вызвать советом, однако это при условии, когда ответные действия известны ребёнку из опыта (например, «покажи кукле картинку» или «покатай куклу» и др.). В игре ребёнок много раз повторяет одно и то же действие, использует несколько предметов, в тои числе и игрушки, используемые предметы в употреблении (мебель, посуда). Это есть результат того, что ребёнок начинает отображать в игре эпизоды своей жизни. Как и в повседневной жизни, игра ребёнка практически овладевает действиями с предметами с их предназначением, учится пользоваться ими («пьёт» из чашки, хотя она и пустая, садится на кукольный стульчик, хоть он и маленький).

Итак, начало сюжетной игры – на втором году жизни ребёнка – характеризуется специфическим манипулированием предметами с воспроизведением движений взрослого, на основе чего развивается отображений в игре действий, знакомых ребёнку из личного опыта.

Содержание сюжетной игры на третьем году жизни изменяется, усложняется. Рядом с отображением отдельных действий, дети разворачивают в игре последовательные, взаимосвязанные между собой действия. Например, перед тем как «накормить» куклу, ей «моют» и «вытирают» руки, садят её за стол; перед тем, как «положить спать», её раздевают, готовят кровать и др.

Дальнейшее развитие игры основывается на том, что дети поэтапно учатся сложнее и разнообразнее действовать с игрушками, их игры становятся более разнообразными за сюжетом. Ребёнок играет не только реальными предметами, как раньше, а и дополняет их воображаемыми («яблочки» в пустом ведёрке, «конфетка» в руке). Иногда дети называют и мнимые качества предметов (яблоки «вкусные», кукла «больная», что свидетельствует о возникновении у детей представления.

Дети в этом возрасте начинают использовать в игре предметы-заменители, например, палочки, камешки, кубики, листочки, травку и др., что используют его как «градусник» для заболевшей куклы или «мыло», когда купают куклу, как «ягодки», «котлетки», «тарелочки» и др.

В конце 3-го года появляются ролевые игры, что свидетельствует о новой ступени в развитии детей – о наличии первого опыта, ориентировки в окружающей жизни, способность устанавливать связи между разными, отдельным, особенностями предметов, явлениями социального окружения, обобщение их, то есть формирование первых элементарных понятий.

В играх детей начинают отображаться и социальные отношения, например, ребята «ходят на работу», как папа, как мама; ласково, внимательно обходятся с куклой или сердятся на неё, делают ей замечание.

Перед возникновением ролевой игры у детей есть изображение действий конкретных взрослых,что их окружает: воспитатели, младшие воспитатели, у нас в доме ребёнка – это врачи, медицинская сестра, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК, массажисты, повара, швея и т. д. Ребёнок, например, не просто показывает картинки кукле, а показывает их точно так, как показывает воспитатель детям. При этом ребёнок ещё не выступает в роли воспитателя. Ф. И. Фрадкина назвала такие действия детей «роль в действии». «Роль в действии» характеризуется тем, что дети изображают действия конкретных взрослых, но при этом ещё не берут на себя их роль.

Читайте также:  Дошкольное развитие ребенка николаев

Позднее, выполняя роль, ребёнок замечает сходство своих действий в игре с действиями взрослого, осознаёт свою роль после фактического выполнения её, то есть ребёнок сначала играет, а потом называет себе (Таня – «тётя Маруся»).

Однако не взятая на себя роль обозначает её действие, а действие напоминает ребёнку про подобные действия взрослого. Роль, как один из компонентов данной ситуации, возникает из действий, что их совершает малыш в игре.

Разница в выполнении ролей детьми раннего и дошкольного возраста состоит в том, что у дошкольника роль всегда обобщена: взявши на себя роль воспитателя, ребёнок изображает не конкретного воспитателя, которую она знает, видела, а воспитателя вообще – человека, что находится в определённых отношениях к другим людям.В играх дошкольника-наоборот: подражая действиям конкретного взрослого (тёти Марусе, а не просто няне). На этом уровне игра детей третьего года жизни является предпосылкой для перехода к творческой ролевой игре.

Вместе с этим ролевая игра на третьем году жизни не основной вид игры, дети часто забывают про роль, которую они берут на себя.

В этом возрасте преобладают отображающие игры, остаются игры и без определённого сюжета,в которые играют дети на втором году жизни: расставляют мелкие игрушки, складывают их в коробки, катают шарики, складывают в коробку и вынимают из неё кубики, много раз заводят ключом заводные игрушки и др. Но делают это дети не ради самого процесса действий,их интересует и результат: пытаются поставить игрушки так, чтобы они стояли не далеко, чтобы все кубики поместились в ящик и др.

В процессе такой деятельности дети знакомятся с особенностями и назначением вещей, у них развиваются разные умения: заводить ключом игрушечную машину, крутить волчок, аккуратно складывать кубики и др.

Для того, чтобы дети научились играть, чтоб их игра развивалась соответственно их возраста, следует обеспечить необходимые условия и правильное руководство со стороны взрослого. Одним из таких условий это необходимый набор игрушек, который осуществляется на основании заданий, определённых программой.

Источник

Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Какое влияние на ребенка они оказывают, как помогают родителям в воспитании и развитии детей — читайте в нашей статье.

Каково значение игрушки в жизни ребенка

Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

Игрушки для развития детей: формируем психику

Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:

  • восприятие и ощущение;
  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • чувства и эмоции;
  • речь.

История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

Пирамидки, конструкторы, сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.

Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

Развиваем физическую форму

Цель всех мам, а особенно пап — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Скакалки, кегельбан, крошечные гантели и хула-хуп — все это обязательно пригодится. Но физическое развитие начинается раньше, когда малыш пытается повернуться на животик, сесть, поползти или сделать первый шаг. Его движения хаотичны и неточны, координация нарушена, чувство равновесия еще дремлет. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, вам помогут:

  • Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.
  • Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.
  • Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.
  • Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

Читайте также:  Роль предметного мира в развитии ребенка

Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

Обучение с помощью игрушек

Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

  • Календарь. Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной.
  • Часики. Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять.
  • Счетный материал. Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
  • Детские музыкальные инструменты. Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

Какое значение имеют игрушки для воспитания детей

Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:

  • первоначальные представления о добре и зле;
  • доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
  • умение побороть страхи и капризы;
  • бережливость, аккуратность, организованность.

По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

Выбор игрушек в зависимости от возраста

В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

  • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты. Подробно, о том, что именно нужно в возрасте от 1 до 7 месяцев, мы рассказывали в статье «Игрушки для новорожденных: какие они».
  • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки.
  • В 2-3 года малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение.
  • Ребенок в 5 лет — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

Советы и рекомендации

Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

  • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
  • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
  • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
  • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
  • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
  • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
  • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

Больше интересных статей про игрушки вы можете найти в нашем блоге.

Источник