Роль фортепиано в развитии ребенка

Роль фортепиано в развитии ребенка thumbnail

Польза игры на фортепиано для детей

Обучение игре на фортепиано, безусловно, содействует развитию детей как умственному и физическому, так и психическому.

Обучение детей игре на фортепиано – это идеальный вариант для знакомства с музыкой, ведь фортепиано – это самый распространенный и универсальный инструмент. Дети смогут не только играть школьную программу, но через какое-то время с легкостью подбирать любимые мелодии.

Все знают, что игра на фортепиано полезна для ребенка. Помимо прямой пользы от изучения музыки, игра на фортепиано дает еще много  плюсов и в других сферах развития вашего ребенка. Вот  несколько  из них.

Развитие координации

Игра на фортепиано помогает развить координацию рук и глаз, — улучшить мелкую моторику и ловкость пальцев, благодаря чему дети быстрее и легче обучаются письму, вырабатывая красивый почерк.

Повышение концентрации внимания

Ребенок во время игры фокусирует свое внимание на чтении нот, учится играть произведение в заданном темпе  — все это развивает способность концентрировать свое внимание, что очень важно для гармоничного развития ребёнка.

Развитие слуховых и речевых способностей

Дети, которые играют на фортепиано, становятся более восприимчивыми к окружающим звукам. Намного быстрее запоминают слова и строят предложения.

Тесная взаимосвязь музыки и изучения языков

Все знают, что в мозге человека центры, которые отвечают за изучение языков и музыки, тесно взаимосвязаны. Если ваш ребенок с детства занимается музыкой, то ему будет гораздо легче изучать иностранные языки.

Развитие математических способностей

По данным последних исследований головного мозга, те дети, которые занимаются игрой на фортепиано, имеют большие способности к точным наукам.

 Самодисциплина и контроль

Занятие музыкой с ранних лет помогает вашему ребенку стать
более дисциплинированным, так как ребенок будет стремиться планировать свое время. Выполнение домашних заданий и работа на уроках музыки приучает ребенка к трудолюбию и целеустремленности.

Улучшение памяти

Долгие годы игры на фортепиано, изучение сложных и больших музыкальных произведений, подготовка своего репертуара способствует колоссальному улучшению памяти человека. 

Сообразительность и логика

Одновременная работа правого и левого полушария мозга укрепляет нервные связи. Уровень людей, которые занимаются музыкой на 50% выше, чем у обычных людей.

Умственное развитие

Когда дети начинают играть на фортепиано, различные доли их мозга подвергаются стимуляции. Требуется  от них координации движений различных частей тела для правильного выполнения одного задания. Они должны играть разные фрагменты музыки разными руками, и мозг вынужден отдавать отдельные команды каждой руке.

Душевное здоровье

Кроме того, ничто не успокаивает лучше музыки, особенно классической. Когда дети начинают учиться музыке, она помогает им выражать свои эмоции во время выступлений или репетиций. Выражение эмоций через инструмент поможет им снимать стресс.

Существуют различные исследования,  и результаты этих исследований объясняют, почему обучение игре на фортепиано  полезно для развития детей. Дети, которые брали уроки фортепиано в течение примерно 3 лет, получали более высокие оценки на тестах по сравнению с другими детьми.

Особого внимания заслуживает способность пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения, что развивает перспективное мышление, целостное видение. Часы, проведенные за игрой на фортепиано, создают и расширяют нервные связи в мозге.

Существует несомненная зависимость между музыкальным образованием и развитием способностей, необходимых для успешного становления ребенка в жизни. Самодисциплина, терпение, чувствительность, координация, способность запоминать и концентрировать внимание – все эти качества развивает музыкальное воспитание. И эти качества останутся с вашим ребенком независимо от его дальнейшего выбора профессии. Если родители хотят на всю жизнь обеспечить своего ребенка источником радости, удовлетворения, достижения поставленной цели, то первым и наилучшим шагом может стать  именно  музыкальное  образование.
А первым инструментом для детского обучения музыке может стать  фортепиано. Никакой другой инструмент не может сравниться с фортепиано широтой реализации музыкальных идей. Даже если ваш ребенок в дальнейшем захочет  играть на другом инструменте, приобретенные навыки  окупятся сполна.

Источник

В детстве многие из нас брали уроки фортепьяно, однако немногие продолжили свои занятия в подростковом возрасте и далее.

Одна из причин, по которой выбирают именно этот инструмент, – простота и стабильность.  Если ребенок начнет играть на гитаре, то нажав три раза на струну, он получит три разных звука; на пианино же сколько не нажимай на клавишу, звук остается один и тот же.

Одним ударом по клавише можно взять отличную ноту, что нельзя сказать о скрипке или трубе.  Нельзя сказать, что игре на пианино легче научиться, чем, например, игре на струнных, духовых или других инструментах. Возможно, фортепиано наиболее сложный инструмент, этого мы коснемся дальше в нашей статье.

Обучение игре на любом инструменте требует немалого времени и умственных способностей.  Гитаристам и пианистам приходится запоминать и воспроизводить большое количество аккордов, но главное различие между этими двумя музыкантами, то что у гитаристов обе руки работают по-разному: аккорды на гитаре зажимаются левой рукой, а струны щиплет правая.

Дополнительное отличие между гитаристом и пианистом – разница в технике игры. Для игры на фортепьяно важно каждое действие.

Барабанщики задействуют обе руки, их специфика заключается в том, что не нужно брать аккорды.

Как игра на пианино влияет на мозгПианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки должны работать по всей длине с 88 клавишами.

Пианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки при игре должны работать по всей длине с 88 клавишами. Нагрузка должна быть распределена по обеим рукам, однако многие музыканты предпочитают уделять большее внимание только одной из рук. Это неправильно.

Более того, вы должны задействовать каждый палец. Научно доказано, что пианисты развивают уникальные способности мозга в процессе освоения фортепьяно.

Центральные борозды мозга определяют, какая рука является доминирующей. У большинства людей эти доли глубже с той стороны, которая соответствует основной руке. Ученые сканировали мозг пианистов и нашли уникальную черту. Многие пианисты имеют более симметричные центральные борозды.

Таким образом, музыканты превращаются в амбидекстов – людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками. После нескольких лет игры на фортепиано их мозг научился управлять одинаково хорошо обеими руками. Это исследование показывает, что игра на пианино может натренировать более слабую сторону мозга, как в керлинге более тяжелые веса могут выправить оба бицепса.

Мозг пианистов стал более совершенен. Исследования показали, что у джазовых пианистов работают одновременно несколько частей лобной доли во время игры.

Лобная доля является очень важной частью мозга: при ее помощи мы принимаем решения, обучаемся говорению, разным языкам, социальному поведению и мн.др. Игра на фортепиано тренирует мозг и делает его более эффективным при обработке информации.

mozg1В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера.

Работа мозга пианиста сопоставима по скорости с высокоскоростным оптоволоконным интернетом, тогда как мозг обычного человека похож на работу через dial-up модем.

Работа мозга пианистов похожа на компьютерный код; не пианист получит тот же результат, только позднее. Потому что их компьютер менее мощный, и им нужно больше времени для обработки информации.

Другие исследования показывают, что опытные пианисты могут отключать часть собственного мозга. Именно ту часть, которая отвечает за стереотипы. Игра опытных пианистов всегда отличается неповторимостью, им свойственна импровизация.

Читайте также:  Карта развития ребенка в дет саду

Виртуозы же могут управлять собственной энергией. Согласно научным исследованиям, во время сольных выступлений у пианистов идет отток крови в области мозга, которые связаны с моторикой. Другими словами, им требуется меньше энергии (меньше крови), чтобы сосредоточиться.

Музыканты похожи на коммуникаторы. Комбинации звуков, которые они выдают, независимо от того, участвуют в них слова или нет, пробуждают эмоции. К примеру, мозг гитариста или любого другого музыканта, импровизирующего со своим инструментом, не может свободно объединять не подготовленные заранее звуки, они играют именно те нотные комбинации, которые знают. Их импровизация частична. Музыканты же могут это делать более чисто.

Некоторые пианисты тренируют лобные доли, чтобы уделять меньше внимания моторике; их лобная доля станет свободна для получения информации и извлечения уникальных звуков. Их мозг не имеет ограничений для нотных комбинаций.

Может быть, теперь ваши дети захотят заниматься фортепиано, когда у этого искусства найдены новые приятные последствия наряду с будущим талантливого пианиста. В определенном возрасте люди не считают нужным учиться игре на инструменте, и возможно, они совершают большую ошибку в своей жизни.

В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера. Как уже было сказано, люди должны заботиться о собственном теле, так как это – самый важный инструмент, которым мы владеем. Наш мозг является процессором нашего тела. Выбирая игру на фортепиано, вы заботитесь о собственном здоровье.

Загрузка…

Источник

Муниципальное  бюджетное  учреждение

                                дополнительного образования детей

                                      «Детская школа искусств» г. Удачного

         Методическое  сообщение

 ПОЛЬЗА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО .

 Подготовила:  Преподаватель, концертмейстер

первой квалификационной  категории

 Нармания Ирина Владимировна

г. Удачный

2019

Классическая музыка – это то, что вдохновляет и радует многих людей и такая тенденция продолжается на протяжении многих лет. Не стоит думать о том, что если ребёнок начнёт играть на фортепиано, то ему обязательно придётся связать свою жизнь с музыкой. Воспринимайте такое увлечение, как путь к саморазвитию и совершенствованию навыков. Игра на фортепиано стимулирует человека к трудолюбию, а этот навык крайне важен на пути достижения успеха.

Обучение игре на фортепиано, безусловно, содействует развитию детей как умственному и физическому, так и психическому. Музыкальные способности есть у всех, но если вы хотите их развить, следует задуматься о приобретении музыкального инструмента.

Обучение детей игре на фортепиано – это идеальный вариант для знакомства с музыкой, ведь фортепиано – это самый распространенный и универсальный инструмент. Дети смогут не только играть учебные пьесы, но через какое-то время с легкостью подбирать любимые мелодии, будь — то поп-музыка или даже тяжелый рок. Игра на фортепиано поможет ребенку.

Фортепиано  — волшебный инструмент, который позволяет Вам расслабиться и успокоиться, независимо от того, слушаете Вы музыку или играете сами.

Все знают, что игра на фортепиано полезна для ребенка. Задумывались ли вы когда-либо о том, что помимо прямой пользы от изучения музыки, игра на фортепиано дает еще кучу плюсов и в других сферах развития вашего ребенка? И вот вам несколько  из них.

Развитие координации

Игра на фортепиано помогает развить координацию рук и глаз, — улучшить мелкую моторику и ловкость пальцев, благодаря чему дети быстрее и легче обучаются письму, вырабатывая красивый почерк.

Повышение концентрации внимания

Ребенок во время игры фокусирует свое внимание на чтении нот, учится играть произведение в заданном темпе  — все это развивает способность концентрировать свое внимание, что очень важно для гармоничного развития ребёнка.

Развитие слуховых и речевых способностей

Дети, которые играют на фортепиано, становятся более восприимчивыми к окружающим звукам. Намного быстрее запоминают слова и строят предложения.

 Навыки быстрого чтения

Благодаря тому, что ребенок следит за нотами, считывая музыкальное произведение, и параллельно играет на инструменте, у него развиваются навыки быстрого чтения.

Тесная взаимосвязь музыки и изучения языков

Все знают, что в мозге человека центры, которые отвечают за изучение языков и музыки, тесно взаимосвязаны. Если ваш ребенок с детства занимается музыкой, то ему будет гораздо легче изучать иностранные языки.

Развитие математических способностей

По данным последних исследований головного мозга, те дети, которые занимаются игрой на фортепиано, имеют большие способности к точным наукам.

 Самодисциплина и контроль

Занятие музыкой с ранних лет помогает вашему ребенку стать
более дисциплинированным, так как ребенок будет стремиться планировать свое время. Выполнение домашних заданий и работа на уроках музыки приучает ребенка к трудолюбию и целеустремленности.

Улучшение памяти

Долгие годы игры на фортепиано, изучение сложных и больших музыкальных произведений, подготовка своего репертуара способствует колоссальному улучшению памяти человека. 

Развитие воображения

При воспоминании о звуке весеннего дождя или шепоте морского прибоя в вашей голове  будут играть яркие музыкальные произведения, будоража воображение и чувства.

Сообразительность и логика

Одновременная работа правого и левого полушария мозга укрепляет нервные связи. Уровень людей, которые занимаются музыкой на 50% выше, чем у обычных людей.

Умственное развитие

Когда дети начинают играть на фортепиано, различные доли их мозга подвергаются стимуляции. Требуется  от них координации движений различных частей тела для правильного выполнения одного задания. Они должны играть разные фрагменты музыки разными руками, и мозг вынужден отдавать отдельные команды каждой руке.

Душевное здоровье

Кроме того, ничто не успокаивает лучше музыки, особенно классической. Когда дети начинают учиться музыке, она помогает им выражать свои эмоции во время выступлений или репетиций. Выражение эмоций через инструмент поможет им снимать стресс в душе и теле, а так же расслабляться.

Оформление личности

Помимо физических навыков и психологического развития, обучение игре на фортепиано делает Вашу личность и образ более утонченными. Во время обучения Вы приобретаете изысканность и вежливость, а Ваша личность и темперамент становятся более гармоничными. Обучение игре на фортепиано  не такое легкое занятие, и другие люди часто будут называть Вас очень умным и талантливым, что придаст ребенку уверенности в себе.

Существуют различные исследования,  и результаты этих исследований объясняют, почему обучение игре на фортепиано  полезно для развития детей. Дети, которые брали уроки фортепиано в течение примерно 3 лет, получали более высокие оценки на тестах по сравнению с другими детьми.

Особого внимания заслуживает способность пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения, что развивает перспективное мышление, целостное видение. Часы, проведенные за игрой на фортепиано, создают и расширяют нервные связи в мозге. Эти физические изменения в мозге в зрелом возрасте создают защиту от когнитивного упадка и потери памяти.

Существует несомненная зависимость между музыкальным образованием и развитием способностей, необходимых для успешного становления ребенка в жизни. Самодисциплина, терпение, чувствительность, координация, способность запоминать и концентрировать внимание – все эти качества развивает музыкальное воспитание. И эти качества останутся с вашим ребенком независимо от его дальнейшего выбора профессии. Если родители хотят на всю жизнь обеспечить своего ребенка источником радости, удовлетворения, достижения поставленной цели, то первым и наилучшим шагом может стать именно музыкальное        образование.
А первым инструментом для детского обучения музыке может стать именно фортепиано. Никакой другой инструмент не может сравниться с фортепиано широтой реализации музыкальных идей. Даже если ваш ребенок решит позже играть на другом инструменте, приобретенные на фортепиано мелодия, ритм и чувство гармонии окупятся сполна.

Читайте также:  Таблица физического развития ребенка первого года жизни

Источник

Èãðà íà ôîðòåïèàíî êàê ñóììà ñïåöèôè÷åñêèõ äâèæåíèé. Ìîòîðíûå íàâûêè, íåîáõîäèìûå äëÿ âûðàáîòêè õîðîøåé òåõíèêè èñïîëíèòåëÿ. Óïðàæíåíèÿ þíîãî ìóçûêàíòà. Âëèÿíèå èãðû íà ôîðòåïèàíî íà êîððåêöèþ ôóíêöèîíàëüíûõ è îðãàíè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ äåòñêîãî îðãàíèçìà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îçäîðîâëåíèå äåòñêîãî îðãàíèçìà ÷åðåç óðîêè ôîðòåïèàíî

Äåòñêàÿ øêîëà èñêóññòâ äàâíî óæå ïðèíèìàåò â ñâîå ëîíî âñåõ æåëàþùèõ ó÷èòüñÿ äåòåé. Íå ÿâëÿåòñÿ èñêëþ÷åíèåì è ôîðòåïèàííîå îòäåëåíèå. Ê íàì ïîïàäàþò ñàìûå ðàçíûå ó÷åíèêè, â òîì ÷èñëå è ïðîáëåìíûå. À ïðîáëåìíûé ðåáåíîê — ýòî ñëîæíàÿ êîìáèíàöèÿ ðàçíûõ «áîëåâûõ òî÷åê». Êàê ïîäîéòè ê íåìó? Êàê ïîìî÷ü ïðåîäîëåòü òðóäíîñòè? Ìû ãëóáîêî óâåðåíû, ÷òî ìóçûêà ñïîñîáíà ëå÷èòü ðåáåíêà è ñòèìóëèðîâàòü åãî ðàçâèòèå. Äåòñêèé ïåäàãîã — âñåãäà â òîé èëè èíîé ñòåïåíè âðà÷, ìóçûêîòåðàïåâò.

Ìåòîäèêà îáó÷åíèÿ èãðå íà ôîðòåïèàíî ñòàâèò ìíîæåñòâî çàäà÷, êîòîðûå íåîáõîäèìî ðåøàòü ïðåïîäàâàòåëþ ÄØÈ, íî íèêîãäà íå âûäâèãàåòñÿ çàäà÷à îçäîðîâëåíèÿ ðåáåíêà ïðè èãðå íà ýòîì èíñòðóìåíòå. Òåì íå ìåíåå, óðîêè ôîðòåïèàíî ñîçäàþò âñå ïðåäïîñûëêè äëÿ çäîðîâîãî ôîðìèðîâàíèÿ îðãàíèçìà ðåáåíêà. À ýòî î÷åíü âàæíî, òàê êàê â íàøåé ïåäàãîãè÷åñêîé ïðàêòèêå, ê ñîæàëåíèþ, ðåäêî âñòðå÷àþòñÿ àáñîëþòíî çäîðîâûå äåòè. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ñîñòîÿíèå äåòåé Ðîññèè âûçûâàåò îáîñíîâàííóþ òðåâîãó. Ïî äàííûì ñïåöèàëèñòîâ 90% èç íèõ èìåþò îòêëîíåíèÿ ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ; 30-35% ïîñòóïàþùèõ â øêîëó óæå èìåþò õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ; çà ãîäû îáó÷åíèÿ â øêîëå â 5 ðàç âîçðàñòàåò ÷èñëî íàðóøåíèé çðåíèÿ, â 4 ðàçà óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî íàðóøåíèé çäîðîâüÿ ïñèõèêè, â 3 ðàçà — ÷èñëî äåòåé ñ çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ.

Ðåáåíîê, êîòîðûé ðîäèëñÿ âïîëíå çäîðîâûì, ìîæåò èìåòü ñåðüåçíûå îòêëîíåíèÿ â ëè÷íîñòíîì ðàçâèòèè â ðåçóëüòàòå íåáëàãîïðèÿòíîãî ñåìåéíîãî îêðóæåíèÿ. Ôîðìèðîâàíèþ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ÷åðò ëè÷íîñòè è íåâðîòè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé ñïîñîáñòâóþò âíóòðèñåìåéíûå êîíôëèêòû, îòñóòñòâèå îäíîãî èç ðîäèòåëåé, íåïðàâèëüíûå âîñïèòàòåëüíûå âîçäåéñòâèÿ.

Íàðóøåíèå â ïîâåäåíèè ó äåòåé íàáëþäàþòñÿ óæå â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî â ïÿòèëåòíåì âîçðàñòå 37% ìàëü÷èêîâ è 29% äåâî÷åê èìåþò îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè. À ê 10 ãîäàì êîëè÷åñòâî íåðâíûõ äåòåé äîñòèãàåò 56%. Ïðè÷èíàìè ñòîëü âûñîêîé çàáîëåâàåìîñòè â øêîëüíîì âîçðàñòå ñòàíîâèòñÿ øêîëüíàÿ òðåâîæíîñòü, ïñèõîãåííàÿ øêîëüíàÿ äåçàäîïòàöèÿ è ìíîãî äðóãèõ ïðè÷èí. Åñòåñòâåííî, áûëî áû áîëüøèì çàáëóæäåíèåì äóìàòü, ÷òî ê íàì òàêèå äåòè ó÷èòüñÿ íå ïðèõîäÿò. È, òåì íå ìåíåå, ìíîãèå ïåäàãîãè÷åñêèå çàäà÷è, ñ êîòîðûìè íåëåãêî ñïðàâèòüñÿ äàæå ðîäèòåëÿì, íå ãîâîðÿ î âîñïèòàòåëÿõ è ó÷èòåëÿõ, ïîäâëàñòíû òîëüêî èñêóññòâó çâóêîâ.

 ïðîöåññå èãðû íà ôîðòåïèàíî çàêðåïëÿþòñÿ îïðåäåëåííûå ïîëîæèòåëüíûå óìñòâåííûå íàâûêè, ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ðåäêàÿ âîçìîæíîñòü êîððåêöèè âûñøèõ ôóíêöèé ãîëîâíîãî ìîçãà ðåáåíêà ñ ïîìîùüþ äâèæåíèÿ ðóê, ôîðìèðóþòñÿ òàêòèëüíûå ìåõàíèçìû, ñâÿçàííûå ñ íåêîòîðûìè ñòðóêòóðàìè ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû.

Ïàëüöû, ðóêè, ñïèíà, âñå òåëî ðåáåíêà íåñóò êîëîññàëüíûå èíôîðìàòèâíûå ñâåäåíèÿ î âíóòðåííåì ñîñòîÿíèè îðãàíèçìà. Çâóê íàïðàâëÿåòñÿ ÷åðåç íåðâíûå îêîí÷àíèÿ ïàëüöåâ ê êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà è âîçâðàùàåòñÿ îáðàòíî ê êîí÷èêàì ïàëüöåâ. Ò. å. çàäåéñòâîâàíû è ïðÿìàÿ è îáðàòíàÿ ñâÿçè.

Ôîðòåïèàííàÿ ïåäàãîãèêà — ýòî êëàäåçü îçäîðîâèòåëüíûõ ïðèåìîâ, ýòî ìîäåëü ÷óâñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ. Óìñòâåííûå îáðàçû ïðåâðàùàþòñÿ â çâóê. Ïåðåä íàìè îòêðûâàåòñÿ ðåäêàÿ âîçìîæíîñòü çâóêîâîé òåðàïèè. Ìíîãî çàâèñèò îò ðàçâèòèÿ ïîëóøàðèé ìîçãà. Âî âðåìÿ èãðû íà ðîÿëå ïðîèñõîäèò ñòèìóëÿöèÿ äåÿòåëüíîñòè ïîëóøàðèé ÷åðåç ìàíóàëüíûå íàâûêè. Êàæäûé çâóê, êàæäóþ ìóçûêàëüíóþ ôðàçó ó÷åíèêè êîððåêòèðóþò ïðè ïîìîùè ðàçíûõ äâèæåíèé. Âîçíèêàåò öåëîñòíîå ãàðìîíè÷åñêîå îùóùåíèå. Íî âî âðåìÿ óðîêà ó÷åíèê ìîæåò èñïûòûâàòü íåïîíÿòíîå ÷óâñòâî óñòàëîñòè. Îíî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ ðàçâèâàþùèìñÿ ñêîëèîçîì.

Ìîæíî ïðîâåñòè ñâîåîáðàçíûé òåñò íà ñâîáîäó òåëà ðåáåíêà: øåéíûå ïîçâîíêè òåñíî ñâÿçàíû ñ ãîëîâíûì ìîçãîì è î÷åíü ïîëåçíî ïðîâîäèòü ãèìíàñòèêó ïîä ìóçûêó — êðóãîâûå äâèæåíèÿ øåè, äâèæåíèÿ ïðàâûì è ëåâûì ïëå÷àìè. Î÷åíü ÷àñòî êðîìå ñêîëèîçà äåòè ñòðàäàþò ãèïåðòîíóñîì ìûøö. «Çàæàòîñòü» â îãðîìíîé ñòåïåíè ìåøàåò îáó÷åíèþ èãðå íà ôîðòåïèàíî.

Èãðà íà ôîðòåïèàíî ìîæåò ñ÷èòàòüñÿ ïðàêñèñîì âûñî÷àéøåãî óðîâíÿ, ò.ê. ïðè íåé âçàèìîäåéñòâóþò ïðàêòè÷åñêè âñå ñåíñîðíûå ñèñòåìû. Ïðè ýòîì çàäà÷à, ðåøàåìàÿ êàæäîé èç íèõ, ïðåäåëüíî òðóäíà. Êðîìå òîãî, ñàìè äâèãàòåëüíûå àêòû â íå ìåíüøåé ñòåïåíè ñëîæíû, â íèõ çàäåéñòâîâàíû ïî÷òè âñå ìûøöû îðãàíèçìà: îïîðíî-ìûøå÷íûé àïïàðàò, êðóïíûå ìûøöû ñïèíû è øåè, ìûøöû íîã, ìåëêèå ìûøöû êèñòåé ðóê, ñãèáàòåëè-ðàçãèáàòåëè è ïð. Òîíêîñòü, «÷ëåíîçðàäåëüíîñòü» è âìåñòå ñ òåì ñèíõðîíèçèðîâàííîñòü è ñâîåâðåìåííîñòü äâèæåíèé òðåáóåò ïîðîé íåîáûêíîâåííîé âèðòóîçíîñòè, íàòðåíèðîâàííîñòè è òîíêîñòè «íàñòðîéêè» âñåãî îðãàíèçìà.

Èìåííî ïîýòîìó ëþáûå íàðóøåíèÿ â äâèãàòåëüíîé ñôåðå ïðèâîäÿò, êàê ïðàâèëî, ê îãðîìíûì ñëîæíîñòÿì â îñâîåíèè èãðû íà ôîðòåïèàíî. Ñëåäîâàòåëüíî, ïîñòîÿííàÿ çàáîòà î ôèçè÷åñêîì ñîñòîÿíèè, òðåíèðîâêà äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû, âîîáùå àêòèâíûå äâèæåíèÿ òàê âàæíû äëÿ ïèàíèñòà, îñîáåííî — äëÿ íà÷èíàþùåãî.

Ñóãóáî îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íà ñïîñîáíîñòè ÷åëîâåêà óïðàâëÿòü ñâîèì òåëîì îêàçûâàþò ïñèõè÷åñêèå è ïñèõîëîãè÷åñêèå òðàâìû, ïðè ýòîì ìîãóò âîçíèêíóòü ìåøàþùèå àâòîìàòèçìû (òèêè, ïîäåðãèâàíèÿ, çàæèìû, ãèíïåðòîíóñ ìûøö). Èëè äðóãàÿ êðàéíîñòü — ðàññëàáëåííîñòü ìûøö, êîòîðàÿ íå ïîçâîëÿåò ñîâåðøèòü ñêîëüêî-íèáóäü ñëîæíûå è òðåáóþùèå îïðåäåëåííîãî ìûøå÷íîãî òîíóñà äâèæåíèÿ.

Èç âñåãî âûøåñêàçàííîãî î÷åíü âàæíî ñäåëàòü âûâîä: íàøå âíèìàíèå ÷ðåçâû÷àéíî âàæíî äëÿ èçíà÷àëüíîé îðãàíèçàöèè ïðàâèëüíûõ ïèàíèñòè÷åñêèõ äâèæåíèé, êîòîðûå çàîäíî ãàðìîíèçóåò âåñü îðãàíèçì ó÷åíèêà.

Äëÿ ýòîãî âàæíî äîëæíîå âíèìàíèå è âðåìÿ îòâåñòè ãèìíàñòè÷åñêèì óïðàæíåíèÿì, êîòîðûå â çàâèñèìîñòè îò èíäèâèäóàëüíîñòè ðåáåíêà ïåäàãîã ìîæåò âàðüèðîâàòü, èçìåíÿòü, ïðèäóìûâàòü íîâûå. Ê ðàçðàáîòêå òàêèõ óïðàæíåíèé èìååò îòíîøåíèå öåëàÿ ïëåÿäà áëåñòÿùèõ Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèõ ïåäàãîãîâ-ìóçûêàíòîâ: Àííà Àáðàìîâíà Øìèäò-Øêëîâñêàÿ, Èäà Âàñèëüåâíà Øàìàåâà (ó÷åíèöà Øìèäò-Øêëîâñêîé), Òàòüÿíà Áîðèñîâíà Þäîâèíà-Ãàëüïåðèíà, Âëàäèìèð Õàíàíîâè÷ Ìàçåëü.

Âëèÿíèå ìàíóàëüíûõ (ðó÷íûõ) äåéñòâèé íà ðàçâèòèå ìîçãà ÷åëîâåêà áûëî èçâåñòíî åùå âî II âåêå äî í.ý. â Êèòàå. Ñïåöèàëèñòû óòâåðæäàëè, ÷òî èãðû ñ ó÷àñòèåì ðóê è ïàëüöåâ (òèïà íàøåé «Ñîðîêè-áåëîáîêè» è äð.) ïðèâîäÿò â ãàðìîíè÷íûå îòíîøåíèÿ òåëî è ðàçóì, ïîääåðæèâàþò ìîçãîâûå ñèñòåìû â ïðåâîñõîäíîì ñîñòîÿíèè.

ßïîíñêèé âðà÷ Íàìèêîñè Òîêóäçèðî ñîçäàë îçäîðîâèòåëüíóþ ìåòîäèêó âîçäåéñòâèÿ íà ðóêè. Îí óòâåðæäàë, ÷òî ïàëüöû íàäåëåíû áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ðåöåïòîðîâ, ïîñûëàþùèõ èìïóëüñû â öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó ÷åëîâåêà. Íà êèñòÿõ ðóê ðàñïîëîæåíî ìíîæåñòâî àêóïóíêòóðíûõ òî÷åê, ìàññèðóÿ êîòîðûå ìîæíî âîçäåéñòâîâàòü íà âíóòðåííèå îðãàíû, ðåôëåêòîðíî ñ íèìè ñâÿçàííûå. Îòñþäà ïîëåçíà èãðà íà ôîðòåïèàíî. Âåäü ïðè èãðå íà èíñòðóìåíòå ýôôåêò ìàññàæà îáåñïå÷åí íà âñå 100%, à çíà÷èò è íà âíóòðåííèå îðãàíû òîæå.

Òàëàíòîì íàøåé íàðîäíîé ïåäàãîãèêè ñîçäàíû èãðû «Ëàäóøêè», «Ñîðîêà-áåëîáîêà», «Êîçà ðîãàòàÿ» è äð. Èõ çíà÷åíèå äî ñèõ ïîð íåäîñòàòî÷íî îñìûñëåííî âçðîñëûìè. Ìíîãèå ðîäèòåëè âèäÿò â íèõ ðàçâëåêàòåëüíîå, à íå ðàçâèâàþùåå, îçäîðàâëèâàþùåå âîçäåéñòâèÿ. ßçûê æåñòîâ — íåîòúåìëåìàÿ ñîñòàâíàÿ êàæäîé íàöèîíàëüíîé êóëüòóðû, íà ïëàíåòå îí èçâåñòåí ëþáîé öèâèëèçàöèè. Ìû è ñåãîäíÿ ïðèáåãàåì ê íåìó. Ðóêîïîæàòèå, àïëîäèñìåíòû, óêàçàòåëüíûé ïàëåö, êîòîðûì ãðîçÿò — âñå ýòî æåñòû, øèðîêî èñïîëüçóåìûå íàìè â áûòó. Äëÿ ìíîãèõ æåñòîâ íåò ãðàíèö — íè â ïðîñòðàíñòâå, íè âî âðåìåíè: òûñÿ÷è ëåò íàçàä ëþäè íà çåìíîì øàðå óæå çíàëè èõ. Òàê, â Åãèïòå â III òûñÿ÷åëåòèè äî í.ý. ðèòóàëüíûå ìîëèòâû, ñîïðîâîæäàëèñü æåñòàìè, à èç Äðåâíåãî Åãèïòà ýòè ñèìâîëû è çíàíèÿ î ñîïðÿæåííîé ñ íèìè äóõîâíîé ìîùè ïåðåêî÷åâàëè â Äðåâíþþ Èíäèþ è Ãðåöèþ.

Читайте также:  Микроскоп для развития ребенка

 Èíäèè æåñòû ñòàëè îáîçíà÷àòüñÿ ñàíñêðèòñêèì ñëîâîì «ìóäðû» è ÿâëÿþòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ éîãè — ïðàêòè÷åñêîé ñèñòåìîé, íàöåëåííîé íà âîññîåäèíåíèå ÷åëîâåêà ñ êîñìè÷åñêîé ýíåðãèåé. Ñàìîå óäèâèòåëüíîå, ÷òî ó «ìóäð» ìíîãî îáùåãî ñ íàøåé ïàëü÷èêîâîé ãèìíàñòèêîé, ïðèìåíÿåìîé äëÿ ðàçâèòèÿ ðå÷è ó äîøêîëüíèêîâ, â êîòîðîé î÷åíü ìíîãî ïîëåçíîãî è äëÿ ðàáîòû ñ äåòüìè íà ïåðâîíà÷àëüíîì ýòàïå îáó÷åíèÿ íà ôîðòåïèàíî. Î÷åíü ïîëåçíî è òî, ÷òî ãèìíàñòèêà ñîïðîâîæäàåòñÿ ñòèõîòâîðíûìè òåêñòàìè. Èìåíà, çîâû, âîëøåáíûå çàêëèíàíèÿ, ðèôìóþùèå ñîçâó÷èÿ, ñ÷èòàëêè, çàãàäêè, çàãîâîðû, áàþêàíüå â êîëûáåëüíûõ — ýòî âèäû ýëåìåíòàðíîé ïîýçèè, ïîìîãàþùèå íàðÿäó ñ ãèìíàñòèêîé âûðàáîòàòü íîâóþ ïñèõîëîãè÷åñêóþ óñòàíîâêó, êîãäà ðóêè ñòàíîâÿòñÿ ãîëîñîì, êîòîðûé ìîæåò «ãîâîðèòü» òèõî è ãðîìêî, ëàñêîâî è ñåðäèòî, ìÿãêî è ðåçêî, ðàñïåâíî è ñóõî. Âåäü äî ýòîãî ìîìåíòà ðóêà äåëàëà âñå ÷òî óãîäíî: õâàòàëà, ãëàäèëà, äåðæàëà è ò.ä., à òåïåðü îíà äîëæíà ïåòü.

Ïàðàäîêñ â òîì, ÷òî ó ìíîãèõ äàæå ìóçûêàëüíî îäàðåííûõ äåòåé ìîãóò áûòü íàðóøåíû ñâÿçè äâèãàòåëüíûõ ñèñòåì êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé ìîçãà.  òàêîì ñëó÷àå ïðåîáëàäàþò èëè ñåíñîðíûå, èëè ìîòîðíûå ôóíêöèè. Íîòíî-êëàâèøíûé ïðîöåññ ãîðàçäî ñëîæíåå, ÷åì áóêâåííî-ãîëîñîâîé. Îäíîâðåìåííî èãðà è ïåíèå ïðèâîäÿò ê ñîãëàñîâàííîñòè ðàçíûõ ôóíêöèé ïîëóøàðèé ìîçãà. Ïîâåðõíîñòü íåðâíûõ ïðîöåññîâ, òåìïåðàìåíò, ïðèâûêàíèå ê ÿçûêó, — âñå ýòî îòðàæàåòñÿ â ðå÷è, åå ñêîðîñòè è äèíàìèêå. Ïðèñëóøèâàÿñü ê ðèòìó ðåáåíêà, ê ñèëå ãîëîñà, äûõàíèþ ìîæíî îïðåäåëèòü íå òîëüêî åãî èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå, íî è ÷åðòû õàðàêòåðà.

Íàì, ïåäàãîãàì, ïîñòîÿííî ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ñ íåðàâíîìåðíûì ðå÷åâûì ðàçâèòèåì è çàòðóäíåííûì äûõàíèåì ó ó÷åíèêîâ. Ïðè áîëüøåé ñêîðîñòè ðå÷è, êîãäà ñëîâà îáãîíÿþò ìûñëè, ðåáåíîê íå â ñîñòîÿíèè óïðàâëÿòü äûõàòåëüíûì ïðîöåññîì. Îñîáåííî ýòî õàðàêòåðíî äëÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Ðàâíîìåðíîñòü âäûõàåìîãî âîçäóõà — ÿâëåíèå êðàéíå ðåäêîå äàæå ó âçðîñëûõ. Òåì íå ìåíåå, íîðìàëüíîå äûõàíèå — âàæíûé ôàêòîð, îïðåäåëÿþùèé çäîðîâüå ÷åëîâåêà. Ìíîãèå äåòè, èìåÿ ìóçûêàëüíûå ñïîñîáíîñòè è æåëàíèå íàó÷èòüñÿ èãðàòü íà èíñòðóìåíòå, îòêàçûâàþòñÿ îò ñâîåé ìå÷òû. Ïðîèñõîäèò ýòî ïî ìíîãèì ïðè÷èíàì, â òîì ÷èñëå èç-çà íåðàçâèòîé, íå÷åòêîé ñëîâåñíîé àðòèêóëÿöèè. Äåòè ñî ñëàáûìè ðå÷åâûìè âîçìîæíîñòÿìè îòêàçûâàþòñÿ îò ïåíèÿ è ñîëüôåäæèðîâàíèÿ. Íå ñòîèò íà ýòîì íàñòàèâàòü.  òàêîì ñëó÷àå ïðîñòî ïóñòü ãîâîðÿò âñëóõ íîòû èëè ñëîâà. ×åì áîëüøå ðåáåíîê ìóçèöèðóåò, ïðîãîâàðèâàÿ íàçâàíèÿ íîò, òåì êà÷åñòâåííåå ñòàíîâèòñÿ àðòèêóëÿöèÿ.

Ìíîãèå ïåäàãîãè ó÷àò äåòåé èñêóññòâåííî äûøàòü âî âðåìÿ èñïîëíåíèÿ ïðîèçâåäåíèé. Ýòîò ïðèåì î÷åíü ñòàð. Ïðè íåïðàâèëüíîì ðàñïðåäåëåíèè äûõàíèÿ ìîãóò âîçíèêíóòü ïîáî÷íûå ÿâëåíèÿ: ñóäîðîæíûå íàïðÿæåíèÿ ïëå÷, êà÷àíèå êîðïóñà, ôóíêöèè îïîðû. Ñèëà äûõàòåëüíûõ ìûøö, êàê è åìêîñòü ëåãêèõ ó äåòåé ìåíüøå ÷åì ó âçðîñëûõ. Âî âðåìÿ èãðû äëèííûõ ôðàç ìîæíî óñëûøàòü, êàê îíè äåëàþò øóìíûé âçäîõ è ñóäîðîæíûé âûäîõ. Ýòî ïðèçíàê ôóíêöèîíàëüíîé ñëàáîñòè äåòñêîãî äûõàòåëüíîãî àïïàðàòà. Îòñþäà âûâîä: ïðàâèëüíî îòíîñèòüñÿ ê âûáîðó ïðîãðàììû — äëèííûå ôðàçû íåîáõîäèìî ðàöèîíàëüíî ðàçäåëèòü, åñëè ïîçâîëÿåò õóäîæåñòâåííûé çàìûñåë ïüåñû.

Çàâûøåííûé óðîâåíü ñëîæíîñòè ïðîãðàììû ÷àñòî ïðèíîñèò íå ïîëüçó, à âðåä çäîðîâüþ ðåáåíêà. Îòñþäà «ëèøíèå» äâèæåíèÿ ðóê, èñêóññòâåííûõ «ïèðóýòîâ» â âîçäóõå â ìîìåíò ôèçè÷åñêîãî âäîõà è âûäîõà.

Ïî÷åðê, êàê è ðå÷ü, — ýòî òîæå èíäèâèäóàëüíûé ïðèçíàê. Ðå÷ü è ïèñüìî âñåãäà ñâÿçàíû ñ ñîñòîÿíèåì ìîòîðèêè. ×àñòî äåòè, òðóäíî îñâàèâàþùèå åñòåñòâåííûå ïèàíèñòè÷åñêèå äâèæåíèÿ, ïëîõî ãîâîðÿò è ïëîõî ïèøóò. Èãðà íà ôîðòåïèàíî äàåò òîë÷îê ïî èçëå÷åíèþ äèñãðàôèè è äèñëåêñèè. Ýòî ñâîåãî ðîäà èñêóññòâîòåðàïèÿ. Ìíîãèå äåòè äûøàò ÷åðåç ðîò, ÷òî âëå÷åò çà ñîáîé ïëîõîå ñîñòîÿíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè, àëëåðãèè, íåâåðíûé ïðèêóñ. À åñëè àëëåðãèè ñîïóòñòâóåò âîñïàëåíèå ìèíäàëèí è àäåíîèäû, íîñîãëîòêà îêàçûâàåòñÿ â çàòðóäíåíèè, è äåòè íå ìîãóò â ïðîöåññå èñïîëíåíèÿ ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé íîðìàëüíî äûøàòü.  òàêîì ñëó÷àå ïîìîãàåò ñîëüôåäæèðîâàíèå âî âðåìÿ èãðû íà èíñòðóìåíòå.

Îñëàáëåííûì äåòÿì êàê âîçäóõ íåîáõîäèìà êðåïêàÿ ïèàíèñòè÷åñêàÿ øêîëà äëÿ àáñîëþòíî ñâîáîäíîãî êðîâîîáðàùåíèÿ. Îäíàêî íà÷èíàòü ñëåäóåò âñå-òàêè ñ ñîëüôåäæèî. Ðå÷å-äâèãàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ïåíèå â ñàìûõ ðàçíûõ ñî÷åòàíèÿõ, áóäü ýòî ñëîâà èëè ñîëüôåäæèðîâàíèå, óñòðàíÿþò íåêîòîðûå ïðåïÿòñòâèÿ è ïîìîãàþò áîëåå ãëóáîêîìó ïðîíèêíîâåíèþ â ìèð çâóêîâ. Äàííûé ôàêòîð ðàçâèòèÿ ðå÷è áëàãîäàðÿ ïåíèþ íàñòîëüêî çíà÷èì, ÷òî ñòàíîâèòñÿ íà íà÷àëüíîì ýòàïå îáó÷åíèÿ îäíèì èç ñàìûõ âàæíûõ ýëåìåíòîâ.

Îò ðå÷è ðåáåíêà âî ìíîãîì çàâèñèò àðòèêóëÿöèÿ ïàëüöåâ. Ïðè ñîëüôåäæèðîâàíèè ïî íîòàì ïîäêëþ÷àþòñÿ è ãëàçà, ÷òî ñîäåéñòâóåò ðàçâèòèþ çðèòåëüíîãî âîñïðèÿòèÿ. Ñîëüôåäæèðîâàíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îñíîâó äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ íåîáõîäèìûõ ôèçè÷åñêèõ ñâÿçåé, îùóùåíèÿ åäèíñòâà îðãàíîâ âîñïðèÿòèÿ, òàê âàæíîãî â ôîðòåïèàííîé èãðå. Âñòóïàþò âî âçàèìîäåéñòâèå ñåíñîðíûå ñâÿçè «âèæó — ñëûøó — îñÿçàþ». Ñîëüôåäæèðîâàíèå êàê îäèí èç âèäîâ ðå÷åâîãî óïðàæíåíèÿ óñòàíàâëèâàåò è óðàâíîâåøèâàåò ñâÿçè öåëîãî êîìïëåêñà. Ñëåäîâàòåëüíî, îáðàçóþòñÿ âðåìåííûå íåðâíûå ñâÿçè è ïðîèñõîäèò ðåãóëÿöèÿ öåëîñòíîé ðàáîòû.

Íåðåäêî áûâàåò, ÷òî ïåäàãîã ñ óâëå÷åíèåì âåäåò óðîê, à ó ó÷åíèêà ñíèæåíî âíèìàíèå, çàìåäëåíà ðåàêöèÿ, îí çåâàåò. Èãðà ó÷åíèêà íåðèòìè÷íà, îí áåñêîíå÷íî çàïèíàåòñÿ. À ïðè÷èíîé ìîæåò áûòü àñôèêñèÿ (óäóøüå), ïåðåíåñåííîå âî âðåìÿ ðîæäåíèÿ.

Ôèçèîëîãè, èññëåäóÿ ðàññòðîéñòâà ðå÷è, ïèñüìà, óòâåðæäàþò, ÷òî äâèãàòåëüíûé, çðèòåëüíûé è ñëîâåñíûé öåíòðû ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé. Èç ýòîãî ñëåäóåò, ÷òî ïðè ÷òåíèè âñëóõ ââîäèòñÿ â âîçáóæäåíèå çðèòåëüíî-ñëîâåñíûé öåíòð, îðèåíòèðîâàííûé íà íà÷åðòàíèå áóêâ, êîòîðûé, â ñâîþ î÷åðåäü, ïåðåäàåò âîçáóæäåíèå ÷åðåç ñëóõîâîé öåíòð íà òîò æå äâèãàòåëüíûé öåíòð. Åùå îäíî äîêàçàòåëüñòâî, êàê ïîëåçíî ïåòü è ñîëüôåäæèðîâàòü.

Èòàê, èãðà íà ôîðòåïèàíî ìîæåò ïîáåäèòü íå òîëüêî ôóíêöèîíàëüíûå, íî è îðãàíè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà äåòñêîãî îðãàíèçìà.

Ïåäàãîã-ìóçûêàíò ÿñíî âèäèò íà÷àëüíûé ýòàï îáó÷åíèÿ. Ýòî ðàáîòà íàä îñàíêîé, íàä êðóïíûìè ìûøöàìè. Äàëåå èäåò ñîëüôåäæèðîâàíèå äëÿ íîðìàëèçàöèè äûõàíèÿ. È, íàêîíåö, çàâåðøàåò âåñü ïðîöåññ íîðìàëèçàöèè çðèòåëüíûõ è îñÿçàòåëüíûõ îùóùåíèé ñëóõîâîå âîñïðèÿòèå, ñîïðîâîæäàþùåå êàæäûé ýòàï.

Èãðà íà ôîðòåïèàíî âêëþ÷àåò â ñåáÿ ñóììó ðàçíîîáðàçíåéøèõ äâèæåíèé. Âèäíî, êàê ïðîÿâëÿþòñÿ ðàçâèòûå ìîòîðíûå íàâûêè. Âåñü ïðîöåññ òðåáóåò òîí÷àéøåé ôèëèãðàííîé ðàáîòû. Ìóçûêà — ñëîæíàÿ ïñèõîôèçè÷åñêàÿ ñôåðà ñ ìíîãîîáðàçíûì âëèÿíèåì íà æèçíü ÷åëîâåêà. È â æèçíè ñîâðåìåííûõ äåòåé ìóçûêàëüíîå îáðàçîâàíèå è âîñïèòàíèå îêàæóòñÿ ýôôåêòèâíûìè òîëüêî òîãäà, êîãäà ñîåäèíÿòñÿ ñ òî÷íûìè çíàíèÿìè âñåõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ âëèÿíèÿ ìóçûêè íà ïðèðîäó ÷åëîâåêà. ×òî òðåáóåò îò ïåäàãîãà ôîðòåïèàíî ìíîãîñòîðîííèõ çíàíèé è æåëàíèÿ ðàáîòàòü â ýòîì íàïðàâëåíèè, ÷òî òîëüêî ïîñïîñîáñòâóåò ïîïóëÿðèçàöèè èíñòðóìåíòà, ò.ê. ïðèîðèòåòû ñåé÷àñ ñäâèíóòû íå â ïîëüçó ôîðòåïèàíî. À ïðîôåññèÿ ïåäàãîãà-ìóçûêàíòà êàê áû ïðèîáðåòàåò íîâóþ, áîëåå øèðîêóþ ïåðñïåêòèâó ÷åðòàìè ïåäàãîãà-ìóçûêîòåðàïåâòà.

Ëèòåðàòóðà

èãðà ôîðòåïèàíî ìóçûêàíò

1. Áåëîâà Å. Ñ. Îäàðåííîñòü ìàëûøà, ðàñêðûòü, ïîíÿòü, ïîääåðæàòü. Ì., 2004.

2. Âîðîæöîâà Î. Ìóçûêà è èãðà â äåòñêîé ïñèõîòåðàïèè. Ì., 2004.

3. Çîëîòàðåâ Þ. Ñåìü øàãîâ ê «äàðóþùåé ðàäîñòü» ìóäðû. ÑÏá., 2005.

4. Êèñåëåâà Ì. Àðò-òåðàïèÿ â ðàáîòå ñ äåòüìè. ÑÏá., 2006

5. Ìàçåëü Â. Ìóçûêàíò è åãî ðóêè. ÷. 1. Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ïðèðîäà è ôîðìèðîâàíèå äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû. ÑÏá., 2002

6. Ìàçåëü Â. Ìóçûêàíò è åãî ðóêè. ÷. 2. Ôîðìèðîâàíèå îïòèìàëüíîé îñàíêè. ÑÏá., 2005.

7. Ìåñêî Ñ. Öåëèòåëüíûå ìóäðû (ïðîñòûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ïàëüöåâ ðóê). Ì., 2006.

8. Ïåðåëüìàí Í. Â êëàññå ðîÿëÿ.

9. Ñàâèíà Í. Ïàëü÷èêîâàÿ ãèìíàñòèêà. Ì., 2003.

10. Þ.Õèðøè Ã. Ìóäðû. Éîãà äëÿ ïàëüöåâ. Ì., 2005 .

11 .Õîðñàíä Ä. Åñëè ðåáåíîê ëåâøà. ÑÏá., 2006.

12.Øìèäò-Øêëîâñêàÿ À. Î âîñïèòàíèè ïèàíèñòè÷åñêèõ íàâûêîâ. Ë., 1985.

13.Þäîâèíà-Ãàëüïåðèíà Ò.Á. Çà ðîÿëåì áåç ñëåç èëè ÿ — äåòñêèé ïåäàãîã. ÑÏá., 1996.

14.Þäîâèíà-Ãàëüïåðèíà Ò.Á. Ìóçûêà è âñÿ æèçíü. ÑÏá., 2005.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник