Роль фэмп в развитии ребенка
Виктория Жорова
Значение математики в развитии дошкольника
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет современные ориентиры построения образовательного процесса в дошкольном учреждении. Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитиепервичных представлений: о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе.
«Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.»
Вхождение в мир математики начинается с самого детства.
Дошкольный возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Математика должна занимать важнейшее место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными усвоениями таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Математика – это огромный фактор формирования познавательных и творческих возможностей ребенка, его интеллектуального развития. Она способствует развитию воображения, памяти, эмоций, речи, формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум».
По мнению известных психологов и педагогов (П. Я. Гальперина, Т. В. Тарунтаевой, формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей с математикой является наглядность.
Учитывая это, формирование элементарных математических представлений у воспитанников проводится не только путем целенаправленного обучения на занятиях,но и в режимных моментах: во время дежурства, на прогулке, в играх.
Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия – и в первую очередь, предметно-развивающую среду, отвечающую требованиям ФГОС. Чем полнее и разнообразнее подобранный материал, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития. Наличие соответствующего материала позволяет не только стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, но и развивать их познавательные интересы дальше.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать память, внимание, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, навыки, умения, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры с математическим содержанием развивают творческие способности, логическое мышление, речь, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача воспитателя состоит в том, чтобы научить их не только считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.
Источник
Консультация для воспитателей
на тему:
«Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка»
Подготовила: Мангушева В.Ш., воспитатель первой квалифицированной категории МБДОУ № 59 г. Салавата |
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности.
Воспитание и обучение в детском саду носит образовательный характер. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей способствует обучение детей математике в дошкольном возрасте: логически мыслить, рассуждать и действовать, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Цель математического развития дошкольников
• Всестороннее развитие личности ребенка.
• Подготовка к успешному обучению в школе.
• Коррекционно-воспитательная работа.
Задачи математического развития дошкольников
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
2. Формирование предпосылок математического мышления.
3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование
связанной речи.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности.
Значение обучения детей математике.
Обучение ведет развитие, является источником развития.
Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития».
Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.
С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни.
Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.
Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).
Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.
Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка
Умственное
Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические знания, умения и навыки.
Физическое
Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз
Нравственное
Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность
Эстетическое
Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей.
Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП
I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.
II. Развитие мышления.
Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.
В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:
• наглядно-действенное;
• наглядно-образное;
• словесно-логическое.
III. Развитие памяти, внимания, воображения .
Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).
Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).
Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).
IV. Развитие речи
Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:
• обогащение словаря (числительные, пространственные
предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
• согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
• формулировка ответов полным предложением;
• логические рассуждения.
Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.
V. Развитие специальных навыков и умений
На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.
VI. Развитие познавательных интересов
Значение познавательного интереса:
• активизирует восприятие и мыслительную деятельность;
• расширяет кругозор;
• способствует умственному развитию;
• повышает качество и глубину знаний;
• способствует успешному применению знаний на практике;
• побуждает самостоятельно приобретать новые знания;
• меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);
• оказывает положительное влияние на формирование личности;
• оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);
Литература
- БаряеваЛ. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб., 2002.
- Бондаренко А. Н. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
- Буторина М. Монтессори-материал. Школа для малышей. М.: Мастер, 1992.
- Гоголева В. Г. Логическая азбука для детей 4—6 лет. СПб.: Детство-Пресс, 1998.
- Давайте поиграем / Под. ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1991.
- Данилова А В., Рихтерман Т. Д., Михайлова 3. А. Обучение математике в детском саду. М.: Академия, 1997.
- Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М., 1994.
- Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. М., 1999.
- Корнеева.Г. А., Родина Е. В., ХоринаЛ.А. Теория и методика развития математического представления у детей дошкольного возраста. М.: МГПУ, 2001.
- Математика до школы / А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт, 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб.: Акцидент, 1998.
- Математика от трех до семи / 3. А. Михайлова и др. СПб., 1997.
Источник
Надежда Каюмовна Белобородова
Роль развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников
Роль развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников.
[/b]
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. И задачей педагога является использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых. Нужны игры, моделирующие творческий процесс и создающие такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребёнка в моторной активности, движении, помогают использовать счёт, контролировать правильность выполнения действий.
Математика
– это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. В то же время ребёнок с развитым интеллектом и логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счёт, вычисления ит. д.).
В процессе своей работы воспитатель должен создавать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, способствовать развитию инициативы и самостоятельности, активности в реализации поставленных задач. Педагог воспитывает у детей выдержку и настойчивость, честность, сдержанную реакцию на собственную неудачу, а также умение ободрить, поддержать товарища.
Основное правило работы с развивающими играми – никогда не отказывать в помощи, если у ребёнка что-то не получается. Так как в противном случае может пропасть интерес к предлагаемым играм.
Как и в любой работе, прежде чем начать, необходимо поставить перед собой
основные задачи:
-развитие детской самостоятельности в решении поставленных задач;
-формирование геометрического мышления, графических навыков;
-совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса;
-развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения);
-воспитание аккуратности, бережного отношения к играм.
Для успешного решения этих задач в группах должна быть соответствующая предметно-развивающая среда.
Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:
-от простого к сложному- предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
-индивидуальность -предполагает учёт индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
-безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребёнка;
-сотворчество детей и взрослых;
-соревновательный момент: при проведении игр необходимо использовать интерес детей к соревнованиям (учитывая индивидуальные особенности детей);
Каждый педагог знает. Что дидактическая игра занимает особое место в обучении и воспитании дошкольников, потому что является самой доступной для них формой деятельности. Она позволяет легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит к началу учёбы в школе. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению. Сравнению связанных между собой понятий и действий. Выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мыслит, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Эти предварительные умения создают необходимую основу для успешного изучения математики в школе.
Сегодня в арсенале педагогов есть множество методических систем, каждая из которых интересна по- своему, а объединяет их любовь и уважение к маленькому человеку.
Источник
Значение элементарных математических представлений в детском саду для детей младшего и среднего возраста.
«Детская математика учит на простых
умственных играх развивать свой ум,
творить, созидать, производить».
И. Брук.
Формирование элементарных математических представлений есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, это же стремление есть и в каждом ребёнке. Однако познание- функция не только интеллекта человека. Познание-функция его личности, оно не возможно без таких качеств как активность и самостоятельность, уверенность в себе и своих силах. Для детей младшего возраста необходимо ощущения защищённости и безопасности. Поэтому от того, какую воспитатель создаст атмосферу в группе, зависит, насколько проявится и разовьётся интерес к окружающему миру у каждого ребёнка, стремление узнавать и учиться новому.
В разном возрасте познавательная деятельность детей отличается друг от друга. На пример мышление детей от 2 до 3 лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно-манипулятивная игра. Что это такое? Это самостоятельная игра ребёнка, в ходе которой он, манипулируя предметами, знакомится с их внутренним устройством, соотнося их по размеру и форме. Очень важно создать в группе положительные условия для этой игры, так как именно в ней развивается интеллект детей третьего года жизни.
Для этого необходимо: * создать в группе положительную атмосферу * обеспечить разнообразие предметно-развивающей среды * предоставить свободный доступ к предметно-развивающей среде * поощрять самостоятельность и любознательность детей.
Мышление детей с 3 до 4 лет отличается то малышей, они уже достаточно хорошо владеют речью, чтобы выражать свои мысли словами, а не жестами. Они хорошо владеют существительными и глаголами, и теперь основная задача – усвоение прилагательных. Для этого необходимо научить ребёнка выделять отдельные признаки предметов, такие, как цвет, размер, форма. Чтобы ребёнок это усвоил, воспитателю необходимо обращать внимание детей на признаки предметов и использовать их в своей речи. При этом разницы между познанием и игрой не существует. Ребёнок учится в процессе жизни. Его мир – это мир «здесь» и «сейчас». Его внимание поглощено реальными вещами и людьми, окружающими его в данный момент. Играя, ребёнок в этом возрасте получает богатый опыт взаимодействия с миром, и он часто нуждается в том, чтобы воспитатель объяснил ему полученный опыт.
Мышление детей с 4 до 5 лет- это возраст «Почемучек». В этом возрасте дети хотят всё знать «Зачем?», «Почему?» и т.д. Они способны мысленно представить себе то, чего никогда не видели. Они очень любят слушать рассказы взрослых и задают множество вопросов. Мышление делает огромный скачок вперёд. Теперь дети начинают интересоваться процессами, как упорядоченными системами событий. Основной способ познания для ребёнка этого возраста – это рассказы взрослого. Поэтому воспитателю нужно как можно больше рассказывать детям, отвечать на их вопросы, и задавать вопрос самим детям, т.е. побуждать их думать, размышлять. При поиске ответов нужно размышлять вслух вместе с детьми. Как размышляет взрослый, так будут размышлять и дети.
Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не на специальных предметах, чтобы дети увидели, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Таким образом – элементарные математические представления в детском саду не должны разрушать естественность жизни детей. Задача воспитателя открыть ребёнку красоту и богатство окружающего мира, и любое знание — лишь средство решения этой задачи. Планируя свою работу воспитателю нужно постараться включить математику не принуждённо в разные виды деятельности. Это позволит благополучно избежать фронтальных математических занятий, которые так утомляют детей. Тогда маленькие дети, будут учиться, не зная, что это математика.
Педагогические заповеди, которыми можно руководствоваться в работе.
— Ж.Ж.Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребёнка свой срок и час постижения.
-Максимум внимания необходимо уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).
— Необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое, научиться новому.
— В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.
— Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.
-Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится.
— Принудительное обучение бесполезно.
— Только имея с ребёнком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
— Лучше слышат того, кто тише говорит.
Источник