Роль детского дизайна в развитии ребенка

Светлана Грезина
Роль детского дизайна в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников

Для формирования гармонически развитой личности, необходимо большое внимание уделять художественно-эстетическому воспитанию, развитию эстетического мировоззрения, художественных интересов, фантазии, творческих способностей детей,

Детский дизайн – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире. Современный дизайн приобрел более широкий смысл и является целым направлением, применяемым ко всем областям деятельности человека. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Это художественное конструирование, моделирование,художественно-декоративная деятельность ребенка: аппликация, рисование, лепка, ручной труд, Из природного, бросового материала можно сотворить настоящий шедевр.

Изучением и внедрением детского дизайнав практику занимаются педагоги: Пантелеев Г. Н., Валиулина Е. А, Кузнецова О. В. и др.

Выделяется три типа детского дизайна — объемный (предметно-декоративный, пространственный (архитекртурно-художественный) плоскостной (аппликативно-графический).

Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.

Сегодня важную роль играет телевидение и интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира, расширения мировоззрения детей. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов, которые формируют у дошкольников новые знания, умения и навыки в изготовлении неповторимых детских работ. Дети смело отходят от предложенных вариантов и моделей, придумывают свои элементы украшения, конструируют изделия по своему вкусу и желанию, с удовольствием занимаются творческой деятельностью.

Работа по дизайну проходит во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

Определены следующие задачи:

развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность и аккуратность;

— создавать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;

формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;

— воспитывать внимание и уважение к людям;

— стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

Поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, потому что уже на начальной стадии он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами, доступными способами изготовления и украшения своих изделий, а так же с поделочными материалами — цветной бумагой, природными материалами, нитками, тканью, перьями и др. Дети делают открытки, украшения и сувениры, одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам.

Обучение детей элементам дизайнаэффективно при соблюдении следующих требований:

— донесение до детей смысла и значения дизайнерской деятельности, ее практической направленности; использования продуктов этой деятельности в детском саду;

— цикл непосредственно образовательной деятельности строится последовательно и включает в себя разные виды деятельности: моделирование одежды, графический дизайн, аранжировки, декоративно-пространственный дизайн, флористика;

— организации восприятия детьми образцов искусства, организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, консультации для родителей). Создание благоприятной атмосферы и наличия необходимых материалов для детского дизайна.

Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Каждый ребенок, занимаясь дизайнерской деятельностью, сможет реализовать свои творческие способности, раскрыть свою уникальную индивидуальность, сформировать основные ценности и нравственные ориентиры. Он всегда сможет использовать художественный опыт в благоустройстве своей жизни.

Детский дизайн играет большую роль в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников.

Источник

татьяна нигматуллина
Дизайн — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Сл. 2

Дизайн — как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Свое выступление мне хотелось бы начать со слов

Сл. 3

«Творчество – это не удел только гениев,

создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек воображает,

комбинирует, создает что-либо новое»

Л. С. Выготский

Сл. 4

В современном мире, где рядом с надеждами живет тревога о судьбах человечества, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Проблема развития творческой личности особенно актуальна в нынешнее время и является одним из приоритетных направлений в современной системе образования.

Читайте также:  Методики выявления уровня развития речи у ребенка

«я убежден, что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет» (Херберт Рид)

Сл. 5

Роль художественного воспитания – не подготовка художников, музыкантов, художников и дизайнеров, а раскрытие творческого потенциала маленького человека, воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы, что является основой любого вида творческой активности.

Способность видеть необычное в обычном, по — особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный неповторимый выбор.

Сл. 6

Как же этому научить ребенка в обычном детском саду?

Как уйти от шаблонности, стереотипности в творчестве каждого ребенка?

Сл. 7

Ответить можно положительно, если педагоги, даже не обладая какими – либо особыми талантами, видят перед собой эту задачу и стремятся создать условия для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.

На сегодняшний день активно обращается внимание педагогов на новое направление художественного воспитания дошкольников – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.

Таблица худож ТВ-во – дизайн

Сл. 8

в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. “Disegno” — это замысел, план, цель, набросок, рисунок, узор, модель, лежащая в основе схема, композиция.

В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека.

Сл. 9

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно.

Сл. 10

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.

В процессе дизайн — деятельности углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать

Сл. 11

Так что же такое «Детский дизайн»?

Детский дизайн – особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды и техники художественного творчества, основанный на собственном видении мира по законам целесообразной красоты.

Сл. 12

В процессе своей деятельности я использую учебно – методический комплект, предлагаемый авторм программ «Цветные ладошки» и «Умелые ручки» Лыковой Ириной Александровной.

Сл. 13

Целью моей деятельности является «Приобщение детей к творчеству, развитие умения видеть мир глазами художника формирование наблюдательности и внимательности, развитие нестандартного мышления, фантазии, воображения, раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, ознакомление с основами дизайнерской деятельности

Сл. 14

ЗАДАЧИ

Развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение внимание, наблюдательность и аккуратность.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Развивать фантазию, воображение, индивидуальность в работе.

Формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ.

Формировать у детей навыки и умения действовать с разными материалами для творчества.

Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

Сл. 15,16

В своей деятельности я руководствуюсь следующими дидактическими принципами, общепедагогическими и специфическими, свойственными для дизайн – деятельности (см. слайды)

Сл. 17

Наряду с традиционными методами обучения дошкольников я использую нетрадиционные методы стимулирования творческого таланта.

Сл. 18, 19, 20

Сл. 21

Условия для реализации дизайн – деятельности с детьми

Сл. 22

Формы работы с детьми

Сл. 23 – 32

Я считаю, что наиболее эффективной является такая форма работы с воспитанниками как непроизвольное обучение в игровой форме, позволяющее ребенку овладевать каким-то знанием не в результате каких-то специальных сознательных усилий, а в результате деятельности, направленной на другую цель.

Сл. 33, 34, 35,36,37

Детский дизайн носит утилитарный характер, т. е. он должен быть полезен. Детским работам обязательно находится практическое применение. Мы используем их как подарки малышам, сверстникам, взрослым, как атрибуты к играм, для оформления интерьера группы и детского сада, оформляем выставки детского творчества, применяем для украшения костюмов к праздникам и развлечениям.

Читайте также:  Маршрут индивидуального развития ребенка образец заполнения

Сл. 38

Работа с родителями

Сл. 39 (4 фото)

Считаю, что объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

Сл. 40, 41

Формы работы с педагогами

Сл. 42

Результат

Таким образом, можно говорить о том, что в результате творческого процесса работа каждого ребенка становится маленьким шедевром, отличающимся индивидуальностью и уникальностью.

Сл. 43

Творческих вам успехов!

Источник

Роль детского дизайна в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников

МАДОУ д/с №47 «Лесовичок»

 воспитатель Грезина  С.А.

Для формирования гармонически развитой личности, необходимо большое внимание уделять художественно-эстетическому воспитанию, развитию эстетического мировоззрения, художественных интересов, фантазии, творческих способностей детей,

Детский дизайн – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире. Современный дизайн приобрел более широкий смысл и является целым направлением, применяемым ко всем областям деятельности человека.  Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Это художественное конструирование, моделирование,  художественно-декоративная деятельность ребенка: аппликация, рисование, лепка, ручной труд, Из  природного, бросового  материала можно сотворить настоящий шедевр.

           Изучением и внедрением детского дизайна в практику занимаются  педагоги: Пантелеев Г.Н., Валиулина Е.А, Кузнецова О.В.и др.

Выделяется  три типа  детского дизайна — объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитекртурно-художественный) плоскостной (аппликативно-графический).

         Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к  самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Создавая дизайнерские работы,  дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.

Сегодня важную роль играет телевидение и интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира, расширения мировоззрения детей. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают  и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов, которые формируют у дошкольников новые знания, умения и навыки в изготовлении неповторимых детских работ. Дети смело отходят от предложенных вариантов и моделей, придумывают свои элементы украшения, конструируют изделия по своему вкусу и желанию, с удовольствием занимаются творческой деятельностью.

Работа по дизайну проходит во время непосредственно образовательной  и самостоятельной деятельности.

        Определены следующие задачи:

— развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение,  художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение, устойчивое  внимание, наблюдательность и    аккуратность;

— создавать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;

— формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;

—  воспитывать внимание и уважение к людям;

— стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском  саду, дома.

Поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, потому что уже на начальной стадии он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами, доступными способами изготовления и украшения своих изделий, а так же с поделочными материалами — цветной бумагой, природными материалами, нитками, тканью, перьями и др. Дети делают открытки, украшения и сувениры, одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам.

Обучение детей элементам дизайна эффективно при соблюдении следующих требований:

— донесение до детей смысла и значения дизайнерской деятельности, ее практической направленности; использования продуктов этой деятельности в детском саду;

— цикл непосредственно образовательной деятельности  строится последовательно и включает в себя разные виды деятельности: моделирование одежды, графический дизайн, аранжировки, декоративно-пространственный дизайн, флористика;

— организации восприятия детьми образцов искусства, организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, консультации для родителей). Создание благоприятной атмосферы и наличия необходимых материалов для детского дизайна.

Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Каждый ребенок, занимаясь дизайнерской деятельностью, сможет реализовать свои творческие способности, раскрыть свою уникальную индивидуальность, сформировать основные ценности и нравственные ориентиры. Он всегда сможет использовать художественный опыт в благоустройстве своей жизни.

Детский дизайн играет большую роль в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников.

Источник

Дарья Плотникова
Детский дизайн, как средство развития творчества у детей старшего дошкольного возраста

Читайте также:  Дневник развития ребенка до года для заполнения

«Детский дизайн, как средство развития творчества у детей старшего дошкольного возраста»

. Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

Э. Успенский

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Дети с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами. Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Начав работать с группой детей старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что у большинства детей слабо развита мелкая моторика рук. Наблюдая за детьми на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения.

Проведя вводную диагностику по творческому развитию детей,получила результаты:

23% – низкий уровень,

59% – средний уровень,

18% – высокий уровень.

Таким образом, обозначилась проблема отбора наиболее эффективных форм, методов и приёмов работы с детьми, позволяющих эффективно развивать психические процессы воспитанников и создавать условия для развития их творчества.

Изучив методическую литературу, обратила внимание на такое направление, как детский дизайн. Предположив, что дизайнерская деятельность поможет развить все сферы личности воспитанников, раскрыть творческий потенциал, мыслительные процессы, волевые качества, мелкую моторику, поможет научить детей действовать сообща, общаться.

Детский дизайн определяется специалистами как общественно полезное художественно-декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения, дающее ребенку первоначальные представления о прекрасном в природе, об искусстве, в том числе о дизайне. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Таким образом,для решения выявленной проблемы была сформулирована цель: создание условий для раскрытия и развития творческих способностей каждого ребенка, социализации детей средствами детского дизайна.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Отобрать наиболее эффективные педагогические методы и приемы в рамках детской дизайнерской деятельности.

2. Разработать и апробировать систему образовательных ситуаций на основе детских дизайнерских проектов.

3. Повысить уровень компетенции родителей в вопросах детского дизайна

Содержание работы Сроки Результат

Изучение методической литературы

Понтелеев Г. Н. «Детский дизайн»

Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество»

Иванова О. Л. «Рисунки которые нас рисуют»

Колдина Д. Н. «Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет»

Лыкова И. А., Максимова Е. В.

«Коллаж из бумаги. Детский дизайн»

В течение года Повышение уровня знаний педагогической деятельности

Работа в кружке «Акварелька» В течение года Улучшение творческого развития детей

Участие детей во Всероссийских, городских конкурсах детского творчества В течение года

Оформление выставок детских работ в помещение ДОУ В течение года

Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. Ноябрь

Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы. 2 раза в год

Октябрь,апрель

Оформление приемной «Ромашковое поле» Октябрь Дизайн-рамки для информации для родителей

Оформление группы к Новому году, оформление выставки «Мастерская Деда Мороза» Декабрь

Оформление прогулочной площадки ледяными скульптурами «В гостях у сказки» Декабрь- январь

Оформление консультаций для родителей по совместному творчеству и детскому дизайну Январь

Оформление огорода на окне «Наш веселый огород» Февраль

Оформление выставки в группе

«Пасхальный уголок» Апрель

Создание книги детских рисунков+ сказки совместно с родителями, с детьми, посещающими кр-к «Акварелька»: «Золушкины сказки» Май

Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, на сегодня это мы говорим уверенно. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволили развить эти способности вовремя. Именно поэтому работа по приобщению детей к основам дизайн-деятельности будет продолжаться и далее.

Источник