Роджерс о развитии ребенка
11. Окт, 2010
Прошлый раз я писал о психологической зрелости по Роджерсу и её характеристиках. Сейчас ещё хочу обратить внимание на предпосылки такой зрелости.
Вторичный (о первичном напишу в следущем посте), приобретенный мотив людей — потребность в позитивном внимании:
для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие.
Впервые проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии выражает себя вудовлетворении человека, когда его одобряют другие,
и фрустрации, когда им недовольны.
Если человек считает, что он удовлетворяет потребность позитивного внимания у других людей, то он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности.
позитивное внимание | условное | безусловное |
от других | Условия ценности— в обстоятельствах, желаемых другими | они рады мневсегда: за то, какой я есть |
от себя себе | позитивно рассматривать себя от того что я делаю | свои собственные ценности, доверять себе всегда |
Обычные родители позитивно относятся только кжелаемому для них поведению ребенка. Условия ценности— обстоятельства, при которых дети будут переживать позитивное внимание — «Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». Требования, предъявляемые другими — ребенок сделает почти все,даже если ему это не нравится, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания — запоминает, что если будет действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то его не будут ценить и любить.
Безусловное позитивное внимание — можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека — человека принимают и уважают за то, какой он есть. Единственный способ не вмешиваться в тенденцию к актуализации ребенка – это дать ему безусловное позитивное внимание. Наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать.
Со временем и взрослением структура Я становится для самой себя «значимым социальным другим» — людям необходимо позитивно рассматривать, оценивать себя: удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя.
Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках.
Когда дети воспринимают себя так, что никакое самопереживание не является более или менеестоящим позитивного внимания, они переживаютбезусловное позитивное внимание к себе. Это, в свою очередь, позволяет им развивать свои собственные ценности и удовлетворение в соответствии с их реальными переживаниями,независимо от «одобрения» других. Хотя они сознают существование определенных ожиданий относительно того, что им «следует» делать, они будут доверять себе и своим суждениям, а не поддаваться требованиям, существующим вне их самих.
Условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление.
Роджерс считает состояние несоответствия «Я» (хочу, нравится) и переживаемого опыта (делаю что нравится им) наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости!
Воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых.
Источник
Другой психолог и педагог Карл Роджерс считал, что у человека существует глобальная потребность в позитивном отношении со стороны окружающих (вне зависимости от того, врожденная она или приобретенная), и возникает она в процессе социализации индивида.
К.Роджерс (1902-1987) ввел в научный оборот термин «безусловное положительное отношение»: любовь, милосердие.
Безусловная любовь предполагает принятие человека таким, каков он есть, вне зависимости от внешних условий.
В педагогическом словаре Г.М. и А.Ю. Коджаспировых любовь к детям определена как «специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений». Данное определение приближено к главной сути феномена любви в педагогике, особенно в гуманистической педагогике К.Роджерса.
Роджерс считал природу человека позитивной, двигающейся к самореализации.
Его концепция существенно отличалась от концепции 3.Фрейда, который понимал человека как несоциальное существо с доминирующими инстинктами самосохранения и саморазрушения, способное действовать разрушительно по отношению к собственной природе и окружающим.
В отличие от подхода Фрейда, раскрывающего влияние прошлого, от концепции А.Адлера, настаивающей на ценности надежд на будущее, Роджерс подчеркивал значение настоящего.
Способность жить в настоящем моменте говорит о том, что жизнь раскрывается перед человеком в своем истинном позитивном значении. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. И тогда можно говорить о полной реализации личности, по словам самого Роджерса, «о ее полном функционировании».
«Полноценно функционирующий человек» (по К.Роджерсу) осознает свои чувства, потребности, открыт для всех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе, обладает ответственностью. Он открыт для изменения и готов к саморазвитию и личностному росту.
Такой недирективный, мягкий подход Роджерса помогает человеку понять самого себя, осознать свое жизненное предназначение, принять себя, а затем и других такими, какие они есть. Он является одним из самых распространенных в настоящее время не только на Западе, но и в России.
Американский психолог Р.Бернс (не путать с Э.Берном) по взглядам близок К.Роджерсу. Его идеи направлены на формирование у человека чувства защищенности и уверенности в доброжелательном и уважительном отношении со стороны других. Уверенность способствует самоуважению, стремлению к реализации трудных целей, вере в успех, оптимистическому восприятию мира, своего будущего и самого себя.
Психология Карла Роджерса послужила основой гуманистического воспитания, которое предполагает самосовершенствование, самоактуализацию и личностный рост ребенка.
Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманистической психологии, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов.
В процессе воспитательного взаимодействия педагог стремится узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели своего развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностному росту), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии). При этом воспитатель, даже если это как-то ущемляет его интересы, организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем.
Становление и совершенствование личности воспитанника возможно в условиях свободного воспитания. Свободное воспитание — это вариант демократического стиля воспитания, направленного на формирование у воспитуемых интересов и ценностей жизни, а также создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь и за выбор духовных ценностей.
Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления как фактора жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе.
Поэтому воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом помогает природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие.
Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя:
- — развитие интеллектуальной сферы;
- — развитие эмоциональной сферы;
- — развитие устойчивости к стрессам (копинг — жизнестойкость);
- — развитие уверенности в себе и принятие себя;
- — развитие позитивного отношения к миру и приятие других (оптимизм);
- — развитие самостоятельности и ответственности;
— развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования (по А.Адлеру), развитие творческой силы «Я».[1]
В последний пункт входит и мотивация учения как важнейший элемент мотивации саморазвития. В сумме все эти идеи были названы позитивной педагогикой, основанной на идеях гуманистической психологии воспитания и обучения.
Оптимизм гуманистической психологии проявляет себя в стремлении человека самореализоваться, в вере в способность к самосовершенствованию, в важности самораскрытия личности «здесь и сейчас», гедонизме, иррациональности и оккультизме.
В самом понятии «гуманистическая психология» содержится противопоставление научной психологии, отдается предпочтение личностному опыту, смысловой сфере человека, соприкосновению человека с литературой и искусством. Гуманистическая психология берет свое начало из терапевтической практики, ориентированной на личностный рост, самоактуализацию и развитие человеческого потенциала.
Источник
Карл Рэнсом Роджерс — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.
Биографический очерк
Карл Роджерс, четвертый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста (fundamentalist). Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей.
«Все, что сегодня я мог бы назвать близкими межличностными отношениями, в тот период полностью отсутствовало».
Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей», родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно интересовался наукой. Период его учебы в Университете Висконсина оказался весьма полезным и наполненным смыслом.. Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере. В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и предоставила первую возможность обрести самостоятельность.
«После этого путешествия сформировалась моя система ценностей, а мои цели и философия стали вполне определенными и отличными от взглядов, которых придерживались мои родители и которых ранее придерживался я».
В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал еще со средней школы. Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учебе после женитьбы. Они надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии. Позднее он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных обязательств. Впоследствии, проходя курс психологии, он был приятно удивлен открытием, что человек, интересующийся вопросами консультирования, может получать деньги, работая с людьми, которым необходима помощь, и при этом не зависеть от церкви. Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания. Роджерс работал с детьми, которые направлялись к нему разными социальными организациями.
«Я не был связан ни с каким университетом, никто не стоял за моей спиной и не предъявлял претензий к моим методам работы… Организациям было все равно, как я работаю, они лишь надеялись, что хоть какая-то польза от меня будет».
Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание процесса психотерапии. В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией.
«Мне стало приходить в голову, что вместо демонстрации своей учености и эрудиции, нужно полагаться на пациента, дать ему возможность самому направлять процесс терапии».
В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным ребенком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принята хорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. По этому поводу Роджерс сказал, что, заняв высокую должность, он смог избежать давления, которому подвергаются ученые, стоящие на нижних ступенях академической лестницы, давления, которое душит новаторство и творчество. Находясь в Огайо, Роджерс сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов. Записывать терапевтические сеансы считалось немыслимым, но, поскольку Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу, он мог проводить свои исследования самостоятельно.
Результаты этих исследований и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942). Несмотря на мгновенный и широкий успех книги, ее появление не было отмечено ни в одном из основных психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден был вести курсы только в свободные часы и практически не имел единомышленников».
В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность организовать собственный психотерапевтический центр. Роджерс был его директором до 1957 года. Он уделял все больше внимания доверию , что нашло отражение в демократической политике принятия решений центра. Если пациентам можно доверить решение вопросов, связанных с их собственным лечением, то уж персоналу тем более можно доверить принятие решений, касающихся обстановки, в которой он работает.
В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта. Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент — ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961).
Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва. Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными.
До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке, Австрии и бывшем Советском Союзе. В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым «внутренним пространством — сферой психологических сил и психических возможностей человека. Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост — человека, группы, общества».
Теория личности Роджерса
Для теории личности Роджерса характерны все основные положения Гуманистической психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса является феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.
Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция«, или «Самость«, определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным.
В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.
В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к индивиду значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.
В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. По Роджерсу, существует два противоположных типа: «полноценно функционирующая личность» и «неприспособленная личность«. Первый тип является идеальным человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).
Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.
С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Так, если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между «Я» и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотические нарушения. Для психологической помощи при различных личностных нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями «недирективная терапия» и «терапия, центрированная на человеке«, в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности является взаимоотношения между терапевтом и клиентом.
1931 — Measuring Personality Adjustment in Children Nine to Thirteen Years of Age
1939 — The Clinical Treatment of the Problem Child / Клинический уход за проблемным ребенком
1942 — Counseling and Psychotherapy: New Concepts in Practice / Консультирование и психотерапия
1945 — Counseling with Returned Servicemen
1951 — Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory / Центрированная на клиенте терапия
1954 — Psychotherapy and Personality Change / Психотерапия и личностное изменение
1959 — A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships as Developed in the Client-Centered Framework
1961 — On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy / Становление личности. Взгляд на психотерапию
1967 — Therapeutic Relationship with Schizophrenics / Терапевтические отношения с больными шизофренией
1967 — Autobiography / Автобиография
1968 — Man and the Science of Man
1968 — Person to Person: The Problem of Being Human / Лицом к лицу: проблемы человеческого существования
1969 — Freedom to Learn: A View of What Education Might Become / Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование
1970 — On Encounter Groups / O группах встреч
1972 — Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives / Стать партнерами: брак и его альтернативы
1977 — Carl Rogers on Personal Power: Inner Strength and Its Revolutionary Impact
Источник