Родительское собрание развитие памяти ребенка

Родительское собрание развитие памяти ребенка thumbnail

Тема собрания : «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)

                                      Без памяти человек не может ничего изобрести, не может ском-бинировать и двух идей.

                                                                                                                                        Вольтер.

Задачи собрания:

               1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.

               2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения:

  — Значение памяти в учебной деятельности.

  — Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

Ход собрания.

Вступительное слово учителя

  Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне бы хотелось начать несколько необычно.

Вот такой разговор был подслушан психологом, а мне бы хотелось его вам рассказать.

— Какое сегодня число?  спрашивает у своего друга товарищ.

— Не знаю, — отвечает тот.

— Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

— А она вчерашняя!

      Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека, как человека без него невозможно.

Одним из основных свойств личности является память. Сегодня  мы с вами поговорим на тему : «Что такое память и как её развивать?»

Память- великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.

Память-это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Память-способность мозга сохранять информацию и  воспроизводить её при необходимости спустя  какое-то время.     (слайд4)

Известный    физиолог Грей  Уолтер

Память бывает смысловая, слуховая, зрительная.

Большая часть неудачников  по жизни стали из-за своей неразвитости памяти.

В младших классах ученики запоминают большое количество материала, а потом его воспроизводят. Не владея приёмами запоминания , они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие трудности. Поэтому необходимо научить их рациональным приёмам запоминания.

Этому способствует : -активная деятельность, деление текста на смысловые части, придумывание заголовков, составление плана В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.

   Проблемы с памятью откладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

В классе была проведена анкета   по  вопросам:

1. Анкетирование учащихся.

— Легко ли тебе заучивать стихи?

— Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

— Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

— Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

— Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

— Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Выяснилось, что дети испытывают затруднения при пересказе, при заучивании стихов.

Также было проведено анкетирование среди родителей.

Анкетирование родителей.

— — Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?   Да – 9ч.      Нет-9ч.

— Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?   Да-12ч.    

— Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти?

Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и родных, т.е. вас родителей.

В классе мы провели  несколько упражнений  на развитие  слуховой и зрительной памяти  

Проверка слуховой памяти.  

Результаты диагностики

Диагностика зрительной памяти.

Результаты диагностики

Вы со своими детьми тоже можете развивать память.  Какие упражнения можно проводить дома.

Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение 1.

       Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.

       Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.

        Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 2.

       Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 3.

      Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.

      В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу  рёбёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

Читайте также:  Роль родителей в развитии ребенка цель

       После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 0

       Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.  

Упражнение 4

Нарисуйте на бумаге рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 5.

Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4-х букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Упражнение 6. За 20секунд нужно за помнить 10чисел, написанных на доске, а затем записать те , которые удалось запомнить,    например:  43, 12, 31, 81, 72. 15, 4, 96, 10, 37

Для подсчёта результатов необходимо количество правильных ответов умножить на 10

90-100% -отличная память

71-90%-очень хорошая

51-70%-хорошая

31-50- удовлетворительная

7 .Повесьте в комнате листок с написанными парами слов. Постарайтесь запомнить попарно и в столбик в той последовательности, в которой они записаны.

  1. Пилот-посадка
  2. Мостовая – асфальт
  3. Гамма – струна
  4. Бемоль – клавиша
  5. Пропеллер — тротуар

Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизведёт ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Упражнение 0

Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.

При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.

Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

                         Весёлый праздник                      сомнение

                         Радость                                        зависть

                         Гнев                                             сила воли

                         Мальчик-трус                             болезнь

                         Отчаяние                                     успех

                         Быстрый человек                       дружба

                         Скорость                                     смелый поступок

                         Печаль                                         справедливость

                         Вкусный ужин                            хороший товарищ

                         Тёплый ветер                              мороз

Методика кратковременной зрительной памяти      Методика Е. Рогова

Даётся таблица с цифрами. Надо постараться запомнить и потом записать как можно большее  количество чисел. Максимальное количество информации- 10 единиц материала. Средний уровень-6-7единиц

15       39       87       23

94       65       78       46

83       19       94       52

№9   Методика долговременной памяти

Читаете 10слов, например, (стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко)     Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10дней.Коэффициент долговременной памяти высчитывается по формуле:  С=В/А * 100%

Читайте также:  Развитие ребенка в азове

Где А – общее кол  – во слов;

В – кол – во запомнившихся слов;

С – коэффициент долговременной памяти

75-100% — высокий уровень

50-75%   -средний уровень

30-50%  — низкий уровень

Ниже 30% — очень низкий уровень

11.  Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются.  Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

                2   5   4   7   1

                                                 4   1   6   2   3

                                                                                      5   7   9   3   8

    Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

  • Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
  •  Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.
  •  Если в одном – то как удовлетворительная.

Что может помочь вашему ребёнку в запоминании учебного материала?

1.Повторение. Научите ребёнка механически запоминать материал, несколько раз повторив его про себя

2.Организация запоминаемого материала. То есть группировка материала по категориям , по общим признакам.

3.Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события, вместо простого воспроизведения, например, «Дети собирали грибы», задаётся вопрос: «Были ли лукошки?»

4.Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа.

5.Поиск информации в памяти. (Вспомнить правила, законы, выводы)

Правила тренировки памяти

  1. Ставь цель запомнить надолго
  2. Заучивай с желанием знать и помнить
  3. Тренируй внимание и наблюдательность
  4. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии  литературу.
  5. Короткие стихи учи целиком, длинные разбивай на отрывки.
  6. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
  7. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день
  8. Начинай повторять до того, как материал начал забываться небольшими частями-
  9. Лучше учить по одному часу 7дней , чем 7часов подряд в один день
  10. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. « Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил»

Вы же не хотите быть таким?  Тогда -за дело!

  1. Заключительное слово учителя.

Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители выполняли эти упражнения – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.

    Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его     дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2 — 3 раза недостаточно.     Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.

Помогите вашим детям улучшить память.

Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приёмами.

Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи –в  таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

Человек без памяти оставался бы вечно похожим на новорождённого.

Источник

Родительское собрание на тему

«Как развить умственные способности детей и память»

Цель:

  • Познакомить родителей с особенностями памяти младших школьников, причинах плохой памяти и дать рекомендации, упражнения на развитие памяти.

Участники:

  • Классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

Форма:

  • Круглый стол.

Оборудование:

  • Выставка литературы о памяти и методах её развития, о психологии познавательных процессов личности ребёнка.

  • Листы с описанием развивающих упражнений.

  • Листы диагностики памяти детей.

  • Презентация «Развитие памяти младших школьников».

  • Памятки для родителей.

Подготовительный этап:

  • Приглашение родителей на собрание, сообщение повестки собрания.

  • Провести экспресс-диагностику особенностей памяти учащихся.

Вопросы для обсуждения:

— Что такое память?

— Причины плохого запоминания?

— Можно ли улучшить память?

— Какие существуют приёмы, упражнения на развитие памяти?

Диагностика развития памяти

Методика «Оперативной памяти».

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.

Учащимся вручаются бланки, после чего следует инструкция.

«Я зачитаю 5 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача запомнить эти числа в порядке, в котором я прочитаю, а затем в уме нужно будет сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвёртым, четвёртое с пятым, а полученные суммы записать в бланке. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записано на доске). Складываем 6 и 2 получается 8 (записываем); 2и 1 – получается 3 (записываем); 1 и 4 – получается 5 (записываем) и т. д.

Читайте также:  Как правильно заполнить историю развития ребенка

Процедура занимает 4-5 минут.

Методика «Долговременная память»

Экспериментатор сообщает: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко».

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% — высокий уровень;

50-75% — средний уровень;

30-50% — низкий уровень;

Ниже 30% — очень низкий уровень.

Методика «Запомни пару»

Необходимый материал: 2 ряда слов. В первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором они отсутствуют.

Первый ряд Второй ряд

Кукла – играть Компас – клей

Курица – яйцо Жук – кресло

Ножницы – резать Колокольчик – стрела

Лошадь – сани Синица – сестра

Книга – учитель Лейка – трамвай

Бабочка – муха Ботинки – самовар

Щётка — зубы Спичка – графин

Снег – зима Рыба – пожар

Корова – молоко Пила – яичница

Пианино – ноты Шляпа – пчела

Ход собрания

  • Родители занимают места, образуя рабочие группы участников собрания.

  • Классный руководитель открывает собрание, называет тему и причины, побудившие вести такое собрание. Докладывает о результатах экспресс-диагностики учащихся и предлагает более глубоко и детально разобраться в том, что такое память и как её развивать.

  • Выступает школьный психолог.

Память человеку необходима для проявления души. (Блез Паскаль)

Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей. (Вольтер)

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать несколько необычно.

Вот какой разговор был подслушан психологом, а мне хотелось бы вам его рассказать:

— Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.

— Не знаю,- отвечает тот.

— Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

— А она – вчерашняя!

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Поэтому «Низкий уровень развития памяти» означает, что недостатки присутствуют в каждом из процессов.

Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребёнок запоминает информацию механически, без осмысления, не пользуясь логическими, смысловыми или ассоциативными приёмами запоминания.

Существует несколько видов памяти: кратковременная память, позволяющая удерживать полученную информацию в течение небольшого времени (около 20 секунд); долговременная память, предназначенная для хранения информации в течении длительного времени; оперативная память, удерживающая информацию в течение определённого, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции.

Проблемы с запоминанием не всегда свидетельствуют о том, что у ребёнок лениться и прилагает недостаточно усилий к учёбе. Понимание сути проблемы поможет найти ответ на вопрос о том, как улучшить память ребёнку.

Причины плохой памяти у детей

  1. Группа причин, связанная с образом жизни. Понаблюдайте за ребёнком, какие занятия, помимо учёбы занимают значительную часть его времени: игры, прогулки, просмотр телевизора, компьютер, дополнительные кружки и секции. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Чередует ли он физическую и умственную активность?

  2. Нехватка микроэлементов и витаминов. Постарайтесь обеспечить ребёнку вместе с едой поступление в организм всех необходимых полезных веществ. Не менее важно и количество потребляемой жидкости, ведь её недостаток отрицательно сказывается на функции мозга.

  3. Недостаточная тренировка памяти у детей. Эта проблема устранима упорными регулярными занятиями. Также нужно отметить, что память непосредственно связана с речью, поэтому ребёнок, с недостаточно развитой речью неизбежно будет иметь проблемы с памятью.

  • Что делать для совершенствования памяти?

Прежде всего необходимо учить смысловому запоминанию учебного материала.

Использовать рациональные способы запоминания — связать мышление с памятью осуществлять интеллектуальную работу по осмыслению текстов. Этому способствует:

— активная деятельность;

— составление плана;

— прослеживание основных смысловых линий;

— выделение смысловых опорных пунктов или слов, моделирование;

— возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания;

— мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух.

В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.

  • Родители делятся своим опытом в лучшем запоминании материала.

Памятка для родителей

«Что может помочь вашему ребёнку в запоминании учебного материала»

  1. Повторение про себя, вслух несколько раз.

  2. Группировка материала. Организация запоминаемого материала. То есть группировка материала по категориям, по общим признакам.

  3. Ассоциации. Создание умственных образов.

  4. Опорные пункты. Составление своего рода плана для припоминания.

  5. Структурирование материала. Устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое.

Заключительный этап

  • В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

— Помогите вашим детям улучшить память.

— Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приёмами.

  • Представители каждой группы родителей продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что память …»

  • Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании и развитии детей.

Литература:

  1. Девид Гамон, Аллен Д. Брегдон «Как развить умственные способности, память и внимание».

  2. Костромина С. Н. «Учиться только на пятёрки по русскому языку, математике, чтению».

Источник