Родительское отношение к ребенку от момента рождения до 1 года
Боундинг – ранний естественный контакт сразу же после рождения.
На начальном этапе развития решающее условие выживания реб — взрослый человек удовлетворяющий все его потребности.
На отношения к нему родителей, на их характер и скорость их реагирования влияют
-темперамент ребенком-тональность плача
-множество других поведенческих признаков
Недоношенные дети нуждаются в специальных условиях , что приводит к длительной послеродовой разлуки матери и реб.
Непосредственно — эмоцобщение со взрослым составляет основу психического развития в младенчестве.
При неблагоприятных условиях у реб возможно нарушение поведения, отставания в развитии, синдрома госпитализма.
Сам взрослый выступает как наиболее привлекательный и удобный объект восприятия, отвечающий на важнейшие потребности в новых впечатлениях.
Вопрос 25 Родительское отношение к ребенку в раннем дошкольном возрасте
Родитель поддерживает и одобряет новые способности самостоятельного передвижения.
Расширение доступного пространства , стремление исследовать предметы по новому ставят вопросы надежной физической и эмоциональной безопасности ребенка.
Самые главные достижения в психическом развитии в раннем детстве связаны с освоением функций и способов действий с предметами. Взрослый вступает как субъект ситуативно-делового общения , сотрудничества , как образец для подражания , руководитель , контролер, а так же источник эмоциональной поддержки.
На 2-3 году жизни возникают новые виды деятельности ребенка – игровая, продуктивная. Родитель может помочь зарождению игры – подобрать игрушки, подходящие предметы, показать игровые ( замещающие , символические) действия; проявить живой интерес , соучастие, как усложнить, разнообразить игру. 2-3 год жизни является сенситивным периодом для речевого развития.
Необходимо поощрять активность , самостоятельность ребенка как субъекта общения и познания, его тенденцию к волевой форме поведения ( « Я – сам).
Амплификация детского развития – широкое развертывание и обогащение содержания специфических детских форм игровой , практической, изобразительной деятельности. При овладении сенсорным опытом нужно научить ребенка осуществлять действия, которые приводят к выделению качеств и свойств.
Складывание первой обобщенной картины мира невозможно вне особых типов общения со взрослым – вне ситуативно-познавательного и вне ситуативно-личностного
Вопрос 26. Индивидуальные формы общения с семьей.
Индивидуальные формы работы предназначены для диффер. Работы с родителями , преимущество такой формы заключается в том, что имеют проводить работу с учетом индивидуальных особенностях детей и специфики семей.
Формы:
1 Педагогическая беседа ( Может быть использована как самостоятельная форма работы , так и в сочетании с другими формами.
Цель : обмен мнениями по какому либо вопросу. Она может быть запланирована инсценирована педагогами или родителями, если беседа запланирована, воспитатель продумывает , какие вопросы будут задавать родители, и на какие вопросы хотели бы получить ответы родителей.
Беседа должна быть конкретна и содержательна:
— пробуждать интересы
— повышать чувства ответственности за состоянием детей.
Надо четко продумать начало беседы и начинать ее нужно с положительной характеристики ребенка . Можно спросить у родителей , как им дается добиться положительных результатов , далее тактично остановится на проблемах и дать конкретные советы . рекомендации должны быть подобраны с учетом особенностей конкретной семьи.
В ходе беседы необходимо создать доброжелательную и доверительную обстановку.
2. Посещение семей.
Цель: познакомится с ребёнком и его близкими в привычной обстановке.
В ходе посещения родители получают представления о том , как воспитатель общается с ребенком , а воспитатель имеет возможность познакомится с условиями жизни ребенка, с атмосферой в доме, традициями и правилами семьи.
Организация посещений семьи, необходимо помнить :
— надо быть тактичными,
— не начинать разговор в семье о недостатках ребенка,
— не делать записи
— записи делать в специальном журнале
— заранее предупреждается о времени и цели визита
— составить график ( сентябрь- октябрь)
— посещение может быть первичным и вторичным.
3 Индивидуальные консультации
Цель: педагогическое просвещение родителей и обмен мнениями по вопросам в воспитании.
Если у родителей возникают проблемы по вопросам в воспитании, они могут обратится к воспитателю и он назначает консультацию. О дате и времени консультации сообщить заранее. Проводя консультацию педагог отвечает на вопросы и стремится дать совет.
4 индивидуальные блокноты
Цель: создание образа ребёнка для родителей.
Воспитатель заносит успехи детей по разным видам деятельности, родители могут отмечать, что их конкретно интересует в воспитании и развитии ребенка.
Вопрос 27.Коллективные формы взаимодействия с семьей.
1Общее родительское собрание
Цель: координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам воспитания и образования.
Для родителей , дети которых только начали посещение детского сада , желательно провести экскурсию по саду.
2 Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлекать родителей к осмыслению проблемы воспитания.
3) Родительские конференции
Цель: повышение педагогической культуры родителей ( 2 раза в год) так как требует очень большой подготовки.
На конференции выступают педагоги , родители.
4) Тематические консультации
Цель: ответить родителям на интересующие их вопросы.
Консультации могут проводится по общим вопросам, могут проводится специалистами по разным вопросам.
В консультации педагоги стремиться чему то научить родителей, и дает советы.
Консультации проводятся по интересующим родителям проблемам.
С этой целью в группе может быть ящик или конверт для вопросов.
Время и дата сообщается заранее родителям.
5) педагогический консилиум
Цель: понять глубже состояние проблемы конкретной семье и оказать помощь. В состав консилиума могут входить воспитатель, заведующая, психолог, логопед, методист, мед. сестра.
На консилиуме обсуждаются:
— воспитание потенциальной семьи
— статус ребенка в семье
Итогом работы консилиума может быть помощь семьи , коррекции поведения родителей.
6) Круглый стол
Цель: совместно с родителями в непринужденной обстановке обсуждают актуальные проблемы воспитания.
7) групповое и родительское собрание. Основная форма работы с родителями.
Цель: повышение педагогической культуры родителей и их активности в жизнедеятельности коллектива ДОУ. Родительское собрание проводится 3-4 раза в год 1 час 30 минут.
При подготовке родительского собрания следует учитывать ряд правил:
— собрание должно быть целенаправленным
— должно отвечать запросам и интересам родителей
— иметь образовательный характер
28 вопрос Методика организации и проведения родительского собрания.
Форма работы с родителями:
1.Общее родительское собрание
Цель: Координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам воспитания и образования детей.
Для родителей, которые только начинают посещать детский сад желательно провести экскурсию по саду, (проводиться 2-3 раза в год).
Родительское собрание.
Цель: Повышение педагогической культуры родителей и их активности в жизни деятельности детей.
Род собрание проводиться 3-4 раза в год (1.5 часа). Результативность собрания зависит от подготовки педагогов и родительского комитета. Родительский комитет выбирается на первом родительском собрании (в начале года), где обязательно составляется план работы родительского комитета. Родительский комитет призван быть посредником между ДОУ и родителями и отстаивать интересы семьи.
При подготовке к род. собранию следует учитывать ряд правил:
1. Собрание должно быть целенаправленным.
2. Должно отвечать запросам и интересам родителей.
3. Иметь образовательный характер.
4. Проводиться в форме диалога.
5. Не следует на собрании предавать гласности неудачи детей и родителей.
Элементы подготовки.
1. Выбор темы (определение закономерности развития личности ребенка и формировании педагогической культуры родителей (тематика определяется один раз в год)) желательно тематику согласовывать с членами род. комитета и обязательно учитывать мнение остальных родителей. При необходимости можно использовать анкетирование родителей целесообразно в конце учебного года.
2. Цель и род собрания очень тесно связано с темой обсуждения.
3. Изучение научных методик методической литературы, поэтому необходимо выделить ключевые моменты и подготовку к выступлению (докладу).
4. Проведения исследования, чтобы получить доп. Информацию о характеристики имеющихся проблем. Чаще всего экспресс методики и анкетирование можно использовать беседу с родителями и другое. Ответы детей можно записывать на камеру и показывать родителям.
5. Определение видов и этапов собрания.
Виды собрания:
— организационные (на котором утверждают план работы, избирается род. комитет, распределяется общие предпочтения разнообразные мероприятия с участием родителей).
— тематическая (посвященное обсуждению вопросов воспитания).
— итоговое имеет целью показать результаты воспитания и образования работы и обратить внимание родителей на успехи и неудачи ребенка в жизнедеятельности коллектива группы.
6. Приглашение родителей. Целесообразнее пригласить родителей дважды. (1 за 2-3 нед. 2 за 3-4 дня). Можно приготовить открытки, пригласительные каждому родителю и повесить объявление в группе.
7. Разглашение решение собрания; рекомендации и памятки для родителей –
Решение – обязательный элемент родительского собрания.
Оборудование и оформление место проведения родительского собрания:
— чисто, красиво оформленное помещение
— может быть организована выставка детских работ, так же книг по теме собрания
— расставляем столы и стулья, место для раздевания.
Родительское собрание включает в себя 3 части:
— вступительная
— основная
— заключительная
Вступительная часть: Педагог встречает родителей предлагает познакомиться с выставкой.
Как правило, открывает род собраний воспитатель, показывает цели, представляет приглашенных.
Важно на этом этапе заинтересовать родителей и подчеркнуть актуальность обсуждения вопроса.
Основная часть: (наиболее важная информация) и проходит обсуждение.
Заключительная часть: Принятие решения, благодарность родителей за участие, благодарность родителей за участие ,подготовку и за успехи воспитания детей.
Нетрадиционные формы проведения род. собрания.
а)педагогическая мастерская(род. включаются в решение педагогических задач и имеют возможность проявлять свои творческие способности)
б)деловая игра (распределение роли исходя из этой роли ,род. включаются, какое либо действие отвечает на вопрос)
в)собрание-практикум родители знакомятся не только с теоретическими вопросами но и с практическими методами)
г) собрание конкурс (соревнование между родителями)
29 вопрос Наглядно-информативные формы взаимодействия с родителями
Данная форма работы решает следующие задачи:
— ознакомление с род. с условиями содержания методами воспитания детей.
Наглядно-информативные формы модно разделить на 2 группы:
-информационно ознакомительные.
-информационно просветительные .
К информационно ознакомительным относятся:
1-Уголок для родителей (по содержанию его можно разделить на 2 части это материал информационного характера , режим дня, сетка занятий. Материал освещающий вопросы воспитания детей в детском саду)
2-Выставка детских работ.
Цель: демонстрация родителям важных разделов программы и успехов детей по освоению программы.
— встреча вопросов и ответов
— заседания «круглого стола»
— устные журналы
— игры педагогического содержания (КВН)
— досуги и карнавалы
— выставки собрания работ родителей и детей
— дни открытых дверей
— школа для родителей, работающих по их желанию
— родительские конференции
— клубная работа
— родительские практикумы
Индивидуальный:
— беседы и консультации
— посещение на дому
— пака-передвижка
— приобщение родителей к жизни дет.сада (организация-хозяйственная помощь родителей и воспитателей)
3. Информационные листы – содержательная информация.
Информационно-просветительские
— памятки для родителей
— печатные описания грамотное выполнения каких либо действий
— папки-передвижки (формирование по тематическому принципу, дается на время родителям) после ознакомления можно провести беседу и ответить возникшие вопросы.
— родительская газета (формирование самими родителями отмечаются случаи из жизни семьи, делятся опытом)
— видеофильмы (по определенной тематике)
Форма сотрудничества ДОУ с семьей
Коллективные:
— род собрания на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности детей.
— встреча с родителями
Наглядно-информационные:
— выставки детских работ
— рекламы книг, статей из газеты, журналов по проблемам семейного воспитания
— педагогическая библиотека
— тематические выставки и информационные стенды
— выпуск собственной информации занятий
30 вопрос Досуговые формы взаимодействия с родителя.
Они позволяют устанавливать доверительные отношения между педагогом и родителем.
Различают:
1. Праздники, утренники, концерты.
Эти формы позволяют привлекать к участию родителей, для создания сценария, подготовка концертных номеров с детьми или отдельно.
2. Выставки работ родителей с детьми
Демонстрационные результаты совместной деятельности родителей и детей, что является важным моментом в построения взаимоотношения между ребенком и родителем.
3. Совместные походы и экскурсии
Цель: Укрепление детско-родительских отношений. Из походов дети возвращаются с новыми впечатлениями о природе родного края.
Затем оформляются творческие работы и выставки.
4. Благотворительные акции.
Это форма совместной деятельности имеет огромное воспитательное значение. Дети участия не только принимают, но и делают поделки.
5. Клубы отцов, бабушек и дедушек.
31. Методы изучения особенностей семейного воспитания, отношения «родитель — ребенок» глазами ребенка.
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.
Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.
Эффективна методика А.Г.Лидерса и И.В.Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Описание методики
Методика имеет две формы:
для детей 4 – 6-8 лет;
для детей 6-8 – 10 лет и подростков.
Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:
положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
зависимость от других.
Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»;
4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».
Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня».
Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.
Вопрос №32. Педагогический совет — коллегиальная форма управления.
Функции:
— определение направления образовательной деятельности
— обсуждение содержания форм и методов образовательного процесса
— рассмотрение вопросов повышения квалификации педагогов
— рассмотрение организации дополнительных услуг
Вывод: решение принятое на пед.совете является обязательным.
На пед.совете обсуждаются вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми. Тематика определяется в годовом плане.
Пед.совет можно разделить
а) по формам организации:
— традиционные
— с использованием отдельных методов активизации педагогов
— не традиционные (деловая игра, пед. Мастерская и т.д.)
б) по видам: тематические и итоговые
Решение пед.совета фиксируется в протоколе к оформлению которого предъявляются требования (пронумерованы, кол-во присутствующих и отсутствующих, печать и подпись заведующей и т.д.)
Формы: деловая игра; конференция; круглый стол; ситуативный пед.совет; дискуссия; научно-практическая конференция.
Методы активизации педагогов при подготовке к проведению пед. Советов:
— обсуждение ситуаций
— обсуждение противоположных точек зрения
— обучение практическим умениям
— имитация рабочего дня воспитателя
— решение педагогических кроссвордов
— работа с инструктивно-директивными документами
— анализ детского поведения, творчества, высказываний…
Источник
Консультация для родителей:
«Родительское отношение к ребенку: определение, типы влияния на психическое развитие».
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребенка к его жизненным целям. Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др. На данной возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями. Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни. Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения. Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование самооценки дошкольника широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей. считает важной составляющей личности ребенка, ее направленность, т. е. систему ведущих мотивов поведения. Мотивационная сфера ребенка активно развивается в дошкольные годы. Если трехлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдает себе ясного отчета, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребенка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребенка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте). Итак, обобщая вышесказанное можно определить условия становления выделенных характеристик психологического здоровья ребенка, причем условие положительного влияния семейного воспитания на психическое развитие ребенка. Во-первых, содействие формированию активности ребенка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции. Можно говорить о существовании сензитивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной и др.). При этом необходимо, чтобы в сензитивный период активность ребенка реализовывалась в условиях общения и при соответствующих способах организации обучения. Неадекватная же организация жизненных структур блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность. Во-вторых, одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта является абсолютно неверным. В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения. В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребенка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определенные ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты. В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз подчеркнем, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
Источник