Родителям о продуктивной деятельности в развитии ребенка

Родителям о продуктивной деятельности в развитии ребенка thumbnail

Юлия Дмитриева
Консультация для родителей «Значимость продуктивных видов деятельности в развитии личности дошкольника»

Консультация для родителей

«Значимость продуктивных видов деятельности

в развитии личности дошкольника»

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.

Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. К продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, театральная деятельность и др.

Продуктивные виды деятельности значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия, раскрывают творческий потенциал.

Занятия различными видами художественной деятельности и конструированием создают основу для полноценного и содержательного общения детей со взрослыми и сверстниками.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении. Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представление ребёнка об окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему, что позволяет рассматривать продуктивную деятельность как средство диагностики когнитивного и личностного развития ребёнка – дошкольника.

В процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация.

Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребёнка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

Продуктивная деятельность связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д., познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребёнок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определённое отношение к окружающей действительности и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремлённости в работе, умении довести её до конца.

Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

В ходе совместной продуктивной деятельности дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать материалы в определённой последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые ими при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата.

Таким образом, занятия продуктивными видами деятельности являются важным средством всестороннего развития ребёнка.

Литература.

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Мозаика – Синтез», 2004 г.

2. Ахунжанова С. Развитие речи дошкольника в продуктивных видах деятельности. //Дошкольное воспитание № 3. 1983 г.

3. Веракса Н. Е., Веракса В. А. Проектная деятельность дошкольников, М.: «Мозаика- Синтез», 2010 г.

4. Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма освоения социального опыта. М.: «Просвещение», 2006 г.

5. Урунтаева Г. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: ИЦ «Академия», 2001 г.

Источник

Любовь Рожкова
Консультация для родителей «Значение продуктивной деятельности для развития дошкольника»

Тема нашей сегодняшней встречи «Значение продуктивной деятельности для развития дошкольника».

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей.

Консультация для родителей «Значение продуктивной деятельности для развития дошкольника»

Уважаемые родители, как вы думаете, что такое продуктивная деятельность, может быть, знаете ее виды?

Да, совершенно верно. Это обучение лепке, конструированию, рисованию, аппликации. И это весьма привлекательные и интересные виды деятельности для детей.

Лепка не только из пластилина, но и из соленого теста. Использование солёного тесто для работы с детьми стало популярным в последнее время. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже самым маленьким детям. К слову сказать, у нас в группе проводились мастер-классы по тестопластике, мы делали бусы для кукол и изготавливали фоторамки в подарок.

Конструирование не менее интересный вид деятельности. Дети охотно играют с конструкторами, владеют конструированием из бумаги, или по-другому, оригами. Могут изготовить простейшие поделки.

Работа с бумагой также способствует развитию творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное развиваютсяразнообразные действия: это и координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль.

Читайте также:  Окружающая среда в процессе развития ребенка

Не менее интересны детям рисование и аппликация. Все эти виды деятельности способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению.

Детский сад пытается заложить основы способностей, жизненно необходимых для того, чтобы ребенок мог легко справляться с возникающими проблемами.

Ученые определяют содержание нравственно-волевой готовности к обучению следующим образом – это отношение к себе, к сверстникам, к учителю,к школе и нравственно-волевые качества: ответственность, настойчивость, самостоятельность, активность.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Решаются задачи эстетического воспитания. У детей воспитывается эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развиваются художественный вкус и творческие способности.

Кроме того, у ребенка активно формируется зрительная память. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта

Занятия рисованием в значительной мере способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий.

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда.

Велико участие “продуктивной деятельности” в эмоционально-личностном становлении ребёнка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Это тот вид деятельности, в котором дошкольнику гарантирован успех.

Особо выделяют самостоятельность ребенка. Самостоятельность – это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Таким образом, все это позволяет сделать вывод о том, что формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Анализируя проделанную работу за эти годы, приходим к выводу, что дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, отличаются ручной умелостью, пониманием значения слова «самостоятельность», свободно оперируют этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.

Сухомлинский В. А.писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Родителям о продуктивной деятельности в развитии ребенка

Таким образом, подготовка детей на занятиях продуктивной деятельности способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их художественного вкуса и творческих способностей, а также потребности приносить радость себе и своим близким плодами своего творчества.

Источник

Рекомендации по организации продуктивных видов деятельности ребенка в семье.

Особая роль в воспитании детей принадлежит искусству. Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, аппликацией, родители формируют у них устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивают их способности. Во время прогулок обратите внимание детей, как красивы цветы, листья, деревья. Не стремитесь объяснить и рассказать ребенку обо всем, что он видит на прогулках. Для развития интереса целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Детям часто удается выразить свое отношение к происходящим событиям. Относитесь бережно к детскому творчеству, собирайте и храните детские работы. Как в рисовании, в процессе лепки прежде всего необходимо стремиться к развитию у детей творчества, самостоятельности. В каждой семье отмечаются различные праздники. Пусть ребенок участвует в оформлении комнаты к празднику, делает подарки, сувениры. Что же понадобится ребенку дома для творчества? •Это место, где ребенок творит. Помните, что свет должен падать с левой стороны и место должно быть хорошо освещено. Следует следить за осанкой. Проверьте, соответствует ли стол и стул росту ребенка. •Для аппликации детям нужно давать ножницы, клей, кисть из жесткой щетины, мягкая тряпочка и небольшая клеенка. •Для занятий лепкой должна быть доска. Хорошо для этого использовать дощечки из пластика, которую можно легко протереть или промыть водой. Приучайте ребенка не разбрасывать комочки пластилина по полу, а лепить только на доске.

Читайте также:  Развитие памяти мышление внимание речи ребенка

•Дети чаще рисуют акварелью, чем гуашью, поэтому обращайте внимание на технику работы этими красками. Для рисования необходимо иметь кисти разных размеров. Научиться рисовать, лепить может каждый ребенок, если взрослые обращают внимание на эти занятия, терпеливо помогают овладевать навыками и умениями. Пусть каждый ребенок в детстве испытает радость творчества. Программы детского сада по изобразительной деятельности предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развития воображения и творческих способностей, овладение изобразительным умениям и навыкам. Изобразительная деятельность формируется по мере становления жизни ребенка и таким образом может служить показателем психического развития. По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство – период интенсивного становления физиологических и психологических функций. Рисование и лепка при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. Любая деятельность детей, а художественная особенно, требует соответствующей организации предметно-развивающей среды. Для домашних занятий рисованием и лепкой важно правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества. В первую очередь необходимо купить разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для ребенка. Прежде всего потребуется бумага – из альбома для рисования и листы большого формата (ватман или оставшиеся после ремонта рулоны обоев). На такой бумаге ребенку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится, как тонкая бумага или тетрадные листы. Кроме того, большой формат позволяет ребенку не ограничивать движения руки. Позаботьтесь о форме листа бумаги. Это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких-либо предметов (посуды, одежды, головных уборов). Купите цветную бумагу или затонируйте часть альбомных листов. Запас необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист. Первая краска, с которой знакомится ребенок, гуашь. Она выпускается в пластиковых баночках по 6 или 12 цветов. Это удобно, так как ребенок сам сможет выбирать нужный цвет. Для начала достаточно четырех-шести цветов, а затем можно дать ребенку весь набор красок. Гуашь – это кроющая, непрозрачная краска, поэтому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска густая, можно развести ее водой до консистенции сметаны. Покупая в магазине кисти, обратите внимание на номер: чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти, плоские или круглые (№18—20). Лучше выбрать специальные кисти – круглые, с длинным ворсом и толстой конусообразной скругленной ручкой. Не забудьте о банке с водой для промывания кистей, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с них, а также о подставке, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если ребенок решил отложить рисование. Наиболее распространенным изобразительным материалом являются цветные карандаши. В коробке может быть 6, 12 или 24 штуки. Ребенку лучше всего рисовать мягкими цветными или графитными (простыми) карандашами (М, 2М, 3М). Толстые карандаши (диаметром 8 – 12 мм) удобнее брать в руки и удерживать. Они всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребенка складывать их в коробку или ставить в специальный стакан для рисования. Для рисования ребенку можно давать и пастель – короткие палочки матовых цветов. В коробке обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ними надо аккуратно – мелки ломкие, хрупкие, требуют осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью – закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкают, легко облетают. Хранят пастельные работы в папке, переложив их тонкой бумагой. Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки – это короткие восковые палочки, карандаши – тоньше и длиннее. Ими легко и мягко рисовать, получается широкая фактурная линия. В руке их держат так же, как обычные карандаши. Для рисования ребенок часто использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут. Пластилин – наиболее распространенный пластический материал. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Пластилин выпускают в баночках или коробках по 6, 12 кусочков. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур. Как правильно подготовить рабочее место. Комната должна иметь хорошее естественное освещение. Если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение. Помните: свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель соответствующую росту ребенка. Постелите на стол клеенку, наденьте на ребенка специальный халат или фартук. Посадите за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом. Как оформить детские рисунки. Из белой плотной бумаги вырежьте рамку так, чтобы она была чуть меньше рисунка, наложите ее на рисунок. Такая рамка называется паспарту. Можно аккуратно обрезанный рисунок наклеить на плотный, больший по размеру лист бумаги, цвет подберите сами, чтобы он гармонично сочетался с рисунком. Повесьте картину так, чтобы ребенок мог в любое время подойти и рассмотреть ее. Кроме того, постарайтесь, выделить отдельную полку или ящик в столе для хранения папки с рисунками. Для занятий лепкой хорошо иметь специальные пластиковые прямоугольники размером 20х30 см. Сначала предложите ребенку немного пластилина, он с интересом будет его рассматривать. Трогать, мять, отщипывать кусочки. Покажите, как можно раскатать кусочек и получить «колбаску», а соединив ее концы – «баранку». Из другого кусочка можно скатать шарик, мячик, а если его сплющить, получится «пряник», «блинчик», «печенье». Выделите специальное место для работ по лепке, чтобы ребенок мог сам расставлять вылепленные фигурки или составлять вместе с вами простые композиции: «Курочка пьет воду из блюдца», «Неваляшки водят хоровод», «Снеговики ждут детей». Хорошо, если ребенок будет играть с ними, как с игрушками. Когда у вас наберется достаточное количество рисунков и вылепленных предметов узнаваемых форм, можно организовать выставку, на которую пригласить всех домашних. Ребенку будет приятно – ведь это его первая выставка.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в проектной деятельности

Основные задачи мастер-класса для родителей: 1. Познакомить родителей с понятием «продуктивная деятельность», цели и задачи этой работы. 2. Познакомить родителей с некоторыми методами и приёмами работы с красками и пластилином. 3. Создать эмоционально — положительное настроение и предоставить родителям самим выполнить предложенные варианты различных пластилиновых панно и раскрасить разными способами трафареты различных предметов. и красками. Все полученные знания и навыки,родители будут применять во время игр и занятий дома со своими детьми.

Конспект-консультация для родителей на тему «Значение продуктивных видов деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста»

Рисование и лепка -одни из самых больших удовольствий для детей. Они приносят малышу много радости. Рисуя,ребенок отражает не только то,что видит вокруг,но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать,что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения,следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству. Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребенка. Придаётся большое значение мышечным ощущениям руки,и именно с ним связывают развитие двигательного центра речи. Тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика)непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных)центров речи. Таким образом,во время рисования и лепки развивается не только рука,но и речь ребенка. Рассказывая о своём рисунке,поделке, малыш учится подбирать нужные слова,красиво и правильно формировать свои мысли. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания,развивается логическое и образное мышление. ведь ребенок знакомится с предметами разного цвета,формы,величины,учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали,фантазирует. Так же у малышей развивается и художественный вкус.

Источник