Ритмы ээг у ребенка 1 год

Головной мозг ребенка активно развивается на протяжении всего детства. При этом возможно формирование заболеваний нервной системы и отклонений в процессе созревания мозговых структур. ЭЭГ головного мозга ребенку назначают при подозрениях на патологию. Метод позволяет оценить функциональную активность нейронов и выявить отклонения в их работе. Исследование совершенно безвредно для ребенка и не окажет на его нервную систему никакого негативного влияния. Если родители расскажут ребенку, что его ждет, это снизит стресс от незнакомой процедуры.

О методе обследования и показаниях к его проведению

ЭЭГ головного мозга ребенку: показания и проведение

ЭЭГ или электроэнцефалография — современная диагностическая процедура в неврологии, позволяющая оценивать электрическую активность головного мозга. Метод безопасен для детей и не приводит к негативным последствиям для их здоровья. Фиксация результатов проводится на бумажную ленту или в цифровом виде. Это облегчает врачу постановку диагноза.

ЭЭГ проводят по строгим медицинским показаниям. К ним относят следующие состояния:

  • частые обмороки у ребенка и неустойчивое артериальное давление;
  • головные боли, не связанные с недосыпанием и переутомлением;
  • черепно-мозговые травмы;
  • беспричинный плач;
  • ночной энурез;
  • нарушения памяти, внимания и другие когнитивные расстройства;
  • судорожные приступы без повышения температуры;
  • признаки менингита, гидроцефалии и других органических патологий;
  • задержка речевого и психомоторного развития, формирование заикания и др.;
  • детский церебральный паралич.

Показания к проведению ЭЭГ в детском возрасте определяет педиатр или невролог.

ЭЭГ не проводят детям, имеющим открытые раны на поверхности черепа, в том числе с наложенными швами. Других противопоказаний к исследованию нет.

Подготовка к процедуре

Если ребенку менее 1 года, то электроэнцефалографию проводят во время сна. Это позволяет получить достоверные результаты и избежать стресса для грудничка. В редких случаях возможно назначение седативных медикаментов после консультации с врачом.

Перед проведением ЭЭГ проводится подготовка ребенка:

  • кожу головы очищают от жира. Для этого накануне процедуры голову моют с шампунем, тщательно промывая волосы от его остатков;
  • детей первого года жизни за 30–40 минут до обследования кормят;
  • снимают металлические изделия;
  • если ребенок принимает противосудорожные препараты, то их отменяют за 3–4 дня до ЭЭГ. В случае невозможности их исключения родители обязательно рассказывают о медикаментах. Это позволяет правильно расшифровать результаты;
  • любые напитки и продукты, стимулирующие головной мозг, должны быть исключены из рациона питания. К ним относят шоколад, чай, энергетические напитки и пр.

Родители перед посещением больницы обязательно беседуют с ребенком и объясняет ему суть предстоящего исследования. Это позволяет снизить стресс.

Если у ребенка наблюдается острое инфекционное заболевание или имеется кашель, то проведение ЭЭГ откладывают до выздоровления. Указанные факторы приводят к изменению получаемых результатов.

Как делается электроэнцефалография?

ЭЭГ проводят в специальной комнате, имеющей звуко- и светоизоляцию. Кожу головы смазывают электропроводящим гелем и одевают сетчатый шлем. На нем размещены электроды, считывающие электрическую активность головного мозга. Они подключаются к электроэнцефалографу и процедура начинается.

Исследование проводится в несколько этапов:

  1. Изучение мозговой активности в покое. Ребенка просят сидеть с закрытыми глазами и не шевелиться.
  2. Снятие ЭЭГ при мозговой активности. Врач просит ребенка открыть и закрыть глаза, вызывая изменения в электрических импульсах головного мозга.
  3. Проведение пробы с гипервентиляцией. По команде специалиста ребенок совершает глубокие вдохи и выдохи. Указанная стимуляция позволяет выявить скрытые эпилептические очаги.
  4. Проба с фотостимуляцией. Глаза ребенка закрыты, однако на них воздействует свет от лампы с определенным ритмом включения и выключения. Проба позволяет оценить электрическую активность головного мозга при сильном раздражителе.

Что показывает ЭЭГ?

На первом году жизни процедура проводится в ночное время. Пробы с гипервентиляцией и фотостимуляцией не проводятся. В этих случаях возможно использование предварительной депривации сна, т.е. его сокращения в ночь накануне исследования.

Результаты и их анализ

Расшифровка показателей ЭЭГ проводится только врачом-неврологом. Самостоятельная диагностика и назначение лечения недопустимы. В норме на электроэнцефалограмме могут быть выявлены четыре типа волн: альфа, бета, дельта и тета. Каждый из них имеет характерные особенности.

Альфа-ритм характеризуется частотой 8–14 Гц. Он наблюдается у детей в состоянии покоя. Увеличение частоты характерно для сосудистых заболеваний головного мозга или после черепно-мозговых травм. Ее уменьшение выявляется у детей с неврозами и слабоумием.

Вредно или нет для ребенка? Специалисты отмечают, что ЭЭГ — безопасная процедура, которая проводится только по медицинским показаниям.

Бета-ритм имеет амплитуду 2–5 мкВ. Выявляется в моменты бодрствования и мыслительной активности. При травмах черепа амплитуда увеличивается. Ее снижение характерно для менингита, энцефалита и задержках психического развития. Дельта и тета-ритм выявляются во время сна. Изменения в их амплитуде свидетельствуют о росте новообразований и других органических патологиях.

Читайте также:  Нутрия для ребенка 1 год

Говоря о том, что показывает ЭЭГ, врачи отмечают, что метод подходит для изучения активности отдельных частей головного мозга. Специалисты в процессе исследования получают возможность выявить отклонения в основных ритмах ЦНС и эпилептическую активность.

Если электроэнцефалография выявляет отклонения в мозговой активности, для уточнения диагноза назначают дополнительные методы: компьютерную или магнитно-резонансную томографию, УЗИ мозговых сосудов с допплерографией и др. На основании полученных результатов для ребенка подбирают терапию и методы реабилитации.

Смотрите далее: бластоцисты в кале у ребенка

Источник

Âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà èçìåíåíèé ÝÝÃ â íîðìå

  • Êëèíè÷åñêàÿ ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôèÿ
  • ÝÝÃ äåòåé ñ ïåðèíàòàëüíûì ïîðàæåíèåì ÖÍÑ
  • ÝÝà ïðè ïñèõè÷åñêèõ è èíòåëëåêòóàëüíûõ íàðóøåíèÿõ

ÝÝÃ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè

Îñîáåííîñòè ÝÝÃ ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè

Íà ÝÝà äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè (ñòàðøå îäíîãî ìåñÿöà) îò÷åòëèâî âûÿâëÿþòñÿ äâà ôîêóñà àêòèâíîñòè (â çàòûëî÷íîé îáëàñòè ôîðìèðóåòñÿ àëüôà-ðèòì, â öåíòðàëüíîé îáëàñòè ôîðìèðóåòñÿ ìþ-ðèòì) ñ ÷àñòîòîé íå ïðåâûøàþùåé 8,5Ãö è àìïëèòóäîé äî 50 ìêÂ.

Òåòà è äåëüòà âîëíû íå ÿâëÿþòñÿ ïðèçíàêîì ïàòîëîãèè íà ÝÝÃ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïðè èõ äèôôóçíîì ðàñïðîñòðàíåíèè.

Ïðè ïîëîæèòåëüíûõ ýìîöèîíàëüíûõ ðåàêöèÿõ ó ðåáåíêà ñòàðøå 4 ìåñÿöåâ âî âñåõ îáëàñòÿõ êîðû ðåãèñòðèðóåòñÿ òåòà-àêòèâíîñòü ñ àìïëèòóäîé äî 150-200 ìê 9 â çàâèñèìîñòè îò ïðîèñõîæäåíèÿ ðåàêöèé ñ ïðåîáëàäàíèåì â ïåðåäíèõ èëè çàäíèõ îòäåëàõ êîðû ìîçãà)

Ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïðè ïðîâåäåíèè ôîòîñòèìóëÿöèè îòìå÷àåòñÿ ðåàêöèÿ óñâîåíèÿ ðèòìà â äèàïàçîíå íèçêèõ ÷àñòîò (2-5 Ãö) â íîðìå

ÝÝÃ íîâîðîæäåííîãî

Ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììà íîâîðîæäåííûõ äåòåé èìååò ïîëèìîðôíûé óïëîùåííûé õàðàêòåð.

Âî âñåõ îáëàñòÿõ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà âûÿâëÿþòñÿ íèçêîàìïëèòóäíûå íèçêî÷àñòîòíûå âîëíû ñ ÷àñòîòîé äî 1-3 Ãö è àìïëèòóäîé äî 10-20 ìêâ, ïðåîáëàäàþùèå ïî àìïëèòóäå â öåíòðàëüíûõ îòäåëàõ êîðû.

Íàèìåíüøèå çíà÷åíèÿ ÷àñòîòû êîëåáàíèé îïðåäåëÿþòñÿ ó íîâîðîæäåííûõ â çàòûëî÷íûõ îòäåëàõ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà.

ÝÝÃ ðåáåíêà 3 ìåñÿöåâ æèçíè

Ó ðåáåíêà òðåõ ìåñÿöåâ æèçíè íà ÝÝà îòìå÷àåòñÿ îáùåå óâåëè÷åíèå àìïëèòóäû è ÷àñòîòû ïðè íàëè÷èè äâóõ ôîêóñîâ àêòèâíîñòè íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå.

Ïåðâûé ôîêóñ ðèòìè÷åñêîé àêòèâíîñòè ÷àñòîòîé äî 4-6 Ãö è àìïëèòóäîé äî 50 ìê ðàñïîëàãàåòñÿ â çàòûëî÷íîé îáëàñòè. Ýòà àêòèâíîñòü ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ àíàëîãîì àëüôà-ðèòìà.

Âòîðîé ôîêóñ ðèòìè÷åñêîé àêòèâíîñòè ÷àñòîòîé äî 8 Ãö è àìïëèòóäîé äî 20-50 ìê ðàñïîëàãàåòñÿ â ðîëàíäè÷åñêîé îáëàñòè. Ýòà àêòèâíîñòü ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ àíàëîãîì ìþ-ðèòìà.

ÝÝÃ ðåáåíêà 6 ìåñÿöåâ æèçíè

Ê øåñòè ìåñÿöàì æèçíè â çàòûëî÷íîé îáëàñòè ó áîëüøèíñòâà äåòåé îïðåäåëÿåòñÿ óñòîé÷èâàÿ àêòèâíîñòü ÷àñòîòîé 5 Ãö è àìïëèòóäîé 50 ìêâ.

ÝÝÃ ðåáåíêà 12 ìåñÿöåâ æèçíè

 çàòûëî÷íîé îáëàñòè ñôîðìèðîâàí àëüôà-ðèòì ÷àñòîòîé 7-8,5 Ãö (âûÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî óñòîé÷èâî ïîñëå ïåðâîãî ãîäà æèçíè), àìïëèòóäà íå ïðåâûøàåò 50 ìêÂ

ÝÝÃ äåòåé 1-3 ëåò æèçíè

Àëüôà-ðèòì ÷àñòîòîé 6-9 Ãö â çàòûëî÷íûõ îòäåëàõ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé ñ ïðåîáëàäàíèåì â ïðàâîì ïîëóøàðèè.

Ìþ-ðèòì ñ ïåðåìåæàþùèìñÿ ïðåîáëàäàíèåì òî â ïðàâîì, òî â ëåâîì ïîëóøàðèè â ñî÷åòàíèè ñ òåòà è äåëüòà êîëåáàíèÿìè è òåòà- ðèòìèçèðîâàííûìè ãðóïïàìè êîëåáàíèé ïðåèìóùåñòâåííî â öåíòðàëüíûõ îáëàñòÿõ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.

Ðåçêî âûðàæåí áåòà-ðèòì ÷àñòîòîé 18-25 Ãö

Íà ÝÝà äåòåé 1-3 ëåò æèçíè ïðèñóòñòâóåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïîëèôàçíûõ ïîòåíöèàëîâ (àëüôà-âîëí â ñî÷åòàíèè ñ ìåäëåííîâîëíîâîé àêòèâíîñòüþ) ñ àìïëèòóäîé 50-100 ìêÂ, ïîäàâëÿþùåéñÿ ïðè ôîòîñòèìóëÿöèè

 çàäíèõ îòäåëàõ ìîçãà îòìå÷àþòñÿ ãðóïïû ìåäëåííûõ ðèòìè÷íûõ êîëåáàíèé ñ ÷àñòîòîé 2,5-4,5 Ãö ñ òåíäåíöèåé ê âîçðàñòíîìó óñèëåíèþ (slow posterior rhythm, èëè SPR).

Äèôôóçíûå òåòà è äåëüòà êîëåáàíèÿ, äîñòèãàþùèå íàèáîëüøåé àìïëèòóäû ê 2-7 ãîäàì æèçíè ðåáåíêà.

Íà÷èíàÿ ñ 12 ìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà äî 9-10 ëåò æèçíè íà ÝÝà äåòåé ïðèñóòñòâóåò áèîýëåêòðè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü àìïëèòóäîé íå íèæå 20 ìêÂ.

Ñíèæåíèå àêòèâíîñòè ïåðåäíèõ îòäåëîâ ìîçãà ñ óñèëåíèåì àêòèâíîñòè òåìåííî-çàòûëî÷íûõ îòäåëîâ ìîçãà.

Ðåàêöèÿ àêòèâàöèè õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà âûñîêîàìïëèòóäíûõ òåòà-âîëí è óñèëåíèåì âûðàæåííîñòè àëüôà-ðèòìà

Ðåàêöèÿ óñâîåíèÿ ðèòìà âûÿâëÿåòñÿ â äèàïàçîíå íèçêèõ ÷àñòîò (ñ ðàñøèðåíèåì äèàïàçîíà ïî ñðàâíåíèþ ñ äåòüìè ïåðâîãî ãîäà äî 11-15 Ãö)

ÝÝÃ äåòåé 4-6 ëåò æèçíè

Àëüôà-ðèòì ñðåäíåé ÷àñòîòîé 8 Ãö (â ïðåäåëàõ îò 6,5 äî 9,5 Ãö) â çàòûëî÷íûõ îòäåëàõ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé, èíîãäà çàîñòðåííîé êîíôèãóðàöèè è àñèììåòðèåé ïî ÷àñòîòå è àìïëèòóäå íå ïðåâûøàþùåé 20 ïðîöåíòîâ.

Àìïëèòóäà áåòà- àêòèâíîñòè â ýòîò âîçðàñòíîé ïåðèîä íå ïðåâûøàåò 10-20 ìêÂ

Àìïëèòóäà ïîëèôàçíûõ ïîòåíöèàëîâ äîñòèãàåò â ýòîò âîçðàñòíîé ïåðèîä 250-500 ìêÂ

 çàäíèõ îòäåëàõ ìîçãà ðåãèñòðèðóþòñÿ ñèíóñîèäàëüíûå ðèòìè÷åñêèå ìåäëåííûå âîëíû ÷àñòîòîé 2,5-4,5 Ãö è àìïëèòóäîé 50-100 ìêÂ. Îäíàêî äî 10 ïðîöåíòîâ çàïèñè çàíèìàþò SPR àìïëèòóäîé äî 100 ìêÂ

Íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå äåòåé 4-6 ëåò æèçíè îòìå÷àåòñÿ äàëüíåéøèé ðîñò àìïëèòóäû êîëåáàíèé ñ ìàêñèìàëüíûì ôîêóñîì â öåíòðàëüíî-òåìåííîé îáëàñòè, ãäå îòìå÷àþòñÿ áèëàòåðàëüíî-ñèíõðîííàÿ, âåðåòåíîîáðàçíàÿ àêòèâíîñòü ÷àñòîòîé 4-7 Ãö è àìïëèòóäîé äî 100-150 ìê (ïîäîáíàÿ êàðòèíà ÝÝà îáóñëîâëåíà, ïî âèäèìîìó, àêòèâíîñòüþ ñòâîëîâûõ ñòðóêòóð)

 ëîáíîé îáëàñòè íà÷èíàåò ðåãèñòðèðîâàòüñÿ âûñîêîàìïëèòóäíàÿ òåòà- àêòèâíîñòü

Ìåäëåííûå âîëíû ïðåäñòàâëåíû â îñíîâíîì òåòà- àêòèâíîñòüþ ÷àñòîòîé 4-7 Ãö ñ óâåëè÷åíèåì ïðåäñòàâëåííîñòè ïðè áåñïîêîéñòâå è âî ñíå, àñèììåòðèÿ ìåäëåííîâîëíîâîé àêòèâíîñòè ìîæåò äîñòèãàòü 20 ïðîöåíòîâ

Ðåàêöèÿ àêòèâàöèè ïðè ïðîâåäåíèè ïðîáû ñ îòêðûòèåì ãëàç õàðàêòåðèçóåòñÿ äåñèíõðîíèçàöèåé àêòèâíîñòè ñ ÿâëåíèÿìè ìèãðèðóþùåé àñèììåòðèè

Ðåàêöèÿ íà ôîòîñòèìóëÿöèþ õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ìåäëåííûõ âîëí øèðîêîãî ÷àñòîòíîãî äèàïàçîíà ëó÷øå âûðàæåííûõ â ïåðåäíèõ îòäåëàõ ìîçãà, íî äîëüøå ñîõðàíÿþùèõñÿ â çàäíèõ îòäåëàõ ìîçãà.

Ðåàêöèÿ óñâîåíèÿ ðèòìà ïðåîáëàäàåò â äèàïàçîíå ÷àñòîò4-6 Ãö (èíîãäà äî 8-15 Ãö)

Ïðè ãèïåðâåíòèëÿöèè ó äåòåé îò 4 äî 6 ëåò âûÿâëÿþòñÿ äèôôóçíûå, íåðèòìè÷íûå, íèçêî÷àñòîòíûå âîëíû è òàê íàçûâàåìûå êîìïëåêñû «bulb-up» õàðàêòåðèçóþùèåñÿ íàëè÷èåì ðèòìè÷íûõ âîëí ÷àñòîòîé 2-4 Ãö â ëîáíûõ èëè, ÷àùå, çàòûëî÷íûõ îòäåëàõ êîðû.

Читайте также:  Мелкая моторика пальцев 1 год ребенку

ÝÝÃ äåòåé 7-9 ëåò æèçíè

 ýòîì âîçðàñòå ïðè ïðîâåäåíèè ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ îòìå÷àåòñÿ ïîñòåïåííîå ñîçðåâàíèå àëüôà-ðèòìà ñ óâåëè÷åíèåì åãî ÷àñòîòû äî 7,5-10,5 Ãö.
Àëüôà-ðèòì ïðèîáðåòàåò óñòîé÷èâûé, ðåãóëÿðíûé õàðàêòåð ñ àìïëèòóäîé 30-100 ìê ìàêñèìàëüíî âûðàæåííûé â òåìåííî-çàòûëî÷íîé îáëàñòè. Àñèìåòðèÿ àëüôà-ðèòìà ïî àìïëèòóäå äî 20 ìê ñ íåçíà÷èòåëüíûì ïðåîáëàäàíèåì ñïðàâà êîðåëëèðóåò ñ àñèììåòðèåé êðîâåíàïîëíåíèÿ ñîñóäîâ ìîçãà (àñèììåòðèÿ íå îáóñëîëâëåíà ëåâîðóêîñòüþ èëè ïðàâîðóêîñòüþ)

Ìþ- ðèòì âûðàæåí â öåíòðàëüíûõ îòäåëàõ ìîçãà è äåïðåññèðóåòñÿ ïðè ïðåäúÿâëåíèè ïðîïðèîöåïòèâíûõ ðàçäðàæèòåëåé.

Ðåãèñòðèðóåòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî ïîëèôàçíûõ ïîòåíöèàëîâ â òåìåííî-çàòûëî÷íûõ îòäåëàõ êîðû ñ ïðàâîñòîðîííåé àñèììåòðèåé äî 50 ïðîöåíòîâ.

Slow posterior rhythm çàíèìàåò äî 2 ïðîöåíòîâ çàïèñè, â äàëüíåéøåì óñèëèâàÿñü â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ.

Âñïûøêè âûñîêîàìïëèòóäíûõ âåðåòåíîîáðàçíûõ êîëåáàíèé â öåíòðàëüíûõ îòâåäåíèÿõ, ñâÿçàííûå ñ óñèëåíèåì òàëàìè÷åñêèõ âëèÿíèé íà êîðó áîëüøèõ ïîëóøàðèé.

Ðåàêöèÿ àêòèâàöèè â ýòîì âîçðàñòå ñîîòâåòñòâóåò ðåàêöèè àêòèâàöèè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà è âûðàæàåòñÿ â âèäå äåñèíõðîíèçàöèè ÝÝÃ.

Ðåàêöèÿ óñâîåíèÿ ðèòìà ðàñïîëàãàåòñÿ â îáëàñòè îïòèìàëüíîãî äèàïàçîíà ÷àñòîò ãîëîâíîãî ìîçãà (îêîëî 10 Ãö), è íå íèæå 4-6 Ãö.

Âûðàæåííîñòü ðåàêöèè íà ïðîâåäåíèå ãèïåðâåíòèëÿöèè ïðîÿâëÿåòñÿ ëèøü ê 9-12 ãîäàì æèçíè, à âðåìÿ âîññòàíîâëåíèÿ ôîíîâîé ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììû â íîðìå íå ïðåâûøàåò 1 ìèíóòû ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ ãèïåðâåíòèëÿöèè.

ÝÝÃ äåòåé 10-12 ëåò æèçíè

Ïîñëå 10 ëåò àëüôà-ðèòì ðåáåíêà ñîîòâåòñòâóåò àëüôà-ðèòìó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, èìååò ÷àñòîòó 10 Ãö ñ ïðåîáëàäàíèåì â öåíòðàëüíî-òåìåííî-çàòûëî÷íîé îáëàñòè.

Ïîñòîÿííî íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå îïðåäåëÿþòñÿ àëüôà-ðèòì, ìþ-ðèòì, òåòà-âîëíû è ïîëèôàçíûå ïîòåíöèàëû. SPR ïðè îáñëåäîâàíèè ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò.

Ñ 10 ëåòíåãî âîçðàñòà ïðè ïðîâåäåíèè ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ ó äåòåé â íîðìå íå áûâàåò âñïûøåê òåòà-âîëí â öåíòðàëüíûõ îòâåäåíèÿõ è óñèëåíèÿ ìåäëåííîâîëíîâîé àêòèâíîñòè ïðè ïðåäúÿâëåíèè àôôåðåíòíûõ ñòèìóëîâ.

Íàèáîëåå âûðàæåííàÿ ðåàêöèÿ íà ïðîâåäåíèå ãèïåðâåíòèëÿöèè ïðîÿâëÿåòñÿ ê 11-12 ãîäàì æèçíè è õàðàêòåðèçóåòñÿ äèôôóçíîé ïàðîêñèçìàëüíîé àêòèâíîñòüþ ñ ïîÿâëåíèåì òèïè÷íûõ ãðóïï ìåäëåííûõ âîëí âûñîêîé àìïëèòóäû è bulb-up ñ ïðåîáëàäàíèåì â ïåðåäíèõ èëè, ÷àùå, â çàäíèõ îòäåëàõ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà.

ÝÝÃ äåòåé 13-15 ëåò æèçíè

Óñòîé÷èâûé àëüôà-ðèòì ÷àñòîòîé 10-10,5 Ãö è àìïëèòóäîé 50-100 ìêÂ, âûðàæåííûé âî âñåõ îáëàñòÿõ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà (äîìèíèðóþùèé) ñ ïðåîáëàäàíèåì â çàòûëî÷íûõ îòâåäåíèÿõ.

Ïîñëå 15 ëåò íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå îòñóòñòâóþò ïîëèôàçíûå ïîòåíöèàëû è slow posterior rhythm, ðåçêî óìåíüøàåòñÿ êîëè÷åñòâî ìåäëåííûõ âîëí.

Îòìå÷àþòñÿ «âçðîñëûå» òèïû ðåàêöèé ïðè ïðîâåäåíèè ïðîá ñ îñëàáëåíèåì ðåàêöèè óñâîåíèÿ ðèòìà. Óìåíüøàåòñÿ âûðàæåííîñòü ðåàêöèè íà ïðîâåäåíèå ãèïåðâåíòèëÿöèè, îäíàêî, íà ÝÝà â 50 ïðîöåíòàõ ñëó÷àåâ ñîõðàíÿþòñÿ ãåíåðàëèçîâàííûå ìåäëåííûå âîëíû ñ ïðåîáëàäàíèåì â ïåðåäíå-öåíòðàëüíûõ îòäåëàõ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé, ÷òî ñâÿçàíî ñ ôèçèîëîãè÷åñêèì çàïàçäûâàíèåì ñîçðåâàíèÿ ôðîíòàëüíûõ îòäåëîâ êîðû (ïðîäîëæàåòñÿ äî 22 ëåò)

 ïåðåäíå-öåíòðàëüíûõ îáëàñòÿõ êîðû äîìèíèðóåò ïîëèìîðôíàÿ àêòèâíîñòü (àëüôà-ðèòì è ìþ-ðèòì â ñî÷åòàíèè ñ íèçêîàìïëèòóäíîé òåòà è äåëüòà àêòèâíîñòüþ)

ÝÝà âçðîñëîãî ÷åëîâåêà â íîðìå

Ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôè÷åñêîå èññëåäîâàíèå âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ïðîâîäèòñÿ â ñîñòîÿíèè ïàññèâíîãî áîäðñòâîâàíèÿ, ïðè çàêðûòûõ ãëàçàõ.

Íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå â 85-90 ïðîöåíòàõ ñëó÷àåò äîìèíèðóåò àëüôà-ðèòì ñ ïðàâèëüíûìè çîíàëüíûìè ðàçëè÷èÿìè, ìîäóëèðîâàííûé â âåðåòåíà àìïëèòóäîé 50-100 ìêÂ. Îäíàêî â 10-15 ïðîöåíòàõ ñëó÷àåâ îòìå÷àåòñÿ àìïëèòóäà àëüôà-ðèòìà íå ïðåâûøàþùàÿ 20 ìêÂ, ÷òî îáóñëîâëåíî ôóíêöèîíèðîâàíèåì àóòîñîìíî-äîìèíàíòíîãî ãåíà.

 íîðìå íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå ðåãèñòðèðóåòñÿ àëüôà, áåòà è ìþ -àêòèâíîñòü, ïîÿâëåíèå íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ìåäëåííûõ ðèòìîâ ðàñöåíèâàåòñÿ îäíîçíà÷íî êàê ïðèçíàê ïàòîëîãèè.

ÝÝÃ â öèêëå ñîí-áîäðñòâîâàíèå.

Àêòèâíîå áîäðñòâîâàíèå
Ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà, çàíèìàþùåãîñÿ êàêîé-ëèáî äåÿòåëüíîñòüþ, òðåáóþùåé âûñîêîé ñòåïåíè âíèìàíèÿ èëè âûçûâàþùåé ñèëüíîå ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå.

Íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå ïðîÿâëÿåòñÿ äåñèíõðîíèçàöèåé ñ óìåíüøåíèåì àìïëèòóäû è óâåëè÷åíèåì ÷àñòîòû êîëåáàíèé.

Ïàññèâíîå áîäðñòâîâàíèå
Ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà, ïîêîÿùåãîñÿ â óäîáíîì è ðàññëàáëåííîì ïîëîæåíèè ñ çàêðûòûìè ãëàçàìè è íå çàíÿòîãî ñïåöèàëüíîé ôèçè÷åñêîé èëè ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ.

Íà ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììå ïðîÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿðíûì àëüôà-ðèòìîì ìàêñèìàëüíîé àìïëèòóäû.

Ïåðâàÿ ñòàäèÿ ñíà (äðåìîòà)

Ñíèæåíèå àìïëèòóäû è èñ÷åçíîâåíèå àëüôà-ðèòìà.

Ïîÿâëåíèå íà ÝÝà îäèíî÷íûõ è ãðóïïîâûõ íèçêîàìïëèòóäíûõ òåòà è äåëüòà âîëí.

Ïîÿâëåíèå íà ÝÝà íèçêîàìïëèòóäíîé âûñîêî÷àñòîòíîé àêòèâíîñòè.

ÝÝà â ñòàäèè äðåìîòû îïèñûâàåòñÿ êàê «óïëîùåííàÿ, äåñèíõðîíèçèðîâàííàÿ ñ íàëè÷èåì ïîëèìîðôíîé íèçêîàìïëèòóäíîé àêòèâíîñòè»

Читайте также:  Вязанная шапочка ребенку 1 год

Âòîðàÿ ñòàäèÿ ñíà (ïîâåðõíîñòíûé ñîí)

«Ñîííûå âåðåòåíà» — äèôôóçíûå âñïûøêè êîëåáàíèé ÷àñòîòîé 11-15 Ãö è àìïëèòóäîé äî 50 ìê ñ íàèáîëüøåé âûðàæåííîñòüþ â öåíòðàëüíûõ îòâåäåíèÿõ, ìîäóëèðîâàííûå â âåðåòåíà, ãåíåðàëèçîâàííûå èëè áèëàòåðàëüíî-ñèíõðîííûå.

«Ê-êîìïëåêñû» — âñïûøêè àêòèâíîñòè, ñîñòîÿùåé èç äâóõôàçíîé âûñîêîàìïëèòóäíîé âîëíû ñ íà÷àëüíîé íåãàòèâíîé ôàçîé è ìàêñèìàëüíîé àìïëèòóäîé â öåíòðàëüíûõ îòâåäåíèÿõ.

Âñïûøêè ïîëèôàçíûõ âûñîêîàìïëèòóäíûõ ìåäëåííûõ âîëí

Òðåòüÿ ñòàäèÿ ñíà (ãëóáîêèé ñîí)

Îòñóòñòâèòå «âåðåòåí ñíà» è «Ê-êîìïëåêñîâ».

Òåòà è äåëüòà âîëíû ñ àìïëèòóäîé âûøå 75 ìêÂ, çàíèìàþùèå 20-50 ïðîöåíòîâ ÝÝÃ

×åòâåðòàÿ ñòàäèÿ ñíà (î÷åíü ãëóáîêèé ñîí)

Äåëüòà-âîëíà ñ ÷àñòîòîé 2 è ìåíåå Ãö è àìïëèòóäîé áîëåå 75 ìêÂ, çàíèìàþùèå áîëåå 50 ïðîöåíòîâ âðåìåíè ÝÝÃ.

Ïÿòàÿ ñòàäèÿ ñíà (áûñòðûé ñîí èëè ñîí ñ áûñòðûìè äâèæåíèÿìè ãëàç)

Ïîëèìîðôíàÿ àêòèâíîñòü ñ ïðåîáëàäàíèåì íèçêîàìïëèòóäíûõ âûñîêî÷àñòîòíûõ âîëí.

Äèôôóçíîå ñíèæåíèå ìûøå÷íîãî òîíóñà ñ ïîÿâëåíèåì ñàêêàäèðóþùèõ áûñòðûõ äâèæåíèé ãëàç.

Îòñóòñòâóþò «ñîííûå âåðåòåíå» è «Ê-êîìïëåêñû»

 ïåðåäíå-öåíòðàëüíûõ îòâåäåíèÿõ ïåðèîäè÷åñêè âûÿâëÿåòñÿ «ïèëîîáðàçíàÿ» àêòèâíîñòü ÷àñòîòîé 2-3 Ãö.

Источник

Ритмы ЭЭГ – это диагностируемые электрические колебания головного мозга. Различные степени бодрствования сопровождаются изменениями частотного спектра сигналов ЭЭГ.

В зависимости от амплитуды, формы волн, топографии, частотного диапазона и типа реакции различают ритмы электроэнцефалографии.

Основные ритмы ЭЭГ обозначают греческими буквами:

  • ἄλφα (альфа);
  • βήτα (бета);
  • γάμμα (гамма);
  • δέλτα (дельта);
  • θήτα (тета);
  • κάππα (каппа);
  • μυ (мю);
  • σίγμα (сигма).

Как работает электроэнцефалография?

Электроэнцефалограф — это медицинский электроизмерительный прибор, с помощью которого измеряют и регистрируют элитрическую активность (разность потенциалов) между точками головного мозга, располагающимися в глубине или на его поверхности, и записывают электроэнцефалограмму.

Существует определенная связь между психическим состоянием человека и волнами ЭЭГ. Отклонения от нормы или необычные мозговые волны могут указывать на патологию. Анализом и описанием таких волн занимается врач эпилептолог.

Суть исследования заключается в фиксации электрической активности нейронов структурных образований головного мозга.

Электроэнцефалограмма – это своеобразная запись нейронной деятельности на специальной ленте при использовании электродов. Последние закрепляются на участки головы и регистрируют активность определенного участка мозга.

Дельта-ритмы

Дельта-ритмы ЭЭГ имеют низкую частоту от 0,1 до <4 Гц. Дельта-волны являются типичными функциональными волнами фаз глубокого сна без сновидений. У младенцев дельта-ритм также присутствует после пробуждения.

Тета-волны

Тета-волна – медленный ритм в частотном диапазоне от 4 до <8 Гц. Они чаще встречаются во время сонливости и в состояние дрема. Ритмы ЭЭГ и их характеристика зависят от возраста пациента. В состоянии бодрствования они присутствуют у малышей, однако наличие у взрослых может указывать на дисфункцию или поражение головного мозга.

Альфа-волны

Нормальный альфа-ритм на ЭЭГ имеет следующие особенности:

  • частота 8-12 Гц: нижний предел нормы альфа-ритма у взрослых и детей старше 8 лет составляет 8 Гц;
  • местоположение: затылочные области;
  • морфология: ритмичная и регулярная;
  • амплитуда: обычно 20-100 мВ;
  • реактивность: появляется при закрытии глаз и исчезает при их открытии.

Бета-волны

Нормальный бета-ритм ЭЭГ имеет следующие характеристики:

  • Частота (по определению) более 13 Гц.
  • Местоположение: диффузное распространение.
  • Морфология: обычно ритмичная и симметричная.
  • Амплитуда: диапазон 5-20 мВ.

Реакционная способность: бета-активность усиливается во время первой и второй стадии сна, и уменьшается в глубоких фазах. Центральная бета-активность может быть реактивной к произвольным движениям и проприоцептивным стимулам.

Гамма-волны

Гамма-волна представляет собой сигнал в частотном диапазоне выше 30 Гц. Данный ритм возникает при сильной концентрации внимания, во время учебы или медитации. Недавние исследования показали, возникновение гаммы-ритмов необходимо для интеграции различных стимулов.

Следует отметить, гамма-ритмы не видны на полосе ЭЭГ невооруженным глазом.

Области применения ЭЭГ

Электроэнцефалограмма используется:

  • выявления эпилептиформных или эпилептических припадков;
  • диагностики нарушений сна различной этиологии;
  • выявления морфофункциональных изменений в мозге (опухоли головного мозга или нарушений кровообращения);
  • выявления заболеваний ЦНС неясной этиологии (энцефалит, повышенное внутричерепное давление и атрофия мозга);
  • констатации смерти мозга.

Электроэнцефалография является единственным достоверным исследованием, определяющим наличие эпилепсии.

Дополнительно к ЭЭГ врач невролог может назначить магнитно-резонансную томографию (МРТ), снимки которой помогают лучше разглядеть изменения в мозге, повреждения, наличия опухолей, или понять, в каком участке мозга происходит нарушение электрической активности.

ЭЭГ-мониторинг может проводиться от 30 минут до 24 часов по назначению врача, в зависимости от состояния пациента.

Для более точной диагностики эпилепсии иногда используются дополнительные (провокационные) методы. К ним относят гипервентиляцию, фотостимуляцию и 24-часовую депривацию сна.

Наши контакты

Расшифровку и консультацию проводит эпилептолог

Тысячина Мария Дмитриевна

Опыт работы: 15 лет. Специализация: Невролог-эпилептолог, врач функциональной диагностики. Основное направление: диагностика и лечение эпилепсии у детей.

Записывайтесь на прием на нашем сайте https://epihelp.center/

Источник