Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года thumbnail

Что хочет рассказать родителям с помощью своих картин любимое чадо

Юлия САЛЬНИКОВА, Наталья КУДРЯШОВА

Детские каракули могут многое рассказать о внутреннем состоянии ребенка. Вот только чаще всего мамы и папы этот анализ обрубают фразой: «Какой ты молодец, очень красиво». И убирают картину в стол, на память. А может, стоит приглядеться, почему у папы на рисунке такие большие зубы, а самого малыша на этом семейном портрете вообще нет. Мы попросили Екатерину Кольдюшевскую, педагога-психолога Центра социальной помощи семье и детям Саратова дать советы родителям, как читать детские рисунки.

Семья — любимая тема для творчества каждого ребенка. Обратите внимание на то, как малыш расположил на листе всех членов семьи. На этом рисунке пятилетнего мальчика, например, есть все члены семьи. Вот только мама нарисована будто отдельно от остальных.

Папу и себя мальчик изображал, тщательно прорисовывая детали, даже пальчики есть. Чего не скажешь о маме, которая нарисована схематично. У нее нет, как у остальных, овального тельца, неаккуратно прорисованы черты лица. К тому же показательным может быть и цвет: для себя и папы мальчик выбрал желтый и зеленый фломастеры, а мама на рисунке красного цвета. Все это может говорить о том, что ребенок близок с папой, а с мамой не найдет контакт. Возможно, она мало уделяет сыну внимания, много работает, а когда бывает дома, то все время посвящает домашним делам. Или мама очень строгая и сын ее побаивается.

Но не все так однозначно. Психолог советует обязательно спрашивать ребенка, что же изображено на рисунке, чем занят каждый персонаж, какое у героев картины настроение.

— Нередко бывает, что ребенок нарисовал какую-то конкретную ситуацию, — объясняет Екатерина Кольдюшевская. — Например, «мы с папой на рисунке ждем, а мама побежала за мороженым для всех». И линии нечеткие, потому что мама торопится, бежит. Разговаривайте с детьми об их рисунках, спрашивайте о настроении героев. Когда ребенок чувствует единство семьи, ощущает заботу и любовь, он рисует себя и родителей в центре листа бумаги, и чаще всего мама с папой по бокам, а он в середине. Если же ребенок постоянно забывает нарисовать одного из членов семьи, это тревожный сигнал, и очень важно разобраться в причине.

У вас уже столько рисунков принцесс, что ими можно оклеить всю квартиру вместо обоев, а ребенок отказывается рисовать что-то другое? Такое, говорит психолог, не редкость.

— Для начала просто расспросите ребенка о том, что это за принцесса, где она живет и есть ли у нее друзья, — объясняет Екатерина Кольдюшевская. — Вполне возможно, так ребенок выражает себя или просто воспроизводит на бумаге персонажа, который кажется родителю наиболее удачным, и ребенок это знает. Бывает, что мамы и папы, бабушки и дедушки постоянно твердят своей маленькой девочке, что она принцесса, и может наступить момент, когда девочка поверит в то, что она настоящая принцесса, а ведь на самом деле она реальный ребенок, которому хочется играть, рисовать и экспериментировать.

Если в творчестве ребенка часто появляются повторяющиеся мрачные рисунки и он не хочет их обсуждать или, наоборот, постоянно говорит о своем нарисованном страхе, родителям стоит обратиться за консультацией к психологу. Ведь нарисовать что-то страшное — самый доступный для ребенка способ разобраться с тем, что его пугает, и в этом ему должен помочь взрослый.

У ребенка появились картины в мрачных тонах. Мама, перепробовав все способы соблазнить чадо другими карандашами, ведет его к психологу. Стоит ли поднимать панику?

— У тяги к черным фломастерам и карандашам есть логичное объяснение. Это самый контрастный цвет, черный виднее всего на белой бумаге. Вот дети до 3-4 лет и выбирают черный, чтобы их рисунок просто было заметно на листе, — объясняет психолог. — Сейчас он еще не воспринимает рисование как отражение мира в разных цветах, пока рисование для него — это просто отражение его фантазий в графике, не важно какого цвета: трава может быть синей, небо зеленым, а снеговик черным.

А уж когда перепуганные мамы говорят: «Не рисуй больше черным», у ребенка может возникнуть протест и в следующем рисунке обязательно будет выбран именно этот цвет.

— Но если вся коллекция состоит только из них, стоит поспрашивать своего юного художника о выбираемой им цветовой палитре. Возможно, ребенок чего-то боится и на бумаге вымещает свой страх, — считает Екатерина Кольдюшевская.

Хотя объяснение появлению мрачных детских картин, черных, коричневых, серых, может быть самым банальным — у него сломались карандаши ярких цветов. Родителям стоит следить, чтобы карандаши всегда были подточены. Отсутствие самого нужного в конкретный момент цвета может и вовсе отбить охоту рисовать или испортить настроение.

На этом рисунке только кажется, что изображены всего два человека. На самом деле их здесь трое.

— Себя ребенок изобразил сидящим в шкафу, прямо под облаком из слез. Этот рисунок очень говорящий. Девятилетний мальчик показал свою семью: мама и папа ругаются в спальне. Видно, как у обоих родителей в крике раскрыты рты. По тому, как нарисован отец, можно догадаться, что в этой семье бывают случаи рукоприкладства — рука родителя нарисована мощной, будто бита. И красный цвет его рук говорит в данном случае об опасности, которая от этих рук исходит.

Мама здесь намного слабее папы, ее слабость подчеркнута еле заметным желтым карандашом. Над ней и шкафом, где прячется мальчик, расположилось облако. Значит, оба плачут. К тому же на этом рисунке очень много штриховки. Это знак беспокойства, ребенок тревожится, он начертил штрихи даже не в одну, а в четыре стороны, все линии пересечены.

— Мальчик себя не нарисовал из чувства страха, ему хочется спрятаться. Хотя шкаф в этом рисунке и есть символ ребенка, он все-таки находится в помещении. Но бывают рисунки, где малыш себя вообще ни с чем не отождествляет, он себя не нарисовал. Это может говорить о неуверенности, о том, что ребенок не чувствует себя частью семьи, об обидах на родителей, их отдаленности. Но обязательно спросите: «Почему тебя нет на рисунке» или «А где же ты?». Иногда дети говорят: «Вот он я, я же по ту сторону картинки — рисую», — рассказывает психолог.

Кстати, если ребенок рисует себя более крупным по отношению к другим членам семьи, скорее всего, у него завышенная самооценка и, возможно, родители позволяют ему слишком многое.

Мама, глядя на этот рисунок, никогда бы не догадалась, что ее сына что-то тревожит. Вроде цвета яркие, дом нарисовал, сам улыбается, рядом любимый кот.

— Дети часто рисуют свои самые заветные желания, о которых иногда не знают взрослые. Это если спросить напрямую. А вот если попросить рассказать, что делает ребенок на этом рисунке, все встанет на свои места. Этот мальчик признался, что у него есть мечта — пойти гулять со своим любимым котенком. Животное домашнее, взрослые его из квартиры не выпускают — боятся, что заразится или что-то случится на улице, — рассказала Екатерина Кольдюшевская.

Как выяснилось на консультации у психолога, родители даже не догадывались о желаниях сына, хотя все было на виду. И кота стали брать с собой на дачу, мальчику разрешили гулять с котенком во дворе. Мечта ребенка осуществилась.

Дети любят эксперименты, поэтому психологи, чтобы помочь им раскрыться, предлагают нарисовать семью, но не людей, а животных. Иногда дети изображают папу хищником, а маму слабым муравьем или зайцем, а бывает и наоборот.

Читайте также:  Сок ребенку каждый день 4 года

Значение имеет только то, как ребенок понимает это животное. Если он видел передачу, где лев охотится за жертвой, волк в мультике — за зайцем, то этот образ означает опасность. Но того же волка из «Ну, погоди!» ребенок может воспринимать как героя-весельчака, которому не страшны трудности. Муравьишка-родитель может означать как малую значимость данного члена семьи, так и его трудолюбие.

В этом рисунке семья медведей.

— Мальчик не просто нарисовал, но и дал характеристику каждому, — рассказала психолог. — Себя и папу он обрисовал словом «веселый». А мама даже не злая, а «злое». Причем мальчик, заканчивая семейный портрет, спохватился и зачеркнул слово «мама», чтобы не быть рассекреченным. Рисунок говорит о страхе перед властной и строгой мамой, — рассуждает психолог. — Он не просто нарисовал ее крупнее остальных, могущественнее буквально. Стоит обратить внимание, как нарисованы рты персонажей. Мама вовсе не улыбается — у нее видны зубы, рот искривлен в крике. Вообще, зубы в детском рисунке означают, что от этого человека идет опасность.

В этой семье ребенок боится отказать матери, он не может перечить в ответ на ее претензии. Но в своем рисунке он хозяин. Потому, завершая портрет, подрисовал усы. Это знак протеста, вызов, который в жизни мальчик проявить боится.

У психологов есть интересное задание, в котором ребенку предлагается нарисовать себя в образе дерева или цветка. Яркие сочные цвета зелени, наличие самих цветков говорят о том, что эта личность гармонична.

— Важно обратить внимание и на основу, на чем стоит растение. Наличие крепких корней, как в этом рисунке, означает хорошую связь с родителями, устойчивость. Автор чувствует опору в семье, что она защищена. Также хорошо, когда растение изображено в горшке, это тоже признак опоры, — объясняет Екатерина Кольдюшевская.

Пышная крона говорит о хорошем самочувствии, уверенности в себе. Обратное значение у полусухого дерева, с опавшей листвой. Если растение изображено на листе бумаге как будто повисшим в воздухе или кажется недорисованным, то ребенок, как правило, ощущает себя одиноким и нуждается в особой поддержке и заботе со стороны взрослого.

Даже по тому, как ребенок рисует карандашом, можно понять его внутреннее состояние. Если карандаш малыш схватил всей пятерней и рисует так, что бумага рвется, то это говорит об эмоциональной напряженности, тревоге. Пример тому правый рисунок, выполненный с сильным нажимом на карандаш.

— Сильный нажим, когда карандаш глубоко продавливает бумагу, говорит об эмоциональной напряженности, импульсивности. Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу — конфликтность, признаки гиперактивности, иногда агрессивность, перевозбуждение, — объясняет Екатерина Кольдюшевская.

Слабый нажим на карандаш (рисунок слева) сигнализирует нередко о снижении настроения. Также это может быть показателем неуверенности в себе, часто встречается у пассивных, застенчивых людей.

— В некоторых рисунках детей слабый нажим сочетается с недоведенными линиями, отчего контур рисунка остается незамкнутым — так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии, — рассказывает психолог.

Один и тот же дом дети могут рисовать по-разному. В этом случае психолог попросила мальчика нарисовать сначала дом, в котором он живет, а затем дом его мечты. Сгустки красного на первом рисунке означают, что мальчик чувствует в семье напряжение (это выяснилось после общения с ребенком). Как оказалось позже, родители и другие дети постоянно попрекали мальчика за его медлительность. У них совершенно другой психотип — они быстрые, энергичные. Они уже поели, а мальчик только берется за ложку, они уже готовы сесть в машину, а он сел надевать колготки. На третьем рисунке все напряжение, что есть в его душе, мальчик вынес в отдельный красный дом.

— В реальном доме мальчик нарисовал три окна — по числу детей в доме. А в идеальном появилось четвертое окно. Мальчик пояснил, что мечтает о собаке. Только чтобы это был лично его друг. Собака в этом случае — выход, который мальчик видит в избавлении от одиночества. Отличаются и цвета идеального дома от реального, — объясняет Екатерина.

Что касается изображения домов, то хороший знак, когда ребенок рисует себя возле дома или в окошке. Отсутствие дверей может говорить о том, что в дом нечасто приходят гости.

К старшим классам подростки начинают рисовать более схематично, при этом часто выбирая в качестве инструмента ручку. Карандаш можно стереть, фломастеры выглядят по-детски, а ручка — самый «взрослый» вариант. Чем материал тверже, тем лучше его можно контролировать.

— Рисунки подростков больше не про чувства, а про статус. Часто в рисунках мальчиков появляются их более обеспеченные товарищи, с которыми им хочется общаться, получать какую-то выгоду. В данном случае подросток протягивает руки к ноутбуку и сигаретам приятеля. Отчетливо подчеркнута статусность приятеля — фирменная одежда, — рассказывает психолог.

В этом случае на переднем плане ребенок нарисовал не самого себя, а обеспеченного друга. Это может говорить о снижении самооценки, так же как и то, что друг оказался гораздо более прорисованным по деталям.

Когда ребенок рисует не просто человечка, а тщательно прорисовывает его наряд, прическу, украшения, все это называется у психологов «демонстративность». Ребенок в таких случаях готов пояснять родителям, что же изображено на бумаге — не какой-то абстрактный человек, а богатый вельможа, король какого-то государства с кучей золота. Все это зачастую свидетельствует о повышенной потребности внимания к себе.

— Демонстративность в рисунках — стремление быть в центре внимания. А когда это не выходит, ребенок становится капризным. Таким детям рекомендуют посещать театральные кружки. Иногда дети, нуждающиеся в большем внимании, сопровождают процесс рисования комментариями, зачастую автобиографическими. Все это рассчитано также на привлечение внимания слушателя к себе.

Мальчик или девочка изображен, по этому рисунку 14-летней школьницы не поймешь. Когда в изображении человека отсутствуют признаки пола, психологи могут предположить у автора рисунка инфантильность. К тому же руки этого человечка спрятаны за спиной. Это обычно интерпретируют как отказ от общения. То же самое можно сказать о руках, спрятанных в карманы, скрещенных на груди или упертых в бока.

— В этом случае причиной, скорее, служит боязнь контактов, опасение негативной оценки себя. Эта версия поддерживается и признаками психологической нагрузки при изображении ушей (усиленный нажим на карандаш). Подобное подчеркивание ушей характерно для людей, опасающихся, что их низко оценивают, и вообще придающих особо большое значение тому, что о них говорят, — рассказала Екатерина Кольдюшевская.

НА ЗАМЕТКУ

Детские рисунки бывает сложно понять, а в процессе рисования ребенок может несколько раз менять замысел сюжета, зачеркивать и начинать снова. Будьте внимательны к творческим экспериментам вашего чада, ведь для него в момент рисования происходит важный процесс познания себя и выражения своих эмоций, мыслей. И помните, что рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное ребенком в образах. По завершении рисунка важно спросить у ребенка: «Кто это? А это?» или «Где все это происходит?», «Что вы делаете?», «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?».

Конечно, единственного рисунка недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы. А один и то же признак в рисунке может иметь разное значение. Но если из раза в раз в рисунках ребенка повторяются настораживающие образы и детали, не поленитесь сходить к психологу и захватите с собой рисунки малыша.

Читайте также:  Полоскание горла ребенку 4 года

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Пять причин обнимать ребенка как можно чаще

Источник

Близится 8 марта, Международный женский день, и многим хочется порадовать свою маму трогательным подарком – портретом. Однако нарисовать маму красиво поэтапно карандашом – задача непростая даже для художников с опытом, а для ребенка это может быть совсем сложно. Я покажу, как нарисовать маму легко и без лишних усилий – просто повторяйте все этапы этого пошагового урока. Вам понадобится карандаш, ластик и бумага, раскрашивать мы будем любым подходящим для этого материалом – красками, цветными карандашами, мелками, фломастерами и вообще чем угодно.

Так как мы рисуем портрет мамы на 8 марта или на день мамы для детей, нам нужно будет нарисовать лицо и плечи. Люди имеют овальную форму лица, потому начнем рисование с построения вот такой основы. Я оставляю верх незамкнутым, там мы будем рисовать прическу. Возможно, у вас не получится с первого раза, но не беда – просто пользуйтесь ластиком и исправляйте ошибки на ходу.

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

Теперь нам надо нарисовать маме шею. Это будут две плавные линии, у вас должно получиться примерно так.

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

Дальше нам надо нарисовать плечи, чтобы портрет мамы выглядел приятно и органично. Вот, у нас уже готова основа и она начинает напоминать человека.

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

Теперь нам нужно красиво нарисовать лицо мамы. Я всегда начинаю рисовать лица с глаз, и портрет мамы на 8 марта не будет исключением. Рисуем две миндалевидных формы, а чуть выше – линии бровей. Здесь особенно важно вспомнить, какие именно глаза у вашей мамы и попытаться повторить их форму.

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

Чуть ниже я рисую аккуратный нос в виде всего двух черточек. Посмотрите, это очень легко нарисовать, но при этом такой носик выглядит естественно. Чуть ниже я рисую губы и легкую линию над подбородком.

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

Немножко подправляем контуры – не бойтесь корректировать портрет мамы на 8 марта карандашом, если вы хотите, чтобы получилось красиво. Здесь я рисую складки над глазами, радужную оболочку глаза и зрачки, а также реснички. Если у вашей мамочки на лице есть родинки, родимые пятнышки или другие особенности, обязательно отразите их!

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

Дело осталось за малым – нарисовать маме прическу и ушки. Уши мы рисуем примерно на том же уровне, что и глаза, а прическа будет такая, как у вашей мамы. У моей мамы короткие волосы с небольшой челкой, потому я рисую именно так.

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

Дальше нужно нарисовать одежду. Я рисую аккуратный воротничок, вы можете нарисовать любимый мамин свитер, топ, верхнюю часть платья. Можно добавить и другие детали – например, мамины красивые бусы, сережки и другие украшения, которые ей очень нравятся.

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

Если у вашей мамы другая прическа – например, длинные волосы, высокий хвост, каре или что-то еще – рисуйте карандашом именно так, как это выглядит. У вас может получиться, к примеру, вот так.

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

А теперь наш портрет мамы нужно поэтапно раскрасить! Кожу мамочки я рисую бежевого цвета, на щеках добавляю румянец. Волосы – приятного коричневого оттенка. Глаза у моей мамы особенные – один зеленый, другой – зеленый с коричневым пятнышком, это я тоже отражаю в своем рисунке, чтобы портрет на 8 марта был более узнаваемым. Не забываю делать тени оранжевым тоном на коже. Одежду раскрашиваю зеленым,  в тон глазам

Рисунки я и моя мама ребенку 4 года

Итак, я показала вам, как ребенку нарисовать маму красиво на 8 марта или на день мамы. Если вы решили нарисовать рисунок мамы и у вас получилось – обязательно поделитесь результатом в комментариях, мне очень интересно посмотреть. Если возникли проблемы – вы тоже можете обратиться за помощью в комментарии.

Источник

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Оценка рисунка

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Интерпретация рисунка

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Читайте также:  Если ребенок шепелявит 4 года

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника, 19 лет

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

рисунок к тесту Моя семья

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

Николай, 6 лет

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

рисунок к тесту Моя семья

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

Источник