Рисование пальчиковыми красками для ребенка 5 лет

Рисование пальчиковыми красками для ребенка 5 лет thumbnail

Развитие творческих способностей и фантазии малыша желательно начинать с раннего возраста, буквально с пеленок. Большую помощь родителям в этом окажут пальчиковые краски и листы белой бумаги, на которых малыш будет создавать свои шедевры. Тяга к рисованию присутствует у всех деток, им интересен и сам процесс, и его результат. Малыш ощущает себя творцом, способным воплотить в жизнь свои фантазии.

С какого возраста можно использовать пальчиковые краски?

Рисование пальчиками – доступный и увлекательный вид занятий с малышом. Приступать к рисованию можно в том случае, если ваш ребенок хорошо сидит, способен заниматься одним делом несколько минут.

Детские психологи уверены, что к 10–11-месячному возрасту ребенок готов рисовать пальцами. Но все это очень индивидуально, с некоторыми детками можно начинать занятия по достижении ими 8 месяцев. В этом возрасте малыш понимает, что след на бумаге оставляет его ладошка, он уже способен сосредоточиться на одном занятии непродолжительное время, новые яркие предметы вызывают живой интерес. Четко определить, с какого возраста можно начинать занятия, могут только родители.

Неудивительно, что ребенок захочет попробовать краску на вкус. Поэтому для маленьких художников используйте вместо красок сок вареной свеклы, моркови, шпината, черной смородины и специальные безопасные краски. А для детей 3–4 лет, которые уже понимают, что краски нельзя тянуть в рот, можно приобрести набор пальчиковых красок – разнообразие цветов расширит палитру юного художника.

Польза от рисования пальчиками

Этот вид творчества доступен совсем маленьким деткам, даже не умеющим самостоятельно ходить. Ребенок может развиваться, еще не умея держать в руках ручку или карандаш.

Детские психологи отмечают положительное влияние творчества на развитие малыша:

  • Улучшается сенсомоторное развитие, развивается мелкая моторика пальчиков. Это стимулирует интеллект и мышление, укрепляет память, ускоряет становление речи.
  • В игровой форме ребенок познает мир, получает понятие цвета и формы, знакомится с окружающими предметами.
  • Развивается тактильная чувствительность при прикосновении к гладкой или шершавой бумаге, краскам разной степени густоты.
  • Ребенок учится логически мыслить, замечая связь между своими движениями и появлением рисунка на листе бумаги.
  • Малыш получает положительные эмоции в ходе процесса рисования, испытывает восторг от того, что смог создать на листе бумаги нечто яркое и красочное.

Совместное творчество укрепляет родственные связи между ребенком и родителями, придает малышу чувство уверенности и защищенности, позволяет приучить непоседу к усидчивости.

Предварительная подготовка

На упаковках с красками написано, что они рекомендованы для детей старше 2–3 лет. Многие родители на собственном опыте убедились, что можно приступать к рисованию гораздо раньше.

Чем меньше малыш, тем серьезнее надо подойти к подготовительному процессу, чтобы увлеченный ребенок не разрисовал все вокруг. От первого занятия зависит, полюбит ли малыш рисование. Убедитесь, что ребенок сыт, не хочет спать, у него хорошее настроение.

Прежде чем усадить кроху за столик, подготовьте все необходимое:

  1. Переоденьте юного художника в одежду, которую не жалко запачкать.
  2. Наденьте передник из клеенки.
  3. Подготовьте лист плотной белой бумаги. Ее вполне можно заменить остатками обоев, используя обратную сторону.
  4. Отберите понемногу краски разных цветов, переложите ее в небольшие емкости, например пластиковые крышки или игрушечные чашки.
  5. Подготовьте влажные тряпки, салфетки.

Самое удобное место для занятий для самых маленьких – столик для кормления. Ребенку комфортно сидеть в нем, есть специальные выемки для красок, чтобы малыш ненароком не смахнул их на пол.

Первый урок

Если вы решили заниматься за обычным столом, возьмите малыша на руки. Далее поэтапно показывайте ему, как работать с пальчиковыми красками:

  1. Опустите палец в яркую краску, сделайте несколько мазков на бумаге. Общайтесь с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете, всем своим видом показывая, что это весело и увлекательно.
  2. Если ребенок проявляет интерес, обмакните в краску и его пальчик, проведите им по бумаге.
  3. Позвольте ребенку самому выбирать краску, так как у него могут быть любимые цвета.
  4. Покажите, что мизинчиком можно нарисовать тонкую линию, а большим пальцем – широкую.
  5. С помощью ладошки можно получить разные отпечатки – овалы, круги. Ребенку будет интересно наблюдать, как яркое пятно расплывается на бумажной салфетке, какой оттиск можно оставить пальцами и ладошками на шершавых обоях.

Для первого раза достаточно 10–15 минут, маленькие дети быстро теряют интерес.

Осталось вымыть малыша и все окружающие предметы, высушить и сохранить на память первую картину, этот рисунок будет вызывать у вас светлые воспоминания. Если ребенок не проявил интерес, не настаивайте, подождите несколько дней и повторите попытку.

Яркие пятна, сделанные своими руками, приведут ребенка в неописуемый восторг. В качестве холста подойдут кафельная плитка, стенки ванны – все, что легко моется. Совместить творчество и купание – неплохая идея для детей, которые боятся воды.

Занятия с детьми старше года

Рисунки пальчиковыми красками, выполненные творцами моложе 3 лет, – сплошная абстракция: ребенок не в состоянии нарисовать осмысленный сюжет. Помогите ему сделать законченное произведение.

Например, попросите малыша оставить отпечатки красной краски, высушите получившееся творение. Зеленым карандашом или фломастером соедините эти кляксы, показывая, как из них получается ветка рябины.

Как рисовать пальчиковыми красками?

К краске не прилагается инструкция, родители сами должны объяснить ребенку, каким способом можно нарисовать сюжет. Существует несколько основных приемов.

Ладошками и пальчиками

Налейте краски в одноразовые пластиковые тарелки, чтобы ладошка малыша полностью помещалась в емкость.

Покажите малышу, как делать отпечатки всей ладонью, боковой поверхностью, закрашивать рукой поверхность листа.

Ладони годятся не только для создания абстракций. Дорисовывая карандашами недостающие элементы, продемонстрируйте ребенку, как легко из отдельных пятен можно создать полноценный рисунок:

  • Добавив к оттиску сомкнутого кулачка хвост и плавники, можно получить силуэт рыбки.
  • Мелкие отпечатки пальчиков станут камешками на морском дне, ладошка с оттопыренными кверху пальчиками – водорослями.
  • Такая же ладошка, развернутая пальчиками вниз, с нарисованными глазками и ротиком очень похожа на осьминога.
  • Пальчиками можно рисовать зеленую лужайку с пышной травкой, солнышко, цветы, бабочек и жуков.

Губкой или кусочком поролона

Если ребенок боится окунать ручки в краску, можно пользоваться поролоном. Предложите ему кусочек обычной губки для мытья посуды. Покажите, что можно окунуть его в краску и провести по листу бумаги разными способами – отрывисто, с нажимом, смешивая цвета.

Губка позволяет закрасить большую площадь, быстро оформить зеленую полянку или голубое небо.

С помощью трафарета

Рисование с помощью трафарета позволяет создать разнообразные картинки и сюжеты. Интересные картинки-шаблоны можно скачать или нарисовать самостоятельно.

Читайте также:  Примеры для ребенка 5 лет

Распечатайте образцы, вырежьте фигурки. Малыш с удовольствием будет наносить яркие пятна краски, получая изображения кошечек и собачек, рыбок и китов, стрекоз и бабочек. Можно приобрести готовую раскраску, это прекрасное пособие можно использовать многократно, краска легко удаляется со страниц. Эта техника больше всего нравится малышам.

Рисуем штампами

Большинство наборов красок продают в комплекте со штампами.

Дополнительные штампы можно вырезать из подручных материалов:

  • сырого картофеля,
  • плотного поролона,
  • школьного ластика.

Используйте формочки для печенья, крупные пуговицы с выпуклым рисунком. Продумайте приспособление, в котором можно прочно закрепить самодельные штампы, чтобы ребенку было удобно держать его в руке.

Характеристика пальчиковых красок

Детские психологи уверены, что чем раньше ребенок начнет рисовать, тем более смышленым он вырастет. Пока малыш не научился держать в руках кисти и карандаши, пальчиковые краски – лучший вариант. К тому же, фломастеры, цветные карандаши, акварель и гуашь содержат в своем составе небезопасные вещества, да и удалить следы от них с одежды и мебели очень непросто.

На большинстве упаковок с пальчиковыми красками написано, что они предназначены для малышей от 1 года, следовательно, не содержат вредных компонентов, способных проникнуть через кожу, так как малыши рисуют непосредственно руками.

Основные компоненты:

  • связующие вещества;
  • пигменты;
  • вода.

Пальчиковые краски готовы к использованию, имеют однородную консистенцию и структуру. Они легко смываются с рук и одежды. Некоторые виды имеют дополнительные свойства:

  • Краски могут содержать мелкие частицы, которые придают высохшему рисунку шероховатость, расширяя познания ребенка.
  • Флуоресцентные краски светятся в темноте.
  • Некоторые производители добавляют горькие вещества, чтобы отбить у ребенка охоту пробовать краски на вкус.

В продаже родители увидят наборы с разным количеством цветов. Для начала достаточно приобрести 4 основные краски – красный, зеленый, синий и желтый. Внимательно изучите состав красок, убедитесь, что они предназначены для рисования руками. Качественный товар безопасен, не принесет вреда ребенку.

Ассортимент

Отечественные продукты доступны по цене (речь идет о марках «Цветик», «Фунтик», «Каляка–маляка»).

Наивысшую оценку родители выставили следующим видам пальчиковых красок:

  • товарам фирмы Jovi на натуральной основе;
  • Crayola для деток старше 3 лет;
  • Ses, имеющим гипоаллергенный состав;

Эти краски дороже, но цена соответствует качеству. Они имеют оптимальную желеобразную структуру, плотную консистенцию, не растекаются, ложатся ровным слоем, легко смываются с детской кожи.

При покупке обращайте внимание на состав и срок годности.

Ранний возраст не помеха творчеству. Некоторые дошкольные учреждения проводят нетрадиционные уроки рисования в младшей группе, ведь своеобразная пальчиковая гимнастика в виде рисования развивает фантазию, улучшает координацию движений, воспитывает усидчивость.

Источник

Паль­чи­ко­вое рисо­ва­ние – это не только инте­ресно и весело, но и очень полезно. С его помо­щью раз­ви­ва­ется мел­кая мото­рика, а также малыш делает свои пер­вые успехи в осво­е­нии цве­то­вых гамм. Инстру­менты – пальцы и ладо­шки малень­ких худож­ни­ков, «объ­ект для раз­ма­зы­ва­ния» – спе­ци­аль­ные краски, а пер­вый учи­тель – мама. Как пра­вильно орга­ни­зо­вать пер­вое заня­тие, как раз­вить мел­кую мото­рику? Ответы на эти и дру­гие вопросы вы най­дете в этой статье.

Развиваем мелкую моторику у ребенка

Пси­хо­логи счи­тают, что начи­нать твор­че­ские опыты с паль­чи­ко­выми крас­ками можно с 10–11 меся­цев. Уже тогда малыш может про­сле­дить вза­и­мо­связь краски и следа на бумаге. Но лучше ори­ен­ти­руй­тесь на инди­ви­ду­аль­ность вашего ребенка. Если он уже сво­бодно пере­дви­га­ется полз­ком или на ногах и вовсю увле­чен иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­стью, самое время при­об­щить его к твор­че­ству и позна­ко­мить с паль­чи­ко­выми красками.

Паль­чи­ко­вое рисо­ва­ние жела­тельно начи­нать в пер­вой поло­вине дня, когда актив­ность ребенка более высо­кая. Об окон­ча­нии заня­тия малыш напом­нит вам сам, ведь подолгу удер­жи­вать вни­ма­ние годо­ва­лому крохе про­сто не под силу. Пер­вые уроки, как пра­вило, длятся недолго – бук­вально пару минут. В даль­ней­шем увле­чен­ный ребе­нок, не отры­ва­ясь, может рисо­вать до 15–20 минут.

Что пона­до­бится для паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния? Прежде всего, спе­ци­аль­ные паль­чи­ко­вые краски, их можно купить прак­ти­че­ски в любом мага­зине, где есть отдел това­ров для дет­ского твор­че­ства. Они имеют нуж­ную кон­си­стен­цию и не тре­буют допол­ни­тель­ного раз­ве­де­ния водой. При выборе обра­тите вни­ма­ние на сами баночки: они должны плотно закры­ваться, чтобы краска не загу­стела слиш­ком быстро. Для пер­вых опы­тов в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве лучше выбрать яркие, но не «кис­лот­ные» цвета. Что каса­ется бумаги, то пред­по­чти­тельны листы для аква­рели фор­мата А3. Они боль­шие, малышу будет где «раз­мах­нуться». А если взять рулон ста­рых обоев, на кото­ром можно рисо­вать с обрат­ной сто­роны, то дет­скому сча­стью вообще не будет пре­дела. И еще сде­лайте заго­товку – зеле­ный листок, на кото­ром сидит божья коровка. Он вам пригодится.

Шаг 1. 

C уче­том воз­раста ребенка гото­вим рабо­чее место: засти­лаем стол или пол кле­ен­кой (газе­тами), кла­дем лист бумаги и краски, рас­кры­ваем пару бано­чек. Зна­ком­ство с паль­чи­ко­выми крас­ками лучше начи­нать с одного-двух цве­тов. Сна­чала малыш удив­ля­ется самому факту, что краска остав­ляет след на бумаге, и не стре­мится менять цвета.

Шаг 2.

Не торо­пи­тесь обмак­нуть в краску паль­чик малыша. Он может испу­гаться и наот­рез отка­жется «пач­кать» ручки. Лучше пока­жите ему при­мер, оста­вив на бумаге длин­ную цвет­ную линию своим паль­цем или отпе­ча­ток своей ладони. Потом при­гла­сите малыша «поба­ло­ваться» вме­сте с вами. Обыг­райте заня­тие стиш­ками или песенками.

Шаг 3.

Теперь пусть кроха обмак­нет в краску паль­чик и про­ве­дет им по бумаге. Дайте малышу время осво­иться и понять, что линия на листе – дело его паль­чи­ков. А после пере­хо­дите к неслож­ным игро­вым упражнениям.

Шаг 4.

Теперь берем нашу заго­товку – зеле­ный листо­чек с божьей коров­кой. Пред­ло­жите малышу дори­со­вать ей лапки и точечки на спине при помощи паль­чика и чер­ной краски. Дети обо­жают, когда в заня­тии есть игро­вой момент. Это их по-насто­я­щему увле­кает. А если им понра­вится, сле­ду­ю­щий «урок» прой­дет на ура!

Бдительность прежде всего!

Перед покуп­кой про­верьте, соот­вет­ствует ли выбран­ная паль­чи­ко­вая краска стан­дарту без­опас­но­сти. Рос­сий­ские про­из­во­ди­тели обя­за­тельно ука­зы­вают номер сани­тарно-эпи­де­мио­ло­ги­че­ского заклю­че­ния. На упа­ковке импорт­ной краски обра­тите вни­ма­ние на нали­чие зна­ков «СЕ» или «АР». Такая мар­ки­ровка озна­чает, что изде­лие соот­вет­ствует тре­бо­ва­ниям евро­пей­ских или аме­ри­кан­ских стан­дар­тов и без­опасно для здо­ро­вья его потребителей.

Осваиваем новые возможности

Когда ребенку пора начи­нать рисо­вать? Самое ран­нее – на вто­ром году жизни, — отве­тят мно­гие роди­тели и… оши­бутся. Пер­вый худо­же­ствен­ный опыт можно при­вить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, не достиг­шему года крохе невоз­можно дать в руки кисти с крас­ками, фло­ма­стеры или каран­даши. Но ему это и не нужно. Необ­хо­ди­мые «инстру­менты» с ним все­гда – это его соб­ствен­ные руки. А все, что тре­бу­ется от роди­те­лей, — предо­ста­вить ребенку больше сво­боды для творчества. 

Светлана Лыкова, педагог

“Проба пера”

6 меся­цев — 1год

Научив­шись само­сто­я­тельно сидеть, малыш не только рас­ши­ряет свои гори­зонты, но и осво­бож­дает руки для раз­но­об­раз­ной дея­тель­но­сти. У него начи­нает активно раз­ви­ваться мото­рика рук, и соот­вет­ственно — мыш­ле­ние. Самое время для пер­вых заня­тий рисованием!

Читайте также:  Норма мяса в день ребенку 5 лет

Конечно, назвать эти заня­тия обу­че­нием нельзя, ведь рисо­вать для такого малень­кого ребенка вовсе не зна­чит изоб­ра­жать узна­ва­е­мые образы. Мла­ден­че­ское рисо­ва­ние — это осво­е­ние нового вида дея­тель­но­сти и изу­че­ние новых инте­рес­ных свойств пред­ме­тов, в резуль­тате чего при­выч­ным вещам нахо­дится самое неожи­дан­ное при­ме­не­ние. Вот кара­пуз с насла­жде­нием раз­ма­зы­вает по столу недо­еден­ную кашу или овощ­ное пюре. Это совер­шенно не озна­чает, что он балу­ется и шалит назло взрос­лым. Малыш иссле­дует мате­риал, изу­чает его воз­мож­но­сти или даже творит.

Конечно, мало­ап­пе­тит­ное месиво на столе меньше всего похоже на худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, но ребенку такое заня­тие достав­ляет гро­мад­ное удо­воль­ствие. Однако роди­те­лям важно пом­нить, что для такого малень­кого ребенка глав­ное — без­опас­ность. Это каса­ется всего, что попа­дает в поле его иссле­до­ва­ния. Поэтому лучше, если пер­вые изоб­ра­зи­тель­ные опыты будут свя­заны не с крас­ками, при изго­тов­ле­нии кото­рых исполь­зу­ются хими­че­ские веще­ства, а… с пищей. Однако не стоит сме­ши­вать важ­ный для малыша про­цесс пита­ния с целе­на­прав­лен­ными заня­ти­ями рисо­ва­нием, поэтому уроки лучше про­во­дить с сытым ребен­ком, не исполь­зуя для них про­дукты, кото­рые состав­ляют его обыч­ный рацион.

Для пер­вых худо­же­ствен­ных опы­тов можно раз­лить на столе или сто­лике для корм­ле­ния немного ” взрос­лого” чер­нич­ного йогурта или дет­ского тво­рожка с фрук­то­выми напол­ни­те­лями — пусть малыш раз­ма­зы­вает их паль­чи­ками или всей ладо­нью, как только ему захо­чется. Часть йогурта или тво­рожка можно немного подо­греть, а часть — осту­дить в холодильнике.

Сме­ши­вать теп­лое и холод­ное ребенку так же полезно и инте­ресно, как раз­но­цвет­ное. И так­тиль­ные ощу­ще­ния от подоб­ных упраж­не­ний ста­нут намного богаче. Запач­кан­ную ладо­шку ребенка можно отпе­ча­тать на листочке. Хра­нить веками такой шедевр не стоит, но его вполне можно сфо­то­гра­фи­ро­вать на память — как пер­вое худо­же­ствен­ное произведение.

Нарисовал и… съел!

1–2 года

Все дети в этом воз­расте не творцы, а мани­пу­ля­торы. Мани­пу­ли­руя с пред­ме­тами, мате­ри­а­лами и фор­мами, они изу­чают их свой­ства и воз­мож­но­сти. Для позна­ния мира малыши исполь­зуют все виды чувств и ощу­ще­ний, в том числе и вку­со­вые. Поэтому и в таком воз­расте мате­ри­алы для твор­че­ства должны быть абсо­лютно безопасными.

Увле­каться мод­ными крас­ками для паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния пока не стоит. Глав­ное их досто­ин­ство в том, что они легко отти­ра­ются с любых поверх­но­стей и отсти­ры­ва­ются с любой одежды. Но то, что эти краски очень горь­кие, не все­гда мешает малы­шам их отве­дать. Так что лучше оста­но­вить свой выбор опять же на съе­доб­ных пище­вых красителях.

Под­рос­ший малыш уже спо­со­бен испы­ты­вать насто­я­щее удо­воль­ствие от худо­же­ствен­ного про­цесса. Для твор­че­ских экс­пе­ри­мен­тов ему можно давать бумагу. Лучше, если это будут боль­шие листы с шеро­хо­ва­той поверх­но­стью — обрат­ная сто­рона ста­рых обоев или ватман.

В каче­стве кра­сок можно исполь­зо­вать варе­ную свеклу или ее сок, яркие ягоды — чер­нику, голу­бику или чер­ную смо­ро­дину, варе­ную мор­ковку, зелень или шпи­нат. Пока­зать малышу, какой след остав­ляют на листе эти необыч­ные краски, могут сами взрослые.

Маме, папе или бабушке доста­точно раз­ма­зать паль­цем лужицу све­коль­ного сока, раз­да­вить на листе яркую ягодку или про­ве­сти линию мор­ков­кой, и кара­пуз с увле­че­нием нач­нет экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать и тво­рить: раз­ма­зы­вать “краски” паль­цами, хло­пать ладо­шкой по цвет­ным кляк­сам, меняя их форму, сме­ши­вать необыч­ные краски между собой.

Ребенка заво­ра­жи­вает воз­мож­ность вол­шеб­ного пре­вра­ще­ния форм и неожи­дан­ное изме­не­ние цвета. Малышу можно пока­зать, как про­во­дить паль­чи­ком линию, как выве­сти из лужицы ручеек, как соеди­нить между собой две раз­но­цвет­ные кляксы, как сде­лать мизин­чи­ком следы малень­кого зай­чика или мышки и как изоб­ра­зить боль­шой след слона или мед­ведя целой ладо­нью или кулаком.

Такое рисо­ва­ние паль­цами полезно не только для эсте­ти­че­ского, но и для рече­вого раз­ви­тия малыша — неда­ром лого­педы так любят паль­чи­ко­вые игры и паль­чи­ко­вый мас­саж. Тре­ни­руя раз­дель­ные дви­же­ния паль­цев, кроха сти­му­ли­рует отдел мозга, отве­ча­ю­щий за речь.

Рисо­вать можно не только ово­щами и фрук­тами. Краски для паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния пре­красно полу­ча­ются из обыч­ной ман­ной каши — ее нужно лишь раз­де­лить на пор­ции и доба­вить в каж­дую без­вред­ные пище­вые кра­си­тели. Каша должна быть не очень жид­кой, тогда мазки паль­цами полу­ча­ются насы­щен­ными, густыми.

К ман­ным крас­кам можно пред­ло­жить допол­не­ния в виде яго­док для укра­ше­ния “шедевра” или ложечки варе­нья (джема) для созда­ния более насы­щен­ного коло­рита. Конечно, очень скоро про­дук­то­вая кар­тина пре­вра­тится в одно­род­ную и не слиш­ком при­вле­ка­тель­ную внешне массу. Но увле­ка­тель­ность про­цесса для ребенка гораздо важ­нее конеч­ного резуль­тата. У малыша еще не сфор­ми­ро­вано образ­ное мыш­ле­ние, поэтому пока не стоит искать в его рисун­ках осо­бого смысла — он про­сто насла­жда­ется и раду­ется всему, что делает.

Кстати, роди­те­лям тут тоже есть, чему пора­до­ваться. В резуль­тате “худо­же­ствен­ных” упраж­не­ний дет­ские паль­чики хорошо потре­ни­ро­ва­лись, ребе­нок полу­чил бога­тую гамму так­тиль­ных ощу­ще­ний, сти­му­ля­ция кото­рых спо­соб­ствует раз­ви­тию его моз­го­вой дея­тель­но­сти и мыш­ле­ния — эта вза­и­мо­связь давно дока­зана учеными.

Обогащаем палитру

После 2 лет 

В этом воз­расте ребенку уже не так инте­ресно про­дол­жать экс­пе­ри­менты с про­дук­тами. Все-таки палитра кра­сок слиш­ком бедна, рисунки полу­ча­ются блек­лые и невы­ра­зи­тель­ные. В этом воз­расте для рисо­ва­ния дети начи­нают активно поль­зо­ваться яркими фло­ма­сте­рами, каран­да­шами и кисточ­ками. Но это вовсе не озна­чает, что о паль­чи­ко­вом рисо­ва­нии нужно забыть, как о прой­ден­ном этапе. Наобо­рот, с воз­рас­том у детей появ­ля­ются новые воз­мож­но­сти для осво­е­ния этой инте­рес­ной тех­ники. После двух лет ребе­нок умеет фан­та­зи­ро­вать, уга­ды­вать в нари­со­ван­ных абстрак­циях кон­крет­ные образы и раз­ви­вать их. Теперь линия для него — это не про­сто палочка, а дорога, по кото­рой ездят машины или след от само­лета в ясном небе. Клякса — кошечка, кото­рая свер­ну­лась клуб­ком или весе­лый мед­ве­жо­нок с бочон­ком меда. Малыш не про­сто тво­рит — он про­жи­вает свое твор­че­ство. Все его работы эмо­ци­о­нально окра­шены. Рисуя мыш­кины следы, он пищит, как мышо­нок, а, про­водя паль­чи­ком дорогу, рычит, как машины, кото­рые будут по ней ездить. Кроха еще не все­гда может создать узна­ва­е­мое изоб­ра­же­ние сам, но он охотно раз­ви­вает и допол­няет пред­ло­жен­ные образы.

Читайте также:  Работа для ребенка 5 лет

Осваиваем новые возможности

Малыш уже доста­точно под­рос для того, чтобы поль­зо­ваться насто­я­щими худо­же­ствен­ными мате­ри­а­лами — гуа­шью, аква­ре­лью или спе­ци­аль­ными крас­ками для рисо­ва­ния паль­цами. В отли­чие от кисти, глад­кая поверх­ность пальца не удер­жи­вает коли­че­ство краски, доста­точ­ное для про­ве­де­ния длин­ной линии, поэтому для созда­ния кар­тин лучше “при­ма­ки­вать”, “рас­ти­рать” или “печа­тать” крас­ками по бумаге. Для печа­та­ния руками краску нужно раз­ве­сти до кон­си­стен­ции жид­кой сме­таны и налить тон­ким слоем на плос­кую тарелку.

Ребенку будет полезно и инте­ресно изу­чить воз­мож­но­сти соб­ствен­ной руки, ведь с помо­щью одной — един­ствен­ной ладо­шки можно полу­чить огром­ное коли­че­ство самых раз­ных отпе­чат­ков, а допол­нив их соб­ствен­ной фан­та­зией, пре­вра­тить в насто­я­щие шедевры. Можно мазать, рисо­вать и печа­тать любые абстрак­ции, насла­жда­ясь цве­том и живо­пис­ным коло­ри­том. Или — созда­вать инте­рес­ные сюжет­ные кар­тины. Напри­мер, отпе­ча­ток рас­кры­той ладо­шки паль­чи­ками вниз может стать весе­лым ось­ми­нож­кой, нужно только нари­со­вать ему глазки и ротик.

С помо­щью ладо­шек мамы и папы, можно нари­со­вать целую семью осми­нож­ков раз­ного раз­мера. И поса­дить их на мор­ское дно, с отпе­ча­тан­ными паль­чи­ками-камуш­ками и вол­нами или водо­рос­лями, кото­рые полу­ча­ются, если обмак­нуть в краску четыре пальца, и про­ве­сти вол­ни­стые линии в нуж­ном направ­ле­нии. А сомкну­тая ладонь даст отпе­ча­ток силу­эта рыбки. Оста­нется только дори­со­вать ей паль­чи­ками плав­нички и хвостик.

Те же самые ладо­шки могут пре­вра­титься и в вол­шеб­ные цветы с лепест­ками-паль­чи­ками — из них можно напе­ча­тать целый луг! А можно “огра­ни­читься” кры­льями кра­си­вой птицы.

Отпе­ча­тан­ные ладо­шки с при­жа­тыми паль­цами могут стать уди­ви­тель­ными бабоч­ками, доста­точно про­сто нари­со­вать им длин­ные усики. Рука, сжа­тая в кулак, дает круг­лый отпе­ча­ток, похо­жий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из полу­ча­ю­щихся круж­ков можно напе­ча­тать и сне­го­вика, и сол­нышко, и забав­ного человечка.

Полу­рас­кры­тый кулак печа­тает дугу.

При печа­та­нии поду­ше­чек и фаланг паль­цев полу­ча­ются оттиски — пря­мо­уголь­нички или неболь­шие отрезки раз­ной длины. У каж­дого пальца свой непо­вто­ри­мый отпечаток.

По-раз­ному пово­ра­чи­вая руки, и дори­со­вы­вая к напе­ча­тан­ным эле­мен­там узна­ва­е­мые детали, можно вопло­тить любые задумки. Таким обра­зом, соеди­няя и ком­би­ни­руя про­стые эле­менты, малыш раз­ви­вает фан­та­зию, про­стран­ствен­ное и образ­ное мыш­ле­ние, нахо­дит пер­вые кон­струк­тор­ские реше­ния. При таком спо­собе рисо­ва­ния можно исполь­зо­вать пооче­редно обе руки, или поль­зо­ваться ими одно­вре­менно, что отлично раз­ви­вает коор­ди­на­цию. Т

акие нехит­рые твор­че­ские упраж­не­ния осо­бенно важны для лево­ру­ких детей, так как они нена­вяз­чиво сти­му­ли­руют пол­но­цен­ное раз­ви­тие пра­вой руки. Эта, на пер­вый взгляд, не слиш­ком акку­рат­ная и откро­венно гряз­ная работа на боль­ших листах слу­жит пре­крас­ным сред­ством для рас­слаб­ле­ния и релак­са­ции, рас­кре­по­щает ребенка, избав­ляет его от страха что-то испор­тить или запач­каться, дает малышу необ­хо­ди­мую твор­че­скую сме­лость, от отсут­ствия кото­рой часто стра­дают малень­кие художники.

Творчество с мамой на кухне

Бумага и краски вовсе не обя­за­тель­ные атри­буты для паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния. Пре­крас­ные паль­чи­ко­вые кар­тины можно созда­вать на под­носе или про­тивне, при­сы­пан­ном мукой или ман­кой. Доста­точ­ное коли­че­ство муки или крупы нужно раз­ров­нять, встря­хи­вая под­нос, чтоб вся сыпу­чая масса рас­пре­де­ли­лась рав­но­мер­ным, не тол­стым слоем. Вот и готов импро­ви­зи­ро­ван­ный лист чистой бумаги. Паль­цем на нем можно рисо­вать любые пред­меты или не пере­гру­жен­ные дета­лями сюжеты. Нари­со­ван­ные кар­тины легко сте­реть, несколько раз встрях­нув под­нос. Увле­чен­ный таким необыч­ным рисо­ва­нием малыш осво­бо­дит немало вре­мени для заня­той готов­кой мамы.

“Художественная” уборка

Дру­гое заме­ча­тель­ное место для паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния — это ван­ная. В рас­по­ря­же­ние малень­кого худож­ника — экс­пе­ри­мен­та­тора можно предо­ста­вить и кафель­ные стены, и зер­кало, и саму ванну. Выбор кра­сок здесь огра­ни­чен только ассор­ти­мен­том туа­лет­ной полочки. На кафеле, зер­кале и стен­ках ванны можно рисо­вать и дет­ской зуб­ной пас­той, и папи­ным кре­мом для бри­тья. Глав­ное, чтобы в этих “крас­ках” не было жира — он плохо отмывается.

Рисо­вать можно, обма­ки­вая палец в пасту или крем. Или — водить чистым паль­цем по плот­ной пен­ной основе, кото­рая полу­чится, если покрыть тон­ким слоем пены для бри­тья какую-нибудь глад­кую поверх­ность. Для нане­се­ния пены хорошо подой­дет кисточка для бри­тья или губка. Кафель можно исполь­зо­вать, как основу для орна­мен­тов: пусть ребе­нок най­дет зако­но­мер­ность и повто­рит на сосед­ней плитке рису­нок мамы.

Такие гиги­е­ни­че­ские краски не только раз­вле­кут малыша, но заодно помо­гут отмыть ван­ную ком­нату. Спе­ци­ально ничего отти­рать не нужно, доста­точно про­сто смыть рисунки душем, и ван­ная ста­нет только чище. Если же и здесь захо­чется ярко­сти, можно исполь­зо­вать гуашь или аква­рель. Эти краски водо­рас­тво­римы и пол­но­стью смы­ва­ются обыч­ной водой.

Вместо красок — пластилин

Еще больше укре­пит паль­чики и под­го­то­вит их к письму рисо­ва­ние… пла­сти­ли­ном. На кар­тон­ную основу нужно нане­сти про­стой рису­нок, а затем отщи­пы­вать малень­кие кусочки пла­сти­лина и раз­ма­зы­вать их паль­чи­ками по рисунку, как будто закра­ши­вая. Работа полу­ча­ется закон­чен­ной и очень деко­ра­тив­ной, если такими “крас­ками” покрыта вся поверх­ность кар­тинки — и рису­нок, и фон.

Пла­сти­ли­но­вые кусочки неплохо сме­ши­ва­ются друг с дру­гом и полу­ча­ются новые, неожи­дан­ные цвета. Изда­лека такая работа выгля­дит, как напи­сан­ная мас­лом. Руки и пальцы — это уни­вер­саль­ный инстру­мент, кото­рый все­гда с ребен­ком, а вме­сто бумаги и хол­ста в его рас­по­ря­же­нии целый мир.

Разве можно удер­жаться и не пори­со­вать заго­ре­лым паль­цем на теп­лом песке у кромки моря, чтоб волны, как огром­ный ластик смы­вали рисунок?

А как не изоб­ра­зить смеш­ную мор­дочку на запо­тев­шем стекле или не про­ве­сти паль­цем по пыль­ному боку машины?

Как не рас­ко­вы­рять при­чуд­ливо наледь на замо­ро­жен­ном окошке трол­лей­буса, если порой от этого не могут удер­жаться даже взрослые?

Давая ребенку все ощу­тить и попро­бо­вать самому, все про­пу­стить через свои руки, мы рас­ши­ряем гра­ницы его позна­ния, твор­че­ские гори­зонты. Ведь гряз­ный палец легко отмо­ется мылом или влаж­ной сал­фет­кой, а подав­лен­ное в ран­нем дет­стве жела­ние тво­рить может уже нико­гда не проснуться.

Идеи для пальчиковых рисунков

Рисо­ва­ние паль­чи­ками – это самый доступ­ный вид твор­че­ства для малы­шей, начи­ная с шести меся­цев. При­мерно в воз­расте двух-трех лет ребе­нок будет про­сить и роди­те­лей что-нибудь нари­со­вать. Тогда можно пойти на неболь­шую хит­рость. Попро­сите ребенка сде­лать паль­чи­ками отпе­чатки краски. А потом пре­вра­тите их в раз­ные рисунки: изоб­ра­же­ния живот­ных, цве­тов, транс­порта. Такой спо­соб паль­чи­ко­вого рисо­ва­ния понра­вится и детям постарше. Любому дошколь­нику идея пре­вра­щать свои отпе­чатки в забав­ные рисунки при­дется по душе. Это и воз­мож­ность раз­ви­вать мел­кую мото­рику, и фан­та­зию, и кре­а­тив­ность, и идея весело про­ве­сти время.

Источник