Риск социального развития ребенка

Риск социального развития ребенка thumbnail

ИВАНОВА И.В.,

г. Елабуга,  МБОУ ППМС ЦДК «Шанс-Омет»

ГАЙСИНА Г.Р.

г. Елабуга, МБОУ «Средняя школа № 9»

РИСКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В современном мире происходит интенсификации темпа жизни человека, что ведет к отчужденности и  усложнению межличностных отношений. Телевизор и интернет заменил детям живое общение. Это неблагоприятно отражается на эмоциональном развитии детей.

В данных условиях психологическое консультирование педагогов и родителей заключается в том, чтобы в понятной и доступной для взрослых форме объяснить особенности развития ребенка и предложить практические рекомендации в первую очередь по проблемам общения в семье и школе, проблемам развития ребенка. Остановимся на наиболее часто встречающихся запросах, поступающих со стороны педагогов и родителей, так называемых рисках развития: таких как  агрессивность, гиперактивность, воровство, уходы из дома и т. д.

I. Агрессия является прежде всего отражением внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Причинами появления агрессивности могут быть самыми разными: некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, сцены насилия, демонстрируемые в кино или на телевизионных экранах, игнорирование личности ребенка  родителями или педагогом. Возникновение агрессивности у подростков связано с воспитанием в семье. Если родители не прислушиваются к мнению ребенка, не обращают внимания на его чувства и нужды, уверены, что лучше знают, что нужно их детям, они неосознанно провоцируют сопротивление, которое вырывается наружу агрессивным поведением. Если родители часто наказывают детей, дети могут перенять такую манеру поведения, не представляя себе другой. Попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Если подавлять ребенка, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, хотя это не будет гарантировать от проявления агрессии в другой ситуации. Выяснилось также, что родители почти никогда не задают ребенку вопросов, почему он совершил тот или иной поступок, чтобы понять его мотивы. Чаще говорят «это плохо» и наказывают. Рекомендации могут быть следующими: задавать ребенку вопросы, чтобы понимать причины его поступков. Оговорить правила семьи, где запреты должны быть конкретны и немногочисленны. Важно научить ребенка: задавать вопросы своим родителям и сверстникам, говорить о своих чувствах (мне обидно, неприятно, я сержусь). Управлять своим состоянием с помощью дыхания. Обучать способам выражения гнева в приемлемой форме (рвать ненужную газету, бить по мягкой поверхности, топать ногами в отдельной комнате и пр.). Обучать приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Отрабатывать навыки общения, используя технику «Я-высказывания». Например: «мне это неприятно», «меня это злит», «я с тобой ругаться не хочу, я хочу дружить», «не кричи на меня». Объяснять детям, что существует большая разница между отстаиванием своего мнения и агрессивностью. Формировать такие качества, как эмпатия и доверие к людям. Родителям необходимо понимать, что скрывается за поведением ребенка, уметь выслушать и понять его чувства. Научить ребенка выражать свои желания и мнения без ненужных эмоций и показывать примеры того, как добиваться цели, не нанося вреда окружающим. Не стыдить детей за испытываемые им чувства, научить спокойно их выражать и самим проявлять эмоциональную теплоту по отношению к детям.

II. Гиперактивный ребенок. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у таких детей может превышать показатели возрастной нормы. Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения: обучать ребенка не только слушать, но и слышать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, которая поможет ему лучше адаптироваться в детском коллективе. Хороши подвижные игры, в которых он обучится контролировать свои движения; игры на развитие внимания, мышления. Рекомендуется учитывать, что периоды продуктивной работы мозга составляют 15 минут, потом необходим короткий перерыв.  Можно записать ребенка в спортивную секцию, кружок, где он сможет выплеснуть излишки энергии.

Родителям необходимо общаться с ребенком мягко, спокойно, без криков, приказов и эмоциональных всплесков, дети чувствительны к любому настроению. Ребенку для уверенности в себе необходимы похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачно выполненное задание, аккуратность, усидчивость, но не слишком эмоционально. Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов. Задания следует давать по порядку, они должны быть выполнимы и физически, и по времени, иначе ребенок «выключится». Чтобы этого не случилось, достаточно привлечь внимание ученика, повторив предложение. В семье должны быть правила. В их принятии должен принимать участие и ребенок.  Запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с ребенком и сформулировать в четкой форме. Ребенок должен знать, какие санкции последуют за нарушением. При трудностях  переключения на новую деятельность лучше предупредить ребенка за несколько минут до ее начала. Следует соблюдать режим дня.

III. Страхи у детей и подростков. Чаще распространены так называемые внушаемые страхи, источником которых являются взрослые. Телевидение — многие фильмы, мультфильмы и даже реклама также могут спровоцировать возникновение страхов у детей. Причинами страхов у детей могут быть:  недостаток ощущения защищенности;  страх быть оставленным при латентных (скрытых) супружеских конфликтах у родителей; отвергнутая, вытесненная агрессия; перенятый у родителей страх (например, уколов, пожара и др.).

Родителям необходимо, общаясь с ребенком быть последовательными в своих действиях, не запрещать без видимых причин ребенку то, что разрешалось ранее, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, лучше помочь ему и оказать поддержку. Чаще использовать телесный контакт, демонстрировать образцы уверенного поведения, способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его.

IV. Школьная неуспеваемость. Причины школьной неуспеваемости: несформированная мотивация к учению или не сформированы психические процессы, в первую очередь — мышление; если ребенок не владеет способами и приемами учебной деятельности, а так же авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе. Когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования, постоянно сравнивают его с другими детьми,  и это приводит к появлению у него чувства неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычки надеяться на помощь по любому поводу. Дети начинают панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски. Очень часто родители неуспевающих детей выполняют вместо них все задания, не зная, как научить детей учиться. Детей запугивают: «Ты сделал ошибку — тебе поставят двойку!». Такое психологическое запугивание приводит к тому, что ребенок начинает бояться отрицательного отношения родителей к себе за полученную оценку, этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственнее моменты: когда нужно писать контрольную или неожиданно ответить с места. Тревожность по поводу учения стремительно возрастает.  

 V. Детское воровство. Родителям чаще всего становится неловко и стыдно за то, что их ребенок украл деньги или присвоил чужую вещь и обычно применяют крутые меры: наказывают, стыдят, подвергают «домашнему аресту». Но осуждение и наказание часто только ухудшают ситуацию, так как работают на уже случившееся, а не на устранение причин, приведших к воровству. Можно выделить несколько основных причин детского воровства.   Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести. Серьезная психологическая и эмоциональная неудовлетворенность, здесь кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства жизни, эмоциональную холодность родителей по отношению к нему. Ребенок либо чувствует, что его не любят, не ощущает поддержки и эмоционального принятия со стороны близких, либо он в детстве пережил развод родителей и видит отчужденность, даже враждебность между ними и в настоящее время. У ребенка недостаточно развиты нравственные представления и воля. Воровство для него является способом самоутверждения: он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо различными угощениями, он «покупает» любовь и дружбу.  Взрослым  необходимо понять, что дети часто воруют, потому что это для них единственный способ получить желаемое. Если потребности ребенка кажутся вам слишком большими, лучше оговорить срок, когда вы сможете удовлетворить его просьбу, или найти альтернативный вариант удовлетворения данной потребности. Ребенку лучше ждать, чем знать, что желаемое никогда не исполнится. Если ребенок не «пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешить его обвинять. В спокойной беседе обсудить ваши чувства и совместно с ребенком найти решение проблемы. Ребенку надо иметь деньги на карманные расходы для удовлетворения своих потребностей. Детям важно ощущать, что они могут спасти репутацию и исправить ошибку, не теряя любви и уважения родителей; что их материальные затруднения важны для родителей, и они могут рассчитывать на помощь, не прибегая к воровству.

VI. Дети-изгои. В любом коллективе, детском или подростковом, есть популярные дети, а есть непопулярные, их игнорируют или терпят, но не принимают. Порой видимой причины и нет, запустить процесс может все что угодно. Но прежде всего это те, кто «не такой, как все». Это могут быть дети: чрезмерно опекаемые в семье;  те, кто не может за себя постоять; с внешними недостатками;  слишком агрессивные; слишком неопрятные или наоборот; те, кто слишком плохо учится, часто пропускает занятия, или любимчики учителей;  болтуны или те, кто не умеет общаться; а так же ябеды.

Проблемы отверженных детей в первую очередь должны решать педагоги, которым должны помогать родители и психологи. Причем это та проблема, которую гораздо легче предотвратить, чем решить. Педагоги могут: поговорить отдельно с зачинщиками, чтобы пресечь появление и использование обидных прозвищ и поступков в классе. Устроить классный час  на тему сплочение и взаимоотношения в коллективе. Учить детей играть вместе. Обсудить с пострадавшим, почему, по его мнению, его обзывают (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?). Всегда важно выслушивать и обиженного, и обидчика. Объединять ребят совместными мероприятиями (поездками,  походами, постановками спектаклей). Обращать внимание на всякие мелкие происшествия в классе, не пренебрегать детскими жалобами и пресекать насмешки. Нельзя обсуждать и оценивать личностные качества детей перед всем классом, высмеивать и сравнивать детей между собой.

VII. Уход из дома — это сигнал эмоциональной нестабильности подростка. Причинами ухода из дома могут быть: либо протест против конфликтных, неблагополучных взаимоотношений; либо  ограничение свободы, контроль и гиперопека, неудовлетворение потребности в независимости, самостоятельности; либо ухудшение положения в группе сверстников, отчуждение от коллектива, пренебрежение и изоляция.

В работе с подростком, собирающимся уйти из дома, необходимо принять сторону подростка, поддержать его. Важно, чтобы он почувствовал, что не одинок, его понимают и готовы ему помочь. Сделать привлекательным пребывание подростка в учебном заведении: вовлекать его в интересную и полезную деятельность, предоставлять возможность для реализации потребности в свободном самовыражении. Помочь подростку не поддаваться возникающим чувствам, а искать пути согласия с окружающими.

Родителям необходимо избегать прямо или косвенно провоцировать ребенка на уход из дома, не использовать фразы типа «В моем доме этого не будет», или «Когда будешь жить самостоятельно, тогда и будешь делать что захочешь». В некоторых ситуациях подросток может последовать этим предложениям и убежать, чтобы заставить родителей пожалеть о сказанном и об их методах воспитания.  Если подросток выражает намерение или имеет склонность уйти из дома, следует принимать это всерьез. Во многих случаях такие слова не более чем замаскированный крик души о том, что ему необходимо больше внимания, нежности, уважения.

Когда родители слышат подобные угрозы, следует сказать ребенку, что его любят и не хотят, чтобы он уходил. Говорить честно, и открыто о тех проблемах, которые беспокоят подростка. Главная задача родителей — выслушать ребенка и дать ему почувствовать свою поддержку и внимание.

Взрослым следует помнить, что в основе многих проблем ребенка лежит его заниженная самооценка. Закладывается она в раннем детстве, когда ребенок узнает о себе только из слов и отношения к нему близких.  Есть выражение: «Единственное, что родители должны сделать для своего ребенка, — это дать ему высокую самооценку. Остальное ребенок сделает сам». А для этого он должен расти в атмосфере любви и уважения. Именно в такой атмосфере вырастают уверенные в себе, любимые другими и способные на многое в жизни люди.

Литература:

  1. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. – М.: Хрестоматия, 2000. – 624с.  
  2. Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта/ Пер. с фр. Е. В. Просветиной.— СПб.: Специальная Литература, 1999.—287с.
  3. Гипенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»: М.: Сфера; 2003.-240с.
  4. Риман Ф. Основные формы страха/Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 1999. — 336с.

Статья опубликована в брошюре Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: Материалы регионального научно-практического  семинара. Выпуск 6. — Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2013. – 116 с.

Источник

Дети группы социального риска: основные характеристики

Ситуация развития общества на современном этапе привносит в жизнь ребёнка ряд угроз и рисков, которые молодой формирующейся личности трудно самостоятельно преодолеть без серьёзных потерь и срывов. Особенно сложно процесс развития и формирования личности проходит у детей «группы риска» Актуальные проблемы современного детства. М.: НИИ детства, 1996, с 56..

Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Понятие «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Фактически речь идёт о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволило выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определённую опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

С другой стороны, в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: «Академия», 2004, с. 31..

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

— медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

— социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

— психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

— педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. Пособие. М.: Дрофа, 2005., с.104.

Ребенок из такой семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору лексических нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта — нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.)

Как видно, принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни.

В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка, негативно влияющих на его специализацию, следует применять и конкретные методики педагогической реабилитации. Решением этой задачи занимается социальный педагог.

Социальный педагог — специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод клиентов, обеспечение охраны их жизни и здоровья.

Социальный педагог — специалист, компетентный в вопросах оказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальной помощи людям, нуждающимся в этой помощи.

В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируются следующим образом:

— Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог — ребенок»;

— Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);

— Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

— Взаимодействие с классным руководителем. Филипович А.Л. Психолого-педагогичская работа с проблемными детьми и их семьями. — 2006. — № 4. — С. 58-60.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закреплённые Конвенцией ООН о правах ребёнка и другими законодательными актами, — право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

дети социальный риск ответственность

Источник