Ресурсы для развития личности ребенка

Ресурсы для развития личности ребенка thumbnail

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Заместитель заведующей

МБДОУ «Детский сад №15

г. Красноармейска Саратовской области»

Воробьева Тамара Николаевна

        Современное поколение  живет и действует  в динамичном мире, стандарты которого  предъявляет к  человеку  все возрастающие  требования во всех сферах общества.  Образовательная сфера не является  исключением. «Для обновляющейся социальной реальности, прежде всего, должен быть сформирован новый, адекватный ей тип личности». Отсюда актуальной становится проблема создания необходимых условий для ее развития, а также приобретения способностей адаптироваться в быстро   меняющимся   рискогенном обществе,   решать  сложные  профессиональные и повседневные  задачи.

          Современное  законодательство РФ позволяет наиболее полно расширить границы образовательного пространства, создать  благоприятные условия для полноценного проживания и подготовки дошкольников к жизнедеятельности  в современном обществе.

Образование  представляет собой  триединство взаимосвязанных и целенаправленных процессов, во-первых, обучения, во-вторых, воспитания, в-третьих, развития активного формирования самосознания гуманистически ориентированной современной личности ребенка.  Образование   является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а приобретенные им знания, умения, навыки, компетенции, ценностные установки позволяют сформировать у него мотивацию профессиональной и образовательной деятельности  в течение всей жизни.

Отметим, что воспитание  детей дошкольного возраста является сложным, трудоемким и кропотливым процессом. Основная его цель заключается в том, чтобы направить ребенка  на  «добывание активной радости», выражающейся в действии,  умении творить добрые дела для других и приносящей растущему человеку удовольствие. С этих, казалось бы, совсем небольших проявлений внимания к окружающим, начинается формирование у детей умения и желания доставлять радость другому человеку. Современные требования к дошкольному образованию дают возможность педагогам работать с  большой отдачей,   творчески, целенаправленно.

Творческий процесс — представляет   качественный переход от известного к новому и неизвестному.   Для того, чтобы отойти от повседневности, внести разнообразие в мир ребенка, стала актуальной работа по темам, которые  позволяют  объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными и интегрированными. При этом особое внимание уделяется познавательной и нравственной мотивации. Тематические дни в учебном процессе позволяют  охватить самые разные формы обучения, наполнить их разнообразными образовательными технологиями, поисковой и проектной деятельностью, авторским экспериментированием.

Обратимся к авторскому опыту по развитию личности дошкольников на примере МБДОУ «Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области». В дошкольном образовательном учреждении  сложилась традиция в конце каждого месяца проводить творческие дни и недели.  Среди них:  «Яблочный денек», «День книги», «День  шоколада», «День музыки», «День сказки», «День юмора», «День игры», «День русского языка», «День здоровья», «В стране  Мульти – пульти», «В деревне Смешариков». Такие мероприятия креативны,  позволяют творчески организовать процесс воспитания дошкольников. Проведение таких дней и недель требуют от педагога тщательной подготовки, которая сполна окупается эмоционально-положительной активностью  ребят в течение дня или недели.   Творческо-игровые дни построены на разнообразном игровом материале, помогают снять эмоциональное напряжение, приобщают детей к миру познавательной динамичной  игры, развивают их эстетически, воспитывают чувство коллективизма и взаимопомощи.

Реализация данной образовательной технологии  является залогом успешной и приоритетной  формы работы с воспитанниками, в основе которой лежит прием погружения в тему.

Осуществляя воспитательную работу   с  дошкольниками   на протяжении многих лет, нами было замечено, как дети любят праздники, как они готовятся к ним, какая это для них большая радость, возможность выбраться из повседневности. 

Главной целью воспитания ребенка в дошкольном учреждении является комплексное и гармоничное развитие  посредством игры, пения, танца, чтения стихов, представления небольших сценок,  а не ординарная  подготовка к очередному празднику.  Использование  развивающих моментов в ИРП вызывает одновременно и  познавательный интерес к  обучению.  Тогда происходит  непростое заучивание текстов, а разучивание, причем в интересной активной форме, когда каждый повтор игр, сцен, песни, танца содержит в себе творческую составляющую, динамичность, эмоциональность.

Отсюда следует, что  задача педагогов дошкольного учреждения заключается в том, чтобы   по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя   у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации.  Важно сформировать у  личности  дошкольника самостоятельность в эстетической оценке действительности. Такая работа  дает возможность  педагогам  выйти на разработку авторских развлекательных игровых программ таких, как: «Ах, баня, баня, баня»,  «Праздник красного цвета», «Кафе хорошее настроение», «Правовая дискотека», «Праздник шляп» и многих других.

Данные  тематические  праздники наиболее интересны детям потому, что они  расширяют их кругозор, формируют мировоззрение и отвечают современным подходам  к личности ребенка,  кроме того, они развивают у детей инициативу потребность создать что-то новое, свое. . Дошкольники  в развлекательной доступной форме приобщаются к культуре, создавая с помощью педагога атмосферу доверия, взаимодействия, сотрудничества, поддержки.  С помощью таких мероприятий дошкольники перемещаются  из повседневности в мир праздника, игры, сказки, фантазии, юмора, смеха, что для данной возрастной группы вполне приемлемо и поэтому чувствуют себя раскованнее и комфортнее. Подобные познавательно-креативные программы позволяют создать атмосферу доверия, заинтересованности, радости и успеха, а также помогаю всесторонне и полно раскрыться ребенку  как личности. Все это способствует укреплению духовного здоровья и личностного благополучия. Следует согласиться, что «субъективное благополучие является тем психологическим феноменом, который олицетворяет естественное стремление к внутреннему равновесию, комфорту, ощущение счастья, поэтому в индивидуальной судьбе каждого человека оно и занимает столь важное место, являясь регулятором поведения в обществе жизнедеятельности».

В современных социально-экономических условиях нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств маленького ребенка.  Защита прав детей стала настолько важным и актуальным делом не только родителей, педагогов, но и общества в целом,  что  появилось решение проводить эту работу в дошкольном образовательном учреждении.  Поэтому возникают закономерные вопросы:

— Как научить детей жить уже с ощущения счастья?

— Как научить радоваться жизни и беречь ее?

— Как воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе.

— И можно ли начать жизнь с ощущения счастья?

Автору данного исследования пришла идея разработать игровую развлекательную программу «Правовую дискотеку» и, конечно, она должна пройти в Диско — клубе. Данное мероприятие имело правовую направленность. Оно прошло в нестандартной обстановке, а в  специально оформленном помещении за уютными, красочно оформленными столиками, на которых стояли соки и фрукты, в интересной активной форме, в атмосфере радости и отдыха. Каждый конкурс, танцы, песни, содержали в себе творческую новизну. Дети почти не сидели, они танцевали, аплодировали в такт музыки, выполняли различные движения. Стихи дети учат неохотно, и поэтому они прозвучали по-новому, в форме «РЭП», с увлекательными танцами и акробатикой, с сольными номерами. Каждый желающий почувствовал себя рэпером.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка раннего возраста по фгос образец

Проблема физического воспитания дошкольников, состояние здоровья  подрастающего поколения, а также проведение всей работы в этом направлении в соответствии с положениями Закона «О безопасности» является  весьма актуальной темой. По данной теме   нами подготовлена и разработана  игровая развлекательная программа «Ах, баня, баня, баня». Подвижные игры,  аттракционы, конкурсы, розыгрыши, сюрпризы, которыми насыщена эта программа, вызывают у детей смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает, праздник незаменим средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеет высокую целительную силу. Такая игровая программа позволяет формировать у детей положительное отношение к закаливанию, гигиеническим процедурам, к определенному ритму жизни, режиму. Характерной особенностью этой игровой программы «Ах, баня, баня, баня» является включение игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет «Переправа в тазиках», «Сбор в баню», «Бег в простынях» и многое другое. Немаловажная роль отведена подбору познавательного материала, в том числе рассказ воспитателя о:

  • финской, русской,  японской бани;
  • правильной подготовке веников;
  • правилах поведения в бане;
  • соблюдение  техники безопасности.

Даже в этом мероприятии дошкольники пополняют свои знания, которые, безусловно, помогут им в практической жизни. Запоминание и, главное, правильное понимание пословиц, поговорок, прибауток, крылатых выражений, фразеологизмов об особенностях бани и принятия банных процедур направлено на систематизацию  знаний детей о русской народной культуре,  усвоении правил безопасности жизнедеятельности. Особо отметим также музыкальное сопровождение праздника, которое обеспечивает эмоциональный настрой, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале или конце игры, эстафеты. Нам близка идея о том, что «личностное развитие в информационном обществе, обществе риска в условиях модернизации современного отечественного образования во многом зависит от использования в качестве стратегического ресурса традиций народной культуры, способной развиваться, изменяться и адаптироваться к окружающей действительности».

Подготовка к таким праздникам доставляет детям большое удовольствие, радость. Дети получают возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на их умственные способности и личные качества. Самое главное, меняется отношение детей к пониманию здорового образа жизни.

Таким образом, дошкольное образование является важным ресурсом формирования личности современного ребенка. Целью предложенных нами игровых развлекательных программ, опирающихся на народную и современную отечественную культуру, является эмоционально-личностное развитие детей. В основе игровых программ лежит организация педагогического процесса путем формирования личностно-эмоционального благополучия детей, способности к снятию стрессовых напряжений, развития положительных эмоций, навыков социальной компетентности, здорового образа жизни, воспитания правовой культуры. Условием организации программ являются: активные формы проведения, диагностика знаний детей, комплексная работа с семьей. Дети в развлекательной доступной форме приобщаются к ценностям культуры, коммуникативному общению. Авторские программы помогают учесть индивидуальную специфику каждого ребенка и его место в конкретном коллективе воспитанников. Соответственно,  такой подход к работе является  ресурсным гарантом образования и развития личности современного дошкольника в условиях дошкольного учреждения.

Источник

Развитие личности ребенка представляет собой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром. Это сложный, многогранный процесс, требующий внимания и участия родителей и других окружающих взрослых, при этом подчиняющийся определенным универсальным законам. Он тесно связан с развитием физических, когнитивных, коммуникативных и других навыков и способностей. Психологи и философы на протяжении веков искали ответ на вопрос о том, что такое личность и когда она начинает зарождаться. Высказывались разные позиции на этот счет, в том числе и о том, что личность – это то, что есть только у взрослых. В этой статье мы поделимся некоторыми идеями о том, что представляет собой система развития личности ребенка.

На самом деле формирование и развитие личности ребенка начинается уже с первых дней жизни. С точки зрения Э. Эриксона, в течение первого года в психике младенца закладывается основа для развития различных сторон личности: базовое доверие к миру. Это отношение к жизни, становление которого зависит от того, насколько в младенчестве внешний мир был безопасен и комфортен для ребенка. Если малыш был окружен заботой родителей, его потребности в пище, физической активности, прикосновениях и позитивном эмоциональном внимании удовлетворялись, то и доверие к миру будет высоким. Напротив, у детей, лишенных постоянной заботы со стороны близких взрослых, возможности иметь одного или двух значимых надежных людей рядом, закладывается базовая установка на то, что мир не дружелюбен, ему доверять нельзя.

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит в нескольких направлениях, каждое из которых становится более или менее приоритетным в зависимости от этапа. Малыш активно исследует окружающий мир, что проявляется в постоянных поисках интересных предметов во всех доступных маленькому человечку местах, а также в попытках эти предметы разобрать, сломать, попробовать на вкус и тому подобное. Несмотря на то, сколько хлопот приносит такой научный интерес, родителям следует проявить терпение, с одной стороны, поощряя ребенка в стремлении к познанию мира, с другой – обеспечивая безопасность ему, себе и своему дому, приучая его к наличию правил и границ. Важно не оказать слишком сильное давление на ребенка, поскольку именно этот зарождающийся интерес к новым знаниям и впечатлениям Вы будете пытаться возродить, когда придет пора учиться.

Также развитие личности ребенка дошкольника направлено на понимание, кто он такой, где границы между ним и окружающим миром, ним и мамой. Первым ярким проявлением этой стороны развития становится появление местоимения «Я» в речи ребенка. В дальнейшем малыш начинает искать подтверждение в том, что он существует. Это проявляется в желании рисовать на стенах, разбрасывать свои вещи даже в комнате старшего брата, а также, в восприятии всех игрушек вокруг как своих. Вопрос границ между «я – внешний мир» и «мое – чужое» решается на протяжении ряда лет. В этот период можно рассказывать ребенку о том, что такое личное пространство, что в него входит: место, личные вещи, время, которое хочется провести одному. Важно научить его спрашивать разрешения войти в это личное пространство, узнавать, хочет ли человек сейчас общаться. Также необходимо показать малышу, как он сам может защитить себя и свое пространство: как можно ответить, если он не хочет общаться, как вести себя, если граница грубо нарушается, когда и в каких обстоятельствах допустима физическая защита.

Еще одно направление в развитии личности ребенка, которое необходимо держать в фокусе внимания – социальное развитие. Одни родители смело ведут малыша с первых лет в детский сад, другие предпочитают домашнее обучение и развитие. Но и в том, и в том варианте важно наблюдать, как ребенок учится общаться, формировать у него первые, невероятно важные навыки: знакомиться, делиться, договариваться о том, во что поиграть и так далее. Развитие личности ребенка в общении подразумевает не только получение навыков, но и последовательную смену интересов и потребности во взаимодействии с другими. Если в раннем детстве ребенок нуждается в основном в общении с взрослыми, то уже к трем четырем годам появляется игровая мотивация, а к пяти она перерастает в интерес к ролевым играм, где, примеряя на себя роль принцесс, супергероев, волшебников и преступников, дети познают и себя, и мир. Если ребенок к этому возрасту все еще общается только с родителями и не стремится к самостоятельному времяпрепровождению со сверстниками, важно обратить на это внимание и разобраться в причинах такой особенности. Она может заключаться в недостатке навыков, страхе перед другими детьми и/или в слишком крепкой привязанности к родительским фигурам, что говорит о некотором отставании в развитии.

Читайте также:  У ребенка задержка развития речи что делать

Чем ближе к школьному возрасту, тем большее значение играет обучение в развитии личности ребенка. В детском саду или дома дошкольник начинает пробовать учиться: читать, писать, считать, выполнять творческие задания. Этот опыт закладывает представление о том, насколько я могу быть успешен, компетентен, а также что такое ошибка и как на нее реагировать. Важно в этом возрасте донести мысль о том, что ошибаться – не страшно. Что только благодаря неудаче можно понять, как сделать лучше, научиться чему-либо. Для ребенка будет важна поддержка и принятие со стороны самых близких взрослых, ощущение, что они в него верят, потому что именно из этого ощущения формируется собственная самооценка.

Написано сотни книг о том, что и в каком возрасте ребенок должен уметь, к чему стремиться и чего избегать. Но надо помнить, что индивидуальное развитие личности ребенка может отличаться от стандартов и статистических норм. Поэтому, ориентируясь на информацию о том, как должно быть, наблюдайте, как есть, отмечайте малейшие изменения, сообщающие о том, что малыш развивается и взрослеет. Если Вы замечаете, что в некоторых областях происходит задержка или, напротив, слишком быстрый и несбалансированный скачок, важно обратиться к детскому психологу, который сможет провести диагностические мероприятия, найти причины данного явления. А окончательным результатом обращения станет уникальная программа развития личности ребенка, учитывающая все особенности его индивидуальности и окружающей среды. Она может включать и конкретные мероприятия, такие как занятия с ребенком дома, походы на групповые занятия, целью которых является получение опыта общения и развитие коммуникативных навыков. Также психолог даст рекомендации относительно изменений в системе воспитания и отношений в семье, которые необходимы в обеспечении благоприятных условий для развития малыша.

Мария Борисова, психолог центра тренинга и консультирования «12 Коллегий».

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Читайте также:  Формирование предпосылок речевого и социального развития ребенка

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник