Решение проблемы взаимоотношения родитель ребенок с проблемами в развитии
Родители и дети: проблема взаимоотношения
Проблема взаимоотношения детей и родителей всегда была и остаётся одним из ключевых вопросов психологии. Несомненно, каждый родитель желает воспитать своего ребёнка умным, образованным, воспитанным, однако, на пути к этой цели многие матери и отцы допускают некоторые ошибки. Например, повышают голос, не в состоянии сдержать эмоции, лишают самостоятельности, навязывают ребёнку своё мнение или требуют слишком многого.
В результате, ребёнок перестаёт слушать родителей, делает всё по-своему, а может и вовсе замкнуться в себе и совсем перестать идти на контакт. Особенно ранимым является подростковый возраст: ведь именно в это время дети заводят новых друзей, у них появляются различные интересы, формируются привычки и отношение к жизни.
Поэтому очень важно для родителей не потерять эмоциональную связь со своим ребёнком и не допустить возникновения сложных психологических проблем. Родителям необходимо учитывать склонности и потребности ребёнка, его интересы, строить отношения на основе взаимоуважения и взаимопонимания, предоставлять ему право выбора. Конечно, это не всегда даётся просто, ведь и ребёнок в подростковом возрасте может вести себя не совсем адекватно и не соответствовать тому, что хотели бы видеть родители – например, связаться с плохой компанией или прийти домой к полуночи.
Основные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей
Часто подростки жалуются на то, что им предоставляют мало свободы. Они хотели бы сами выбирать, с кем общаться, какую носить одежду, какую музыку слушать и т. д. Но многие родители контролируют все эти сферы жизни своего любимого чада, думая, что знают, что для него лучше.
Также конфликты могут возникать, если ребёнок не выполняет какие-либо свои обязательства – например, не выучил уроки или не прибрал в своей комнате. В этом случае родителям необходимо набраться терпения, и попытаться убедить ребёнка в том, что это необходимо для его же блага.
Причин для ссор и недомолвок среди родителей и детей очень много, тем более, если последние находятся в подростковом возрасте, когда происходит интенсивный духовный и физический рост. Однако в любой ситуации всегда можно отыскать компромисс – и, прежде всего, это зависит от взрослого, от его действий и поступков. Родителям следует предоставить подросткам необходимые условия для их развития, помогать им формировать правильную самооценку, при необходимости провести с ребёнком беседу на равных и помочь советом.
Необходимо с пониманием относиться к переменам настроения подростка, его предпочтениям в музыке или одежде, или странным, на ваш взгляд, увлечениям. Возможно, стоит отказаться от некоторых запретов и ограничений, если то, что делает ваш ребёнок, не является аморальным или запрещённым. Помните о том, что ребёнок – это, прежде всего, личность, интересы которой нужно уважать, и они не всегда будут следовать вашим советам.
Рекомендации для родителей.
Будьте внимательны к тому, что происходит в жизни вашего ребёнка. Если он что-то рассказывает вам, внимательно выслушайте его, с пониманием отнеситесь к проблеме и, при необходимости, дайте дельный совет.
Не навязывайте ребёнку своё мнение, и, по возможности, предоставьте ему побольше свободы. Например, помните, что он вправе выбирать себе друзей, а также парня или девушку, ведь общаться с ними придётся ему, а не вам.
Если вы можете повысить голос или поднять на ребёнка руку, вам будет гораздо сложнее добиться взаимопонимания. Намного эффективнее будет спокойно поговорить с дочерью или сыном, выслушать их мнение и сказать, что вы думаете по тому, или иному вопросу.
Определите обязанности по дому, которые будет выполнять ребёнок. Старайтесь не заставать его врасплох, давая какое-нибудь поручение, ведь у него могут быть какие-то собственные важные дела. Не взваливайте на ребёнка слишком много работы, ведь у него должно оставаться время для развлечений и встреч с друзьями.
Если вы намеренно запрещаете что-либо делать ребёнку, объясните ему, по какой причине вы это делаете. И учтите, что требования обоих родителей – мамы и папы — должны совпадать.
Будьте искренними со своими детьми, и никогда не давайте каких-либо обещаний, если абсолютно вы не готовы к их выполнению.
Источник
Запаренко Ирина Анатольевна
Научный руководитель: к.п.н., доцент Деркунская В.А
Статья на тему: Взаимодействие родителей с ДОО. Проблемы и пути их решения.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Санкт-Петербурга
Дошкольными организациями накоплен значительный опыт сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Совместная работа воспитателей и родителей по формированию личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Ведь речь идет о том, чтобы решить задачи всестороннего развития дошкольников объединенными усилиями педагогов и родителей воспитанников детского сада. Очень важным для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных организаций была пропаганда педагогических знаний среди родителей.
В современной дошкольной педагогике и практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. В настоящее время принято говорить о новой траектории взаимодействия семьи и дошкольной организации, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители (ФЗ №273 ст.44 п.1), а все другие социальные институты признаны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи и дошкольной организации, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие, социальное партнерство
Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить домашнее воспитание. Так же очень важно, чтобы условия в семье и в детском саду не отличались друг от друга. Чтобы и дома и в дошкольной организации ребенок не сталкивался с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим.
Очень важно научить детей общению друг с другом, научить проявлять сочувствие, терпимость, взаимопомощь. И это не всегда возможно без активного участия семьи.
Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовало новой модели общественного воспитания личности и более тесного контакта организации и семьи, которые осуществляются при помощи педагогов и специалистов.
Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций. Родительство – очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Родителей надо тоже формировать и воспитывать, то есть развивать их уровень педагогической компетентности, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств и переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с неразвитой компетентностью родительского поведения. Многие родители не понимают и не принимают своего ребенка таким, какой он есть, как маленькую личность со своими особенностями, что вызывает трудности во взаимоотношениях.
Роль накопленного багажа знаний и умений в первые годы жизни ребенка гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той огромной работой, которую ребенок совершает самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода его из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат педагогической некомпетентности родителей.
Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать родителей, предлагать им новые формы взаимодействия.
Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работах Бабаевой Т.И., Березиной Т.А. и других показал, что осуществление полноценного взаимодействия современной дошкольной организации и семьи возможно только при следующих условиях:
— готовность педагогов к взаимодействию с родителями;
— настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;
— определение значимых для педагогов и родителей, целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие;
— разработки содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.
Как мы видим, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов взаимодействия – родителей и педагогов, их готовность сотрудничать.
В настоящее время семья испытывает целый ряд социально-экономических, психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания детей. В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания исследователи выделяют проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье. В исследованиях социологов, педагогов, психологов отмечается, что лишь 20% семей дошкольников можно считать благополучными для развития детей, как в аспекте семейных отношений, так и в аспекте материальной обеспеченности семьи, создания необходимых условий для развития дошкольников.
Поэтому деятельность педагога с семьей должна включать три основных составляющих:
— помощь в образовании,
— психологическую помощь,
— посредническую.
Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической компетентности родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи.
Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей по тем или иным вопросам в зависимости от категории семьи.
Из существующего множества типологий семьи задачам деятельности педагога отвечает следующая комплексная типология, которая выделяет четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:
— благополучные семьи,
— семьи группы риска,
— неблагополучные семьи,
— асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания. В случае возникновения проблем, им достаточно однократной помощи.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от нормы, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками. В зависимости от этого педагог подбирает формы и методы педагогической поддержки.
Неблагополучные семьи, имея нужный социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Адаптация у таких семей невысокая, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, малорезультативен. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная и постоянная педагогическая поддержка со стороны дошкольной организации.
Асоциальные семьи – это те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей зачастую никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, не только со стороны родителей. Педагогическая работа с такими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами.
Из этого следует, что работа с родителями должна вестись регулярно, в зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической компетентности родителей необходимо применение различных форм работы.
Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а к каждой категории родителей в отдельности.
Таким образом, можно разделить родителей на две большие группы:
Гармоничные семьи (талантливые, активные семьи, семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении)
Проблемные семьи (требующие длительной помощи, семьи групп риска)
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности, отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень педагогических знаний, необходимых для воспитания и образования ребенка, а те, которые имеют эти знания и умения, не всегда их применяют к своим детям, в силу разных социальных причин. Вот почему главные усилия педагогов и всего коллектива дошкольных организаций должны быть направлены на:
— улучшение семейного микроклимата;
— формирование положительных взаимоотношений в семье;
— повышение педагогической компетентности родителей;
— формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовка его к школе.
Взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных организаций.
Традиционные формы взаимодействия детского сада и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы, социально-экономические изменения, что приводит к неправильной постановке целей участников взаимодействия. Такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму.
Организуя работу с семьей, педагог должен понимать, каких результатов он хочет реально достичь в ходе взаимодействия с семьей. Результаты такого взаимодействия могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании, в создании родителями значимости своей воспитательной деятельности, появление родительской ответственности, в более оптимистичном взгляде родителей на возможности решения проблем воспитания ребенка.
Поэтому, для взаимодействия с родителями педагогам важно определить, для чего им может быть полезно сотрудничество с ними в их педагогической деятельности. Оно может сделать результаты их труда более эффективными, потребует меньше энергетических и психологических затрат для развития, воспитания и обучения их воспитанников.
Для эффективного решения задач необходимо, чтобы педагог знал особенности семей своих воспитанников, владел методами психолого-педагогической диагностики проблем семейного воспитания. Такая диагностика позволит увидеть своеобразие семейного воспитания каждого ребенка, его особенности взаимоотношений с близкими и, что особенно важно, потребности в педагогической помощи самих родителей. Результаты проведенной диагностики дадут возможность педагогу увидеть, как эффективней построить сотрудничество с родителями, у которых разный уровень педагогической компетентности.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ребенком, понять стиль жизни семьи, ее уклад, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения с родителями.
Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Для выявления уровня педагогической компетентности и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:
Анкетирование родителей
Анкетирование воспитателей
Тестирование родителей
Индивидуальные беседы с родителями
Индивидуальные беседы с детьми
Посещение семьи ребенка
Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»
Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья»
Наблюдение воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей
Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Организуя непосредственное взаимодействие с родителями педагогу необходимо, прежде всего, заинтересовать их возможностями совместного воспитания своих детей. Для этого ему необходимо научиться использовать такие формы взаимодействия, в которых родители смогут занять активную позицию – дискуссии, круглые столы, родительские конференции, деловые игры, творческие мастерские.
Таким образом, для осуществления индивидуализированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких обще — педагогических и специфических условий, как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений.
В качестве выявления уровня педагогической компетентности и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы:
— анкетирование;
— тестирование;
— индивидуальные беседы;
— наблюдения за детьми и родителями.
Используемые многообразные формы воздействия должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществления педагогического сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями, с учетом современных требований педагогической пропаганды.
Проблема взаимодействия педагогов и родителей очень актуальна на сегодняшний момент, так как современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, экономических. Поэтому деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.
Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет не просто, требует от него критической переоценки собственного опыта. В связи с этим педагог должен быть терпелив и крайне тактичен, способным грамотно донести желаемую информацию, убедить собеседника.
Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОО.
Включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов, наряду с воспитателями, как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствования, приводит к изменению всех участников педагогического процесса: ребенка, педагогического коллектива, самих родителей.
Именно поэтому содержание и формы работы семьи в ДОО отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении своевременных задач воспитания и образования.
Источник