Ребенок отстает в развитии в школе

Ребенок отстает в развитии в школе thumbnail

Тысячи и тысячи семей могли бы помочь своему ребенку правильно социализироваться, догнать обычную школьную программу. К сожалению, они просто не знали (и не знают), как это сделать. Вопрос отставания детей в развитии школы для детей с отставанием в развитиивызывает массу споров. Они не могут учиться и сами о себе позаботиться? Если речь идет лишь об отставании, то это не так.

Таким детям необходима коррекционная педагогика и помощь родителей. Очень часто им удается полностью нагнать обычную школьную программу всего за несколько лет. После этого малыш может продолжить обучение в обычной школе с другими детьми. Таким образом, без отрыва от образования он сможет преодолеть все возникшие трудности. После школы у него будет такой же выбор, как у других: пойти учиться дальше, получить профессию, работать. Коррекционная школа поможет вам дать ему нормальное будущее.

Выбор типа школы

Про специальные школы родители узнают, если у их малыша есть одна или несколько из следующих проблем:

  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • серьезное отставание в развитии речи;
  • проблемы с моторно-двигательными функциями;
  • снижение интеллекта;
  • психологические проблемы;
  • процесс обучения в обычной школе затруднен.

Очень часто ребенок с инвалидностью обладает совершенно нормальным интеллектом, способен и хочет учиться. Однако общеобразовательная школа не может предоставить ему всех условий для нормальной учебы. Что же делать родителям, если это произошло? Оставить все мечты об образовании и школы для детей с отставанием в развитиикарьере ребенка, забыть про работу и нормальную жизнь? На самом деле, не стоит впадать в панику.

Для детей с самыми разными отклонениями существуют коррекционные школы. Они принимают малышей с разными проблемами, но главное — здесь учат, как и в обычной общеобразовательной школе. Несмотря на нарушения в развитии, ребенку дается шанс закончить школу, как и любому обычному малышу.

Для тех, кому обычная программа дается очень тяжело, предусмотрены «классы выравнивания». Иногда детей сразу же определяют сюда, прямо в первый класс, или же проходит 1-2 года, прежде чем делается такой вывод. Конечно, родители могут просить рассмотреть вопрос перевода ученика и раньше, по собственному желанию. Это не значит, что класс выравнивания посещают дети с нарушениями развития. Возможно, они не получили достаточной подготовки перед школой или у них существует некий психологический барьер.

Задержка в развитии

Диагноз «задержка психического развития» не ставит обычный терапевт

– для этого необходимо пройти обследование у психоневролога. Это медицинский диагноз, так что поставить его может исключительно специалист. Очень редко бывает так, что это выясняется случайно. Ведь детей не так часто водят к этому специалисту просто для проверки. Обычно для этого есть предпосылки. Некоторое опасение малыш может вызвать у воспитателей детского сада. Они могут порекомендовать родителям посетить для начала детского психолога.

Часто мамы и папы отмахиваются от таких предложений. Но следующая ступень — поход в школу, и тут проблема может проявиться более серьезно. В общеобразоватешколы для детей с отставанием в развитиильной школе педагог самый обычный, он редко знаком с дефектологией. Обычный учитель не может, да и не должен работать с дефектами психического развития, отставанием, серьезными проблемами ребенка. В классе 20-30 человек, и уделить внимание каждому за 40 минут урока просто невозможно. А уж тем более уделить 20 минут одному ученику.

Часто первые «звоночки» были еще в детстве:

  • малыш поздно начал сидеть самостоятельно;
  • все дети уже давно ходят, а он все еще ползает;
  • нечеткая речь, проблемы с речью;
  • явные проблемы логического мышления;
  • снижение коммуникативных навыков;
  • проблемы с концентрацией даже на игре или творчестве.

Это диагноз совершенно не означает приговор для ребенка. Он не является ограничением, барьером для нормального школьного образования, обучения в ВУЗе, училище. Через несколько лет диагноз может быть снят при следующем посещении психоневролога.

Главная задача обучения детей с задержкой в развитии

Родители часто не понимают, что же происходит. Малыш нормально разговаривает, у него есть интересы, друзья. Он совершенно не выглядит умственно отсталым или неполноценным. Но в школе они вдруг сталкиваются сразу с невероятными трудностями. Их совершенно нормальный сынок или дочка не могут запомнить таблицу умножения даже школы для детей с отставанием в развитиипосле месяца каждодневных тренировок. Родители ищут причины где угодно: лень, нежелание, глупость, слишком много свободного времени для игр, телевизор…

А сам малыш уже сломлен от постоянной ругани учителей, родительских запретов, наказаний. Он совершенно не верит, что может чего-то добиться сам. Ситуация, когда мама день за днем говорит ученику, что он «бездарен, неспособен учиться», дает мозгу быстро запомнить эту установку. Если раньше были небольшие проблемы в развитии, лишь отставание от нормального уровня, то теперь вы получаете у ребенка огромный комплекс неполноценности.

Как результат, в 8-10 лет малыш уже посещает невропатолога, а иногда и психиатра. Появляются непонятные ночные и дневные страхи, панические атаки, проблемы с речью. Дети находятся в постоянном угнетенном состоянии сознания. школы для детей с отставанием в развитииРебенку явно плохо, но это не мешает родителям день за днем отводить его в обычную школу.

Перевод в класс коррекции решает почти все проблемы. Задача школы — научить детей учиться, пользоваться полученными знаниями, искать информацию. Задача коррекционного класса — подтянуть ребенка, помочь ему, устранить самые уязвимые места.

Оптимальные условия для обучения

Для детей с отставанием в развитии необходимы особые условия обучения. На новом месте данные условия соблюдаются. Это позволяет детям чувствовать себя свободно, сосредоточиться на учебе, а не думать о том, что они хуже других.

Часто после полугода-года в такой школе пропадает большая часть неврологических и психологических проблем. Дети начинают делать успехи.

Какие же условия считаются необходимыми для малышей с отставанием в развитии?

  • маленькая группа детей (до 7 человек);
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • педагог правильно понимает состояние каждого малыша в классе;
  • нет ругани, обидных слов, унижения ребенка;
  • гибкий школьный режим.

Тут важно понимать, что такой класс или даже особая школа не является учреждением для лечения дефектов развития. Здесь, например, находятся дети, умеющие говорить. Педагог в этой школе не может и не обязан исправлять дефекты речи, слуха. Для этого существуют особые школы с дефектологическим уклоном.школы для детей с отставанием в развитии

Здесь же, в классе выравнивания, педагоги учат детей учиться по-новому. Многие родители не видят отличия класса выравнивания от дефектологической школы для детей с инвалидностью, умственной отсталостью. Это важный момент, ведь именно родители принимают решение перевести малыша в другой класс или школу. Если они ошибочно считают, что это класс «для одних дураков», и не переводят туда ребенка, несмотря на необходимость, то это огромная проблема. Чем дальше, тем тяжелее такому ученику в обычной школе. Дальнейшую программу он может не освоить.

Перевод в коррекционный класс

Многие родители считают, что перевод в коррекционный класс или школу — нечто унизительное. И вообще, это «всегда успеется». С одной стороны, родители правы. Всегда успеется перевести, ведь эти учебные учреждения готовы принять ребенка или подростка практически в любом возрасте. Другое дело, что ваш эксперимент с ребенком, отстающим в развитии, дорого обойдется именно ученику. Пройдет всего 1 год, пока мама поймет, что необходимо коррекционное образование, или это будет 3-4 года постоянных мучений?

Кроме того, после нескольких лет обучения в обычном классе малыш приходит на коррекционные школьные занятия, уже заранее зная, что он «не такой, как все». Это серьезно усугубляет ситуацию с дальнейшим обучением.

Отставание психического развития можно поправить, но чем дольше вы ждете, тем сложнее будет это сделать.

Если психолог в 1-2 классе советует перевод, то не стоит ждать еще несколько лет. Лучше сделать это вовремя. Тогда всего через несколько лет ребенка можно будет вернуть в обычную школу. Или же он может успешно закончить обучение в коррекционной школе, не испытывая больших психологических проблем и комплекса неполноценности.

Роль семьи в обучении

Ребенка направили в коррекционную школу. Теперь многое зависит не только от школы, но и от семьи. Родителям необходимо перестроить общение с малышом, выбрать другую тактику для того, чтобы помочь ему в социализации. Для детей этот момент особенно важен.

Задачи и задания

Родители не должны менять свое отношение к малышу. Перевод в специализированное учебное заведение еще не означает, что ваш ребенок умственно отсталый. Этот диагноз школы для детей с отставанием в развитииявляется более серьезным, но проявляется гораздо раньше — еще в раннем детстве. А термин «отставание» означает, что ребенок развит нормально, просто ему требуется больше времени, усилий, концентрации для учебной деятельности. Возможно, страдает логическое мышление.

Дома вы можете ставить перед ним самые обычные задачи. Научите ребенка самостоятельно заботиться о гигиене, убираться в комнате. Для развития ситуационного мышления просто необходимо иметь обязанности. Давайте ему простые (разного уровня сложности) задания, которые нужно выполнять каждый день. Это помогает в волевом развитии личности, которое благотворно сказывается на психике.

Не стоит ограничивать детей в домашних школы для детей с отставанием в развитииобязанностях. Необходимо комбинировать обучение, отдых, обязанности, тогда гармоничное развитие психики достигнет нужно уровня. Ограничивая ребенка, вы лишаете его важной части жизни. Стоит помнить, что речь идет о детях, мало отличающихся от остальных. Если вы сейчас оставите его исключительно на уровне «сделал уроки — поиграй», то выравнивания в развитии не произойдет. Такими действиями мамы и папы лишь усиливают разницу между детьми. Особенно если в семье несколько детей.

Общение в семье

Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.

Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка школы для детей с отставанием в развитииможно будет вернуть в общеобразовательное учреждение. Зачем же пугать его мыслями о своей неполноценности дома? Общайтесь, проверяйте уроки, помогайте учиться. Развлекайтесь и отдыхайте вместе с детьми. Чем больше эмоций, новых впечатлений, чем интереснее станет жизнь малыша, тем проще ему адаптироваться.

Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.

Помощь ребенку

Параллельно со специализированным учебным заведением могут быть рекомендованы занятия с детским психологом или дефектологом. Не игнорируйте эту возможность. Квалифицированный специалист поможет ребенку школы для детей с отставанием в развитииразобраться в себе, выяснить, что же мешает ему учиться. Проблема может быть очень просто решена с помощью терапии. Школа даст малышу возможность, а помощь психолога — правильный взгляд на свои проблемы.

Комплексный подход к решению данной проблемы поможет выровнять уровень развития. Чем ребенок младше, тем проще это сделать. Если ему всего 8-10 лет, то прогресс у таких детей огромный за короткое время. Но чем старше он становится, тем глубже уходит в свою беду. Учиться тяжело, его зачислили в «вечные двоечники», а мыслей о продолжении обучения нет вообще. Школа воспринимается как наказание. В таком случае педагогам коррекционного класса придется очень нелегко.

Главное — помощь родителей. Многие проблемы этих детей не зависят от них самих, ведь их корень может лежать глубоко.

Например, патологии развития плода, болезнь матери во время беременности, сложные роды. Не нужно ругать ребенка, стыдиться его. Не произошло ничего страшного. Если малыш болеет, то его лечат, водят к врачу. Так и отставание психического развития тоже поддается «лечению».

Источник

Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации малыша. Он может быть поставлен по разным причинам даже в возрасте до 1 года. Врач обращает внимание на наличие ребенок отстает в развитииили отсутствие безусловных рефлексов у крохи.

Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС, которые ведут к снижению интеллекта. Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения малыша. Дальше все зависит от родителей и их помощи.

Отставание в развитии

Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, школу, продолжить обучение. Просто ему нужно больше времени и внимания. Для таких детей разработаны специальные программы, существуют садики и школы коррекционного типа. Малыша вполне можно развивать и социализировать. Отставание совершенно не означает, что он не сможет жить обычной жизнью ребенка.

Для тяжелыхребенок отстает в развитии форм отставания физического или психического развития все гораздо сложнее. Определиться, что делать, родителям должны помочь врачи и дефектологи. Они посоветуют развивающие программы, центры для обучения. Таких детей нельзя бросать на произвол судьбы. Их учат простым правилам поведения, личной гигиене. Тут задача обучения — дать малышу как можно больше самостоятельности.

До 1 года можно легко выявить серьезные отставания, особенно в физическом развитии. До поступления в школу (5-7 лет) выявляются нарушения психического развития. Многие наблюдения родители могут провести сами. Если по «контрольным признакам» есть сомнения, сразу же обращайтесь к врачу. Некоторые из форм отставания можно исправить адекватным педагогическим подходом.

Физическое отставание

Речь идет о значительном отставании по главным антропометрическим параметрам. Например, ребенок рождается совершенно нормального роста и веса, но с течением времени эти показатели практически не меняются. Малыш кушает хорошо, но прибавки роста и веса нет. Такая ситуация может быть обусловлена двумя причинами:

  • заболевания органического характера;
  • психосоматические отклонения.ребенок отстает в развитии

Основные проявления данной проблемы:

  • отставание в росте, весе;
  • недоразвитость конечностей;
  • недостаточное количество мышечной или жировой ткани;
  • облысение.

Часто такими проблемами страдают недоношенные дети. Тогда считается, что в 1-2 года еще нельзя говорить о степени опасности отставания. Дети лишь медленнее развиваются и набирают вес. Если же после 2-летнего возраста сохраняется проблема, то ставится диагноз «отставание в развитии».

Бывают случаи, ребенок отстает в развитиикогда физическое и психическое развитие задерживаются одновременно. Это очень серьезная ситуация. Чаще бывает так, что у ребенка сохраняется нормальный интеллектуальный уровень. Он развивается так же, как его сверстники, может посещать садик, школу, нормально общаться. Степень физического отставания тут играет решающую роль.

Таких детей нельзя оставлять без внимания, обучения. Мозг работает нормально, а значит, у ребенка присутствует познавательный интерес. Ему необходимо учиться, иначе произойдут личностные перемены. У малыша есть потенциал, значит, нужно что-то делать для его правильного психического и эмоционального развития.

Психическое отставание

Существует очень много вариантов того, как будет проявляться отставание психического развития крохи. Три основных направления:

  • неправильныйребенок отстает в развитии педагогический подход к ребенку;
  • умственная отсталость;
  • задержка психических реакций.

Поведение таких детей незрелое, очень «детское»: например, ребенку 10-12 лет, но он все еще не проявляет достаточно самостоятельности, интереса. Развитие детей с психическим отставанием соответствует возрасту 1-1,5 года, словно остановилось на нем. Они страдают от серьезных нарушений функционирования мозга. Причин может быть очень много – от неправильного внутриутробного развития до пережитых в раннем детстве инфекций.

Основные причины

Рассмотрим подробнее основные причины отставания в психическом развитии у детей. Большинство из них влияет на работу нервной системы. Обычно нарушения выявляются еще до достижения ребенком 1 года. Другие будут более заметны после 3-4 лет.

Неправильный подход к обучению

К сожалению, неправильный педагогический подход встречается достаточно часто. Это касается не только воспитателей и учителей, но и родителей ребенка. Никто не занимался его обучением, не использовал развивающие методики. Бывает так, что малыш даже не умеет играть, ведь его никто не научил это делать.

Ребенок остаетсяребенок отстает в развитии без внимания взрослых, с ним мало гуляют или он вообще все время находится в квартире. Тогда нет стимула для появления познавательного интереса. Психика начала нормальное развитие, но в важный период времени (до 1 года) впала в стагнацию. Развитие психики и интеллекта уже не может идти по правильному пути.

Если вовремя начать заниматься с малышом, психика снова перейдет в активную фазу. Конечно, если нет других предпосылок к отставанию в психическом развитии. Подобные проблемы выявляет психолог, анализируя поведенческие реакции малыша, его историю и среду жизни.

Социальная среда

Тут причинами отставания становятся травмирующие для психики факторы. Так, родители могут слишком сильно ребенок отстает в развитииопекать ребенка, не давая ему проявлять свою личность, ограничивая самостоятельность. Наступает инфантилизм. В 5-6 лет малыш все еще не может самостоятельно есть, заниматься личной гигиеной.

Возможны психические реакции на агрессивное поведение. Ребенок запуган, замыкается, прекращает общение с внешним миром. Так может происходить из года в год – ребенку необходима помощь специалиста для решения проблемы.

Биологические факторы

Многие дети с психологическим отставанием уже родились с дефектами развития мозга. Они сильно повлияли на интеллект и реакции малыша. Причины могут быть разными.

  • Нервно-церебрального характера (неправильная закладка органов при формировании эмбриона)

Это сильные отклонения ребенок отстает в развитииработы нервной системы, неправильное развитие мозга. Такой тип самый тяжелый для дальнейшей работы. Все мыслительные и поведенческие процессы проходят по иному пути.

  • Патологии во время беременности

Здесь причины как зависящие от матери, так и независящие. Например, наследственные патологии. Женщина может не знать, что является носителем патологического гена. Или же знает, но сознательно идет на риск.

Другие причины патологического развития плода во время беременности:

  • употребление матерью алкоголя и наркотиков;
  • перенесенные инфекции;
  • прием лекарств, антибиотиков, сильных успокоительных (есть огромный список лекарств, которые нельзя принимать во время беременности);
  • травмы беременной, падения;
  • сильный токсикоз.

Закладка органов в таком случае происходит неправильно. Мозг и нервная система сильнее всего страдают от химических веществ (наркотики, алкоголь, лекарства).

  • Травмы при рожденииребенок отстает в развитии

Сюда относятся:

  • тяжелые роды;
  • травмы головы;
  • гипоксия.

Иногда изначально здоровый ребенок может получить при родах серьезное повреждение (как психического, так и физического характера). Оно станет причиной отставания в развитии.

Как выявить отставание развития

Существует множество показателей отставания, которые могут заметить сами родители. А может ребенок отстает в развитиибыть, воспитатель детского сада выявит проблему. Обычно самые яркие проявления начинаются после 2 лет. Что делать в такой ситуации, родителям подскажет педиатр.

Некоторые проявления будут заметны еще в возрасте нескольких месяцев. На них вам укажет педиатр или медсестра, которые будут проверять рефлексы ребенка.

  1. После первых 3 месяцев жизни должен пропадать безусловный сосательный рефлекс. Опасения вызывает его задержка, когда малыш продолжает постоянно держать во рту палец, край одежды и т.д.
  2. После 2-3 месяцев ребенок все еще не умеет концентрировать внимание, фокусировать взгляд. Кажется, что его вообще ничего не может заинтересовать.
  3. Нет реакции на звуки – ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука.
  4. Даже после 3-4 месяцев все еще не улыбается.
  5. От 3 месяцевребенок отстает в развитии обычно начинается активное развитие речи: гуление, лепетание. Если до 1 года или тем более 2-3 лет нет осмысленных слов, то речь идет о серьезном нарушении развития.
  6. В возрасте 3-4 лет все еще не развита память, малыш не может выучить буквы, слова.
  7. В детском саду обнаруживается, что кроха не может писать, запоминать названия предметов. Отсутствует стремление к самостоятельной деятельности.
  8. У дошкольника нет четкой, правильной речи.

Наличие сразу нескольких (от 3 признаков) говорит о серьезном нарушении психической деятельности и отставании в интеллектуальном развитии.

Как помочь ребенку

Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту. Только он сможет составить индивидуальный план лечение для ребенка. Иногда отставание в развитии можно «смягчить» и частично нагнать школьную программу.

Сходите к специалисту

С отставаниями в развитии работают разные врачи. Все зависит от рода проблемы, наличия органических изменений. Очень опасно откладывать визит к специалисту, ведь проще всего поддаются коррекции или лечению отставания на начальной стадии.

  • Детский психолог

Соматический инфантилизм. Это задержка в развитии, ребенок отстает в развитиикоторая не носит органический характер – с точки зрения физиологии малыш здоров. Возможно, ребенка неправильно воспитывали, не уделяли достаточно внимания его воспитанию. Это делает его несамостоятельным, у него отсутствует интерес к учебе, жизни. Такие диагнозы ставятся не раньше 3-4 года жизни.

  • Психиатр

Нарушения в психической деятельности, асоциальное поведение. Малыш с большим трудом социализируется, не может находиться в обществе. Такие дети часто агрессивны, не поддаются обычным методам воспитания. Часто нуждаются в медикаментозном лечении и терапии.

  • Дефектолог

Легкие формы отставания в развитии. Например, задержка речевого развития, памяти, концентрации. Эти проблемы можно исправить полностью или частично. Также он работает с неправильными социально-поведенческими реакциями у детей.

  • Невролог

Этот специалист занимается проблемами неврологического характера. Он назначает комплексное лечение,ребенок отстает в развитии поддерживающую терапию. Неврологические проблемы являются наиболее серьезными в этом списке. Нивелировать их воздействие практически нельзя. Чаще всего малыш с проблемами попадает к неврологу еще до 1 года, через несколько месяцев после рождения. Такие детишки будут нуждаться в особой терапии, лекарствах, лечебной физкультуре.

Коррекционный детский сад

Родители часто не знают, что им делать после постановки диагноза «отставание в развитии». Любой из специалистов может посоветовать дальнейшее направление действий. Если есть возможность, малыша предлагают обучать по специальной программе. Если отклонение выявлено рано, то это детский садик с дефектологическим или коррекционным уклоном.

Класс коррекции ребенок отстает в развитиипомогает детям нагнать программу – им показывают, как учиться. Если наблюдается легкое отставание, то вполне возможно, что после 2-4 лет коррекционного садика малыш сможет пойти в школу вместе с другими детьми.

Здесь занятия проходят не так, как в обычном саду. Группы формируются маленькие, а воспитателей больше. Так, в обычном садике всего 1 воспитатель и 2 нянечки на 10-15 человек. Здесь же каждому малышу нужно уделять внимание. Штат сотрудников гораздо шире: это воспитатели, дефектологи, нянечки и медсестры.

Специальные школы для детей с проблемным развитием

Если выявлены серьезные дефекты развития, после детского сада ребенка направляют в специальные учебные заведения. Основные направления работы с детьми:

  • попытки социализации;
  • обучение уходу за собой.

Многие из детей с серьезными неврологическими и церебральными нарушениями не смогут учиться. Им даются основы знаний о мире, но больший упор делается на социализацию, ведь такие дети вполне могут играть вместе, находиться в обществе. Детишкам с серьезными психиатрическими проблемами это важно, иначе они будут относиться к людям неадекватно.

Ребят обучают правилам личной гигиены, чтобы они были способны хотя бы минимально заботиться о себе. К сожалению, они нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослых. Обычная школа не может обеспечить им такую возможность.

Источник

Читайте также:  Логическое развитие для ребенка 2 года