Рекомендации родителям по развитию ребенка младшего возраста

Рекомендации родителям по развитию ребенка младшего возраста thumbnail

Черникова Татьяна Леонидовна
Рекомендации для родителей младшего дошкольного возраста

Игры и задания для запуска речи у неговорящих детей

Игры и задания для запуска речи у неговорящих детейПереживаете, что ребенок никак не заговорит? Хотите заниматься дома, но не знаете с чего начать? Собираетесь обратиться к логопеду?

Когда ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет так и не начал говорить, без помощи логопеда не обойтись, но кое-что вы можете сделать и самостоятельно. Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день находить время для заданий для запуска речи. Из этой статьи вы узнаете о самых интересных и эффективных упражнениях, которые понравятся и взрослым, и детям.

Как у детей возникает потребность говорить?

Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов. Для появления речи, необходимо,чтобы:

ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;

общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;

взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;

ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.

Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.

Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.

Логопеды выделяют три этапа овладения словом неговорящими детьми.

1. Появление потребности в предмете

Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т. д. Ребенок желает получить его, тянет ручки, пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами. Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого.

2. Взрослый помощник

Для того чтобы обратиться к взрослому, малыши часто используют лепетные слова типа «дай-дай-дай» и указательные жесты. Задача взрослого – не поддаваться на «провокации» и спокойно дожидаться момента, когда ребенок решит произнести название предмета.

3. Появляется слово

Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения его губ. При разговоре обязательно выговаривайте каждый звук как можно четче, чтобы малыш понимал, как он произносится.

Приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации.Следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в помощи взрослого, слово – и все получится.

Начинаем говорить, играя

Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.

Звуки и руки

Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.

Играем в мячик

Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте,когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.

«Будильник»

Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите»его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке,приговаривая: «тик-так», «тик-так».Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.

«Поезд»

Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все,что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка по фрейду

«Кап-кап-кап»

Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды.Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску,приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.

«Пузыри»

Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать,одновременно произнося парные звуки: «б»«п», «в»«ф», «т»«д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.

«Говорящий мячик»

Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных, а потом, по мере освоения ребенком упражнения,и слоги: КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.

«Чудесный шкафчик»

Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.

«Буль-буль»

Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду,повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».

«Шарик»

Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх,приговаривая: «Ух! Ух! Ух!».

«Цап-цап»

Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш хорошо освоит игру.

Еще один совет: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.

Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!

Источник

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«Развитие речи в младшей группе»

Уважаемые родители!

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В процессе освоения речью совершенствуется речевой слух ребенка – это способность воспринимать на слух звуки родного языка, также совершенствуется, развивается артикуляционный аппарат – определенное положение языка, зубов, губ, мягкого неба при произнесении того или иного звука речи. Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш сначала усваивает те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляторном отношении звуки появляются позднее.

В оформлении звучащей речи принимает участие и голосовой аппарат, и органы дыхания. Произнесение гласных звуков, звонких согласных звуков осуществляется благодаря колебанию голосовых связок. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков.

Условно в процессе овладения ребенком речью можно отметить несколько этапов:

  1. На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – коры головного мозга и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, органов дыхания).

  2. На данном этапе развивается умение понимать речь, и, как следствие этого, появляются первые осмысленные слова.

  3. Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна).

  4. На данном этапе обогащается лексический запас речи ребенка, формируется умение пользоваться монологической речью (грамматически правильно оформлять ее, четко и внятно произносить звуки, слова).

Читайте также:  Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка

Характеристика речевого развития детей четвертого года жизни.

Для четвертого года жизни характерны новые достижения в речевом развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.

В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива в общении исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое и самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это»?, «Как называется2?, «Зачем»?, «Куда»?, «Откуда»?. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

К концу 4-ого года жизни словарный запас ребенка достигает примерно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два и т. д.), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, плохой, твердый, мягкий). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К началу пятилетнего возраста он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец)». Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березу или сосну); «Это цветок» (вместо «ромашка» тили «одуванчик»).

Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. В речи детей появляются грамматические конструкции, обозначающие предикативные отношения (форма именительного падежа существительного и спрягаемый глагол), развивается приглагольное управление, ребенок уже разграничивает употребление существительных в различных падежах: винительном (окончания —у, -ю), именительном множественного числа (окончания –и, -ы), иногда в предложном падеже (окончание –е).

Приблизительно к двум с половиной годам в речи появляются дательный и творительный падежи, которые, однако, часто смешиваются. Усваиваются некоторые окончания множественного числа. В имена существительные привносятся значения уменьшительности, увеличительности. Наряду с существительными в речи ребенка появляются прилагательные и глаголы. Прилагательные в речи ребенка появляются сначала без согласования с существительными, согласование прилагательного с существительным во всех падежах единственного числа мужского и женского рода практически возможно лишь к трем-четырем годам. Если определить одним словом, то у детей постепенно развиваются навыки словообразования и словоизменения и, чтобы помочь детям правильно и без ошибок овладевать данными навыками, необходимо развивать речь ребенка с помощью различных словесных игр. В качестве наглядного материала следует использовать любимые игрушки ребенка, иллюстрации, изображающие различные, но хорошо знакомые ребенку предметы. Если у ребенка в процессе игры возникнут затруднения или ошибки в употреблении форм слов, нужно обязательно обратить внимание ребенка на правильное произношение, дав ему образец правильной речи.

ИГРЫ НА СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ:

«ОДИН И МНОГО».

Цель: Упражнять ребенка в образовании формы множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах.

Развитие зрительного внимания.

Игровой материал:

Парные картинки с изображением игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой – несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, машинки и т.п.

Игровые действия:

Попросить ребенка назвать предмет, где он изображен один: «Что здесь нарисовано?»

Машинка.

Далее картинка, где неск-ко предметов. «Что здесь нарисовано»?

Читайте также:  Моу центр развития ребенка 4 краснооктябрьского района волгограда

Машинки (именит. падеж), много машинок (родит. падеж).

«ЧЕГО НЕ СТАЛО»?

Цель: Упражнять ребенка в образовании формы родительного падежа единственного числа имен существительных.

Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.

Игровой материал:

Хорошо знакомые, любимые игрушки ребенка.

Игровые действия:

Разложить на столе несколько, примерно 4-5 игрушек ребенка, попросить его назвать их и запомнить, как они стоят, ребенок смотрит, запоминает. Далее попро-сить его отвернуться, в это время убрать одну из игрушек. Когда ребенок повернется, спросить «Когочего не стало»? Ребенок отвечает на вопрос, взрослый ставит на место убранную игрушку. В дальнейших играх целесообразно поменять местами игрушки, чтобы активизировать память ребенка. Потом можно использовать игру-шки, которыми ребенок манипулирует реже, а также усложнить игру, убирая не одну, а несколько игрушек.

«ЧТО Я ВИЖУ».

Цель: Упражнять ребенка в образовании формы винительного падежа имен существительных. Учить отвечать полным предложением. Учить употреблять в речи обобщающее понятие «игрушки». Развитие зрительного внимания.

Игровой материал:

Игрушки, предметные картинки.

Игровые действия:

Расставить игрушки и задать вопрос: «Что ты видишь»? «Как назвать это одним словом»? Ребенок отвечает: «Я вижу игрушки». Далее вопрос: «Какие игру-шки ты видишь»? Ребенок: «Я вижу машинку, куклу» и т.п.

Разложить картинки, задать вопрос: «Что ты видишь на картине»? Ребенок дает ответ.

«КОМУ ЧТО ДАДИМ»?

Цель: Упражнять ребенка в образовании формы дательного падежа имен существительных. Развивать умение внимательно слушать текст стихотворения, отвечать на вопросы по его содержанию.

Прочитать ребенку стихотворение: «Кто что любит» Л. Леоновой, задать вопросы:

Всыплем зерен петушку, Чем накормим петушка? Ответ: Зернами.

Бросим косточку Дружку, Чем накормим Дружка? Ответ: Косточкой

Кролику – листок капусты, Чем накормим кролика? Ответ: Капустой.

А корове – травки вкусной. Чем накормим корову? Ответ: Травкой.

Мышке мы оставим корку, Чем накормим мышку? Ответ: Коркой.

Пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам, Чем накормим цыплят? Ответ: Кашей.

Яблоко дадим ежатам. Чем накормим ежат? Ответ: Яблоком.

Отнесем овса коню,

Нарвем овцам лебеду.

Молока нальем мы кошке, Чем накормим кошку? Ответ: Молоком.

Купим шоколад Алешке. Чем накормим Алешку? Ответ: Шоколадом.

Можно вопросы поставить иначе, тренируя в речи употребления имен существительных в родительном падеже:

Кого мы накормим зернами (косточкой, капустой, травкой, коркой, кашей,

овсом, яблоком, молоком, шоколадом).

Упражнять детей в употреблении формы дательного падежа имен существительных помогут и такие вопросы:

Чем мы видим? Глазами

Чем мы дышим? Носом

Чем мы слышим? Ушами

Чем мы говорим? Языком

Чем мы жуем? Зубами

Чем мы берем ложку, расческу и т. п. Руками.

Чем мы ходим, бегаем, скачем? Ногами.

ИГРЫ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

«НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель:

Упражнять ребенка в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением, при помощи суффиксов.

Игровой материал:

Игрушки ребенка, предметные картинки.

Игровые действия:

Назови предмет Что это? Ребенок называет.

А теперь назови этот предмет ласково, привести ребенку пример. Если возникают затруднения, то взрослый самостоятельно называет предметы, употребляя нужную форму. Потом называет предметы ребенок.

Для развития грамматического строя речи полезны ответы на вопросы по содержанию рассматриваемой ребенком картины, взрослый задает вопросы к картине в определенной форме, так, что ребенок вынужден давать ответы в правильной форме. Кроме того, рассматривание картин развивает зрительное внимание и зрительную память, предметные представления.

Важно, чтобы сюжет картины был прост и доступен для восприятия ребенком.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ:

«ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ»?

Цель:

Учить ребенка употреблять в речи глаголы настоящего времени, множественного числа. Развитие двигательной сферы ребенка.

Игровые действия:

Взрослый вместе с ребенком имитирует знакомые движения: движения ложкой (едим), расческой (причесываемся). Можно имитировать руками игру на музыкальных инструментах: барабан, гармонь, дудочка, бубен и т.п.

Ответы можно давать как одним словом, н-р: едим, так и несколькими словами, н-р: играем на барабане. При придумывании новых движений важно поощрять инициативу ребенка.

Задать ребенку вопросы:

Что мы делаем глазами, ушами, зубами, ртом, носом, руками, ногами?

Ребенок отвечает.

«ЕДЕТ, ПЛАВАЕТ, ЛЕТАЕТ».

Цель:

Учить ребенка употреблять в речи глаголы, обозначающие движение, в настоящем времени. Развитие зрительного внимания. Закрепление предметных представлений.

Игровой материал:

Картинки с изображениями: самолета (символ полета), машины (символа передвижения с помощью колеса), кораблика (символа плавания).

Картинки с изображениями: воробья, бабочки, голубя, рыбы, лягушки, самоката, лодки, велосипеда, коляски.

Игровые действия:

Рассказать ребенку, что обозначают картинки-символы движения. Затем ребенку предлагаются картинки с изображением предметов: ребенок называет пред-мет, определяет какой способ движения характерен для предмета и соотносит его

с картинкой-символом. Можно привести ребенку образец составления предложения: «Воробей летает», «Коляска ездит» и т.п.

Источник