Рекомендации по развитию рефлексии у ребенка

Рекомендации по развитию рефлексии у ребенка thumbnail

автор: Прокофьева Мария Борисовна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 2 села Иглино

2017г.

На начальной ступени обучения формируются следующие рефлексивные способности: нормальная самооценка, позволяющая не переоценивать и недооценивать себя, четко обозначать цель действия, приставлять конечный результат начатой или запланированной работы, уметь ориентировать цель на необходимый результат деятельности, умение конструктивно мыслить и оценивать собственное поведение, описывать грамотным языком деятельность, в которой возникают вопросы или проблемные ситуации. Во избежание проблемных ситуаций с развитием рефлексивных способностей у младших школьников, я, Прокофьева Мария Борисовна, учитель начальных классов, предлагаю следующие приемы, которые, я надеюсь, помогут вам в общении с детьми.

Для решения проблемных ситуаций по развитию рефлексивных способностей младших школьников учитель в первую очередь должен учитывать основные требования к процессу формирования развития рефлексивных способностей детей:

— рефлексивные способности детей индивидуальны, поэтому необходим индивидуальный подход для каждого ребенка;

— развитие рефлексивных способностей невозможно без общения, поэтому должна быть налажена организация учебного диалога в момент общения;

— рефлексия требует активности и ответственности в исполняемой деятельности.

Имеющие опыт, в организации развития рефлексивных способностей, учителя подмечают, что в момент организации работы развития рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста, большая масса учащихся плохо справляется именно с этим этапом деятельности. Случается так, что часть учеников может отказываться принимать участие в рефлексии, аргументируя это своим не желанием рефлексировать собственную деятельность. Так у таких детей срабатывает механизм психологической защиты быть не понятным, данный нюанс создает проблемы на пути принятия и осознания результатов собственной деятельности.

Участие ребенка в рефлексировании требует от учителя большого терпения и практической подготовки, необходим высокий уровень развития собственного словесно – логического мышления и умения к организации создания соответствующего психологического климата и настроя детей.

Основной методической рекомендацией для учителей является следующее: после выполнения каждого упражнения учеником или группой учащихся стимулировать самоконтроль детей или отдельного ребенка, давать понять причины совершенных ошибок, соотносить результат полученный результат с его целью. В момент развития рефлексивных способностей на занятии акцентируется внимание на важности актуализации усвоенных знаний, которые дети получили на занятии, нужность соотнесения проектной задачи и результатов занятия. Это также развивает рефлексивные способности детей.

Развитие рефлексивных способностей младших школьников должно быть конкретизировано. Рефлексия не может считаться правильной или неправильной. Каждый ребенок имеет свою точку зрения, свое видение проблемы, поэтому рефлексивные способности младших школьников субъективны и полны переживаний.

Приемы развития рефлексивных способностей младших школьников могут быть: индивидуальные, в паре, коллективные или групповые.

Индивидуальные приемы развития рефлексивных способностей заключаются в анализе личных действий с употреблением таких речевых конструкций как: «Думаю, что…, Я чувствую…, Мое видение / отношение…и так далее.

Прием «Активизации мысли»

Заключается в создании учителем для учеников трудных ситуаций, но подобных таким, которые часто встречаются в деятельности детей. Такой прием способствует развитию личного самоконтроля и расширению границ знаний той или иной деятельности. Используя такой прием в практике развития рефлексивных способностей можно научить детей видоизменять привычные для них способы действия.

Прием «Отложенный контроль»

Позволяет научить учащихся анализировать собственные учебные и творческие действия. Суть данного приема заключается в том, что ученик самостоятельно ищет ошибки в своей работе, но с опорой на пометки учителя, который, проверив работу, оставил пометки на полях тетради. Данный прием формирует умения самостоятельной проверки собственных знаний, и развивает способность к конструктивному оцениванию деятельности. Помимо всего перечисленного использование этого приема в практике учителя способствует развитию у учащихся такого качества как усидчивость и позволяет развить уровень концентрации внимания.

Прием «высказываний»

«Мне было не известно/ не понятно/ вызывало затруднение, и тому подобные выражения… — Теперь мне понятно….мне известно….мне просто выполнить…., потому что ….»

Развитие рефлексивных способностей в парах

Использование данного приема порождает в детях такие эмоциональные чувства как: поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь, конструктивное взаимодействие, эффективное сотрудничество, совместное достижение требуемого результата. Все это удачно развивает у учащихся работа в парах. Создание учителем условий учебного диалога дает возможность сформировать у детей отзывчивость, эмпатию, адекватной самооценки и принятия позиции одноклассника.

Прием «Рация»

Данный прием позволяет не только учить детей работать в группе или в паре, но и тренирует умение согласовывать действия. В момент организации работы рекомендуется использовать оценочные карты, с целью научения правильно и безошибочно оценивать не только себя, но и других. С практической точки зрения рекомендуется учащимся делать краткое обоснование оценки в виде пожелания, одобрения, похвалы или критики.

Развитие рефлексивных способностей в коллективной или групповой форме создать оптимальные условия для усвоения знаний.

Читайте также:  Роль изобразительной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста

Прием «Пометка»

Для организации развития рефлексивных способностей в группе используется взаимопомощь, для развития умения размышления на выбранную тему, согласовывать и сравнивать личный опыт с опытом товарища.

Прием «Зеркало»

Для использования данного приема необходим стандартный лист ватмана, который размещается на видном мест. На ватмане перечисляются актуальные для дня темы, тут же крепится маркер или фломастер. Для того чтобы любой ученик мог в течении учебного дня высказать свои мысли в письменном виде на ватмане по указанным темам, в такой форме (пример): я одобряю то — то, критикую за – то, того ученика или себя, предлагаю для решения вопроса…., сегодня мне удалось сделать. Другим примером могут служить такие высказывания ребенка: Сегодня понял о себе…, стало понятно мнение…, не понял о себе критики, не понял критики о других.

В момент рефлексий дня можно использовать написанное на ватмане для обсуждения, с целью улучшения психологического климата группы или класса, и развитии рефлексивных способностей. Этот прием необходим в практике учителя, так как во время совместной работы между учениками всегда возникают различные эмоции, как отрицательные, так и положительные. Случается так, что эмоции бывают очень сильны, и мешают всей деятельности. Прием «Зеркало» в таких случаях становится незаменимым.

Прием «Цветная ракета»

По окончанию каждого занятия каждый ребенок оценивал свою деятельность за весь проведенный день в школе. Наклеивал геометрический символ из самоклеющейся бумаги на свою ракету.

Зеленый символ обозначал «получилось, умею, уверен, знаю».

Жёлтый – «удалось почти всё, что задумал, но кое — что не успел, или не смог выполнить»,

Красный — «мне нужна помощь, у меня много не получается».

Цветовой прием можно применять после выполнения заданий учебного или творческого характера (контрольной работы до сдачи проверку работы учителю, рисунок и т.д.).

Подобные цветовые приемы применяются на занятиях в школах достаточно часто. Так у каждого ребенка появляется индивидуальный (не стандартный) лист достижений. Если результат фиксировался в конце занятия, то каждый ребенок для себя подсчитывал количество символов – зеленых, красных, синих, и ставил сам себе оценку. Так, как количество символов могло варьироваться, в таких случаях коллективно обсуждалась конечная оценка, но в том случае если это было необходимо. Такой элемент занимательности развивал рефлексию замаскировано для учащихся, поэтому это для них было незаметно, а увлекательно.

Прием «Неоконченные предложения»

Процесс выполнения этой работы мне понравился (не понравился) потому, что …

Самым трудным для меня оказалось …

На мой взгляд, это решение правильное, потому что…

Самым интересным и занимательным на занятии (уроке) было …

Если я еще раз выполню подобную работу, то сделаю ее так….

Было бы здорово если учитель…..

Прием «Рефлексивного экрана»

Ребята рассаживаются по кругу выражают свою мысль одним предложением. Свое высказывание начинают фразой указанной на рефлексивном экране (экран мультимедийной установки): сегодня мне далось познать…, было (не) интересно…, для меня стало трудным…, теперь я могу…, я приобрел…, у меня получилось …, меня удивило.

Прием «Достижение цели»

В начале занятия (урока) цель занятия (урока) записывается на классной доске, а конце занятия (урока) происходит обсуждение её путей достижения.

Подводя итог, отметим, что существует на сегодняшний день достаточное количество методических приемов для развития рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста. В данном случае рекомендовали к использованию учителям самые эффективные и интересные с точки зрения развития рефлексивных способностей детей младшего школьного возраста.

Литература

  1. .Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 29 декабря 2014 г. № 1643) . [Электронный ресурс]. – URL: https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения 14.12.2016).

  2. . Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.-М.: Просвещение, 2009.3.Айдарова, Л.И. Развитие рефлексии у детей младшегошкольного возраста / Л.И. Айдарова – М.: Наука, 2013. – 400 с.

  3. Белоус, Н.Г. Формирование словесно – логического способа мышления младших школьников Н.Г. Белоус // Москва, 2012. – 304 с.

  4. 5.Гладилина,И. рефлексивных в — воспитательной / И.Гладилина. // школьников, 2012.- №9. – С. 14 — 17.

Источник

  • 2 июля 2018

Международные и Всероссийские конкурсы

Всероссийская конференция «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед.
Евгений Доманский

Не хвалите детей.
Дети должны научиться делать это сами. 

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте презентация

В пункте 3.2.5 ФГОС дошкольного образования  описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Особое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативы детей,  созданию условий для принятия ими  решений, выражения своих чувств и мыслей.

В связи с этим, у педагогов-практиков возникла необходимость в нахождении новых методов и приёмов, направленных на развитие осознанной активности ребёнка,  формирование у него способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источнику мотива и умения учиться, развитию познавательных интересов и готовности к успешному обучению в школе.

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом  профессионально правильного и грамотного  окончания занятия, то есть  применение им  способов  и приёмов  рефлексивной оценки.

Что же такое «рефлексия»? 

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка).

Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

На сегодняшний день  педагогами начальной школы накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у учащихся начальных классов.  В нашей дошкольной образовательной организации проведена работа по оценке, отбору  и адаптации методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей  дошкольного возраста.

Опыт работы показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной деятельности, можно уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

В теоретической литературе выделяется  несколько классификаций рефлексии:

  • физическую (успел – не успел)
  • сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид  классификации, на наш взгляд,  наиболее приемлем  для использования в практике дошкольного образования:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала.

С детьми младшего дошкольного возраста мы используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения):  смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер. 

Практика показывает, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании рефлексивных приёмов,  они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и  объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:

  • радостный,
  • улыбающийся,
  • задумчивый/грустный,
  • слезливый,
  • сердитый.

Рефлексию настроения или эмоционального состояния  можно проводить, используя приём «Огонёк общения».

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

  • сегодня меня порадовало…
  • сегодня меня огорчило…

Или когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем мы смотрим, у кого получился самый большой букетик? Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».

Рефлексию деятельности мы начинаем применять со среднего дошкольного возраста.

1.  Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»

  • Сегодня на занятии было самое интересное….
  • Мне особенно понравилась…
  • Я не очень понял…
  • Мне еще хотелось бы заняться …  

или

  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Было интересно…
  • Теперь я умею…

2. «Светофор»

Дети сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
  • Красной – дело не понравилось, скучно.

3. «Сказочное дерево»

Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

  • Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
  • Цветок – довольно неплохо;
  • Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
  • Жёлтый листик –  неудовлетворённость.

4.  Метод  «Лестница успеха»

Детям предлагается разместить  свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:

  • Уверен в своих знаниях…
  • В основном уверен…
  • Нужно ещё повторить…
  • Нуждаюсь в помощи…
Читайте также:  Солнышко дошкольный центр развития ребенка

Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например,  именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

Ещё одним удачным рефлексивным приёмом, на наш взгляд, является использование карты-маршрута, например, во время игры-путешествия, когда дети во время самооценки отмечают фишками то место на карте, где им было интресно/скучно, трудно/легко или они узнали/научились чему-то новому.

Педагогами нашего детского сада разработаны и активно используются «Рефлексивные экраны». В средней группе – «Солнышко и тучка», в старшей группе – «Радужный дождь», «Человечки», в подготовительной группе – «Светофор», «Чудесное дерево».

Рефлексивные экраны и приёмы рефлексии  используются педагогами  нашей ДОО  не только в конце образовательных ситуаций, но и при подведении итогов работы по тематическому блоку, просто в конце дня или по завершению проекта.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Для того   чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля  и самооценки педагогу необходимо:

1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные  особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Приложение

Характеристика цветов Макса Люшера

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение.

Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия.

Синий – грустное настроение, пассивность, усталость.

Зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность).

Жёлтый – приятное, спокойное настроение.

Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.

Серый – замкнутость, огорчение.

Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест.

Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

«Солнышко»  (я начну, а ты продолжи…)

Моё настроение похоже на:

  • солнышко,
  • солнышко с тучкой,
  • тучку,
  • тучку с дождиком,
  • тучку с молнией.

«Ёлочка настроения» (можно проводить в преддверии новогодних праздников)

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

«Мишень» (рефлексия работы в паре, малой группе)

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

  • свою деятельность
  • деятельность другого ребенка (детей).

«Пантомима»

Детям предлагается с помощью  пантомимы  показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Банки с вареньем» (можно применять при проведении викторин, конкурсов)

Две стеклянные/пластиковые  банки, на одной надпись «Я справился!» или знак «+», на другой – «Я не справился» (знак «–»).  Дети бросают  фишки-ягодки в разные банки в зависимости от результатов.  

Рефлексивные экраны «Светофор»

                                      Рекомендации по развитию рефлексии у ребенка

«Солнышки и тучки»

Рекомендации по развитию рефлексии у ребенка
«Человечки»

                                    Рекомендации по развитию рефлексии у ребенка

«Солнце и туча»

Рекомендации по развитию рефлексии у ребенка

Экран настроений (можно использовать в качестве рефлексивного экрана)

Рекомендации по развитию рефлексии у ребенка

Информационные ресурсы:

  1. Медникова  Л.А.  Рефлексивная деятельность младшего школьника [Текст] /    Л.А. Медникова //Наука и школьная практика. –  2008. – №1.
  2. Филоненко А. А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. А. Филоненко // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 892-894.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/06/konsultatsiya-razvitie-refleksii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/02/16/razvitie-refleksii-kak-komponenta

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник