Рекомендации по развитию познавательной активности ребенка

Рекомендации по развитию познавательной активности ребенка thumbnail

Ирина Назарова
Памятка для воспитателей «Рекомендации по развитию познавательной и коммуникативной активности ребёнка-дошкольника»

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Умён тот, кто умеет мыслить.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности — ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю, которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.

Рекомендации по развитию активности ребёнка — дошкольника (познавательной, коммуникативной).

1. Предоставить ребенку возможность свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.

2. Необходимо позитивная мотивация к той или иной деятельности. Для формирования такой мотивации ребенку необходимо постоянное подтверждение того, что он действует правильно, что у него получается. Этому будет способствовать и создание ситуаций успеха, в которых у ребенка будет формироваться уверенность в своих силах и желание идти дальше.

3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.

4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия выделен цветом, графически обозначен и т. д.).

5.Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).

6. Доминировать должны действия и рассуждения самых детей, а не взрослого.

Показателем успешного усвоения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.

Варианты заданий:

во время одевания (раздевания) предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг;

определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация);

расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные);

На прогулке:

собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие);

во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

Источник

Рекомендации по повышению познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Важнейшее условие успешного руководства дидактическими играми -умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает желания детей, их переживания.

Руководство детскими дидактическими играми должно иметь целью:

1. Установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка;

2. Развитие в игре психических качеств (внимания, памяти, сосредоточенности, воображения и др.), необходимых для будущего деятеля и работника;

3. Повышение умственной активности дошкольников.

Отбирая игры, воспитатель должен исходить из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как дидактическая игра будет способствовать повышению познавательной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировке сенсорного опыта. Воспитатель обязан детально продумывать, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Чтобы дидактическая игра была эффективным средством повышения познавательной активности ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:

  • Содержание игры должно служить повышению познавательной активности.

  • Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей.

  • Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

  • Выразительность проведения дидактической игры.

  • Необходимость включения педагога в игру.

  • Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

  • Вариативность применения комплекса дидактических, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание должно обращаться на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении, дети проявляли умственные и волевые усилия.

Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:

  • Актуальность дидактического материала (наглядные пособия и др.) помогает дошкольникам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

  • Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую — более сложные.

  • Соревновательность создает у ребенка стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования, к проводимым на занятиях дидактическим играм:

Читайте также:  Развитие восприятия и мышления ребенка дошкольного возраста

1. Первое требование состоит в том, чтобы игры повышали познавательную активность детей дошкольного возраста.

2. Способность пробуждать непосредственный интерес у детей.

3. Обеспечение детям возможности проявить свои способности.

4. Вовлечение ребенка в соревнование.

5. Предоставление самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и навыков.

6. Доступность для дошкольника в игре источников новых знаний, умений и навыков.

7. Получение заслуженных поощрений за успехи.

Однако, чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление названия игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения) и порядке использования игрового материала; объяснение хода игры (игровых заданий); показ воспитателем выполнения отдельных действий; подведение итогов игры и объявление победителя.

Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать ребятам название игры, отдельные игровые правила. При повторном проведении игры дошкольники усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность.

Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного материала на словесный и др.

При проведении дидактической игры воспитатель обязан продумать ее структуру, тщательно и всесторонне разработать план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени.

Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы .

Для правильного планирования дидактических игр педагогам, прежде всего, необходимо самим убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с дошкольниками.

При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на повышение познавательной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.

Руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней дошкольников. В этом отношении игра открывает большие, по сравнению с учебной деятельностью, возможности для проявления инициативы, творческого поиска, возникновения со стороны детей вопросов, предложений по содержанию игры. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

Таким образом, руководство дидактическими играми требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация условий для игры, выполнение требований к проводимым дидактическим играм, а также четкое определение своей роли в игре.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка»

Педагогическая находка

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

                                                         Автор: Орлова Оксана Михайловна    

              воспитатель

высшей квалификационной категории

                                   МБДОУ «ДС «Берёзка»

г. Новый Уренгой

2020 год

Дошкольный возраст — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию окружающего мира. 

Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию.

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, что позволит эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Однако, на современном этапе ученые и педагоги отмечают, что за последнее время произошло значительное снижение познавательной активности. Дети очень редко проявляют инициативность и самостоятельность, утрачивают интерес при затруднениях, проявляют отрицательные эмоции. Стало очевидно, что наиболее важным в познавательном развитии ребенка является не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие инициативы и познавательной активности.

Таким образом, возникает необходимость комплексной систематической работы педагога, направленной на развитие познавательной активности ребёнка, и технологической проработки этого процесса в условиях современного дошкольного учреждения. Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников и являются эффективным средством повышения качества дошкольного образования. В процессе развития дошкольников познавательная активность выступает: как средство увлекающего обучения; как сильный мотив, к протеканию познавательной деятельности; как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

 Основная цель моей педагогической идеи – способствовать развитию у детей познавательной активности, инициативности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством использования современных педагогических технологий.

Читайте также:  Таблица развития ребенка при беременности

Задачи:

  • создание условий для развития познавательной активности детей;
  • вовлечение ребенка в процесс познавательного поиска;
  • развитие инициативности, любознательности и познавательной мотивации;
  • развитие эмоционально-целостного отношения к окружающему миру (взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь)
  • заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что, ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.
  • организация работы с родителями по развитию познавательной активности дошкольников.

На мой взгляд, такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. 

К стадиям познавательного развития мы относим:

  • любопытство — характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первым толчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредотачивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

  • любознательность – представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.

На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. 

  • познавательный интерес – повышенная устойчивость, с ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности — учебно-познавательная задача. 

В своей работе я использую современные педагогические технологии, методы и формы, которые позволяют дать толчок к развитию познавательной активности детей.

Особенно эффективными в работе со старшими  дошкольниками являются игровые технологии (авторы Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, В.В. Воскобович, Е.Ю. Борисенкова, Е.Н. Панова и др.), которые включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Именно в игре  происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание; в игре дошкольник проявляет активность и инициативу. В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития детей. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра поможет взрослому сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Основные компоненты игровой технологии, которые я часто применяю на практике со своими воспитанниками:

  • Дидактические игры
  • Настольно-печатные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Интерактивные игры
  • Игры-путешествия
  • Игры-экспериментирования
  • Моделирование игровых ситуаций

Интересная, занимательная игра активизирует детей, снимает психологическое и физическое напряжение, помогает восприятию нового материала, способствует развитию коммуникативных качеств дошкольника. Игра  — это развивающая деятельность, эффективная форма сотрудничества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

Используемая мною в практике технология проблемного обучения (автор Дж. Дьюи) является  необходимым условием развития познавательных интересов детей. При проблемном обучении деятельность детей приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Ведь воспитатель не дает детям знания и сведения в готовом виде, а учит их видеть и решать проблемно-поисковые ситуации. Именно такие ситуации составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. В процессе решения проблемной ситуации, педагог помогает  детям использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требовалось открытие нового способа; в этом случае ребёнок мог идти путём опытных проб. Оцениваются как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Неверные решения анализируются вместе; находилась ошибка, и начинался поиск нового способа решения задания. Поощряется познавательная активность детей, поддерживается их интерес к знаниям, эмоциональное состояние,  что позволяло детям  правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма создает ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания. Изучение нового в процессе обучения осуществляется,  как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Использование технологий исследовательской деятельности (автор А.И. Савенков) позволяет развивать познавательные способности дошкольников, учит самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировки в информационном пространстве. Поэтому развивать познавательную активность детей следует именно на исследовательской основе, где ребенок выступает в роли экспериментатора, исследователя, открывает для себя «взрослые» законы через понятную ему деятельность. И моя задача, как педагога — помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.

Самый популярный и доступный метод исследования – наблюдение. Его применяем ежедневно в повседневной жизни. А эксперимент проводим в практической деятельности с целью расширить представления детей о живой и неживой природе. Развиваем умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов. Исследовательская деятельность пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащает яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дети  учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Технология проектной деятельности (авторы Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) является очень эффективной формой работы в данном направлении, которая предполагает привлечение к сотрудничеству всех участников образовательного процесса. Разработаны и успешно реализуются разнообразные познавательные, информационно-творческие проекты такие, как «Весна, «Зима», «Осень», «Ямал – наш край родной», «Наш город», «Профессии взрослых», «Если хочешь быть здоров!», «Мама – главное слово на свете», «Этот таинственный космос», «Витамины с грядки» и т.д. Метод проектов актуален и очень эффективен. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать мыслительные процессы,  творческие способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность стимулирует развитие самостоятельности и ответственности, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка. Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А так же что не маловажно делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка. Для включения родителей в проектную деятельность обязательно  информирую родителей о проектах, реализуемых в группе. Основная цель привлечения  родителей к проектной деятельности ребенка – сотрудничество, содействие, партнерство. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. Родителям это необходимо, для того, чтобы научиться понимать ребенка.

Читайте также:  1236 центр развития ребенка

Технология лэпбука (автор Т.А. Пироженко) является новейшим способом организации образовательной деятельности с дошкольниками. Это сравнительно новое средство обученияпредставляет собой  одну  из разновидностей  метода проектов. Лэпбук – книга на коленях, тематическая папка. Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка. Актуальность использования лэпбуков заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.Для того чтобы изготовить лэпбук нужна фантазия и разнообразный материал. Сам процесс создания очень интересен и увлекателен, главное продумать, как организовать свою работу. Результат будет более высоким, если активно работать с детьми и привлекать родителей к изготовлению лэпбуков. Живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешный результат работы. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности. Данная форма при детско-взрослом взаимодействии, как с педагогами, так и семейные проекты, развивают более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы ребенка, но и развивать их. За то непродолжительное время использования данной технологии было изготовлено 15 лэпбуков по различным темам. Я считаю данную технологию успешным шагом нашего коллектива по пути внедрения ФГОС ДО. Ведь это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это поиски, которые однажды начавшись, будут продолжаться всю жизнь, ведь, если посеять «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Данная технология позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Информационно-коммуникативные технологии — один из эффективных способов передачи знаний. Он развивает интерес к обучению, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить образовательный процесс в ДОУ. Интерактивное оборудование (доска) позволяет ярко, образно преподнести дошкольникам информацию, показать ее на экране те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывали затруднения: грозу, шторм, извержение вулкана,  и т.д. Можно отправиться в заочное путешествие по разным городам и странам, в разное время. Также можно смоделировать воспроизведение звуков природы (пение птиц, журчание ручья, шум водопада), или работу транспорта и т.д. Познавательные видеопрезентации обеспечивают яркую наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала. Просмотр обучающих видеоуроков по изучению правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, ОБЖ, различных мастер-классов, познавательных передач для дошкольников  — одна из форм работы по развитию познавательной активности. Интерактивные игры – одно из любимых занятий моих воспитанников в нашей совместной деятельности. Хочется отметить, что мною созданы 7 авторских интерактивных игр   с помощью редактора «Сова». В результате   дети овладели навыками пользования интерактивной доской, как средством выполнения различных познавательных и творческих заданий.

Личностно-ориентированная технология (авторы В.А, Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, С.В. Крюкова, Л.М. Шипицына и др.) реализуется в предметно-пространственной развивающей среде, отвечающей требованиям содержания современных образовательных программ. Создание  условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО является развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить познавательную активность дошкольников. Созданная предметно-пространственная развивающая образовательная среда в нашей группе соответствует принципам ФГОС ДО. Она безопасна, полифункциональна, трансформируема, вариативна и обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Цель организующей функции — предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в познавательной деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Применение на практике современных педагогических технологий с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием специально организованной предметно-пространственной развивающей образовательной  среды  позволило  систематически и целенаправленно развивать познавательные  способности  каждого ребенка. Формы работы являются интересными для детей. У моих воспитанников развивается познавательная активность, инициативность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Ребята активно проявляют интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задают вопросы, интересуются мнением других, расспрашивают об их деятельности и событиях их жизни.        

Таким образом,  можно сказать, что  целенаправленная систематическая работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию дошкольников. 

Источник