Рекомендации маме по развитию ребенка

Рекомендации

по развитию зрительного восприятия

у детей с рождения до 6 месяцев

           Наблюдать малыши начинают сразу после рождения. Когда они не спят, их глаза все время движутся и могут следить за медленно движущимся объектом.  На 4-й день после рождения подключаются движения головы для увеличения широты обзора. Конечно, возможности зрения малыша еще сильно ограничены. Поначалу он может отчетливо разглядеть только предметы, которые находящиеся очень близко, но уже ко 2-му месяцу он ясно видит в радиусе 2-3 метров, к 3-му в радиусе 5-6 метров, а к 4-му развитие бинокулярного зрения позволяет оценить расстояние до предмета.

Постоянно разглядывать окружающий мир малыш будет и сам, исходя из своей внутренней потребности. Главное обеспечить его объектами для наблюдения в как можно большем кол-ве. Но рассматривание чего бы то ни было можно также стимулировать со своей стороны, что-то намеренно показывая малышу, наблюдая с ним в месте, и рассказывая о том, что он видит, подчеркивая отдельные свойства предметов.

           Изначально, чем больше зрительной информации получает ребенок, тем активнее развивается его мозг.  Первое время малыш хочет смотреть, прежде всего, на маму, на ее лицо и мимику, а также лица других родственников. Но проводя много времени у мамы на руках, он получает возможность также  наблюдать множество предметов, находящихся в квартире или наблюдать за природой на прогулке, если возможность наблюдать не ограничивает крышка коляски.

         Показывать картинки малышу можно с  первых дней жизни. Сначала на расстоянии не более 40 см, предпочтительно контрастные черно-белые, не больше одной картинки за раз. Можно медленно и плавно перемещать ее перед глазами, чтобы малыш успевал следить за ней. Пару картинок можно повесить сбоку от малыша, чтобы он поворачивал голову и рассматривал ее.  Ближе к концу первого месяца жизни, можно добавить цветные картинки и другие яркие предметы.

        Уже в месячном возрасте можно подвешивать игрушки на расстоянии вытянутой руки ребенка, чтобы он мог следить глазами за его перемещениями, например мобиль.

Начиная с 6-ти месяцев знакомые картинки можно вешать на стену в разных положениях: вертикально, горизонтально и наклонно. Несколько картинок можно распечатать  с разной степенью увеличения и показывать их малышу по очереди. Также можно разрезать картинки на несколько крупных частей, а затем разъединять и соединять их перед малышом. Для знакомства с цветами, подойдут разноцветные ленточки, которыми можно, вложив малышу в руку, весело махать, параллельно рассказывая малышу, какого они цвета.

                             Игры для развития зрительного восприятия

1 МЕСЯЦ

«Приглушенный»  фонарик

Прикройте фонарик  красным или желтым полиэтиленом или тканью. Плавно водите им из стороны  в сторону перед ребенком на расстоянии 50 см. Постепенно малыш будет всё  дольше и дольше задерживать свой взгляд на фонарике.

Красная и желтая игрушка

Новорожденный различает красный, жёлтый, чёрный и  белый цвет. Покажите ему сначала  красную игрушку, а потом жёлтую. Он будет дольше смотреть на новую  игрушку, что говорит о развитии зрительной памяти.

Игрушка

На расстоянии примерно в 30 см. от глаз покажите крохе  красную или жёлтую игрушку. Малыш  должен будет заметить игрушку и  зафиксировать на ней взгляд. Медленно переместите игрушку вправо или  влево. В дальнейшем водите игрушкой вверх-вниз, медленно вращайте по кругу, приближайте игрушку к  малышу и снова удаляйте. Выполняйте эти упражнения, пока малыш сам  не отведет взгляд. Таким образом, ребенок будет учиться фиксировать  взгляд.

Черно – белые рисунки

Прикрепите к  стенкам кроватки листы бумаги с  черно – белыми рисунками: линиями, геометрическими формами, буквами, схематичными изображениями лиц. Это  поможет малышу фокусировать свой взгляд.
Разношерстное панно

Повесьте ребенку  в кроватку или на стену панно  с наклеенными или пришитыми  лоскутками цветных тканей, разных материалов – кусочки меха, шелка, мешковины, бархата, вельвета и т.п., кусочков фольги, фантиков от конфет, цветной  бумаги, тесемок и т.п.

Мамино  личико

Склонитесь над  малышом, ласково поговорите с ним, спойте песенку. То наклоняйтесь к ребенку, то отдаляйтесь, то отодвигайтесь в  одну сторону, то в другую. Малыш  будет фиксировать взгляд на мамином  лице.  

2 МЕСЯЦА

Музыкальная каруселька

Включайте малышу музыкальную карусельку, прикрепленную к кроватке. Он будет следить глазами за двигающимися игрушками.

Смотрю  и трогаю

Повесьте над  ребенком на расстоянии вытянутой руки игрушку. Привлеките внимание малыша к игрушке, слегка покачивая её. Возьмите руку малыша в свою и дотроньтесь ею до игрушки.

Носки на ручки?

Наденьте яркий  носочек на одну руку ребенка, затем  на другую, а, в последствии, и на две сразу. Малыш будет двигать руками и наблюдать за цветными носочками.

Слежу глазками

Перемещайте в  разных направлениях перед глазами  ребенка игрушки, погремушки, черно-белые  и цветные картинки, одетые на руку или на палец куклы, мячики и т.п.

Оформляем квартиру

По стенам квартиры развесьте разные картинки, плакат с буквами, воздушные шарики, цветные  ленты, новогоднюю мишуру, мягкие игрушки  и т.п. Подносите к ним малыша для разглядывания. Сменяйте и обновляйте время от времени экспозицию.

Веселая кроватка

К бортикам кроватки тоже прикрепите несколько игрушек  разных форм, цветов и размеров. Малыш  будет их рассматривать и тянуться ручками. 
                                             3 МЕСЯЦЕВ

Попрыгунчик

Подвесьте к  потолку (если не опасно, к люстре) на резинке мягкую игрушку. Дергайте за игрушку, чтобы она подпрыгивала вверх. Малышу будет интересно следить  за ней глазами.

Читайте также:  Понятие сенситивном периоде развитие ребенка

Гирлянда — погремушка

Натяните в  кроватке на расстоянии вытянутой руки от ребенка гирлянду из игрушек. Малыш  будет их разглядывать и бить ручками.

Рассматриваем квартиру

Носите малыша по квартире, чтобы он мог обсматривать обстановку. Подносите его к окну, картинам, к домочадцам, занимающихся какими-то делами. Приподнимайте малыша повыше и наоборот немного приседайте, чтобы он смог увидеть просторы под новым ракурсом.

Улыбаюсь  – грущу

На вырезанном из белой бумаги круге с одной  стороны схематично нарисуй улыбающееся  лицо, а с другой грустное. Показывайте  малышу то веселое, то грустное лицо.

Мамины  рожицы

Склонитесь над  малышом, округлите глаза, поморгайте ими, закройте – откройте, вытяните губы трубочкой, надуйте щеки, покажите и спрячьте язык, поболтайте им вверх  – вниз, улыбнитесь, сделайте сердитое или удивленное лицо.

Где мама? Где папа?

Мама держит малыша на ручках, а папа разговаривает  с малышом. Периодически спрашивайте  малыша: «Где папа?» Ручкой ребенка дотроньтесь до папиного лица.

Птичка  – невеличка

Кисть вашей  руки будет головой птички с клювиком. Показывайте ребенку «птичку», раскрывая  и закрывая «клювик», разговаривайте с ребенком. 
                                                       4 МЕСЯЦА

Прятки  с игрушкой

Возьмите лист картона и любую игрушку. Спрячьте игрушку за картон и покажите её малышу, выдвинув справа, снова спрячьте и достаньте слева, спрячьте –  покажите сверху, снизу и т.д.
Прятки  с мамой

Закройте лицо руками и скажите: «Ку-ку! Где мама?». Уберите руки, чтобы малыш смог вас увидеть. Можно прятаться  лицо под платок, лист картона, крышку от коробки и т.п.

Мама  преображается

Меняйте что-нибудь в своем облике. Приготовьте несколько  аксессуаров – например, шляпки, очки, заколки для волос, шарф. Наденьте первый наряд и покажитесь малышу, снимите и наденьте другой и т.д.

Малыш и зеркало

Положите малыша перед зеркалом и дайте ему  полюбоваться на себя. Подскажите малышу, кто там отражается в зеркале. Скажите: «Кто там? Это … (имя ребенка). А где мама? Вот мама».

Мячик, лети

Положите малыша в безопасное место (например, в центр  дивана). Возьмите небольшой мячик, подбрасывайте его вверх, ловите и снова подбрасывайте. Озвучивайте  свои действия.

Вращательная  лента

Наденьте на ленту кольцо или погремушку с  широким отверстием и сложите  ленту пополам, аккуратно, чтобы  не задеть ребенка, повра-щайте ленту. Остановитесь и дайте малышу потрогать ленту и кольцо.

Кольцо вверх-вниз

Наденьте на ленту кольцо (погремушку), возьмите один её конец в правую руку, а  другой в левую. Когда вы будете поднимать  то одну, то другую руку вверх, кольцо будет  съезжать по ленте вниз.

Горка и шарик

Положите малыша на край дивана, придерживая его  рукой. На полу организуйте горку, например из книг. Покажите малышу, как шарик (мячик, машинка) скатываются с горы.

Мир с разных сторон

Носите малыша по комнате, рассматривайте картины, фотографии на стене, огонь на плите, цветы на подоконнике. Подносите его к  выбранным объектам то с одной, то с другой стороны.

Луч фонарика

Сядьте в кресло, возьмите малыша на ручки и в полутемной комнате включите фонарик. Направьте  луч фонарика на стену и медленно перемещайте его из стороны в  сторону. 
                                             5 МЕСЯЦЕВ

Глаза в глаза

Малыш лежит  на краю стола животом вниз. Сядьте около него на колени так, чтобы оказаться  на одном уровне с малышом. Обязательно  страхуйте малыша, чтобы он не упал. Ласково поговорите с ним, расскажите потешку, спойте песенку.

Где малыш?

Закройте ручонками  малыша его лицо и спросите: «Где … (имя ребенка)? Ау!». Уберите ручки  малыша и скажите: «Вот он наш … (имя  ребенка)». Можно накрывать малыша полупрозрачной шалью.

Две картинки – две  игрушки

Одновременно  покажите ребенку две картинки или  две игрушки. Малыш будет по очереди  разглядывать выложенные предметы и  переводить взгляд с одного на другое.

Сколько всего!

Выложите перед  ребенком, лежащим на животе, несколько  

игрушек. Погремите погремушками, повращайте волчки, постучите кубиками. Малыш будет учиться отличать игрушки друг от друга.

Неваляшка

Малыш с удовольствием  будет наблюдать за раскачивающейся  из стороны в сторону неваляшкой.

Вращающиеся кольца пирамидки

Наденьте на стержень 1-2 колечка от пирамидки  и рукой вращайте их. Можно взяться  концы стержня с разных сторон и резко подвигать их из стороны  в сторону – колечки тоже будут переме- щаться из стороны в сторону. А если переворачивать стержень вверх  «ногами», то обратно – кольца будут  ездить сверху вниз.

6 МЕСЯЦЕВ

Большой – маленький

Предложите малышу рассматривать одинаковые предметы и картинки, но разного размера. Скажите: «Это большой мишка, а этот маленький».

Игрушка прячется

Покажите ребенку  игрушку, а потом спрячьте ее от ребенка  и снова покажите. Сначала показывайте её ребенку в одном и том же месте (например, пусть игрушка появляется из-под ваших коленей), а потом игрушка будет показываться из-за вашей спины, головы или из-под руки ребенка и т.д.

Игрушка под одеялом

На глазах у  ребенка спрячьте игрушку под  одеяло, под подушку, так чтобы  был виден её край. Малыш должен будет постараться её найти и  достать.

Танец с лентами

Уложите малыша на безопасной территории, откуда он не сможет упасть. Возьмите в руки разноцветные ленты, султанчики, погремушки и выполните  перед ребенком небольшой танцевальный этюд. Ребенок с удовольствием  будет наблюдать за вашими движениями.

Читайте также:  Как помочь ребенку при отставании в развитии

Порхающая бабочка

Из бумаги вырежьте бабочку, прикрепите ее к небольшой  палочке. Крутите палочку между  пальцев или ладоней или просто помахивайте ей, имитируя полет бабочки.

Воздушный шар

Приобретите большой  воздушный шар, наполненный гелем, чтобы он поднялся вверх под потолок. Расположите шар над ребенком, лежащим на спине. Малыш будет  наблюдать за шариком, который вы будете дергать за веревочку. Можно  вложить веревку в руку малышу, чтобы он тоже мог его подергать.

Бей воздушный шарик

Привяжите к  кроватке несколько обычных воздушных  шаров. Возьмите малыша на руки и поднесите  его к шарам. Расскажите ему про  цвета шариков. Малыш захочет  бить по шарикам и это доставит ему большое удовольствие.

ОКУ «КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, МЕДИЦИНСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Рекомендации по развитию

зрительного восприятия

у детей с рождения до 6 месяцев

3050004, г. Курск, ул. Семеновская, д. 78 а

тел.8-960-699-99-30

Источник

Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Что такое воспитание — мнение Ю. Гиппенрейтер

Содержание [Скрыть]

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Главный совет — любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

Совет №1 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.

В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.

Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Читайте также:  Школа развития ребенка пермь

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Похвала ребенка — как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

источник:https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam-ot-psihologov.html

Источник