Рекомендации для родителей по коррекции и развитию ребенка

Рекомендации для родителей по коррекции и развитию ребенка thumbnail

Рекомендации по коррекции поведения

В данном возрасте ребенок осознает себя и стремится к самостоятельности. Это может проявляться в стремлении подражать взрослым, имитации их поведения и попытками различными способами утвердить свое равенство с ними.

У ребенка начинает формироваться воля, он не хочет испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремится сделать самостоятельный выбор во многих, даже незначительных ситуациях.

Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности, либо от капризов, связанных с нехваткой любви и тепла.

Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию «нет!» не столько на действие, которое его просят выполнить, сколько на требование или просьбу определенного взрослого. При резком проявлении ребенком негативизма общение с взрослым может приобрести крайнюю форму, когда на любое высказывание ребенок отвечает наперекор. Когда малышу говорят «да», а он твердит «нет», тем самым давая понять, что имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ним считались.

Негативизм очень быстро может исчезнуть, если взрослые не будут пускаться в длительные споры и настаивать на своем. При этом негативизм превратить в игру, обучающую ребенка выражать свои желания и намерения иначе. Можно сыграть в игру «Не хочу». Причем роль непослушного ребенка могли бы сыграть взрослые. И тогда ребенку самому придется найти правильное решение для «капризного маленького взрослого».

Упрямство. Малыш настаивает на своем только потому, что сам это предложил.

— Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту он уже не нужен.

— Купи игрушку!

— Она тебе точно нужна?

— Да-а-а!!

Через минуту интерес пропал….Объяснение простое: на самом деле ребенку и шарик, и игрушка не интересны, ему важно настоять на своем. Если не купили – истерика! Ребенок требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство отличается тем, что ребенок продолжает настаивать на своем решении, хотя уже давно расхотелось.

— Проявляйте чуткость. Поменьше вмешивайтесь в действия ребенка, не торопите его. Наберитесь терпения!

— Будьте более гибким и находчивым. К примеру, ребенок отказывается кушать. Не упрашивайте его. Посадите за стол игрушку и попросите малыша попробовать, не слишком ли горячий суп и покормить ее. Или говорить отрицательные высказывания: «только не съедай все».

— Позволяйте ребенку в разумных пределах проявлять свою самостоятельность. Дайте возможность помогать вам с домашними хлопотами, даже если вы сами сделаете все гораздо быстрее.

Деспотизм. В этом случае малыш, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание. Средства, которыми он будет пользоваться, могут быть самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей. Помните, что иногда нужно отложить дела и уделить несколько минут безраздельного внимания ребенку.

Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях. Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над эмоциями. Истерики часто становятся инструментом манипуляции, они требуют зрителей – вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке, или посреди улицы.

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

— Смените тактику и стратегию общения с ребенком. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам.

— Постоянно предлагайте выбор. «На прогулку пойдем пешком или возьмем велосипед?», «ты будешь кушать суп или кашу?», «В какой пижаме будем ложиться спать?».

— Не заставлять, а просить помочь. «Поможешь перейти мне дорогу?»

— Необходимо рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому.

— На ультимативное требование ребенка говорим твердое и жесткое «Нет!». Главное сохранять внешнее спокойствие! Малыш кричит, падает на пол, прохожие смотрят осуждающе.… Придется потерпеть. Иначе истерика станет инструментом манипуляции.

— Если ребенок демонстративно упал в лужу, берем в охапку, переносим в безопасное место и кладем, как взяли – пусть покричит. Уговоры в такой момент могут не помочь, просто придется подождать.

— Создать приятные перспективы — иногда это тоже помогает успокоиться.

— Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Зачем ты кричал, мне стыдно». Лучше скажите: «Я очень огорчена, так неприятно, что самой хочется кричать». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции.

— Помните о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в действиях.

Источник

    Уважаемые родители!
Я приветствую вас на моем мини-сайте и надеюсь, что наши встречи станут регулярными.

Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР). У детей с ОНР отмечаются неустойчивость внимания, снижение продуктивности запоминания, нарушения в двигательной сфере, недоразвитие мелкой моторики, имеются особенности в речевом дыхании
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка.
1. Развивайте мелкую моторику рук.
2. Выполняйте артикуляционную гимнастику
3. Развивайте речевое дыхание
4. Выполняйте рекомендации логопеда

Читайте также:  Развитие речи ребенка в норме и патология

1.Развитие мелкой моторики рук:
«Истоки способности и дарования детей – на кончиках пальцев.»
(И.А. Сухомлинский)
Учеными доказано, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором развития речи ребенка и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Речевое развитие детей рекомендуется стимулировать путем тренировки движений пальцев рук:
Выполняйте с детьми различные графические упражнения:
— «обведи узор»
— «продолжи узор»
— «дорисуй…»
Выполняйте с детьми следующие упражнения:
Перебираем крупы для развития мелкой моторики.
Нужно несколько глубоких посудин и насыпать в них разных круп: «пшено, рис и овёс». Ребенок, опуская по очереди в каждую посудину руку, перебирает, перемешивает, пересыпает и т.д.
Можно дать дошкольнику разные ёмкости «стаканчики, ведёрки или формочки для песка» и дать ему пересыпать с одной ёмкости в другую. Также можно давать переливать воду во время купания в ванной.
Шнуровки.
Шнуровки развивают внимание, глазомер, а также укрепляют пальцы всей длины рук. Это занятие имеет большое значение при подготовке к письму. Особенно такая тренировка полезна дошкольникам.
Застёжки.
Хорошо иметь специальный «тренажёр». Для этого нужно к куску плотной ткани пришить всевозможные застёжки: бантики, шнурки, пуговицы, липучки, пряжки, крючки, молнии и т.д. А потом показать малышу, как ими пользоваться.
Нанизывание.
Детям 4-5 лет можно дать очень интересное занятие: нанизывание бусинок, пуговичек и т.д. Дайте возможность ребенку сделать самые красивые бусы для мамы, браслет для бабушки. Такие занятия помогут развить глазомер и усидчивость, а также мелкую моторику.
Такие способы развития мелкой моторики рук помогут и в обучении дошкольников и в общем развитии ребенка.
2.Выполняйте артикуляционную гимнастику:
Упражнения для губ.
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ.
1. « Покусывание» и «почесывание» сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка — Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек.
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки

Статические упражнения для языка.
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка.
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
7. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
8. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
9. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
10. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Читайте также:  Набор для развития ребенка своими руками

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
3. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
4. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.
5. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
1. Футбол.
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
2. ветряная мельница.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
3. снегопад.
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
4.листопад.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
5. бабочка
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
6.кораблик
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
7.одуванчик
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
8.шторм в стакане
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Техника выполнения упражнений:
• воздух набирать через нос.
• плечи не поднимать.
• выдох должен быть длительным и плавным.
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Источник

Рекомендаций для родителей детей с ОВЗ

(задержанное психическое развитие)

учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад №5»

 г. Курчатова Курской области

Загородних Н.А.

Рекомендации родителям, имеющих детей

с задержанным психическим развитием.

Уважаемые родители!

1)Получите, пожалуйста, профессиональную консультацию таких специалистов, как: педиатр, невролог, психиатр, психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, в зависимости от диагноза ребенка. 

2)Помните, вы не виноваты. Примите ситуацию как данность. Помните, что все ваши страхи и «темные» мысли ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.

3) Если ваш ребёнок не готов к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, у него нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, больше общайтесь с ребёнком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками, друзьями. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми.  

4)При положительном эмоциональном принятии себя, ребенку с ЗПР важно научиться оценивать свое поведение, поступки, стремиться исправить ошибки и улучшить результаты. Хвалите ребёнка, когда у него получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

5)Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии. Поведенческая программа: не прибегайте к физическому наказанию! 

Измените психологический микроклимат в семье. Установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи.

6)Если у вашего ребёнка наблюдается недоразвитие речи важно учить его в различных видах деятельности сопровождать речью свои действия, подводить итог выполненной работе, а на более поздних этапах — составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

Читайте также:  Все для развития вашего ребенка

7)В развитии речи ваши игры должны быть направлена на словарную активизацию звукопроизношение (связь слов в предложении, логику рассуждений).

8) Стройте обучение деятельности по словесной инструкции по этапам «инструкция дается по частям по мере выполнения — инструкция дается в последовательности выполнения — инструкция дается в произвольной форме»

9)Если у ребёнка отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций,

излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно.

10)Развивайте у своего ребёнка общий запас знаний, представлений, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные.

11)Организуйте для ребёнка дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха. Позвольте ему самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.

12)Для ребёнка важны повторения новых знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.

13)Повседневная предметно-практическая деятельность должна способствовать обогащению знаний ребёнка о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

14)Обогащайте чувственный опыт вашего ребёнка через все анализаторы.

15)Во время занятий не допускается переутомление ребенка, нельзя принуждать его к деятельности, ругать его за ошибки, требовать большей скорости выполнения заданий, точность ответов.

16)Развивайте у ребёнка специальные умения и навыки. Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребенка.

Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске

скрытых возможностей.

17)Позволяйте ребёнку выполнять домашние обязанности и поручения.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Поощряйте самостоятельность и активность ребенка

17)Если у ребёнка обнаруживается отставание в физическом развитии — занимайтесь спортом, посещайте кружки и секции, гуляйте, ведите активный образ жизни, следите за питанием.

Будьте внимательны к развитию своего ребёнка, ведите дневник наблюдений.

Источник

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Синдром гиперактивности и дефицита внимания – это проблема, которая требует своевременной диагностики, а также психологической и педагогической коррекции.     

Диагностировать гиперактивность можно начиная с возраста 5-7 лет. Именно в этот период и следует начинать проведение коррекционной работы. С возрастом у ребенка могут пройти признаки повышенной двигательной активности, однако дефицит внимания и импульсивность могут перейти и во взрослую жизнь.

 Гиперактивным детям очень сложно усидеть на одном месте, они много суетятся, двигаются, вертятся, громко говорят, мешают другим. Такой ребенок часто не доводит дело до конца, потому что не может сосредоточиться на чем-то одном, постоянно отвлекается и переключается на другие задачи. Он задает много вопросов и даже не способен дождаться на них ответов. Нередко он попадает в опасные ситуации, потому что не думает о последствиях. 

Рекомендации родителям по коррекции поведения 

  1. Определите допустимые рамки поведения. Ребенок должен ясно понимать, что можно, а что нельзя. Также важна последовательность. Если сегодня ребенку нельзя на ночь шоколадку, значит, и завтра тоже нельзя, и в последующие дни тоже. 2. Следует помнить, что поступки гиперактивного ребенка не всегда умышленные. 3. Не впадайте в крайности: не стоит допускать излишнюю вседозволенность, но и не стоит требовать выполнение непосильных задач. 4. Строго требуйте выполнения правил, которые касаются здоровья ребенка и его безопасности. Только не переусердствуйте, если правил будет слишком много, гиперактивный ребенок не сможет их запомнить. 5. Проявляя настойчивость в выполнении требований, делайте это нейтральным тоном, одними и теми же словами, сдержанно, спокойно, автоматически. Старайтесь не говорить более 10 слов. 6. Подкрепляйте устные требования зрительным примером как надо правильно делать. 7. Не стоит требовать от ребенка одновременного исполнения аккуратности, внимательности и усидчивости. 

8. Не настаивайте на обязательном извинении за проступок. 9. Реагируйте на неправильное поведение ребенка неожиданным образом: повторите за ребенком его действия, сфотографируйте его, пошутите, оставьте одного (только не в темном месте).10. Придерживайтесь распорядка дня. Приемы еды, прогулки, игры и другие занятия должны проходить по одному графику. Гиперактивного ребенка нельзя отстранять от выполнения обычных для других детей требований, он должен уметь справляться с ними. 11. Не позволяйте ребенку браться за новое дело, пока он не доделал первое. 12. Заранее сообщайте ребенку временные рамки для его игровой деятельности и ставьте будильник. Когда об истечении времени напоминает таймер, а не родитель, агрессивность ребенка ниже. 13. Не позволяйте ребенку долго находиться за компьютером и телевизором, особенно если он смотрит программы агрессивного и негативного содержания. 14. Старайтесь ежедневно обеспечивать ребенку длительные прогулки на свежем воздухе. 15. Для гиперактивных детей нежелательны такие физические занятия, как бокс и силовая борьба. 

16. Более эффективно убеждать ребенка через телесные поощрения: хвалите ребенка, обнимая его. 17. Наказаний должно быть меньше, чем поощрений. 18. Поощряйте ребенка также за то, что он уже хорошо умеет, с помощью улыбки или прикосновения. 19. Поощрение может заключаться в предоставлении возможности заниматься тем, что ребенку интересно. 20. Помните, что порицания действуют на гиперактивных детей сильнее, чем на других детей.

21.В семье важен положительный психологический климат. Поддержка, спокойное и доброе отношение к ребенку и между членами семьи является основой для будущих достижений ребенка. 22. Не ссорьтесь в присутствии ребенка. 23. Проводите чаще всей семьей совместный досуг.   

Источник