Рекомендации для родителей по эмоциональному развитию ребенка

Рекомендации для родителей по эмоциональному развитию ребенка thumbnail

Звягинцева Марина Васильевна

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

  1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «Я — хороший ребенок». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
  2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  3. Научиться слушать своего ребенка в радости и в горести.
  4. Даже требования, которые вы предъявляете своему ребенку, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  7. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  8. Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
  10. Заводите в семье свои  красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

  • перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
  • придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
  • в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;
  • посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;
  • на ночь услышать доброе пожелание;
  • в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
  • вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;
  • посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

Памятка для родителей

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

  1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «Я — хороший ребенок». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
  2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  3. Научиться слушать своего ребенка в радости и в горести.
  4. Даже требования, которые вы предъявляете своему ребенку, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  7. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  8. Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
  10. Заводите в семье свои  красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

  • перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
  • придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
  • в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;
  • посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;
  • на ночь услышать доброе пожелание;
  • в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
  • вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;
  • посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Читайте также:  Взаимосвязь воспитания и развития ребенка в младшем школьном возрасте

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Рекомендации родителям по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Эмоции – это разнообразные переживания человека, вызванные удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, соответствием или несоответствием объектов окружающего мира его интересам, склонностям, убеждениям и привычкам. Это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому  себе.

Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства. Эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоций в мимико-жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности, враждебности.

Познание самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими.

Эмоциональное развитие в период от пяти до семи лет имеет и еще одну особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и других людей.

Эмоциональные реакции ребенка пяти — семи лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком, прежде всего с родителями.

Какую помощь может оказать родитель в развитии эмоций своего ребенка?

Для этого родитель должен обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (рад, зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т.п.).

Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того, что:

  •  признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;
  • обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная например: «Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?»;
  • обсуждать с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);
  • предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие: «Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться ? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»; часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный…

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Источник

Краткая аннотация:

В данной статье я хотела бы поговорить о развитии эмоционального интеллекта у ребенка и предложить рекомендации родителям.

Дети нуждаются в руководстве и сочувствии гораздо больше чем в инструкциях.

Энн Салливан

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои и чужие эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства других людей, их желания, мотивацию. Он включает в себя способность к сопереживанию, осознанию собственных границ и уважение к границам окружающих, дарить и принимать любовь и поддержку.

От эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи на работе и счастье в семейной жизни.

От чего зависит развитие эмоционального интеллекта у ребенка?

Социализация ребенка в школе, его мотивация в учёбе, желание контактировать с людьми и исследовать внешний мир напрямую зависят от эмоционального климата внутри семьи. Родители склонны недооценивать степень влияния собственных эмоций на внутренне состояние ребенка. Ребенок впитывает всё, что вы чувствует родитель, его настроение, переживания. От того, какие эмоции родители будут направлять на ребёнка, зависит уровень его эмоционального развития в перспективе.

Родителям важно уметь взаимодействовать со своим ребенком, организовывать такое общение, чтобы дети могли учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека.

Какие могут быть проблемы у ребенка в связи с нарушением его эмоционального благополучия?

Неумение делиться своими переживаниями, неумение определить собственные чувства, эмоции, приводит к возникновению различных трудностей в поведении у детей.

Эмоциональные проблемы у детей и подростков проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии.

Агрессия – это сложная по своей структуре реакция, включающая эмоциональный компонент: гнев, раздражение, агрессивное поведение.

Страх — это переживание конкретной психотравмирующей ситуации, часто происходящей неожиданно для личности.

Тревога- это переживание, ожидаемой психотравмирующей ситуации, которая может произойти в будущем.

Тревога, страх возникают у личности на ранних этапах развития. Их проявления становятся более сложными по мере взросления подростка.

Бывают тревожные расстройства, которые отличаются от нормальной тревожности.

В таких случаях необходим медицинский подход, то есть консультация невролога.

При других проявлениях тревоги и страха важна поддержка эмоционально близкого лица- родителя, можно обратится к психологу.

Депрессивная реакция, которая включает чувство печали, одиночества, волнения, может проявляться при психотравмирующей ситуации.

Проявлениям депрессии у детей присущи определённые характеристики: снижение настроения, повышенная тревожность, отклонения в поведении ребенка ( поведение с апатией и безразличием; социальная замкнутость; самоповреждающее поведение).

Рекомендации родителям по развитию эмоционального интеллекта у ребенка?

Для этого необходимо живое общение с ребенком, привычка делиться своими чувствами, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций.

Несмотря на то, что в нашем языке названий эмоциональных состояний очень много, десятки, если не сотни, и взрослым, и детям иногда не хватает слов для более точной передачи оттенков эмоций.

Родителям необходимо учить ребенка распознавать эмоции в другом человеке.

Как распознавать? По мимике, по голосу, по жестам, по поведению. После того, как ребенок научится распознавать чужие эмоции, он сможет сочувствовать другому человеку и оказывать ему эмоциональную помощь. Это качество является основой для добрых взаимоотношений с людьми.

Читайте также:  Этапы развития самостоятельности ребенка

«Используйте «я-сообщения» – высказывания, в которых вы говорите о своих чувствах, сообщаете о себе и своем переживании. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом, но при этом сделайте акцент на собственных чувствах, это позволит выразить негативные переживания в не обидной для него форме. Такое общение улучшает контакт между родителем и подростком, дети начинают учитывать желания и переживания взрослых.

Важно уметь активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Для душевного комфорта ребенка и для его эмоционального развития такое буквальное сочувствие необходимо.

Родители сами понимают это, как только начинают спокойно и доброжелательно «озвучивать» чувства ребенка. В ответе полезно повторить то, что вы поняли из слов ребенка, а потом обозначить его чувство.

Когда дети чувствуют готовность взрослого слушать и понимать их, они продолжают рассказывать о случившемся. Активное слушание близких людей помогает ребенку самому понять, что он чувствует, назвать собственные эмоции и постепенно с ними справиться. В любые семейные дела, так же очень полезно вовлекать близких, дедушек и бабушек. Всегда возникают эмоциональные ситуации и возможность поговорить о чувствах.

Безусловно, все родители хотят видеть своего ребенка счастливым. Не забывайте помогать развитию эмоционального интеллекта наряду с другими «способностями» вашего ребенка.

Источник

Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка.

Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и следовать неким установленным нормам выражения эмоций — тем более, что старший дошкольник способен управлять своими переживаниями лишь до определенной степени. От родителей требуется не искоренить «неудобные» эмоции ребенка, а научиться перенаправлять их в нужное русло, а также создать благоприятную среду, в которой дошкольник не будет испытывать эмоционального голода и стрессовых перегрузок. Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией, предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из родителей и т. п.

Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций. Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во-первых, абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится. Во-вторых, в малом объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий, позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт. Главное, чтобы негативные эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми. Эмоциональные способы воздействия на ребенка не должны выбираться спонтанно и зависеть от настроения родителя. Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение как форму неодобрения нужно использовать нечасто — только в случае особо серьезных проступков. Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви. Старший дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда удается замечать их, и выражать словами. Родитель может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с помощью вопросов: «Ты расстроился из-за того, что…?», «Тебе обидно, потому что…?», «Ты обрадовался, когда…?». Только от родителей зависит насколько полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка.

Для ребенка основным источником эмоций является общение с другими людьми. Дошкольник должен иметь возможность свободно и полно контактировать с окружающим миром. Но способствуя эмоциональному развитию ребенка, нельзя переусердствовать. Сильные и разнообразные, пусть даже и положительные, эмоции могут утомить кого угодно. А маленькому ребенку тем более требуется периодический отдых от самого себя — от насыщенных чувств и интенсивных переживаний.

Читайте также:  Специфические функции развития ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 18

города Кропоткин муниципального образования

Кавказский район

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ .

Воспитатели: Полтавцева И. Н.

                                                                                    Машурина О.О.

2018г.

Источник

Психология

Правила эмоционального воспитания, или несколько уроков для родителей

7 июня 2017
7 840 просмотров

Екатерина Ушахина

В современном мире, где родители слишком сильно загружены работой, а дети слишком много времени проводят у компьютера, особое значение приобретает эмоциональное воспитание и развитие эмоционального интеллекта у детей.

Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия — то, чему все родители должны научить своих детей. Без этого невозможна счастливая и психологически здоровая жизнь.

Джон Готтман в своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка» учит родителей, как правильно общаться с детьми и развивать их эмоциональный интеллект.

В этой статье мы расскажем о правильных тактиках эмоционального воспитания.

По мнению Готтмана эмоциональное воспитание — это то, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Это способность правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях.

Говорим о чувствах

Первое, чему вы должны научить своего ребенка, обозначать эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом.

Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает.

По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов. В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться.

Рекомендация родителям: учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Для этого нужно расширять словарный запас ребенка. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.
Источник

Не бывает плохих эмоций

Одна из основных ошибок родителей — стремление спрятать, замолчать или проигнорировать негативные эмоции детей. Многие родители полагают, что эмоции пройдут сами собой, но то заблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо и недопустимо. Тот, кто злиться, гадкий. Итог: дети начинают бояться «плохих» чувств.

Не забывайте: негативные переживания проходят быстрее, если на них обращать внимание. Обсуждайте их с детьми, пытайтесь понять и осознать.
Источник

Не ругайте детей за чувства

Очень часто родители пытаются подавить эмоции своих детей подобными фразами «Прекрати плакать» или «Ты не должен так себя чувствовать». Это огромная ошибка.

Когда мы указывает ребенку, как он должен чувствовать, то вызываем у него недоверие к своим чувствам, что приводит к появлению неуверенности в себе и потере самоуважения. С другой стороны, когда мы говорим ребенку, что он чувствует правильно, но ему нужны другие способы выражения — мы сохраняем его характер и поддерживаем чувство собственного достоинства. Кроме того, он знает, что с ним рядом находится понимающий взрослый, который собирается ему помочь.

Нет наказаниям

Самый простой и одновременно самый неправильный способ воздействовать на ребенка — угрозы и наказание.

Он действует только в краткосрочной перспективе, немедленно заставляет детей вести себя хорошо. Но в будущем приводит к еще большим проблемам в поведении. Дети. которых постоянно наказывают, не умеют решать проблемы и контролировать себя.

Наказание заставляет их чувствовать свою беспомощность, постоянную обиду в отношении родителей. Часто такие дети начинают больше думать о мести, чем о желании в следующий раз поступать лучше.

Кроме того, любые способы наказания учат, что агрессия и угрозы — отличный способ добиться своего. Дети, которых шлепают, начинают вести себя более враждебно и агрессивно со своими сверстниками.

Источник

Кризис — это возможность

Любые конфликты, трудности и негативные переживания вашего ребенка — это не только проблема, но и хорошая возможность стать с ним ближе и научить его сопереживанию.

Когда вы вместе с ребенком решаете проблему, вы преподаете ему урок, как управлять своими чувствами.

Нам больше не нужно считать гнев своих детей вызовом нашей власти, детские страхи — свидетельством нашей некомпетентности как родителей, а их печаль — как «еще одну чертову проблему, с которой я должен сегодня разобраться».

Когда ребенок испытывает печаль, гнев или страх, он больше всего нуждается в родителях. Признавая эмоции своих детей, мы обучаем их искусству самоуспокоения, которым они будут пользоваться в течение всей своей жизни.
Источник

По материалам книги «Эмоциональный интеллект ребенка».

Обложка поста отсюда.

Источник