Рекомендации для развитие общения ребенка со взрослыми

Курко Валерия Львовна
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми»

Младенец рождается беспомощным и несмышленым, на превращение его в субъекта многообразной человеческой деятельности огромную роль играет именно общение, и прежде всего общение маленького ребенка с взрослыми, которые помогают ему, основываясь на своей эрудиции. Общение является связующим звеном между людьми.

Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

Изначально психические функции человека формируются за счет участия не одного человека, а двух. Общение обуславливается стремлением человека к познанию самого себя и окружающих людей для дальнейшего саморазвития. Знание о себе и о людях переплетаются с отношением к другим людям, а так же с самооценкой. Оценка другого человека формирует собственное «Я» человека.

Общаясь, дети присваивают накопленный предыдущими поколениями общественно- исторический опыт. Лишившись общения с самого рождения, человек не сможет стать культурно и нравственно развитой личностью. В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, полная же изоляция от взрослых оставляет их на животном уровне.

Общение играет не только обогащает общее содержание детского сознания, но и формирует его структуру. Ребенок найти ответы на интересующие его вопросы, поэтому ему важно общение со взрослыми, благодаря им он узнает что есть правильно, а что есть плохо, познает мир, перенимает эмоциональное и речевое разнообразие.

Общение ребенка со взрослыми:

— Ускоряет развитие ребенка.

— Способствует нормализации отстающей в развитии речевого аппарата.

— Способствует устранению неправильного восприятия у ребенка.

Для детей взрослый является источником воздействий, таких как: сенсомоторные, тактильные, слуховые и др. Наблюдая за взрослыми,

ребенок будет стараться подражать им. Для накопления опыта взрослый знакомит ребенка с чем то новым для него, с целью достижения ребенком новых навыков, попутно корректируя его и поддерживая.

Формы общения ребенка со взрослыми

Потребности и интересы идут параллельно с развитием личности ребенка. В различные периоды жизни, начиная с первых месяцев жизни возникают мотивы, основываясь которых можно разделить разновидности мотивов общения на три вида:

1. Органические – общения ребенка со взрослыми, для постоянного удовлетворения потребностей организма.

2. Познавательные – общение ради удовлетворения любопытства и в познавательных целях.

3. Игровые – сочетание потребности в познании, движении и конструировании, а так же это источник деловых мотивов, которые формируются из за необходимости при игровой деятельности помощи со стороны взрослых.

При взаимодействии со взрослыми дети пользуются различными средствами общения. Существуют три типа, доминирующие у детей дошкольного возраста:

1. Экспрессивно-мимические: возникают в период первых двух месяцев жизни, как проявление эмоционального состояния и привлечение внимания активными жестами, адресованные окружающим, а так же выражение эмоций и впечатлений.

2. Предметно-действенные: возникают позднее и до 3-х лет, имеют знаковую форму.

3. Речевые операции: появляются после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения находятся на высоком уровне развития и сложности.

Общение в период раннего детства от 0 до 3 лет

После рождения ребенка адресованное общение со взрослыми у него отсутствует, он не отвечает на обращения и сам ни к кому не обращается. Его общение с окружающими выражается потребностью. По мнению М. И. Лисиной, у детей начиная с 2,5 месяца, появляется потребность в общении с окружающими людьми. Она выражается в известном комплексе оживления. В жизни ребенка процесс развития общения протекает в трех основных направлениях:

а) развитие мотивов общения;

б) развитие средств общения;

в) совершенствование форм общения.

После 2-го месяца жизни ребенок развивает особую активность, по отношению ко взрослому, которую проявляется в различных формах:

1. эмоциональные проявления;

2. действия направленных на привлечение внимания;

3. чувствительность к оценке взрослого.

Говоря об ответной деятельности, существуют следующие схемы развития потребности в общении. Она формируется на основе других потребностей. Первая схема это появление дискомфорта, что ребенок выражает в виде крика, и внимание взрослого, которое он проявляет, чтобы этот дискомфорт устранить. Вторая схема — это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в

окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку — опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок начинает входить в мир социальных отношений. В случае лишения ребенка возможности общения со взрослым в этом периоде, как следствие происходит замедление развития ребенка, которое проявляется в:

— отсутствии сформированной речи ;

— отставании в умственном развитии;

— трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;

— замедлении развития эмоциональной деятельности, упрощении эмоциональной сферы;

— вялости и компенсационных движения.

Овладения речью как средством общения у ребенка наступает в течение первых лет жизни. Младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так равномерно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позже начинает активно воспользоваться.

Существует несколько этапов становления речи:

1. Довербальный этап: ребенок еще не соображает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но тут равномерно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем.

2. Этап возникновения речи: осуществляется переход от полного отсутствия речи к её появлению. Ребенок начинает понимать простые высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова.

3. Этап развития речевого общения: обхватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совсем и разнообразно употребляет её для общения с окружающими взрослыми.

В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.

Первый этап заключается в том, что ранее приобретённые методы общения без речи являются недостаточными. При проявлении интереса и желания взаимодействовать с предметами у ребенка возникает потребность в обращении ко взрослым, что не возможно без овладевания речью.

Второй этап служит переходной ступенью меж двумя эрами в общении ребенка с окружающими людьми довербальной и вербальной, и начинается он от конца 1-го года до второй половины 2-го года. При замедленном речевом развитии может растянуться на год полтора. Возникает понимание речи окружающих взрослых и возникают первые вербализации – лепет или по слоговая реч. Он длится до конца первого года жизни. Ребенок начинает осознавать значение и принадлежность звуков, а так же что они характеризуют. Например если ребенок произнесет “ма-ма”, мать отреагирует.

Взрослый ставит перед ребенком задачу и просит выполнить действие по словесной аннотации и предугадывает действие. Если взрослый не предугадывает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей появляется разрыв меж уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. И понимание речи взрослого, и словесный ответ ему осуществляются при активном восприятия высказывания и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как моделирующее специальные речевые тембры и как метод случайного артикулирования произносимого слова.

С помощью нехитрых способов взрослый завлекает внимание ребенка к предмету, вначале указывает, производит манипуляции, проговаривает слово, обозначающее предмет и переодически повторяет его.

Таковым образом, ребенок усваивает два главных элемента поставленой перед ним задачи:

1. Объект и его словесное обозначение связаны между собой. С целью усвоения ребенком значение предмета или действия взрослый или просит ребенка назвать указываемый предмет, или сам называет его, просит показать среди других.

Читайте также:  Роль изобразительного искусства в развитии ребенка

2. Успешное действие ребенка и решение поставленой перед ним задачей вознаграждается выдачей ему предмета для игры, сам взрослый время от времени принимает участие во взаимодействии с этим предметом.

В коммуникативном факторе выделяют три стороны, которые представляют собой итоги усвоения контактов ребенка и взрослого:

1. эмоциональные контакты,

2. контакты в ходе совместных действий,

3. голосовые контакты.

Общение в дошкольном возрасте 3- 7 лет

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также отношения со сверстниками, проявляющиеся во взаимодействии и игровом виде.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя разнообразие постоянства функционального назначения вещи. Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте — овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок обучается общепринятым формам форм общения, у него бурно развивается речь, которая несет новую экспрессивную функцию.

Параметры общения:

1) форма общения:

— вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет);

— внеситуативно-личностное (5-6 лет).

2) содержание потребности в общении:

— потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет);

— потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве,

уважении взрослого при ведущей роли стремления к

сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).

3) ведущий мотив общения:

— Познавательный: взрослый, как более эрудированный, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей; (4- 5 лет);

— Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая

знаниями, умением и нормами (5-6 лет).

4) значение данной формы общения в общем развитии ребенка:

— первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;

— приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

На данном этапе при речевом общении происходят изменения содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения, овладение случайной регуляцией речевыми средствами. Познавательные интересы детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферуобъектов, людей и их взаимодействия с общественным миром. Перестраивается форма общения детей — она становится внеситуативно-личной.

Её отличительные признаки:

а) внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности;

б) потребность детей в общении со взрослыми является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взорами служит для детей критерием правильности этих оценок;

в) ведущее место занимают личностные мотивы общения, олицетворенные во взрослом который имеет свои особенные моральные свойства, нравственные достоинства, всестороннюю богатую особенность;

При виде взрослого ребенок может не редко испытывать смущение, которое подавляет его речь. Молчание либо речь шепотом частенько указывает на робость, испытываемую детьми. До самого дошкольного возраста подавление речи при виде нового человека сохраняется, что обуславливается бедностью ее содержания. С возрастом дети все более овладевают случайной регуляцией речи, и это составляет непременное условие их обучения в детском саду и их подготовки к обучению в школе.

Этап развития речевого общения состоит в том, что дети овладевают понятийным заполнением слова и потому научаются использовать его для передачи партнеру все более сложной и абстрактной по содержанию информации.

Рекомендации.

Рекомендации родителям

1. Каждый малыш индивидуален и в первую очередь родители должны это понимать, полюбить своих детей со всеми их плюсами и минусами и найти индивидуальный подход.

2. В общении с детьми нельзя переходит на личности и критиковать попытки ребёнка что-то сделать самостоятельно. Будет лучше, если ребенок не справиться или что то сломает, но зато получит необходимый опыт для развития в дальнейшем. Можно ненавязчиво предложить ему свою помощь.

3. Нужно постоянно проявлять совою любовь и заботу в словах прикосновениях и взглядах. Ребенок должен чувствовать вашу готовность поддержать его в любой ситуации.

4. В общение с ребёнком нужно избегать грубой интонации, насмешек и издевательств, дети очень хорошо чувствуют эмоциональную окраску в голосе.

5. Нельза психологически перегружать ребёнка вне соответствии с его возрастом, родители должны адекватно оценивать возможности своего ребёнка.

6. Родители должны давать ребёнку положительные эмоции и учить его радоваться жизни, а так же радоваться вместе с ним и замечать его успехи, а так же учить радоваться успехам других.

7. Ребенок впитывает в себя все, что видит вокруг, поэтому он является зеркалом своей семьи и своих родителей, поэтому родители должны следить за собой и своими эмоциями. 8. Родители должны выполнять обещания и отвечать за свои слова, приучая ребенка к тому же. 9. Уважение к старшим и к труду должно воспитываться у ребёнка на примере его родителей.

10. Родители должны уважать своего ребёнка советоваться с ним, интересуйтесь тем чего он хочет, а чего нет.

11. При разговоре родители должны стараться занять такое положение, что бы видеть его глаза, и внимательно слушать своего ребенка,

12. Наказывая ребёнка, родитель должен понятно и доступно объяснить причину наказания и не быть чрезмерно строгими.

13. Родители должны установить небольшое количество запретов, чтобы ребёнок чувствовал рамки дозволенного и не заходил за них.

Рекомендации педагогам

1. Преподаватель должен предоставить радостную и радушную встречу ребенку.

2. Важно вовлечь ребёнка в коллективные игры, например игрушкой или интересной игрой. 3. Преподавателю необходимо создать вокруг ребенка чувство безопасности и защищенности.

4. Должны учитываться возрастные особенности и к каждому ребёнку использоваться свой индивидуальный подход.

5. Важно, чтобы преподаватель приучал детей бережно относится к вещам и игрушкам (как к своим так и к чужим).

6. Преподаватель должен создавать в группе дружественную обстановку.

7. Важно учить детей решать конфликтные ситуации не кулаками а с помощью разговора, воспитывать уважительное отношение к окружающему миру и товарищам.

8. Педагоги могут сотрудничать и играть вместе с детьми.

9. Преподаватель должен помогать застенчивым детям влиться в коллектив, а так же уважать мнение ребёнка и его личность.

10. Важно уделять каждому ребёнку должное внимание, выслушивать и поддерживать его, чтобы он чувствовал понимание и сочувствие.

Источник

Методические рекомендации на тему:

«Организация правильного общения детей и взрослых»

Выполнил:

Воспитатель МАДОУ детский сад

комбинированного вида «Колосок»

Сивова Светлана Анатольевна

Тамбов, 2014г

План.

Общение ребенка в семье.

2

Стили воспитания.

5

Тест – игра «Как Вы общаетесь с ребёнком».

8

Памятка для родителей: «Правила общения с детьми».

9

Тест «Стратегия семейного воспитания»

10

Список используемой литературы.

14

Общение ребенка в семье.

Общение ребенка в семье является определяющим для формирования личности и начинается задолго до того, как ребенок овладеет речью.

Начальная форма общения – ситуативно-личностная (в период с 1 до 6 месяцев). Средством общения в данный период являются обмен взглядами, улыбками, вскриками и гулениями ребенка, ласковыми разговорами взрослого. Для этой формы общения характерны потребность во внимании ребенка и доброжелательность взрослых.

Следующая форма общения – ситуативно-деловая. Уже не взрослый сам по себе интересен ребенку, а наличие у него определенных предметов и умение или пользоваться. В этот период дети активно осваивают с помощью взрослого предметные действия (играть в игрушки, пользоваться бытовыми предметами), проявляют активность и самостоятельность. Ребенок становиться субъектом своей деятельности и партнером по общению. Появляются первые слова для определения потребностей. Во взаимодействии со взрослыми развиваются общение, речь, мышление. Главная задача взрослого – научить употреблять слова.

Когда ребенок овладеет активной речью, общение переходит на следующий уровень – вне ситуативное общение. В общении со взрослым, в этом периоде, расширяются представления ребенка о мире, о взаимоотношениях людей. Для ребенка характерны познавательные мотивы общения, любознательность. Появляется потребность в уважении себя, одобрении, сопереживании. Общение предполагает взаимность и обоюдность.

В этот период закладываются нравственные качества ребенка. Необходимо быть тактичным и внимательным в отношение ребенка. Грубые слова, насмешки, несправедливые замечания – плохие методы воспитания. В одном случае ребенок привыкает не реагировать на них, и тогда нельзя рассчитывать на сознательное послушание, в другом – окрики вызывают внутреннее сопротивление вашим указаниям. Если ребенок постоянно наталкивается на равнодушие и непонимание взрослых, то потребность поделиться с ними постепенно исчезает, и ребенок становится замкнутым. Как знать, не пожалеют ли родители об этом позднее.

Читайте также:  Развитие ребенка до года картинки для детей

Чтобы выстроить правильные взаимоотношения с ребенком, необходимы уважение, справедливая требовательность и последовательность.

Ребенок нуждается в ежедневном внимании родителей. Время общения лучше тратить не на нотации, а на дружескую беседу. Ведь потребность в общении – одна из главных человеческих потребностей, а взрослые – являются не только условием для создания нормальной жизни детей, но и главным источником психического развития.

Так как же построить доверительные отношения с ребенком? Прежде всего попробуйте придерживаться следующих принципов:

  • Принятие ребенка — ребенок должен понимать, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что, за сам факт его существования в этом мире. Когда родители принимают ребенка, он ощущает себя значимым.
  • Признание ребенка – безграничная вера родителей в то. Что ребенок оправдает их ожидания. Признание формирует у ребенка чувства собственного достоинства и веру в собственные силы.
  • Родительская любовь – неотъемлемый компонент в общении с ребенком любого возраста. Если ребенок духовно и физически ощущает родительскую любовь и ласку, то ваше общение будет плодотворней.
  • Быть доступным – в любую минуту найти в себе силы отложить свои дела, чтобы пообщаться с ребенком (ответить на вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его, поговорить и обсудить их вовремя).
  • Необходимо воспитание в ребенке ответственности и самодисциплины – родители ежедневно личным примером должны демонстрировать детям проявление ответственности (выполнение обещаний, данных детям; признание своего неумения сдерживать обещание и старание исправить свои ошибки). Одним из главных условий формирования у ребенка ответственности и навыков самодисциплины является наличие у ребенка определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Родителям необходимо проявлять терпимость и терпение, использовать как метод воспитания ограничение (ребенок должен четко воспринимать значение слова «Нет»).
  • Авторитет родителей —  важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Авторитет не приобретается «автоматически» с рождением ребёнка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Мнение родителей об окружающей действительности, их поступки и отношения – это слагаемые родительского авторитета. Авторитетность родителей в глазах ребёнка – это прежде всего желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была для отца и матери. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитет во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощения. Ещё одно немало важное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах детей, – отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Стили воспитания.

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.

1 тип — «Воспитание по типу Золушки». Родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно придирчивы к своему ребенку, требуют от него беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения всем семейным традициям. А наказывают своего ребенка за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение родительских требований, за нарушение многих других запретов.

При таком воспитании, как правило, родители младших школьников, готовят с ними уроки, при этом становятся в позицию далеко не лучшего учителя: всеми силами стараются «выжать» из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на «нажим» разнообразными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачиваются тем, что ребенок не хочет учиться, создается тревожное отношение к оценкам, похвале, порицанию.

Как правило, при таком типе воспитания ребенок — робкий, «забитый». Находясь под страхом наказания и оскорбления, многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность, или ребята начинают много фантазировать, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

2 тип — «Воспитание постоянной опекой». При таком типе воспитания родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых.

Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, не приспособленные к жизни люди. Они привыкают к тому, что за них кто — то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой воле.

3 тип — «Воспитание по типу «кумира» семьи». При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети, при таком воспитании, растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Следствия такого воспитания — потребительское отношение к окружающим, неспособность отсрочить получение удовольствия, безответственность.

4 тип «Воспитание равнодушием». Ребенок не получает в семье достаточно тепла, внимания, любви, он предоставлен сам себе и никем не контролируется. Никто не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения.

5 тип — «Воспитание подарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам и т. д., лишь бы дети не мешали им работать и делать карьеру. Вместо родительской любви, заботы, тепла и ласки ребенок получает от родителей суррогаты любви. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным близким людям.

6 тип — «Воспитание доверием». Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам.

Ребенку, особенно, младшего возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что — то делать, то завтра это у него обязательно получится.

При таком типе воспитания дети вырастают социально адаптированными, способными к сотрудничеству и творчеству.

Тест – игра «Как Вы общаетесь с ребёнком».

Как складываются ваши отношения с детьми? Кому же не хочется получить ответ на этот вопрос! Известный отечественный психолог Р. Овчарова для получения ответа тест-игру. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми:

Фразы

Баллы

1.

Сколько раз тебе повторять!

2

2.

Посоветуй мне, пожалуйста…

2

3.

Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4.

И в кого ты такой уродился?

2

5.

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6.

Ну на кого ты похож!

2

7.

Я в твое время!..

2

8.

Ты моя опора и помощник.

1

9.

Ну что за друзья у тебя!

2

10.

О чем ты только думаешь!

2

11.

Какая ты у меня умница!

1

12.

А как ты считаешь, сынок?

1

13.

У всех дети, как дети, а ты?

2

14.

Какой ты у меня сообразительный!

1

 Теперь подсчитайте общее количество баллов.

 7 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют гармоничному становлению личности.

10 – 12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

 Конечно, эта игра – лишь намек на реальное положение дел, и вместе с тем – информация к размышлению. От того, что ребенок слышит в детстве, на что ориентирован воспитательный процесс: на удобство родителей или развитие ребенка – зависит то, насколько благополучен будет этот малыш в будущем.

Читайте также:  Умный ребенок 100 идей для быстрого развития детей от 2 до 5 лет

Памятка для родителей: «Правила общения с детьми».

Правило 1. 

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “с тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!”

Правило 2.

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

Правило 3. 

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 4.

Позволяйте вашему ребенку встречаться с неприятными отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться “сознательным”.

Правило 5.

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Правило 6.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Правило 7.

Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 8.

Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Правило 9.

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

Источник: Ю.Б. Гиппенрейтер  «Общаться с ребенком. Как?»

Тест «Стратегия семейного воспитания»

Инструкция: родителям предлагается из четырех вариантов брать самый предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека — наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей свои

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)

Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас. (Эрнст

Легуве.)

В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Футер.)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут обходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей

Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.    

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.                                    

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.

Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Список используемой литературы.

1, Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» — Сфера; Москва; 2003

2. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. — М.: Просвещение, 1969.-359 с.

3. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.

4. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко — М.: Педагогика 1984. 380с.

5. Овчарова Р. В «Родительство как психологический феномен» — «Московский психолого-социальный институт» 2006 г.

Источник