Рефлексы ребенка в 5 лет
Ðåôëåêñû
Ðåáåíîê ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåò ñ àâòîìàòè÷åñêèìè ðåôëåêñàìè, è ýòî âàæíåéøåå ñâèäåòåëüñòâî òîãî, ÷òî åãî íåðâíàÿ ñèñòåìà «îðãàíèçîâàíà» ïðàâèëüíî. Íàïðèìåð, åñëè íàïðàâèòü â ëè÷èêî ìëàäåíöó ÿðêèé ñâåò, îí çàæìóðèòñÿ. Âëîæèòå êàêîé-íèáóäü ïðåäìåò åìó â ðîò, è îí íà÷íåò ñîñàòü åãî, â ëàäîøêó è îí îáõâàòèò åãî, ñòèñíóâ êóëà÷îê ñ òàêîé ñèëîé, ÷òî ñìîæåò óäåðæèâàòü íà âåñó ñîáñòâåííîå òåëî. Ìíîãèå ðåôëåêñû èñ÷åçàþò â òå÷åíèå ïåðâûõ ìåñÿöåâ, íî â ïåðâûå íåäåëè æèçíè âàæíî óáåäèòüñÿ â èõ íàëè÷èè. Ïðè ëþáûõ ñîìíåíèÿõ îáðàòèòåñü ê ïàòðîíàæíîìó ìåäðàáîòíèêó.
«Ïîðà íà æèâîòèê!»
Ìëàäåíåö ìíîãî âðåìåíè ïðîâîäèò íà ñïèíå âî âðåìÿ ñíà. Íî äëÿ ãàðìîíè÷íîãî ôèçè÷åñêîãî è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ åìó íóæíî ëåæàòü è íà æèâîòèêå. Ýòà ïîçà ïîáóæäàåò ìàëûøà ïîäíèìàòü ãîëîâó, óêðåïëÿÿ ìûøöû øåè. Óëîæèâ ðåáåíêà íà æèâîòèê, ïîõîäèòå ïî êîìíàòå îí ïðèïîäíèìåò ãîëîâó, ÷òîáû âèäåòü âàñ.
Êîðíåâîé ðåôëåêñ
Ýòîò ðåôëåêñ ïîìîãàåò íîâîðîæäåííîìó íàõîäèòü ãðóäü êîðìÿùåé ìàòåðè. ×òîáû ïðîâåðèòü åãî, ëåãîíüêî ïîõëîïàéòå ìëàäåíöà ïî ùå÷êå. Îí äîëæåí ïîâåðíóòüñÿ â òó æå ñòîðîíó ñ îòêðûòûì ðòîì, ãîòîâûé âçÿòü ãðóäü.
Êîðíåâîé ðåôëåêñ ñëàáååò ìåæäó òðåòüèì è ÷åòâåðòûì ìåñÿöàìè æèçíè, õîòÿ ó íåêîòîðûõ äåòåé ñîõðàíÿåòñÿ è ïðîÿâëÿåòñÿ âî ñíå è ïî ïðîøåñòâèè ÷åòûðåõ ìåñÿöåâ. Ïî ìåðå èñ÷åçíîâåíèÿ ðåôëåêñà äåòè â îæèäàíèè êîðìëåíèÿ âñå áîëüøå ïîëàãàþòñÿ íà îáîíÿíèå, çðåíèå è ñëóõ. Íåðåäêî ðîäèòåëè, íàáëþäàÿ ïðîÿâëåíèÿ êîðíåâîãî ðåôëåêñà, îøèáî÷íî ñ÷èòàþò, ÷òî ìàëûø õî÷åò åñòü. Îäíàêî ýòî àâòîìàòè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, íèêàê íå ñâÿçàííàÿ ñ ÷óâñòâîì ãîëîäà.
Ñîñàòåëüíûé ðåôëåêñ
Áëàãîäàðÿ ýòîìó âàæíåéøåìó âðîæäåííîìó ðåôëåêñó ìàëûø ñïîñîáåí êîðìèòüñÿ. Ïðîöåññ ñîñàíèÿ çàïóñêàåòñÿ, êîãäà ÷òî-ëèáî (áóäü òî ìàòåðèíñêèé ñîñîê, ñîñêà íà áóòûëî÷êå èëè ïàëåö ðîäèòåëÿ) êàñàåòñÿ íåáà ìëàäåíöà. Ðåáåíîê ðåàãèðóåò íà ïðèêîñíîâåíèå ñîñàíèåì è â ðåçóëüòàòå ïîëó÷àåò ìîëîêî.
Ðåôëåêñ áóäåò óòðà÷åí ìåñÿöà â ÷åòûðå, êîãäà ðåáåíîê óæå íàó÷èòñÿ óçíàâàòü ãðóäü èëè áóòûëî÷êó, ðåàãèðóÿ íà èõ ïîÿâëåíèå ñîñàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè.
Ñîñàòåëüíûé ðåôëåêñ ïîëíîñòüþ ôîðìèðóåòñÿ íå ðàíåå 36-é íåäåëè áåðåìåííîñòè, ïîýòîìó ìàëûøåé, ðîäèâøèõñÿ ðàíüøå ñðîêà, íåîáõîäèìî êîðìèòü ÷åðåç çîíä âïëîòü äî åãî ïîÿâëåíèÿ. Íåäîíîøåííûå ìëàäåíöû ðàçâèâàþòñÿ ïî-ðàçíîìó êòî áûñòðåå, êòî ìåäëåííåå, ÷òî â ïåðâóþ î÷åðåäü îïðåäåëÿåòñÿ ñðîêîì íåäîíîøåííîñòè. Ðàçâèòèþ ñîñàòåëüíîãî ðåôëåêñà ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü ñîñêà-ïóñòûøêà.
Õâàòàòåëüíûé ðåôëåêñ
Ýòîò ðåôëåêñ ñîõðàíÿåòñÿ ïðèìåðíî äî ÷åòûðåõìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà. ×òîáû ïðîâåðèòü åãî, âëîæèòå â ëàäîíü ìëàäåíöà ñâîé ïàëåö èëè ïîäõîäÿùèé ïî ôîðìå è ðàçìåðó ïðåäìåò. Ìàëûø óõâàòèòñÿ çà íåãî ñ íåîæèäàííîé ñèëîé. Ïðè õâàòå äâóìÿ ðóêàìè îí äàæå ñìîæåò ïîäòÿíóòüñÿ.
Ðåôëåêñ Ìîðî (ñëóõîâîé ðåôëåêñ èñïóãà)
Âîçìîæíî, âû çàìå÷àëè, êàê ìëàäåíåö âçäðàãèâàåò âñåì òåëîì â îòâåò íà âíåçàïíûé ãðîìêèé øóì èëè ðåçêîå äâèæåíèå ÷åëîâåêà, êîòîðûé åãî äåðæèò. Îùóùåíèå ïàäåíèÿ òàêæå ìîæåò íàïóãàòü åãî. Ðåáåíîê â îòâåò ìîæåò ðàñïëàêàòüñÿ, íî, ñêîðåå âñåãî, ïðîñòî î÷åíü áûñòðî âûòÿíåò è âíîâü ïîäîæìåò ðó÷êè è íîæêè. Ýòîò ðåôëåêñ äîëæåí èñ÷åçíóòü ìåæäó ÷åòâåðòûì è øåñòûì ìåñÿöàìè.
Ðåôëåêñ Áàáèíñêîãî
Åñëè äîñòàòî÷íî ðåçêî ïîñòó÷àòü ïî ñòîïå ìëàäåíöà, îí îòîãíåò áîëüøîé ïàëåö íàðóæó, à îñòàëüíûå âûïðÿìèò. Ïî ìåðå ðàçâèòèÿ íåðâíîé ñèñòåìû ýòîò ðåôëåêñ ñëàáååò è óõîäèò, õîòÿ íå òàê óæ ðåäêî íàáëþäàåòñÿ âïëîòü äî äâóõëåòíåãî âîçðàñòà.
Ðåôëåêñ àâòîìàòè÷åñêîé õîäüáû
Ïîñòàâüòå ðåáåíêà âåðòèêàëüíî (ïîääåðæèâàÿ ãîëîâó) ñòîïàìè íà òâåðäóþ ïîâåðõíîñòü. Îí íà÷íåò ïåðåñòóïàòü, ïî î÷åðåäè ïðèïîäíèìàÿ íîãè. Àâòîìàòè÷åñêàÿ õîäüáà íàáëþäàåòñÿ ïðèìåðíî äî äåâÿòîé íåäåëè æèçíè.
Àñèììåòðè÷íûé øåéíî-òîíè÷åñêèé ðåôëåêñ («ïîçà ôåõòîâàëüùèêà»)
Åñëè ïîëîæèòü ìåñÿ÷íîãî ìëàäåíöà íà ñïèíêó ñ ïîâåðíóòîé ãîëîâîé, ðóêà ñ ýòîé ñòîðîíû âûòÿíåòñÿ, à ïðîòèâîïîëîæíàÿ ñîãíåòñÿ â ëîêòå. Ðåáåíîê ïðèìåò õàðàêòåðíóþ «ïîçó ôåõòîâàëüùèêà». Ýòîò ðåôëåêñ ñîõðàíÿåòñÿ äî øåñòè ìåñÿöåâ. Ïðåäïîëîæèòåëüíî, îí îáëåã÷àåò ïðîõîæäåíèå ÷åðåç ðîäîâûå ïóòè.
Источник
Ребенок появляется на свет с автоматическими рефлексами, и это важнейшее свидетельство того, что его нервная система «организована» правильно. Например, если направить в личико младенцу яркий свет, он зажмурится. Вложите какой-нибудь предмет ему в рот, и он начнет сосать его, в ладошку – и он обхватит его, стиснув кулачок с такой силой, что сможет удерживать на весу собственное тело. Многие рефлексы исчезают в течение первых месяцев, но в первые недели жизни важно убедиться в их наличии. При любых сомнениях обратитесь к патронажному медработнику.
«Пора на животик!»
Младенец много времени проводит на спине во время сна. Но для гармоничного физического и умственного развития ему нужно лежать и на животике. Эта поза побуждает малыша поднимать голову, укрепляя мышцы шеи. Уложив ребенка на животик, походите по комнате – он приподнимет голову, чтобы видеть вас.
Корневой рефлекс
Этот рефлекс помогает новорожденному находить грудь кормящей матери. Чтобы проверить его, легонько похлопайте младенца по щечке. Он должен повернуться в ту же сторону с открытым ртом, готовый взять грудь.
Корневой рефлекс слабеет между третьим и четвертым месяцами жизни, хотя у некоторых детей сохраняется и проявляется во сне и по прошествии четырех месяцев. По мере исчезновения рефлекса дети в ожидании кормления все больше полагаются на обоняние, зрение и слух. Нередко родители, наблюдая проявления корневого рефлекса, ошибочно считают, что малыш хочет есть. Однако это автоматическая реакция, никак не связанная с чувством голода.
Сосательный рефлекс
Благодаря этому важнейшему врожденному рефлексу малыш способен кормиться. Процесс сосания запускается, когда что-либо (будь то материнский сосок, соска на бутылочке или палец родителя) касается неба младенца. Ребенок реагирует на прикосновение сосанием и в результате получает молоко.
Рефлекс будет утрачен месяца в четыре, когда ребенок уже научится узнавать грудь или бутылочку, реагируя на их появление сосательными движениями.
Сосательный рефлекс полностью формируется не ранее 36-й недели беременности, поэтому малышей, родившихся раньше срока, необходимо кормить через зонд вплоть до его появления. Недоношенные младенцы развиваются по-разному – кто быстрее, кто медленнее, что в первую очередь определяется сроком недоношенности. Развитию сосательного рефлекса может способствовать соска-пустышка.
Хватательный рефлекс
Этот рефлекс сохраняется примерно до четырехмесячного возраста. Чтобы проверить его, вложите в ладонь младенца свой палец или подходящий по форме и размеру предмет. Малыш ухватится за него с неожиданной силой. При хвате двумя руками он даже сможет подтянуться.
Рефлекс Моро (слуховой рефлекс испуга)
Возможно, вы замечали, как младенец вздрагивает всем телом в ответ на внезапный громкий шум или резкое движение человека, который его держит. Ощущение падения также может напугать его. Ребенок в ответ может расплакаться, но, скорее всего, просто очень быстро вытянет и вновь подожмет ручки и ножки. Этот рефлекс должен исчезнуть между четвертым и шестым месяцами.
Рефлекс Бабинского
Если достаточно резко постучать по стопе младенца, он отогнет большой палец наружу, а остальные выпрямит. По мере развития нервной системы этот рефлекс слабеет и уходит, хотя не так уж редко наблюдается вплоть до двухлетнего возраста.
Рефлекс автоматической ходьбы
Поставьте ребенка вертикально (поддерживая голову) стопами на твердую поверхность. Он начнет переступать, по очереди приподнимая ноги. Автоматическая ходьба наблюдается примерно до девятой недели жизни.
Асимметричный шейно-тонический рефлекс («поза фехтовальщика»)
Если положить месячного младенца на спинку с повернутой головой, рука с этой стороны вытянется, а противоположная согнется в локте. Ребенок примет характерную «позу фехтовальщика». Этот рефлекс сохраняется до шести месяцев. Предположительно, он облегчает прохождение через родовые пути.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Источник
Для успешного выживания в новых условиях природа наградила грудных детей рефлексами, которые помогают им приспособиться к внутренним и внешним раздражителям окружающей среды.
Многие из них присутствуют в жизни человека лишь на протяжении первого месяца появления на свет.
Разновидности
Рефлексы — ответная реакция организма на внешние раздражители.
Они крайне важны для любого человека, а для младенцев в особенности.
Безусловные (врожденные)
Эти физиологические рефлексы появились в процессе эволюции.
Их принято считать относительно постоянными, зарождаются они с помощью всей центральной нервной системы.
Малая часть исчезает спустя определенное время после рождения.
Условные
Данные реакции являются индивидуальными, обозначающимися благодаря коре головного мозга. Их формирование продолжается на протяжении всей жизнедеятельности. Одно из наиболее важного значения — способность человека приспосабливаться к новой среде.
ВАЖНО! В начале своей жизни младенец обладает лишь безусловными рефлексами, некоторые из которых сопровождают его на протяжении всей последующей жизни.
Таблица по месяцам
Название | Описание | До какого момента существует |
Моро | Проверка центральной нервной системы на быстроту реакции. | До 6 месяцев включительно. |
Сосательный | Способность сосать грудь матери или же соску, встроенную в бутылочку для кормления. | До 12 месяцев ослабевает, полностью исчезает через 3-4 года. |
Защитный | Способность защищать жизненно необходимые органы восприятия. | Наблюдается на протяжении всей жизни. |
Хватательный (поисковый) | Способность познавать мир путем тактильных ощущений и хватания различных объектов, находящихся поблизости. | До 12 месяцев включительно. |
Бабинского | Является разгибательным рефлексом стопы. | До 12-14 месяцев включительно. |
Бабкина | Способность при воздействии на ладонь поворачивать голову и открывать рот. | До 3 месяца включительно. |
Хоботковый | Способность при прикосновении складывать губы в трубочку, связана с сосательным рефлексом. | До 3 месяцев включительно. |
Бауэра | Способность уходить от раздражителя, действующего на стопы путем отползания в противоположную сторону. | До 4 месяцев включительно. |
Рефлекс опоры (опорный) | Способность полностью вставать на стопы при наличии поддержки со стороны. | До 2 месяцев включительно. |
Рефлекс ходьбы (шаговый) | Способность делать мелкие шаги при наклоне ребенка из положения «опоры». | До 2 месяцев включительно. |
Рефлекс задержки дыхания | Способность задерживать дыхание дальше обычного. | До 2 месяцев включительно. |
Галанта | Способность выгибаться при воздействии раздражителя на поясницу. | До 3 месяцев включительно. |
Ландау | Способность совершать более сложные движения, держать голову, руки и ноги навесу. | От 4 до 8 месяцев включительно. |
Переса | Реакция на раздражитель, вызывающий болевые ощущения. | До 4 месяцев включительно. |
Робинсона | Способность сильно обхватывать раздражитель, который воздействует на ладонь. | До 4 месяцев включительно. |
Глотательный | Способность проглатывать необходимую для жизнедеятельности пищу. | Остается на всю жизнь. |
А из видео вы узнаете как можно проверить большинство реакций:
Атавистические рефлексы
Атавистические рефлексы — безусловные рефлексы, отпадающие в процессе жизнедеятельности малыша за ненадобностью. Большинство подобных реакций действует лишь в первые 6 месяцев жизни.
Примеры атавистических рефлексов:
- Робинсона;
- Моро;
- задержки дыхания;
- ходьбы.
Данные реакции организма не формируют дальнейшее его развитие, а лишь указывают на полноценное функционирование центральной нервной системы. Даже рефлекс Бауэра не является источником дальнейшего обучения ползать, поскольку малютка передвигается при помощи движения рук, а не отталкивания. Рефлексы младенчества имеют вес лишь в животном мире.
Тонические рефлексы
Тонические рефлексы — безусловные рефлексы, исчезающие из жизни малыша после 3-х месяцев жизни. Если же они наблюдаются далее, то можно говорить о ДЦП ребенка.
Примеры тонических рефлексов:
- Ландау;
- симметричный шейный рефлекс;
- асимметричный шейный рефлекс.
Как проверить наличие рефлекса у ребенка самостоятельно?
Все реакции, необходимые для гармоничного развития малыша, проверяются у педиатра в зависимости от возраста малютки. Однако, бывают случаи, когда необходимо проверить наличие того или иного рефлекса самостоятельно. Это достаточно легко сделать, зная четкий алгоритм действий.
Рефлекс Моро
Действия для взрослого:
- Положить малыша на ровную, твердую поверхность.
- Ударить по поверхности на расстоянии, равном 15 см от головы ребенка (или громко хлопнуть в ладоши).
Ответная, нормальная реакция:
- Резкое, симметричное откидывание рук в сторону.
- Разжимание кулачков.
- Испуг/плач малыша, выброс адреналина в кровь или учащенное сердцебиение.
Проверить наличие рефлекса Моро можно и при помощи иных способов. Реакция с ручками окажется идентичной.
- Выпрямить и поднять ножки ребенка совместно с тазом.
ВАЖНО! Рефлекс можно наблюдать и в повседневной жизни. К примеру, при резком сигнале машины, неожиданно включившимся телевизоре или падении какого-то предмета.
Сосательный рефлекс
Действия взрослого:
- Погладить щеку малыша или легонько надавить на губы.
Ответная нормальная реакция:
- Открытие рта и шевеление языка, будто он желает сосать.
После еды сосательный рефлекс ослабевает, но уже спустя час восстанавливает силы.
Хватательный рефлекс
Действия взрослого:
- Слегка надавить на раскрытую ладонь ребенка.
Ответная нормальная реакция:
- Сильный обхват предлагаемого предмета или пальца взрослого.
Рефлекс Бабинского
Действия взрослого:
- С нажимом провести от пятки к пальцам стопы.
Ответная, нормальная реакция:
- Оттопыривается большой палец, остальные слегка поджимаются.
- Все пальцы веерообразно расходятся.
ВАЖНО! Действия должны быть симметричны.
Рефлекс Бабкина
Действия взрослого:
- Одновременно легонько надавить на ладони ребенка.
Нормальная реакция ребенка:
- Открытие рта, возможно, высовывание языка.
Хоботковый рефлекс
Действия взрослого:
- Приложить палец к верхней губе малютки.
Ответная нормальная реакция:
- Вытягивает губки, складывая их «трубочкой».
Связан рефлекс с сокращением мимической мускулатуры.
Рефлекс Бауэра
Действия взрослого:
- Положить ребенка на живот.
- Слегка надавить на стопы.
Ответная нормальная реакция:
- Совершение движения, имитирующего ползание.
Рефлекс Ландау
Данная реакция является двухфазной. Первая — верхние рефлексы, вторая — нижним.
Для выявления верхнего рефлекса необходимо:
- Положить малютку на живот так, чтобы его грудная клетка оказалась за пределами стола.
Нормальная ответная реакция:
- Разгибание спины, шеи и ручек назад. Иногда малыш может переворачиваться.
Для выявления нижнего рефлекса необходимо:
- Положить ребенка на плоскую поверхность, лишив опоры ножки и таз, либо взять на руки.
Ответная реакция:
- Выгибание спинки дугой.
- Поднятие ножек в направлении к себе.
Рефлекс Переса
Действия взрослого:
- Провести пальцем вдоль позвоночника (по остристым краям) от копчика до шеи.
Ответная нормальная реакция:
- Плач или крик.
- Сгибание конечностей.
- Поднятие головки.
- Разгибание туловища.
Рефлекс Переса воспринимается новорожденным крайне отрицательно.
Рефлекс ходьбы (шаговый)
Действия взрослого:
- Взять малютку на руки и поставить в вертикальное положение.
- Чуть наклонить вперед.
Ответная реакция ребенка:
- Имитация шагов в наклоненную сторону.
Рефлекс Галанта
Действия взрослого:
- Провести ладонью по спинке малыша.
Ответная реакция:
- Выгибание спинки.
- Выпрямление ножки на стороне вызова реакции.
Рефлекс опоры
Действия взрослого:
- Поставить малыша вертикально, чтобы стопы касались опоры.
Ответная реакция:
- Выпрямление туловище.
- Устойчивое положение (с поддержкой) на опоре.
Рефлекс Робинсона
Действия взрослого:
- Вложить свои пальцы в ладонь малыша.
- Получить ответную реакцию крепкого сжатия.
- Приподнять.
- Малыш должен спокойно висеть на вытянутых ручках.
Как вырабатывать?
Главное, что необходимо при вырабатывании любой реакции — регулярность.
К примеру, слабый хватательный рефлекс можно укрепить, вкладывая в ручку малыша различные предметы и подвесив к кроватке яркие, привлекающие внимание игрушки.
Рефлекс ползания также не является сложным, требуется лишь стимулировать его, как описано выше.
Самостоятельно родители способны выработать хватательный,ходьбы, ползания, сосательный и прочие рефлексы.
Что делать, если рефлекс слабый или отсутствует?
Если рефлексы запаздывают или проявляются крайне слабо, то у ребенка могут обнаружить повреждение центральной нервной системы.
После рождения следует ежемесячно посещать педиатра, который сможет проверить наличие необходимых реакций и в случае их отсутствия или слабости, направить на более серьезную проверку к неврологу.
ВАЖНО! В младенческом возрасте главным рефлексом является сосательный, поскольку благодаря ему в организм малютки поступает пища, необходимая для дальнейшего роста и развития. В случае слабого или, если сосательный рефлекс отсутствует, могут назначить кормление через зонд или внутривенно.
Без консультации специалиста сделать ничего не получится, поскольку каждый случай является уникальным.
Внимательно следите за поведением новорожденного ребенка. Ни в коем случае не пренебрегайте регулярными походами к педиатру для отслеживания здоровья, потому что ситуацию можно запустить до предельного уровня. Берегите свою малютку!
Также познавательно будет узнать мнение доктора Комаровского из следующего видео:
Источник
Природа защищает новорожденных с первых минут жизни, закладывая в них безусловные рефлексы. Благодаря ним только родившийся младенец может сосать материнскую грудь, получая питание, и с их помощью дети осваивают двигательные навыки.
О рефлексах
Проявление рефлексов у новорожденных контролируется разными отделами мозга, и по становлению автоматизмов и времени их угасания педиатры и неврологи определяют, нет ли у крохи поражения отделов мозга или нарушения их функций.
В период новорожденности у малыша задействованы исключительно безусловные рефлексы, которые со временем либо исчезают, либо перерождаются в условные. Приобретенные в процессе развития и созревания отделов мозга двигательные реакции являются словно личным опытом младенца.
Безусловные физиологические рефлексы необходимы грудничку для разных целей:
- Чтобы пережить процесс родов и тяжелый для него период адаптации к новому миру и иным условиям, такие автоматизмы исчезают со временем «за ненадобностью»;
- некоторые рефлексы постепенно перерождаются в двигательные навыки;
- часть рефлексов у детей остается с ними на всю жизнь.
Проверка работы рефлексов важна для оценки состояния и темпов развития крохи в первые месяцы жизни, а также для стимулирования образования условных автоматизмов. Очень полезно включать в ежедневные гимнастические занятия:
- проверку рефлекса ползания, которая будет снижать тонусность мышц, помогать крохе осваивать процесс ползания и способствовать отхождению газиков;
- стимулирование хватательного автоматизма, особенно если он слабый, и малыш плохо и мало держит предметы в руках;
- ежедневно следует проверять, остался ли у крохи нижний хватательный автоматизм и рефлекс Бабинского, такое контрастное стимулирование будет способствовать правильному развитию стопы;
- защитный автоматизм помогает малышу при выкладывании на животик укреплять мышцы шеи и плеч, что приблизит момент, когда он сможет удерживать головку, и в целом ускорит темпы развития мускулатуры ребенка.
Оральные автоматизмы
Безусловные рефлексы новорожденных этой группы отвечают за процесс сосания и проявляются в первые часы жизни крохи.
Сосательный рефлекс
Данный автоматизм проявляется при воздействии на полость рта ребенка: если вложить малышу в ротик соску или сосок, он тут же начинает делать характерные сосательные движения. Сосательный рефлекс важен не только для получения пищи: благодаря регулярным движениям челюсти правильно формируется лицевой скелет у детей, происходит очистка ушек от загрязнений.
Сосательный автоматизм сохраняется у детей на первом году жизни.
Хоботковый автоматизм
Если приложить к губам грудничка палец, сосок или соску, кроха вытянет их, словно хоботок. Сосательный автоматизм работает в паре с хоботковым: почувствовав объект, из которого можно получить пищу, ротик малыша принимает нужную форму, захватывает «источник питания» и начинает производить сосательные движения. Хоботковый автоматизм наблюдается у детей до 2-3 месяцев, плавно угасая к концу этого срока. Дольше он сохраняется у малышей, имеющих поражение ЦНС.
Искательный рефлекс
Этот автоматизм также помогает новорожденному питаться. Если дотронуться до уголка рта ребенка, он повернет голову в ту сторону, которой вы коснулись. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам, когда младенец начинает хорошо видеть.
Реакция Бабкина
Если надавить на ладошки грудничка, у него приоткроется ротик, а подбородок прижмется к груди. По становлению этого автоматизма специалисты определяют состояние малышей, особенно если роды проходили тяжело: если рефлекс слабый или отсутствует, значит у ребенка есть нарушения в работе ЦНС. Рефлекс Бабкина угасает после 3 месяцев жизни.
Глотательный автоматизм
Он позволяет ребенку проглатывать пищу. И если сосательный рефлекс постепенно затухает к концу первого года жизни, то глотательный остается с человеком навсегда.
Двигательные автоматизмы
- Защитный рефлекс проявляется, когда младенца кладут на животик — малыш должен повернуть головку в сторону. Вложив в кроху такой автоматизм, природа охраняет его от удушения из-за невозможности перевернуться самостоятельно на бок или на спину.
Защитный автоматизм проявляется у малышей с первых часов жизни, но у детей с поражением ЦНС он может отсутствовать. - Рефлекс опоры можно выявить, если, поддерживая кроху под мышки, предоставить его ступням опору. Малыш при этом должен выпрямить корпус и встать на полную стопу. При легком наклоне вперед грудничок начинает «шагать». Эта реакция — временное явление и из нее не вырастают двигательные навыки. Автоматизм в норме должен угаснуть до 1,5 месяцев.
- Рефлекс Бауэра представляет из себя способность совершать ползательные движения. Автоматизм проявляется у малыша в любой позе и усиливается, если его ступням предоставить опору. Специалисты отмечают наличие этой реакции с 3-4 дня, а угасает она постепенно к 4-5 месяцам, когда ползание становится для ребенка осознанным занятием.
- Хватательный рефлекс заключается в том, что при вкладывании объекта в ладони младенца, ребенок его зажимает в кулачок и прочно удерживает. Данный автоматизм отмечается у детей до 3-4 месяцев.
Хватательный рефлекс есть и на нижних конечностях: если надавить на стопу в области 2 и 3 пальцев, малыш согнет пальчики ног. Как правило, наличие этого автоматизма на ступнях проверяется вместе с рефлексом Бабинского. - Рефлекс Бабинского — это неосознанное разгибание и расправление пальчиков стопы после проведения пальцем по наружной стороне ступни от пяточки к пальцам.
- Рефлекс Моро у новорожденных проявляется сразу после появления на свет и заключается в симметричном разведении и сведении ручек младенца в ответ на различные раздражители: похлопывание по бедру, резкий шум, удар по пеленальной поверхности в 15 см от головки ребенка. Автоматизм этот постепенно угасает к полугоду.
- Реакция Галанта действует, когда новорожденного, лежащего на боку, поглаживают по линии позвоночника, в ответ на эти действия малыш изгибает спинку. В норме автоматизм начинает проявляться с 5-6 дня и наблюдается до 3-4 месяцев, если же у младенца имеется поражение спинного мозга, рефлекс Галанта не будет действовать.
- Рефлекс Переса проявляется при болезненном надавливании на остистые отростки позвонков, реакция ребенка на такие действия должна быть соответствующей — малыш будет плакать, мышечный тонус у него резко повысится, что приведет с сгибанию конечностей. Автоматизм Переса наблюдается у малышей до 4 месяцев, но отсутствует у детей с поражением ЦНС.
Позотонические рефлексы
Данная группа автоматизмов отвечает за двигательное развитие младенца и контролирует тонусность мышц. Именно благодаря им дитя может поднимать головку, а впоследствии учится сидеть, стоять и ходить. В норме эти рефлексы проявляются постоянно у новорожденных, а у недоношенных выражены слабо.
- Реакция Магнуса-Клейна характеризуется разгибанием и сгибанием определенных конечностей при повороте головы лежащего ребенка. Так, если лицо крохи обращено к правой ручке, то она распрямится, а левая, наоборот, согнется.
- Шейный автоматизм также связан с изменением тонуса мышц при движении шеей. Если согнуть голову новорожденного, у него повысится тонус сгибателей рук и разгибателей ножек, то есть верхние конечности согнутся, а нижние — разогнутся. При обратном движении головки малыша ручки его распрямятся, а ножки подогнутся.
- Лабиринтный рефлекс выражается в тонусе мышц-разгибателей в положении на спине, если же кроху выложить на животик, его спинка, ручки и ножки словно подогнутся, и младенец примет позу эмбриона.
- Группа установочных реакций появляется со второго месяца жизни и позволяет малышу удерживать части своего тела: сначала головку в вертикальном положении, затем приподнимать ее, лежа на животике. Со временем рефлекторная тонусность перерастет в контролируемую мозгом, а пока малышу помогает сама природа.
- Физиологические реакции выпрямления и равновесия позволяют крохе координировать свои движения и удерживать свое тело при сидении и в вертикальном положении, причем автоматизм выпрямления постепенно сменяется на автоматизм равновесия. Поначалу у младенца возникает тонусность мышц, которая влияет на его положение, а затем его организм учится самостоятельно балансировать, напрягая определенные мышцы. На основании этих сложных реакций выстраивается база практически всех двигательных навыков.
Оценка статьи:
(2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник