Рефлексы ребенка в 4 года

Рефлексы ребенка в 4 года thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2017;
проверки требуют 14 правок.

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).

Спинальные двигательные автоматизмы[править | править код]

Защитный рефлекс новорождённого[править | править код]

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъём головы и даже запрокидывание её назад.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых[править | править код]

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1—1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание[править | править код]

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения — спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3—4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6—12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс[править | править код]

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинсона). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей — реакция ослаблена, у возбудимых — усилена. Рефлекс физиологичен до 3 — 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4—5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Рефлекс Галанта[править | править код]

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5—6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Читайте также:  Материалы к занятиям с ребенком 4 года

Рефлекс Переса[править | править код]

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3—4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро[править | править код]

Вызывается различными приёмами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение — II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4—5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

Оральные сегментарные автоматизмы[править | править код]

Сосательный рефлекс[править | править код]

При введении указательного пальца в рот на 3—4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс является безусловным и отсутствует при парезе лицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.
Сосательный рефлекс у детей человека угасает обычно между тремя и четырьмя годами жизни, что объясняет, почему во многих культурах грудное вскармливание длится до возраста трёх—четырёх лет, т.е. до того возраста, до которого ребёнок сам сосёт грудь.
Антрополог из США профессор Кэтрин А. Деттвайлер пришла к выводу, что потребность в сосании, т.е. естественный срок сосания груди (ожидаемый нашими детьми), может продолжаться от 2,5 до 7,0 лет[1].

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)[править | править код]

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова.
Этот рефлекс особенно хорошо выражен за 30 мин до кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс
наблюдается до 3—4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса — односторонний парез лицевого нерва. Рефлекс отсутствует — двухсторонний парез лицевого нерва, поражение ЦНС.

Хоботковый рефлекс[править | править код]

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2—3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)[править | править код]

Видео, показывающее рефлекс Бабкина.

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезе руки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает.

См. также[править | править код]

  • Двигательный стереотип

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Источник

Рефлексы новорожденного

Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы. Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние. При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.

Читайте также:  Чем развлечь ребенка в поезде 4 года

Рефлексы ребенка в 4 года

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Рефлексы ребенка в 4 года

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Рефлексы ребенка в 4 года

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Таблица основных врожденных рефлексов

Рефлексы ребенка в 4 года

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Причины аномальной реакции на вызов рефлекса

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • ДЦП.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

Как выработать рефлексы?

Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.

Рефлексы ребенка в 4 года

Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.

Рефлексы ребенка в 4 года

Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

Читайте также:  У ребенка 4 года гипертрофия левого желудочка сердца

В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.

Источник

Ðåôëåêñû

Ðåáåíîê ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåò ñ àâòîìàòè÷åñêèìè ðåôëåêñàìè, è ýòî âàæíåéøåå ñâèäåòåëüñòâî òîãî, ÷òî åãî íåðâíàÿ ñèñòåìà «îðãàíèçîâàíà» ïðàâèëüíî. Íàïðèìåð, åñëè íàïðàâèòü â ëè÷èêî ìëàäåíöó ÿðêèé ñâåò, îí çàæìóðèòñÿ. Âëîæèòå êàêîé-íèáóäü ïðåäìåò åìó â ðîò, è îí íà÷íåò ñîñàòü åãî, â ëàäîøêó – è îí îáõâàòèò åãî, ñòèñíóâ êóëà÷îê ñ òàêîé ñèëîé, ÷òî ñìîæåò óäåðæèâàòü íà âåñó ñîáñòâåííîå òåëî. Ìíîãèå ðåôëåêñû èñ÷åçàþò â òå÷åíèå ïåðâûõ ìåñÿöåâ, íî â ïåðâûå íåäåëè æèçíè âàæíî óáåäèòüñÿ â èõ íàëè÷èè. Ïðè ëþáûõ ñîìíåíèÿõ îáðàòèòåñü ê ïàòðîíàæíîìó ìåäðàáîòíèêó.

«Ïîðà íà æèâîòèê!»

Ìëàäåíåö ìíîãî âðåìåíè ïðîâîäèò íà ñïèíå âî âðåìÿ ñíà. Íî äëÿ ãàðìîíè÷íîãî ôèçè÷åñêîãî è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ åìó íóæíî ëåæàòü è íà æèâîòèêå. Ýòà ïîçà ïîáóæäàåò ìàëûøà ïîäíèìàòü ãîëîâó, óêðåïëÿÿ ìûøöû øåè. Óëîæèâ ðåáåíêà íà æèâîòèê, ïîõîäèòå ïî êîìíàò堖 îí ïðèïîäíèìåò ãîëîâó, ÷òîáû âèäåòü âàñ.

Êîðíåâîé ðåôëåêñ

Ýòîò ðåôëåêñ ïîìîãàåò íîâîðîæäåííîìó íàõîäèòü ãðóäü êîðìÿùåé ìàòåðè. ×òîáû ïðîâåðèòü åãî, ëåãîíüêî ïîõëîïàéòå ìëàäåíöà ïî ùå÷êå. Îí äîëæåí ïîâåðíóòüñÿ â òó æå ñòîðîíó ñ îòêðûòûì ðòîì, ãîòîâûé âçÿòü ãðóäü.

Êîðíåâîé ðåôëåêñ ñëàáååò ìåæäó òðåòüèì è ÷åòâåðòûì ìåñÿöàìè æèçíè, õîòÿ ó íåêîòîðûõ äåòåé ñîõðàíÿåòñÿ è ïðîÿâëÿåòñÿ âî ñíå è ïî ïðîøåñòâèè ÷åòûðåõ ìåñÿöåâ. Ïî ìåðå èñ÷åçíîâåíèÿ ðåôëåêñà äåòè â îæèäàíèè êîðìëåíèÿ âñå áîëüøå ïîëàãàþòñÿ íà îáîíÿíèå, çðåíèå è ñëóõ. Íåðåäêî ðîäèòåëè, íàáëþäàÿ ïðîÿâëåíèÿ êîðíåâîãî ðåôëåêñà, îøèáî÷íî ñ÷èòàþò, ÷òî ìàëûø õî÷åò åñòü. Îäíàêî ýòî àâòîìàòè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, íèêàê íå ñâÿçàííàÿ ñ ÷óâñòâîì ãîëîäà.

Ñîñàòåëüíûé ðåôëåêñ

Áëàãîäàðÿ ýòîìó âàæíåéøåìó âðîæäåííîìó ðåôëåêñó ìàëûø ñïîñîáåí êîðìèòüñÿ. Ïðîöåññ ñîñàíèÿ çàïóñêàåòñÿ, êîãäà ÷òî-ëèáî (áóäü òî ìàòåðèíñêèé ñîñîê, ñîñêà íà áóòûëî÷êå èëè ïàëåö ðîäèòåëÿ) êàñàåòñÿ íåáà ìëàäåíöà. Ðåáåíîê ðåàãèðóåò íà ïðèêîñíîâåíèå ñîñàíèåì è â ðåçóëüòàòå ïîëó÷àåò ìîëîêî.

Ðåôëåêñ áóäåò óòðà÷åí ìåñÿöà â ÷åòûðå, êîãäà ðåáåíîê óæå íàó÷èòñÿ óçíàâàòü ãðóäü èëè áóòûëî÷êó, ðåàãèðóÿ íà èõ ïîÿâëåíèå ñîñàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè.

Ñîñàòåëüíûé ðåôëåêñ ïîëíîñòüþ ôîðìèðóåòñÿ íå ðàíåå 36-é íåäåëè áåðåìåííîñòè, ïîýòîìó ìàëûøåé, ðîäèâøèõñÿ ðàíüøå ñðîêà, íåîáõîäèìî êîðìèòü ÷åðåç çîíä âïëîòü äî åãî ïîÿâëåíèÿ. Íåäîíîøåííûå ìëàäåíöû ðàçâèâàþòñÿ ïî-ðàçíîìó – êòî áûñòðåå, êòî ìåäëåííåå, ÷òî â ïåðâóþ î÷åðåäü îïðåäåëÿåòñÿ ñðîêîì íåäîíîøåííîñòè. Ðàçâèòèþ ñîñàòåëüíîãî ðåôëåêñà ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü ñîñêà-ïóñòûøêà.

Õâàòàòåëüíûé ðåôëåêñ

Ýòîò ðåôëåêñ ñîõðàíÿåòñÿ ïðèìåðíî äî ÷åòûðåõìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà. ×òîáû ïðîâåðèòü åãî, âëîæèòå â ëàäîíü ìëàäåíöà ñâîé ïàëåö èëè ïîäõîäÿùèé ïî ôîðìå è ðàçìåðó ïðåäìåò. Ìàëûø óõâàòèòñÿ çà íåãî ñ íåîæèäàííîé ñèëîé. Ïðè õâàòå äâóìÿ ðóêàìè îí äàæå ñìîæåò ïîäòÿíóòüñÿ.

Ðåôëåêñ Ìîðî (ñëóõîâîé ðåôëåêñ èñïóãà)

Âîçìîæíî, âû çàìå÷àëè, êàê ìëàäåíåö âçäðàãèâàåò âñåì òåëîì â îòâåò íà âíåçàïíûé ãðîìêèé øóì èëè ðåçêîå äâèæåíèå ÷åëîâåêà, êîòîðûé åãî äåðæèò. Îùóùåíèå ïàäåíèÿ òàêæå ìîæåò íàïóãàòü åãî. Ðåáåíîê â îòâåò ìîæåò ðàñïëàêàòüñÿ, íî, ñêîðåå âñåãî, ïðîñòî î÷åíü áûñòðî âûòÿíåò è âíîâü ïîäîæìåò ðó÷êè è íîæêè. Ýòîò ðåôëåêñ äîëæåí èñ÷åçíóòü ìåæäó ÷åòâåðòûì è øåñòûì ìåñÿöàìè.

Ðåôëåêñ Áàáèíñêîãî

Åñëè äîñòàòî÷íî ðåçêî ïîñòó÷àòü ïî ñòîïå ìëàäåíöà, îí îòîãíåò áîëüøîé ïàëåö íàðóæó, à îñòàëüíûå âûïðÿìèò. Ïî ìåðå ðàçâèòèÿ íåðâíîé ñèñòåìû ýòîò ðåôëåêñ ñëàáååò è óõîäèò, õîòÿ íå òàê óæ ðåäêî íàáëþäàåòñÿ âïëîòü äî äâóõëåòíåãî âîçðàñòà.

Ðåôëåêñ àâòîìàòè÷åñêîé õîäüáû

Ïîñòàâüòå ðåáåíêà âåðòèêàëüíî (ïîääåðæèâàÿ ãîëîâó) ñòîïàìè íà òâåðäóþ ïîâåðõíîñòü. Îí íà÷íåò ïåðåñòóïàòü, ïî î÷åðåäè ïðèïîäíèìàÿ íîãè. Àâòîìàòè÷åñêàÿ õîäüáà íàáëþäàåòñÿ ïðèìåðíî äî äåâÿòîé íåäåëè æèçíè.

Àñèììåòðè÷íûé øåéíî-òîíè÷åñêèé ðåôëåêñ («ïîçà ôåõòîâàëüùèêà»)

Åñëè ïîëîæèòü ìåñÿ÷íîãî ìëàäåíöà íà ñïèíêó ñ ïîâåðíóòîé ãîëîâîé, ðóêà ñ ýòîé ñòîðîíû âûòÿíåòñÿ, à ïðîòèâîïîëîæíàÿ ñîãíåòñÿ â ëîêòå. Ðåáåíîê ïðèìåò õàðàêòåðíóþ «ïîçó ôåõòîâàëüùèêà». Ýòîò ðåôëåêñ ñîõðàíÿåòñÿ äî øåñòè ìåñÿöåâ. Ïðåäïîëîæèòåëüíî, îí îáëåã÷àåò ïðîõîæäåíèå ÷åðåç ðîäîâûå ïóòè.

Источник