Речевой негативизм ребенок 3 года

Речевой негативизм ребенок 3 года thumbnail

Авторы: Коваль Ирина

В последнее время количество неговорящих детей 2–3-летнего возраста заметно увеличилось. На детской площадке все реже и реже встречаются малыши, которые владеют речью в соответствии с возрастной нормой. Но все чаще встречаются дети-молчуны, которые предпочитают общаться знаками либо вообще игнорируют сверстников и взрослых. И когда у родителей закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка, всегда находятся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда «всё само наладится».

Но чаще всего родители советов не слушают, а с самыми лучшими намерениями начинают настойчиво и постоянно просить неговорящего ребенка повторять за ними слова: «Скажи…», «Повтори…». Хуже всего, что этим они только усугубят ситуацию — ребенок вообще может отказаться говорить. Навязчивая настойчивость взрослых может вызвать у ребенка речевой негативизм.

В чем проявляется речевой негативизм?

Ребенок отказывается от общения, становится замкнутым, в его поведении наблюдается агрессивность. Дети избегают общения со взрослым и сверстниками, а на задаваемые вопросы демонстративно отворачиваются и молчат, иногда мычат и показывают пальцем.

Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь ко взрослым или ровесникам. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за таким «самостоятельным» поведением скрывается несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.

Как вызвать у ребенка желание говорить?

Для начала необходимо вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации. Как это сделать? Начинать необходимо с простейших игр.

Приведем пример. Нужно взять любимую игрушку ребенка (куклу, машинку, котенка, собачку), присесть возле малыша и начать выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша корова: топ-топ. Как идет наша корова?» На свой вопрос отвечайте сами: «Топ-топ». «А как зовут нашу корову?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Буренка. Нашу корову зовут Буренка». «Как говорит Буренка?». И ваш ответ: «Му. Буренка говорит му, му, му». «Где рога у Буренки?». Указывая пальцем на рога, говорим: «Вот рога у Буренки. Рога». Такую же манипуляцию проводим с глазками, ротиком, хвостом и т. д. Не стоит ожидать сразу первых слов от малыша — ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Топ-топ», «Му-му» … Ребенок может заинтересованно следить за вашими действиями, но только следить. Попыток повторить слова, которые проговаривает мама, на начальном этапе может вообще не быть. И когда через некоторое время малыш робко, негромко произнесет «му-му» или «би-би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось.

А что делать, если ребенок делает вид, что ему такие игры не интересны? Присмотритесь к малышу. Если он не следит за действиями, но внимательно слушает и у него, как говорится, «ушки на макушке», то нервничать по этому поводу не стоит. Вы на правильном пути. Такой вид игры для ребенка новый, и он с опаской и настороженностью к нему относится. В подобном случае необходимо продолжать манипуляции с игрушками. И очень скоро малыш к вам присоединится. Ведь от него сейчас ничего не требуют, а следить за всем новым так интересно.

Также следует помнить, что ребенок еще не в состоянии длительно концентрировать внимание на каком-либо занятии или предмете долго. Поэтому продолжительность такой игры невелика, не более 3–5 минут. Очень важно также постоянно менять предмет игры. Сейчас это корова, после дневного сна — машина, вечером — кукла и т. д.

Когда ребенок будет произносить отдельные слова уже более уверенно, следует переходить к следующему этапу — стимулировать имитацию речи взрослого. Что для этого необходимо? Отбираем простые по слоговому составу слова (на начальном этапе достаточно 5–10 слов). Например: кубик, мяч, дом… Продолжаем все так же играть с предметами и говорим: «Это ку-бик (мяч). Что мы взяли?». И делаем паузу. Если малыш не ответил, то повторяем вместо него: «Ку-бик».«Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка вступить в диалог.

Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом «оречевлять» любые свои и ребенка действия. Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. «Мы идем гулять, спать, пить, есть…» Главное, чтобы ребенок не догадывался, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи — общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша.

В ходе развивающих игр следует избегать таких слов, как: «Повтори …!», «Скажи …!». Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок сам начнет повторять за вами слоги, а затем слова, отвечать на вопросы, так что запаситесь терпением.

Не забывайте о похвале

Ребенку очень важно слышать похвальные слова от родителей: «Молодец!», «Как здорово!», «Дай пять»… Хвалим ребенка не только словами, но и объятиями, можно еще и поцелуями. Чем больше ребенок слышит похвалы, чем теснее у него контакт с вами, тем больше он раскрывается и старается.

Следующий этап в развитии речи ребенка — стимуляция потребности в общении. Для этого необходимо задавать малышу вопросы: «Что ты принес?», «Это мне?», «Что у тебя в руках?». Затем ставьте малыша перед выбором: «Что тебе подать: мяч или кубик?», «Что ты хочешь: пить или есть?».

Вопросы подобного типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации.

Внимание! В игре «Вопрос-ответ» необходимо использовать только те слова, которые ребенок уже знает и неоднократно повторял.

Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок и любых требований.

Читайте также:  Чсс у ребенка 3 года во сне

Запомните слова-табу: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!». Их не должно быть в вашей речи.

И всегда помните о цели — избавить ребенка от речевого негативизма, а впоследствии — добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность и делал это с удовольствием.

Терпения вам, любящие и заботливые родители!

опубликовано 20/02/2019 14:51
обновлено 24/02/2019
— Педагогика и психология, Рост и развитие, Развитие речи

Источник

Регулярно встречаю в работе детей с ЗРР (задержка речевого развития), а еще детей, которые отказываются говорить (на вопросы и предложения поиграть ребенок отвечает «Не!» или жестом закрывает мне рот). Чаще это дети, которые вообще не говорят, говорят несколько слов или несколько слогов.

Такой негативизм вызван неправильным общением с ребенком. Бывает, родители ругают ребенка, если он не говорит. Думают, что он ленится или вредничает. Он точно не ленится, потому что в 2-3 года по своей природе дети очень любознательные, им все интересно, в том числе говорить и играть со взрослыми.

Для преодоления ЗРР и профилактики речевого негативизма нужно следовать правилам

1. Главное! Не просите ребенка: «Скажи», «Повтори». Заменяйте эти слова на вопросы: «Что это?», «Угадай, кто это?», «Я забыла, что это?», «Я не вижу, что там нарисовано?».

Это основная причина негативизма. Ребенка заставляют сказать слово, а у него не получается. Вместо «мама» у ребенка выходит «ма». А от него требуют: «Скажи мама, скажи мама». В итоге ребенок просто откажется говорить.

2. Если ребенок уже в состоянии речевого негативизма, завлекайте его в игру. На отказ ребенка — играйте сами, ребенок заинтересуется какой-нибудь игрой. В игре и на эмоциях происходит речевое развитие. Ребенку не должно быть скучно!

3. Поощряйте и не заостряйте внимание на неправильно произнесенном слове. Ребенок на кису говорит, например, ки. Вы хвалите (Да, это КИСА — говорите, растягивая слово). А еще из слога можно сделать слово, этим занимаются логопеды на своих занятиях (поют слоги: ки-са, хлопают в ладошки: ки-са и т.д.)

4. Говорите короткими фразами без сложных конструкций (примерно 4 слова): «Маша, пойдем есть кашу», а не «Маша, пойдем поедим кашку с яблочками, так вкусно будет». Ребенку с задержкой речевого развития проще понять короткую фразу, а не вычленить необходимое из целого потока.

5. Не используйте «детские» слова — это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (машинка, собачка, кошечка). Дети 6 лет часто не могут назвать слова без этих суффиксов, потому что в их речи они отсутствуют. Если смотрите на куклу, говорите, что это кукла. Не надо «сюсюкаться».

6. Не заменяйте животное или предмет звукоподражаниями. В работе логопеды использует звукоподражания как раз с неговорящими детьми. Но мы не говорим, например: «Это му-му, это мяу, это би-би». Правильно: «Это корова, она говорит му-му. Это киса, она говорит (мяукает) мяу. Это машина, она гудит би-би».

7. Играйте с ребенком каждый день. Сейчас можно найти множество игр в интернете на запуск речи, на общую и мелкую моторику.

  • Бытовые игры: готовим, уборка квартиры, стирка. Вовлекайте ребенка во все свои занятия, попутно озвучивайте свои действия (Берем, режем, кидаем… Покажи, где морковь. Да, это морковь. Трем морковь…)
  • Развитие общей моторики: ребенок должен хорошо управлять своим телом, уметь прыгать, приседать, кидать мяч из-за головы, стоять на одной ноге. Используйте логоритмику (полезна для малышей — например, логоритмика Железновой, есть в свободном доступе).
  • Развитие мелкой моторики: перебирайте и сортируйте крупу, учите ребенка брать предметы двумя пальцами (игра с копилкой и монетками).

Если ребенок с ЗРР ходит в детский сад, обязательно поговорите с воспитателями и проинструктируйте их по общению с вашим ребенком, чтобы не появился речевой негативизм!

Источник

Предыдущая тема :: Следующая тема  
АвторСообщение
ipodzem
Студент

На сайте с 15.09.08
Сообщения: 1385
В дневниках: 1139
Откуда: Омск
Речевой негативизм ребенок 3 годаРечевой негативизм ребенок 3 годаРечевой негативизм ребенок 3 года

Добавлено: Ср Апр 08, 2015 12:36    Заголовок сообщения: Речевой негативизм у ребенка
Здравствуйте,

Помогите пожалуйста, советом.

Моему сыну 4.5 г. ОНР 1 уровня — в запасе у него несколько десятков слов, остальное звукоподражания. Проходим лечение у невролога, занимаемся у логопеда и дома но результат оооочень медленный.

Проблема в том, что у него нет желания говорить. До 4 лет все попытки его разговорить натыкались на категорический отказ. Занятия с логопедом потихоньку «растормошили» его и начинает помаленьку повторять слова. Но не использует их в речи. То есть за логопедом по слогам повторит, неуверенно и шепотом, но повторит, а в обычной речи по прежнему звукоподражание и тыканье пальцем.

Мне кажется он не хочет говорить, пока не будет уверен, что у него получится. И получается замкнутый круг.

Характер у ребенка довольно сложный — он очень упрямый, своенравный. Тяжело вступает в контакт с посторонними людьми. Но я с ним при этом практически всегда могу договорится. Истерик не закатывает без причины, но отвергает все, что его не устраивает — в садике на мероприятиях садится на стул и отказывается танцевать/петь/играть.

Любит заниматься дома по разным пособиям, любит мероприятия, где не требуется его участия — спектакли, концерты. Игровые мероприятия сабботирует. Отлично ладит со знакомыми детьми, с незнакомыми на контакт не идет.

Подскажите, как «смягчить» его характер, убрать его негативизм? Я вроде не тиран, не деспотирую, если не хочет что-то не делать — не заставляю. Иногда пытаюсь уговорить, иногда «отпускаю». Может что-то пересмотреть в наших отношений, или какие-нибудь есть психологические игры. Может какой-нибудь кружок вроде рисования, где не нужно контактировать, чтобы поднималась самооценка? На танцы ходить отказался, когда я ему предложила.

Вернуться к началу
          
 
АнечЬка
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21367
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Речевой негативизм ребенок 3 годаРечевой негативизм ребенок 3 года

Добавлено: Пт Апр 10, 2015 19:38    
Добрый день!

Цитата:
ОНР 1 уровня

Что лежит в основе этого диагноза, что послужило причиной?

Цитата:
Проблема в том, что у него нет желания говорить. До 4 лет все попытки его разговорить натыкались на категорический отказ.

Расскажите об этом подробнее. Как именно ребенок демонстрирует свое нежелание говорить? Какие именно предпринимались попытки его разговорить? Какие попытки давали наилучший эффект? В чем он проявлялся?

Цитата:
Мне кажется он не хочет говорить, пока не будет уверен, что у него получится.

Что в действиях и поведении сына подтолкнуло Вас к такому умозаключению?

Цитата:
Но я с ним при этом практически всегда могу договорится

Договориться — это и разговорить в том числе?

Цитата:
Отлично ладит со знакомыми детьми, с незнакомыми на контакт не идет.

Ладит — это делает что? В том числе и говорит? Сколько времени обычно проходит в общении, чтобы человек стал для ребенка своим? Чем имеет смысл заниматься с ребенком, чтобы контакт произошел быстрее?

_________________
Анна Геннадьевна Бердникова

запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940

«Семейный консультант»- возможность получить семейную консультацию бесплатно

Вернуться к началу
          
 
ipodzem
Студент

На сайте с 15.09.08
Сообщения: 1385
В дневниках: 1139
Откуда: Омск
Речевой негативизм ребенок 3 годаРечевой негативизм ребенок 3 годаРечевой негативизм ребенок 3 года

Добавлено: Пт Апр 10, 2015 22:54    
Здравствуйте!

Спасибо, что уделили мне время!

АнечЬка писал(а):
Добрый день!

Цитата:
ОНР 1 уровня

Что лежит в основе этого диагноза, что послужило причиной?

В словарном запасе несколько десятков слов (мама, папа, баба, деда, имена близких друзей и родственников, машина, дом… ). Предпочитает выражать свои мысли звукоподражанием и жестами. Вообще диагнозы у нас от каждого врача свои. Еще есть «системное недоразвитие речи. Астено-невротический синдром на органическо-резедуальном фоне» — это от невролога, с которым на контакт Степа не пошел, не давал себя осматривать и совсем не отвечал на вопросы. А ОНР — от логопеда. Раньше стояла у невролога просто задержка речевого развития.

Цитата:

Цитата:
Проблема в том, что у него нет желания говорить. До 4 лет все попытки его разговорить натыкались на категорический отказ.

Расскажите об этом подробнее. Как именно ребенок демонстрирует свое нежелание говорить? Какие именно предпринимались попытки его разговорить? Какие попытки давали наилучший эффект? В чем он проявлялся?

Попытки были самые разные. Сначала просто просьбы «скажи», пробовали не понимать его когда что-то просит жестами, стихотворения-загадки, где в конце нужно в рифму ответить. Ребенок чаще всего мотал головой, говорил «у-у» (как «нет») и отворачивался. Если мы его не понимаем — психует, бьет кулаком по столу или топает ногой, если так и не поняли, то уходит. Наилучший эффект дали проговаривание — напевки по слогам: до-до-до-дом, маа-ма-маааа-шина, ба-ба-бааа-тут. Он повторяет сначала напевкой, затем постепенно получается, если язычок в состоянии эти звуки произнести (большей части звуков нет). Но на 1 слово уходит несколько дней с перерывами (перерыв когда вижу, что теряет интерес, устает). Я только недавно открыла этот способ, поэтому немного слов еще получили. Если слово получилось произнести по слогам, потом удалось его закрепить, то оно входит в ежедневное употребление. Если слово не получилось или получилось не похоже, он его самостоятельно не использует, хотя я не говорю что не правильно, говорю «молодец, почти получилось». Вот после нескольких удачных слов с напевок, вроде бы немного начал уходить негативизм, иногда повторяет за мной слова просто так, без просьбы. Вчера сказала ему «три сыр» (имея в виду тереть на терке). Он повторил «ти фыл» и удивленно спросил «ти?» и показал три пальца — то есть понял как число.

Цитата:

Цитата:
Мне кажется он не хочет говорить, пока не будет уверен, что у него получится.

Что в действиях и поведении сына подтолкнуло Вас к такому умозаключению?

Он использует в речи только слова, которые у него получились — его понимают. Иногда проскальзывает что-то, что я не смогла понять — больше он это слово не использует. Также со всеми действиями — пошел он сам только тогда, когда смог ходить уверенно, у него не было самостоятельных осторожных шажочков с падениями, долго ходил с поддержкой и отказывался от самостоятельных шагов, а потом сразу уверенно побежал сам. Раскрашивание, лазанье по разным лесенкам — только тогда, когда он уверен в результате, при неудачах надолго отворачивается. Я не стыжу, не заставляю — не хочешь как хочешь. Периодически только предлагаю попробовать.

Цитата:

Цитата:
Но я с ним при этом практически всегда могу договорится

Договориться — это и разговорить в том числе?

Нет, договориться я имею в виду — не покупать что-то не нужное в магазине, пойти к врачу, которого он боится и т.д. Разговорить получается только напевками и то не всегда. И это не путем договора, а просто как игра, под настроение.

Цитата:
Цитата:
Отлично ладит со знакомыми детьми, с незнакомыми на контакт не идет.

Ладит — это делает что? В том числе и говорит? Сколько времени обычно проходит в общении, чтобы человек стал для ребенка своим? Чем имеет смысл заниматься с ребенком, чтобы контакт произошел быстрее?

Да, ладит — это в том числе и говорит. С близкими ребятишками он гоняет по дому, играет в разные игры, эмоционально «лопочет». Я не могу выразить те звуки, которые он издает в играх, с помощью букв)) Близким он может что-то рассказывать на смеси жестов, звукоподражаний с редкой примесью слов.

Через 2-3 встречи обычно он перестает прятаться от нового человека, но радости от контакта не высказывает. С логопедом не меньше месяца при занятиях 2 раза в неделю устанавливал контакт, чтобы идти на занятия, а не прятаться за моей спиной и делать что говорит педагог. Я не нашла к нему однозначного подхода, чтобы контакт был быстрее. В половине случаев срабатывает длительное проговаривание, что этот дядя/тетя хорошие и описание кто эти люди, зачем мы с ними общаемся (или зачем нужен этот врач). Но это не всегда работает. А без подготовки, чтобы человек что-то сделал и Степа пошел на контакт сам — такого я не припоминаю.

Я понимаю, что в нашем случае решение — это долгая кропотливая работа, но вот кажется мне, что ему мешает то ли неуверенность, то ли еще что. И логопед говорит, что очень силен негативизм и чувствуется какой-то блок. Кажется вот помочь преодолеть блок и прорвет — заговорит. И я боюсь переусердствовать с нашими напевочками — такое хрупкое это движение вперед, боюсь что слишком много затребую и опять замкнется.

Вернуться к началу
          
 
АнечЬка
Семейный консультант

На сайте с 15.10.04
Сообщения: 21367
В дневниках: 10
Откуда: Новосибирск, Академгородок
Речевой негативизм ребенок 3 годаРечевой негативизм ребенок 3 года

Добавлено: Вт Апр 14, 2015 10:47    
Добрый день!

Цитата:
И логопед говорит, что очень силен негативизм и чувствуется какой-то блок. Кажется вот помочь преодолеть блок и прорвет — заговорит.

Это означает, что артикуляционный аппарат ребенка готов к речевой нагрузке?

Вполне возможно, что ребенок уже подустал от того, что его все вокруг интенсивно побуждают к речевым действиям, предлагаю немного сместить акценты занятия и в то же время проолжить работу над звукопроизношением.

Предлагаем вашему вниманию элементы вышеуказанных техник и методик. Они достаточно просты в применении и родители легко могут научиться проводить данные упражнения с детьми ежедневно в домашних условиях.

Привожу несколько упражнений, в которые предлагаю поиграть. Вы играете, весело проводите время, ребенок расслабляется, возможно в какой-то момент ощущает желание говорить. К тому же сейчас скорее всего есть некая двойственность в происходящем: с мамой хорошо, но когда у мамы есть время со мной заниматься — это всегда речь! Такие игры позволят пошатнуть устоявшийся шаблон.

Психогимнастика

Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

«Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание — вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.

«Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

Дыхательная гимнастика

Цель — научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика забо­леваний верхних дыхательных путей.

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице — вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очере­ди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м — м — м -м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г — м — м — м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

«Полет самолета»

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за­данном темпе по представлению.

Мимические упражнения.

Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем

расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в

течение одной минуты.

Нахмуриться (сердитесь) — расслабить брови.

Расширить глаза (страх, ужас) — расслабить веки (лень, хочется подремать).

Расширить ноздри (вдыхаем — запах; выдыхаем страстно) — расслабление.

Зажмуриться (ужас, конец света) — расслабить веки (ложная тревога).

Сузить глаза (китаец задумался) — расслабиться.

Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) — расслабиться

Оскалить зубы — расслабить щеки и рот.

Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) — расслабление.

Цель этих упражнений — усилить мышечное чувство лица.

В процессе занятий родители могут видоизменять те или иные упражнения, добавлять свои собственные, вносить элементы игры. С этой целью, в качестве примера, можно воспользоваться и ролевой гимнастики В. Леви, например:

Посидеть как: пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, наездник на лошади, преступник на скамье подсудимых и т. д.

Походить как: младенец, глубокий старик, лев, пьяный, горилла, артист на сцене и т. д.

Улыбнуться как: кот на солнышке, собака своему хозяину, само солнышко и т. д.

Попрыгать как: кузнечик, козел, кенгуру и т. д.

_________________
Анна Геннадьевна Бердникова

запись на очную и skype-консультацию по тел. +7-913-905-0940

«Семейный консультант»- возможность получить семейную консультацию бесплатно

Вернуться к началу
          
 
ipodzem
Студент

На сайте с 15.09.08
Сообщения: 1385
В дневниках: 1139
Откуда: Омск
Речевой негативизм ребенок 3 годаРечевой негативизм ребенок 3 годаРечевой негативизм ребенок 3 года

Добавлено: Ср Апр 15, 2015 1:11    
АнечЬка

Спасибо большое! Последую Вашим советам
Вернуться к началу
          
 
Показать сообщения:   

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Источник

Читайте также:  Занятия для ребенка 3 года спорт