Речевой негативизм ребенок 3 года
Авторы: Коваль Ирина
В последнее время количество неговорящих детей 2–3-летнего возраста заметно увеличилось. На детской площадке все реже и реже встречаются малыши, которые владеют речью в соответствии с возрастной нормой. Но все чаще встречаются дети-молчуны, которые предпочитают общаться знаками либо вообще игнорируют сверстников и взрослых. И когда у родителей закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка, всегда находятся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда «всё само наладится».
Но чаще всего родители советов не слушают, а с самыми лучшими намерениями начинают настойчиво и постоянно просить неговорящего ребенка повторять за ними слова: «Скажи…», «Повтори…». Хуже всего, что этим они только усугубят ситуацию — ребенок вообще может отказаться говорить. Навязчивая настойчивость взрослых может вызвать у ребенка речевой негативизм.
В чем проявляется речевой негативизм?
Ребенок отказывается от общения, становится замкнутым, в его поведении наблюдается агрессивность. Дети избегают общения со взрослым и сверстниками, а на задаваемые вопросы демонстративно отворачиваются и молчат, иногда мычат и показывают пальцем.
Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь ко взрослым или ровесникам. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за таким «самостоятельным» поведением скрывается несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.
Как вызвать у ребенка желание говорить?
Для начала необходимо вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации. Как это сделать? Начинать необходимо с простейших игр.
Приведем пример. Нужно взять любимую игрушку ребенка (куклу, машинку, котенка, собачку), присесть возле малыша и начать выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша корова: топ-топ. Как идет наша корова?» На свой вопрос отвечайте сами: «Топ-топ». «А как зовут нашу корову?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Буренка. Нашу корову зовут Буренка». «Как говорит Буренка?». И ваш ответ: «Му. Буренка говорит му, му, му». «Где рога у Буренки?». Указывая пальцем на рога, говорим: «Вот рога у Буренки. Рога». Такую же манипуляцию проводим с глазками, ротиком, хвостом и т. д. Не стоит ожидать сразу первых слов от малыша — ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Топ-топ», «Му-му» … Ребенок может заинтересованно следить за вашими действиями, но только следить. Попыток повторить слова, которые проговаривает мама, на начальном этапе может вообще не быть. И когда через некоторое время малыш робко, негромко произнесет «му-му» или «би-би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось.
А что делать, если ребенок делает вид, что ему такие игры не интересны? Присмотритесь к малышу. Если он не следит за действиями, но внимательно слушает и у него, как говорится, «ушки на макушке», то нервничать по этому поводу не стоит. Вы на правильном пути. Такой вид игры для ребенка новый, и он с опаской и настороженностью к нему относится. В подобном случае необходимо продолжать манипуляции с игрушками. И очень скоро малыш к вам присоединится. Ведь от него сейчас ничего не требуют, а следить за всем новым так интересно.
Также следует помнить, что ребенок еще не в состоянии длительно концентрировать внимание на каком-либо занятии или предмете долго. Поэтому продолжительность такой игры невелика, не более 3–5 минут. Очень важно также постоянно менять предмет игры. Сейчас это корова, после дневного сна — машина, вечером — кукла и т. д.
Когда ребенок будет произносить отдельные слова уже более уверенно, следует переходить к следующему этапу — стимулировать имитацию речи взрослого. Что для этого необходимо? Отбираем простые по слоговому составу слова (на начальном этапе достаточно 5–10 слов). Например: кубик, мяч, дом… Продолжаем все так же играть с предметами и говорим: «Это ку-бик (мяч). Что мы взяли?». И делаем паузу. Если малыш не ответил, то повторяем вместо него: «Ку-бик».«Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка вступить в диалог.
Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом «оречевлять» любые свои и ребенка действия. Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. «Мы идем гулять, спать, пить, есть…» Главное, чтобы ребенок не догадывался, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи — общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша.
В ходе развивающих игр следует избегать таких слов, как: «Повтори …!», «Скажи …!». Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок сам начнет повторять за вами слоги, а затем слова, отвечать на вопросы, так что запаситесь терпением.
Не забывайте о похвале
Ребенку очень важно слышать похвальные слова от родителей: «Молодец!», «Как здорово!», «Дай пять»… Хвалим ребенка не только словами, но и объятиями, можно еще и поцелуями. Чем больше ребенок слышит похвалы, чем теснее у него контакт с вами, тем больше он раскрывается и старается.
Следующий этап в развитии речи ребенка — стимуляция потребности в общении. Для этого необходимо задавать малышу вопросы: «Что ты принес?», «Это мне?», «Что у тебя в руках?». Затем ставьте малыша перед выбором: «Что тебе подать: мяч или кубик?», «Что ты хочешь: пить или есть?».
Вопросы подобного типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации.
Внимание! В игре «Вопрос-ответ» необходимо использовать только те слова, которые ребенок уже знает и неоднократно повторял.
Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок и любых требований.
Запомните слова-табу: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!». Их не должно быть в вашей речи.
И всегда помните о цели — избавить ребенка от речевого негативизма, а впоследствии — добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность и делал это с удовольствием.
Терпения вам, любящие и заботливые родители!
опубликовано 20/02/2019 14:51
обновлено 24/02/2019
— Педагогика и психология, Рост и развитие, Развитие речи
Источник
Регулярно встречаю в работе детей с ЗРР (задержка речевого развития), а еще детей, которые отказываются говорить (на вопросы и предложения поиграть ребенок отвечает «Не!» или жестом закрывает мне рот). Чаще это дети, которые вообще не говорят, говорят несколько слов или несколько слогов.
Такой негативизм вызван неправильным общением с ребенком. Бывает, родители ругают ребенка, если он не говорит. Думают, что он ленится или вредничает. Он точно не ленится, потому что в 2-3 года по своей природе дети очень любознательные, им все интересно, в том числе говорить и играть со взрослыми.
Для преодоления ЗРР и профилактики речевого негативизма нужно следовать правилам
1. Главное! Не просите ребенка: «Скажи», «Повтори». Заменяйте эти слова на вопросы: «Что это?», «Угадай, кто это?», «Я забыла, что это?», «Я не вижу, что там нарисовано?».
Это основная причина негативизма. Ребенка заставляют сказать слово, а у него не получается. Вместо «мама» у ребенка выходит «ма». А от него требуют: «Скажи мама, скажи мама». В итоге ребенок просто откажется говорить.
2. Если ребенок уже в состоянии речевого негативизма, завлекайте его в игру. На отказ ребенка — играйте сами, ребенок заинтересуется какой-нибудь игрой. В игре и на эмоциях происходит речевое развитие. Ребенку не должно быть скучно!
3. Поощряйте и не заостряйте внимание на неправильно произнесенном слове. Ребенок на кису говорит, например, ки. Вы хвалите (Да, это КИСА — говорите, растягивая слово). А еще из слога можно сделать слово, этим занимаются логопеды на своих занятиях (поют слоги: ки-са, хлопают в ладошки: ки-са и т.д.)
4. Говорите короткими фразами без сложных конструкций (примерно 4 слова): «Маша, пойдем есть кашу», а не «Маша, пойдем поедим кашку с яблочками, так вкусно будет». Ребенку с задержкой речевого развития проще понять короткую фразу, а не вычленить необходимое из целого потока.
5. Не используйте «детские» слова — это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (машинка, собачка, кошечка). Дети 6 лет часто не могут назвать слова без этих суффиксов, потому что в их речи они отсутствуют. Если смотрите на куклу, говорите, что это кукла. Не надо «сюсюкаться».
6. Не заменяйте животное или предмет звукоподражаниями. В работе логопеды использует звукоподражания как раз с неговорящими детьми. Но мы не говорим, например: «Это му-му, это мяу, это би-би». Правильно: «Это корова, она говорит му-му. Это киса, она говорит (мяукает) мяу. Это машина, она гудит би-би».
7. Играйте с ребенком каждый день. Сейчас можно найти множество игр в интернете на запуск речи, на общую и мелкую моторику.
- Бытовые игры: готовим, уборка квартиры, стирка. Вовлекайте ребенка во все свои занятия, попутно озвучивайте свои действия (Берем, режем, кидаем… Покажи, где морковь. Да, это морковь. Трем морковь…)
- Развитие общей моторики: ребенок должен хорошо управлять своим телом, уметь прыгать, приседать, кидать мяч из-за головы, стоять на одной ноге. Используйте логоритмику (полезна для малышей — например, логоритмика Железновой, есть в свободном доступе).
- Развитие мелкой моторики: перебирайте и сортируйте крупу, учите ребенка брать предметы двумя пальцами (игра с копилкой и монетками).
Если ребенок с ЗРР ходит в детский сад, обязательно поговорите с воспитателями и проинструктируйте их по общению с вашим ребенком, чтобы не появился речевой негативизм!
Источник
Предыдущая тема :: Следующая тема | |||||||||||||||||||||||||||
Автор | Сообщение | ||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ipodzem Студент На сайте с 15.09.08 |
| ||||||||||||||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||||||||||||||
АнечЬка Семейный консультант На сайте с 15.10.04 |
| ||||||||||||||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||||||||||||||
ipodzem Студент На сайте с 15.09.08 |
| ||||||||||||||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||||||||||||||
АнечЬка Семейный консультант На сайте с 15.10.04 |
| ||||||||||||||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||||||||||||||
ipodzem Студент На сайте с 15.09.08 |
| ||||||||||||||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||||||||||||||
|
| Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах |
Источник