Речевое развитие в жизни ребенка

Галина Голикова
Развитие речи в жизни ребенка

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Ребёнок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Ребёнок — дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Одна из задач детского сада заключается в том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль — способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

Кроме того, в процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства (мимика, пантомимические движения, которые выполняют важные функции:

• помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями;

• помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,.);

• способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

• помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

• являются образцами поведения детей;

• выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты также благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Мы стремимся развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Так же мы должны помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её — нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В нашем детском саду одним из приоритетных направлений в работе педагогов является развитие речи детей. Мы работаем по основной программе «Детство», а также используем парциальные программы : О. С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду «, и Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать».

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ должны включаться задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

• изучение состояния устной речи детей;

• участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ должны быть оформлены книжные центры, центры природы, мини-лаборатории, центр театра и музыки, центр «Мы играем». Педагоги должны накапливать и систематизировать разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Читайте также:  Силы движущие развитие ребенка в том или ином возрасте

На занятиях все педагоги должны большое внимание уделять развитию словаря. Проводить систематическую работу по формированию связной речи и ее активизации. Постоянно работать над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводить работу над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги должны использовать разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитиюребенка в семье должны осуществляться через:

• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.

• Воспитатели должны разрабатывать рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей и оформлять в виде буклетов методичек, папок-раскладушек, брошюрок.

• Проводить семинары – практикумы по ознакомлению с особенностями речевого развития детей определённого возраста;

• Проведение конкурсов («Сочиняем сказки вместе», «Чудо с грядки-огорода», «Зимняя сказка».

• Проводить ндивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей.

• Давать практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• Проводить родительские собрания с приглашением учителя-логопеда.

• Приобретать и изготавливать игры и пособия по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условиемполноценного познавательно-речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Источник

МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»

РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Читайте также:  Понятие нарушения в развитии ребенка

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет — с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:

  • формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
  • развитие лексики;
  • формирование грамматики речи;
  • развитие связной речи дошкольников;
  • обучение детей общению и речевому этикету;
  • знакомство с различными жанрами детской литературы.

(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой

 деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его

 словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь

становится более связной. (Д. Б. Эльконин).

Воспитатель Шуткина Н.А.

Источник

Любовь Лупеко
Работа по развитию речи

Роль речи в жизни ребенка.

Развитие речи — одна из главных задач всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Работа по развитию речи включает в себя:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Формирование грамматически правильной речи.

3. Формирование разговорной (диалогической) речи.

4. Обучение связной монологической речи (рассказыванию).

5. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса.

В реальности у большинства детей:

1. Бедный словарный запас.

2. Недостаточно выразительная речь.

3. В пересказах и самостоятельных рассказах допускаются содержательные и смысловые ошибки.

4. При рассказывании требуется помощь воспитателя.

5. В творческом рассказывании недостаточно самостоятельности.

6. Допускаются отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении.

7. Нарушение речевого дыхания.

8. Нарушение лексико-грамматики.

9. Нарушение коммуникативных функций, выраженных в несформированности моделей общения (дети не могут общаться в самых простых ситуациях: попросить что-то друг у друга или самостоятельно организовать речевую игру).

Дети, поступающие в нашу группу, имеют отклонения в физическом, психическом и речевом развитии — это невралгии,

нарушение опорно-двигательного аппарата, общее недоразвитие речи, задержка психического развития и другое. Причины этого явления я вижу, прежде всего, в семье, в незнании и неумении родителей общаться своими детьми.

Раньше были большие семьи, и опыт воспитания передавался из поколения в поколение. Сейчас молодые семьи живут отдельно. В семье, как правило, один ребенок, а если есть второй, то обычно, у детей большая разница в возрасте. И ребенок является для родителей игрушкой, которую они одевают, кормят, балуют. А ведь воспитание — это серьезный процесс, требующий больших усилий.

В современных семьях забыты традиции, передающиеся из поколения в поколения. Мамы не поют на ночь детям колыбельных песен, не рассказывают сказок. Играя с ребенком в «ладушки» или «сороку-ворону», некоторые родители даже не догадываются о связи развития мелкой моторики рук с речью ребенка. Ребенок начинает ходить,а мамочка не приговаривает ласково: «Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.». Приучая ребенка одеваться,не услышишь: «Маша варежку надела. Ой! Куда я пальчик дела,.». В настоящее время условия жизни изменились — сейчас в магазинах продают готовые полуфабрикаты и не требуется, как раньше, помогать маме, например, замесить тесто для вареников. Ребенок мог сыпать муку или даже вымешивать маленький кусочек теста, пусть не раскатывать, но вырезать стаканом кружочки, а мама бы рассказывала, как это надо сделать. В этом общении и звучала родная, наполненная положительными эмоциями, речь.

Раньше во дворах, где свободно гуляли дети,старшие передавали опыт игр малышам: обговаривали сюжет, устанавливали правила; распределяли роли, используя желание ребенка, соблюдая определенную очередность, считалки (это был хороший повод научить ребенка разрешать конфликтные ситуации мирным путем). Если что-то было не так — доказывали свою правоту, т. е. дети учились аргументировать свои доказательства. Сейчас мамы выводят своих детей во двор, садятся недалеко от них и говорят с другими мамами о своем, о «девичьем», обращая внимание на своего ребенка, только если возникает конфликт с другими детьми. На прогулке дети слышат одни запреты, т. е. родители сами ограничивают познавательное развитие своего ребенка. Дома тоже не лучше — посадят ребенка у телевизора или компьютера — и нет проблем у родителей, а попутно и нет общения. Родители предлагают игры на развитие внимания, логику, но ребенок выполняя задания, молчит! Родители, выбирая мультфильм для ребенка (к примеру «Том и Джерри», не спрашивают его, о чем он, что понравилось, а что нет. Им это не интересно! А когда ребенок, приходя в детский сад, начинает рассказывать воспитателю свои впечатления от увиденного,то в его рассказе очень много таких выражений как: «А он так! Он его бац-бац! А он его бум!» которые, сопровождаются бурной жестикуляцией.

Читайте также:  Движущая сила развития личности ребенка

Я хочу познакомить вас с моей системой работы по речевому развитию. Моя система строится на замкнутости этого цикла. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения — это гимнастика, умывание, одевание и раздевание ребенка, прием пищи и т. д. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми.

Начинаю свою работу вечером, когда прощаюсь с ребенком — даю ему мини задания, т. е.задается модель: с чем он завтра придет в д/с. Вторая цель — это проектирование модели общения «ребенок — родитель». Ребенок выполняет задания с родителями, т. е. они обговаривают, что и как сделать, а значит идет обмен информацией.

Утром ребенок проходит, и есть о чем поговорить. Проектирую модель «ребенок — взрослый», плюс активизация словаря. Во время зарядки проектирую модель «ребенок взрослый».Начинается выполнение многошаговой инструкции:

1. Называю исходное положение, которое должны принять дети

2. Объясняю как они должны выполнить данное упражнение,

В этот момент идет работа над сформированностью внутренней речи. Чтобы сделать упражнение, ребенок за мной проговаривает речь внутри себя.Если спросить: «Что делаем?», то ребенок повторить мою инструкцию. Во время гимнастики,когда дается указание: «Построиться за Егором или встать перед ковриком, у лавочки», идет работа над грамматикой.

Во время умывания говорю о том, что дети моют (лицо, руки., чем моют (водой, мылом, как моют (открываем синий кран, а затем красный., какая вода (горячая, теплая, холодная, чем вытираются (полотенцем – какое оно — чистое и мягкое) и т. д. Вытираясь,дети приговаривают: «Каждый пальчик вытираю.» При использовании в данном случае модели «ребенок — взрослый» у детей идет активизация словаря.

В непосредственной образовательной деятельности идет работа, согласно задач, поставленных на занятии, которая охватывает всестороннее речевое развитие ребенка.

Например: для того чтобы детям было легче запомнить и рассказать стихотворение, использую пиктограмму. В рассказах о природе – мнемотаблицу и др. приемы, в зависимости от тем и задач НОД.

Дети обращаются к воспитателю с вопросами и проблемами.Например: возникает спор, и его мы решаем с помощью считалки, игры, мизинчиков. Здесь я создаю модель речевого общения «ребенок — ребенок». Одеваясь перед прогулкой,решаю несколько задач:

1. Выполнение многоступенчатой инструкции.

2.Активизация словаря: использование числительных (первая пуговка, вторая пуговка.) и прилагательных (теплый, вязаный и т. д.).

3. Формирование связной речи (например: описание предмета и другое).

4. Задаю алгоритм (говорю, что за чем одевать).

5. Развитие мелкой моторики (застегиваем пуговицы, завязываем шнурки, шарфы).

6. Умение вести диалог (просьба к кому-то и т. д.).

Тем самым я формирую модель общения со взрослыми, со сверстниками не с помощью жестов, а с помощью слов.

Во время обеда ребенок берет на себя роль дежурного, и мы с ним обсуждаем весь процесс его работы (как накрыть на стол, какая посуда, как вести себя за столом, развиваем, таким образом, диалогическую речь и активизируем словарный запас. А так же развиваемодну из наиболее трудных для усвоения ребенком форм: состояние предметов (горячий, теплый, остывший; наливать, наполнить.).

Подготовка ко сну и сон – это переход в другое состояние, т. е. выход речевого аппарата ребенка из рабочего состояния. Здесь я

провожу мероприятие по охране голоса (спокойная негромкая речь

взрослого и ребенка).

Пробуждение происходит в спокойном состоянии, с целью

введения детей в рабочий речевой режим. На этом этапе так же идет

пополнение и активизация пассивного словаря ребенка (объяснение неиспользуемых детьми слов.Например: вывернуть наизнанку).

Вторая половина дня.

В зависимости от цели выбираем деятельность.

Например: Сюжетно-ролевая игра

Цель:: 1. Создание новой речевой ситуации.

2. Развитие просодической стороны речи (тембр, интонация, громкость).

Например для раскрытия первой цели я использовала игру «Кафе», если до этого была,линия: мама посещает кафе одна, то создавая новую сюжетную линию,а именно: мама пришла в кафе с ребёнком – я создаю новую речевую ситуацию.

Например раскрывая вторую цель, я использовала игру «Теплоход», где на примере капитана корабля, отрабатывали громкость голоса. А в игре «Театр» отрабатывали тембр голоса (медведь говорит грубым голосом, а заяц – тоненьким. В театрализации сказок – выразительность речи).

Если ребёнка научить ставить цель, но в данный момент она вызвала трудность, то ребёнок вернётся к этой цели в другой раз, чтобы

добиться нужного ему результата.

Например: Если в данной игре что-то не получилось — он проиграет её в другое время.

Вечером задаю модель речевого общения «ребёнок – родитель — воспитатель». Передавая ребенка родителям, создаю ситуацию, в которой он активизирует полученные знания, рассказывает родителям, как прожил этот день, чему научился, что запомнилось. А для того, чтобы родитель был готов принять эту информацию, провожу индивидуальные беседы в консультационном уголке «Поговори со мною, мама». Даю информацию, о чем поговорить с ребенком по дороге домой или выполнить дома какое-нибудь задание.

Например: Утром, по дороге в детский сад, отметить какая погода, назвать число, месяц, день недели и т. д.

А утром начинаю все сначала. Таким образом, идет непрерывная работа по развитию речи.

Для обеспечения этого процесса в группе создана предметно-развивающая среда:

1. Книги.

2. Картотека.

3. Дидактические игры.

4. Настольно-печатные игры.

5. Разные виды театра.

6. Уголок ряженья.

7. Подборка считалок, загадок, стихов, чистоговорок, скороговорок.

8. Модели.

9. Пиктограммы.

10. Мнемотаблицы.

11. Пальчиковые игры.

12. Иллюстрации.

13. Развивающие программы (диски).

14. Мелкие игрушки.

15. Подборка словесных игр.

16. Экологические сказки (из моего опыта работы).

Развитие речи детей – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Обладая развитой речью, ребенок в будущем будет легче воспринимать знания, получаемые от воспитателя, родителей, учителей. А также будет меньше проблем во взаимоотношениях со сверстниками и в отношениях со взрослыми.

Источник