Речевое развитие ребенка третьего года жизни

Сайхат Атаева
Развитие речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения.

Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но т. к. опыт детей ещё ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки.

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «это растёт на грядке. Это морковочка».) Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые слова, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребёнком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы,поручения: покажи, принеси, сделай то-то, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребёнка: в 2 года – 300 сл., в 3 года 6 месяцев – 1000 -1200 сл. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Учёные объясняют это возрастанием активности ребёнка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький, его цвет. Вместе с тем малыши начинаю замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета к тому или иному лицу (мамин, Серёжин, дядин); могут характеризировать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать сои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения,выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.

Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств,отношений:

1 уровень: ребёнок понимает слово, но не использует его в речи;

2 уровень: ребёнок узнаёт и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь коготки»);

3 уровень: ребёнок понимает и правильно использует слово-называние в любых доступных его пониманию связях и отношения.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приёмы и методы, необходимо учитывать, что от того, насколько хорошо ребёнок знаком с объектом (действием, качеством и т. п., зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.)

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3-4 раза) речь детей данного возраста характеризуется ещё одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребёнок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (с предлогами и без них, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей ещё очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» — ребёнок отвечает: «Виталя нет»).

Читайте также:  Ребенок опережает развитие на две недели

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка, кошка, мошка, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрёма – кулёма, дурёха – люлёха и т. д. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети всёчаще пользуются словами более сложными по стоговой структуре : состоящими из трёх и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нём все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед,спасибо как сипибо и т. д.).

В целом речь большинства детей этого возраста всё ещё характеризуется общей смягчённостью, недоступностью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так в начале третьего года жизни многие дети заменяют твёрдые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш,ж) – свистящими (с,з) или переднеязычными (т (ть, д (дь) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, чётко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Источник

Особенности развития речи детей

третьего года жизни.

Ранний возраст — важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие.

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей — в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: «на», «мама», «дай». А на самом деле — гораздо раньше.

Этому дню предшествовали недели и месяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое нёбо (т.е. артикуляционный аппарат) приобретает гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.

Психологи все настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности.

В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей. Поэтому одно из главных событий в развитии ребенка раннего возраста — овладение речью.

Овладение речью имеет огромное для разных сторон психического развития малыша. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы — восприятие, память, мышление.

Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследователь детской речи К.И. Чуковский отмечал: «… воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого»; … детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного – родного языка.
     

Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс.

Особенности развития речи детей раннего возраста

Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносить все звуки, другие дети — нет. Все происходит очень индивидуально. Мальчики и девочки отличаются друг от друга в овладении речью, тут есть свои особенности:

Девочки

Мальчики

1) раннее развитие речи;

    словарный запас

2) слова, обозначающие предметы;

3) позже осваивают фразовую речь.

1) позднее развитие речи также отличается;

2) преобладают слова — действия;

3) рано формируется грамматический строй речи.

Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

Формируется активная речь, которая  становится средством общения со сверстниками и взрослыми.

Появление не только коммуникативной, но и обобщающей функции речи.

Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его инструкции.

Появляется ситуативная речь, понятной, исходя из контекста ситуации.

Возникает описательная речь.

Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого.

Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания.

Формируется умение слушать и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт ребёнка.

Показатели речевого развития детей.

Оценивая речевое развитие дошкольников, педагогам целесообразно обратиться к показателям, составленными сотрудниками кафедры педиатрии Центрального института усовершенствования врачей под руководством Н. Аксариной ещё в 1970 годы. Эти показатели приводятся и в более поздних работах по воспитанию детей.

Читайте также:  Как тесты влияют на развитие ребенка

Дети от 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Понимание речи. Происходит  дальнейшее развитие понимания смыслового содержания речи окружающих. С ребёнком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но также о прошлых (уже знакомых ребёнку) и будущих событиях.

Способность подражать. Дети легко повторяют фразы, короткие стихи.

Словарь. Услышанные незнакомые слова и целые фразы становятся достоянием словаря детей. В их речи появляются вопросы “Где?”, “Когда?”, “Почему?”

Грамматический строй речи. Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически.

Свежая речь (пользование). Речь становится основным средством общения и не только со взрослыми, но и с детьми. Ребёнок много говорит по самым различным поводам, инициативно и в ответ на чьи – либо высказывания – словом определяет свои действия и намерения под влиянием ситуации.

Интонация. Речь становится всё более эмоциональной.

Дети от 2 лет 6 месяцев до 3 лет.

Понимание речи. Ребёнок может понимать смыл речи взрослого о событиях и явлениях, не имевших места в его личном опыте, но отдельные элементы которых непосредственно воспринимались малышом.

Способность подражать. Легко воспроизводят услышанные стихи, песенки.

Словарь. В словарный состав входят все части речи (кроме причастий и деепричастий). Объём словаря быстро возрастает: к концу третьего года до 1200 – 1500 слов.

Грамматический строй речи. Дети говорят сложные фразы, в их речи появляются предложения (грамматически не всегда правильные).

Связная речь (пользование). Дети рассказывают об увиденном несколькими отрывочными фразами. Опираясь на вопросы взрослого, могут передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа (по картинкам и без них). В состоянии воспроизвести содержание речи взрослого, непосредственно к нему не обращённой.

Артикуляция. Произношение в основном правильное, за исключением звука “р” и шипящих.

Общаясь с детьми наблюдая за их поведением, целесообразно обращать внимание на уровень их речевого развития.

Эти сведения позволят педагогу объединить детей в подгруппы (на занятиях), осуществлять индивидуальную работу с малышами.

Условно можно выделить 3 подгруппы:

— дети первой подгруппы стремятся самостоятельно отвечать на вопросы воспитателя, пытаются по своей инициативе о чём – то рассказать ему;

— дети второй подгруппы редко самостоятельно отвечают на сложные вопросы (“Когда?”, “ Почему?”), но охотно повторяют за сверстниками их ответы. Случаи инициативной речи редки;

— дети третьей подгруппы на занятиях, в быту в основном молчат, имеют невнятную речь.

Очень важно приучать ребёнка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, так как активный запас слов помогает излагать мысли. А для этого ребёнку следует давать возможность высказываться, поощрять его интерес к окружающему миру. Те слова, которые малыш сначала только воспринимал, а затем понимал, при определённых условиях он начинает произносить самостоятельно и целенаправленно.

Задачи работы и пути решения задач речевого развития детей.

Специальные приёмы развития речи и стимуляции речевой активности, которые помогут ребёнку овладеть речью.

1.Комментарий. Когда малыш находится недалеко от Вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно, но не растягивая слова, и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию малыша.

Например: “Где Мишка?”, “Я вижу Мишку”, “Мишка сидит на стульчике” и т. п.

2.Параллельный разговор. Этот приём отличается от предыдущего тем, что Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя “параллельный разговор”, Вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

3.Искусственное непонимание. Данный приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на Вас и Вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднений подскажите малышу: “Я не понимаю, что ты хочешь: мячик, куклу, машинку?” В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого для называния предметов, но и для словесного обозначения действий, производимых с ними.

4.Распространение. Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не просите его обязательно повторять – вполне достаточно того, что он Вас слышит.

Например, ребёнок говорит: “Каша”, а Вы продолжаете: “Каша рисовая очень вкусная”, “Кашу кушают ложкой”. Отвечая ребёнку распространёнными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, Вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

5. Использование игровых песенок потешек. В совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать и постепенно понимать их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Читайте также:  Товары для развития ребенка до года

6. игры с природным материалом. Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. В своём инстинктивном стремлении к саморазвитию ребёнок неудержимо рвётся к песку, воде, глине, дереву и бумаге. В игре с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции и т. п. Самые любимые и лучшие игрушки – те, что ребёнок сотворил сам: крепости из кубиков; бумажные кораблики; куклы из тряпочек или бумаги.

7. Продуктивные виды деятельности. На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными “языками”, заменяющими слова, — жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребёнка только, одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым лёгким. Для многих своих мыслей и представлений он находит подходящих слов, и выражает их по – своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности.

Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Малыш писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью их зарисовки. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в интересный рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, “прочитывать” и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сделать книжки и “читать” своим родственникам и друзьям. Ребёнок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление, надёжно овладевает родным языком.

8. Замещение. “Представь, что…” – это слова наполнены для ребёнка особой притягательной силой. В возрасте двух лет малыш с удовольствием представляет, что кубик – это пирожок, а коробка из – под обуви – печь. К трём годам, он способен представить себе самолётом, кошкой, цветком и т. п. В этом возрасте детям очень нравится и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность малыша. Вовлечь ребёнка в такую игру можно с помощью вопроса – предложения: “Угадай, что я сейчас делаю?” Начинать предпочтительно с элементарных действий: причёсываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молока, читать книгу. После того, как ребёнок угадал, предложите ему самому загадать для Вас действие, а затем изобразить заданную Вами ситуацию.

Не меньшим успехом у детей пользуются игры – представления с куклами.

Взрослые вместе с ребёнком могут легко и быстро изготовить кукол сами из любого материала. Играя с куклой – самоделкой, ребёнок обогащает свой коммуникативный и эмоциональный опыт новым содержанием.

9. Сюжетно – ролевая игра. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется, а всю полноту ведущего за собой развитие он приобретает несколько позднее. Но это совсем не означает, что необходимость в организации элементарных сюжетно – ролевых действий в этот период отсутствует. Проявив некоторую изобретательность, взрослые вполне могут организовать простые сюжетно – ролевые игры. Например, игра “телефон”, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, дедушке, сказочным персонажам. Эта игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативные способности.

10. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, им очень нравятся игры типа “каравай”,  “Баба села на горох” и др. Поощряйте желание ребёнка двигаться под разнообразную музыку (классическую, современную, инструментальную и пр.), самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песенки и мелодии.

Памятка для родителей по развитию речи детей:

  1. Общайтесь с ребёнком только на уровне глаз.
  2. Ваша речь должна быть чёткой, грамотной, понятной ребёнку.
  3. Не игнорируйте попыток ребёнка завязать с вами общение, деятельность.
  4. Как можно больше разговаривайте с ребёнком, оречевляйте все свои взаимодействия с ним и собственные действия.
  5. При общении всегда делайте паузу для ответа ребёнка, даже если он ещё не говорит – это правило диалога.
  6. Стимулируйте речевую активность.
  7. Обязательно хвалите малыша.
  8. Будьте доброжелательны, искренни с ребёнком. Помните, он нам верит, доверие к миру дарим ему мы.

Источник