Речевое развитие ребенка по стребелевой

Речевое развитие ребенка по стребелевой thumbnail

Автор популярных книг по психолого-педагогической диагностике детей Стребелева Е.А. окончила МГПИ им. Ленина. Получив специальность на дефектологическом факультете, она много лет проработала воспитателем и методистом специализированного детского сада, затем преподавала на кафедре олигофренопедагогики в МГПИ.

Она внесла бесценный вклад в развитие методики по работе с умственно отсталыми детьми, по диагностике отклонений в развитии дошкольников.

В 1999 году ей вручили Президентскую премию за вклад в области образования. По психолого-педагогической диагностике Е. А. Стребелева написала более 50 трудов, многие из которых пользуются большой популярностью, являются настольными книгами логопедов, психологов и врачей.

Диагностика по тестам

Простые упражнения и тесты разработаны на основе многолетних исследований и наблюдений, которые позволили создать метод Е.А. Стребелевой по психолого-педагогической диагностике развития детей, не имеющей аналогов. Именно ввиду его результативности данный способ работы с детьми получил такое одобрение в отзывах многих родителей о результатах работы по принципам этой методики.

Упражнения включают разнообразные тесты, объяснения о том, как их проводить, таблицы, в которые заносятся результаты для анализа. Эти таблицы впоследствии исследуются. На их основании делается вывод, есть ли у ребенка отклонения в развитии. Ранняя диагностика по Стребелевой Е.А. помогает вовремя выявить отставание, заняться обследованием, скорректировать состояние малыша с помощью лечения и дополнительных занятий.

В книге «Дети-сироты» по психолого-педагогической диагностике учителя, дефектологи, невропатологи, воспитатели учреждений найдут методику, которой можно воспользоваться для определения уровня развития детей, оставшихся без родителей.

Диагностика по Стребелевой Е.А. маленьких детей особенно актуальна: чем меньше ребенок, тем быстрее можно поправить проблемы развития, предупредить появление отклонений или уменьшить их. Ни в каком другом возрасте нельзя так эффективно скорректировать проблемы развития.

Данным вопросом также занимались выдающиеся дефектологи Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная и другие.

Влияние взрослых на развитие детей

За основу принято положение о том, что ребенок развивается в процессе деятельности, усваивая общественный опыт. В дошкольном возрасте это игры, они способствуют развитию моторики, речи, мышления и восприятия, подражанию действиям взрослых.

Способность перенимать навыки и опыт от взрослых является критерием успешного развития, и может учитываться при диагностике Стребелевой Е.А. с целью выявления задержки психического развития. Поэтому так важна обстановка, в которой развивается ребенок, когда формируется его личность и отношения к миру, социальное поведение.

Говоря о психотерапии, автор отмечает, что повышенная конфликтность, невротическая агрессивность часто связаны с неблагополучной обстановкой, в которой растет малыш. Групповая и индивидуальная работа с родителями имеет важное значение для корректировки развития детей. Психолого-педагогическая диагностика по Е.А. Стребелевой помогает разобраться не только с проблемами в развитии ребенка, но и с тем, что нужно изменить взрослым, которые его окружают, в своей жизни. Только комплексный подход поможет максимально развить ребенка с учетом его здоровья и потенциала.

Задачи диагностики

Психолого-педагогическая диагностика Стребелевой Е.А. ставит целью выявление отклонений, своевременную профилактику и корректировку. Она помогает выявить причины их появления и степень тяжести нарушений, сделать прогноз, определить индивидуальную программу работы, давать рекомендации по изменению условий воспитания родителям.

При этом учитываются биологические и социальные факторы становления личности, а также то, что в каждом возрасте их баланс различается. То есть важно здоровье ребенка, полноценная деятельность нейро-анатомических и физиологических структур, обеспечивающих работу мозга и его развитие с помощью социальных взаимодействий, активного развития в процессе игр, обучения, подражания взрослым, особенностями характера и нервной системы.

Развивающие игры в раннем возрасте

На первом этапе для малышей важнее взаимодействие со взрослыми. А уже по мере роста — способность к подражанию, она является одним из важных критериев, который учитывается при диагностике по Стребелевой в раннем возрасте. На смену подражанию и в его процессе проявляются возможности в реализации самостоятельных идей в творчестве. Поэтому в самом раннем возрасте так важен эмоционально-физический контакт для малыша, вызывающий «комплекс оживления», который постепенно заменяется предметным и речевым общением. Но каждый шаг организовать невозможно.

Другим важным фактором развития является стихийное восприятие окружающего мира, событий, людей, которые влияют на его представления и выводы, формирование психики. Важно помнить, что в дошкольном возрасте развиваются все психические функции, закладывается фундамент познавательных способностей, элементы воли, самооценка, складываются устойчивые схемы личного реагирования на различные ситуации, формируется система ценностей. В процессе становления их можно корректировать, а с возрастом это сделать значительно труднее, и часто — невозможно.

Принципы диагностики

Диагностика детей раннего возраста по Стребелевой Е.А. основана на ряде принципов, которые позволяют получить объективную оценку состояния ребенка и дать правильные рекомендации для его развития.

  • Принцип комплексного подхода означает, что ребенок должен быть всесторонне обследован для выяснения особенностей развития и поведения, состояния эмоциональной сферы, интереса к познавательному процессу. То есть диагностика развития должна являться частью комплексного обследования. Если есть основания предполагать, что проявляются нарушения в психическом развитии, должны быть применены также методы изучения истории развития ребенка, наблюдения за его поведением, играми, а также делается упор на патопсихологическое, нейрофизиологическое исследование и другие.
  • Принцип целостно-системного обучения предполагает исследование связей между психическими нарушениями и причинами, их вызывающими, установление самых главных и менее значимых.
  • Принцип динамического изучения предполагает рассмотрение состояния ребенка в настоящем, а также в динамике, с учетом влияния развития при использовании специальной корректирующей программы.
Читайте также:  Кортексин и развитие ребенка

Подражание способствует раннему развитию

  • Принцип качественного анализа особенно важен. Все полученные данные должны учитываться во взаимодействии психического развития ребенка и особенностей его личности. В нем отмечается его личное отношение к заданиям, к результатам выполненных работ, характеру ошибок. Чтобы получить объективную картину, в диагностике важно сочетать количественный и качественный подходы.

Для оценки принятия задания учитывают согласие ребенка его выполнять, а также интерес малыша к самому тесту и общение со взрослыми во время его выполнения. Притом ребенок может пытаться сделать его самостоятельно, путем проб и ошибок, с помощью зрительной ориентировки, подражания или бессистемных действий, не отвечающих свойствам предметов. Если он может действовать по инструкции, учитывать свойства материалов, соизмерять свои усилия с учетом их хрупкости можно говорить об адекватных действиях.

При выполнении задания можно учесть обучаемость ребенка, если он выполняет его по подражанию с помощью вспомогательных жестов взрослого или речевых советов.

Однако и здесь для получения объективной оценки нужно соблюсти ряд условий. Показывать для повторения, как выполнять задание, можно не более трех раз, а речью можно оценивать ход событий и обозначать цели.

Если ребенок переходит в результате обучения от неадекватных действий к адекватным, можно говорить о его развитии, в то время как отсутствие способности выполнения задания говорит о нарушении эмоционально-волевой сферы, сниженном интеллекте. Нормальный ребенок заинтересован в результатах, он расстраивается, если ничего не получается, радуется успехам.

Для того чтобы сделать правильный вывод о его состоянии, нужно учесть, были ли у него возможности для развития, соответствовал ли микроклимат в семье и были ли нормальными условия жизни. На основе ранней диагностики Стребелевой можно составить индивидуальную коррекционную программу развития ребенка, дать родителям советы по воспитанию, сделать педагогический прогноз.

Оценка выполнения задания

Если после выполнения заданий ребенок набирает 34-40 баллов, считается, что у него нет отклонений.

Четыре балла ставится за тест, который ребенок сразу начинает выполнять самостоятельно или сотрудничая со взрослыми.

Три балла ребенок получает, если он контактирует со взрослым, выполняет задание только после обучения, действует адекватно.

Два балла ставят, когда ребенок стремится достичь цели, действует адекватно, но самостоятельно справиться не может и после обучения.

Один балл ребенок получает за неадекватные действия, непонимание цели задания.

Особенности развития до 3 лет

Жизнь малыша полна приключений и удивительных открытий. Как только он начинает ходить, зависимость от взрослого уменьшается, он принимается рьяно осваивать окружающее пространств, изучать предметы. Он получает с каждым днем все больше навыков, с помощью которых учится пользоваться вещами, и уже на третьем году жизни у него определяется ведущая рука и согласованность действий обеих рук. Видя новый предмет, он интересуется, что с ним можно сделать. Занимаясь разными игрушками, он узнает цвета, формы, вес, развивает тактильные ощущения.

Если ему предложить выбор по образцу, то вначале он учитывает форму, величину, а затем цвет. На втором-третьем году жизни интенсивно развивается речь в процессе общения и специальных занятий. В раннем возрасте ребенок интенсивно учится общаться и проявлять эмоции, говорить, воспринимать информацию, делать выводы, двигаться.

Как учитываются результаты исследований

Чтобы получить результаты исследования ребенка, ему предлагается выполнить разнообразные задания, которые оцениваются по четырехбалльной системе. Разработаны таблицы по системе диагностики развития Стребелевой Е.А., в которых указаны тесты, имя и возраст ребенка, в них удобно заносить оценки и подводить итоги. В родительских отзывах отмечается, что данная система очень удобна и практична в использовании и дома, при дополнительных занятиях родителей с малышами.

Как проявляется отставание

Если у ребенка есть проблемы и отставание в развитии, то это проявляется в движениях и играх. Действия такого малыша часто нецеленаправленны, отсутствует интерес к игрушкам. Вместо того, чтобы поинтересоваться, что это и для чего это, он может взять игрушку, чтобы бросить ее, не исследуя. Походка и движения часто не скоординированы. Также наблюдается отсутствие интереса к результатам, которое может проявиться на уроках рисования, в играх.

Иногда наблюдается слабое развитие навыков опрятности и самостоятельности, плохо работает артикуляция, различение звуков. Начинают разговаривать такие дети только в три года, зачастую это происходит по той причине, что нет интереса к окружающему миру, отсутствует достаточная эмоциональность, что заметно даже по лицу.

Оценка с помощью таблиц

Именно для выявления реальной картины была разработана система упражнений для диагностики раннего развития по Стребелевой Е.А. у детей в возрасте 2-3 лет. По этой системе предусматривается заполнение таблицы, в которой есть колонки 2-2,5 и 2,5-3 года. Также в ней предлагаются различные простые задания. Например, собрать и разобрать матрешку из 2-3 куколок, сложить пирамидку из трех колец, сложить пазлы из 2-3 деталей, выбрать кубики по цвету. Некоторые занятия дублируются по типу, чтобы исключить влияние субъективных факторов

Пазлы для малышей из 2-3 частей

Предлагается найти парные картинки, нарисовать дорожку или домик. Ребенок может нарисовать каракули, черкать что-то с определенной целью, нарисовать линии, напоминающие картинку, или выполнить задание.

Для каждого задания есть инструкция, помогающая поставить оценку. Например, ребенок может разобрать и сложить матрешку, сделать это, подражая взрослому, пытаться самостоятельно справиться, но не может сопоставить размеры, тянет матрешку в рот или использует для стучания и бросания. Это считается относительной нормой.

Читайте также:  Развитие умственно отсталого ребенка

Лучшие результаты корректировки - до 5 лет

Отзывы многих родителей убеждают в том, что проведение по методике Е.А. Стребелевой диагностики развития детей поможет вовремя обнаружить недостатки в формировании конкретных навыков, оценить их, дать им характеристики, а далее выбрать или составить правильно программы для корректировки состояния, дать рекомендации по обращению к специалистам. Задания даются по принципу от простого к сложному, поэтому проводить их надо именно в том порядке, в каком они указаны в таблицах.

Тестирование детей от 3-5

Набравшие по итогам выполнения заданий 10-12 баллов относятся к первой группе, 13-23 — ко второй, 23-33 — к третьей, 34-40 — к четвертой.

Рекомендации по развитию по итогам тестирования

Детям первой и второй группы рекомендуется увеличить физические нагрузки, включающие разнообразные движения для общего развития, укрепления мышц спины, координации и равновесия. Им требуется большее количество занятий со взрослыми, эмоциональное общение и контакт. Также им нужно научится работать по образцу и словесной инструкции, больше заниматься упражнениями и играми, развивающими моторику, ведущую руку, согласованность движений, стимуляцию речи.

Занятия в контакте со взрослыми

Другие таблицы и задания по ранней диагностике Стребелевой Е.А. предлагаются для детей в возрасте от 3 до 5 лет. В это время ребенок получает новый толчок в развитии, буквально перегружен открывающейся ему информацией, знаниями, желанием поделиться ею с окружающим миром, но испытывает при этом еще определенные трудности, связанные с ограничениями со стороны родителей, недостаточно развитыми движениями и речью. Дошкольники в возрасте от трех до пяти постепенно осваивают способность мыслить, сопоставлять события, поступки, обдумывать действия в уме, а не только наглядно-предметным образом.

Активные игры для раннего развития

Именно в этом возрасте предметы и связанные с ними действия меньше интересуют ребенка, чем предметы и связанные ними человеческие взаимоотношения. Появляются соответствующие игры, которые требуют несколько участников.

Это время для развития наглядно-образного мышления, памяти, формирования социальных установок. Ребенок может действовать не по образцу, а по словесной инструкции, речь становится из сопровождающей события в планирующую.

Для диагностики по Стребелевой Е.А. предлагаются соответствующие таблицы для детей 3-4 лет, 4-5 лет, многие тесты похожи на те, которые были рассмотрены выше, но предложены в более сложном варианте. Их выполнение поможет дать правильные советы по развитию ребенка и вовремя принять меры по его корректировке.

Использование тестов позволяет не упустить бесценное время, когда даже детей, отстающих в развитии по разным причинам, можно с помощью упражнений и создания теплой атмосферы доверия подтянуть, и других таких периодов в жизни человека нет. Диагностика Стребелевой Е.А. вызывает положительные отзывы воспитателей, врачей, педагогов.

Источник

Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением интеллекта 4-5 лет.(II год обучения)

(по программе Екжановой Е.К., Стребелевой Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта»)

Тема: Домашние животные

Цель: Формирование обобщающего понятия «домашние животные».

Задачи:

образовательные:продолжать знакомить детей с животными: коровой, собакой, кошкой, лошадью;учить узнавать животных по их голосам; закреплять название частей тела;

коррекционно-развивающие: формировать самостоятельную связную речь,расширять лексический словарь, развивать слуховое, зрительное восприятие и мыслительные операции, общую и мелкую моторику,

воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному миру.

Демонстрационный материал:Картинки с домашними животными (корова, собака, кошка, лошадь;); Сюжетные картинки: собака сторожит дом, кошка ловит мышей, корова дает молоко, лошадь с телегой; предметные картинки: кость, молоко, рыбка, сено, трава. Игра «Кто где живет?» (Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» с. 118, Глава II, Раздел 3, Серия 1.) .Картинки с домашними животными с недостающими частями тела (хвост, рога, уши и т.д.).

Ход занятия

Орг. момент.

Игра «Угадай, кто пришел?» (Дети по звукоподражанию угадывают животных)

Дефектолог: Кто это? Му-у-у  (Корова). Гав-гав (Собака). Мяу (Кошка). Иго-го-го (Лошадь).

На магнитную доска вывешиваются картинки-отгадки.

Основная часть.

Дефектолог: Ребята, посмотрите на доску и скажите кто к нам пришел? (Дети называют животных).

— А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)

— Скажите, где живут эти животные? (Рядом с человеком)

— Почему? (Человек ухаживает за животными, а они приносят ему пользу)

(На доску вывешиваются сюжетные картинки:: собака сторожит дом, кошка ловит мышей, корова дает молоко, лошадь с телегой )

— Какую пользу домашние животные приносят человеку? (Собака сторожит дом. Кошка ловит мышей. Корова дает молоко. Лошадь перевозит грузы и людей)

Игра «Кто что любит есть?»

На доску выставляются картинки: кость, молоко, рыбка, сено, трава.

— Ребята, давайте с вами угостим наших животных тем, что они любят есть.

(Дети по очереди выходят к доске  и ставят картинки соответствующим животным, сопровождая свои действия речью) Например: «Собака любит грызть кость. Кошка любит рыбку.и т.д.»

Физкультминутка «Кошка»

(Дети имитируют движения кошки по тексту стихотворения)

Осторожно, словно кошка,

До дивана от окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Читайте также:  Настенный модуль для развития ребенка

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко

Полакая язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

И опят свернусь колечком,

Словно кот у теплой печки.

(Лопухина И.С. «Речь, ритм.движение»)

Игра «Кто где живет?»

На доску вывешивается картинка с изображение хоз.двора с кармашками для животных. Дети по очереди вставляют картинки животных в нужное место.  (Корова и лошадь живут в хлеву. Собака живет в конуре. Кошка спит на окошке в доме.)

 «Дорисуй»

У каждого ребенка на столе картинки с домашними животными и каждого не хватает некоторых частей тела (хвост, рога, уши, глаза и т.д.). Дети дорисовывают и называют недостающие части тела.

Итог занятия

Дефектолог: — Ребята, скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (о животных)

— Где они живут? (рядом с человеком). Как называются? (Домашние животные) Какую пользу они приносят?

Источник

Светлана Сенникова
Из опыта работы «Методика Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой в работе учителя –дефектолога»

Сенникова Светлана Анатольевна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории МАДОУ дс «Радуга» г. Советский

«Мы должны стремиться не корректировать дефект, а работать с ребенком, который имеет дефект. Изучать ребенка, воспитывать и обучать».

Если есть профессия, применительно к которой можно говорить о призвании и использовать другие возвышенные слова, обычно отвергаемые нашим циничным временем, то это дефектолог. Специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии, — сегодня и всегда самый востребованный из педагогов.

У нас в детском саду воспитываются дети с ОВЗ. Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей. Хочу поделиться опытом по использованию методики Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой. Особенностью проведения диагностики наших детей является то, что основная роль отводится дефектологу.Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру.

Использование методики Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой (10 заданий) позволяют изучить возможности проявлений умственного развития ребенка в разных его аспектах. Поскольку многие обследуемые дети с ОВЗ не владеют речью, либо владеют ею в недостаточном объеме, большинство предлагающихся заданий имеет невербальную форму, а результаты их выполнения оцениваются по действиям ребенка.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным.

Ряд заданий дублируется. Это делается для того, чтобы исключить некоторые побочные факторы, например, наличие определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать неодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

Анализ результатов обследования детей показывает, что у нормально развивающихся детей речь активно включается в познавательный процесс и в известной мере направляет его, т. е. наблюдаются элементы организующей функции речи, в большинстве случаев доводили свои действия до конца, были заинтересованы в конечном результате, ждали оценки взрослого. Напротив, дети с отклонениями в развитии были безразличны как к процессу выполнения задания, так и к его результату. Не закончив одного задания, они стремились к другому, не дожидаясь оценки взрослого. Этот факт свидетельствует о том, что отсутствие целенаправленности в деятельности прямо связано с отсутствием соответствующей мотивации. У них не сложилась система побудительных мотивов (получение одобрения, самоудовлетворение от результата своих действий и др.). Это обстоятельство также является существенно значимым при диагностике умственного развития, так как характеризует деятельность ребенка в целом.

Количественная оценка в баллах позволяет определить относительный уровень умственного развития каждого ребенка. Кроме того, подобное психолого-педагогическое обследование детей позволяет наметить направления коррекционной работы с ними.

Далее в программе для детей с нарушением выделен специальный раздел «Социальное развитие», который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде. Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту». На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Обучение детей с ОВЗ осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».Особенность этой программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения.

Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий. В режиме дня определено место специалистам, создана модель целостного коррекционно-педагогического процесса.

Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:

базисные компоненты коррекционного обучения;

содержание коррекционной работы вне занятий;

распределение занятий между специалистами.

Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим и развитию речи, игре.

Моя задача как дефектолога – обучить детей способами действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.

Организация коррекционной работы,коррекционной среды невозможна без участников коррекционно-педагогического процесса: врача-педиатра, психиатра, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, медсестры, воспитателей, родителей

Использование методики Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой позволяет правильно провести диагностику отклонений в психическом развитии ребенка раскрывает возможности для предупреждения умственной отсталости и организации комплексной психолого-медико-педагогической реабилитационной работы, что способствует наиболее адекватной социальной адаптации и интеграции таких детей в общество.

Источник