Речевое развитие ребенка отклонения и коррекция
МДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» общеразвивающего вида»
Раннее выявление и коррекция
речевых нарушений у детей
Выступление на М. О. учителей – логопедов района
Подготовила
Голубева Е.Г.
учитель-логопед
«Раннее выявление и коррекция и речевых нарушений у детей»
Итак, дошкольный возраст– это важный этап в развитии ребёнка. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников. Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию .
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. В конце XX столетия появился термин «децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей.
Нормы развития речи.
Первые слова у них появляются после первого года (раньше у 6—7-месячных), фразовая речь — к 2,5 годам (раньше к 1,5 годам), поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5—6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики).
В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В представленной возрастной группе наиболее широко распространен диагноз — ЗРР.
Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
В качестве причин, вызывающих данные отклонения в развитии большое значение имеет влияние неблагоприятных социальных факторов – нарушение психологического климата в семье, когда наблюдаются либо завышенные требования к ребёнку (так, в 2 года ребёнка с задержкой речевого развития старательно обучают грамоте), либо заниженные – не используют возрастные возможности ребёнка. Довольно часто в семье не формируется потребность в речевом общении: ребёнок рано начинает смотреть телевизор, который не требует обратной речевой реакции, ребёнка понимают по его жестам, мимике, а иногда сами взрослые переходят на язык ребёнка, тем самым задерживая его развитие.
Если ребенок имеет сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.
К сожалению, в России недостаточно оказывают раннюю специализированную помощь детям с ЗРР. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.
Поэтому актуальным направлением логопедического воздействия в ДОУ является своевременная диагностика, профилактика и коррекция нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, позволяющая осуществить необходимую коррекционно-развивающую помощь .
Организуя работу логопедического кружка «Весёлый язычок» для детей раннего и младшего дошкольного возраста в качестве приоритетных нами были определены диагностико-профилактическое и коррекционно-речевое направления, что создало определённые трудности, так как коррекционная логопедическая работа в условиях логопедического пункта ДОУ традиционно по причине большого количества нуждающихся ведётся с детьми старшего дошкольного возраста.
Сейчас я предлагаю вам освежить свои знания и выполнить следующие задания:
1 подгруппа «Мозговой штурм» написать как можно больше направлений коррекционной работы с детьми на цветах.
2 подгруппа « Сортировка». Рассортировать предложенные названия форм работы с родителями по соответствующим конвертам.
3 подгруппа «Алфавитный указатель» На каждую букву алфавита нужно придумать слово или словосочетание – название формы работы с педагогами и записать на бланках.
Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста:
1. Развитие экспрессивной речи:
· работа над звуками и звукоподражанием; словами с вызванным звуком;
· фонетическая ритмика; работа над произношением звуков и слиянии в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями;
· формировать элементарную фразу из 2–3-х слогов, содержащую вызванный звук;
· формировать доступные грамматические категории на материале новых слов;
· работа над договариванием слов в стихотворениях, потешках, рассказах.
2. Развитие импрессивной речи. Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом.
3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых.
4. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
5. Развитие слухового восприятия:
· воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;
· игры со звучащими игрушками;
· воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей;
· формирование фонематического восприятия.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.
6. Формирование элементарных математических представлений – формирование основных сенсорных эталонов и обозначения их словом.
7. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.
8. Развитие зрительного восприятия. Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
9. Формирование элементарных графических навыков. Этот вид деятельности – великолепный способ развития малыша. Это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребенка, способом усвоения особенно трудной для него части речи – прилагательного.
10. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6–7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.
Таким образом, данные направления логопедической работы необходимо использовать в коррекции речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Работа с родителями.
В силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких родственников (в основном — на мать). Отечественная педагогика в последнее время большее внимание уделяет роли матери в обучении ребенка языку. Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребенка.
Для изучения знаний родителей о речевом развитии детей были предложены анкеты, анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-).
Проанализировав стиль общения родителей и ребенка, можно выделить следующие варианты ЗРР (при условии отсутствия патологий со стороны ЦНС, слуха, зрения, соматического статуса и т.п.).
1. Задержка на стадии эмоционального общения.
Общение в данном случае сводится к выражению взаимной любви, ласки, объятий. Желания малыша удовлетворяются без каких-либо попыток с его стороны что-то сказать. Слово здесь лишнее. В таких случаях надо донести до родителей, что следующий этап развития речи и общения — предметно-практическая деятельность ребенка и взрослого.
2. Исключительная ориентация на предметный мир.
Окружая ребенка множеством игрушек и надолго оставляя его манипулировать ими, взрослый способствует лишь погружению малыша во внутренний мир. Такое дитя не нуждается во взрослом как в партнере по совместной деятельности. Необходимо объяснить родителям важность обыгрывания каждой игрушки в процессе совместной деятельности со взрослым.
3. Задержка на стадии формального называния предмета.
Слово, появившееся только в номинативной форме, не используется в реальном взаимодействии с людьми. Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш заменяет речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае также важно рассказать родителям, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов. На этом этапе важны игры по типу «давай вместе», игры-драматизации
Выделяют следющие формы работы с родителями:
1.Информационно-аналитические
2.Познавательные
3.Досуговые
4.Наглядно-информационные
— Зачитайте, пожалуйста, какие формы работы вы отнесли к 1 группе (2.3.4)
Упражнение «Сортировка»
Логопед раздает педагогам по 2-3 листочка, на которых написаны формы работы с родителями и просит педагогов разложить их по соответствующим конвертам, подписав их, используя следующую классификацию:. Слова: собрания, конференции, консультации, беседы, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, викторины и КВНы, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра, телефонный разговор, почта.
Т. О. данные формы работы могут использоваться в работе с родителями.
Работа с педагогами
В исправлении ЗРР у детей младшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателя. К сожалению, взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения порой наладить весьма трудно.
Необходимо планировать совместную работу логопеда и воспитателей таким образом, чтобы наиболее эффективно стимулировать речевое развитие каждого ребёнка.
— Заполните алфавитный указатель. Прикрепите листочки со словами к соответствующей букве.
Упражнение «Алфавитный указатель»
Логопед показывает педагогам плакат «Настенный алфавит» и просит их на каждую букву вспомнить и назвать форму работу с родителями. Например, А – анкетирование, Б – беседа, В – вечер встреч, викторина, выставка, Г – газета и т.д. Названные слова и словосочетания записываются на бланках (самокл. листах)и прикрепляются к алфавиту. логопед делает вывод о том, что в практике существует большое количество форм взаимодействия с педагогами, каждая из которых имеет свое назначение.
Я предлагаю закончить создание костюмчика ожиданий. Напишите на штанишках, оправдались ли ваши ожидания и опасения, а также ваши впечатления от сегодняшнего семинара.
Вывод:
Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».
Спасибо за внимание. Участникам огромное спасибо за помощь.
Источник
В норме у ребенка к пяти годам полностью должны быть сформированы все речевые навыки. Если этого не произошло, то необходимо выяснить, почему возникло нарушение речи и при необходимости предоставить комплексную логопедическую, психотерапевтическую, медицинскую помощь.
В каком возрасте можно обнаружить речевые нарушения
По мнению педиатров и детских психологов, нарушение речи у детей внимательные родители могут обнаружить с первого месяца жизни младенца. На возможность развития данной проблемы в дальнейшем указывает неэмоциональный, монотонный плач новорожденного. В раннем детстве задержка речевого развития определяется по следующим признакам:
- в конце первого месяца грудничок не выражает голод или недовольство криком;
- в четыре месяца младенец не улыбается, если взрослые разговаривают с ним;
- в пять месяцев нарушения речи у детей проявляются отсутствием произношения звуков; малыши не ищут глазами предметы, на которые указали взрослые;
- в семь месяцев младенец не произносит отдельные слоги, не реагирует на свое имя;
- в девять месяцев малыш не говорит слова с одинаковыми звуками;
- в десять месяцев не машет на прощание рукой;
- в год не говорит осмысленно отдельные слова, не вслушивается в музыку, не исполняет элементарных просьб;
- в два года не показывает на предметы, не произносит отдельные слова, не различает понятий «маленький-большой».
Часто встречается нарушение речи у детей, родившихся ранее положенного срока
Перечисленные проблемы являются признаком общего нарушения речевой функции. Чтобы помочь ребенку, необходимо обратиться к следующим специалистам для определения причины патологии и постановки точного диагноза:
- отоларингологу для проверки слуха малыша;
- невропатологу для диагностирования наличия органического поражения ЦНС;
- детскому психологу, чтобы определить уровень интеллекта;
- окулисту для проверки зрения;
- логопеду, чтобы выставить окончательный диагноз и подобрать способы коррекции.
Нельзя выставить диагноз после посещения одного специалиста. Только комплексное обследование позволяет определить причины, вызвавшие проблему.
Почему возникает речевое нарушение
Встречаются разные факторы, приводящие к сбою речевого развития у детей. Они могут проявляться по отдельности и сочетаться между собой. К основным причинам относятся следующие факторы:
- Генетическая предрасположенность. Возможно, у родителей речь формировалась позже, чем у их ровесников, или родственники страдали заиканием, а также нарушениями в области головного мозга, отвечающей за языковые конструкции. К наследственному фактору относятся структурные аномалии ротовой полости, нарушения прикуса, патологии нёба, короткая уздечка.
- Причиной нарушения языковых конструкций являются болезни, перенесенные на первом году жизни. Наибольшую опасность представляют инфекции, менингит, воспаление уха, приводящее к снижению качества слуха, а порой и полной его потере, что негативно сказывается на восприятии речи. Также опасны травмы нёба, головы.
- Врожденные патологии. Формирование нервной системы, центра развития речи плода происходит до 12 недель беременности. К наиболее негативным факторам относится перинатальное кислородное голодание, инфекции, которые перенесла женщина в первом триместре беременности, травмы. Патология развивается в результате несовместимости крови матери и плода, на фоне чего токсины, образующиеся в детском организме, нарушают функционирование центра речи в головном мозге. Частые стрессы, употребление алкогольных напитков, курение будущей матери, занятость на вредном производстве негативно сказывается на последующем становлении речи у ребенка.
- Патологии во время родов. К наиболее опасным для дальнейшего развития речи малыша относится асфиксия, приводящая к гипоксии клеток головного мозга, использование щипцов в процессе родовспоможения.
- Общее нарушение речи проявляется у детей, растущих в социально неблагоприятных условиях, причем не обязательно у пьющих родителей с аморальным поведением. Проблемы с речью у ребенка могут развиться и в благополучной семье, где малыш страдает от дефицита общения. Наиболее важен для ребенка дошкольного возраста эмоциональный контакт с матерью.
Речь – сложный психический процесс. Ребенок начнет говорить в том случае, если слух, головной мозг, артикуляция достигли необходимой степени развития, что зависит от состояния здоровья и окружения малыша. Недостаток ярких впечатлений, отсутствие условий для полноценного общения проявляется задержкой не только психического, но и физического развития.
Нарушения речи у детей кроются в недостатке общения с родителями
Какие бывают виды нарушений
К фонематическому расстройству речи относятся следующие патологии:
- брадилалия – характеризуется замедленным произношением с сохранением грамотности и четкости;
- дислалия – замена в словах некоторых звуков при сохранении восприятия речи;
- тахилалия – для нее характерно увеличение темпа разговора;
- дизартрия – проявляется проблемами с голосовыми связками, мышцами щек, языка, губ, гортани;
- заикание – возникает на фоне судорог, спазмов разных мышц артикуляционного аппарата; часто встречается в дошкольном возрасте, проявляется многократным повторением звуков или слогов;
- ринолалия – данное фонематическое нарушение в народе называют гнусавостью, оно возникает из-за хронического синусита, аномального строения носовой полости.
Кроме фонематического нарушения встречаются внутренние факторы, вызывающие проблемы с речью:
- алалия – является врожденной патологией из-за структурного повреждения головного мозга на фоне кислородного голодания, травмы, внутриутробной инфекции;
- афазия – является приобретенной патологией; диагноз устанавливается в том случае, если ребенок дошкольного возраста ранее говорил, но перестал общаться языковыми конструкциями на фоне травмы, опухоли головного мозга.
Тяжелое нарушение диагностируется при комбинации разных видов отклонений. Имеющие их дети начинают разговаривать позже ровесников, у них наличествуют дефекты произношения, словарный запас беден.
Своевременная коррекция развития речи позволит впоследствии избежать проблем с письмом
Какие бывают группы нарушений
Выделяют следующие группы детей с нарушенным развитием речи:
- В первую группу относят детей, которые хорошо различают звуки, но у них отмечаются проблемы с произношением некоторых из них. Это отклонение встречается чаще всего и легко поддается коррекции.
- Во вторую группу входят дети, не произносящие звуки, путающие их между собой, переставляющие слоги. Они также не договаривают окончания слов.
- В третью группу включаются дети с тяжелыми нарушениями. Они не способны различать звуки, не сливают их в слоги, не составляют предложения, у них бедный запас слов.
Чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями адаптироваться в обществе, необходима специальная и срочная коррекция.
Что делать родителям при речевых нарушениях у ребенка
Если родители заметили, что у ребенка имеются проблемы с речью, то им необходимо:
- понаблюдать, как малыш общается с другими детьми, не страдает ли у него коммуникация; нарушение общения с людьми часто вызывается аутизмом;
- проверить, нет ли у ребенка проблем со слухом;
- проконсультироваться с неврологом, детским психологом, логопедом;
- начать коррекцию.
Успех коррекционных занятий зависит не только от работы специалистов, но и от грамотных действий родителей.
Профилактика нарушений
У детей развитие речи нарушается по-разному, но профилактика будет общая для всех:
- с рождения разговаривайте с младенцем, в ходе общения проявляйте различные эмоции;
- не сюсюкайте с младенцем, четко произносите слова;
- ежедневно занимайтесь пальчиковой гимнастикой;
- в дошкольном возрасте занимайтесь развитием мелкой моторики, лепите, рисуйте; отлично развивает речь игра в конструктор, мозаику;
- каждый день выполняйте упражнения для развития мышц языка – они являются подготовительным моментом в становлении звуков;
- занимайтесь дыхательной гимнастикой, она развивает речевое дыхание, помогает бороться с заиканием;
- читайте книги, учите стихи, расширяйте словарный запас.
Совместная деятельность детей и родителей позволит предотвратить речевые дисфункции.
Если у ребенка после четырех лет наблюдаются стойкие нарушения в произношении звуков, слов, обратитесь к логопеду для консультации. Своевременная коррекция поможет избежать развития дальнейших отклонений в развитии и нарушений в коммуникации у ребенка.
Читайте также: симптомы и лечение эхолалии у детей
Источник