Речевое развитие ребенка курсовая работа
Иванс Анна
Курсовая работа «Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста»
Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста (3-4 года)
1.1 Понятие «диалогическая речь» в исследованиях отечественных ученых
Под диалогом мы понимаем – не просто бытовой ситуативный разговор, а богатую мыслями произвольную контекстную речь, вид личностного взаимодействия, содержательного общения[5, с. 54], а диалогическая речь — (от греч.: беседа, разговор двоих) подразумевает форму (тип) речи, состоящую из обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта [6, с. 504].
Развитию диалогической речи прямо или косвенно уделяли внимание многие педагоги, изучающие самые разные стороны воспитания дошкольников.
Ян Амос Коменский указывал, что до 3 лет надо учить детей правильно произносить слова, а после трех – учить ставить вопросы, отвечать на них, объяснять причины изучаемых явлений, формулировать умозаключения [14, с. 133].
Диалог взрослого с ребенком подразумевался и в системе воспитания Жан-Жака Руссо, воспитании, он подчеркивал, что не надо торопить ребенка отвечать на вопрос, если он не знает ответа. Лучше всего задать вопрос иначе, чтобы путем аналогий подвести ребенка к ответу. Важно помнить при этом о мотивах, побуждающих ребенка говорить [36, с. 89].
В работах И. Г. Песталоцци разговор матери с детьми рассматривается как важное средство развития речи ребенка. К способам развития речи детей он относил и рекомендуемые им речевые упражнения, которые выполнялись на основе чередования реплик материи ребенка, а задания матери носили характер вопросов, на которые отвечал ребенок[36, с. 91].
Предусматривалось проведение ежедневных бесед директрисы с детьми и в системе М. Монтессори. Назначение бесед М. Монтессори видела в том, чтобы дети осознавали свои достижения и учились вести разговор на близкие им темы [36, с. 176].
А. Г. Рузской отмечал, что основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний являются подготовительными этапами[36, с. 190].
Л. В. Щерба отмечал, что своё бытие язык находит в диалоге, потому как монолог есть искусственная языковая форма [37, с. 67].
Ж. Пиаже утверждал, что именно в споре происходит осмысливание логических правил и значение дедуктивных рассуждений, потому диалоги дошкольников необходимо углубленно изучать [22, с. 74].
Ф. А. Сохин считал, что диалог есть первая школа овладения речью [30, с. 284].
Наиболее конкретные предложения по развитию диалогической речи дошкольников сложились в педагогическом наследии создательницы отечественной методики развития речи Е. И. Тихеевой. В работах Е. И. Тихеевой подчеркивалось, что беседа «должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логически и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного» [32, с. 179].
Е. А. Флерина считала, что вопросы развития разговорной (диалогической) речи ценны тем, что она лингвистически точно определяет содержание работы. К четырем годам, по мнению Флериной,ребенка нужно учить формулировать: вопросы и простые ответы; несложные поручения;
сообщать о виденном (о том, что он делал дома, что видел на улице) [35,c. 228].
Новое поколение программ дошкольного образования внесло изменения в процесс определения содержания работы по развитию диалогической речи у детей.
Программа «Радуга» предусматривает развитие не только умений задавать вопросы и отвечать на них, но и умений «делиться впечатлениями» [25, с. 54], «делиться наблюдениями и переживаниями» [25, c. 62]. Программа советует воспитателям второй младшей группы «подсказывать разнообразные формы обращений детей друг к другу» [25, c. 78]. Такая постановка задач уже позволяет уйти от ущербной «вопросно-ответной» формы диалога и рассматривать его как форму речи, характеризующуюся разнообразием инициативных и ответных реплик. В старшей группе программа предлагает учить детей высказывать свою точку зрения, сопоставлять ее с точкой зрения педагога, поддерживать беседу в разнообразных ситуациях, нестандартные по оформлению высказывания и т. д. [25, c. 113-114]. Достижением программы «Радуга» можно рассматривать и то, что обучение речевому этикету, включается как одна из задач развития диалогической речи.
Вышедшая в 1995 году программа «Детство» и ее переизданные варианты также представили уточненное содержание работы по развитию диалогической речи. В данной программе, начиная с третьего года жизни, предусматривается развитие умений детей «задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, выражать элементарные формы побуждения» [23, c. 49]. Поскольку инициативные реплики (вопросы, сообщения и побуждения) адресуются не только взрослым, но и сверстникам, то ясно, что при такой постановке задач предполагается, что дети параллельно будут учиться и соответствующим ответным репликам.
Наряду с этим, «Детство» включает освоение правил ведения диалога:
— использование дружелюбного, спокойного тона общения (с I младшей группы);
— в общем разговоре слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаться от темы беседы (со II младшей группы);
— проявлять внимание к ответам товарищей, говорить по очереди (со средней группы);
— исправлять ошибочные суждения товарищей, не ущемляя их достоинств (в старшем дошкольном возрасте).
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что овладение речью – важнейшая сторона развития дошкольника.
1.2 Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)
Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. На протяжении дошкольного возраста диалогическая речь претерпевает существенные изменения. В раннем детстве речь ребёнка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Общение ребёнка носит ситуативный диалогический характер, так как его деятельность в этом возрасте осуществляется совместно с взрослыми или с их помощью.
Особенности диалога младших дошкольников раскрыла Т. Слама — Казаку, отметившая, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста:
— у детей кроме простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты;
— многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;
— диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;
— структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства, реплики краткие, содержат лишь ту информацию, которую запрашивал собеседник;
— в диалоге ребёнка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики.
А. М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь [16, с. 167]. Вместе с тем было показано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты контекстности в речи детей, даже при задачах и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.
Л. А. Пеньевская, чьё исследование было посвящено особенностям общения дошкольников с взрослыми, отмечает, что детям небезразлично,в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает, чем младше ребёнок, тем больше его инициатива в общении с взрослым связана с активностью последнего[20, с. 84]. Л. А. Пеньевская исследовала, как изменяется отношение к беседе с взрослым у детей дошкольного возраста. Для детей двух – трёх лет гораздо интереснее разговаривать с взрослым, чем прослушивать сказку. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе стараются поддержать разговор в меру своих возможностей. Дети трёх – четырёх лет начинают беседу с интересом, но после 2-3 вопросов начинают отворачиваться, ёрзать на стуле,а потом и вовсе заявляют:
«Я не умею так, я не хочу в это играть». И чем старше становиться ребенок, тем больше появляются инициативные обращения к взрослому.
Отечественные психологи (Л. С. Выготский и др., считают, что в овладении речью,ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.
Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка с взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему,предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов.В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.
Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).
На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения (например: «наклонитесь», «положите», «повернитесь», «похлопайте» и т. д.).
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать свои просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).
Поэтому умение общаться со сверстниками диалогически — весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвитии. Особенно важно формировать коммуникативно-речевые умения. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вести себя с учетом ситуации общения, пользоваться разнообразными языковыми средствами и т. д.
Источник
Тенденции развития языковых возможностей ребенка по Ж. Пиаже. Этапы развития речи: довербальный, развитие речевого общения. Особенности развития речи ребенка от рождения до 6 месяцев, виды криков. Анализ первых слов и фраз, произнесенных ребенком.
Подобные документы
Основные особенности развития речи детей в возрасте до трех лет. Этапы развития потребности в общении ребенка со взрослым. Программа развития речи. Формы педагогического процесса в детском саду. Развитие речи детей в ее коммуникативной функции.
курсовая работа, добавлен 14.07.2012
Становление речи на довербальном этапе. Условие возникновения и развития речи ребенка. Развитие речевой функции. Этапы генезиса речи как средства общения. Функции предречевых вокализаций. Когнитивные и коммуникативные факторы становления речи малыша.
статья, добавлен 29.07.2013
Анализ процесса развития речи у ребенка от рождения до семи лет. Особенности формирования речевых функций в период младенчества, гуления и лепетных псевдослов. Влияние общения взрослых на словарный запас и произношение слов детьми дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 26.04.2010
Теоретические основы речевого развития ребенка. Характеристика основных этапов формирования речи. Основные структурные компоненты развития речи детей раннего возраста. Эмпирическое исследование особенностей речевого развития детей раннего возраста.
курсовая работа, добавлен 23.11.2019
Предпосылки развития и обучения речи ребенка, этапы речевого развития детей. Речевое развитие как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей раннего развития. Первичное освоение языка, процесс формирования речевой деятельности.
статья, добавлен 05.04.2019
Речевое развитие детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема. Структурные компоненты развития речи. Методики позволяющие определить уровень речевого развития. Пальчиковая гимнастика, как метод развития речи детей раннего возраста.
курсовая работа, добавлен 20.12.2015
Роль родного языка и речи в развитии ребенка. Методы исследования в методике развития речи. Вопросы развития речи детей в зарубежной и отечественной педагогике. «Культура речи»: подходы к трактованию. Задачи речевого развития детей и их характеристика.
курс лекций, добавлен 13.11.2019
Возможности раннего возраста для формирования основ будущей взрослой личности, ее речевого развития. Роль речи в общем развитии ребенка. Рекомендации, методы и приемы по развитию речи детей раннего возраста. Речь взрослых как образец для речи детей.
презентация, добавлен 12.06.2018
Теоретическое исследование особенностей развития ребенка раннего возраста. Анализ игровой деятельности ребенка раннего возраста. Разработка педагогических условий эффективного использования игрушек для развития активной речи у детей раннего возраста.
курсовая работа, добавлен 19.03.2012
Процесс формирования речи ребенка в раннем возрасте. Особенности педагогического воздействия для своевременного и правильного развития речи. Характеристика этапов речевого развития. Формы внеситуативного общения, его значение в развития личности ребенка.
контрольная работа, добавлен 01.05.2009
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Описание процесса формирования словарного запаса и овладения простейшими грамматическими навыками у детей первого года жизни. Влияние социальной и речевой среды на совершенствование речи ребенка. Характеристика дословесных периодов речевого развития.
Два основных периода процесса раннего развития ребенка (от 0 до 3 лет). Становление речевой функции в онтогенезе. Три этапа речевого развития. Фонетическая квалификация голосовых реакций ребенка. Признаки неблагополучия в психоречевом развитии ребенка.
реферат, добавлен 03.06.2011
Сущность и исследование значения речевой функции в психическом развитии ребенка. Основные подходы к периодизации речевого развития ребенка, этапы данного процесса и принципы управления им. Оценка эффективности формирования правильной речи ребенка.
реферат, добавлен 19.06.2014
Определение термина «связная речь», ее формы. Этапы речевого развития ребенка. Общее недоразвитие речи: этиология и краткая характеристика уровней. Исследование процесса формирования связной монологической речи у учеников с IV уровнем развития речи.
дипломная работа, добавлен 29.10.2017
Особенности речевого и эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Меры по предупреждению депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей. Оценка речевого развития депривированных детей.
дипломная работа, добавлен 03.02.2012
Этапы формирования речи ребенка, причины ее нарушения. Проведение специальных занятий и реализация коррекционно-диагностической программы с целью преодоления задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Профилактика недоразвития речи.
реферат, добавлен 04.11.2012
Особенности развития речи детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития для определения коррекционной работы по восстановлению речи. Народный фольклор как средство развития речи детей. Рекомендации для педагогов логопедических групп.
дипломная работа, добавлен 10.09.2010
Психолого-педагогическая характеристика ребенка трехлетнего возраста. Особенности формирования двигательных функций ребенка. Выявление взаимосвязи между уровнем развития общей и мелкой моторики и уровнем речевого развития. Профилактика и коррекция ОНР.
дипломная работа, добавлен 22.06.2011
Проблема формирования связной речи у дошкольников с задержкой речевого развития в онтогенезе, основные понятия нарушений речи. Роль овладения детьми способами наглядного моделирования явлений в развитии мышления дошкольника, развитие любознательности.
курсовая работа, добавлен 28.02.2012
Характеристика основных этапов речевого развития ребенка. Периоды совершенствования в речи детей синтаксического строя предложения, его выразительности и интонации, морфологической оформленности слов. Правила и значение родного языка в развитии ребенка.
контрольная работа, добавлен 09.07.2011
Основные направления и требования к уровню речевого развития у детей. Использование современных программ «Радуга», «Детство», «Истоки» для разностороннего развития ребенка, формирования у него творческих способностей, соответствующих возрастной группе.
реферат, добавлен 01.04.2011
Источник