Речевая карта ребенка с задержкой речевого развития
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗПР
Ф.И. РЕБЕНКА ________________________________________________________________________
ГРУППА ______________________________________________________________________________
ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ __________________________________________________________________
ДАТА ВЫПУСКА _____________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗПР
Фамилия, имя: __________________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Откуда поступил ребенок ________________________________________________________________
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
Ф.И.О родителей:
Мать __________________________________________________________________________________
Отец __________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ
Общее звучание речи:
- Голос нормальный (тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);
- Четкая (невнятная, смазанная);
- Темп нормальный (быстрый, замедленный);
- Чрезмерно быстрая;
- Малоразговорчив;
- Паузы и ударения употребляет правильно.
Тип дыхания:
- Диафрагмальный;
- Речевое дыхание плавное (недостаточно плавное);
- Речевой выдох продолжительный (не продолжительный).
Строение артикуляционного аппарата:
- Строение языка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.
- Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация, объем артикуляционных движений ограничен, малоподвижный, испытывает трудности в удержании и переключении позы, нарушены движения кончика языка, саливация, спастичность, гипотония, дистония.
- Строение неба не нарушено.
- Прикус правильный; нарушения — передний открытый, боковой открытый, прогения, прогнатия.
- Строение зубов нормальное; нарушения — крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес.
- Строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов.
- Подвижность губ не нарушена/нарушена.
Состояние артикуляционной моторики (мимическая мускулатура и оральный праксис)
Движения | Развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются. | ||
4 года | 5 лет | 6+ лет | |
Поднять брови | |||
Нахмуриться | |||
«Толстячок» | |||
«Худышка» | |||
«Толстячок»/ «Худышка» | |||
«Лопаточка» | |||
«Иголочка» | |||
«Лопаточка»/ «Иголочка» |
Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Разговорно-описательная беседа.
Как тебя зовут? ____________________________________________________________
Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_______________
Где ты живешь? _____________________________________________________________
Как зовут маму? ______________________________________________________________
Как зовут папу? ______________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья? Кто они? __________________________________________________
- Конструктивная деятельность: _____________________________________________
- Счѐт прямой ______________________; обратный (с 6 лет) _____________________
- Счѐтные операции: ______________________________________________________
- Геометрические формы: __________________________________________________
- Величина: большой — маленький, низкий – высокий; широкий – узкий, толстый – тонкий.
- Основные цвета (4-5 лет): _________________________________________________
- Оттеночные цвета (5-7 лет): __________________________________________________
- Выделение четвертого лишнего: ___________________________________________
- Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): _______________________________________________________________________
- Ориентировка в пространстве: верх – низ, лево – право, спереди – сзади
- Понимание речи нарушено (ограничено – в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме)
- Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций (5-6 лет):
— Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? ____________________________________________
— Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? _______________________________________________________________________________________
- ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Звукопроизношение
С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Л | ЛЬ | Р | РЬ | Й | Т | ТЬ | Д | ДЬ | К | КЬ | Г | ГЬ | В | ВЬ | Ф | ФЬ | М | МЬ | Н | НЬ | Х | ХЬ | Б | БЬ | П | ПЬ | |
4г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6л |
- Звуко-слоговая структура.
4 года | Хлеб | 5 лет | Лекарство | ||
Мостик | Скворечник | ||||
Капуста | Сковорода | ||||
Дружба | Велосипед | ||||
Свисток | Сквозняк | ||||
6 лет | Сыворотка | 6 лет | Парикмахер | ||
Сухофрукты | Комбинезон | ||||
Простокваша | Инструменты |
4 года Ребята слепили снеговика___________________________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле __________________________________________________________
5 лет Водопроводчик чинит водопровод____________________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________
6 лет Регулировщик стоит на перекрёстке__________________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию__________________________________________________________
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Дифференциация звуков:
С-З | С-Ш | Ш-Ж | Ж-З | Ш-Щ | Ш-СЬ | Ц-С |
Ц-ТЬ | Ч-С | Ч-ТЬ | Ч-Ш | Щ-Ж | Л-Р | П-Б |
Т-Д | К-Х | Ы-И | ||||
- Повторение слогов с оппозиционными звуками:
та-да-та _________________ са-ша ________________ ба-па ______________________
да-та-та _________________ за-жа _________________ да-та ______________________
ка-га-га _________________ ла-ра _________________ га-ка ______________________
кот — год – кот ______________________ бочка – почка ___________________________
том – дом – ком _____________________ усы – уши _____________________________
лак – рак__________________________ гора – кора ______________________________
- Выделение определенного звука из ряда других звуков: _____________________
- Выделение звука из ряда слов: __________________________________________
- Отобрать картинки на заданный звук: ____________________________________
- Выделение первого звука в слове:
Алик _____________ Утка _______________ Оля ______________ Эхо_____________
- Выделение последнего звука в слове:
пуХ ______ мукА ______ ноС _______ лунА ________ шарЫ ________ коТ _________
- Назови все звуки в слове (6 лет) МАК ____________________________________
- Составь слово из звуков (6 лет) Д О М ____________________________________
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- Образование множественного числа имен существительных:
4г | 5л | 6л | |||
Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч |
Стол | Дом | Пень | |||
Шапка | Лист | Олень | |||
Кольцо | Дятел | Колесо | |||
Жук | Зонт | Воробей |
- Образование уменьшительно-ласкательных форм:
4г | 5л | 6л | |||
Мяч | Кресло | Дерево | |||
Стул | Коляска | Гнездо | |||
Бант | Тапок | Сундук | |||
Шар | Кольцо | Платье | |||
Жук | Зонт | Воробей |
- Согласование существительных с числительными:
4г | 5л | 6л | ||||||
1 | 2 | 5 | 1 | 2 | 5 | 1 | 2 | 5 |
Утка | Лошадь | Гусь | ||||||
Книга | Рыба | Помидор |
- Префиксальное словообразование:
шѐл ___________________________________________________________________________________
едет ___________________________________________________________________________________
летел __________________________________________________________________________________
- Предложно-падежные конструкции:
Где лежит карандаш? (в…) _______________________________________________________________
Откуда я достала карандаш? (из…) ________________________________________________________
Где лежит книга? (под, над …) ___________________________________________________________
Откуда я достала книгу? (из-за…) _________________________________________________________
Где находится книга (между…) ___________________________________________________________
СЛОВАРЬ
- Объяснить значение слов:
Холодильник — _________________________________________________________________________
Листопад — _____________________________________________________________________________
Пылесос — ______________________________________________________________________________
Винегрет — _____________________________________________________________________________
Спица — ________________________________________________________________________________
- Назвать части предметов и показать их:
Чайник: донышко, носик, ручка, крышка ___________________________________________________
Стул: сиденье, спинка, ножки _____________________________________________________________
Машина: кабина, кузов, колѐса, стекло, сиденье, руль ________________________________________
- Уровень обобщений:
Яблоко, персик, груша, слива, апельсин — ___________________________________________________
Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук — _______________________________________________________
Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики — __________________________________________________
Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка — ______________________________________________
Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка — _______________________________________________
Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка — _____________________________________________________
Корова, коза, свинья, лошадь, овца — _______________________________________________________
Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка — ______________________________________________________
Петух, курица, утка, индюк, гусь — _________________________________________________________
Воробей, ворона, сорока, голубь — _________________________________________________________
Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт — ______________________________________________________
- Детѐныши / птенцы у:
коровы — _____________________ свиньи — _________________________ утки — ___________________
лошади — ____________________ собаки — _________________________ гуся — ____________________
козы — _____________________ кошки — ___________________________ индюшки — _______________
овцы — _____________________ курицы — ____________________________ лисы — _________________
зайца — ____________________ ежа — _____________________________ медведя — _________________
волка — __________________________ белки — _______________________________________________
- Подбор прилагательных к им. существительному:
Лимон какой? __________________________________________________________________________
Платье какое? __________________________________________________________________________
Лиса какая? ____________________________________________________________________________
Ёж какой? _____________________________________________________________________________
Чай какой? ____________________________________________________________________________
Цветы какие? ___________________________________________________________________________
- Подбор антонимов:
широкий — ________________________________________ сухой — _____________________________
длинный — _______________________________________ высокий — ____________________________
прямой — __________________________________________ большой — ___________________________
весѐлый — __________________________________________ молодой — ___________________________
светлый — _________________________________________ больной — ____________________________
- Образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост? ____________________ Чьи уши? ___________________ Чья лапа? ___________________
- Образование прилагательных от имен существительных:
Банка из стекла _______________________________________________________________________
Книга из бумаги ______________________________________________________________________
Бочка из дерева _______________________________________________________________________
Снеговик из снега _____________________________________________________________________
- Кто как голос подает?
утка _________________________________ собака __________________ кошка __________________
гусь ________________________________ корова _________________ свинья ____________________
петух ______________________________ мышь ___________________ лягушка __________________
- Согласование прилагательных с существительными:
Назови, какой по цвету этот предмет | |||
4 года | 5 лет | 6+ лет | |
Шарик | |||
Тучка | |||
Цветы | |||
Мак | |||
Туфли | |||
Яблоко | |||
Утка | |||
Солнце | |||
Изба |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
4 года Составление простых предложений по картинке. | 5 лет Составление рассказа по сюжетной картинке. |
6 лет Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | |
Оценка состояния связной речи:
- Самостоятельность (самостоятельно без помощи логопеда, по наводящим вопросам, отсутствие самостоятельного рассказа)
- Характеристика предложений (простые нераспространенные, простые распространённые, сложные предложения)
- Количество предложений в рассказе.
Логопедическое заключение:____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата__________________________________ Логопед_______________________________________
Источник
Речевая карта обследования ребенка с 2 – 3 лет
Дата обследования_______________________________________________________
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________
Дата рождения___________________ Возраст на 1. 09______г.__________________
Домашний адрес, № тел___________________________________________________
Группа №______________________
Сведения о родителях
Мать Возраст______________________
Образование_____________________________________________________________
Отец Возраст______________________
Образование_____________________________________________________________
Жалобы родителей_________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Речь родителей и других членов семьи________________________________________
Наличие других детей в семье______________________________________________
Взаимоотношения в семье_________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Удержание головы_____(1,5 мес.) Ползает______(5 мес.) Сидит________(6 мес.) Ходит (до 1 г.)
Первые зубы (6-8 мес.) Правша, левша, амбидекстр.
Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_________________________________________________
__________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление (2-3 мес.) Лепет (4-8 мес.) Первые слова (1 г.)
Первая фраза (1.5 -2г.)
Какие звуки долго произносились неправильно ________________________________
Использование жестов ____________________________________________________
Наличие двуязычия в семье_________________________________________________
Проявление заикания_______________________________________________________
Анамнез
Наследственные и хронические заболевания родителей__________________________
_________________________________________________________________________
Возраст матери при рождении ребенка_______________________________________
От какой беременности ребенок_____________________________________________
Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикация, заболевания_________________________________________________
________________________________________________________________________
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные______________
________________________________________________________________________
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция____________________
Крик: был, нет____________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия: белая, синяя______________________________________
Резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость__________________
Вес, рост ребенка при рождении____________________________________________
Первое кормление на _________сутки. Как взял грудь_________________________
Вскармливание___________________________________________________________
Из роддома выписан на __________день, дополнительное пребывание в роддоме, причины_________________________________________________________________
Отклонения в поведении в первые три месяца жизни___________________________
________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания:
до 1 месяца______________________________________________________________
до 1 года_________________________________________________________________
до 2х лет________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Заключение специалистов:
- Педиатр ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Невропатолог____________________________________________________________________________________________________________________________
- Психиатр________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отоларинголог___________________________________________________________________________________________________________________________
- Ортопед________________________________________________________________________________________________________________________________
- Офтальмолог____________________________________________________________________________________________________________________________
- Дерматолог______________________________________________________________________________________________________________________________
- Хирург_________________________________________________________________________________________________________________________________
- Стоматолог______________________________________________________________________________________________________________________________
- Психолог________________________________________________________________________________________________________________________________
- Деффектолог____________________________________________________________________________________________________________________________
- Оценка физического развития__________________________________________
_____________________________________________________________________
- Оценка нервно-психического развития__________________________________
___________________________________________________________________
- Группа здоровья_____________________________________________________
15.Группа физкультуры__________________________________________________
Строение и подвижность артикуляционного аппарата
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||||||||
1г. 1м. 1г. 3м. | 1г. 4м. 1г. 6м. | 1г.7м. 1г.9м. | 1г.10м. 2г. | 2г.1м. 2г.6м. | 2г.7м. 3г. | ||||||||
Наличие – отсутствие ассиметрии мимической мускулатуры. | |||||||||||||
Парезы | |||||||||||||
Параличи | |||||||||||||
Непроизвольные движения. (во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях, во время бодрствования и игры) | |||||||||||||
Произвольные мимические движения с 2,5 лет (под счет 3) | Поднять брови | ||||||||||||
Нахмурить брови | |||||||||||||
Улыбка | |||||||||||||
Надуть щеки | |||||||||||||
Произвольные артикуляционные движения с 1,6 мес. (по показу) | Открыть рот | ||||||||||||
Закрыть рот | |||||||||||||
Закусить нижнюю губу | |||||||||||||
Закусить верхнюю губу | |||||||||||||
Губы: Без особенностей, толстые, тонкие, расщелина-односторонняя: справа, слева, полная, неполная; двусторонняя: полная, неполная, парез мышц губ, деформация: верхней, нижней губы, укорочение верхней губной уздечки, спастическое напряжение, плотное смыкание, неплотное смыкание, рот полуоткрыт, губы вялые, угол рта вниз: справа, слева, перетягивание угла рта в одну сторону: вправо, влево. | «Поцелуй» с 1,6м. | ||||||||||||
«Улыбочка» с 1,6м. | |||||||||||||
«Трубочка — Улыбочка» с 2,5 л. | |||||||||||||
Язык: Маленький, массивный, подергивание, девиация кончика влево/вправо, короткая подъязычная связка, Спастичность: массивный, оттянутый комом вглубь, вытянутый «жалом», Гипотония: тонкий, вялый, распластанный, лежит на дне ротовой полости. Выполняются с 1,6 мес. под счет 3 | Удержание широкого языка | 1г. 1м. 1г. 3м | |||||||||||
Высунуть вперед | |||||||||||||
Убрать назад | |||||||||||||
Поднять на верхнюю губу | |||||||||||||
Выложить на нижнюю губу | |||||||||||||
«Часики» | |||||||||||||
«Цоконье» | 1г. 4м. 1г. 6м. | 1г.7м. 1г.9м. | 1г.10м. 2г. | 2г.1м. 2г.6м | 2г.7м. 3г. | ||||||||
Объем движений: полный, неполный | |||||||||||||
Точность движений: сохранна, нарушена | |||||||||||||
Тонус: сохранен, повышенный, пониженный | |||||||||||||
Темп движений: нормальный, медленный быстрый | |||||||||||||
Тремор: увеличение гиперкенеза при повторных движениях и удержания позы, синкенезии, слюнотечение | |||||||||||||
Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный | |||||||||||||
Твердое небо: высокое, узкое, расщелина, субмукозная щель. | |||||||||||||
Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация влево/вправо, нарушение функции смыкания | Покашливание произвольное с 2х лет. |
Общее звучание речи
Дыхание: носовое, ротовое, смешанное, ключичное/верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное |
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носоввм оттенком, дисфония. |
Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох. |
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисаритмия. |
Мелкая моторика рук
Мышечный тонус рук: гипотонус, гипертонус, дистония |
Положение кисти рук: ротация кнаружи, ротация вовнутрь |
Положение пальцев рук: сжаты в кулаки, большие пальцы находятся: под четырьмя остальными, сверху остальных, пальцы разведены. |
Сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук: захват: ладонный, тремя пальцами: нижней третью пальцев рук, верхней третью пальцев рук (с 1,9м.), двумя пальцами большим и указательным, согласованность движений рук: норма, хаотичность, ведущая рука : |
Состояние лексики и грамматического строя речи
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||||||
2 г 1 м.-2 г. 6 м. | 2г. 7 м.-3 г. | |||||||||
2.1 м. | 2.6 м. | 2.7 м. | 3г. | |||||||
Импрессивная речь | ||||||||||
Понимание слов обозначающих предметы, действия и признаки с 2.1 — 2.6 мес. | Игрушки | |||||||||
Посуда | ||||||||||
Одежда | ||||||||||
Мебель | ||||||||||
Части тела | ||||||||||
Части лица | ||||||||||
Домашние животные | ||||||||||
Транспорт | ||||||||||
Фрукты | ||||||||||
Овощи | ||||||||||
Части тела животного | ||||||||||
Действия | ||||||||||
Прилагательные | ||||||||||
Наречия | ||||||||||
Понимание предлогов | «В» 1.4-1.6м. | «НА» 1.4-1.6м. | ||||||||
«ПОД» 1.7-1.9м. | ||||||||||
«С» 1.10-2г. | «У» 1.10-2г. | |||||||||
«ЗА» 2.1-2.6м. | «ПО» 2.1-2.6м | |||||||||
«НАД» 2.1-2.6м | «ДО» 2.1-2.6м | |||||||||
«ЧЕРЕЗ» 2.7-3г. | «ОКОЛО» 2.7-3г. | |||||||||
«ПЕРЕД» 2.7-3г. | ||||||||||
Единственное и множественное число существительных Покажи где… с 1.9 мес. | Ведро — ведра | |||||||||
Шишка – шишки | ||||||||||
Мяч-мячи | ||||||||||
Птица — птицы | ||||||||||
Нож — ножи |