Речевая карта ребенка с задержкой речевого развития

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗПР

Ф.И. РЕБЕНКА ________________________________________________________________________

ГРУППА ______________________________________________________________________________

ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ __________________________________________________________________

ДАТА ВЫПУСКА _____________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗПР

Фамилия, имя: __________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________________

Домашний адрес ________________________________________________________________________

Откуда поступил ребенок ________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ

Ф.И.О родителей:

Мать __________________________________________________________________________________

Отец __________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ

Общее звучание речи:

  • Голос нормальный (тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный);
  • Четкая (невнятная, смазанная);
  • Темп нормальный (быстрый, замедленный);
  • Чрезмерно быстрая;
  • Малоразговорчив;
  • Паузы и ударения употребляет правильно.

Тип дыхания:

  • Диафрагмальный;
  • Речевое дыхание плавное (недостаточно плавное);
  • Речевой выдох продолжительный (не продолжительный).

Строение артикуляционного аппарата:

  • Строение языка не нарушено; нарушения – толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка.
  • Подвижность языка не нарушена; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация, объем артикуляционных движений ограничен, малоподвижный, испытывает трудности в удержании и переключении позы, нарушены движения кончика языка, саливация, спастичность, гипотония, дистония.
  • Строение неба не нарушено.
  • Прикус правильный; нарушения —  передний открытый, боковой открытый, прогения, прогнатия.
  • Строение зубов нормальное; нарушения — крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес.
  • Строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов. 
  • Подвижность губ не нарушена/нарушена.

Состояние артикуляционной моторики (мимическая мускулатура и оральный праксис)

Движения

Развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются.

4 года

5 лет

6+ лет

Поднять брови

Нахмуриться

«Толстячок»

«Худышка»

«Толстячок»/ «Худышка»

«Лопаточка»

«Иголочка»

«Лопаточка»/ «Иголочка»

Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Разговорно-описательная беседа.

Как тебя зовут? ____________________________________________________________

Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_______________

Где ты живешь? _____________________________________________________________

Как зовут маму? ______________________________________________________________

Как зовут папу? ______________________________________________________________

Есть ли у тебя друзья? Кто они? __________________________________________________

  • Конструктивная деятельность: _____________________________________________
  •  Счѐт прямой ______________________; обратный (с 6 лет) _____________________
  • Счѐтные операции: ______________________________________________________
  • Геометрические формы: __________________________________________________
  •  Величина: большой — маленький, низкий – высокий; широкий – узкий, толстый – тонкий.
  • Основные цвета (4-5 лет): _________________________________________________
  • Оттеночные цвета (5-7 лет): __________________________________________________
  •  Выделение четвертого лишнего: ___________________________________________
  • Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): _______________________________________________________________________
  •  Ориентировка в пространстве: верх – низ, лево – право, спереди – сзади
  • Понимание речи нарушено (ограничено – в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме)
  • Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций (5-6 лет):

— Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? ____________________________________________

     — Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? _______________________________________________________________________________________

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
  1. Звукопроизношение

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Й

Т

ТЬ

Д

ДЬ

К

КЬ

Г

ГЬ

В

ВЬ

Ф

ФЬ

М

МЬ

Н

НЬ

Х

ХЬ

Б

БЬ

П

ПЬ

  1. Звуко-слоговая структура.
Читайте также:  Методика на личностное развитие ребенка

4

года

Хлеб

5

лет

Лекарство

Мостик

Скворечник

Капуста

Сковорода

Дружба

Велосипед

Свисток

Сквозняк

6 лет

Сыворотка

6 лет

Парикмахер

Сухофрукты

Комбинезон

Простокваша

Инструменты

4 года Ребята слепили снеговика___________________________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле __________________________________________________________

5 лет Водопроводчик чинит водопровод____________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________

6 лет Регулировщик стоит на перекрёстке__________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию__________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  • Дифференциация звуков:

С-З

С-Ш

Ш-Ж

Ж-З

Ш-Щ

Ш-СЬ

Ц-С

Ц-ТЬ

Ч-С

Ч-ТЬ

Ч-Ш

Щ-Ж

Л-Р

П-Б

Т-Д

К-Х

Ы-И

  • Повторение слогов с оппозиционными звуками:

та-да-та  _________________ са-ша ________________ ба-па ______________________

да-та-та _________________ за-жа _________________ да-та ______________________

ка-га-га _________________ ла-ра _________________ га-ка ______________________

кот — год – кот ______________________ бочка – почка ___________________________

том – дом – ком _____________________ усы – уши _____________________________

лак – рак__________________________ гора – кора ______________________________

  • Выделение определенного звука из ряда других звуков: _____________________
  • Выделение звука из ряда слов: __________________________________________
  • Отобрать картинки на заданный звук: ____________________________________
  • Выделение первого звука в слове:

Алик _____________ Утка _______________ Оля ______________ Эхо_____________

  • Выделение последнего звука в слове:

пуХ ______ мукА ______ ноС _______ лунА ________ шарЫ ________ коТ _________

  • Назови все звуки в слове (6 лет) МАК ____________________________________
  • Составь слово из звуков (6 лет) Д О М ____________________________________

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

  • Образование множественного числа имен существительных:

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Стол

Дом

Пень

Шапка

Лист

Олень

Кольцо

Дятел

Колесо

Жук

Зонт

Воробей

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм:

Мяч

Кресло

Дерево

Стул

Коляска

Гнездо

Бант

Тапок

Сундук

Шар

Кольцо

Платье

Жук

Зонт

Воробей

  • Согласование существительных с числительными:

1

2

5

1

2

5

1

2

5

Утка

Лошадь

Гусь

Книга

Рыба

Помидор

  • Префиксальное словообразование:

шѐл ___________________________________________________________________________________

едет ___________________________________________________________________________________

летел __________________________________________________________________________________

  • Предложно-падежные конструкции:

Где лежит карандаш? (в…) _______________________________________________________________

Откуда я достала карандаш? (из…) ________________________________________________________

Где лежит книга? (под, над …) ___________________________________________________________

Откуда я достала книгу? (из-за…) _________________________________________________________

Где находится книга (между…) ___________________________________________________________

СЛОВАРЬ

  • Объяснить значение слов:

Холодильник — _________________________________________________________________________

Листопад — _____________________________________________________________________________

Пылесос — ______________________________________________________________________________

Винегрет — _____________________________________________________________________________

Спица — ________________________________________________________________________________

  • Назвать части предметов и показать их:

Чайник: донышко, носик, ручка, крышка ___________________________________________________

Стул: сиденье, спинка, ножки _____________________________________________________________

Машина: кабина, кузов, колѐса, стекло, сиденье, руль ________________________________________

  • Уровень обобщений:

Яблоко, персик, груша, слива, апельсин — ___________________________________________________

Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук — _______________________________________________________

Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики — __________________________________________________

Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка — ______________________________________________

Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка — _______________________________________________

Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка — _____________________________________________________

Корова, коза, свинья, лошадь, овца — _______________________________________________________

Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка — ______________________________________________________

Петух, курица, утка, индюк, гусь — _________________________________________________________

Воробей, ворона, сорока, голубь — _________________________________________________________

Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт — ______________________________________________________

  • Детѐныши / птенцы у:

коровы — _____________________ свиньи — _________________________ утки — ___________________

лошади — ____________________ собаки — _________________________ гуся — ____________________

козы — _____________________ кошки — ___________________________ индюшки — _______________

овцы — _____________________ курицы — ____________________________ лисы — _________________

зайца — ____________________ ежа — _____________________________ медведя — _________________

Читайте также:  Устав учреждения центр развития ребенка

волка — __________________________ белки — _______________________________________________

  • Подбор прилагательных к им. существительному:

Лимон какой? __________________________________________________________________________

Платье какое? __________________________________________________________________________

Лиса какая? ____________________________________________________________________________

Ёж какой? _____________________________________________________________________________

Чай какой? ____________________________________________________________________________

Цветы какие? ___________________________________________________________________________

  • Подбор антонимов:

широкий — ________________________________________ сухой — _____________________________

длинный — _______________________________________ высокий — ____________________________

прямой — __________________________________________ большой — ___________________________

весѐлый — __________________________________________ молодой — ___________________________

светлый — _________________________________________ больной — ____________________________

  • Образование притяжательных прилагательных:

Чей хвост? ____________________ Чьи уши? ___________________ Чья лапа? ___________________

  • Образование прилагательных от имен существительных:

Банка из стекла _______________________________________________________________________

Книга из бумаги ______________________________________________________________________

Бочка из дерева _______________________________________________________________________

Снеговик из снега _____________________________________________________________________

  • Кто как голос подает?

утка _________________________________ собака __________________ кошка __________________

гусь ________________________________ корова _________________ свинья ____________________

петух ______________________________ мышь ___________________ лягушка __________________

  • Согласование прилагательных с существительными:

Назови, какой по цвету этот предмет

4 года

5 лет

6+ лет

Шарик

Тучка

Цветы

Мак

Туфли

Яблоко

Утка

Солнце

Изба

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

4 года

Составление простых предложений по картинке.

5 лет

Составление рассказа по сюжетной картинке.

6 лет

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Оценка состояния связной речи:

  1. Самостоятельность (самостоятельно без помощи логопеда, по наводящим вопросам, отсутствие самостоятельного рассказа)
  2. Характеристика предложений (простые нераспространенные, простые распространённые, сложные предложения)
  3. Количество предложений в рассказе.

Логопедическое заключение:____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата__________________________________  Логопед_______________________________________

Источник

Речевая карта обследования ребенка с 2  – 3 лет

  Дата обследования_______________________________________________________

  Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

  Дата рождения___________________ Возраст на 1. 09______г.__________________

  Домашний адрес, № тел___________________________________________________

  Группа №______________________

 Сведения о родителях

Мать        Возраст______________________

Образование_____________________________________________________________

Отец        Возраст______________________

Образование_____________________________________________________________

Жалобы родителей_________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Речь родителей и других членов семьи________________________________________

Наличие других детей в семье______________________________________________

Взаимоотношения в семье_________________________________________________

Раннее психомоторное развитие

Удержание головы_____(1,5 мес.) Ползает______(5 мес.) Сидит________(6 мес.) Ходит        (до 1 г.)

Первые зубы        (6-8 мес.) Правша, левша, амбидекстр.

Характер моторики:  излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_________________________________________________

__________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление        (2-3 мес.) Лепет        (4-8 мес.) Первые слова        (1 г.)

Первая фраза          (1.5 -2г.)

Какие звуки долго произносились неправильно ________________________________

Использование жестов  ____________________________________________________

Наличие двуязычия в семье_________________________________________________

Проявление заикания_______________________________________________________

Анамнез

Наследственные и хронические заболевания родителей__________________________

_________________________________________________________________________

Возраст матери при рождении ребенка_______________________________________

От какой беременности ребенок_____________________________________________

Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикация, заболевания_________________________________________________

________________________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные______________

________________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция____________________

Крик: был, нет____________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия: белая, синяя______________________________________

Резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость__________________

Вес, рост ребенка при рождении____________________________________________

Первое кормление на _________сутки. Как взял грудь_________________________

Вскармливание___________________________________________________________

Из роддома выписан на __________день, дополнительное пребывание в роддоме, причины_________________________________________________________________

Отклонения в поведении в первые три месяца жизни___________________________

________________________________________________________________________

Перенесённые заболевания:

до 1 месяца______________________________________________________________

до 1 года_________________________________________________________________

 до 2х лет________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение специалистов:

  1. Педиатр ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Невропатолог____________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Психиатр________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Отоларинголог___________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Ортопед________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Офтальмолог____________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Дерматолог______________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Хирург_________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Стоматолог______________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Психолог________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Деффектолог____________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Оценка физического развития__________________________________________

 _____________________________________________________________________

  1. Оценка нервно-психического развития__________________________________

___________________________________________________________________

  1. Группа здоровья_____________________________________________________

    15.Группа физкультуры__________________________________________________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Параметры изучения

Возраст ребенка

1г. 1м.  

1г. 3м.

1г. 4м.

1г. 6м.

1г.7м.

1г.9м.

1г.10м.

2г.

2г.1м.

2г.6м.

2г.7м.

3г.

Наличие – отсутствие ассиметрии мимической мускулатуры.

Парезы

Параличи

Непроизвольные движения. (во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях, во время бодрствования и игры)

Произвольные мимические движения с 2,5 лет

(под счет 3)

Поднять брови

Нахмурить брови

Улыбка

Надуть щеки

Произвольные  артикуляционные движения с 1,6 мес. (по показу)

Открыть рот

Закрыть рот

Закусить нижнюю губу

Закусить верхнюю губу

Губы:

Без особенностей, толстые, тонкие, расщелина-односторонняя: справа, слева, полная, неполная; двусторонняя: полная, неполная, парез мышц губ, деформация: верхней, нижней губы, укорочение верхней губной уздечки, спастическое напряжение, плотное смыкание, неплотное смыкание, рот полуоткрыт, губы вялые, угол рта вниз: справа, слева, перетягивание угла рта в одну сторону: вправо, влево.

«Поцелуй»

 с 1,6м.

«Улыбочка»

с 1,6м.

«Трубочка — Улыбочка»

с 2,5 л.

Язык:

Маленький, массивный, подергивание, девиация кончика влево/вправо, короткая подъязычная связка, Спастичность: массивный, оттянутый комом вглубь, вытянутый «жалом», Гипотония: тонкий, вялый, распластанный, лежит на дне ротовой полости.

Выполняются с 1,6 мес. под счет 3

Удержание широкого языка

1г. 1м.  

1г. 3м

Высунуть вперед

Убрать назад

Поднять на верхнюю губу

Выложить на нижнюю губу

«Часики»

«Цоконье»

1г. 4м.

1г. 6м.

1г.7м.

1г.9м.

1г.10м.

2г.

2г.1м.

2г.6м

2г.7м.

3г.

Объем движений: полный, неполный

Точность движений:  сохранна, нарушена

Тонус: сохранен, повышенный, пониженный

Темп движений: нормальный, медленный быстрый

Тремор: увеличение гиперкенеза при повторных движениях и удержания позы, синкенезии, слюнотечение

Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный

Твердое небо: высокое, узкое, расщелина, субмукозная щель.

Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация влево/вправо, нарушение функции смыкания

Покашливание произвольное

с 2х лет.

Читайте также:  Основные условиями развития личности ребенка являются

Общее звучание речи

Дыхание: носовое, ротовое, смешанное, ключичное/верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное

Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носоввм оттенком, дисфония.

Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох.

Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисаритмия.

Мелкая моторика рук

Мышечный тонус рук: гипотонус, гипертонус, дистония

Положение кисти рук: ротация кнаружи, ротация вовнутрь

Положение пальцев рук: сжаты в кулаки, большие пальцы находятся: под четырьмя остальными, сверху остальных, пальцы разведены.

Сформированность дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук: захват: ладонный, тремя пальцами: нижней третью пальцев рук, верхней третью пальцев рук (с 1,9м.), двумя пальцами большим и указательным, согласованность движений рук: норма, хаотичность, ведущая рука :      

Состояние лексики и грамматического строя речи

Параметры изучения

Возраст ребенка

2 г 1 м.-2 г. 6 м.

2г. 7 м.-3 г.

2.1 м.

2.6 м.

2.7 м.

3г.

Импрессивная речь

Понимание слов обозначающих предметы, действия и признаки

с 2.1 — 2.6 мес.

Игрушки

Посуда

Одежда

Мебель

Части тела

Части лица

Домашние животные

Транспорт

Фрукты

Овощи

Части тела животного

Действия

Прилагательные

Наречия

Понимание предлогов

«В»

1.4-1.6м.

«НА»

1.4-1.6м.

«ПОД»      1.7-1.9м. 

«С»

1.10-2г.

«У»

1.10-2г.

«ЗА»

2.1-2.6м.

«ПО»

2.1-2.6м

«НАД»

2.1-2.6м

«ДО»

2.1-2.6м

«ЧЕРЕЗ»

2.7-3г.

«ОКОЛО»

2.7-3г.

«ПЕРЕД»   2.7-3г.

Единственное и множественное число существительных

Покажи где…

с 1.9 мес.

Ведро — ведра

Шишка – шишки

Мяч-мячи

Птица — птицы

Нож — ножи