Речевая карта на ребенка с онр 3 уровня на 2 года

Логопедический пункт общеобразовательной школы №______________________________

Учитель-логопед_______________________________________________________________

Речевая карта

(образец заполнения на ребенка с ОНР)

1. Фамилия, имя, возраст: ________________________________________________

  1.  Школа ____________________________, класс____________________
  2. Домашний адрес___________________________________ телефон__________
  3. Дата зачисления на логопедический пункт_______________
  4. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года 
  5. Жалобы учителя или родителей (законных представителей): Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
  6. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
  7. Состояние слуха проверяется при необходимости.
  8. Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2-2,5 годам, фразы – к 4-5 годам. Речь непонятна окружающим.
  9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение – N. Подвижность – с трудом удерживает заданную паузу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
  10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельность связных высказываний): В беседе о семье ответы ребенка могут быть следующие: !Ваня», «Маму зовут Зойкой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос – кем работает?), «Не знаю» (про папу).

а) словарный запас: (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и аккустическому сходству). Привести примеры.

Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. качественная характеристика (ответы на предъявленные задания ): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтаивха (вместо почтальона), стеклещик (стекольщик), машина (вместо словаря транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона – ворота и т.д.

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов.

Привести примеры (смотри запись беседы и связного высказывания):

Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.

Мн. ч., Им. п. – деревы, глазы, крыли…

Мн. ч., род. п. – тетрадов, вороткнов, осел… варенье яблочный; вода апелисиновый; медведь плюшеный.

в) произношение и различение звуков: 

  1. произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; Р – увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек – ларек); Ш=Ж (нижние); Ш=С; Ж=З;
  2. различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселка (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да  (N), га-ка-ка  (N), за-за-за  (жа-жа-за),

ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ащ-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);

  1. воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры):

лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт); зелено-зелено… (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).

г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.

  1. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук? – «П». 2-й звук? – «А». 3-й звук? – «А». Назови последний звук. – «А». Назови 1-й звук. – «Т». Назови 3-й звук. – «А».
  2. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты: 1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
  3. Чтение:

а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами). Варианты:

  1. знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
  2. знает все буквы, но не читает;
  3. читает слоги и односложные слова;
  4. читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитанные слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы;

б) ошибки при чтении: лист (листья) на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели). сердитый ветер кужил (кружил) их… (по) воздуху.

в) понимание прочитанного. Варианты:

  1. с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;
  2. основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
  3. испытывает некоторые затруднения.
  1. Проявление заикания: не заикается.

 а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т. п.);

б) сформированность языковых средств;

в) особенности общего и речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)

г) адаптация к условиям общения.

  1. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям

(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение  к своему дефекту): внимание неустойчивое, пониженнная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.

17. Заключение учителя-логопеда. Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II – III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).

Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).

Источник

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследование ребёнка старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя________________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________________________

Домашний телефон __________________________________________________________                                                                                                                                  

Откуда поступил_____________________________________________________________

Сведения о родителях:

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) ____________________________________________________________________________

Отец  (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ____________________________________________________________________________

Читайте также:  Ребенку 2 года зрение портится

Национальный язык _______________                      Двуязычие________________________

Решением от_______ протокол №____ принят в логопедическую группу на срок________

Заключение ПМПК____________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты________________________________________________

Общий анамнез

Неблагоприятные факторы развития ____________________________________________

Перенесенные заболевания:

До года___________________________                 После года________________________

Ушибы, травмы головы_______________________________________________________

Судороги при высокой температуре____________________________________________

Раннее развитие

Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)_____    __Сидит с (в норме: с 6 мес.) ____________

Ползает с (в норме: с 6 -7  мес.)_____________Стоит с (в норме: с 10 — 11 мес.)_________

Ходит с (в норме: с 11 — 12 мес.) _________Узнает близких с (в норме: с 2,5 — 3 мес.)____

Первые зубы появились в (в норме: 6 — 8 мес.)___________________________________

Количество зубов к году (в норме: 8 зубов)_______________________________________

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

Невролог_____________________________________________________________________

Речевой анамнез

Гуление в (в норме: с 2-х мес.)___________               Лепет в (в норме: с 4-6 мес.)___ ____  

Первые слова  (в норме: около года)__________________________________________

Первые фразы  (в норме: от 1,5 до 2-х лет)______________________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_____________________________

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)____________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту____________________________________

Занимались ли с логопедом ___________________________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)________________________________________________________

2. Адекватность эмоциональных реакций________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия.

  • Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)  ____________________________________________                                                                                                                              
  • Определение направления звука_____________________________________________

•  Восприятие и воспроизведение ритма_________________________________________

2. Исследование зрительного восприятия

•   Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)_____________________________________________________________________________________________________________________________ 

•    Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар,  куб) ________________________________________________________________________        

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

•    Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) _________________________________________________

  • Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)_________________________________________________________ _________                                                                                                    

•    Складывание картинок из частей (4 — 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)_______________________________________________________

•    Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)____________________________________________________        

      Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_______________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)______________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

____________________________________________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___________________________________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

____________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)_________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

1.Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений).

____________________________________________________________________________

•    Выполнение упражнений:

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ____________________________________________________________________________

2.  Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).

____________________________________________________________________________

Кинестетическая основа движений:

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук______________________________________________________________

Кинетическая основа движений:

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ________

•    Навыки работы с карандашом:

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека____________________

•    Манипуляции с предметами:

 Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

____________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)

____________________________________________________________________________

•    Выполнение упражнений:

 Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос__________________________________________________

•    Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок________________________

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) _________________________________

  • Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

Читайте также:  Солдат с ребенком 2 года

____________________________________________________________________________

•    Движения губ:

Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений________________________________________________________

•   Движения языка:

 «лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»____________________

•   Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть)_________________________

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь.

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ______________________________________________

•    Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)______________________________________________________________________

  • Понимание действий (показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)

__________________________________________________________________________

  • Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

___________________________________________________________________________

2.  Понимание различных форм словоизменения.

•   Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)
  ___________________________________________________________________________ 

  • Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по

____________________________________________________________________________

•    Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко

__________________________________________________________________________________

•       Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)

____________________________________________________________________________

•   Дифференциация   глаголов  с  различными   приставками

(показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ____________________________________________________________________________

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

•    Понимание предложений (по предложенным картинкам)

____________________________________________________________________________

•    Понимание текста, сказка «Колобок»_________________________________________

4. Состояние фонематического восприятия.

      •   Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

мышка —  мишка  ____________________________________________________________     почка —  бочка   ______________________________________________________________

катушка —  кадушка __________________________________________________________ корка —  горка________________________________________________________________        

•   Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

речка —  редька _____________________________________________________________  коза — коса _________________________________________________________________ лук – люк___________________________________________________________ ____ рейка —  лейка ______________________________________________________________

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Активный словарь.

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

•        Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

Мебель: _______________________________________________________________________

Овощи:  _______________________________________________________________________

Фрукты:_______________________________________________________________________

Птицы: _______________________________________________________________________

•        Назвать части тела и части предметов (по картинкам)        

Нос ____________        рукав_____________        

рот_____________         воротник____________________

шея_____________        пуговица____________________

живот___________   кабина машины______________

грудь____________  руль_________________________

•    Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

Стул, стол, шкаф_____________________________________________________________

Огурец, помидор, морковь ____________________________________________________ Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________  Воробей, голубь, сова ________________________________________________________

ГЛАГОЛЫ.

Ответить на вопросы:

Как передвигаются птицы? (летают) ____________________________________________

Как передвигаются рыбы? (плавают)____________________________________________

Как передвигается змея? (ползает)        _____________________________________________

Как передвигается лягушка? (прыгает) __________________________________________

Как передвигается человек? (ходит)  ____________________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает?(лает)_______________________________________

А как подает голос корова? (мычит)_____________________________________________

А как подает голос петух? (кукарекает)__________________________________________

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

•    Назвать предъявленные цвета.

Красный __________             __________    Голубой                      

Оранжевый        _______________  ________    Синий ___________________________

 Желтый  ________________       ________  Белый ________              ____________

 Зеленый   __________________________ Чёрный                 __________________

•        Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

Солнце какое? (круглое)   _____________________________________________________

Печенье какое?(квадратное) ___________________________________________ _______   Косынка какая? (треугольная) __________________________________________________

Огурец какой? (овальный)  ____________________________________________________

2. Состояние грамматического строя речи.

•        Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).

Рот — рты__________________________________ Лев — львы ___________________________

Река — реки___________________________ Ухо — уши ____________________________

Кольцо — кольца_______________________________

•     Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)

Шаров     ____________________           Берёз ______________________________________                                                                                                                

Ключей  ________________________   Окон ________________________________________

Ложек _________________________

  • Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).

Оранжевый апельсин   ________________________________________________________                                                      Голубая бабочка  _____________________________________________________________                                                                                         Белое блюдце  __________________________________________________ ____________

•        Употребление  предложно-падежных конструкций  (ответить на вопросы по картинкам).

Где сидит снегирь? (на дереве) _________________________________________________

Где стоит машина? (в гараже)__________________________________________________

У кого кукла? (у девочки)  _____________________________________________________

Где едет машина? (по дороге)  _________________________________________________

•        Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

Два мяча  ___________________       Пять мячей _______________________________  Две розы  ___________________       Пять роз _________________________________    Два окна  ___________________        Пять окон ________________________________ 

Читайте также:  Что делать когда у ребенка истерика 2 года комаровский

•        Образование   существительных  с   уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).

Забор —  заборчик   __________________ Носок —  носочек  ______________________  Лента — ленточка  __________________  Окно — окошечко  ______________________

•        Образование названий детенышей животных.
У зайчихи   ______________________             У белки  ____________________________                                          У волчицы      ________________                          У козы  _____________________________  

3. Состояние связной речи.

        Пересказ текста из нескольких предложений.

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследование фонетической стороны речи.

    Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).

      Самолет __________________________Микстура _________________________________

Скворец                                                           Парашютист __________________

Фотограф                                                          Погремушка  __________________                                

Сестренка развешивает простыни.                                                                                          _____

В универсаме продают продукты.                                                                                                    _ 

Парашютисты готовятся к прыжку.    ____________________________________________                                                                                              

Состояние звукопроизношения 
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]   ________________________________________________________

произношение и различение звуков: произносит (П), замена (З),искажение (И), пропуск(Пр), смешение (С).

с

с’

з

з’

ц

ш

ж

ч

щ

л

л’

р

р’

н

н’

м

м’

j

Изолирован

в словах

в речи

т

т’

д

д’

к

к’

г

г’

х

х’

в

в’

ф

ф’

п

п’

б

б’

Изолирован

в словах

в речи

5. Состояние дыхательной и голосовой функций.

• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) _________________________________________________________________

• Объем дыхания (достаточный, недостаточный)  __________________________________

• Продолжительность речевого выдоха   _________________________________________

• Сила голоса  ________________________________________________________________

  • Модуляция голоса ___________________________________________________________

6. Особенности динамической стороны речи.

  •   Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)  ________________________________
  •   Ритм (нормальный, дисритмия) ______________________________________________
  •   Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) _______________________
  •   Употребление основных видов интонации  ______________________________________

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

•    Повторение слогов с оппозиционными звуками.

ба-па-ба                                      па-ба-па    __________________

да-та-да   _____                        та-да-та     __________________

га-ка-га                                       ка-га-ка         _________________                                          

за-са-за                                       са-за-са      _______________     _

та-тя-та      ____________       тя-та-тя      __________________

  • Выделение начального ударного  звука  из слов.

Астра                                              арка_ ______________________                                

Осень  ____________              озеро                                                  __

Улей      _____________            уши________________________

Иглы                 искры ______________________

Логопедическое заключение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата______________________                         Логопед    ___Л. В. Утянова__________________

Источник