Речевая карта на ребенка с онр 3 уровня на 2 года
Логопедический пункт общеобразовательной школы №______________________________
Учитель-логопед_______________________________________________________________
Речевая карта
(образец заполнения на ребенка с ОНР)
1. Фамилия, имя, возраст: ________________________________________________
- Школа ____________________________, класс____________________
- Домашний адрес___________________________________ телефон__________
- Дата зачисления на логопедический пункт_______________
- Успеваемость по родному языку (к моменту обследования) Начало уч. года
- Жалобы учителя или родителей (законных представителей): Со слов учителя: на уроках малоактивный, стесняется говорить. Со слов матери: говорит невнятно, искажает слова, не запоминает стихи.
- Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): из медицинской карты с указанием даты обследования и фамилии врача.
- Состояние слуха проверяется при необходимости.
- Данные о ходе развития речи: Со слов матери: слова появились к 2-2,5 годам, фразы – к 4-5 годам. Речь непонятна окружающим.
- Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность): Строение – N. Подвижность – с трудом удерживает заданную паузу и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции на другую.
- Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельность связных высказываний): В беседе о семье ответы ребенка могут быть следующие: !Ваня», «Маму зовут Зойкой», «Не знаю» (отчества), «Папу зовут Петя», «Не знаю» (отчества), «Сестра зовут Люда», «На работе» (про маму), «Касса» (на вопрос – кем работает?), «Не знаю» (про папу).
а) словарный запас: (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объем словаря. качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и аккустическому сходству). Привести примеры.
Словарь ограничен реалиями обиходно-бытовой тематики: недостаточное количество обобщенных слов и слов, относящихся к прилагательным, глаголам и т.д. качественная характеристика (ответы на предъявленные задания ): абажур (лампа), шланг (вода), графин (бутылка), шофер (вместо машиниста), часовщик, крановщик (не знает), почтаивха (вместо почтальона), стеклещик (стекольщик), машина (вместо словаря транспорт), ботинки (вместо обувь) и т.д.; смелый – слабый, лежит – не лежит, ворона – ворота и т.д.
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов.
Привести примеры (смотри запись беседы и связного высказывания):
Карандаш вытащил из-за книга. Мальчик прыгнул лужу.
Мн. ч., Им. п. – деревы, глазы, крыли…
Мн. ч., род. п. – тетрадов, вороткнов, осел… варенье яблочный; вода апелисиновый; медведь плюшеный.
в) произношение и различение звуков:
- произношение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; Р – увулярное; в потоке речи Л=Р (ралек – ларек); Ш=Ж (нижние); Ш=С; Ж=З;
- различение оппозиционных звуков тисовчик (часовщик), голошина (горошина), яселка (ящерица), па-ба-ба (N), та-да-да (N), га-ка-ка (N), за-за-за (жа-жа-за),
ча-ча-ча (тя-ча-тя), ча-ча-ча (ча-ща-ча), ра-ра-ра (ра-ла-ра), за-за-за (за-жа-за), тя-тя-тя (тя-ча-тя), ща-ащ-ча (ща-ча-ча), ла-ла-ла (ла-ра-ра);
- воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры):
лигуливат (регулирует); тлансп, штампат (транспорт); зелено-зелено… (железнодорожный), мещанел (милиционер), писиный (апельсиновый).
г) темп и внятность речи: речь невнятная, замедленного темпа.
- Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова плащ: Сколько всего звуков? – «2». 1-й звук? – «П». 2-й звук? – «А». 3-й звук? – «А». Назови последний звук. – «А». Назови 1-й звук. – «Т». Назови 3-й звук. – «А».
- Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте). Варианты: 1) воспроизводит отдельные печатные буквы: А, П, М; 2) печатает отдельные слова типа МАК, МАМА.
- Чтение:
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами). Варианты:
- знает отдельные буквы: А, П, М, Т;
- знает все буквы, но не читает;
- читает слоги и односложные слова;
- читает по слогам, медленно, монотонно; пропускает гласные, не дочитанные слова; искажает слоговую структуру слова; путает некоторые буквы;
б) ошибки при чтении: лист (листья) на деревьев (деревьях) пожелтели и пурели (побурели). сердитый ветер кужил (кружил) их… (по) воздуху.
в) понимание прочитанного. Варианты:
- с трудом понимает прочитанное логопедом, пересказывает только с помощью вопросов;
- основное содержание рассказа понимает, скрытый смысл понимает с трудом;
- испытывает некоторые затруднения.
- Проявление заикания: не заикается.
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, в которых оно проявляется (ответы у доски и т. п.);
б) сформированность языковых средств;
в) особенности общего и речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)
г) адаптация к условиям общения.
- Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям
(организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту): внимание неустойчивое, пониженнная работоспособность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой; низкий уровень самоконтроля и самостоятельности.
17. Заключение учителя-логопеда. Варианты: 1) НВОНР; 2) ОНР II – III ур. (эти заключения отражают уровень сформированности устной формы речи).
Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта).
Источник
РЕЧЕВАЯ КАРТА
обследование ребёнка старшего дошкольного возраста
Фамилия, имя________________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________
Домашний телефон __________________________________________________________
Откуда поступил_____________________________________________________________
Сведения о родителях:
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) ____________________________________________________________________________
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ____________________________________________________________________________
Национальный язык _______________ Двуязычие________________________
Решением от_______ протокол №____ принят в логопедическую группу на срок________
Заключение ПМПК____________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ____________________________________________
Перенесенные заболевания:
До года___________________________ После года________________________
Ушибы, травмы головы_______________________________________________________
Судороги при высокой температуре____________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)_____ __Сидит с (в норме: с 6 мес.) ____________
Ползает с (в норме: с 6 -7 мес.)_____________Стоит с (в норме: с 10 — 11 мес.)_________
Ходит с (в норме: с 11 — 12 мес.) _________Узнает близких с (в норме: с 2,5 — 3 мес.)____
Первые зубы появились в (в норме: 6 — 8 мес.)___________________________________
Количество зубов к году (в норме: 8 зубов)_______________________________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Невролог_____________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес.)___________ Лепет в (в норме: с 4-6 мес.)___ ____
Первые слова (в норме: около года)__________________________________________
Первые фразы (в норме: от 1,5 до 2-х лет)______________________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине_____________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)____________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту____________________________________
Занимались ли с логопедом ___________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)________________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия.
- Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ____________________________________________
- Определение направления звука_____________________________________________
• Восприятие и воспроизведение ритма_________________________________________
2. Исследование зрительного восприятия
• Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)_____________________________________________________________________________________________________________________________
• Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ________________________________________________________________________
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
• Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) _________________________________________________
- Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)_________________________________________________________ _________
• Складывание картинок из частей (4 — 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)_______________________________________________________
• Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)____________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)_______________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)______________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
____________________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
____________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)_________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
1.Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений).
____________________________________________________________________________
• Выполнение упражнений:
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ____________________________________________________________________________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).
____________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений:
Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук______________________________________________________________
Кинетическая основа движений:
Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ________
• Навыки работы с карандашом:
Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека____________________
• Манипуляции с предметами:
Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки
____________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)
____________________________________________________________________________
• Выполнение упражнений:
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос__________________________________________________
• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок________________________
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) _________________________________
- Движения нижней челюсти:
Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков
____________________________________________________________________________
• Движения губ:
Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений________________________________________________________
• Движения языка:
«лопатка», «иголочка», «лопатка-иголочка», «качели», «часики»____________________
• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть)_________________________
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.
• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ______________________________________________
• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)______________________________________________________________________
- Понимание действий (показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)
__________________________________________________________________________
- Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)
___________________________________________________________________________
2. Понимание различных форм словоизменения.
• Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)
___________________________________________________________________________
- Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по
____________________________________________________________________________
• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко
__________________________________________________________________________________
• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)
____________________________________________________________________________
• Дифференциация глаголов с различными приставками
(показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ____________________________________________________________________________
3. Понимание отдельных предложений и связной речи.
• Понимание предложений (по предложенным картинкам)
____________________________________________________________________________
• Понимание текста, сказка «Колобок»_________________________________________
4. Состояние фонематического восприятия.
• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
мышка — мишка ____________________________________________________________ почка — бочка ______________________________________________________________
катушка — кадушка __________________________________________________________ корка — горка________________________________________________________________
• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
речка — редька _____________________________________________________________ коза — коса _________________________________________________________________ лук – люк___________________________________________________________ ____ рейка — лейка ______________________________________________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
Мебель: _______________________________________________________________________
Овощи: _______________________________________________________________________
Фрукты:_______________________________________________________________________
Птицы: _______________________________________________________________________
• Назвать части тела и части предметов (по картинкам)
Нос ____________ рукав_____________
рот_____________ воротник____________________
шея_____________ пуговица____________________
живот___________ кабина машины______________
грудь____________ руль_________________________
• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Стул, стол, шкаф_____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь ____________________________________________________ Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________ Воробей, голубь, сова ________________________________________________________
ГЛАГОЛЫ.
Ответить на вопросы:
Как передвигаются птицы? (летают) ____________________________________________
Как передвигаются рыбы? (плавают)____________________________________________
Как передвигается змея? (ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (прыгает) __________________________________________
Как передвигается человек? (ходит) ____________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает?(лает)_______________________________________
А как подает голос корова? (мычит)_____________________________________________
А как подает голос петух? (кукарекает)__________________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать предъявленные цвета.
Красный __________ __________ Голубой
Оранжевый _______________ ________ Синий ___________________________
Желтый ________________ ________ Белый ________ ____________
Зеленый __________________________ Чёрный __________________
• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Солнце какое? (круглое) _____________________________________________________
Печенье какое?(квадратное) ___________________________________________ _______ Косынка какая? (треугольная) __________________________________________________
Огурец какой? (овальный) ____________________________________________________
2. Состояние грамматического строя речи.
• Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).
Рот — рты__________________________________ Лев — львы ___________________________
Река — реки___________________________ Ухо — уши ____________________________
Кольцо — кольца_______________________________
• Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)
Шаров ____________________ Берёз ______________________________________
Ключей ________________________ Окон ________________________________________
Ложек _________________________
- Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).
Оранжевый апельсин ________________________________________________________ Голубая бабочка _____________________________________________________________ Белое блюдце __________________________________________________ ____________
• Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам).
Где сидит снегирь? (на дереве) _________________________________________________
Где стоит машина? (в гараже)__________________________________________________
У кого кукла? (у девочки) _____________________________________________________
Где едет машина? (по дороге) _________________________________________________
• Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
Два мяча ___________________ Пять мячей _______________________________ Две розы ___________________ Пять роз _________________________________ Два окна ___________________ Пять окон ________________________________
• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).
Забор — заборчик __________________ Носок — носочек ______________________ Лента — ленточка __________________ Окно — окошечко ______________________
• Образование названий детенышей животных.
У зайчихи ______________________ У белки ____________________________ У волчицы ________________ У козы _____________________________
3. Состояние связной речи.
Пересказ текста из нескольких предложений.
Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование фонетической стороны речи.
Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).
Самолет __________________________Микстура _________________________________
Скворец Парашютист __________________
Фотограф Погремушка __________________
Сестренка развешивает простыни. _____
В универсаме продают продукты. _
Парашютисты готовятся к прыжку. ____________________________________________
Состояние звукопроизношения
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ________________________________________________________
произношение и различение звуков: произносит (П), замена (З),искажение (И), пропуск(Пр), смешение (С).
с | с’ | з | з’ | ц | ш | ж | ч | щ | л | л’ | р | р’ | н | н’ | м | м’ | j |
Изолирован | |||||||||||||||||
в словах | |||||||||||||||||
в речи |
т | т’ | д | д’ | к | к’ | г | г’ | х | х’ | в | в’ | ф | ф’ | п | п’ | б | б’ |
Изолирован | |||||||||||||||||
в словах | |||||||||||||||||
в речи |
5. Состояние дыхательной и голосовой функций.
• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) _________________________________________________________________
• Объем дыхания (достаточный, недостаточный) __________________________________
• Продолжительность речевого выдоха _________________________________________
• Сила голоса ________________________________________________________________
- Модуляция голоса ___________________________________________________________
6. Особенности динамической стороны речи.
- Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ________________________________
- Ритм (нормальный, дисритмия) ______________________________________________
- Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) _______________________
- Употребление основных видов интонации ______________________________________
7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
• Повторение слогов с оппозиционными звуками.
ба-па-ба па-ба-па __________________
да-та-да _____ та-да-та __________________
га-ка-га ка-га-ка _________________
за-са-за са-за-са _______________ _
та-тя-та ____________ тя-та-тя __________________
- Выделение начального ударного звука из слов.
Астра арка_ ______________________
Осень ____________ озеро __
Улей _____________ уши________________________
Иглы искры ______________________
Логопедическое заключение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________________ Логопед ___Л. В. Утянова__________________
Источник