Речь ребенка в 4 года консультация родителям

Развитие речи детей 4 – 5 лет

Развивая речь –

мы вступаем на путь познания

Развивая мысль –

мы приближаемся к знанию

А. П. Кондарев

Речевое развитие — одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5 – ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4 – 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи.

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь — результат общения взрослого с ребенком!

Развиваем речь, играя

(домашняя игротека)

Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во – первых, выражает свое отношение к окружающему, во – вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник  учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.  Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.

Читайте также:  Провести др для ребенка в 4 года

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно – психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.

«Я заметил»

По дороге из детского сада (в детский сад).

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»

«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок»

«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»

«Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

— Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;

— Медведь осенью засыпает, а весной…

— Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…

— Мокрое бельё развешивают, а сухое…

— Вечером солнце заходит, а утром…

«Отгадай, кто это»

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:

— Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

— Бодается, мычит, пасётся?

— Крадётся, царапается, мяукает?

— Шипит, извивается, ползает?

Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

«Отгадай предмет по его частям»

— Четыре ножки, спинка, сиденье.

— Корень ствол, ветки, листья.

— Носик, крышка, ручка, донышко.

— Корень, стебель, листья, лепестки.

«Упрямые слова»

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро).

«Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.

Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.

«Перепутанница»

«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло – во – сы (волосы), ле – ко – со (колесо), по – са – ги (сапоги) и пр.)»

Источник

Характерные особенности развития речи детей

в 4 – 5 лет

1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче.

2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается.

3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.

4. В речи ребенок  использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.

5. Звуковая сторона речи развивается, совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

6. Уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

7. Дети довольно легко запоминают и рассказывают сказки, стихи, передают содержание картинок, могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, передавать своими словами личные впечатления. В этом возрасте начинается оречевление игровых действий, что свидетельствует о формировании регулятивной стороны речи.

8. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Читайте также:  Ребенку 4 года сильное слюноотделение

Нормы речевого развития детей 4 – 5 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 — 5 лет.

1. Словарный запас 2000 слов и более.

2. Бурно развивается «словотворчество».

3. Проговаривание игровых действий.

4. В речи активно используются обобщающие слова, наречия,  прилагательные, множественная форма существительных, антонимы, синонимы.

5. Называет животных и их детенышей, времена года.

6. Читает наизусть небольшие стихотворения, пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых.

7. Понимает значение предлогов (в, на, за, по, до, вместо, после  и т.д.), союзы (куда, что, когда, сколько и т.д.).

8. Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

9. Выговаривает слова из 4 слогов; составляет предложения из 5-8 слов.

10. Появляется монологическая речь.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 4 – 5 лет.

Вас должны насторожить следующие показатели:

1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.

2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.

3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.

4. Проблемы с произношением: нечеткое произношение, неразборчивая речь.

5. Неправильное построение предложений, односложные ответы.

6. Сложности в составлении кратких рассказов и пересказом маленьких текстов.

Методы развития.

При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.

Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная с четырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
  2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
  3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
  4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
  5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
  6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
  7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
  8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
  9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
  10.  Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
  11.  Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.

1. «Вкусное варенье» — рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

2. «Иголочка» — рот широко открыт, высунуть тонкий язык, тянуться языком к своему отражению в зеркале (только языком). Счет до 10.

3. «Качели» — рот широко открыт, язык лежит на нижней губе, затем поднимаем его к верхней губе, потом опять опускаем вниз. Счет до 10.

4. «Лопата» — рот широко открыт, расслабленный язык лежит на нижней губе. Следить за тем, чтобы язык не двигался. Задержаться в такой позе на 5-10 секунд.

5. «Часики» — рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, острый язычок дотрагивается поочередно до уголков губ. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.

6. «Горка» — рот широко открыт, язык упирается в нижние зубы (изнутри). Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, язык не расслабляем. До 10 раз.

7. «Птенчик» — рот открываем, затем закрываем. Следить за тем, чтобы язык лежал неподвижно. Рот удерживаем открытым 5-10 секунд.

8. «Конфетка» — не открывая рта, поочередно упираемся языком в стенки щек (катаем конфетку). До 10 раз.

9. «Улыбка» — растянуть уголки губ, так, чтобы стали видны зубы, затем расслабить. До 10 раз.

10. «Хоботок» — губы вытягиваем вперед (как будто произносим звук «У»), задерживаем в такой позе 5-10 секунд, затем расслабляем губы.

11. «Хомячок» — закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции 5-10 секунд.

Речевые игры.

«Подскажи словечко»

Цель: расширение словарного запаса.

Ход игры: родитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, подобрав нужное слово.
Голубь летает, а кошка? (бегает, ходит)

Лошадь ест сено, а собака? (мясо, косточки)

Мышь роет норку, а синица? (строит гнездо)

Кукушка кукует, а петух? (кукарекает)

Змея шипит, а еж? (фыркает)

У зайчонка мама зайчиха, а у волчонка? (волчица)

Придумывайте самые разнообразные предложения.

 «Кто где живет?»
Цель: расширение словарного запаса.

Ход игры: родитель задает вопросы, ребенок на них отвечает. Затем можно поменяться: ребенок задает вопросы, а взрослый на них отвечает.

-– Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в улье? – Пчёлы
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге? – Медведь.
Можно попробовать и наоборот:
– Где живут скворцы?
– Где живут медведи? и.д.

Читайте также:  Поздравление день рождения ребенка 4 года девочке

«Скажи наоборот»
Цель: расширение словарного запаса ребенка словами – антонимами.

Ход игры: родитель говорит слова, а ребенок говорит слово противоположное по значению.
Например:
Высоки – низкий

Темный – светлый

Тонкий – толстый

Маленький – большой и т.д.

«Каждый знает…»
Цель: расширение словарного запаса, закрепление правильного употребления прилагательных с существительными, развитие воображения.

Ход игры: родитель говорит «Каждый знает что красным (синим, зеленым и т.д.) бывает». Ребенок называет существительные подходящие к прилагательному.

Каждый знает, что синим бывает – море, небо.

Каждый знает, что желтым бывает – лимон, солнце.

Каждый знает, что красным бывает – огонь, мак.

Каждый знает, что зеленым бывает – трава, огурец.

«Весёлый счет»
Цель: закрепление правильного употребления множественного числа существительных.

Ход игры: взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок – во множественном числе.

Дом – дома,

Стол – столы,
Стул – стулья,
Цветок – цветы,
Лист – листья,
Носок – носки,
Глаз – глаза,
Сон – сны,
Гусёнок – гусята,
Лоб – лбы,
Тигрёнок – тигрята

 «Что каким бывает?»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.

Ход игры: взрослый задает вопрос, ребенок отвечает

Что бывает мягким? (подушка, облако, одеяло)

Что бывает твердым? (камень, дерево, пол)

Что бывает круглым? (солнце, колесо, колечко) и т.д.

«Назови ласково»
Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Ход игры: взрослый говорит слово, ребенок называет его ласково.

     -ик-                                 -ок-                                          -ёк-

Арбуз;                     голубь;            друг;                          кисель;

Бант;                       джемпер;         творог;                      клубень;

Гвоздь;                   костер;             круг;                          крендель;

Дождь;                   локоть;             сапог;                         конь;

Живот;                   провод;             рог;                            пень;

Зуб;                        сахар;                бок;                            ручей;

Калач;                    свитер;              волк;                          стебель;

Лом;                       сыр;                   каблук;                      тополек;

Плащ;                     терем;               рыбак;                        уголь;

Халат;                     угол;                  хомяк;                       чай;

Столб;                     холод;               пирог;                        якорь;

Фонарь;                  шум;                  снег;                           окунь;

Час;                         колос;               крюк, брак;                 парень.

«Отгадай-ка»

Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.

Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.

кабина, руль, фары (машина)

крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)

руки, ноги, тело, голова (человек)

ствол, ветки, корни, листья (дерево)

пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)

палуба, каюта, парус, якорь (корабль)

«Кто – откуда и куда?»

Цель: расширение словаря, закрепление правильного употребления различных предлогов.

Ход игры: идя по дороге домой, взрослый может задавать ребенку разные вопросы, используя в вопросах различные предлоги.

 Откуда вышел мальчик? (мальчик вышел из дома)

Откуда выехала машина? (машина выехала из-за магазина)

Куда зашел мужчина? (мужчина зашел в подъезд)

Куда села синица? (синица села на ветку)

Откуда слетел голубь? (голубь слетел с окна)

Источник