Ребенок жует пальцы 4 года
ВОПРОС:
Здравствуйте. Ребенок 3,5 года грызет пальцы.Что делать не знаю, пробовали разговаривать,объясняли, но увы не перестает. Помогите!
С уважением,
Олеся
ОТВЕТ:
Здравствуйте, Олеся! Спасибо за Ваш вопрос!
Весьма распространенной жалобой, с которой обращаются родители к детскому психологу, является проблема, связанная с тем, что ребенок грызет пальцы, причем как на руках, так может и на ногах, иногда еле заметно, а порою до крови, «до мяса». Давайте очертим круг возможных причин, почему это происходит и что делать родителям, чтобы ребёнок прекратил грызть пальцы. Конкретный ответ на данный вопрос возможен только при очной консультации со специалистом и выяснением полной картины ситуации.
Пальцы просто так не грызут…
Изначально родителям, дети которых грызут пальцы, нужно понять, что эта привычка — внешнее проявление глубоких психологических проблем. Если малыш грызет пальцы, то его тревожность повышена, его что-то волнует и угнетает. Привычка грызть пальцы временно успокаивает ребенка, снимает нервное напряжение, доставляет удовольствие.
Кроме того, погрызенные пальцы — попытка обратить внимание взрослых к себе и своим переживаниям. Поэтому мазать пальцы горькими жидкостями, угрожать наказаниями, читать нотации зачастую означает попросту мучить своего ребенка.
Нужно устранять причину, а не бороться со следствием.
Помните: здоровые и счастливые дети не будут наносить вред своему здоровью. Детям не свойственно грызть пальцы, потому что им скучно и нечем заняться. Скорее всего, истинные причины — неблагоприятный семейный фон (к примеру, отсутствие внимания отца, многоработающая мама), психотравмы (например, утрата близких людей).
Основные родительские ошибки:
1. Ни в коем случае не давите на ребенка. Не отчитывайте его за грызение пальцев. Во-первых, потому что привычка грызть пальцы — это почти то же самое, что постукивание пальцами по столу, подергивание ногой, или приглаживание волос на голове — все эти действия нами не осознаются, руки и ноги их делают как бы сами по себе. Неосознаваемые действия плохо поддаются контролю. Поэтому в случае с грызением пальцев все поощрения и наказания не имеют силу. Ругая, наказывая ребенка — вы будете создавать еще большее напряжение, тем самым усугублять ситуацию.
2. Работает известный принцип: что мы своим внимание поощряем, то и получаем взамен. Соответственно, если мы обращаем внимание в силу объективных причин (работа, домашние хлопоты, другой ребенок и т.д.) на малыша только тогда, когда он демонстрирует свою вредную привычку – мы закрепляем в детском сознании правильность его действий. «Погрызу пальцы – мама на меня внимание обратит.» Для ребенка, поверьте, нет ничего лучше, чем родительское внимание, в каком бы ключе оно не проявлялось.
Что делать?
Вы наверняка сами наблюдали, как взрослые люди грызут пальцы или ногти, вспоминая детскую привычку при сильном волнении, страхе, стрессе, тревоге. Поэтому важно первоначально выяснить, что конкретно привело ребенка к нервному напряжению. Попытайтесь понаблюдать и понять: в каких случаях он начинает грызть пальцы?
Во время поиска причин постарайтесь обеспечить ребенку щадящий режим – проявите побольше внимания и ласки, погуляйте на свежем воздухе, полноценно отдыхайте.
Кроме этого, применяйте индивидуальный подход при избавлении от негативной привычки. Так, если ваш малыш грызет пальцы, к примеру, только при просмотре телевизора, следует предположить, что именно телевизор является причиной нервного возбуждения. В таком случае стоит ограничить время просмотра телевизора и предложить вместо этого интересные игры или следить за тем, чтобы ребенок смотрел более спокойные телепередачи.
Конечно, давать какие-то конкретные советы в этой ситуации сложно. Могу лишь подсказать, что очень положительно на ребенка, грызущего пальцы, влияет совместное рисование красками, гуашью, а также лепка из пластилина (а лучше — из глины), так как творчество помогает снять тревогу. Хорошо бы начать ходить в бассейн или спортивную секцию — такие занятия снимают напряжение и агрессию.
Действенным методом избавления от привычки грызть пальцы (для малышей) является, к примеру, обучение ребенка приемам снятия нервного напряжения — крепко сжимать и разжимать кулаки, глубоко вдыхать и стараться услышать свое дыхание, держать в руках любимую игрушку и прочее.
Хорошо бы ненавязчиво отвлекать ребенка, едва завидев, как он подносит свои руки ко рту, чем-то другим. Например, предложить поиграть в увлекательную игру.
Для того, чтобы полностью решить данную проблему, необходимо, в первую очередь, найти и убрать психотравмирующую ситуацию. Только тогда у ребенка пройдет тревожащая симптоматика.
Для этого, прежде всего, любите, уважайте, обнимайте своих детей. И пусть в вашей семье царит мир и гармония — это самый надежный способ, защищающий ребенка от вредных привычек.
Ждём вас в нашем центре.
Психолог.
Источник
Ребенок, который грызет свои ногти, выглядит не слишком красиво. Взрослый, у которого с детства сохранилась эта дурная привычка, выглядит еще более неприглядно — и даже отталкивающе. Шансы «перевоспитать» взрослого невелики. Значит, нужно позаботиться об этом в детстве. Доктор Комаровский рассказывает о том, как отучить ребенка грызть ногти.
О вредной привычке
Примерно 30% детей регулярно грызут ногти на руках. В подростковом возрасте это делает почти половина мальчиков и девочек. У 25% из них привычка сохраняется во взрослой жизни.
По словам Комаровского, формируется она (как и другие вредные привычки) как частая и многократная последовательность определенных идентичных действий. Постепенно это действие перестает управляться мозгом и становится рефлекторным. Ребенок совершенно не задумывается о том, начать ли ему грызть ногти или нет, он просто это делает. Из привычек, которые формируются в детстве, постепенно складывается характер человека.
Родители довольно часто обращаются к детским врачам с вопросом, как объяснить ребенку весь вред его привычки. Но проблема от этого быстрее не решается, поскольку она выходит за пределы чисто медицинской и становится частично педагогической, а частично психологической.
В разных странах и социальных кругах свои представления о вредных привычках и норме. Однозначно вредными Евгений Комаровский советует считать те действия ребенка, которые наносят ему физический и другой вред.
Грызть ногти — вредно:
- Регулярное обгрызание кожи вокруг ногтевой пластины может привести к утончению кожного покрова, повышению чувствительности кончиков пальцев, к воспалительным процессам в глубоких кожных слоях. От этого может меняться цвет и внешний вид ногтей, они выглядят нездоровыми, а также ломаются.
- Дети, которые часто грызут ногти, в большей степени рискуют заболеть, ведь микробы, обитающие в ротоглотке, могут проникнуть в кровоток через микроскопические ранки в районе травмированных зубами ногтевых пластин и вызвать довольно серьезные недуги.
Под ногтями обычно есть множество не самых полезных микроорганизмов и паразитов, которые при нахождении пальцев во рту легко проникают в полость рта, откуда отправляются в путешествие по организму, попутно вызывая самые разные болезни. Достаточно твердые ногтевые пластины при попытке разгрызть их могут травмировать эмаль зубов.
Поскольку привычка считается на самом деле патологической, врачи даже придумали ей вполне медицинское определение, она называется онихофагия. Привычка имеет свой номер в классификации болезней — F98.
Причины привычки
Относительно причин, по которым дети начинают грызть ногти, медики до сих пор спорят. Одни утверждают, что всему виной стресс, тревога, подавленное психологическое состояние. Другие считают, что привычка формируется у детей, мамы которых уделяли не слишком много внимания воспитанию гигиенических навыков у чада.
Евгений Комаровский говорит, что иногда причиной сосания пальцев, а потом и привычки грызть ногти, является неудовлетворенный сосательный рефлекс в самом раннем детстве.
Психиатры и психологи солидарны в том, что чаще всего привычка грызть ногти формируется у детей в возрасте 4-5 лет. В более редких случаях травмировать собственные ногтевые пластины зубами детки начинают в 2 или 3 года. Если до 5 лет родители не задумаются о срочных мерах, то в младшем школьном возрасте плохая привычка лишь усугубится, поскольку стрессы у ученика возрастают с каждой новой четвертью в школе.
Одной из самых распространенных причин возникновения онихофагии является личный пример родителей. Если кто-то из взрослых членов семьи грызет ногти, то малыш просто начинает подражать, и его потом очень сложно убедить во вредности привычки. Он каждый день видит, что это делают папа или мама, и ничего плохого с ними не случается.
Среди других вероятных причин возникновения пагубного пристрастия медики и психологи называют следующие факторы: наследственность, аутоагрессию, сопротивление ребенка тотальному контролю со стороны взрослых.
Иногда ногти у ребенка ввиду некоторых патологий обмена веществ слоятся и ломаются сами по себе — и на ногах, и на руках. Часто дети не находят лучшего выхода, чем просто обгрызть отломившуюся пластину.
Как отучить?
То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.
Если грызть ногти — уже стойкая привычка, родителям нужно принять для себя серьезное педагогическое решение. Если бороться — то всегда и везде, без выходных и праздников. Требования родителей должны быть четко мотивированы. Ребенок должен знать, что именно он делает не так, чем это чревато именно для него.
На начальном этапе родителям нужно любой ценой установить истинную причину пристрастия своего ребенка. Если самостоятельно найти ее не получается, можно обратиться к участковому педиатру или детскому психологу, но не с вопросом, как искоренить привычку, а с вопросом, откуда у проблемы «растут ноги».
Самое плохое, что могут придумать родители, вздумавшие отучать свое чадо от вредного пристрастия — это грубо одергивать его и бить по рукам. Проблему это не решает, а малыш довольно скоро поймет, что при родителях грызть ногти нельзя, зато в одиночестве, когда никто не видит — очень даже можно.
Чудодейственного лекарства в виде таблетки или сиропа от этой напасти не существует. Неэффективно и намазывать ногти чем-то горьким (горчицей, перцем). Еще хуже — начать запугивать ребенка и стращать его всякими ужасами, ведь на смену этой плохой привычке может сразу прийти другая. Ребенок довольно быстро начнет, к примеру, кусать губы или плеваться.
Если причина кусания ногтей кроется в стрессовых ситуациях, волнении ребенка, нужно научить его выражать свои эмоции по-другому — например, словами. Для этого есть множество психологических приемов, основанных на играх, заниматься которыми ребенку будет интересно.
Можно давать малышу успокаивающий травяной чай, делать расслабляющий массаж, обязательно нужно ежедневно проводить водные процедуры, больше гулять с ним на свежем воздухе и свести к минимуму время, которое ребенок проводит перед телевизором или монитором компьютера.
Параллельно с устранением психологического дискомфорта нужно заняться укреплением ногтевых пластин, ведь прочный и устойчивый к воздействию ноготь сложнее грызть. Для этого после консультации с педиатром имеет смысл начать давать ребенку препараты кальция в разрешенных возрастных дозировках. Для ногтей можно делать укрепляющие ванночки с солевыми растворами, с эфирными маслами (хорошо подходит масло кедра).
Ребенка следует научить не только расслабляться, но и концентрировать внимание. Если занять малыша интересным делом (рисованием, мозаикой, лепкой или чем-то другим), у него будет реже возникать желание взять руки в рот. Желательно, чтобы дело было именно рукотворным. Должны быть задействованы пальцы. Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно.
Советы
Не стоит думать, что онихофагия — явление возрастное, и подросший карапуз «перерастет ее», повзрослеет и вдруг поймет, как это плохо и некрасиво, и перестанет грызть ногти. Этого почти никогда не происходит.
Маленькие хитрости замещающей терапии заключаются в том, чтобы предложить ребенку достойную «замену» — например, орешки или семечки, если его возраст позволяет и нет аллергии на орехи.
Каждый вечер перед сном маме нужно внимательно осматривать ногти ребенка. В случае появления заломов, заусенцев, расслоений следует аккуратно исправить дефект с помощью маникюрных ножниц и пилочки, чтобы у ребенка не было соблазна что-то отгрызть самостоятельно. Так будет формироваться новая привычка, полезная и нужная — ухаживать за ногтями регулярно.
Как отучить ребенка грызть ногти расскажет доктор Комаровский в видео ниже.
Источник
Методтим отвечает на ваши вопросы по психосоматическим заболеваниям и зависимостям.
В настоящее время бытует утверждение, что все подобные состояния, при которых ребенок ведет себя неестественно и создает определенные действия в виде кусания ногтей, сдирания пальцами заусениц и обкусывания подушечек пальцев, характерны для детей с неустойчивой центральной нервной системой .
С этими детьми проводятся различные беседы, с ними работают психологи и их учат постепенно отвыкнуть от этой привычки. Но, конечно же, эти действия не приводят к необходимому результату.
Объясняется же это следующим образом.
Возможно, ребенок обжегся, укололся или повредил палец или руку, что явилось причиной его шокового состояния. В этом случае может возникнуть и закрепиться своеобразное ответное рефлекторное действие. Кусание ногтей, сдирание заусениц и обкусывание подушечек пальцев — это есть рефлекторный ответ на когда — то полученную травму при неожиданном стечении обстоятельств.
Если же рассматривать механизм этого действия, то это выглядит следующим образом.
Когда ребенок пытается сосредоточиться или напрягается — у него возбуждается центральная нервная система и возникает ответный рефлекс, который призван обеспечить максимально возможное противодействие обстоятельству, вызвавшему когда- то полученную вынужденную травму.
Причем, как правило, это происходит тогда, когда ребенок задумывается над каким — либо вопросом или пытается проанализировать какое – то событие, и погружается настолько, что теряет контроль над собой. В этот момент возникает рефлекторное стремление задействовать эффект, заключающийся в периодическом ломании и откусывании ногтей, попытке содрать заусеницы, кусать подушечки пальцев, а так же использовать любые предметы, одежду и части тела.
Это говорит о том, что в процессе жизнедеятельности ребенка произошла травма, которая закрепила рефлекс, сконцентрированный на месте этой травмы.
Если понаблюдать за детьми, то можно увидеть, что некоторые из них начинают чесать за ухом, другие теребят одежду и части тела, третьи могут почесывать какие- либо места, четвертые хватаются за различные части тела.
Эта особенность возникает тогда, когда однажды, при каких-то обстоятельствах, ребенок вынужденно получил, пусть даже небольшую, но травму.
Возраст от 2 до 6 лет очень ответственный и ребенок может быть подвержен различным психосоматическим заболеваниям и нарушениям, а так же образованию устойчивых закрепляющихся эффектов. В этом случае, когда ребенок начинает усиленно о чем — то думать, возбуждается , расстраивается или испытывает негативные состояния — он вынужденно создает подобные рефлекторный действия.
Эта защитная функция будет работать до тех пор, пока ребенок не сможет окончательно избавиться от этого устоявшегося рефлекса. Для этого либо нужно создавать определенное воздействие, либо просто подождать какое — то время. Эти проявления могут исчезнуть вследствие жизненных катаклизмов и различных стрессовых ситуаций, которые так же, как и воздействие, способны разрушить взаимосвязь между переживаниями ребенка, нервным перенапряжением и этими устоявшимися рефлекторными действиями.
Если же этого не происходит долгое время, то тогда нужно создать определенное воздействие, которое сможет разорвать взаимосвязь состояния нервного перенапряжения с тем действием, которое, закрепившись однажды, долгое время воспроизводится несмотря ни на что.
Это не является заболеванием. Это есть определенный тип поведенческих реакций, которые возникают при различных негативных обстоятельствах и, закрепившись в раннем детском возрасте, воспроизводятся постоянно очень долгое время.
Читайте подробнее на сайте проекта Методтим metodtim.ru
Источник
И речь идет вовсе не о крошках-младенцах, которые таким образом познают мир и чешут прорезывающиеся зубки.
Мнения «как отучить» разнятся степенью гуманности. От «намазать горьким» до «бить по рукамгубам».
Анна Рымаренко – психолог, тренер, спикер на тему сенсорной интеграции.
Но что, если такое поведение вовсе не признак «дурных манер» и «плохая привычка»? Давайте разберемся, почему некоторым детям (и взрослым) так важно что-то «мусолить» во рту.
Стандартные ответы
Как правило, о таких навязчивых действиях говорят в следующем ключе:
- «Он просто привлекает ваше внимание»
- «Вы малоплохо кормили его грудью, вот у него и не удовлетворен сосательный рефлекс»
- «Это нервный тик»
Да, каждый из этих вариантов возможен – хотя не всегда именно с такой формулировкой.
Но всегда ли наличие такой потребности – грызть, сосать, теребить что-то во рту – свидетельствует о «родительском недосмотре»?
Современная наука шагнула далеко вперед в том, что касается детского развития. Многие проявления детей, которые раньше считались тем, что нужно «исправлять», сейчас рассматриваются как вариант нормы.
Почему же ребенок сосет пальцы ли что-то постоянно грызет?
Если смотреть на эту особенность – обратите внимание, не «проблему» вашего ребенка, а именно особенность! – с позиций сенсорной интеграции*, то что мы увидим?
*Сенсорная интеграция – это процесс интегрированного получения и анализа сенсорной информации, а также формирование адекватного ответа на внешнюю ситуацию и внутренние ощущения. Также СИ – это современное направление нейронауки на стыке физиологии, неврологии и психологии, которое изучает эти процессы.
Итак, что мы имеем на уровне фактов? Область рта – потрясающе чувствительная, в ней сосредоточено огромное количество рецепторов, которые получают и передают колоссальное количество информации в наш мозг. Еще до рождения ребенок познает мир именно через рот, язык, щечки изнутри – любой новый предмет подвергается тщательному облизыванию, обсасыванию и угрызению.
Кроме того, с самого рождения (и даже до него) наше тело точно помнит, сколько приятных и успокаивающих ощущений дарит эта область тела.
В те моменты, когда мы испытываем значительное физическое, моральное или интеллектуальное напряжение – организм ищет способы успокоиться, и вполне естественно, что обращается к самому простому, знакомому и доступному из них.
Поэтому первый шаг к тому, чтобы помочь себе и ребенку-грызуну – это расслабиться. Чем больше нервничают взрослые по поводу навязчивых действий ребенка – тем больше напряжение, и «нежелательное» поведение только усиливается!
Что нельзя делать?
Табу – ругать, стыдить, наказывать; сравнивать с другими детьми, которые «ведут себя хорошо». Обязательно покажите эту статью всем, кто задействован в воспитании ребенка – родным, няне, воспитателю, учителям, чтобы они также не ругали его и понимали, что за потребность стоит за «плохой привычкой».
Что нужно делать, если ребенок сосет или грызет пальцы
Полезно – учить ребенка способам релаксации (простые дыхательные практики, например «представь, что мы медленно сдуваем пушинки с грядки одуванчиков»); уменьшать количество стресса в жизни семьи (например, сверх-ценность хороших оценок в школе и подробное обсуждение политических баталий вместо тихого семейного общения).
Взрослые проблемы
Вы не задумывались, почему такое количество взрослых людей не могут бросить курить, даже осознавая весь вред этого занятия? Возможно, причина вовсе не в никотиновой зависимости (иначе все давно бы перешли на пластыри и жевательные резинки с никотином). Сам процесс курения – это социально приемлемый вид такой оральной стимуляции. Почему-то в нашей культуре мусолить во рту ручку или другой предмет – это фу-фу, стыдно и некрасиво. А бумажную трубочку с высушенной травой – вполне приемлемо. Где логика? А нет ее.
Снова возвращаемся к сенсорной интеграции. Как ни странно, часто именно недостаток ощущений от разных систем тела служит фактором беспокойства для взрослых и детей. Именно поэтому многие дети не могут стоять и сидеть спокойно – их нервная система от этого переживает тревогу «почему я не чувствую свое тело?» и запускает двигательную активность: шататься на стуле, ерзать, дрыгать ногой и тд.
Сосание и кусание предметов – это такая же сенсорная стимуляция, которая часто служит тому, чтобы собраться, сконцентрироваться, особенно во время интеллектуальной нагрузки.
Запрещая ее – вы не поможете ребенку быть более внимательным на уроке, а совсем наоборот!
Поэтому не может стоять вопрос как прекратить это делать – мы должны помочь ребенку (и взрослому) продолжать безопасным для него способом! Поэтому второй шаг – дать ребенку возможность удовлетворять эту потребность.
Как удовлетворить потребности, скрывающиеся за желанием грызть предметы или сосать пальцы?
В чем проблема грызения предметов?
Портится зубная эмаль от контакта с деревом карандашей и пластмассой ручек, попадают микробы с грязных предметов. Если просто запретить – начнется грызение ногтей, травмы кутикулы и все та же инфекция. Поэтому мы не запрещаем ребенку грызть – просто даем безопасные и специально предназначенные для этого предметы:
- детские грызунки-прорезыватели для малышей;
- специальные насадки из пищевого силикона на ручки и карандаши (можно купить за границей по ключевому слову chewelry – буквально «бижутерия для жевания»);
- слингобусы и слингобраслеты из пищевого силикона. Предназначенные для мам и малышей, они выглядят вполне стильно, как обычные украшения, поэтому такой браслет или кулон можно спокойно надеть и в школу-садик.
Обязательно проводжим тщательную разъяснительную работу на тему: «Убедись, что то, что ты собрался грызть — чистое».
Также прекрасно работают пищевые уловки:
- давайте ребенку на перекус кусочки хрустящих, сочных, интересных для жевания продуктов: морковка, яблоко, крекеры и сухарики, сельдерей, пастила и тд;
- давайте пить из трубочки, особенно густые напитки типа смузи, киселя, молочного коктейля;
- также необходимую стимуляцию можно «добрать» за счет интересного вкуса продуктов – используйте пряности, травы, необычные сочетания вкуса.
Все эти рекомендации можно и нужно использовать и взрослым, которые так же любят все грызть и тянуть в рот в минуты волнений или сосредоточенности.
Уважайте свои и детские потребности и ищите креативные способы их насытить!
Фото: shutterstock.com
Читайте также
Источник