Ребенок задумывается 2 года

Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.

Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).

«Зависание» — это особенность детской психики

— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…

— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.

Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!

— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?

— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.

Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.

Расслабляться не стоит

— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?

— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.

А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».

— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?

— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.

— И что же делать?

— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.

Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.

Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.

Возраст «зависания»: что норма, а что нет

— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.

— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.

При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.

— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?

Читайте также:  Ребенок 2 года стал долго засыпать на ночь

— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.

— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?

— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.

У каждого свой путь

— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…

— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.

У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да». В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность». Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы. Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!

— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?

— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.

«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.

Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.

Советы учителям

— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?

— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием. В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие. Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.

— Что это значит «встречать из травмы»?

— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии. В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые. Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы. Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.

— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?

Читайте также:  Как правильно купать ребенка 2 года

— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры. Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта. Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты. Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.

Больше интересных статей — на портале для родителей Littleone

Источник

Амбра

Ребенок не дорос до теста ADOS, к трем я думаю у вас появится какая-то возможность его сделать. Будете получать инвалидность к трем годам если не заговорит, просите обследование по квоте в свой региональный ПНД или может куда-то еще, чтобы полностью обследовать ребенка : аминокислотный анализ мочи хотя бы сдать для генетика, чтобы педиатр осмотрел, лор, офтальмолог, cделали ЭЭГ, может быть МРТ, УЗИ внутренних органов.

напишите кому-нибудь тут на форуме фишка-ириска или Ulinamama, я клиницист, а у них есть второе образование в области прикладного анализа поведения они могут подсказать по каким книгам заниматься сенсорной интеграцией, что можно прослушать он-лайн. Вам все равно надо формировать вектор развития ребенку. Чтобы у него была осознанная деятельность.

У невролога просить ЭЭГ, МРТ, генетический анализ — сказать что стул жидкий, питание избирательное,вдруг это какая-то болезнь обмена.

llazy

Спасибо, что ответили. Ребенок не ест ни фрукты ни овощи, не жует, а глотает.очень избирательна в еде. Если летом еще могла маленькое яблочко съесть, то сейчас даже компот не хочет. Только вода. Стул жидкий. Из поведения: закатывания глаз, жмуримся, крылышки, берет за руку и ведет, если ей что то надо, постоянно в плохом настроении, капризы, ложимся на пол и плачем, на имя не откликаемся, смех в пустоту. Многое что тревожит. Про смеси- спасибо, не подумала. Основное чем кормить и какие витамины начать принимать. К неврологу в райцентр записались, но думаю она нам предложит кортексин и все. Она его всем назначает, писали на форуме. Я очень рассчитываю на опыт мамочек, которые прошли через все это. Тем более вы в городе проживаете, большей информацией владеете Посоветуйте, что нужно уточнить у невролога, может выпросить какие назначения?

Амбра

Когда ребенку будет 2 года попробуйте все-таки тест АTEK — он не ставит диагноз, он показывает динамику развития.

Вас что-то беспокоит кроме однообразия в питании ? Фрукты может не есть потому что непереносимость отдельных фруктов https://sibmama.ru/perekrestnaya-allerg.htm тут упоминается что такое непереносимость пищевых продуктов. Если поедание косточковых вызывает неприятные ощущения ребенок может не есть. Я в детстве не ела персики, у меня от них язык чесался, а сейчас не ем дыню и авокадо, неприятные ощущения при контакте, сельдерей ем — но только зимой, летом чихаю.

Пищевая непереносимость проходит у большинства к 3-5 годам. Транзиторная непереносимость фруктозы может быть, она тоже проходит со временем или ослабевает эффект . Если ребенок съедает яблоко, у потом у него метеоризм и жидкий стул, бог с ним, с яблоком.

ребенок до сих пор на докорме или полностью взрослый стол ?

Сейчас богатый выбор смесей для подросших детей от года до 3-4 лет, они функциональные и обогащены всем что необходимо — обычные, на коровьем молоке Similac Gold, NAN 3 OptiPro, Nutrilon Premium, есть Педиашур Малоежка сухие смеси — если ребенок согласится на вкус клубники или ванили.

Ему надо получать полноценные жиры и витамин Д для развития мозга. Остальное в макаронах есть — белок и углеводы. Как считать пищевые потребности ребенка в зависимости от возраста тут https://sibmama.ru/pitanie-llazy.htm

Здравствуйте. Очень надеюсь на вашу помощь, мамочки особенных деток. Дочке 1.8. Невролог обратила внимание на определенное количество аутистических черт. Я в прямом смысле не знаю что делать. Живем уже не в Новосибирске, а в маленьком поселке на севере. Интернет только в одном месте ловит. Специалистов нет в округе. Подскажите, пжл, с чего начать. Чем кормить ребенка, как попытаться научить его есть фрукты и овощи кроме макарон, какие витамины может давать, массаж воротниковой зоны может быть. В общем все основное, что бы вы начали делать, до показа специалистам. Спасибо заранее всем. Буду рада помощи.

Anna1457, Спасибо большое за прддержку! Дай Бог, у нашего сына всё наладиться.

Anna1457

Хочу заступиться за » мадам выше».В отличие от большинства из нас , » мадам выше» является дипломированным врачом, мамой ребенка аутиста почти 10 лет и человеком который держит «руку на пульсе» изучения, диагностики и лечения аутизма не только у нас в стране , но и во всем мире . Она одна из немногих здесь в чате которая может по словесному описанию представить что с ребенком, как это выглядит , знает как выглядят нормы развития детей, какие специалисты и обследования могут помочь . Делится с нами информацией по мере сил и возможностей. А жесткость формулировок можно простить человеку который наши» портянки» читает километрами( не забываем , что она, как и все мы, особая мама). Если вы думаете что мы тут забронзовели с годами в своем горе и у нас уже не болит, то огорчу вас — это не так. Успехов вам с вашим малышом, все получится.( мы вот к 10 годам наконец то перешли на общий стол, кто в теме, тот понимает какое это счастье и у вас обязательнобудут подвижки, рук не опускайте только )Тест ADOS снимет многие ваши вопросы и откроет ящик Пандорры других вопросов.

Читайте также:  Ребенок вундеркинд 2 года

Юлия С Юлия писал(а):
Невролог поставит ЗПРР, так как ребёнок отстает в психическое развитии (не подаёт предметы, потому что не понимает что и как подать, сделать, не показывает части тела, животных и тд) и ЗРР, так как сын не говорит не слова. И эти диагнозы от невролога нам понятны. Интересует именно РАС. Не компетенция невролога устанавливать аутизм. Хочется по признакам услышать мнения людей, которым уже поставили или сняли диагноз:у нашего ребёнка есть шанс?


не в компетенции людей по аватарам ставить или снимать диагнозы))

Сходите к психиатру или психологу, можно поставить тест ADOS, ребенку скоро два с половиной года, результат будет достоверен.

Цитата:
что не понимает что и как подать, сделать, не показывает части тела, животных и тд) и ЗРР, так как сын не говорит не слова


Надо проверить зрение, слух, офтальмолог, лор (сурдолог) — вызыванные потенциалы на аппарате исследуют, чтобы оценить какие части слухового анализатора не работаю, логопед должен в рот заглянуть и психиатр или клинический психолог, после коллегиального осмотра могут вам озвучить тактику ведения такого ребенка и прогнозы.

Никак не опытные тети из интернета

Юлия С Юлия

смените невролога.

Назначили пантокальцин. Пропили 2 курсами с перерывом в месяц. Результат 0. Учит УЖ, только у сына начинается истерика.

Юлия С Юлия

извините, а разве вам невролог каких-нибудь препаратов не назначил?

ну и заниматься с ребенком — надо ведь заниматься, учить тому же указательному жесту.

а речь от сада может и не запуститься. у моего не запустилась.

Невролог поставит ЗПРР, так как ребёнок отстает в психическое развитии (не подаёт предметы, потому что не понимает что и как подать, сделать, не показывает части тела, животных и тд) и ЗРР, так как сын не говорит не слова. И эти диагнозы от невролога нам понятны. Интересует именно РАС. Не компетенция невролога устанавливать аутизм. Хочется по признакам услышать мнения людей, которым уже поставили или сняли диагноз:у нашего ребёнка есть шанс?

Юлия С Юлия

пусть ребенка осмотрит врач — вы в москве, у вас все возможности посетить хотя бы невролога

Девочки, помогите, ответьте хоть кто-нибудь по моей ситуации!!! Мы с мужем с ума уже сходим от отчаяния.

Сын в сад ходит с сентября, надеемся, что запуститься речь и все истерики и странности поведения пройдут.

На основании Вашего опыта, напишите свое мнение, пожалуйста!

Добрый день. Моему сыну 2 года и 4 месяца. У нас с мужем есть подозрения, что у ребёнка аутизм. За последний месяц прочитали много информации на эту тему, находим много схожего, но есть и отличия. Хотим понять, спросить совет у родителей аутят, и просто у людей, с такими же подозрениями.

Ситуация следующая : у ребёнка в 2 недели от рождения была травма (упал с пеленальника), но повреждений мозга УЗИ не показало, сотрясение не было. Потом отсутствие лепета, агуканий. До полутора лет развивался в целом нормально, не считая полного отсутствия речи. Не было мама, папа, баба и др. (читали, что у аутистов речь возникает, но потом регрессирует и пропадает). У нас она вообще не появилась. С 2 лет начались стигмы-ходит по кругу, бегает туда-сюда без порядочно (но это не происходит часами, как пишут про аутистов). Может продолжать циклические действия минут 10. Любит только машинки, но не одну определённую, а разные. Катает их, носит в руках. Ролевая игра отсутствует. Укащательного жеста нет. Пару месяцев назад заморочились, начали учить показывать пальцем. Иногда получалось. В основном берет и ведёт взрослого туда, куда ему надо. Проблем с едой и сном нет. Проблем с коммуникацией нет (любит детей, бегает с ними на площадке. С взрослыми тоже нормально всё). В глаза смотрит.

Нужен совет, как думаете у сына аутизм или ЗПРР на фоне отсутствия речи?

Добавлено спустя 19 минут 10 секунд:

Хотела бы добавить ещё, для ясности ситуации, сын не замкнутый, один оставаться не любит, всегда ищет к кому бы пристать, пообщаться, плачет, когда оставляем его одного в комнате.

Момента с сортировкой и выкладыванием предметов тоже нет, наоборот, разбрасывает игрушки.

В общем не знаю, может это не желание признавать очевидные проблемы…. У кого-то было так, что аутичные черты были и прошли с взрослением ребёнка или с появлением речи?

Кар кар (Гость)

минимальная темповая задержка, все хорошо, и речь по возрасту. У вас двое детей и вы невольно завышаете требования к старшему.

Цитата:
сейчас у него все нет. Не хочет кушать, не хочет спать. Стал колотить братика в основном из- за игрушек

это нормальный этап развития, формируется личность, желания, дети не играют совместно до 3-4 лет, имеет право на личное пространство и внимание, иметь свои личные игрушки и отбирать у младшего ребенка. Делиться очень сложно когда постоянная конкуренция за мать.

Источник