Ребенок в возрасте 5 лет задержка речи

Ребенок в возрасте 5 лет задержка речи thumbnail

Существуют определенные нормы речевого развития детей. Обычно речь проявляется активнее всего начиная с первого года жизни. Уже к 5 годам дети хорошо осваиваются с использованием родного языка: могут складывать предложения, составить рассказ, поддержать беседу. Конечно, кто-то начинает говорить раньше, у кого-то речь богаче. задержка речевого развития у детей 5 летГлавное, чтобы отличия от нормы были минимальными.

Если же в 4-5 лет ребенок еще не говорит или использует только звуки и простые слова, то это серьезная задержка развития. Может быть и так, что кроха развивался нормальными темпами, а потом что-то стало мешать ему. Проблема может быть как физиологического характера, так и психологического. В любом случае необходимо лечение, ведь задержка речевого развития может стать преградой для дальнейшей учебы.

Часто отставание проявляется у детей, которые перенесли психологическую травму. Тут нужно вовремя начать работать с психологом. Родители тоже должны принимать участие в процессе лечения – тогда результатов добиться будет легче.

Нормальное развитие речи у детей

Дети учатся говорить совершенно потрясающим образом. Задумайтесь: вам никто не объяснял правил родного языка – вас немного поправляли, но никто не учил говорить. За первые 3 года ребенок делает огромный скачок в развитии речи: от криков и звуков до полноценных предложений, связанного рассказа. В норме процесс протекает примерно так:

  • в 1 годик малыш знает около зрр10-15 простых слов;
  • к 2 годам знает уже 50-100 слов, умеет задавать вопросы, менять интонацию;
  • к 2,5 годам запас расширяется еще на 50-70 слов, кроха постоянно лепечет;
  • в 3 года малыш уже может составить связный рассказ, он подражает манере говорить одного из родителей;
  • к 5 годам ребенок может планировать, используя будущее время. Теперь он учит и рассказывает стишки, может даже начать изучение другого иностранного языка. В этом возрасте у детей большая потребность разговаривать.

У кого-то все это происходит чуть раньше, у кого-то позже. Обычно девочки начинают говорить раньше мальчиков. Развитие ребенка всегда индивидуальный процесс. Небольшое отставание не страшно, но если ребенок не начал говорить к 2 годам или к 3 не может строить предложения, то это уже повод для беспокойства. Вам нужно обратиться к специалисту, который определит, что именно пошло не так.

Причины ЗРР

Специалисты выделяют 2 группы причин, по которым могла произойти задержка речевого развития:

  • физиологические отклонения, заболевания;
  • психологические проблемы.

Если причина в заболевании или физиологии, то все понятно. Ребенку нужно лечение, а возможно, и операция. Основные причины:

  • недоразвитость зррнёба, горла;
  • проблемы со слухом;
  • неврологические проблемы;
  • врожденные или приобретенные поражения головного мозга;
  • заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм.

Если же ребенок здоров, но не говорит в 3 или 5 лет, тут уже причина в чем-то другом.

Очень важно, чтобы родители уделяли ребенку внимание, разговаривали с ним. Тогда у него существует нормальная потребность в коммуникации посредством устной речи, и он будет развивать свою речь, чтобы удовлетворить эту потребность. Если же у родителей нет времени или желания разговаривать с ним, читать ему вслух, петь, то малышу попросту незачем учиться говорить.

Задержка речевого развития может происходить из-за того, что ребенок переживает психологический дискомфорт. Например, видит постоянные ссоры родителей, драки, зррприменение силы. Гораздо страшнее, если эта агрессия направлена на него. Тогда ребенок может глубоко уйти в себя, замкнуться. В этом случае ему необходима помощь психолога и дефектолога.

Также важна роль телевизора. Например, вы хотите занять малыша и включаете ему мультфильмы, причем поступаете так регулярно. Это приводит к тому, что у ребенка развивается активное слушание, но не речь. Он не видит необходимости говорить, ведь телевизор его не слышит, не отвечает. Сейчас появляется много детских программ, которые направлены на общение с ребенком. Герой задает вопрос, обращаясь непосредственно к малышам, а у них есть возможность ответить. Это хорошо, но все же нормального живого общения ничто не заменит.

Общение с другими детьми очень важно. Они могут играть вместе, бегать, знакомиться — все это важная часть речевого развития. Они учатся друг у друга, перенимают слова, жесты, учатся распознавать звуки.

Виды

Задержка речевого развития не означает, что ребенок молчит. Он может говорить, строить фразы, произносить слова – только не в то время, когда этого требует график развития. Например, в 2 года нужно уже знать от 50 до 100 слов, строиразвитие речить простые предложения, но малыш начал делать это только в 5-6 лет. Или же в 5 лет еще не говорит, а только произносит звуки, указывает пальчиком, дергает за руку, чтобы обратить внимание на себя. Выделяются некоторые типы данного расстройства:

  • проблемы с артикуляцией речи;
  • ребенок говорит хорошо, но очень мало, практически все время молчит;
  • со слухом все хорошо, но вашу речь он не понимает, как итог — и сам не говорит;
  • разные комбинации указанных расстройств.

Все это тоже относится к проблеме задержки речевого развития. Особенно тяжело работать с детьми, которых привели только через 1-2 года после возникновения проблемы.

Как определить, что у ребенка задержка речевого развития?

Вам нужно следить за графиком развития ребенка. Есть некоторые моменты, которые необходимо контролировать:

  • в 1,5 года кроха не может говорить даже простые слова;
  • 2,5 года: не может построить задержка развития речипредложение, использует лишь по 1-2 слова;
  • к 3 годам речь невнятная, непонятная. Кроме обычных слов, периодически использует выдуманные или просто набор букв;
  • в 5 лет ребенок не говорит или же его речь примитивная, на уровне 1-2 лет.

Лучше обратиться к специалисту при первых признаках проблемы, особенно если развитие шло нормально, а потом вдруг остановилось. У некоторых детей до 2-3 лет все соответствует норме, но дальше они перестают улучшать речь, так как отсутствует потребность развиваться. Это опасное состояние, которое необходимо контролировать и лечить.

Читайте также:  Дозировка виферон свечи для ребенка 5 лет дозировка

Вам поможет специалист

От ребенка 4-5 лет логопед хочет услышать связный рассказ. Сейчас кроха должен использовать все части речи (кроме сложных: деепричастий, причастий).

Если есть проблемы в этом возрасте, то необходимы занятия с логопедом или дефектологом. Важно не упустить время.

Сейчас еще можно исправить многие дефекты и нивелировать задержку, но потом будет гораздо тяжелее, если вообще что-то получится. Кроме того, не забывайте: с диагнозом «задержка речевого развития» малыша не возьмут в школу. Или же порекомендуют специальную школу коррекционного типа.

Часто бывает так, что о задержке стало известно еще в 2-3 годика. Нужно начинать работу со специалистом. Многие логопеды советуют на первых порах просто больше времени уделять общению – так дефект может пройти сам собой. Тогда на новом приеме в 4 года диагноз снимается. Или же, при необходимости, начинается более серьезное лечение.речь

Если до 5 лет развитие речи шло нормально, а потом прекратилось, скорее всего, имеет место причина психологического характера. У детей тоже могут быть стрессы и депрессивные периоды. Обратите внимание на то, как ведет себя малыш:

Он радостный, довольный?

У него есть любимые игрушки, игры?

Он общается с другими детьми, играет с ними?

Вы проводите с ним достаточно времени, разговариваете, читаете вслух?

Он проявляет интерес к творчеству, у него есть хобби?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», значит, причина кроется в этом. Малыш находится в состоянии психического дискомфорта и от этого замыкается в себе. Проблема не в речи, а в его состоянии, которое мешает нормальному развитию.

Терапия и лечение

Любая задержка речевого развития должна быть взята под контроль, и чем раньше, тем лучше. Это не просто терапия у врача 1 или 2 часа в неделю, а целый комплекс занятий. У зррдетей должно быть достаточно практики – только тогда они начинают говорить правильно.

Первое, что вам нужно сделать, это проконсультироваться с врачом. Он даст вам направления на исследования физического и психологического состояния малыша. Дальше следуйте советам лечащего врача и соблюдайте все необходимые требования.

Лекарственная терапия

Обычно детям 5 лет с задержкой речи прописывают стимулирующие препараты для мозга. Они активизируют деятельность нейронов, стимулируют речевой центр мозга. Принимать их необходимо по особой схеме, которая зрриндивидуальна для каждого ребенка. Кроме того, может потребоваться какая-то иная терапия на усмотрение врача. Когда, если имеет место психологическое расстройства, лекарственная терапия необходимо.

Нужно понимать, что только от лекарств малыш не заговорит. Это лишь одна часть комплекса необходимых процедур. Но лекарственные препараты могут быть очень эффективны как помощь мозгу. Часто после начала приема процесс работы с малышом идет быстрее.

Современные виды лечения

Речь идет про детей 5 лет. Для них самый понятный вид дельфинотерапияобщения и деятельности — игра, поэтому все методы лечения должны быть занимательными, игровыми. Так стимулируется потребность выражать свои чувства. У ребенка 5 лет эмоции обычно уже хорошо развиты. Врачи стараются использовать такие техники, которые стимулируют детские эмоции. Тогда появляется необходимость поделиться своим удивлением или радостью, а значит, развивается речь.

Способы лечения подбираются индивидуально. Хорошо работает  – занятия в океанариуме с дельфинами. Они очень быстро находят общий язык с ребенком. К тому же в воде малыш расслабляется – проходят тревоги, нервозность. Вместе с дельфином можно учиться, общаться. Работать иппотерапиядолжен квалифицированный специалист по дельфинотерапии. Попробуйте – это отличный метод, который подходит большинству детишек.

Иппотератипия — занятия с лошадьми. Эти животные тоже хорошо влияют на ребенка. Обычно уже после нескольких недель терапии появляются первые результаты. Многие специалисты говорят, что такие решения для детей самые простые, хотя подбираются индивидуально.

Помощь корректолога

Если у ребенка есть проблемы психического развития, которые связаны с отставанием в развитии речи, работать с ним должен корректолог. Он занимается целым комплексом проблем, в том числе выясняет, нет ли у малыша отставания в психическом или умственном развитии.

После таких занятий повышается концентрация внимания, улучшается память. Специалист показывает малышу, как сосредоточиться, что нужно для этого делать. Бывает, что для детей 5 лет это и есть так необходимая информация, которую недодали родители.

Работа с психологом

Может быть так, что некая психологическая травма не дает малышу начать нормально разговаривать. Если появились очень заметные дефекты речевого развития, а физиологических причин этому нет, стоит отвести малыша к детскому психологу. Обычно 2-3 занятий хватает, чтобы специалист дал свое заключение. Возможно, потребуется долгая работа с профессионалом, если:

  • малыш пережил насилие;
  • есть психотравмы (оказался в автокатастрофе или зоне военных действий, потерял заиканиеродителей, видел какие-то проявления жестокости, подвергался избиениям, унижениям);
  • родители ограничивают его активность, постоянно наказывают;
  • ребенок не получает должного внимания, часто и надолго остается один дома в 4-5 лет.

Это лишь некоторые примеры травмирующих ситуаций. Главное понять, есть ли такие ситуации в его жизни или нет. Родители тоже должны пройти беседу с психологом. Задержка речевого развития может быть следствием сильного испуга ребенка: он пережил что-то, чего не может понять, объяснить. Нормальная реакция детской психики — замкнуться, забыть, не говорить об этом.

Массаж

Если есть проблемы с артикуляцией, то назначается массаж шейного отдела. Так стимулируются голосовые связки, горло. Часто массаж дает положительные результаты, но использовать только массаж без других мер не имеет смысла.

Занятия дома с малышом

Любая терапия поможет только в том случае, если родители принимают активное участие в работе. Дома нужно усиленно стимулировать речь. Как это сделать:

  • просто говорите с малышом;
  • вместе разучивайте стихи, песенки;
  • задавайте ему вопросы;
  • не реагируйте, если кроха занятия с ребенкомпроизносит лишь звуки, а не слова;
  • проговаривайте названия предметов, описывайте свои действия;
  • просите его рассказать о том, как прошел день, что он делал;
  • задавайте наводящие вопросы (какого цвета были листья на деревьях, что он кушал на обед, о чем был мультик…);
  • старайтесь как можно дольше вести с ним диалог, даже если он будет отвечать односложно, лишь «да» или «нет».
Читайте также:  Слабый тонус у ребенка 5 лет

Это отличная возможность:

  • показать малышу, как правильно строить предложение;
  • научить использовать все части речи;
  • обогатить его словарный запас;
  • «вытянуть» его из состояния погружения в себя.

Если родители не будут помогать терапии, эффекта придется ждать дольше. Если же работать активно, то в 5 лет можно снять задержку речевого развития, и это позволит малышу пойти в обычную школу.

Источник

Задержка речевого развития диагностируется в среднем у 40% детей в возрасте от 4 до 6 лет. Надо ли родителям бить тревогу, если ребенок не способен с пелёнок вести полноценный диалог?

Содержание статьи:

  • Речевая среда;
  • Внутренние факторы;
  • Ранняя диагностика;
  • Полезные упражнения;
  • Развитие головного мозга;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Структура слова и моторика;
  • Словарный запас;
  • Связная речь;
  • Развитие артикуляции.

Речевая среда

Логопедические занятия, игры — всего лишь часть коррекционного процесса. Куда важнее постоянно общаться с малышом, озвучивать свои действия и при этом следить за правильностью речи. Не будет адекватной речевой среды — не будет и результата.

Сразу обозначим: речь не является врожденной способностью человека. У новорожденного её нет, зато есть потребность в заботе взрослых и, как следствие, потребность в общении. Речь — это лишь способ её удовлетворить. Уже с двух месяцев малыш начинает упражняться в произнесении гласных, привлекая к себе внимание взрослых, сообщая о своих ощущениях и эмоциях. Если родители игнорируют эти призывы, речевая активность снижается, развитие замедляется. Навыки речи формируются, но в более поздние сроки, что негативно сказывается на общем психологическом развитии малыша. Он не может полноценно общаться, познавать мир, учиться, его отвергают другие дети. Хуже всего, что из-за отставания в речи замедляется и умственное развитие, иногда этот процесс необратим.

Диагноз «задержка речевого развития» обычно ставится детям в возрасте трёх лет в случае, если отсутствует фразовая речь, однако распознать отставание можно и в первые два года жизни.

Ребёнок может молчать по многим причинам. Бывает, что у него просто-напросто нет необходимости говорить. Так случается, если родители исполняют желания малыша ещё до того, как он их озвучит, или задают ему вопросы и сами на них отвечают. Но чаще всего дело в неблагоприятном домашнем климате: взрослые редко разговаривают с маленьким человеком (ведь он «всё равно ничего не понимает»), не озвучивают свои действия. Или говорят, но у них самих скудный словарный запас, а в речи преобладают короткие фразы, много грамматических и речевых ошибок.

Внутренние факторы

Существуют и внутренние факторы. Ключевой — замедленный темп созревания нервных клеток в речевых зонах головного мозга, обусловленный патологией беременности, родов, заболеваниями малыша на первом году жизни. Повлиять на формирование речи могут и черепно-мозговые травмы или оставленные без внимания частые падения. Нередко причина кроется в сниженном слухе, о чём родители узнают, только занявшись проблемами с речью.

В ряде случаев малыш не говорит в силу действия генетического фактора (в таких семьях отставание наблюдается практически во всех поколениях) или же общей задержки развития.

Процесс развития речи начинается с первых дней жизни и продолжается несколько лет:

  • В 1,5 месяца ребенок начинает прислушиваться к голосам и радоваться, когда слышит знакомые, постепенно осваивает гласные. Приблизительно в полгода уже вовсю лепечет. Параллельно малыш накапливает пассивный словарный запас, в возрасте до года он способен понимать от 50 до 100 слов.
  • В год-полтора малыш учится понимать речь окружающих, говорит первые слова. Он начинает осознавать, что комбинации звуков обозначают определённые предметы и что с помощью слова можно достичь своей цели.
  • В период с двух до шести лет речь становится всё более совершенной и похожей на речь взрослых.
  • В два-три года она приобретает связный характер, появляются простые фразы, которые постепенно усложняются. Поначалу ребёнок допускает грамматические ошибки, искажает звуки, но со временем ситуация выравнивается.
  • В норме к пяти годам человек пользуется всеми формами предложений, его речь полностью понятна всем взрослым, а не только близкому окружению.
  • К шести он уже может самостоятельно пересказывать тексты и описывать события. Словарный запас составляет не менее 2000 слов.

Задержка речевого развития

Ранняя диагностика

Чем раньше будет диагностирована задержка речевого развития, тем эффективнее будет лечение. Существуют признаки, позволяющие заподозрить неладное на начальных этапах. О посещении специалиста следует задуматься, если ребёнок:

  • Старше 3 месяцев. Не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • Старше 8 месяцев. Не лепечет;
  • Старше 1,5 года. Не произносит простых слов вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос родителей;
  • Старше 2 лет. Обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых («Подними куклу и дай ее мне»);
  • Старше 2,5 лет. Не составляет фразы из двух слов;
  • Старше 3 лет. Говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.

Как только появились сомнения, развивается ли речь правильно, нужно обратиться к врачу. Лучше убедиться, что причин для беспокойства нет, чем опоздать с помощью.

Провести первичное обследование могут детский невролог, психиатр или логопед, но, как правило, одной консультации недостаточно — придётся посетить всех трёх специалистов. Перед тем как поставить диагноз и назначить лечение, они должны выяснить причину задержки. Будьте готовы к обстоятельной беседе о том, как протекала беременность и роды, как развивался малыш в первые месяцы.

Читайте также:  Статусы день рождения ребенка 5 лет

Только после разговора с родителями начнётся диагностика: с ребенком проведут несколько тестов, чтобы установить соответствие речевого развития возрастным нормативам. Сначала проверят навыки понимания малыша, а уж затем — говорения. Это и звукопроизношение, и объём словарного запаса, и умение грамматически оформлять речь. Список разнится в зависимости от возраста ребенка. Так, у детей старшего дошкольного возраста будут оценивать еще и содержательность и связность речи, способность вести диалог, пересказывать услышанное.

Если основная причина задержки неврологическая и виной всему мозговые дисфункции, упор будет сделан на медикаментозное лечение и процедуры. Малышу назначат лекарственные препараты для улучшения работы.

Задержка речевого развития: Полезные упражнения

Даже если ваш ребёнок еще слишком мал, чтобы произнести своё первое слово, имеет смысл выполнить с ним несколько простых игровых заданий.

Развитие головного мозга

На консультации со специалистами вам порекомендуют пройти курс транскраниальной микрополяризации, чтобы активизировать деятельность речевых мозговых зон. Если же дело в недостатке общения со взрослыми, родителям придётся в первую очередь поработать над собой и пересмотреть свои подходы к воспитанию малыша. И в том и в другом случае ребенок должен посещать занятия с логопедом. Специалист поможет развить не только речь, но и внимание, память, мышление, воображение. Без этого задержка речевого развития так и может остаться, ведь преодолеть в подобных условиях будет крайне сложно. В ход идут артикуляционные гимнастики и всевозможные упражнения на развитие мелкой моторики. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики, находятся близко друг к другу и функционально взаимосвязаны. Стимуляция одного приводит к активизации другого.

Заниматься с ребенком должны не только специалисты, но и родители. Даже если речь малыша развивается нормативно, нелишним будет регулярно делать с ним упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику. Подсмотрите у логопеда приёмы и регулярно тренируйтесь с малышом дома для закрепления результата. Занятия не должны быть продолжительными, чтобы малыш не переутомлялся.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух отвечает за восприятие звука человеческой речи. Если он не развит, дети нередко путают звуки, например «т» и «д», искажённо их произносят. В конечном результате писать и читать они будут тоже с ошибками.

В ходе игры малыш должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на тот или иной звук, заканчиваются на него.

Структура слова и моторика

«Отхлопывание». Бывает, что малыш охотно говорит, оперирует целыми фразами, но при этом пропускает или переставляет слоги в словах. Вместо «остановка» у него получается «основка» или даже «оснотавка».

Для развития мелкой моторики играйте с ним в кубики, конструктор, собирайте мозаику и лепите из пластилина. Пусть малыш перед прогулкой самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

Вспомните старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки») — они стимулируют разные точки и нервные окончания на ручках. Эффективен пальчиковый массаж, его можно делать с самого рождения. Не забывайте про считалочки и подвижные игры, в которых водящий или участники должны произносить стихотворный текст. Это развивает у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, работать с интонацией голоса и правильно ставить ударения. Правила любой игры, задания, инструкции формулируйте как можно чётче, повторяя по несколько раз. Суть упражнения в том, чтобы проговаривать слова по слогам, при этом хлопая в ладони на каждом слоге. Сначала отхлопываются простые слова, состоящие из двух слогов, затем из трех и более.

Словарный запас

«Назови как можно больше слов, обозначающих…».

Направлено на пополнение активного словаря ребенка и расширение его кругозора.

Малышу дается задание подобрать слова, обозначающие мебель, овощи, деревья, цветы, игрушки, профессии. Есть и другой вариант упражнения: мама перечисляет три предмета, а ребенок отвечает, как их можно назвать одним словом.

Связная речь

«Кто что делает?».

Развивает способности к рассказу и связную речь. Задача малыша — соотнести предмет и его действие.

«Я назову слово, а ты расскажешь, что этот предмет может делать. Снег — падает, а гром -…».

«Игра в описания».

Формирует речевые навыки и наблюдательность.

Сначала мама берёт в руки предмет и описывает: «Яблоко — зелёное, хрустящее, вкусное». Затем передает малышу, и он описывает предмет своими словами.

Видео «Школа Доктора Комаровского: Почему ребенок не говорит?»:

Развитие артикуляции

С детьми, у которых нарушено звукопроизношение, необходимо делать артикуляционную гимнастику. Выполнять упражнения нужно не менее трех раз в день по 10 раз каждое.

«Улыбка-трубочка». Малыш попеременно улыбается и вытягивает губы в трубочку. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Лопата-иголочка». Исходное положение: губы в улыбке, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Ребёнок должен положить расслабленный (как «лопата») плоский язык на нижнюю губу. Затем, не закрывая рта, как можно дальше высунуть язык, напрячь его и вытянуть в «иголочку». Лучше, если мама покажет ему пример.

«Часики». Начальное положение -как в предыдущем упражнении. Малыш высовывает язык и попеременно дотрагивается то до правого, то до левого уголка рта (имитируя маятник). Важно, чтобы челюсть не двигалась. Для наглядности можно предварительно показать картинку, на которой изображены часы с маятником.

«Открытое окно». Сначала ребёнок держит губы сомкнутыми, затем открывает рот таким образом, как будто собирается произнести очень чёткий гласный звук «о».

Желаю вам, чтобы задержка речевого развития у малыша (если таковая имеет место быть) осталась в прошлом. Будьте здоровы и счастливы!

Хотите что-то сказать? Пишите в комментарии в конце заметки. А еще буду признателен за ваш лайк и подписку. Давайте дружить! 🙂

Источник