Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода теория

В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.

Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Другой подход — социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин «социальное научение». Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.

Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема «стимул — реакция».

В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Ñòîðîííèêè áèîãåíåòè÷åñêîé êîíöåïöèè ðàçâèòèÿ ïîëàãàþò, ÷òî îñíîâíûå ïñèõè÷åñêèå ñâîéñòâà ëè÷íîñòè çàëîæåíû â ñàìîé ïðèðîäå ÷åëîâåêà (áèîëîãè÷åñêîì íà÷àëå), îïðåäåëÿþùåé åãî æèçíåííóþ ñóäüáó. Îíè ñ÷èòàþò ãåíåòè÷åñêè çàïðîãðàììèðîâàííûìè èíòåëëåêò, àìîðàëüíûå ñâîéñòâà ëè÷íîñòè è äð.

Ïåðâûì øàãîì íà ïóòè âîçíèêíîâåíèÿ áèîãåíåòè÷åñêèõ êîíöåïöèé áûëà òåîðèÿ ×. Äàðâèíà î òîì, ÷òî ðàçâèòèå – ãåíåçèñ – ïîä÷èíÿåòñÿ îïðåäåëåííîìó çàêîíó.  äàëüíåéøåì ëþáàÿ êðóïíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ êîíöåïöèÿ âñåãäà áûëà ñâÿçàíà ñ ïîèñêîì çàêîíîâ äåòñêîãî ðàçâèòèÿ.

Íåìåöêèé åñòåñòâîèñïûòàòåëü Ý. Ãåêêåëü (1834–1919) è íåìåöêèé ôèçèîëîã È. Ìþëëåð (1801–1958) ñôîðìóëèðîâàëè áèîãåíåòè÷åñêèé çàêîí, ñîãëàñíî êîòîðîìó æèâîòíîå è ÷åëîâåê âî âðåìÿ âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ êðàòêî ïîâòîðÿþò òå ñòàäèè, êîòîðûå ïðîõîäèò äàííûé âèä â ôèëîãåíåçå. Ýòîò ïðîöåññ áûë ïåðåíåñåí íà ïðîöåññ îíòîãåíåòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Ñ. Õîëë (1846–1924) ñ÷èòàë, ÷òî ðåáåíîê â ñâîåì ðàçâèòèè êðàòêî ïîâòîðÿåò ðàçâèòèå ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà. Îñíîâàíèåì äëÿ ïîÿâëåíèÿ äàííîãî çàêîíà ïîñëóæèëè íàáëþäåíèÿ çà äåòüìè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî áûëè âûäåëåíû ñëåäóþùèå ñòàäèè ðàçâèòèÿ: ïåùåðíàÿ, êîãäà ðåáåíîê ðîåòñÿ â ïåñêå, ñòàäèÿ îõîòû, îáìåíà è äð. Õîëë ïðåäïîëàãàë òàêæå, ÷òî ðàçâèòèå äåòñêîãî ðèñóíêà îòðàæàåò òå ñòàäèè, êîòîðûå ïðîõîäèëî èçîáðàçèòåëüíîå èñêóññòâî â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà.

Читайте также:  Влияние гормонов щитовидной железы на рост и развитие ребенка

Òåîðèè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ñâÿçàííûå ñ èäååé ïîâòîðÿåìîñòè â ýòîì ðàçâèòèè èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà, íàçûâàþò òåîðèÿìè ðåêàïèòóëÿöèè.

Âûäàþùèéñÿ ðóññêèé ôèçèîëîã È.Ï. Ïàâëîâ (1849–1936) äîêàçàë, ÷òî ñóùåñòâóþò ïðèîáðåòåííûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ, â îñíîâå êîòîðûõ ëåæàò óñëîâíûå ðåôëåêñû. Ýòî ïîðîäèëî òî÷êó çðåíèÿ î òîì, ÷òî ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ñâîäèòñÿ ê ïðîÿâëåíèþ èíñòèíêòà è äðåññóðå. Íåìåöêèé ïñèõîëîã Â. Êåëåð (1887–1967), ïðîâîäÿ îïûòû íà ÷åëîâåêîïîäîáíûõ îáåçüÿíàõ, îòêðûë ó íèõ íàëè÷èå èíòåëëåêòà. Ýòîò ôàêò ëåã â îñíîâó òåîðèè, ñîãëàñíî êîòîðîé ïñèõèêà â ñâîåì ðàçâèòèè ïðîõîäèò òðè ýòàïà: 1) èíñòèíêò; 2) äðåññóðà; 3) èíòåëëåêò.

Àâñòðèéñêèé ïñèõîëîã Ê. Áþëåð (1879–1963), îïèðàÿñü íà òåîðèþ Â. Êåëåðà è ïîä âëèÿíèåì òðóäîâ îñíîâàòåëÿ ïñèõîàíàëèçà, àâñòðèéñêîãî ïñèõèàòðà è ïñèõîëîãà 3. Ôðåéäà (1856–1939), â êà÷åñòâå îñíîâíîãî ïðèíöèïà ðàçâèòèÿ âñåãî æèâîãî âûäâèíóë ïðèíöèï óäîâîëüñòâèÿ. Îí ñâÿçûâàë ýòàïû èíñòèíêòà, äðåññóðû è èíòåëëåêòà íå òîëüêî ñ ñîçðåâàíèåì ìîçãà è óñëîæíåíèåì îòíîøåíèé ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, íî è ñ ðàçâèòèåì àôôåêòèâíûõ ñîñòîÿíèé – ïåðåæèâàíèåì óäîâîëüñòâèÿ è ñâÿçàííîãî ñ íèì äåéñòâèÿ. Áþëåð óòâåðæäàë, ÷òî íà ïåðâîì ýòàïå ðàçâèòèÿ – ýòàïå èíñòèíêòà – áëàãîäàðÿ óäîâëåòâîðåíèþ èíñòèíêòèâíîé ïîòðåáíîñòè íàñòóïàåò òàê íàçûâàåìîå «ôóíêöèîíàëüíîå óäîâîëüñòâèå», ÿâëÿþùååñÿ ñëåäñòâèåì âûïîëíåíèÿ äåéñòâèÿ. À íà ýòàïå èíòåëëåêòóàëüíîãî ðåøåíèÿ çàäà÷è âîçíèêàåò ñîñòîÿíèå, ïðåäâîñõèùàþùåå óäîâîëüñòâèå.

Â. Êåëåð, èçó÷àÿ ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ ïîìîùüþ çîîïñèõîëîãè÷åñêîãî ýêñïåðèìåíòà, çàìåòèë ñõîäñòâî â ïðèìèòèâíîì ïðèìåíåíèè îðóäèé òðóäà ó ÷åëîâåêà è îáåçüÿíû.

Äèàìåòðàëüíî ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîäõîäà ê ðàçâèòèþ ïñèõèêè ðåáåíêà ïðèäåðæèâàþòñÿ ñòîðîííèêè ñîöèîãåíåòè÷åñêîé (ñîöèîëîãèçàòîðñêîé) êîíöåïöèè. Îíè ñ÷èòàþò, ÷òî â ïîâåäåíèè ÷åëîâåêà íåò íè÷åãî âðîæäåííîãî è êàæäîå åãî äåéñòâèå – ëèøü ïðîäóêò âíåøíåãî âîçäåéñòâèÿ. Ïîýòîìó, ìàíèïóëèðóÿ âíåøíèìè âîçäåéñòâèÿìè, ìîæíî äîáèòüñÿ ëþáûõ ðåçóëüòàòîâ.

Åùå â XVII â. àíãëèéñêèé ôèëîñîô Äæîí Ëîêê (1632–1704) ñ÷èòàë, ÷òî ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ íà ñâåò ñ ÷èñòîé äóøîé, ïîäîáíîé áåëîìó ëèñòó áóìàãè, íà êîòîðîì ìîæíî íàïèñàòü âñå ÷òî óãîäíî, è äèòÿ âûðàñòåò òàêèì, êàêèì åãî õîòÿò âèäåòü ðîäèòåëè è áëèçêèå. Ñîãëàñíî ýòîé òî÷êå çðåíèÿ íàñëåäñòâåííîñòü íå èãðàåò íèêàêîé ðîëè â ðàçâèòèè ïñèõèêè è ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà.

Àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Äæ. Á. Óîòñîí (1878–1958) âûäâèíóë ëîçóíã: «Õâàòèò èçó÷àòü òî, ÷òî ÷åëîâåê äóìàåò, äàâàéòå èçó÷àòü òî, ÷òî ÷åëîâåê äåëàåò!». Îí ñ÷èòàë, ÷òî â ïîâåäåíèè ÷åëîâåêà íåò íè÷åãî âðîæäåííîãî è êàæäîå åãî äåéñòâèå åñòü ïðîäóêò âíåøíåé ñòèìóëÿöèè. Ñëåäîâàòåëüíî, ìàíèïóëèðóÿ âíåøíèìè ðàçäðàæèòåëÿìè, ìîæíî «ñîçäàòü» ÷åëîâåêà ëþáîãî ñêëàäà.  èññëåäîâàíèÿõ íàó÷åíèÿ, â êîòîðûõ ó÷èòûâàëèñü ýêñïåðèìåíòàëüíûå ðåçóëüòàòû, ïîëó÷åííûå È.Ï. Ïàâëîâûì, íà ïåðâûé ïëàí âûøëà èäåÿ ñî÷åòàíèÿ ñòèìóëà è ðåàêöèè, óñëîâíûõ è áåçóñëîâíûõ ñòèìóëîâ, áûë âûäåëåí âðåìåííîé ïàðàìåòð ýòîé ñâÿçè. Ýòî ëåãëî â îñíîâó àññîöèàíèñòè÷åñêîé êîíöåïöèè íàó÷åíèÿ Äæ. Óîòñîíà è Ý. Ãàçðè, êîòîðàÿ ñòàëà ïåðâîé ïðîãðàììîé áèõåâèîðèçìà. Áèõåâèîðèçì – ýòî íàïðàâëåíèå â àìåðèêàíñêîé ïñèõîëîãèè XX â., îòðèöàþùåå ñîçíàíèå êàê ïðåäìåò íàó÷íîãî èññëåäîâàíèÿ è ñâîäÿùåå ïñèõèêó ê ðàçëè÷íûì ôîðìàì ïîâåäåíèÿ, ïîíÿòîãî êàê ñîâîêóïíîñòü ðåàêöèé îðãàíèçìà íà ñòèìóëû âíåøíåé ñðåäû. Ïî ñëîâàì Äæ. Óîòñîíà, «âñå òàêèå òåðìèíû, êàê ñîçíàíèå, îùóùåíèå, âîñïðèÿòèå, âîîáðàæåíèå èëè âîëÿ, ìîãóò áûòü èñêëþ÷åíû ïðè îïèñàíèè ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè». Ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà îí îòîæäåñòâëÿë ñ ïîâåäåíèåì æèâîòíîãî. ×åëîâåê, ïî ìíåíèþ Óîòñîíà, – ýòî áèîëîãè÷åñêîå ñóùåñòâî, êîòîðîå ìîæåò áûòü èçó÷àåìî ïîäîáíî âñÿêîìó äðóãîìó æèâîòíîìó. Òàêèì îáðàçîì, â êëàññè÷åñêîì áèõåâèîðèçìå àêöåíò äåëàåòñÿ íà ïðîöåññå íàó÷åíèÿ íà îñíîâå íàëè÷èÿ èëè îòñóòñòâèÿ ïîäêðåïëåíèÿ ïîä âëèÿíèåì ñðåäû.

Ïðåäñòàâèòåëè íåîáèõåâèîðèçìà, àìåðèêàíñêèå ïñèõîëîãè Ý. Òîðíäàéê (1874–1949) è Á. Ñêèííåð (1904–1990) ñîçäàëè êîíöåïöèþ íàó÷åíèÿ, êîòîðîå ïîëó÷èëî íàçâàíèå «îïåðàíòíîå íàó÷åíèå». Ýòà ðàçíîâèäíîñòü íàó÷åíèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî â óñòàíîâëåíèè íîâîé àññîöèàòèâíîé ñòèìóëüíî-ðåàêòèâíîé ñâÿçè âàæíóþ ðîëü èãðàþò ôóíêöèè áåçóñëîâíîãî ñòèìóëà, ò. å. ãëàâíûé àêöåíò äåëàåòñÿ íà çíà÷åíèè ïîäêðåïëåíèÿ.

Í. Ìèëëåð è àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Ê.Ë. Õàëë (1884–1952) – àâòîðû òåîðèè, â êîòîðîé áûë äàí îòâåò íà âîïðîñ: çàâèñèò ëè íàó÷åíèå, ò. å. óñòàíîâëåíèå ñâÿçè ìåæäó ñòèìóëîì è ðåàêöèåé, îò òàêèõ ñîñòîÿíèé èñïûòóåìîãî, êàê ãîëîä, æàæäà, áîëü.

Íà îñíîâå ñóùåñòâóþùèé òåîðèé ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî â ñîöèîãåíåòè÷åñêèõ òåîðèÿõ â êà÷åñòâå îñíîâíîãî ôàêòîðà ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ðàññìàòðèâàåòñÿ ñðåäà, à àêòèâíîñòü ðåáåíêà íå ó÷èòûâàåòñÿ.

Источник

Áèîãåíåòè÷åñêèå êîíöåïöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è åå çíà÷åíèå äëÿ ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ.
Îí îáúåäèíÿåò áîëüøå êîë-âî êîíöåïöèè: Ïðèçíàíèå ïðèìàòà íàñëåäñòâåííîãî ôàêòîðà â ðàçâèòèè.  Ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì Âûãîòñêèé ÷èòàë ÷òî ïðåäñòàâèòåëè ýòîãî ïîäõîäà ðàññìàòðèâàþò ðàçâèòèå êàê ðåôîðìèðîâàííûå ò.å. çàäàííûå íàïåðåä.
Êîíöåïöèÿ ðåêàïèòóëÿöèè  Ñòåíëè Õîëëà: Ðåáåíîê â ñâîåì ðàçâèòèè êðàòêî ïîâòîðÿåò ðàçâèòèå ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà. Ýòî ïåðåíåñåíî íà ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïî÷âó áèîãåíåòè÷åñêîãî çàêîíà ñôîðìèðîâàííîãî Ãåêêåëåì â îòíîøåíèè ýìáðèîãåíåçà. Çâó÷èò: «Îíòîãåíåç åñòü êðàòêîå è áûñòðîå ïîâòîðåíèå ôèëîãåíåçà».  Êðèòèêà: Ðóáèíøòåéò – íåëüçÿ ñðàâíèâàòü ñîçðåâàíèå èíäèâèäà ñ ñîçðåâøèì.  Ïîëîæèòåëüíîå – Ýòî ïåðâàÿ òåîðåòè÷åñêàÿ êîíöåïöèÿ è ïîïûòêà ïîêàçàòü, ÷òî ìåæäó èñòîðè÷åñêèì è èíäèâèäóàëüíûì ðàçâèòèåì åñòü ñâÿçü.
Êîíöåïöèÿ Àíðè Ãåçåëëà: Ïîëîæèòåëüíîå – Îí îñíîâîïîëîæíèê íîðìàòèâíîãî ïîäõîäà ê èññëåäîâàíèþ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Èçîáðåë ëîíãèòþä (èçó÷åíèå îäíîé è òîé æå ãðóïïû ëþäåé íà ïðîòÿæåíèè äëèòåëüíîãî âðåìåíè),  Ñîçäàë ôåíîìåíîëîãèþ ðàçâèòèÿ î ðîæäåíèÿ äî 16 ëåò. Îí ðàçðàáîòàë ïðàêòè÷åñêóþ ñèñòåìó äèàãíîñòèêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îò ðîæäåíèÿ äî 16, êîòîðàÿ áàçèðîâàëàñü íà ñèñòåìàòè÷åñêèõ ñðàâíèòåëüíûõ èññëåäîâàíèÿõ íîðìû è ïàòîëîãèè ñ ïîìîùüþ êèíî è ôîòî- ðåãèñòðàöèè âîçðàñòíûõ èçìåíåíèé ìîòîðèêè, îáùåíèÿ, ðå÷è è ò.ä. 
Êðèòèêà — îí îãðàíè÷èëñÿ ÷èñòî êîëè÷åñòâåííûì èçó÷åíèåì ñâîäÿ ðàçâèòèå ê « ïðèðîñòó ïîâåäåíèÿ». Âûãîòñêèé íàçâàë êîíöåïöèþ Ãåçåëëà òåîðèåé ýìïèðè÷åñêîãî ýâîëþöèîíèçìà, êîòîðàÿ ðàññìàòðèâàåò ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, êàê ðàçíîâèäíîñòü áèîëîãè÷åñêîãî, êàê ïðèñïîñîáëåííîñòü ê ñðåäå.
Êîíöåïöèÿ Êàðëà Áþëëåðà: (êîíöåïöèÿ 3-õ ñòóïåíåé ðàçâèòèÿ).  Ïîëîæèòåëüíîå – Ïîïûòàëèñü ðàññìîòðåòü êà÷åñòâåííîå ñâîåîáðàçèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. 1ñòàäèÿ – èíñòèíêò, 2ñòàäèÿ – äðåññóðà (íàâûê), 3ñòàäèÿ – èíòåëëåêò. Ýâîëþöèþ ðàçâèòèÿ îí ñâÿçûâàë ñ ïåðåìåùåíèåì, ïåðåæèâàíèåì óäîâîëüñòâèÿ ñ êîíöà äåéñòâèÿ íà íà÷àëî.
Êðèòèêà: Âûãîòñêèé – Áþëëåð îòîæäåñòâëÿë ýòàïû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñî ñòóïåíÿìè ðàçâèòèÿ æèâîòíîãî. Èãíîðèðîâàë ïðèíöèïû ñâîåîáðàçèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Êîíöåïöèÿ êîðâåðãåíöèè (òåîðèÿ 2-õ ôàêòîðîâ) Øòåðí: Íàñëåäñòâåííàÿ îäàðåííîñòü (ñî÷åòàíèå âûñîêîîðãàíèçîâàííûõ ñïîñîáíîñòåé (èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ÷åëîâåêà, îò êîòîðûõ çàâèñèò óñïåøíîñòü âûïîëíåíèÿ äåÿòåëüíîñòè)) è ñðåäà. Îí ñ÷èòàë, ÷òî ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ýòî ðåçóëüòàò êîðâåðãåíöèè âíóòðåííèõ çàäàòêîâ (íàñëåäñòâåííî çàêðåïëåííûå ïðåäïîñûëêè) è âíåøíèõ óñëîâèé. Îí âñå òàêè îòäàâàë ïðåäïî÷òåíèå ôàêòîðàì íàñëåäñòâåííîñòè.
Ïèàæå  «ãåíåòè÷åñêàÿ ýïèñòåìîëîãèÿ» (íàóêà î ïðîèñõîæäåíèè è ðàçâèòèè ðàçëè÷íûõ ìåõàíèçìîâ, ôîðì è ñïîñîáîâ ìûøëåíèÿ è ïîçíàíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè): íå äåëàë  óïîð íà ôàêòîð íàñëåäñòâåííîñòè, íî ó íåãî èäåÿ ðåôîðìèñòà. Îí îñíîâàòåëü æåíåâñêîé øêîëû. Èññëåäîâàë èíòåëëåêò îò ðîæäåíèÿ äî 16 ëåò. Èíòåëëåêò ôîðìèðóåòñÿ ïðè æèçíè áëàãîäàðÿ äåéñòâèþ ðåáåíêà ñ ïðåäìåòàìè. Îí ñîçäàë ìåòîäû êëèíè÷åñêîé áåñåäû – ïðèåì îñíîâàí íà ôèêñàöèè íå âíåøíèõ îñîáåííîñòåé ïîâåäåíèÿ, à âñêðûòèÿ óìñòâåííûõ ïðîöåññîâ êîòîðûìè ðóêîâîäèò ïîâåäåíèå. Ãëàâíîå åãî îòêðûòèå  — ýãîöåíòðèçì.
1 Ýòàï – îòêðûòèå äåòñêîãî ýãîöåíòðèçìà – öåíòðàëüíûå îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ ðåáåíêà åãî ñêðûòàÿ óìñòâåííàÿ ïîçèöèÿ (îò 2-3 äî 8 ëåò). Ñàìîå ÿðêîå ïðîÿâëåíèå ýãîöåíòðèçìà «ðåàëèçì». Îí ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê ðàññìàòðèâàåò ïðåäìåòû òàêèìè êàêèìè íî èõ âîñïðèíèìàåò, áåç ëîãèêè âíóòðåííèõ îòíîøåíèé.
Ðåàëèçì èìååò 3 ïðîÿâëåíèÿ: 1. Íåðàçäåëåíèå ñóáúåêòà è îáúåêòà- ñìåøèâàåò îáúåêòèâíûé ìèð  è ñîå ïðåäñòàâëåíèå î íåì.
2. Ñ÷èòàåò ñâîå òî÷êó çðåíèÿ åäèíñòâåííîé.
3. Èñïîëüçóåò ïîíÿòèÿ «áîëüøîé» «òÿæåëûé» êàê àáñîëþòíûå áåç òî÷êè èçìåðåíèÿ.    Ðàçâèòèå ðåáåíêà èäåò ïî ëèíèè äåöåíòðàöèè â ðåçóëüòàòå ÷åãî ðåáåíîê íà÷èíàåò ðàçäåëÿòü ÿâëåíèÿ ìèðà è ñâîè âïå÷àòëåíèÿ. Íà÷èíàåò èñïîëüçîâàòü êîëè÷åñòâåííîå ïîëå.  Ïî ìèìî ðåàëèçìà ýãîöåíòðèçì äåòåé ïðîÿâëÿåòñÿ â òàêèõ îñîáåííîñòÿõ êàê:
1) òåíäåíöèÿ ñâÿçûâàòü âñå ñî âñåì 2) îòñóòñòâèå ñâÿçè ìåæäó ñóæäåíèÿìè 3) Íå ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ïðîòèâîðå÷èþ.
 Ïîëîæèòåëüíîå — Îòêðûòèå ýãîöåíòðèçìà ïîêàçàëî ÷òî âíåøíèé ìèð íå äåéñòâóåò íà óì ñóáúåêòà, à íàøè çíàíèÿ î ìèðå íå ïðîñòî îòïå÷àòîê âíåøíèõ ñîáûòèé. Ìûøëåíèå ðåáåíêà îòëè÷àåòñÿ îò ìûøëåíèÿ âçðîñëîãî íå äîñòàòêîì çíàíèé, à êà÷åñòâåííîé óìñòâåííîé ïîçèöèåé. 
Êðèòèêà — Îí ñ÷èòàë ÷òî ìûøëåíèå ðåáåíêà äåöåíòðèðóåòñÿ  ñ íåîáõîäèìîñòüþ (âçðîñëûé íè÷åãî íå ìåíÿåò).
2 ýòàï – Ýòàïû ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòà.  Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ Ïèàæå: îí âèäåë öåëü ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòà è âñåãî æèâîãî â  ïðîöåññå — ýòî àäàïòàöèÿ ê ñðåäå – ýòî àäàïòèâíûé ïðîöåññ. Àññèìèëÿöèÿ – èçìåíåíèÿ ñðåäû â ñîîòâåòñòâèè ñ ïîòðåáíîñòÿìè. Àêêîìîäàöèÿ – èçìåíåíèå ñîáñòâåííîãî ïîâåäåíèÿ ñîîòâåòñòâåííî ñ òðåáîâàíèÿìè ñðåäû. 1) ýòàï Ñåíñîìîòîðíûé èíòåëëåêò – àäàïòàöèÿ ïðåäìåòà ñðåäû îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîñðåäñòâîì âíåøíèõ ìàòåðèàëüíûõ äåéñòâèé, êîòîðûå âûïîëíÿþòñÿ ðàçâåðíóòî è ïîñëåäîâàòåëüíî. Ïîëîæèòåëüíîå – Îí ðàññìàòðèâàë â êà÷åñòâå ýëåìåíòà ïñèõè÷åñêîé æèçíè íå îùóùåíèÿ, à äåéñòâèÿ. (ìûñëü áûëà âíåøíèì ïðåäìåòíûì äåéñòâèåì) 2) ýòàï  Êîíêðåòíûõ îïåðàöèé ñ 2-3 äî 10-12 ëåò. 1 ïîäýòàï — ïðåäîïåðàòîðíûé èíòåëëåêò ñ 2-3 äî 7-8 ëåò Âíåøíèå ìàòåðèàëüíûå äåéñòâèÿ áëàãîäàðÿ ïîâòîðåíèþ â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ ñõåìàòèçèðóþòñÿ è ñ ïîìîùüþ ñèìâîëè÷åñêèõ ñðåäñòâ (ýìèòàöèÿ, èãðà, ðå÷ü) ïåðåíîñÿòñÿ âî âíóòðåííèé ïëàí.2ïîäýòàï – Êîíêðåòíàÿ îïåðàöèÿ ñ 8-9 äî 10-12 ëåò Òåðìèí îïåðàöèè 4 òðåáîâàíèÿ: Ýòî âíóòðåííåå äåéñòâèå êîòîðîå êîãäà-òî áûëî âíåøíèì; âíåøíèå äåéñòâèÿ îò êîòîðîãî áåðóò ñâîå ïðîèñõîæäåíèå îïåðàöèè ýòî íå ëþáûå äåéñòâèÿ à äåéñòâèÿ òèïà ñåðèàöèè, ñèñòåìàòèçàöèè, ðàçëîæåíèÿ ïî êëàññàì; îïåðàöèè ïîä÷èíÿþòñÿ ïðèçíàêó îáðàòèìîñòè – ýòî çíà÷èò ÷òî äëÿ êàæäîé îïåðàöèè ñóùåñòâóåò îáðàòíàÿ åé, âîññòàíàâëèâàþùàÿ èñõîäíîå ïîëîæåíèå; ñêîîðäèíèðîâàííîñòü ñèñòåìû- îïåðàöèè íå ñóùåñòâóþò ñàìè ïî ñåáå, íî â âèäå ñèñòåì îïåðàöèé – ãðóïïèðîâêè.
3 ýòàï: ôîðìàëüíûõ îïåðàöèé îò 11-12 äî 13-14 ëåò. Èíòåëëåêò íà÷èíàåò ïîëíîñòüþ ïîä÷èíÿòüñÿ çàêîíàì ôîðìàëüíîé ëîãèêè, ðåáåíîê âûäâèãàåò ãèïîòåçû, èñïîëüçóåò äåäóêöèþ, êîìáèíàöèþ, ïðîïîðöèè; ìûñëèò èäåÿìè, ïîíÿòèÿìè, ñóæäåíèÿìè.
Êðèòèêà – Ïèàæå ñ÷èòàë, ÷òî ðåáåíîê ïðîéäåò âñå ýòè ñòàäèè áåç ïðîáëåì. Ïîëîæèòåëüíîå – îí ïîëàãàë, ÷òî ðàçâèòèå èíòåëëåêòà èäåò íå ïî ëèíèè ðàçâèòèÿ çíàíèé, à ïî êà÷åñòâó.
Èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ – âíóòðè èíäèâèäà. Ôîðìà ðàçâèòèÿ – ïðèñïîñîáëåíèå.  Ñïåöèôèêà ðàçâèòèÿ – ðåêàïèòóëÿöèÿ. ×åëîâåê êàê ëè÷íîñòü ïîñòîÿííî ñîâåðøåíñòâóåòñÿ è ðàçâèâàåòñÿ. Äâèæóùèå ñèëû – ïðåôîðìèçì èëè êîãíèòèâàöèÿ 2-õ ôàêòîðîâ.   Îòå÷åñòâåííûå ïñèõîëîãè øêîëà Âûãîòñêîãî: Ýëüêîíèí, Áîæîâè÷, Ëåîíòüåâ, Ãàëüïåðèí, Äàâûäîâ. Îíè ðàññìàòðèâàëè õîä äåòñêîãî ðàçâèòèÿ îò ñîöèàëüíîãî ê èíäèâèäóàëüíîìó.  Óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ – ìîðôîôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ìîçãà (íàáîð çàäàòêîâ) è îáùåíèÿ. Èñòî÷íèêè ðàçâèòèÿ —  âíå èíäèâèäà (ñðåäà).Ôîðìû ðàçâèòèÿ – ïðèñâîåíèå. Ñïåöèôèêà ðàçâèòèÿ – ðàçâèòèå ïîä÷èíåíî äåéñòâèþ îáùåñòâåííî èñòîðè÷åñêèõ çàêîíîâ. Äâèæóùèå ñèëû ðàçâèòèÿ – îáó÷åíèå è äåÿòåëüíîñòü.
Äâèæóùèå ñèëû  ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ – ýòî ïðîòèâîðå÷èÿ ìåæäó ïîòðåáíîñòÿìè ëè÷íîñòè è âíåøíèìè îáñòîÿòåëüñòâàìè, ìåæäó åå âîçðîñøèìè ôèçè÷åñêèìè ñïîñîáíîñòÿìè, äóõîâíûìè çàïðîñàìè è ñòàðûìè ôîðìàìè äåÿòåëüíîñòè. Ìåæäó íîâûìè ôîðìàìè äåÿòåëüíîñòè  íåñôîðìèðîâàííûìè óìåíèÿìè è íàâûêàìè.
Ïðîòèâîðå÷èå âñåãäà ðåøàåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì áîëåå ãëóáîêîãî óðîâíÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Óäîâëåòâîðåííàÿ ïîòðåáíîñòü —  ðîæäàåò íîâóþ, íåóäîâëåòâîðåííàÿ — òîðìîçèò ðàçâèòèå, íå ïîðîæäàåò íîâûõ ïîòðåáíîñòåé, íå ìîòèâèðóåò áîëåå ñëîæíóþ äåÿòåëüíîñòü.
Îáùåå äâèæåíèå ðàçâèòèÿ îïðåäåëÿåò ñîîòíîøåíèå âíåøíèõ ñîöèàëüíûõ óñëîâèé è âíóòðåííèõ óñëîâèé ñîçðåâàíèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.
Äâèæóùåé ñèëîé ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ ñîòðóäíè÷åñòâî ðåáåíêà ñ âçðîñëûìè, ñîçäàþùèìè åìó çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ. Âçðîñëûé ÿâëÿåòñÿ ïðîìåæóòî÷íûì çâåíîì ìåæäó ðåáåíêîì è îáùåñòâîì.
Ñóòü äâèæóùèõ ñèë ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè ÷åòêî ïðåäñòàâëåíà â âîçðàñòíîé ïåðèîäèçàöèè Ýëüêîíèíà Ä.Á.
 îñíîâå ïåðèîäèçàöèè ëåæèò çàêîíîìåðíàÿ ñìåíà äâóõ òèïîâ âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè. Ïåðâûé òèï – äåÿòåëüíîñòü, âíóòðè êîòîðîé ïðîèñõîäèò îðèåíòàöèÿ è îñâîåíèå çàäà÷, ìîòèâîâ è íîðì îòíîøåíèÿ ìåæäó ëþäüìè. Âòîðîé òèï – äåÿòåëüíîñòü, âíóòðè êîòîðîé ïðîèñõîäèò óñâîåíèå îáùåñòâåííî âûðàáîòàííûõ ñïîñîáîâ äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè òå èëè èíûå ñòîðîíû. Ýòè òèïû äåÿòåëüíîñòè ìåíÿþò äðóã äðóãà.
 Ïåðèîäèçàöèÿ Ýëüêîíèíà: 1. Ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò (0-1 ãîä). Âåäóùåå ðàçâèòèå – ýìîöèîíàëüíîå îáùåíèå, îñíîâíîå ðàçâèòèå –  ôîðìèðîâàíèå ïîòðåáíîñòè â îáùåíèè; 2. Ðàííåå äåòñòâî (1-3). Âåäóùåå ðàçâèòèå – ïðåäìåòíî-ìàíèïóëÿòèâíîå, îñíîâíîå — ðàçâèòèå ðå÷è è íàãëÿäíî-äåéñòâåííîãî ìûøëåíèÿ; 3. Äîøêîëüíûé âîçðàñò (3-7). Âåäóùåå ðàçâèòèå — ðîëåâàÿ èãðà, îñíîâíîå  — ñòðåìëåíèå ê îáùåñòâåííîé çíà÷èìîñòè; 4. Ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò (7-11). Âåäóùåå ðàçâèòèå — ó÷åíèå, îñíîâíîå — ïðîèçâîëüíîñòü ïñèõè÷åñêèõ ÿâëåíèé; 5. Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò (11-15). Âåäóùåå ðàçâèòèå äåÿòåëüíîñòü — îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè, îñíîâíîå — ôîðìèðîâàíèå ñàìîîöåíêè, ñòðåìëåíèå ê âçðîñëîñòè; 6. Ñòàðøèé øêîëüíûé âîçðàñò (15-17). Âåäóùåå ðàçâèòèå — ó÷åáíî-ïðîôåññèîíàëüíàÿ,  îñíîâíîå — ìèðîâîççðåíèå, ïðîôåññèîíàëüíûå èíòåðåñû.
 
Ë.Ñ. Âûãîòñêèé àâòîð «êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêîé òåîðèè ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ÷åëîâåêà» ïîêàçàë ÷òî ó ÷åëîâåêà â ïðîöåññå ýâîëþöèè âîçíèêàåò îñîáûé âèä ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, êîòîðûå ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóþò ó æèâîòíûõ, è íàçâàë èõ:  Âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè – ïðîèçâîëüíàÿ ïàìÿòü, ñëîâåñíî ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå, ðå÷ü…
 ðàññóæäåíèè Âûãîòñêîãî 3 ÷àñòè:
1÷àñòü. ×åëîâåê è ïðèðîäà — äâà îñíîâíûõ ïîëîæåíèÿ:
1) ïðè ïåðåõîäå îò æèâîòíîãî ê ÷åëîâåêó ïðîèçîøëî èçìåíåíèå âçàèìîîòíîøåíèé ñóáúåêòà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé.
 2) ×åëîâåê äåéñòâóåò è èçìåíÿåò ïðèðîäó ñ ïîìîùüþ îðóäèé òðóäà.
2 ÷àñòü. ×åëîâåê è åãî ñîáñòâåííàÿ ïñèõèêà:
1) ÷åëîâåê íàó÷èëñÿ îâëàäåâàòü ñîáñòâåííîé ïñèõèêîé ò.å. ïîÿâèëèñü âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè (ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå, ïðîèçâîëüíàÿ ïàìÿòü, ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå).
2) ×åëîâåê îâëàäåë ñîáñòâåííûì ïîâåäåíèåì ñ ïîìîùüþ ïñèõîëîãè÷åñêèõ îðóäèé – çíàêîâ. ×åëîâåê ââîäèò äîïîëíèòåëüíûå ñòèìóëû íå èìåþùèå ñâÿçè ñ ñèòóàöèåé – èñêóññòâåííûå çíàêè – îïîñðåäîâàííîñòü.
3 ÷àñòü. Ãåíåòè÷åñêèå àñïåêòû: Òðóä ñîçäàë ÷åëîâåêà, ïðîöåññ ñîâìåñòíîãî òðóäà ïîðîäèë ðå÷ü. Ïðåâðàùåíèå èíòåðàïñèõîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà (ìåæëè÷íîñòíûé)  â èíòðàïñèõîëîãè÷åñêèé (ñ ñàìèì ñîáîé)  îí íàçâàë ïðîöåññîì èíòåðèîðèçàöèè – ýòî ïðåâðàùåíèå èç âíåøíåé ôîðìû âî âíóòðåííþþ. Âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè îòëè÷àþòñÿ îò íèçøèõ èëè åñòåñòâåííûõ ôóíêöèé æèâîòíûõ ïî ñâîèì ñâîéñòâàì,  ñòðîåíèþ, ïðîèñõîæäåíèþ: ïðîèçâîëüíû, îïîñðåäîâàíû, ñîöèàëüíû.
Ïî ìíåíèþ Âûãîòñêîãî, äëÿ íîðìàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî  ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îáó÷åíèå äîëæíî âñåãäà èäòè íåñêîëüêî âïåðåäè åãî ñîáñòâåííûõ âîçìîæíîñòåé.
Îáó÷åíèå íàèáîëåå ýôôåêòèâíî òîãäà, êîãäà îíî ñîçäàåò «áëèæàéøóþ çîíó ðàçâèòèÿ» — ýòî ðàçíèöà ìåæäó òåì, ÷òî ðåáåíîê ìîæåò äåëàòü ñàì è ÷òî òîëüêî ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî.
Êëþ÷åâîé õàðàêòåðèñòèêîé ïñèõîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà îí ñ÷èòàë «ñîöèàëüíóþ ñèòóàöèþ ðàçâèòèÿ», ò.å. ìåñòî ðåáåíêà â ñèñòåìå îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé, âåäóùóþ äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà è íîâîîáðàçîâàíèÿ (âîçðàñòíûå «ïðèáàâêè») â ñôåðå ñîçíàíèÿ è ëè÷íîñòè.
Ïðîöåññ ïåðåõîäà  îò îäíîé ñòóïåíè ê äðóãîé ïðåäïîëàãàåò ãëóáîêîå ïðåîáðàçîâàíèå âñåõ ýòèõ ñòðóêòóðíûõ êîìïîíåíòîâ è ìîæåò  ñîïðîâîæäàòüñÿ áîëåå èëè ìåíåå âûðàæåííûìè êîíôëèêòàìè è ïðîòèâîðå÷èÿìè – âîçðàñòíûìè êðèçèñàìè.
Êðèçèñíûå è ñòàáèëüíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ÷åðåäóþòñÿ. Ïîýòîìó âîçðàñòíàÿ ïåðèîäèçàöèÿ Âûãîòñêîãî èìååò ñëåäóþùèé âèä: êðèçèñ íîâîðîæäåííîñòè – ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò (2ìåñ.– 1 ãîä);  êðèçèñ 1 ãîäà – ðàííåå äåòñòâî (1-3 ãîäà) – êðèçèñ 3-õ ëåò – äîøêîëüíûé âîçðàñò (3-7ëåò) – êðèçèñ 7 ëåò – øêîëüíûé âîçðàñò (8-12ëåò) – êðèçèñ 13ëåò – ïóáåðòàòíûé âîçðàñò (14-17 ëåò) – êðèçèñ 17 ëåò.
Íåðàâíîìåðíîñòü òåìïîâ ðàçâèòèÿ ðàçëè÷íûõ ñòîðîí ìîæåò ïðèâîäèòü ê íåðåäêèì ðàñõîæäåíèÿì  â ñòåïåíè ôèçè÷åñêîé, ïñèõîëîãè÷åñêîé èëè ñîöèàëüíîé çðåëîñòè èíäèâèäà, îáóñëàâëèâàþ ÿâëåíèÿ àêñåëåðàöèè, èíôàíòèëèçàöèè  èëè çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Âîçðàñòíûå ñòóïåíè îòëè÷àþòñÿ îòíîñèòåëüíîñòüþ, óñëîâíîé óñðåäíåííîñòüþ, ÷òî íå èñêëþ÷àåò, èíäèâèäóàëüíîãî ñâîåîáðàçèÿ ïñèõè÷åñêîãî îáëèêà ÷åëîâåêà ñîîòâåòñòâóþùåãî âîçðàñòà.
Çíà÷åíèå êóëüòóðíî èñòîðè÷åñêîé êîíöåïöèè Ë.Ñ.Âûãîòñêîãî: îíòîãåíåç ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ìîæíî ïðåäñòàâèòü êàê ïðîöåññ ïðèñâîåíèÿ ðåáåíêîì îáùåñòâåííî èñòîðè÷åñêèõ ñïîñîáîâ âíåøíåé è âíóòðåííåé äåÿòåëüíîñòè.

Читайте также:  Логопедические игры для развития речи ребенку 4 лет

© Copyright: Àëåêñåé Ãàäàåâ 2, 2011
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹211121800455

Источник