Педагогическая стратегия развития ребенка

Педагогическая стратегия развития ребенка thumbnail

Моя педагогическая стратегия развития одаренности

Сабурова О.С., педагог-психолог

МАДОУ «Улыбка», г.Лабытнанги

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

 Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»

В.А. Сухомлинский

Одаренность – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен ребенок. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда ребенок настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Ключевые слова: одаренные дети, способности, развитие одаренности, выявление одаренности.

В современное время интерес к одаренным детям возрастает день ото дня. Ведь талантливая, всесторонне развитая молодежь – это будущая национальная элита, и не удивительно, что в нашей стране таланты у детей стараются выявлять еще в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день работа с одаренными детьми является одним из важных аспектов деятельности дошкольных учреждений. Заботясь об одаренных детях сегодня – мы заботимся о развитии науки, культуры и социальной жизни нашей страны завтра. Ведь именно на этих воспитанников будет опираться наука, именно они смогут внести свой наибольший вклад в развитие общества. Учеными доказано, что в дошкольном возрасте детям легче всего развить свои интеллектуальные способности. По сути дела, все люди рождаются примерно с одинаковыми возможностями и способностями, но вот реализовать и показать их может не каждый. Задача родителей, воспитателей и педагогов состоит именно в том, чтобы помочь дошкольникам развить свои способности и научиться их применять.

Собственный опыт и анализ деятельности коллег,  помогли разработать стратегию работы  с одаренными детьми. Ее можно представить в виде следующей модели. 

Модель развития одаренных детей

Работа с одаренными воспитанниками осуществляется по двум направлениям, диагностическое и развивающее.

Первым этапом организации деятельности с одаренными детьми, как известно, является работа по выявлению таких воспитанников. Ежегодно проводится мониторинг по методике «Определения склонностей ребенка» (автором которой является Савенков А.И.) Данная методика основана на нетрадиционном сочетании двух диагностических приемов: «карты интересов» и «метода независимых экспертов».  В качестве экспертов выступают родители и воспитатели. В данном исследовании я привлекаю родителей и воспитателей для того, чтобы всесторонне оценить особенности и таланты ребенка. На основе психолого-педагогических диагностик и других исследований я выявляю детей, склонности которых делятся на шесть сфер:

1.Интеллектуальная;

2. Академические достижения;

3. Творчество, продуктивное мышление;

4. Общение и лидерство;

5. Художественная

6. Двигательная.

Специфика дошкольного возраста такова, что дети находятся в начале формирования личности. Их способности и возможная одаренность могут быть скрыты не только от окружающих, но и от них самих. На данном этапе можно говорить о приоритетных видах деятельности, стремлении ребенка выполнять те или иные функции, желании чему-то научиться. Следующим шагом в работе, становится ранее выявление творческих возможностей, личных особенностей, специальных интересов и способностей детей.

Сначала- это наблюдение за детьми в игровой деятельности и в непосредственно в образовательной деятельности (при помощи создания диагностических ситуаций), беседы с родителями, педагогами дошкольного учреждения. Далее анкетирование родителей и педагогов (независимых экспертов) которое дает возможность определить область способностей ребенка. Эти действия позволяют не только уточнить круг интересов, но и степень их выраженности.

Вторым этапом в работе является углубленная диагностика психических процессов у воспитанников. Далее свою работу с детьми, которые при обследовании показали высокие результаты познавательной активности, я осуществляю в соответствии с разработанной программой «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет с предпосылками одаренности». Данная программа составлена на основе «Курса развития творческого мышления» для детей 5(6) – 8 лет (программа «Умное поколение», ГП «ИМАТОН»), разработанная Ю.Б. Гатановым по методу ДЖ. Гилфорда и ДЖ. Рензулли. Работа с детьми осуществляется как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме.

В сегодняшний день человечество признало необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения. Однако, возникает ряд проблем.

Прежде всего, отсутствует единство мнений по поводу того, что такое творческое мышление  и  чем оно отличается от интеллекта. Тем не менее, множество исследований в области творчества привели ученое сообщество к следующим выводам:

  1. Высокотворческие люди, в целом, имеют интеллект выше среднего, но высокоинтеллектуальные – не обязательно обладают высокой креативностью.
  2. Творчество представляется достаточно сложным процессом или даже совокупностью процессов, объединенных под единым названием. Эти процессы могут отличаться друг от друга как совершенно различные психологические феномены. Например, творческий подход к делу в бизнесе значительно отличается от творчества в искусстве.
  3. Все люди в той или иной степени обладают способностью творчески мыслить.

Во-вторых, даже сегодня, когда разработаны и функционируют новые развивающие образовательные программы для детей дошкольного возраста, все же медленно меняется сам стиль обучения детей. По прежнему детям предлагаются задачи, ответы к которым уже сформулированы в сознании самих педагогов. И стиль учения предполагает наведение на «правильный ответ». И таким образом, упор опять делается на развитие конвергентного (стереотипного) мышления, а творческое дивергентное мышление, более востребованное в действительности, остается несформированным, или в силу природной одаренности, недостаточно развитым для полноценной реализации.

При реализации программы используются различные технологии, например такие как:

  1. технологии проектного  обучения;
  2.  игровые технологии;
  3. Технологии интегрированного обучения
  4. Песочная терапия;
  5. изотерапия

 Помимо этого включены занятия в сенсорной комнате с использованием такой технологии как сказкотерапия, музыкотеоапия направленные на развитие регуляторных функций организма и эмоциональной сферы ребенка, а так же когнитивных процессов (память, внимание, воображение, мышление). В работе с одаренными детьми эти технологии приобретают особенный характер, так как помогает развить у детей способности к творчеству, фантазии. Для получения более высоких результатов развития одаренных детей используются методы творческого характера – исследовательские, проблемные, проектные, поисковые, сочетая при этом самостоятельную индивидуальную, групповую формы работы. Сказкотерапия способствует активизации различных сторон мыслительных процессов ребенка, помогает ему самосовершенствоваться и одновременно создает благоприятную психологическую атмосферу, способную обогатить эмоционально-чувственную сферу ребенка. Органичной составляющей сказкотерапии является музыка. Музыкотерапия – один из важнейших компонентов психолингводидактичного процесса, способная глубоко влиять на чувства, эмоции ребенка, усиливая производительность речевых процессов, активизируя детскую интеллектуальную-речевую деятельность. Музыкотерапия сопровождающая сказкотерапевтическое занятие, является прекрасным фоном для чтения и сочинения стихов, рассказывания, рассуждения, описания. Данные технологии помогают ребенку более ярко проявлять творческое воображение, фантазию в самостоятельном создании сказок. С помощью используемых форм работы каждый ребенок способен накапливать положительный эмоциональный фон, а так же ярко проявлять свои творческие и интеллектуальные способности. Выделяться коммуникативными способностями приобретая статус «успешного» говорящего ребенка, способного к вербальному самовыражению.   Творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей к обнаружению проблем и поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению.

Читайте также:  Для родителей по теме роль сказки в развитии и воспитании ребенка

 Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает: а) доминирующую роль познавательной мотивации, б)исследовательскую творческую активность, выражающегося в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, в) возможности достижения оригинальных решений, г) возможности прогнозирования, д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

   Исходя из приведенных выше выводов ,основная задача работы, на его основе заключается в том, чтобы научить ребенка генерировать идеи, которые будут являться творческими для ребенка на данном этапе его развития. Наряду с ростом креативности мышления программа должна способствовать и росту интеллекту в целом.

Психологические исследования подтверждают, что люди, которые систематически занимаются творческими упражнениями, могут использовать свои творческие способности для решения проблем в самых различных сферах жизни.  И потому опыт творческого подхода к решению различных проблем поможет воспитанникам в и будущей жизни и в дальнейшем может привести к созданию таких идей, которые обогатят человеческую культуру.

Так же уделяю внимание работе с родителями. Проводятся родительские собрания и тематические семинары для родителей по таким темам, как «Значение раннего выявления одарённости», «Кто он – одарённый ребёнок?», «Восприятие и воспитание одарённых детей».

Вся работа по развитию одарённости детей поставлена так, чтоб максимально реализовать потенциальные возможности нашего воспитанника, развить его склонности, способности, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

        Не подлежит сомнению, что важную роль в создании образовательной среды, способствующей, развитию творческого потенциала одаренного ребенка является воспитатель. Моя работа предусматривает тесное взаимодействие с  педагогами дополнительного образования и воспитателями. В течение учебного года  провожу  различные мероприятия в форме мастер классов, тренингов, круглых столов, обучающих семинаров целью которых является  повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов, осуществление общей стратегии воспитания и обучения одаренных детей.

В связи с этимработа с одарёнными детьми требует особых усилий педагогов. Приходится постоянно заниматься самообразованием, повышать своё педагогическое мастерство. Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ, в которые должны включаться разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Каждый одаренный ребенок является индивидуальностью, требующей особого подхода. На вопрос о том, какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности ребенка могут указать педагогу на одаренность ребенка, не существует однозначного ответа.

Но за всем этим кроется напряжённый, кропотливый труд педагогов, который невозможно измерить. Но самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.

Источник

Постановка цели в рамках образовательной стратегии

Больших результатов достигает тот, кто ставит цели. 

Целеполагание — это краеугольный камень образовательной стратегии. Под целью понимается субъективный образ конечного результата обучения. Поставить цель — значит решить, что и каким образом будет сделано в процессе учёбы. Это тщательно продуманный путь организации и руководства деятельностью учащихся. 

Любая цель должна быть чётко сформулированной, понятной, достижимой, проверяемой и конкретной. 

Цель в стратегии обучения может быть краткосрочной (на один урок или тему), среднесрочной (например, на изучение курса одного предмета) и долгосрочной (на несколько учебных лет или на всю школьную жизнь). 

Например, ребёнок хочет стать астрофизиком. Долгосрочная цель для него — учиться в определённом вузе. Вокруг неё и необходимо выстраивать образовательную стратегию: налегать на физику и математику, уделяя меньше времени непрофильным предметам, выбирать соответствующие кружки и объединения и тому подобное. 

Постановка задач

Из цели рождаются задачи. В отличие от целей, их может быть сколько угодно много в вашей стратегии образования. 

Если задача направлена на понимание вопроса, то формулируются словами «дать определение», «вспомнить», «описать», «перечислить», «объяснить», «резюмировать», «обсудить», «перевести» и так далее. Если нужно выработать какое-либо действие, то уместны формулировки «подсчитать», «продемонстрировать», «решить», «отличить», «разделить на категории» и другие.

Стандарты поведения

Проговорите с ребёнком и зафиксируйте все важные моменты на пути достижения цели. Стоит сразу оговорить, какой степени самостоятельности от него ожидают, будете ли вы ему помогать. Убедитесь, что вы хорошо друг друга слышите, и понимание целей и задач стратегии образования у вас не отличается. 

После этого обсудите критерии успеха. Как именно вы поймёте, что цель достигнута, а задачи выполнены? 

Планирование стратегии обучения

Источник: freepik.com / @karlyukav

План — это то, каким образом вы будете достигать поставленной цели. В нём нужно продумать до мелочей весь образовательный процесс:

  • Если ребёнок будет аттестовываться в школе, то в какой именно и как часто.
  • Если цель связана не с общеобразовательными знаниями (спорт, наука, искусство), то где и в каком виде будет происходить их получение?
  • Как вы будете изучать школьные предметы: несколько параллельно, по блокам или методом глубокого погружения? 
  • Сколько уроков/тем/задач/параграфов будете решать за один день?
  • Будете ли устраивать каникулы или учиться перманентно?

Ответив на эти вопросы, можно составить индивидуальный учебный план на неделю, месяц, четверть, семестр и год.

Прочие условия достижения цели в образовательной стратегии

Стоит подумать и обо всех дополнительных опциях. 

Понадобятся ли вам и вашему хоумскулеру помощники на пути достижения цели? Если да, то кто это будет: репетиторы, онлайн-школа? Может, вы захотите прибегнуть к помощи тьютора? 

Ответы на эти вопросы приблизят к пониманию того, какими шагами и в каком направлении нужно двигаться в составлении стратегии обучения в школе. 

Форма образовательной стратегии

В какой форме будет создаваться и храниться ваша образовательная стратегия, решать только вам. Это может быть карта мыслей, презентация на компьютере или нарисованные плакаты на стене. 

Главное — подключать ребёнка к разработке стратегии обучения в школе. Учиться и познавать мир, опираясь на такой «документ», предстоит ему. 

Структура стратегии не должна быть жёсткой. Если чувствуете, что хочется убрать или добавить какой-то пункт, то смело действуйте. 

Читайте также:  Консультация для родителей развитие ребенка второго года жизни

Стратегия обучения не должна быть константой. Можно договориться на берегу о том, как часто вы будете её пересматривать. Например, это может быть промежуток в полгода или год. 

Обязательно помните, что в любой момент можно изменить не только способы достижения, но и сами цели. 

Хоумскулинг даёт огромные возможности для постижения мира, и задача родителей — показывать максимум возможностей для этого, не зацикливаясь на одном аспекте.

Источник

 В процессе социализации ребенок испытывает множество педаго­гических влияний, идущих от взрослых: родителей, старших членов семьи, воспитателей детского сада, школьных учителей. Они действу­ют, как правило, одновременно и вместе с тем автономно, и конкрет­ный ребенок всегда оказывается в пересечении множества рассогласо­ванных социализирующих воздействий. Профессиональный педагог, организующий воспитательный процесс, должен в полной мере осо­знавать себя агентом социализации, ответственным за эффективную систему целенаправленной социализации ребенка.

Взрослый, выполняющий функции воспитателя, невольно становит­ся субъектом социального влияния на детей. Имея в виду, что воспита­ние — процесс целенаправленной социализации, его результат во мно­гом зависит от позиции, которую занимает воспитатель как централь­ная социализирующая фигура. Каков он, воспитатель, как организатор процесса социализации, каковы его типичные педагогические позиции в процессе социализации?

Первая позиция: для детей воспитатель — персонаж социального мира, но, обладая профессиональным правом специально вмешивать­ся в деятельность и общение детей, зная их возрастные и индивидуаль­ные особенности, он способен направлять процесс становления их со­циального опыта. Воспитатель, воплощающий эту функцию, неизбеж­но представляется образцом человека, уже достаточно освоившего культуру, умеющего пользоваться ее достижениями. Это самая тради­ционная, проверенная столетиями позиция воспитателя в процессе со­циализации, позиция «над» ребенком. Именно она позволяет организо­вывать адаптацию к социуму: прямую подготовку ребенка к налич­ным формам взрослой жизни.

Но эта педагогическая позиция по существу игнорирует необходи­мость воспитания у ребенка способности к самоопределению в социу­ме. Вряд ли такой воспитатель отдает себе отчет в том, что он лично-стно утверждается за счет ребенка, демонстрируя ему не просто свою власть, но и свои знания, разнообразные умения и творческие дости­жения, которые на деле вполне могут оказаться заурядными клише из учебников, словесными штампами и устаревшими схемами. Иные взрослые внушают детям отобранные ценностные сентенции не пото­му, что так уж сами верят в них, а потому, что это «полезно детям». Нередко, осознавая, что его собственная воспитанность далека от со­вершенства, такой воспитатель искренне надеется, что сможет не до­пустить промахов своих наставников (родителей, школьных учителей), избежать дурного опыта своего детства.

Вторая позиция: воспитатель в процессе социализации — своеоб­разный посредник между взрослым социумом иребенком. Он уполно­мочен «цивилизовать» и «нормализовать» ребенка для будущей жизни. Но возникает закономерный вопрос: для какой жизни? Претендуя на роль «посредника», воспитатель жертвенно дарит себя детям. Он не вольно ведет ребенка вовсе не в мир культуры, а скорее в свой соб­ственный посредственный мир обычного человека.

Еще Н. А. Добролюбов осознал это противоречие: как воспитывать собственные убеждения у молодого поколения, если оно находится в слепом подчинении авторитета и убеждений старшего поколения; не передает ли воспитатель ребенку свои скрытые недовольства, страхи, нравственные сомнения, при этом лицемерно подвигая его на будущую жизненную борьбу за убеждения, на готовность противостоять чужой воле. Что в таком случае являет собой продукт воспитания: его ум не приучен к. анализу своих собственных действий, все, что он знает и во что верит, сложилось без участия собственной воли и нравственных чувств. «Поэтому весь внутренний мир, как развитый им не от себя, а навязанный извне, представляется ему чем-то чуждым, внешним и весь разом без большого труда опрокидывается, особенно если при этом вмешивается еше какое-нибудь влияние, совершенно противопо­ложное влиянию воспитателя».’

Ребенок в общении с воспитателем, занимающим такую позицию, обречен жить чужим умом и лишается возможности строить свой соб­ственный образ жизни.

Третья позиция — воспитатель представляется детям взрослым по возрасту и некоторому жизненному опыту, но готовым наравне с деть­ми к самопознанию культуры и самого себя. Только такая позиция вос­питателя в процессе социализации ребенка предполагает взаимодей­ствие с ним и сотрудничество. Организуя воспитательный процесс, такой педагог не будет озабочен созданием каких-то особых, имитиру­ющих реальную жизнь условий, не сосредоточит свои усилия на «при­витии» неких специальных социальных навыков и привычек, а все свои силы, время, творчество отдаст увлекательной совместной с детьми деятельности по освоению мира естественных отношений.

Позиция воспитателя как агента социализации напрямую связана с той педагогической стратегией, которую он изберет.

Понятие «стратегия» используется не только в аппарате военного искусства. Педагогическая деятельность, творческая, противоречивая и, особенно в области воспитания, имеющая далеко отсроченный во времени результат, необычайно нуждается в стратегии. Известный фи­лософ К. А. Абульханова-Славская написала книгу о стратегии жизни.1 Она очень точно теоретически объединила понятием «стратегия» все основные психологические аспекты жизни человека: личные и профес­сиональные интересы, притязания и оценки достижений, стремления к индивидуальной активности и творчеству.

Если воспользоваться определением стратегии К. А. Абульхановой-Славской и экстраполировать его в области педагогической организа­ции социализации ребенка, то окажется, что педагогическая страте­гия социализации характеризуется тремя основными признаками.

§ Педагогическая стратегия предполагает определение главных це­лей социализации ребенка, выбор ее основных направлений и способов. Это своеобразный педагогический замысел организации социальной жизни ребенка.

§ Педагогическая стратегия направлена на решение средствами воспитания тех противоречий, которые возникают в процессе социа­лизации между мотивами социализации ребенка (тем, что он хочет, к чему стремится, кем видит себя в будущем) и тем, что ему предлагает реальная жизнь (материально-вещная среда, образовательное про­странство, информационные средства, личностное общение).

§ Педагогическая стратегия призвана проектировать некое «поле» активности, творчества, побуждая детей к поиску своего способа ре­шения жизненных проблем.

Именно от педагогической стратегии зависит успех конкретных «тактик» воспитания, которыми родители и профессиональные педа­гоги обеспечивают результат социализации детей.

В предыдущих главах этого пособия мы уже подробно рассматрива­ли положение о том, что социализация ребенка — это процесс овладе­ния социальным опытом, где в целостную систему соединяются:

— деятельность ребенка по освоению социально значимого содер­жания;

— общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

— содержание и структура его самосознания.

Здесь и «прорисовываются» три основные педагогические страте­гии результативной социализации ребенка.

Читайте также:  Полезные игрушки для развития ребенка до года

1Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

Стратегия социального самовыражения ребенка в деятель­ности. Воспитание призвано развивать у детей потребности и способ­ности постоянно входить во взаимодействие с миром природы, челове­ческого труда, знания, искусства. Это естественно происходит в дея­тельности, в первую очередь в игровой, трудовой, художественной, а кроме того, в познавательной, спортивной. Реализуется эта стратегия социализации рядом конструктивных способов.

Признание деятельности детей как отражения их ведущих отно­шений к действительности: к природе, к людям, к предметам соци­ального мира, к себе. Организация наряду с традиционно значимой по­знавательной деятельностью, трудовой, оздоровительной и социальной деятельности детей.

Использование клубной формы работы: создается особая атмосфе­ра свободного выбора, провоцирующая детское творчество и сотруд­ничество. В работе с дошкольниками возможны фрагменты клубных занятий, для младших школьников клуб может стать основной формой внеурочной деятельности.

Обеспечение информационных основ социализации. При всей ши­роте и разнообразии современной массовой информации она должна быть в определенной мере педагогически организована:

§ ребенка следует целенаправленно ориентировать на некоторую информацию или оградить от нее;

§ необходимо интерпретировать общедоступную детям информа­цию, уточнять их представления о социальном мире, развивать инте­рес к социальной жизни, воспитывать общественное сознание;

§ создавать у детей чувство сопричастности к событиям, явлени­ям, вызывать переживание идентичности мнений, позиций;

§ предлагать детям «готовые образы» того или иного социального явления, поведенческой модели (например, «образ русского человека», «образ хорошего сына», «образ настоящего друга»);

§ способствовать формированию в сознании детей определенных социальных стереотипов (например, «честный поступок», «культурное поведение», «патриотическое отношение»).

Обращение к смысловым установкам, возникающим у детей в дея­тельности. Деятельность, в которую включен ребенок, не создаст раз­вивающего социального потенциала личности или погасит его, если не будет учитывать значения для ребенка конкретных моментов его личностного выбора. Создание ситуаций выбора, например в процессе познавательной деятельности младшего школьника на уроке, побужда­ет его решать: близко к тексту пересказать материал учебника или вы­сказать свое мнение; привести свой пример или тот, что был у учителя; повысить себе отметку за самостоятельную работу, которую учитель попросил оценить самому, или честно поискать недочеты и др. Жизнь, которая побуждает делать выбор, воспитывает у ребенка уважение к самому себе.

2. Стратегия общности и коллективизма. Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм во дворе, в группе детского сада или в школьном классе. Конструктивными спо­собами реализации этой стратегии являются:

Организация и смена социальных ролей ребенка. Эти роли могут располагаться на разных уровнях социальной значимости, условно го­воря:

― «высокие» роли — «гражданин мира», «сын своего народа», «на­следник своей семьи»;

― социальные роли в коллективной жизни среди ровесников, офор­мленные, например, в виде общественных поручений в классе — «за­тейник», «консультант», «библиотекарь», «санитар», «цветовод»;

― социальные роли, полученные детьми в ситуациях игры, учеб­ных драматизации.

Специальное внимание групповым формам взаимодействия детей в деятельности. Именно в группах дети учатся сотрудничать, отстаи­вать свои суждения или уступать товарищу, сравнивают себя с други­ми. Малая группа (5-7 человек) — известный в педагогике, описанный еще А. С. Макаренко «первичный коллектив», в котором сходятся все главные личностные интересы ребенка и возникают межличностные отношения. Прежде всего здесь, в малой группе, ребенок способен от­четливо осознать и пережить, что такое общественная норма, правило поведения, как соотносить «мое» и «наше».

Столкновение личных и коллективных целей, потребностей — естественная движущая силасоциализации ребенка. Задачи воспита­теля, организующего этот механизм социализации в воспитательном коллективе:

1. позаботиться о гуманизации межличностных отношений детей, обогащать их духом товарищества и дружбы;

2. обеспечивать детям навыки самоуправления, учить действовать в позициях «Я — ответственный», «Я — подчиненный», «Я — лидер», «Я — второй». «Я — исполнитель», «Я — инициатор»;

3. поддерживать в детях веру в себя, в свои силы, их «желание быть хорошим» (В. А. Сухомлинский);

4. культивировать традиции своего коллектива.

Многолетние исследования в области коллективного воспитания выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлин-ского, И. П. Иванова, О. С. Газмана) показали, что там, где дети рань­ше приучаются к ответственности, они проявляют больше и доброты терпимости к окружающим людям.

3. Стратегия выведения ребенка к цели «быть собой». Никакие педагогические усилия не гарантируют позитивных результатов социа­лизации, если ребенок не принял обращенное к нему отношение. Выс­шая задача воспитателя состоит в том, чтобы дать детскому «Я» воз­можность проявлять потребность быть самим собой и развивать его возможности самореализации. Эту стратегию возможно реализовать, ориентируясь на ряд конкретных способов.

Развитие рефлексивных потребностей детей. Рефлексивная по­требность проявляется у детей достаточно рано, уже к трем годам жиз­ни. Это не что иное, как обращение познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, на свои личностные качества. В первые школь­ные годы просьба учителя, например, сформулировать выводы после обсуждения нового материала, которые бы начинались словами «Я по­нял, что…», «Я думаю, что…», «Я считаю, что…», станет одним из про­дуктивных приемов приобщения детей к рефлексии. Рефлексивные навыки детей получат поддержку и дальнейшее развитие, если учите­лем будут использоваться приемы «ассоциация», «если бы я был…», «найди аналогию», «определи своими словами», ролевые игры (на­пример, «пресс-конференция», «интервью сознаменитостью» и др.). Овладение способами саморазвития доступным для детей образом. Есть такая известная мудрость: «Дети в этом мире — гости, которые спрашивают о пути». Дети хотят исследовать и изменять себя, но не умеют этого и часто боятся.

Ориентация ребенка на позиции «быть самим собой». Для этого важно речевое и читательское развитие детей: речь и чтение — два универсальных основания культуры, без которых невозможно «само­строительство» и самовыражение своего личностного «Я».

Процесс познания ребенком самого себя, анализ своих собствен­ных мыслей и чувств, размышления о своем внутреннем мире «выво­дят» на первый план общение детей друг с другом и со значимыми взрослыми. Эта стратегия диктует такой образ жизни, когда не только дети, но и взрослые оказываются в режиме самоопределения и ответственности за свой выбор.

(Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб. : Речь, 2004. — 272 с. — С.261 -268..

3.2. Нормативно-правовая основа социально-педагогической деятельности Лесун Л.И.

Источник