Ребенок в 5 лет вышивает
Галина Мартынова
Обучение вышиванию детей дошкольного возраста. Из опыта работы
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.
Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья.
В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками, с их естественностью и поэтичностью.
Нарядное искусство – вышивка – имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам вышить полотенца, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и т. д.
Строго оценивалось умение и ее художественный вкус, обилие изделий, искусное исполнение, добротность – говорили о трудолюбии, усердии и терпении девушки и всем было очевидно насколько растет прекрасная и умелая хозяйка.
Для детей работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работать с острыми предметами – иголкой, ножницами.
Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальчиков рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.
Лоскуток ткани, лежащий перед ребенком, содержит в себе целый мир.
И он знает, что сможет преобразить его и в результате заиграет, заискрится, переливаясь всеми цветами новая вышивка. Вышивка при должном ее оформлении долговечна. Ее стараются сохранить в семье. И эта энергия радости и доброты, которую ребенок вложил при вышивании, будет мостиком в будущее.
Вышивка увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного,а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера – конструктора, художника – модельера.
Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проблем и ошибок он достигает результата.
А воспитатель помогает ему двигаться в правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали и развивали способности и психику ребенка.
Перед началом процесса вышивания, ставим проблемные задачи, создаем проблемные ситуации, т. е. такие условия, при которых развивается интеллектуальная активность. Знания и умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Для приобретения умений нужно повторять действия, запоминать порядок выполнения шва. Нельзя выполнять работу, выполненную с ошибками. Учим детей замечать ошибки и исправлять их в процессе работы.
В обучении вышивкедети проходят два этапа:
— Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности
— Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.
Первый этап. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуем максимальной точности повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерно и систематически показываем правильное выполнение шва, что в конечном счете приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.
Так создаются предпосылки ко второму этапу – творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки,эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.
Великий Учитель – это живая природа, какие только сочетания не предлагает она, «рисуя» крылья бабочек и оперенья птиц, лепестки цветов и листья, удивляя самыми неожиданными цветовыми сочетаниями. И, наконец, время от времени Природа дарит небесную радугу-символ радости и цветосочетания. И это все отражаем в вышивке.
В организации обучению дошкольников используем занятия по ручному труду продолжительностью 25мин., которым руководит воспитатель.
Подгрупповые занятия утром или в вечернее время, а так же работа кружка 1р. в неделю в течении года.
Когда навыки вышивки закреплены и воспитано устойчивое желание вышивать, организуем самостоятельную деятельность детей под контролем воспитателя через «Уголок творчества», оборудованным материалами и инструментами.
Сразу у всех детей не может появиться устойчивое желание самостоятельно работать в «Уголке творчества», и это нормально. Создавая интерес, мотивируя к деятельности развиваются необходимые умения, которые приводят к тому, что дети испытывают радость от занятий вышивкой, продуктов своей деятельности и творчества. Способствуют созданию интереса выставки готовых изделий, выполненных своими руками и, конечно, похвала и поощрения.
Заинтересованность работой приводит ребенка в такое эмоциональное состояние, при котором он испытывает гордость и чувство удовлетворения.
Успех окрыляет дает новые силы. Важно создать благоприятную атмосферу взаимной заинтересованности, доброты, внимания к труду товарищей и его результату.
На протяжение всего процесса вышивки каждый ребенок получает от взрослого мотивированную оценку, которая определяет уровень его трудовой деятельности. Воспитатель постоянно контролирует правильность работы на всех этапах вышивки, обсуждая с ребенком, почему нужно так или иначе, и путем доказательного объяснения или создания проблемной ситуации помогать правильно выполнить шов, исправляя ошибки в процессе, а не в конце деятельности.
Начальный уровень, имеющийся у детей, определяется тестированием на первых же занятиях и индивидуальной диагностики. Это позволяет правильно определять подбор рисунка, а так же отметить, с кем из детей следует заниматься дополнительно, так как они дали показатели выше или ниже определенного программой уровня.
В занятиях вышивкой заложена некая цикличность, а именно выполнение определенного рисунка одним и тем же швом вначале «Шаг вперед иголка», затем «Тамбурный» и т. д. Обязательно серия из нескольких занятий.
Такой подход к планированию помогает сформировать умение правильно выполнять определенный шов. Важно от занятия к занятию постепенно и логично менять уровень сложности изделий, обеспечивая продвижение от простого к сложному, от неизвестного к известному.
Для эффективного проведения занятий по вышивке необходимо создать благоприятные условия с хорошим освещением. Стол и стул должен соответствовать росту ребенка. Успех обучения дошкольников вышивке во многом зависит от содержания, систематичности и последовательности изложения, информации в виде сказок, историй. Так же дети знакомятся с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Овладевают техникой выполнения некоторых швов, учатся вдевать нитку в иголку, закреплять нить на ткани, фиксировать ткань на пяльцах.
Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя на деятельность, для этого на занятиях используем сюрпризные моменты, игровые приемы и художественное слово. Во время вышивания включаем спокойную музыку, вспоминаем с детьми пословицы, стихи, сказки и т. д.
В последние годы возродился интерес к вышивке в детских садах.
Начинаем обучение со шва «Шов вперед иголку», это самый легкий и всем известный шов. Для детей рисунок прорисовывается пунктиром, он помогает научить ребенка вкалывать иголку строго по штриху.
«Тамбурный» — один из древнейших декоративных швов. Состоит из петель выходящих одна из другой, которые располагаются по рисунку в любом направлении.
«Крест» — это два стежка, пересекающейся по середине нити.
Ребенок отдает предпочтение тому образцу, который для него радостнее и приятнее. Работает ребенок над вышивкой долгие часы. Добавит ли ему удовольствие длительное общение с неинтересным объектом?
Ребенок ищет среди образцов свою тему, отзываясь на выбранный мотив сердцем. Если возникает контакт с работой, если она радует ребенка, то потом и порадует и смотрящих на нее зрителей.
Работы по вышиванию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей.
Родители оказывали помощь:
— в приобретении материала, ниток, пялец
— в подборе поговорок, загадок, стихов, сказок
— в оформлении выставок, фотоальбома и видеосъемок.
Проводили индивидуальные беседы с ребенком по технике безопасности, закрепляли навыки вдевания нити в иголку и закрепление нити в начале и конце работы.
Результаты анкетирования показали, что практически все родители увидели положительный опыт в обучении детей вышивке.
По мнению родителей дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.
Эти выводы подтверждаются результатами диагностики.
Источник
Обучение вышивке детей 5-7 лет в детском саду
Мастер – класс «Волшебные крестики»
Автор: Шабунова Людмила Александровна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Солнышко», р.п. Юрты, Тайшетского района, Иркутской области.
Данный мастер – класс рассчитан для детей 5-7 лет, для педагогов ДОУ.
Назначение: данный мастер-класс предназначен для обучения вышиванию крестиком детей старших и подготовительных групп.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно — творческих способностей ребенка посредством вышивки.
Задачи:
*формировать у детей представление о технике вышивания крестиком.
*Обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва крестик; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке).
*Развивать навыки ручной умелости, внимание, интерес к русскому народному творчеству.
*Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, желание сделать близким людям приятное – подарить подарок.
1.Материалы: пяльцы (диаметром 18 см.), нитки мулине (для вышивания используем в 4 сложения), иглы с широким ушком ( длиной не более 3 см.), ножницы (размером около 140 – 170 мм), игольницу на каждого ребенка, ткань – плотное вафельное полотно с квадратными клетками, полоски картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков. (фото 1).
2. Вышивание – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Она интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям старшего дошкольного возраста.
«Позвонили в бубенец –
И попали во дворец!
Открывается палата,
Смотрите, чем она богата:
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?
Эта — лучше всех палат!
Здесь лежит несметный клад-
Не для злючек — белоручек,
А для бабушкиных внучек!
Ей подарим в день рожденья
Мы свои произведенья:
Кружевной воротничок,
С петухами рушничок! (фото 2).
3. Рассматриваем схемы для вышивания. (фото 3)
4. Можно предложить детям дорисовать вторую половину схемы по образцу. (фото 4).
5.Полоски из картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков для упражнения в вышивании, умения детей видеть клетку на вышивке. (фото 5)
6.Начинаем вышиванье снизу вверх с определения места для первого крестика. Вышивка крестиком относится к счетной вышивке, т.е нужно считать клетки. Рассматриваем схему, находим самый длинный горизонтальный ряд крестиков, на нем находим середину, посчитав клетки. Проводим простым карандашом прямую линию с помощью линейки и заключаем узор в квадрат или прямоугольник, при вышивании будет удобно считать клетки. (Фото 6)
7.Теперь нужно найти место для первого крестика на ткани, Находим середину на ткани: складываем ткань пополам (можно посчитать клетки). На схеме находим нижний горизонтальный ряд, отсчитываем вправо необходимое количество клеток от середины узора. Это место первой клетки! (Обратите внимание на вышивание солнышка: вышивать начинаем с самого солнышка, затем лучики, не забудьте снизу оставить для них место). Так же нужно не забыть оставить по краям ткани место для рамки, для тесьмы.
(фото7, 7а, 7б)
8.Вставляем ткань в пяльцы, закрепляем натяжение ткани. (фото 8)
9. Начиная вышивать ,нужно закрепить нитку на ткани. Узелков на нитке при вышивании не делаем! Прокалываем верхний правый угол первой клетки и выводим иголку в нижний левый угол (фото 9)
10.Протягиваем иголку с ниткой и оставляем хвостик нитки, нитка прошла по изнаночной стороне работы. (фото 10)
11.Затем иголку вводим в этот же угол рядом с хвостиком и выводим снова в этот же левый нижний угол этой клетки, нитка ляжет сверху и нитка закрепится. Хвостик отрезаем ножницами. (фото 11)
12. Шов крестик представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой последовательности: сначала наклонные стежки справа налево, затем делают возврат в обратную сторону, перекрывая предыдущие стежки накрест (получаются диагоналевые крестики). (фото 12 , 12а, 12б).
13.Когда нить заканчивается ее необходимо закрепить: на изнаночной стороне рядом с оставшейся нитью находим стежок и в него протягиваем иглу с нитью, и в получившуюся петлю протягиваем снова иглу с оставшейся нитью. Получиться узелок. Можно для прочности повторить еще раз. И нить отрезаем. (фото13, 13а, 13б)
14.Вышитую картинку обшиваем косой бейкой либо вставляем в рамку. Подарок готов!
Крестик за крестиком я вышиваю,
И за стежком я кладу свой стежок,
Вот и солнышко засияло,
И расцвел красивый цветок.
Бабочек, сердечки, веселых петушков
С любовью вышиваю тебе я, мой дружок!
(фото 14)
15.Идеи для подарка: к празднику дня Святого Валентина – сердечко, Масленицы – солнышко», елочку – на Новый год. (фото 15)
16.Салфетки с буквами (первая буква имени) можно подарить и себе и друзьям в день рождения. (фото 16)
17.Курочек, цыпляток, петушков вышить к празднику Пасхи. (фото 17)
18.Вышитые скатерти, полотенца, салфетки мы используем для сюжетно-ролевых игр в «Дом», «День рождения». (фото 18, 18а, 18б,18в)
19. Вышитые скатерти, рушники по мотивам русских народных узоров для о используем для оформления мини — музея в группе «Моя Россия». (фото 19)
Схемы вышивки крестом для детей
Приятного всем творчества!
Рекомендуем посмотреть:
Как правильно сочетать цвета в вышивках
Вышивка крестом. Рождество. Мастер-класс
Открытка с вышивкой крестом на картоне. Мастер-класс с пошаговыми фото
Вышивка крестом. Идеи для кухни
Похожие статьи:
Вышивка крестом для начинающих. Бабочка в саду
Вышивка крестом для начинающих. Мастер-класс
Источник
Леся Libra 7 лет назад Нет, не рано. Наоборот, если у нее есть желание научится вышивать, то это очень хорошо и его надо развивать, а не задавливать в самом зародыше словами «тебе еще рано». Потом у нее может уже не возникнуть такого желания и девочка так никогда не научится вышивать. Тем более, что теперь в магазинах игрушек продаются наборы для детского рукоделия, в том числе и вышивки. Я племяннице такой купила. Стоит очень недорого, туда входит пластмассовая рамка с ячейками для вышивки, две пластмассовых иголки, схема и акриловые нити нужных цветов. Такой набор поможет Вам научить ребенка вышивать и читать схему, не опасаясь поранить пальчики. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Сергей и Оксана 7 лет назад Даже в программе детского сада в старшей группе заложено знакомство с иглой и вышивкой, так что думаю не рано начинать учить вышивать. Конечно, самое важное — это желание ребенка. Подбирайте объем работы, который не отобьет это желание. А если переживаете за глазки, то делайте расслабляющие упражнения для глаз. Чередуйте сидение за вышивкой с подвижными играми. Удачи вам и успехов вашей крошке! А баба Яга против 7 лет назад На мой взгляд, можно. Всё зависит от самой этой 5-тилетней девочки и её желания. Ели она хочет научиться этому мастерству, просит, чтобы её научили, то научите. А если у неё нет такого желания, то лучше и не заставлять. Так только охоту отбить можно. Меня бабушка примерно в таком же возрасте научила вязать и вышивать. Но мне нравилось и я сама хотела научиться. Я благодарна ей. Juliette 7 лет назад В старые времена девочек с ранних лет приучали к женскому труду: прядению, вязанию, шитью, вышиванию. В пять лет девочка уже вполне способна удержать в руке иголку с ниткой. Важно только, чтобы ребенок не перенапрягал зрение, не сутулил спину. Вышивание способствует развитию мелкой моторики,а, значит, умственных способностей. serega21557 7 лет назад Мне кажется все зависит от ее желания этим заниматься. Если у нее есть желание то почему бы и нет. Только не по долгу этим начинать заниматься, а по чуть-чуть. Например с пол часа в день и постепенно увеличивать время. Я думаю что ей понравится рукоделие, между прочим у меня знакомая не плохо зарабатывает на этом деле. Карандаш 7 лет назад Если девочка проявляет интерес к вышиванию, учится охотно — обязательно учите её вышивать. Вообще, ребёнка следует учить всему, к чему он проявляет интерес. Независимо от возраста. Неназойливо, с учетом того, что ребенок быстро устает. Чем больше наук ребёнок перепробует — тем лучше. ametist 7 лет назад Думаю, что можно. Главное здесь понаблюдать над тем, насколько безопасно все это у нее происходит. А так самый прекрасный возраст для любых начинаний, спортсменов тоже в раннем озрасте отдают. Я с пяти лет читаю и вяжу спицами. Арам Идулов 7 лет назад Моя сестренка с 6лет уже вышивает.Мама нас с детсва приучала к домашним делам и рукоделию.Я например умею сам пришить пуговицу,зашить носок.Чем раньше,тем лучше.Мне так кажеться. ГОВОРУША 7 лет назад Это не только полезно для развития мелких мышц пальцев рук или для эстетики. И сейчас, и раньше вокруг было довольно много ведьмочек, ведьмачков, колдунчиков и колдуний. А вышивка всегда была средством защиты от их вредного влияния. Так что пусть дитя учится и получает удовольствие. Наталья Соколова 7 лет назад Ранро, у детей в таком возрасте глаза ещё не готовы для работы на близком расстоянии. Рано учит читать, рано вышивать. Дет в 8 можно начинать учить. В 5 лет такая работа может вызвать развитие близорукости.Пусть рисует, лепит, играет в конструктор. Знаете ответ? |
Источник