Ребенок в 5 лет тупой

Ребенок в 5 лет тупой thumbnail

«Ребенок, 5 лет. 2 проклятых часа учим букву „Б“, переходим к „В“, а через полчаса он уже „Б“ забыл. Это что, тупость такая? Или к врачу?»

Такие посты я вижу в соцсетях и слышу на площадке регулярно. И не могу молчать. Не потому что я детский психолог. Не потому что педагог со стажем. Да я даже не мать со стажем: моему ребенку и 2 лет нет! Все проще. Я сама этот тупой ребенок.

Меня зовут Ася Явиц, я веду честный и смешной телеграм-канал «Будни плохой матери» и специально для читателей AdMe.ru хочу высказаться в защиту всех «тупых» детей.

В 7 лет я читала 32 слова в минуту по слогам. В конце 1-го класса мою маму вызвали в школу «на разговор». У нас накануне был читательский сейшен для всей параллели: каждый ребенок должен был принести свою любимую книжку и пропиарить ее. Одна девочка принесла «Маленького принца». Главный отличник принес, конечно, Жюля Верна. А я принесла раскраску. С феями. Текст там тоже был, между прочим! Ну что-то типа «Это фея Флора». Или «Раскрась фею Фауну и фею Флору. Какие красивые у них платья». Учительница не заценила почему-то.

Моей маме вообще было нелегко. Пришлось расставаться с уверенностью в своих фантастических способностях к материнству. А что еще делать, когда сначала у тебя рождается ребенок, который в 8 месяцев шахматные фигуры расставляет по клеткам, в 1,5 цитирует Мандельштама с табуреточки, а в 2 читает его самостоятельно… но следующий твой ребенок начинает ходить в 2, а в 5 играет шахматами и книжками в куклы?

С математикой у меня было еще хуже: когда папа в конце 3-го класса пытался мне все-таки объяснить, что при переносе из одной части уравнения в другую знак меняется, то через 3 часа карниз понял и рухнул. Но я выстояла. Мой мозг не поддался этим логичным объяснениям.

Меня водили к психологам, они показывали мне карточки. Еще давали таблетки. Я же не просто была тупой, я еще сосала палец до 7 лет и дергала пупок. Психологи и врачи прописывали лекарства пачками. Дедушка-врач увидел один из этих списков и сказал, что это прекрасный рецепт «овоща под слюнями по-психиатрически». Но в куклы шахматами, говорит, играть перестанет, конечно.

Это я все к чему? К тому, что у меня 2 красных диплома — экономического и филологического факультетов. В 3-м классе я читала лучше всех в параллели. В 6-м заняла 3-е место на математической олимпиаде самой крутой физматшколы Петербурга. Не иначе как помогли таблетки, которые я регулярно высыпала в мусор.

Как это все получилось? Само. Просто когда пришло время. Ладно-ладно, с чтением не само. Но без крика и ремня уж точно.

После вызова в школу по поводу раскрасок мама плюнула на психологов, и все лето я была обязана ежедневно читать по странице «Приключений Гвоздика». Вслух.

А осенью мама читала мне на ночь всякие книжки сама. Но по вечерам у нее, кроме чтения, было еще много «неважных» дел — ужин там приготовить, убрать что-то, подготовиться к завтрашней лекции. И она стала «не успевать» читать мне. А между прочим, сложно лечь спать, бросив Тима Талера, плачущего в одиночестве в темном парке. Не узнав, что же было дальше! Поэтому приходилось дочитывать самой.

Потом было не очень круто слушать одно и то же по второму разу, но не признаваться же маме, что я научилась читать? В какой-то момент она все-таки застала меня за этим постыдным занятием, но читать вслух не прекратила, лишь продолжала теперь с другого места.

А с математикой получилось еще проще: в 8-м классе я каким-то чудом попала в самый сильный математический класс школы. И там был нереально крутой преподаватель, который не просто хорошо объяснял, но и был интересным и разносторонним человеком. Сначала я доделывала классную работу дома по 3 часа. Потом как-то незаметно поняла, что математика — единственный предмет, в знании которого я уверена на 100 %, если меня среди ночи разбудить.

Так что, если вы родитель «тупого» ребенка, который назло вам не хочет включать свой мозг, я прошу, очень прошу — не трогайте его. Дайте ему время. Много времени. Узнайте его мотивацию. Найдите хорошего учителя. Не того, кто все соки выжмет, а такого, который заинтересует. Да так, что ребенок сам найдет нужную олимпиаду и победит в ней.

Верю, что силы на исходе, верю, что вы в этом возрасте как орешки щелкали все эти «у Маши было три яблока, а Петя дал ей еще одно». Но если ваш ребенок их не щелкает, то, может, он просто задается другими вопросами? Про какую Машу речь — про ту, которая с дачи, или ту, которая из садика? И если это Маша из садика, то зачем ей яблоки? Она же их не ест. И вообще, почему Петя ни с того ни с сего дал ей еще? А банальные «сколько у кого стало» начнут волновать его позже, когда придет время. Или не начнут — без них ведь тоже можно быть счастливым, а?

Источник

Ребенок в 5 лет тупой

дочь, 3 класс, послушная и адекватная девочка, но плохая память и начинаются проблемы в учебе…Вот по математика выходит 3 за четверть . Капец.
Не капец, что «3», а плохо то, что это происходит, хоть предпринимались следующие усилия: 1. занимались с репетитором (хорошим, проверенным) 2. пили препараты для улучшения памяти 3. уделяли внимание всегда! выполнению дз и вообще ребенку внимание уделяется.

В музшколу ходим — чтобы развивать как раз и память и внимания, тренировать. Дома обстановка благополучная.

Блин, что делать?? вот что еще предпринять, чтобы ребенок стал лучше понимать и запоминать? Просто смириться с тем, что твой ребенок глупый?

Ребенок в 5 лет тупой

такая же фигня, только 1 класс 🙁

не все же марии складовские-кюри.
я вот дисграф, что у меня было в школе по русскому языку — не описать словами. тройку не ставили что бы общую картину не портить.
как с остальными предметами у вас?

мама

Просто смириться с тем, что твой ребенок глупый?

смирись что глупая ты… раз такое говоришь про своего ребёнка… %)

Мы с вами беседуем только два часа, а вы уже надоели мне так, будто я знал вас всю жизнь.

Ребенок в 5 лет тупой

все дается ребенку с усилием! всякие изо, труды, музыки, физры — 5, остальное скорее 4, русский и математика тяжелее всего. Русский как-то умудряется еще на 4, а вот математика! 🙁 Учитель говорит — не знает таблицу умножения. Да она мне рассказывала 2 недели назад, а сейчас опять забыла! что с памятью? я просто в шоке…честно, расстроена…Водили к неврологу — поскольку ребенок такой уравновешенный свиду и приятный в общении, то она вообще не видит проблем. Что делать, я не знаю…

Прежде всего, перестать считать своего ребенка таким! Математика многим детям не дается, что же теперь всем на своих детях крест ставить? Наверняка, она талантлива в какой-то другой области. Ваша задача найти и развить эти способности! А по математике стараться- пусть на 3, значит, для дочери и это успех!

Ребенок в 5 лет тупой

хорошо. пусть я глупая. А что делать, чтобы ребенку было легче учиться ? просто забить и пусть с началки съезжает на «3»?

Читайте также:  Сердечное давление у ребенка 5 лет

Вы своего ребенка только «хорошим» любите? Простите, а это точно ваш ребенок? 🙂

Leave me alone, human, it’s so hot!..

3 — это тоже оценка. нормальная кстати. что по другим предметам???

мама

плохая память и начинаются проблемы в учебе…

так, а при чем здесь глупость? Развивайте память, учите стихи наизусть.

Ребенок в 5 лет тупой

я люблю своего ребенка, но я вижу, что есть проблемы. Вчастности, ребенок плохо запоминает реально, ей тяжело дается учеба. Что я — как любящая мать- должна предпринять, чтобы помочь своему ребенку??

ну накинулись.

мама

Наверняка, она талантлива в какой-то другой области. Ваша задача найти и развить эти способности!

++
а как с музыкой? спорт (конечно поздно, но можно попробовать)? танцы, балет, художественная школа, авиамоделирование…

попробуйте пирацетамом поить… но если невропатолог не видит ничего страшного, тогда в чём проблема? %)

Мы с вами беседуем только два часа, а вы уже надоели мне так, будто я знал вас всю жизнь.

мама

забить и пусть с началки съезжает на «3»

Забивать не надо, иначе будет 2. А такое внимание к оценке говорит не о заботе о ребенке, а о ваших амбициях. Что делать? Увлечь математикой- занимательные какие-нибудь задачи решать, логическое мышление развивать, таблицу умножения не раз в две недели, а каждый день повторять- лучше в игровой форма. Все это требует ваших усилий, но придется потерпеть, если хотите добиться результата.

мама

но плохая память и начинаются проблемы в учебе

осень на дворе. Мне, взрослому человку, с трудом дается информация.

мама

…Вот по математика выходит 3 за четверть

Представляете, а она до сих пор вертится! Жизнь на этом не остановилась…Еще первая четверть.

jersan

смирись что глупая ты… раз такое говоришь про своего ребёнка…

+ миллион миллионов.

мама

Русский как-то умудряется еще на 4, а вот математика!

у моего наоборот.
Русский между 2 и 3. Математика на 5 без напряга.
я спокойна как удаффф. Сама была в началке круглая отличница.
автор, мож вам нагрузки чуток у ребенку убавить?
музыкалку,например?

Ребенок в 5 лет тупой

мы таблицу умножения учим больше года. Летом знала хорошо, забыла, повторяли — опять забыла. Что это? когда это пройдет? Читать терпеть не может — трудно дается.

мама

Что я — как любящая мать- должна предпринять, чтобы помочь своему ребенку??

миндаль

Развивайте память, учите стихи наизусть.

например. Делайте уроки вместе. Ободряйте, замечайте даже малюсенькие успехи.
Вроде элементарно…

Leave me alone, human, it’s so hot!..

У моего за прошлые полгода двойка вышла. И щас опять двойка за четверть. Пойду убьюсь что ли :scratch:

Женщина никогда не знает, чего она хочет, но не успокоится, пока этого не добьется

вам надо развивать ту область, кот. у нее хорошо получается-и гордиться ей в этом.
и дочке хорошо, и ваши амбиции удовлетворены будут
ну и учиться тоже, как и раньше. знаете сколько известных людей были средними троешниками 😉

Ребенок в 5 лет тупой

музыкалку рассматриваем как раз для развития навыков концентрации, внимания и той же памяти. Занимается без восторга. Ходит в плавание, пока нравится. Я сама хочу, чтобы мой ребенок «загорелся», чтобы ей хотелось заниматься тем или этим…А она стонет — ой, совсем времени нет посмотреть телевизор….

Мне пофиг на свои амбиции, но я точно знаю, что, если я не буду ее тащить, то будет «3» и по другим предметам.

мама

мы таблицу умножения учим больше года.

мой ваще не знает… :gy: тоже в третьем классе… ну и хрен с ней с тройкой… :gy:

Мы с вами беседуем только два часа, а вы уже надоели мне так, будто я знал вас всю жизнь.

мама

Что я — как любящая мать- должна предпринять, чтобы помочь своему ребенку??

Во-первых, не нужно давать ребенку понять, что вы считаете его глупым (тем более, это не так).
Во-вторых, идите-ка вы в яндекс и ищите инфу по развитию памяти у детей. Я просто навскидку нашла такие упражнения (за 2 минуты).
Ищите и занимайтесь. Ваш ребенок не умственно отсталый, поэтому всё в ваших руках.
[a url=https://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9Xtvtji5m7tUtZxr3mZbvb4y1Mpn-Mnyp66tU1mseTiWsB4xTpQMnjjuUDIBaXjeKNBA0OZNjldpBKhm24z-ZZW4X1beexljJXESzOcVRDSDWpVQJ9RulS1J?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbUp3QVVWa3FwT3hrMmliZHFLcEFjX3U5T1ZteTlZcUJidy1yYkpIblpCSlhOU2xIZW5EWEI1Smh6b082bVUxb2lYRlh6eXJLcWtocjZjTVBiQ1lMNURrNHh2WE13UkNwOEVVODlubVdXY3k&b64e=2&sign=1babf9cdf5e9b05d0c9dcec43ad77deb&keyno=0]развитие памяти[/a]Сообщение было изменено пользователем 28-10-2010 в 20:47

мама

мы таблицу умножения учим больше года.

Боюсь спросить у своего 10-классника, не уверена, что знает и чо теперь :gy:

мама

Что я — как любящая мать- должна предпринять, чтобы помочь своему ребенку??

быть любящей и внимательной мамой, чем Вы и заниаетесь 😉 и перестать грузить себя, если не хотите к тройке по математике добавить комплекс неполноценности.
ЗЫ Репетитор-это хорошо

— Беру свои слова обратно! — Ты решил извиниться? — Нет, я новые придумал! «С»

мама

Занимается без восторга

убирать

мама

Ходит в плавание, пока нравится.

оставлять

мама

Я сама хочу, чтобы мой ребенок «загорелся», чтобы ей хотелось заниматься тем или этим…

я тоже хочу…тоже фигово получается…

Возможно, это даже хорошо, что вашей дочери всё даётся с усилием. Она с детства привыкнет работать. Будет стараться — в дальнейшем подтянется.
У меня было наоборот. Мне всё очень легко давалось. Всё, что нужно было знать в школе, я либо уже знала, либо понимала и запоминала с полуслова. Такое счастье длилось класса до седьмого. Зато когда понадобилось учить, целенаправленно запоминать и трудиться, мне стало тяжело — не привыкла я работать.
Дочке так и говорите, что способности можно развить, всё можно понять, если постараться. А в старших классах втянется, и всё наладится. И дальше будет легче учиться.

Проблема современного мира в том, что дураки уверены в себе, а интеллигентные люди полны сомнений (Бертран Рассел)

Ребенок в 5 лет тупой

ребята, я могу как-то понять, что мальчишки — в силу своей гиперактивности и все-такое — могут запустить школу. Но обычная, нормальная, вполне адекватная девочка — чтобы, занимаясь с репетитором, даже на «4» не может потянуть — это все-таки плохо. Мне грустно и неприятно.

Верите — мы много занимаемся дочкой — вся семья подключена, я сама — хоть и работаю, и есть еще ребенок — всегда вечером проверяю домзадание и объясняю, в выходные вместе делаем. Стихи учить она терпеть не может — когда надо, учим. Просто так — физически нет времени и она явно не захочет.

Я и так уже как театре одного актера дома — и похвалю, и придумаю историю для мотивации, и беседы ведем задушевные…мда…

Источник

Многие родители часто раздражаются на своего пятилетнего ребенка, который не всегда воспринимает их слова и не спешит беспрекословно подчиняться маме или папе. Он не собирает игрушки по их первому требованию, плохо ест, не хочет чистить зубы и т.д. Вместо того, чтобы понять ребенка и не забывать об его возрастных особенностях, родители начинают злиться, кричать и зачастую именно с этого возраста навсегда теряют нормальные взаимоотношения с собственным отпрыском. Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет: советы психолога, как общаться с ребенком, о чем нужно помнить, имея дело с пятилетним.

Первое, что нужно помнить про пятилетних детей — в этом возрасте они начинают чувствовать себя самостоятельными и пытаются влиять на решения родителей, диктуя тем свою волю. Вы можете сколько угодно угрожать пятилетнему ребенку карами за его непослушание, это все довольно бессмысленно — ребенок уже довольно точно осознает, какие угрозы вы способны исполнить, а какие — нет.

Читайте также:  Чем занять ребенка 5 лет летом на даче

Помнить следует также о том, что ребенок очень во многом копирует вас. Перемены в поведении ребенка нужно начинать с изменения собственного поведения. Помните также, что вы — человек взрослый, а значит, с вас спрос гораздо выше. Измените себя, скорректируйте собственное поведение — изменятся и ваши взаимоотношения с ребенком.

Также не забывайте о том, что в пятилетнем возрасте игра для ребенка — это не развлечение, а способ осмысления окружающего мира. В игре ребенок обыгрывает те ситуации, которые наблюдает каждый день. Ограничивать ребенка в играх поэтому стоит только в совсем крайних и исключительных случаях.

Отвечая на вопрос, что делать, если ребенок не слушается в 5 лет, советы психолога касаются также способа общения с вашим чадом. Пятилетний ребенок не так прост, и в общении с ним нужен правильный подход. Он должен заключаться в том, что вы, с одной стороны, даете ребенку какое-то указание или просьбу, но при этом, с другой стороны, ребенок ощущает уважение к своей личности с вашей стороны и некую свободу в своих действиях. Также ребенок должен четко понимать, что вы от него ожидаете.

Как нужно правильно общаться с пятилетним ребенком:

  • Если ребенок ноет, не следует уподобляться ему, начинать нервничать и закатывать скандал. Спокойно скажите ему, что вы не можете понять, что он хочет сказать из-за того, что он плачет. У ребенка будет ощущение, что вам интересно, что он пытается сообщить, но им самим выбран неверный способ донесения своих мыслей, потому он и не может до вас достучаться.
  • Если ребенок в силу возраста очень активно ведет себя в супермаркете, балуется и мешает другим покупателям, не следует шипеть на него и ругаться. Правильнее будет отвлечь малыша. Например, просьбой найти его любимый сок. Тем самым он не только отвлечется, но еще и получит позитивную альтернативу своим действиям.
  • Если ребенок разбросал игрушки и нужно заставить его убраться, не стоит припирать его к стене фразами вроде “Ты не получишь ужин, пока не наведешь порядок”. Дайте ему определенную альтернативу и свободу, поставив при этом в положение, когда убраться все равно придется. Для этого спросите, когда он будет убираться — до ужина или после.
  • Если ребенок плохо ест, не нужно заставлять его и не выпускать из-за стола, пока он не доест предложенное. Просто твердо скажите, что после обеда до самого ужина он не получит никаких перекусов. Выбор остается за самим ребенком. Даже если он решит пару раз проверить вас и останется голодным до вечера, страшного ничего не случится, а урок будет усвоен, и проблема пропадет сама собой.
  • Приучая ребенка к ответственности за домашних животных, всегда делайте упор на то, как чувствуют себя ваши питомцы. Рыбок нужно кормить не потому, что вы приказываете а потому, что они тоже проголодались, следует дать им корм.
  • Предлагая ребенку почистить зубы перед сном, мягко подведите его к тому, чтобы он отправился делать это сам. Если вы будете ставить ему ультиматум, что он не получит сказку на ночь, если не почистит зубы, ребенок будет сопротивляться и правильно сделает. А вот если вы спросите его, что нужно сделать, прежде чем лечь в кроватку, он сам вспомнит про чистку зубов и отправится в ванную комнату.

Наконец, еще одна важная вещь, о которой нужно помнить, задумываясь, что делать, если ребенок не слушается в 5 лет, советы психолога касаются вашего отношения к ребенку в целом. Малыш должен слышать больше добрых слов в свой адрес, чем злых. Если его есть за что похвалить — всегда хвалите. У вашего ребенка уже закладывается самооценка, и постоянная брань в его адрес вырастит из него неуверенного в себе неудачника.

Оригинал статьи размещен здесь: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/chto-delat-esli-rebenok-ne-slushaetsya-v-5-let-sovety-psixologa/

???? Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком ???? (ПАЛЕЦ ВВЕРХ). Это поможет другим людям узнать о ней

Будем признательны, если вы поделитесь статьей в соцсетях со своими друзьями!

Подпишитесь на нас, чтобы получать новые статьи наших авторов первыми!

Источник

Âûñòóïëåíèå Ñåðãåÿ Ðóêøèíà, ïðîôåññîðà êàôåäðû ìàòåìàòè÷åñêîãî àíàëèçà ÐÃÏÓ èì. À. È. Ãåðöåíà.

 2014 ãîäó ôîðóì Îáùåðîññèéñêîãî íàðîäíîãî ôðîíòà, êîòîðûé ïîñåòèë ïðåçèäåíò Âëàäèìèð Âëàäèìèðîâè÷ Ïóòèí, âïåðâûå äàë îöåíêó èçìåíåíèÿì â îáùåñòâå, êîòîðûå ïðîèçîøëè â ñâåòå ðåôîðì. Ïîýòîìó ÿ áóäó ó÷èòûâàòü êàê ðåçóëüòàòû îïðîñà, êîòîðûé ïðîâåë òîãäà êîìèòåò ïî îáùåñòâåííûì ïðîåêòàì Àäìèíèñòðàöèè ïðåçèäåíòà, òàê è ðåçóëüòàòû îïðîñîâ, êîòîðûå ïðîèçîøëè ñåé÷àñ.

Ïðî ÅÃÝ

ÅÃÝ äîëæåí áûë èçáàâèòü íàñ îò êîððóïöèè ïðèåìíûõ êîìèññèé, äàòü øêîëüíèêàì âîçìîæíîñòü ïîñòóïàòü â óäàëåííûå âóçû, íå òðàòÿ äåíüãè íà äîðîãó, ñëóæèòü îñíîâàíèåì äëÿ ïîëó÷åíèÿ îáðàçîâàòåëüíûõ êðåäèòîâ. Õî÷ó íàïîìíèòü, 20 ëåò íàçàä íàì îáåùàëè, ÷òî ïî ðåçóëüòàòàì ÅÃÝ áóäóò äàâàòüñÿ êðåäèòû íà ïîëíóþ èëè ÷àñòè÷íóþ îïëàòó îáðàçîâàíèÿ, ê ñîæàëåíèþ, îáåùàííûõ ñåðòèôèêàòîâ òàê è íå ïîÿâèëîñü, ïðî íèõ áëàãîïîëó÷íî çàáûëè.

Ñïðàâèëñÿ ëè ÅÃÝ ñ êîððóïöèåé? Íåò. Îí åå óáðàë èç ïðèåìíûõ êîìèññèé âóçîâ, íî ïåðåìåñòèë çàòðàòû ðîäèòåëåé è êîððóïöèîííóþ ñîñòàâëÿþùóþ ñîâåðøåííî â äðóãèå ñôåðû. Âî-ïåðâûõ, ýòî íåâèäàííîå ðàñøèðåíèå è óäîðîæàíèå ðåïåòèòîðñêîãî ðûíêà. Âî-âòîðûõ, ýòî ñôåðà îëèìïèàä. Íå áóäó ïðèâîäèòü âñåì èçâåñòíóþ ñèòóàöèþ, êîãäà äèðåêòîð Äåïàðòàìåíòà îáùåãî îáðàçîâàíèÿ Ìèíèñòåðñòâà îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Åëåíà Íèçèåíêî â òå÷åíèå ïÿòè ëåò âûäàâàëà äîêóìåíòû ñòðîãîé îò÷åòíîñòè ïîáåäèòåëåé ôèíàëîâ âñåðîññèéñêèõ îëèìïèàä òåì, êòî â íèõ äàæå íå ó÷àñòâîâàë. Ýòî â ïðîøëîì, íî ñåé÷àñ èìåþò ìåñòî ñòðàøíûå ôàêòû, êîãäà âóçû, ïðîâîäÿùèå îëèìïèàäû, ñèëàìè ñâîèõ ïðåïîäàâàòåëåé ãîòîâÿò ê íèì ó÷àñòíèêîâ.

Íî âñå ýòî ìåëî÷è. ÅÃÝ âñå-òàêè òðåáóåò â íûíåøíåì åãî âàðèàíòå ïðèåçäà, ïîòîìó ÷òî ÷åëîâåêà çà÷èñëÿþò íà îñíîâàíèè ëè÷íîãî çàÿâëåíèÿ ïî èòîãàì ïåðâîé, âòîðîé è òàê äàëåå âîëíû.

È ýòî âñå ìåðêíåò ïî ñðàâíåíèþ ñ òåì âëèÿíèåì, êîòîðîå ÅÃÝ îêàçàë íà èíñòèòóòû îáðàçîâàòåëüíûå, íà ñàìó ñðåäíþþ øêîëó è íà âóçû.

Читайте также:  Мидокалм для ребенка 5 лет

Ôàêòè÷åñêè ÅÃÝ ïîñòàâèë øêîëó íà ãðàíü, çà êîòîðîé íà÷íåòñÿ òîòàëüíàÿ ïîäãîòîâêà ê ýêçàìåíó âìåñòî ïðîõîæäåíèÿ øêîëüíûõ ïðîãðàìì. ×òî êàñàåòñÿ âóçîâ, òåïåðü âóçû íå èìåþò ïðàâà âûáèðàòü ñåáå êîíòèíãåíò, çà êîòîðûé îòâå÷àþò. Ýòî î÷åíü ñòðàííàÿ ñèòóàöèÿ, êîãäà òîò, êòî îòâå÷àåò çà êà÷åñòâî ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ, íå èìååò íèêàêîãî âëèÿíèÿ íà ïðàâî âûáèðàòü ñåáå, åñëè óãîäíî, ÷åëîâå÷åñêîå ñûðüå äëÿ ïîäãîòîâêè ýòèõ ñïåöèàëèñòîâ. Òàêèì îáðàçîì, áîëüøå âñåãî ñòðàäàþò ðåãèîíàëüíûå âóçû è èñ÷åçàåò öåëåâîé êîíòèíãåíò. ×åëîâåê ïîñòóïàåò íå òóäà, êóäà õîòåë, î ÷åì ìå÷òàë âñþ æèçíü, à òóäà, êóäà ïî áàëëàì åìó óäàñòñÿ ïîñòóïèòü. È, áåçóñëîâíî, ýòè ôàêòîðû íóæäàþòñÿ â òùàòåëüíîì àíàëèçå.

Ïðî åäèíîå îáðàçîâàòåëüíîå ïðîñòðàíñòâî

Ðåôîðìû ôàêòè÷åñêè óíè÷òîæèëè åäèíîå îáðàçîâàòåëüíîå ïðîñòðàíñòâî ñòðàíû. Ïåðåéòè èç îäíîé øêîëû â äðóãóþ – áîëüøîé òðóä. Íåò ñîãëàñîâàííîñòè ó÷åáíèêîâ, îòñóòñòâèå åäèíîãî ïî ñðîêàì ãðàôèêà ïðîõîæäåíèÿ ìàòåðèàëîâ, ëþäè ñòàíîâÿòñÿ çàëîæíèêàìè ðàçíûõ ïðîãðàìì.

Ïðèâåäó òîëüêî îäèí ïðèìåð, õîðîøî èçâåñòíûé êîëëåãàì: â ó÷åáíèêàõ àêàäåìèêà Íèêîëüñêîãî è â ó÷åáíèêå ïîä ðåäàêöèåé Âèëåíêèíà â 5-ì è 6-ì êëàññå ïåðåñòàâëåíû îáûêíîâåííûå è äåñÿòè÷íûå äðîáè. Ïîìåíÿâ øêîëó, ðåáåíîê ìîæåò ëèáî äâà ãîäà ïðîõîäèòü äåñÿòè÷íûå, íå óçíàâ îá îáûêíîâåííûõ, ëèáî íàîáîðîò. Ïîýòîìó ýòî íå òàê ñìåøíî èëè íåâåñîìî, êàê èíîãäà êàæåòñÿ. Âî âñÿêîì ñëó÷àå, ýòî ïðîáëåìà.

Ïðî ïåäàãîãè÷åñêîå îáðàçîâàíèå

Ñàì ôàêò çàêðûòèÿ (ó íàñ çàêðûòî è ïåðåïðîôèëèðîâàíî áîëåå 40 ïåäàãîãè÷åñêèõ âóçîâ) îçíà÷àåò íå ïðîñòî íåóâàæåíèå ê ïðîôåññèè, à îòðèöàíèå ñàìîñòîÿòåëüíîãî ñòàòóñà ïåäàãîãà ïî êàêîìó áû òî íè áûëî ïðåäìåòó. Ïðåïîäàâàòåëü ìàòåìàòèêè – ýòî íå ïëîõîé ìàòåìàòèê. Ïðåïîäàâàòåëü ðóññêîãî ÿçûêà è ëèòåðàòóðû – ýòî âîâñå íå ÷åëîâåê, êîòîðûé çàêîí÷èë ôèëôàê, íî êîòîðîãî íå âçÿëè â àñïèðàíòóðó, èçäàòåëüñòâî, ðåäàêöèþ è òàê äàëåå.

Âî âñÿêîì ñëó÷àå, ñåé÷àñ ïîä óãðîçîé ïåäàãîãè÷åñêîå îáðàçîâàíèå, ñòàòóñ ïåäàãîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ ïîíèçèëñÿ, è ñåé÷àñ ìû äåéñòâèòåëüíî ïåðåõîäèì ê ñèòóàöèè, êîãäà áàêàëàâðîâ, çàêîí÷èâøèõ ïåäâóçû, äèðåêòîðà êðàéíå íåîõîòíî áåðóò íà ðàáîòó èç-çà òîãî, ÷òî îíè, çíàÿ ìàòåìàòèêó, ñîâåðøåííî íå çíàþò ìåòîäèêè ïðåïîäàâàíèÿ.

Ïðî ñîöèàëüíûé ñòàòóñ ó÷èòåëÿ

Ñíèçèëñÿ ñîöèàëüíûé ñòàòóñ ó÷èòåëÿ. Ó÷èòåëü, çàìîðäîâàííûé âûñîêèìè íàãðóçêàìè, ñîâåðøåííî íå ïðîôèëüíûìè çàíÿòèÿìè âðîäå çàïîëíåíèÿ áóìàæíûõ è ýëåêòðîííûõ äîêóìåíòîâ, ôàêòè÷åñêè ïðåâðàòèëñÿ â ÷åëîâåêà, êîòîðûé îêàçûâàåò îáðàçîâàòåëüíóþ óñëóãó è ìîæåò â ëþáîé ìîìåíò áûòü íàêàçàí ðîäèòåëÿìè, ó÷åíèêàìè, àäìèíèñòðàöèåé øêîëû çà ìåëü÷àéøèå îòêëîíåíèÿ.

Ïðî ðåãèîíàëüíûå âóçû

Ðåôîðìà áîëüíî óäàðèëà ïî ðåãèîíàëüíûì âóçàì. Äåëî íå â òîì, ÷òî îíà ðàáîòàåò êàê ïûëåñîñ, âûòÿãèâàÿ èç ðåãèîíîâ Ðîññèè ëó÷øèõ âûïóñêíèêîâ â ñòîëè÷íûå âóçû. Ìîæíî áû ñ÷èòàòü ýòî áëàãîì, åñëè áû äàëåå ìíîãèå èç ýòèõ âûïóñêíèêîâ íå îòïðàâëÿëèñü çà ãðàíèöó, à îñòàâàëèñü â ñòðàíå, è åñëè áû çíà÷èòåëüíîå ÷èñëî ñïåöèàëèñòîâ, ïîëó÷èâøèõ ïðåêðàñíîå îáðàçîâàíèå â ëó÷øèõ âóçàõ, âîçâðàùàëîñü â ðåãèîíû. ß áåñåäîâàë íåñêîëüêî ðàç ñ ðåêòîðîì Óõòèíñêîãî ãîðíî-ïîëèòåõíè÷åñêîãî èíñòèòóòà [Óõòèíñêèé ãîñóäàðñòâåííûé òåõíè÷åñêèé óíèâåðñèòåò] – íå åäóò ëó÷øèå îáðàòíî. Åñëè âûïóñêíèê ìîñêîâñêîé «Ãóáêè» [Ðîññèéñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò íåôòè è ãàçà] è Ïåòåðáóðãñêîãî ãîðíîãî èíñòèòóòà [Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé ãîðíûé óíèâåðñèòåò] è ïîåäåò íà øàõòó, â ðàçðåç èëè íåôòÿíîå ìåñòîðîæäåíèå, òî ãëàâíûì èíæåíåðîì, à íå ñìåííûì èëè áóðîâûì ìàñòåðîì. Òàêèì îáðàçîì, ðàçðóøåíèå ðåãèîíàëüíûõ âóçîâ ñèëüíî âëèÿåò íà ðåãèîíàëüíóþ ýêîíîìèêó. Ðåãèîíàëüíûì âóçàì ñóùåñòâåííî óãðîæàåò è íàìå÷åííàÿ ðåôîðìà àòòåñòàöèè è àêêðåäèòàöèè âóçîâ, ïî êîòîðîé èõ ïëàíèðóåòñÿ ðàçäåëèòü íà òðè êàòåãîðèè. Ýòî åùå îäèí óäàð, ïîòåíöèàëüíûé ïîêà.

Ïðî ïðîôåññèîíàëüíîå îáðàçîâàíèå

Ðàçðóøåíà ñèñòåìà ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ. Ïîçàâ÷åðà ïðîèçîøëî ñòðàøíîå äëÿ íàøåãî òåõíîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñîáûòèå: íè îäíà ñòðàõîâàÿ êîìïàíèÿ íå ñîãëàñèëàñü ñòðàõîâàòü çàïóñêè äâóõ áëèæàéøèõ «Ñîþçîâ». À äâà áëèæàéøèõ «Ñîþçà» – ýòî è ñðåäñòâî äîñòàâêè îáðàòíî êîñìîíàâòîâ, êîòîðûå ñåé÷àñ íàõîäÿòñÿ íà ñòàíöèè, è ñðåäñòâî äîñòàâêè ïðîäóêòîâ, îáîðóäîâàíèÿ è òàê äàëåå, è ñðåäñòâî äîñòàâêè ñïóòíèêîâ. Ïîâòîðÿþ, íåñìîòðÿ íà çàäàíèå è óñêîðåííóþ ïîñòàâêó äâóõ î÷åðåäíûõ ðàêåò íà Áàéêîíóð, ñåé÷àñ ïîä óãðîçîé çàïóñêè. Êîãäà ìû çíàëè òàêîå çà ñîâåòñêîé è ïîòîì ðîññèéñêîé ýêîíîìèêîé è òåõíîëîãèåé? Ïàäåíèå òåõíîëîãè÷åñêîé äèñöèïëèíû íà ïðîèçâîäñòâå, ïîñòîÿííûå æàëîáû ãëàâíûõ êîíñòðóêòîðîâ îáîðîííûõ îòðàñëåé, ÷òî ó íèõ íåò èíæåíåðîâ è êîíñòðóêòîðîâ íóæíîé êâàëèôèêàöèè, ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî ñèñòåìà ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ, îò íà÷àëüíîãî äî âûñøåãî, áåçóñëîâíî, íàõîäèòñÿ â óïàäêå.

Ïðî áîëîíñêóþ ñèñòåìó

Ñëåäóþùåé áîëåâîé òî÷êîé, áåçóñëîâíî, ÿâëÿåòñÿ áîëîíñêàÿ ñèñòåìà. Íàïîìèíàþ, ÷òî ïðèäóìàííàÿ äëÿ ñîöèàëèçàöèè è âêëþ÷åíèÿ â çàïàäíûå ñèñòåìû ëþäåé èç ðàçâèâàþùèõñÿ ñòðàí áîëîíñêàÿ ñèñòåìà èçíà÷àëüíî ïðåäðåêàëàñü ðàçðóøèòåëüíîé äëÿ ðåôîðìû ðîññèéñêîãî îáðàçîâàíèÿ.

×òî ìû ïîëó÷èëè ñåé÷àñ? ×òî ñèëüíåéøèå âûïóñêíèêè áàêàëàâðèàòà èäóò â ìàãèñòðàòóðó çà÷àñòóþ çà ãðàíèöó, è ìû òåðÿåì èõ íåîáðàòèìî, ïîòîìó ÷òî â àñïèðàíòóðå ñòèïåíäèÿ òàêîâà, ÷òî îí íå ìîæåò çàíèìàòüñÿ íàó÷íîé ðàáîòîé, à ëþáàÿ ñêðîìíàÿ ñòèïåíäèÿ çàðóáåæíîãî àñïèðàíòà ïîçâîëÿåò åìó ñîñðåäîòî÷èòüñÿ íà íàóêå è äàæå ñêðîìíî, íî äîñòîéíî ñîäåðæàòü ñåìüþ.

Áîëîíñêàÿ ñèñòåìà ðàçðóøèëà òðàäèöèîííóþ, õîðîøî ïðîäóìàííóþ ëîãèêó ïîäãîòîâêè ñïåöèàëèñòîâ. Ìû ïîëó÷àåì áàêàëàâðîâ, êîòîðûå ïîäãîòîâëåíû ïî ïðàêòèêå õóæå, ÷åì âûïóñêíèêè òåõíèêóìîâ, è ìàãèñòðîâ, êîòîðûå ñîâåðøåííî íå çíàþò ïðîèçâîäñòâî.

Ñëåäóþùèé òðàãè÷åñêèé øà㠖 ýòî ïðåäñòàâëåíèå àñïèðàíòóðû êàê åùå îäíîãî óðîâíÿ îáó÷åíèÿ. Êàê ñêàçàë íà ïîñëåäíåì çàñåäàíèè êîëëåãèè Ìèíîáðíàóêè ïðåçèäåíò Ðîññèéñêîé àêàäåìèè íàóê: «Íàäî âåðíóòü àñïèðàíòóðó êàê ôîðìó ïîäãîòîâêè íàó÷íûõ êàäðîâ âûñøåé êâàëèôèêàöèè». Ìû ñåé÷àñ òðàòèì øåñòü ëåò ñ ìàãèñòðàòóðîé ïëþñ ÷åòûðå ãîäà, íî [ïîëó÷àåì] ëþäåé, êîòîðûå ïðèõîäÿò íå êàíäèäàòàìè íàóê, à ëþäåé, êîòîðûå ïîëó÷àþò äèïëîì îá îêîí÷àíèè àñïèðàíòóðû, ïîòîìó ÷òî îíè íàïèñàëè âûïóñêíóþ êâàëèôèêàöèîííóþ ðàáîòó».

Ïðî êðèçèñ óïðàâëåíèÿ

Èòàê, ïî âñåì ñòåïåíÿì âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ íàíåñåí ñèëüíåéøèé óäàð.

Íó è, íàêîíåö, ïîñëåäíåå, ÷òî âûçûâàåò îïàñåíèÿ, ýòî ñîáûòèÿ ýòîãî ãîäà. Ýòî áåçóñëîâíûé è î÷åâèäíûé êðèçèñ óïðàâëåíèÿ. Ðàçäåëåíèå óïðàâëåíèÿ îòðàñëüþ íà òðåõãëàâîãî Çìåÿ Ãîðûíû÷à ïðèâåëî ê òîìó, ÷òî åñòü äâå èíñòàíöèè, êîòîðûå îòâå÷àþò çà ïîäãîòîâêó ñïåöèàëèñòîâ, – ýòî Ìèíïðîñ [Ìèíèñòåðñòâî ïðîñâåùåíèÿ] è Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè, è îðãàíèçàöèÿ, êîòîðàÿ íè çà ÷òî íå îòâå÷àåò, – Ðîñîáðíàäçîð, íî ìîæåò êîíòðîëèðîâàòü, ïðîâîäèòü ñîâåðøåííî íåïîíÿòíî êàêèì îáðàçîì âïèñàííûå â çàêîí ïðîâåðî÷íûå ðàáîòû, äàâàòü àòòåñòàöèþ, àêêðåäèòàöèþ è òàê äàëåå. Ïîâòîðÿþ – êîíòðîëèðóåò òîò, êòî íå îòâå÷àåò çà êà÷åñòâî ðàáîòû.

Ïðî âáðîñû è íåðâîòðåïêè

 çàêëþ÷åíèå õî÷ó îòìåòèòü, ÷òî ïåðèîäè÷åñêè óñòðàèâàåìûå âçáðîñû è íåðâîòðåïêè, òàêæå ñîâåðøåííî íå âûäåðæèâàþò êðèòèêè. Âñïîìíþ òîëüêî ýòîò ãîä. ×óòü áîëüøå ãîäà íàçàä âèöå-ïðåìüåð, êóðèðóþùàÿ ñîöèàëüíóþ ñôåðó, íàì îáîçíà÷èëà îñíîâíóþ ïðîáëåìó ðàçâèòèÿ îáðàçîâàíèÿ – ýòî, êàê ìû ïîìíèì, ïðÿìîóãîëüíûå êëàññû. Ýòèì ëåòîì íàì ïîäñóíóëè ñîêðàùåíèå óðîêà äî ñîðîêà ìèíóò ñ ñîðîêà ïÿòè, ñîêðàùåíèå ñ ïåðâîãî ïî äåâÿòûé êëàññ ó÷åáíîé íåäåëè äî ïÿòè äíåé, ïðè÷åì ëþäè, êîòîðûå ýòî ïðåäëàãàëè, íå ïîíèìàþò àðèôìåòèêè: åñëè ðàññ÷èòàòü ïîòåðÿííîå âðåìÿ, òî ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî çà äåâÿòü êëàññîâ ìû òåðÿåì äâà ñ òðåòüþ ó÷åáíûõ ãîäà îáùåãî ó÷åáíîãî âðåìåíè. Íàì ïðåäëàãàþò ïîäóìàòü íàä ñèñòåìîé îöåíîê – âìåñòî ïÿòèáàëëüíîé äâåíàäöàòè- è ñòîáàëëüíàÿ. Íàñ âñå âðåìÿ òðÿñóò è ñèñòåìó îáðàçîâàíèÿ íåðâèðóþò íåïðèíöèïèàëüíûìè è íå èìåþùèìè îòíîøåíèÿ ê ñóùíîñòè ïðîöåññà âáðîñàìè.

Èñòî÷íèê

Источник