Ребенок в 5 лет говорит неправильно

Ребенок в 5 лет говорит неправильно thumbnail

Многие родители знают, что необходимо показать ребенка логопеду до того периода, пока он не пошел в школу. Но очень часто взрослые откладывают визит к специалисту, так как уверены, что с возрастом речь малыша будет самосовершенствоваться. Иногда этого не происходит…

Нормы речевого развития

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, можно судить о наличии задержки речевого развития. Однако для того чтобы оценить степень отклонения, необходимо ознакомиться с нормами. Большинство детей к 6 годам достигают определенного речевого совершенства, особенно в том случае, когда взрослые уделяли их развитию достаточное количество времени и внимания.

задержка речевого развития у детей 5 лет

Параметры речи, которыми овладевают детки к 6 годам:

  1. Словарный запас довольно большой. Ребенок употребляет слова разных частей речи. У него имеется приличный запас знаний об окружающей среде и предметах.
  2. Ошибки, допущенные в употреблении падежей, предлогов, согласовании слов по родам и числам, минимальны.
  3. Ребенок с легкостью строит сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  4. Все гласные, согласные и звуки произносятся чаще. Иногда могут возникать проблемы с произношением буквы «р».
  5. Дети умеют правильно подбирать интонацию, а также могут управлять темпом и громкостью своей речи.
  6. Ребенку свойственно отвечать на поставленные вопросы при помощи развернутого ответа. Он с легкостью может пересказать рассказ, сочинить историю или сказку, а также придумать описание, ссылаясь на картинки.
  7. С легкостью находит лишние предметы, а также умеет обобщать и различать понятия.

Причины

Задержка речевого развития у детей в 5 лет встречается нередко. Обычно расстройства речи выражается в следующем:

  1. Нарушение звукопроизношения.
  2. Расстройства речи спровоцированы проблемами со слухом.
  3. Темп и ритм речи нарушены.
  4. Из-за задержки развития ребенок теряет имеющееся произношение.

ребенок 5 5 лет плохо разговаривает рекомендации логопедов

Рассмотрим наиболее распространенные причины задержки речевого развития.

  1. Органическая – нарушение работы нервной системы произошли внутриутробно. Это могут быть: дефект прикуса, короткая уздечка, строение артикуляционного аппарата, редкие или мелкие зубы, массивный или узкий язык.
  2. Функциональная – психические особенности ребенка, а также специфика его развития.

Что должно беспокоить

Если ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, это должно насторожить родителей. Дело в том, что к 4-5 годам дети должны связно разговаривать на родном языке. Если этого не происходит, то пора обращаться к врачу.

игры развивающие для детей 5 6 лет

Что должно беспокоить родителей:

  1. У ребенка в возрасте старше четырех лет практически отсутствует связная речь.
  2. Дети разговаривают, но у них очень бедный словарный запас.
  3. Слова и предложения не согласованы между собой. То есть малыш не может сформулировать свою мысль при помощи слов.
  4. В речи ребенка присутствует множество ошибок лексического, грамматического и фонетического характера.

Самым простым способом понять, все ли хорошо у малыша с речью, можно при помощи посторонних людей. Если они понимают речь ребенка, значит, все в порядке.

Часто происходит так, что деток в возрасте до 3-х лет полностью понимает только мама. Для этого периода это считается нормальным, но если ребенку 5 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалисту.

Способы коррекции

Когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает, родителям необходимо обратить на это особое внимание. Обычно такие детки занимаются с логопедом. А коррекционная работа проводится с ребенком на основании диагноза, который был выставлен специалистами.

задержка речевого развития у детей 5 лет

Следует отметить, что родители могут дополнительно увеличить эффективность работы логопеда тем, что будут выполнять рекомендации дома.

Рассмотрим наиболее популярные способы коррекции, которые можно выполнять в домашних условиях:

  1. Попросите ребенка подобрать похожие и различные по смыслу слова, руководствуясь картинками.
  2. Учим ребенка классифицировать предметы по форме, цветам.
  3. Развивающие игры для детей 5 – 6 лет («Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»).
  4. Предложите малышу составить предложение из 3-х слов, потом из 5-ти и так далее.
  5. Рассматривайте с ребенком картинки, помогайте ему составлять рассказы на основе увиденных изображений.
  6. Придумывайте простые загадки об окружающих предметах и просите ребенка отгадать их.
  7. Делитесь своим мнением и эмоциями от прогулок, походов в театр, посещений экскурсий.
  8. Читайте ребенку детскую художественную литературу. После прочтения поинтересуйтесь о том, что он запомнил.
  9. Предложите ребенку назвать слова на загаданную букву. Например, буква «с» (солнышко, слон, сон).
  10. Отрабатывайте с ребенком повторение стихов и поговорок.

Важно понимать, что своевременное выявление проблем, а также коррекционная работа могут исправить дефекты речи, когда ребенок в 5,5 лет плохо разговаривает.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы дети в пятилетнем возрасте правильно развивались, а также совершенствовали свои навыки и умения, логопеды рекомендуют:

  1. Исключить наследственность. Необходимо узнать у близких родственников о том, в каком возрасте они заговорили.
  2. Вспомнить информацию о беременности, а именно о том, доношенный ли был ребенок. Возможно, младенец переболел инфекционным заболеванием. Это основные причины отставания речевого развития.
  3. Проверить наличие проблем со слухом у ребенка.
  4. Создавайте гармонию вокруг малыша. Регулярные конфликты и ссоры внутри семьи негативно сказываются на произношении.
  5. Учите стихи с ребенком.
  6. Проходите регулярный осмотр у логопеда каждый год, начиная с 2-х — 3-х лет.
  7. Занимайтесь с малышом, развивайте мелкую моторику пальчиков.
Читайте также:  Кофта спицами ребенку 5 лет

Когда обращаться к логопеду

  • Если ребенок в возрасте старше трех лет говорит много, но на непонятном языке.
  • Если малыш не произносит простых звуков или заменяет их другими.
  • Если вы слышите разницу между речью вашего ребенка и его сверстников. А в особенности тогда, когда вас это настораживает.
  • В возрасте 4-х – 5-ти лет ребенок говорит невнятно, а также не выговаривает некоторые звуки.
  • Если после 4-х – 5-ти лет малыш продолжает говорить многие звуки мягко, а именно: «кися», «щяпка», «лямпотька».

ребенок 5 5 лет плохо разговаривает

  • Если дети начинают говорить с запинками, повторяют первые слога или звуки, а также заикаются.
  • Ребенок в возрасте 6 лет с трудом заучивает небольшое стихотворение, а также не может запомнить и пересказать рассказ. Более того, вы заметили у своего чада трудности, связанные с ответами на поставленные вопросы.

Некоторым деткам, по результатам консультации и осмотра логопеда, могут потребоваться консультации других специалистов. Помимо этого, могут быть назначены физиопроцедуры, лечебная гимнастика, массаж и медикаментозное лечение.

Источник

Для родителей свой ребенок априори является особенным. Из-за этого зачастую пропускаются тревожные «колокольчики» в развитии малыша. Ведь когда ребенку годик, молчание или слова, понятные только матери, считаются нормой. Но, например, к пяти годам эта особенность уже не выглядит такой милой, она настораживает и побуждает к решению теперь уже возникшей проблемы.

Ребенок плохо говорит в 5 лет: причины и лечение

Среди множества мнений за основу в психологии берут классификацию А.Н. Леонтьева, согласно которой выделяют четыре этапа.

  • Подготовительный (до года). В начале жизни малыш приспосабливается к новым условиям существования, поэтому все способы его реакции на окружающий мир сводятся к плачу и крику. К счастью, этот насыщенный период длится, в среднем, до одного месяца, после чего начинается распознавание голосов и интонаций. С двух месяцев подключается гуление, а в три появляется непонятный лепет. Затем наступает пора считывания и подражания. Ребенок запоминает услышанное и пытается воспроизвести. Так рождаются первые слоги и слова.

Ребенок с нарушением речи

  • Преддошкольный (от года до трех). Этап характеризуется становлением речи. Все начинается с нескольких слов, не несущих смысловой нагрузки. Такая коммуникация носит название ситуационной. То есть характер слов определяет ситуация, при которой они были употреблены. Все это сопровождается активной мимикой и жестикуляцией. К двум годам ребенок уже отлично понимает взрослого и активно пополняет словарный запас, произнося слова более четко. В возрасте трех лет начинает выстраиваться грамотность речи, слова произносятся в падежных формах, склоняются и могут быть употреблены в множественном числе.

Психолог А.Н. Леонтьева

  • Дошкольный (от трех до семи лет). В этот период ребенок начинает общаться связно, простыми предложениями, со временем все больше усложняя свою речь. Дикция становится чище, формируется способность слышать себя и исправлять ошибки, т.е. следить за произношением. Кругозор расширяется, и в 5 лет пересказ сказки не представляет трудности.
  • Школьный (от 7 до 17 лет). Появляется письменная речь, приходит осознание грамматических правил построения и целенаправленное внедрение их в жизнь.

К сведению! Для правильного прохождения всех этапов и достижения продуктивности в развитии малыш должен расти в благоприятном речевом окружении, обладать хорошим слухом и зрением, иметь нормальные умственные способности и быть психически здоровым.

Выявляем причины задержки речевого развития в этом возрасте

Если ребенок плохо говорит в 5 лет, стоит обратить внимание на предрасполагающие факторы и причины, в основе которых наблюдаются следствия повреждения центральной нервной системы и головного мозга. Они могли возникнуть при:

  • Травме, инфекции матери во время беременности (могут повлиять на развитие плода).
  • Осложненных родах.
  • Заболеваниях ребенка, перенесенных в раннем детстве.
  • Наследственных заболеваниях репродуктивной системы.
  • Детской психической травме.
  • Неправильном подходе к воспитанию (жестокость, гиперопека, отсутствие общения).

Причинные заболевания:

  • ДЦП;
  • психические расстройства;
  • онкологические заболевания головного мозга;
  • ненормальное внутричерепное давление;
  • гидроцефалия;
  • заболевания центральной нервной системы.
  • глухота;
  • аутизм;
  • функциональные нарушения голосовых связок.

Что делать родителям

По мнению психологов, существуют научно-необоснованные причины, согласно которым ребенок в 5 лет плохо разговаривает.

Ребенок не должен зависать на мультиках

Точка зрения психологов на проблемы развития речи

С учетом современных реалий стоит обратить внимание на:

  • Ранний доступ к просмотру мультфильмов, развивающих программ в сети, онлайн играм. Подмена родительского внимания и забота безусловно сказывается на том, как разговаривают дети. Из этого плавно вытекает следующий пункт.
  • Избыточное поступление информации. Психологи утверждают, что только с трехлетнего возраста малышам разрешается пользоваться гаджетами, но не более 30 минут в день.
  • Еще одна причина – перевозбуждение. Ребенок может отставать в речевом развитии из-за чрезмерного шума, беспрерывной работы телевизора или громкой музыки.
Читайте также:  Ребенку 5 лет нет прививок

К сведению! Стоит обратить внимание на длительность и интенсивность мелодий, используемых для успокоения или убаюкивания детей.

Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи

Что делать, если ребенок в 5 лет плохо разговаривает, и существует ли лечение — поможет правильная консультация специалиста. Также необходимо учитывать все условия при решении данной проблемы.

Продуктивное общение

Это методы общения, подразумевающие, что ребенок будет высказывать собственные связные мысли. Сюда относятся:

  • пересказ своими словами;
  • различные творческие задания и беседы;
  • рассказывание небольших историй с одновременным просматриванием картинок.

Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.

Речь родителей и остального окружения ребенка должна быть богатой и насыщенной, грамматически правильной и с четким произношением. Немаловажно общение детей дошкольного возраста со сверстниками, во время которого происходит обмен впечатлениями, взаимопомощь друг другу. Это побуждает ребенка к разговору.

Важен обмен информации со сверстниками

Игры для общения

Например, обыгрывание игрушек, краткие спектакли. Совместная деятельность положительно сказывается на развитии общения дошкольников со взрослыми.

К сведению! Хорошие результаты дают игры, развивающие мелкую моторику рук.

Ребенка просят показать пальчик или сделать какой-либо жест. Не стоит пренебрегать пением, разучиванием стишков и артикуляционными упражнениями.

Самый распространенный детский прием – научить ребенка дуть, например, задувать свечку или надувать мыльные пузыри. Разнообразные игры с общением также не будут лишними.

Несомненен факт, затруднения в коммуникации детей 5 лет не являются особенностью, необходимо сделать все возможное во избежание этой проблемы. Не стоит надеяться на человека с волшебным лекарством, которое поможет разговорить ребенка. Крайне важно с самого начала комплексно подходить к воспитанию и развитию детей, уделять этому время, изучать информацию, а не ждать точки невозврата.

Источник

Бывают ситуации, когда ребенок в 5,5 плохо говорит. В этом возрасте малыш должен выговаривать все звуки, а речь должна быть грамотной и понятной окружающим. Если в 5 и старше лет наблюдается отставание в речевом развитии, то родителям следует обращаться к врачу.

Специалист проведет необходимое обследование и выявит причину развития проблем. Лечение при этом включает в себя регулярные логопедические занятия, а также при необходимости лекарственные препараты.

Возможные причины

Речь у 5-летнего ребенка должна соответствовать уровню развития взрослого человека. Единственное отличие возможно в словарном запасе, но звукопроизношение находится на понятном для окружающих уровне.

Все причины нарушения выговаривания слов принято делить на две группы:

  1. органические, связанные со структурными изменениями в головном мозге или артикуляционном аппарате;
  2. функциональные, отражающие особенности психического развития ребенка.

Органические нарушения могут включать в себя внутриутробные аномалии развития ЦНС, повреждение нервной системы в результате гипоксии, в том числе, связанной с родами. Кроме того, частой причиной является нарушение прикуса, укороченная уздечка языка и другие особенности строения органов артикуляции. При выявлении подобных факторов, лечение направлено на их устранение с помощью оперативных вмешательств или медикаментозных средств.

Возможные причины.

К функциональным расстройствам относят нарушения слуха, недостаток внимания малыша, а также ряд психиатрических расстройств: аутизм, синдром гиперактивности и др. Подобные состояния нуждаются в лечении психотерапевтом. В некоторых случаях возможно использование лекарственных препаратов при отсутствии противопоказаний.

Различные варианты речевого недоразвития требуют специфического подбора методов коррекции. В связи с этим никогда не следует пытаться лечиться самостоятельно. При любых проблемах с речью родителям необходимо обратиться к логопеду или педиатру.

Основные проявления

Речевые нарушения у детей могут носить различный характер. Часто встречается заикание, ротацизм (невозможность выговорить «р») и другие проблемы с произношением отдельных звуков. Помимо этого, патология может носить комплексный характер и характеризоваться расстройствами лексикона, фонетики и грамматики.

Когда ребенок не может правильно говорить, важно поставить точный диагноз и на его основании подобрать индивидуальное лечение.

В зависимости от выраженности нарушений, принято выделять 4-е группы детей:

  • Ребенок с расстройством первого уровня имеет практически полное отсутствие фразовой речи. По факту, подобный уровень речевых навыков соответствует возрасту в 1 год. Звукопроизношение и грамматика нарушены, а словарный запас минимален. При этом наблюдаются нарушения восприятия речи.
  • При речевом нарушении второго уровня у ребенка имеются предложения, состоящие из 2-4 слов. Высказывания простые и не отличаются по содержанию. Как правило, слова не согласованы по падежам, лицу и времени, что связано с выраженным аграмматизмом. Важное отличие от расстройства 1 уровня − малыш может понимать речь окружающих людей.
  • Расстройство речи 3 уровня характеризуется появлением фразовой речи с преобладанием простых предложений. Ребенок хорошо понимает окружающих, однако не может усвоить сложные грамматические конструкции. Объем лексикона соответствует возрасту. Дети активно пытаются разговаривать, но не могут правильно произносить сложные звуки и их сочетания.
  • В пять лет чаще встречается задержка развития речи 4 уровня. В этом случае наблюдаются отдельные затруднения в произношении звуков и сложных комбинаций букв при чтении. Грамматика и словарный запас соответствуют возрасту. Как правило, навыки письма и чтения формируются своевременно.
Читайте также:  Периодически повышается температура у ребенка 5 лет

Если у ребенка наблюдаются нарушения выговаривания звуков, то коррекция наиболее эффективна в раннем возрасте. В связи с этим, родителям следует сразу же обращаться к педиатру или логопеду, а не откладывать визит к специалисту на будущее.

Осложнения

Нарушения речи в детском возрасте могут грозить ребенку серьезными последствиями в дальнейшем:

  • Трудности в освоении письма и чтения, так как оба этих навыка тесно связаны с речью. Если ребенок не может проговаривать звуки и их комбинации, то он может испытывать трудности с их зрительным восприятием, что может стать причиной дисграфии и дислексии.
  • Общее отставание в психическом развитии, так как общение со сверстниками и взрослыми людьми является важным фактором формирования личности и когнитивных навыков: памяти, внимания и др.
  • При взрослении ребенка возможно формирование психологического дискомфорта при общении в социуме с развитием замкнутости в себе. Очень часто, это может стать причиной развития расстройств аутистического спектра.

Профилактика негативных последствий заикания, ротацизма (невыговаривание звука «р») и других нарушений речи основана на раннем выявлении отклонений и их коррекции.

Необходимая диагностика

Если родители видят, что ребенок не может сказать какие-либо буквы или слова, то им следует обращаться к педиатру или логопеду. Логопедическая диагностика основывается на комплексном исследовании речи. Специалист изучает звукопроизношение, состояние связной речи, а также уровень развития грамматических навыков. Помимо этого, проводится исследование артикуляционного аппарата − состояния зубов, прикуса, языка и тонуса мышц. Важно провести изучение слуха, так как расстройства речи могут быть связаны с его снижением.

Необходимая диагностика у логопеда.

Во всех случаях у родителей узнают особенности течения беременности и родов, а также психомоторного развития ребенка в раннем возрасте. Врач-педиатр дополнительно обследует состояние нервной системы. С этой целью проводится электроэнцефалография (ЭЭГ), компьютерная или магнитно-резонансная томография. Методы позволяют выявить функциональные и органические расстройства в работе головного мозга.

Делать самостоятельные выводы по результатам обследования нельзя. Интерпретировать все полученные данные должен только медицинский специалист.

Подходы к лечению

Терапия нарушений речи всегда осуществляется комплексно, она включает в себя как логопедические методики, так и лекарственные препараты.

Среди медикаментов используют средства, улучшающие работу головного мозга:

  • Ноотропы (Фенотропил, Пирацетам) − стимулируют обменные процессы в нейронах, обеспечивая улучшение их функции.
  • Нейропротекторы (Кортексин) и антиоксиданты (Токоферол и др.) защищают нервные клетки от повреждения и положительно сказываются на их активности.
  • Препараты, улучшающие метаболизм и оксигенацию нервной ткани (Актовегин, Церебролизин).

Назначает медикаменты врач, так как они имеют определенные показания и противопоказания к своему использованию. В противном случае, возможна их неэффективность или развитие побочных эффектов.

Логопедическая коррекция.

Важной частью лечения является логопедическая коррекция, которая включает в себя две группы методов:

  • Логопедические упражнения, позволяющие ребёнку усвоить правильное звукопроизношение. Подобные задания изначально выполняются с логопедом, в последующем, родители могут самостоятельно заниматься с малышом. В зависимости от конкретного типа речевого дефекта специалист подбирает комплекс упражнений.
  • Логопедический массаж, направленный на восстановление артикуляционной мускулатуры. Для его проведения используют специальные зонды. Рекомендуется проводить курсы массажа по 7-12 сеансов.

Если ребенок начинает отставать в речевом развитии с раннего возраста, его следует как можно раньше направить к логопеду. Своевременные комплексные мероприятия позволяют нормализовать звукопроизношение и избежать негативных последствий дефекта.

Родители часто начинают беспокоиться о речевом развитии ребенка в 5-5,5 лет. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у детей наблюдается формирование полноценной и грамотной речи, сопоставимой со взрослыми людьми. Для лечения используют комплекс мероприятий: лекарственные средства и регулярные логопедические занятия, включающие в себя упражнения для закрепления правильного произношения звуков и массаж.

Источник