Ребенок в 3 года выше нормы

Является ли высокий рост ребенка проблемой? Как определить отклонения от нормы, и что стоит предпринять родителям, оказавшись в такой ситуации.

Поскольку мы будем говорить о детском росте, то для начала нужно выяснить, что такое чрезмерно высокий рост у ребенка, разобраться в причинах, а также понять, что стоит делать для психологического и социального развития высокого ребенка.

ВАЖНО: Запомните, нельзя оценивать проблему роста ребенка с позиции взрослого человека, необходимо учитывать множество окружающих факторов: возраст, вес, социальное окружение, характер наконец.

Зачастую мы можем определить приблизительный рост ребенка еще при рождении, ведь он зависит от генетических факторов. Посмотрите на родителей — вряд ли у двух невысоких людей родится баскетболист, не правда ли? Так что педиатры измеряют новорожденного ребенка, взвешивают его. Дальше уже стоит вопрос гармоничного роста и веса, ведь рост ребенка — это непосредственное отражение его развития.

Факторы, влияющие на рост ребенка

Существует множество факторов, влияющих на процесс роста, например:

  • Наследственность (можно вычислить приблизительный рост ребенка по формуле Таннера)
  • Питание (обеспечение организма нужными для роста витаминами и веществами)
  • Физическое развитие
  • Психологическая ситуация

Как рассчитать приблизительный окончательный рост ребенка? Формула Таннера

Как  было упомянуто, можно рассчитать приблизительный окончательный рост ребенка по формулам Таннера исходя из данных ребенка в 3 года:

  • для мальчиков 1,27 х рост в 3 года + 54,9 см
  • для девочек 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см.

Как влияет питание и физическая нагрузка на рост ребенка?

Питание также оказывает огромное влияние на рост ребенка, ведь молодому организму необходимо правильное и сбалансированное питание, содержащее витамины и необходимые для строительства растущего тела вещества.
В рационе обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, молочные продукты, обеспечивающие достаточное для формирования костей кальция.

ВАЖНО: Дефицит питательных веществ в питании может вызвать отклонения в росте как в одну, так и в другую сторону

Физические нагрузки по-разному влияют на рост ребенка. К примеру, силовые виды спорта, борьба не способствуют увеличению роста в отличии от тенниса, волейбола, баскетбола.

Давайте ознакомимся с приблизительными нормами развития роста и веса ребенка в раннем детстве и попробуем разобраться, что же вызывает избыточный рост.

Растет ребенок неравномерно, скачкообразно. В первый год после рождения ребенок растет и развивается довольно интенсивно, потом рост немного начинает замедляться. Если вы измеряете рост своего чада в домашних условиях, то стоит допустить наличие погрешностей.

ВАЖНО: После года и до четырех лет средняя прибавка составляет 2-3 см в год, далее показатели понемногу растут — 3-4 см в год. Последующий большой скачок роста стоит ожидать в период полового созревания, который приходится на 11-14 лет у девочек и 12-17 лет у мальчиков.

Таблица примерного развития роста и массы детей

Все зависит от возраста, поэтому предлагаю вам рассмотреть таблицу примерного развития роста и массы детей.

Возраст Девочки Мальчики
Масса, кг Рост, см Масса, кг Рост, см
Новорожденные3,330±0,44049,5±1,633,530±0,45050,43±1,89
1 месяц4,150±0,54453,51±2,134,320±0,64054,53±2,32
2 месяца5,010±0,56056,95±2,185,290±0,76057,71±2,48
3 месяца6,075±0,58060,25±2,096,265±0,72561,30±2,41
4 месяца6,550±0,79562,15±2,496,875±0,74563,79±2,68
5 месяцев7,385±0,96063,98±2,497,825±0,80066,92±1,99
6 месяцев7,975±0,92566,60±2,448,770±0,78067,95±2,21
7 месяцев8,250±0,95067,44±2,648,920±1,11069,56+2,61
8 месяцев8,350±1,10069,84±2,079,460±0,98071,17±2,24
9 месяцев9,280±1,01070,69±2,219,890±1,18572,84±2,71
10 месяцев9,525±1,35072,11±2,8610,355±1,12573,91±2,65
11 месяцев9,805±0,80073,60±2,7310,470±0,98574,90±2,55
12 месяцев10,045±1,16574,78±2,5410,665±1,21575,78±2,79
1 год 3 месяца10,520+1,27576,97±3,0011,405±1,30079,45±3,56
1 год 6 месяцев11,400+1,12080,80±2,9811,805±1,18581,73±3,34
1 год 9 месяцев12,270+1,37583,75±3,5712,670±1,41084,51±2,85
2 года12,635+1,76586,13±3,8713,040±1,23588,27±3,70
2 года 6 месяцев13,930+1,60591,20±4,2813,960±1,27581,85±3,78
3 года14,850+1,53597,27±3,7814,955±1,68595,72±3,68
4 года16,02±2,3100,56±5,7617,14±2,18102,44±4,74
5 лет18,48+2,44109,00±4,7219,7±3,02110,40±5,14
6 лет21,34+3,14115,70±4,3221,9±3,20115,98±5,51
7 лет24,66+4,08123,60±5,5024,92±4,44123,88±5,40
8 лет27,48±4,92129,00±5,4827,86±4,72129,74±5,70
9 лет31,02±5,92136,96±6,1030,60±5,86134,64±6,12
10 лет34,32±6,40140,30±6,3033,76±5,26140,33±5,60
11 лет37,40±7,06144,58±7,0835,44±6,64143,38±5,72
12 лет44,05±7,48152,81±7,0141,25±7,40150,05±6,40
13 лет48,70±9,16156,85±6,2045,85±8,26156,65±8,00
14 лет51,32±7,30160,86±6,3651,18±7,34162,62±7,34

Однако не стоит паниковать, если данные, указанные в таблице, не подходят вашему ребенку. Показатели могут колебаться, ведь все дети развиваются в уникальных условиях.

Предлагаю вам разобраться, когда же все-таки высокий рост — это физиология, а когда уже переходит в стадию патологии.

Высокий рост можно назвать особенностью физиологии, когда он генетически обоснован, соотношение рост-масса не превышает норму, а тело развивается пропорционально. Зачастую высокий рост не является медицинской проблемой, однако бывают случаи, когда он является признаком наличия какого-то заболевания.

Читайте также:  Ребенок 3 года жидкий стул неделю

Почему же ребенок растет выше нормы? Причины

Выделим основные причины высокого роста:

  • Этническая принадлежность (влияет расовая принадлежность родственников)
  • Ожирение (ребенок опережает сверстников по развитию роста примерно на 1-2 года)
  • Раннее половое созревание (половые гормоны стимулируют рост костей)
  • Опухоль гипофиза (чрезмерное выделение гормона роста, приводящее к гигантизму)
  • Синдром Клайнфельтера (три хромосомы вместо двух)
  • Синдром Марфана (заболевание соединительных тканей)

Если причиной высокого роста являются генетические факторы, такие как наследственность, например, то повлиять на ситуацию невозможно. Однако можно постараться предотвратить последующие проблемы с помощью правильного питания и физических упражнений.

ВАЖНО: При раннем половом созревании паниковать не стоит, со временем рост в большинстве случаев останавливается в связи с закрытием зон роста. В таком случае рост высокого в детстве ребенка при взрослении едва ли достигает среднего роста.

Патологические случаи чрезмерного роста ребенка

Если же высокий рост обусловлен патологическими факторами, то на ситуацию можно повлиять при своевременной и правильной диагностике.
К примеру, при лечении опухоли гипофиза, выделяющей гормон роста, проблема высокорослости уходит вместе с устранением проблемы.

Синдром Марфана и синдром Клайнфельтера практически не поддаются лечению.

Родителям следует насторожиться сразу, если ребенок  растет больше нормы, ведь своевременное выявление причины очень важно на этом этапе.

ВАЖНО: Врач, основываясь на анамнез ребенка, схему его роста, лабораторные исследования, измерение конечностей может определить причину нарушения роста и назначить необходимое лечение.

Если же упустить момент проявления заболеваний, то проблема может стать постоянной, и изменить что-либо будет крайне сложно.

ВАЖНО: Хотелось бы обратить внимание родителей на тот факт, что если увеличение роста не является признаком медицинской патологии, то вмешиваться в физиологическое развитие организма своего ребенка не стоит.

Самый высокий ребенок в мире

Например, мать самого высокого ребенка в мире гордится своим сыном, который попал в книгу рекордов Гиннесса, как самый высокий ребенок в мире. Зовут его Каран Сингх. В двухлетнем возрасте его рост составлял 124 сантиметра, а к пяти годам он вырос до 170, что составляет средний рост мужчины. При этом рост мальчика даже не собирается останавливаться.

Никаких медицинских патологий исследования не обнаружили, врачи объясняют столь значительный рост генетической наследственностью, ведь рост мамы мальчика составляет 220 сантиметров, что позволяет ей быть самой высокой женщиной Азии. Каран не испытывает никаких неудобств из-за своего роста, активно общается со сверстниками и мечтает стать профессиональным баскетболистом.

Независимо от причин увеличения роста ребенка, стоит помнить о необходимости психологической поддержки детей. Даже если рост является медицински обусловленной проблемой, ребенок сталкивается с повышенным вниманием посторонних, к тому же такие дети выглядят старше, поэтому от них зачастую больше требуют.

ВАЖНО: В детском саду, в школе помимо внимания со стороны взрослых, ребенок может столкнуться с неприязненным отношением со стороны сверстников и испытывать постоянный стресс.

Стоит объяснить ребенку, что высокий рост содержит в себе ряд преимуществ. К примеру, недаром ведь многих высоких людей описывают как видных, статных. В крайнем случае стоит обратиться к детскому психологу, ведь

ВАЖНО: формирование психики ребенка — это залог его гармоничной жизни в будущем.

Дети высокого роста : советы

Подводя итог вышесказанному, можно дать родителям несколько советов.
Во-первых, при отклонениях в росте или весе ребенка нужно обязательно принять меры: сводить к врачу или, в случае с избыточным весом, обратить внимание на питание и физические нагрузки.
Во-вторых, важно не забывать про неустойчивость психологического состояния в раннем возрасте и о проблемах, с которыми может столкнуться ваше чадо из-за особенностей своего развития и оказывать ему всяческую поддержку.

Видео: Какой рост и вес должны быть у ребенка? Доктор Комаровский

Источник

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг13,017,4
Вес девочек, кг12,517,0
Рост мальчиков, см91,0102,0
Рост девочек, см91,0101,2
Окружность головы мальчиков, см48,752,3
Окружность головы девочек, см47,651,1
Окружность груди мальчиков, см50,055,0
Окружность груди девочек, см49,156,0
Читайте также:  Сколько дней можно давать зиртек ребенку 3 года

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг11,318,3
Вес девочек, кг 10,818,1
Рост мальчиков, см88,7103,5
Рост девочек, см87,4102,7
Окружность головы мальчиков, см46,652,3
Окружность головы девочек, см45,751,3

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам:
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Читайте также:  Насморка нет а нос не дышит у ребенка 3 года

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Источник