Ребенок в 3 года не говорит к кому идти к логопеду или

Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:

  • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
  • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
  • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот — вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
  • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.

Внешние факторы:

  • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
  • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
  • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

Почему «раньше» — это значит «лучше»?

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.

Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

Когда ждать нельзя

Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

  • Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
  • К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
  • В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
  • В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
  • К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
  • К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
  • В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

Читайте также:  Как давать девисол ребенку 3 года

Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

Источник

Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:

  • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
  • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
  • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот — вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
  • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.

Внешние факторы:

  • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
  • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
  • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

Почему «раньше» — это значит «лучше»?

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.

Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

Когда ждать нельзя

Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

  • Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
  • К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
  • В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
  • В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
  • К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
  • К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
  • В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.
Читайте также:  Овощная запеканка для ребенка 3 года

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

Источник: https://karkusha.su/rebenok-ne-govorit-v-2-3-goda-obrashhatsya-li-k-logopedu-defektologu/

Источник

Сначала невролог, он направит к логопеду.

ОтветитьНравится 

Сначала невролог. Потом и логопед… правильно лучше не ждать

ОтветитьНравится 

невролог. мы заговорили после церелебролезина, Уколы делали

ОтветитьНравится 

Светочка

Так не хочется этих уколов.
Ну а сейчас как говорит?

ОтветитьНравится 

Наташав них на самом деле нет ничего страшного.Это натуральный препарат. Вот кортексин нам не пошел, была слишком возбудимая после него. Сейчас говорит абсолютно все. Читает стихи и песенки поет. Не выговаривает Р конечно пока и некоторые слова коверкает немного. Но в большинстве случаев говорит правильно и понятно

ОтветитьНравится 

Вам нужно обратится и к логопеду и к неврологу

ОтветитьНравится 

Есть методика томатис. Хорошо деткам помогает. Узнайте в вашем городе

ОтветитьНравится 

На добровольского 5 открылся психологически центр. Кажется подсолнух. Там написано запуск речи. Хотела отвести своего летом. Но вдруг заговорил

ОтветитьНравится 

СветланаО, спасибо.Может туда и пойдём.

ОтветитьНравится 

Дочка в 3.5 года начала пополнять словарный запас (каждый день минимум по слову), а раньше очень очень мало слов говорила (штук 20 наверное) и ни каких предложений.

У меня тоже иногда появлялись чувства стыда. Но особо страха не было, т.к. гдавное не молчала и не мычала просто. Спрашивала у педиатра куда обратится, сказали еще рано обращаться. Лично обращалась к логопеду тоже сказала рано (логопед частный был). Здесь так же читала пост или коментарии не помню точно. Но девушка писала что сын так же не разговаривал. Пошли к логопед в 3 года и 2 месяца, а логопед ей сказал если через полгода не заговорит приходите. И говорит в 3 года и 8 месяцев заговорил сам.

ОтветитьНравится 

А он вообще никаких слов не говорит? Мама, папа, баба?

ОтветитьНравится 

Натали

говорит мама, папа, баба с 7 мес.)) а потом дядя, тётя. Звуки животных, остальное не внятно, т.е. барабан -баба, барби(кукла) бабя, бабай (если темно) в общем что на Б, то всё практически однотипное пожожее, на букву К ещё, остальные буквы не замечаю .

ОтветитьНравится 

НаташаЛучше сейчас идти к специалисту. Мой заговорил резко в 2.6, до этого тоже были звуки, слоги, ничего такого. А потом прям фразы пошли, сейчас уже предложения, вопросы

ОтветитьНравится 

Я логопед, поэтому скажу- невропатолог вам нужен. Идите на приём, требуйте направление на энцефалограмму и самое главное узи сосудов головного мозга( доплер). потом к остеопату вправлять шейно- грудной отдел.т.к кровоток вам не поступает в мозг. Ну и никаких таблеток до этого момента прекрасного. После этого пол года на восстановление речи и логопед параллельно. Ничего невропатолог и логопедии сделать не могут, пока кора не созреет.а тут только два пути- неонотропы или нормальный позвоночник

Читайте также:  Сколько набрать петель на носки ребенку 3 года

ОтветитьНравится 

Александра

да были мы у остеопата, самый лучший в городе, несколько сеансов, и ничего не помогло, значит не по его части.

ОтветитьНравится 

НаташаВЫ ЗНАЕТЕ Я Трёх остеопатов для дочери сменила.просто я знала что искать надо.до этого год ходили к самой супер пупер.а последний за один сеанс нас поставил.один!!! Оказалось зажим 4 позвонка и ребра( он сказал это редкость и никто не смотрит) смотрят первых три. Поэтому и говорю

ОтветитьНравится 

НаташаБез доплера ничего не делать.если там зажим больше 20-25%. Это остелпатия. Не выкидыапйте деньги и нервы зря.УЗИ все покажет.можно ещё рентген после этого позвоночника сделать.там сразу будет видно.повторюсь- у нас зажимало правое ребро внизу.а позвоночник был нормальный, а ребро тянуло 4 позвонок.

ОтветитьНравится 

Логопед-дкфектолог с медикаментозным лечением у невролога.Нам назначали курсами кортексин.Почти ничего не говорил в три года.И потом каша во рту была.Непонятно ничего.Помог как раз опытный логопед- дефектологии, простые ничего не могли сделать.К неврологу обязательно.И слух у сурдолога проверить не помешает.

ОтветитьНравится 

Невролог, потом логопед. Мы вот тянули резину… В итоге в 4 года 7 слов было! Сейчас наверстываем упущенное… Логопед сказала пришли бы в 3 года всё быстрее бы пошло

ОтветитьНравится 

Ольга

до слёз обидно, когда смотришь на других деток и они разговаривают, а я не могу.
Хороший врач, в какую клинику обращались?

ОтветитьНравится 

Понимаю… У нас прогресс есть хороший, речь полилась рот не закроешь… но качество речи и грамматика жесть, букв много не говорит, слова не склоняет,4 месяца с Логопедом занимаемся, таким трудом ему всё дается… Неизвестно сколько еще заниматься нам. У невролога были в Киндер Клиник у кондрашовой, впринципе хороший врач, назначила схему какие препараты пить, плюс логопед. Логопед тоже хороший, на толстого в поликлинике принимает, 800 р 50 мин занятие 2 раза в неделю

ОтветитьНравится 

вобщем готовьте деньги… препараты не дешевые тоже, но очень хорошие. 4 месяца пили. пока перерыв. а может вам и не назначат, и так справитесь

ОтветитьНравится 

Ольга

Мне кажется без препаратов нам тоже не обойтись, тоже ему трудно, вот видно хочет но не может.Единственное, что мне не хочется это уколы делать, т.к. он и так из болезней не вылезает, и уже все эти уколы боится. У меня у подруги ребёнок до 4 лет мычал, а потом как пропёрло его, и она принципиально к врачам не водила.
А у нас на конечной в поликлинике нет невролога и логопеда?

ОтветитьНравится 

Наташа

Мы пили, ничего не кололи. На конечке только невролог, логопеда там нет.

ОтветитьНравится 

Ольга

Так вы сначала к неврологу пошли? А логопед на Толстого по записи принимает, или сразу приходишь и платишь?

ОтветитьНравится 

Наташа

Мы сначала к логопеду пошли, педиатр отправила, но всё равно к невропатологу надо. Занятия без записи это с ней договариваться надо лично, а на первый приём ну что бы посмотрела вас по-моему запись

ОтветитьНравится 

Логопед, невролог, если все хорошо сходите к вартебрологу, может защемления в шее небольшое, часто промаргивают такие вещи, а они на речь влияют

ОтветитьНравится 

Светлана

мы ходили к остеопату, надеялись на чудо))) но его не случилось))

ОтветитьНравится 

Наташа

Вот посмотрела на спящего мужа и вспомнила, он вообще в пять лет заговорил, причем сразу чисто… племянник мой в три с половиной, тоже сразу чисто, и вообще сейчас многие детки стали позже намного начинать разговаривать. А по поводу остеопата… это не совсем то о чем я писала, у них очень похожие направления, но все таки не то. Вертебролог замечает гораздо меньшие изменения

ОтветитьНравится 

Светлана

ну остеопат, там точки на шеи и на голове нажимал, медетировал там чёто 4 тыс. 30 мин)))
Мы сначала, тоже так думали, что когда заговорит тогда и заговорит, и в садик пойдёт общение будет. В итоге в сад не ходит, болеет, да и там ему тяжело, т.к. в основном все разговаривали, а он не мог, в ответ дрался только.А вдруг будем ждать, а потом в 4 спохватимся, когда другие стихи во всю рассказывают. Хотя у моей подруги тоже в 4 заговорил, и она вообще не заморачивалась по этому поводу.

ОтветитьНравится 

Наташа

Я ни в коем случае не стала бы «забивать» и не париться, если беспокоит нужно заниматься вопросом, жаль далеко вы, у нас я бы посоветовала и врачей конкретных и клиники для обследований. Вообще, если к хорошему логопеду попасть он дальше направит и на анализы и к другим специалистам, которые нужны именно вашему малышу.

ОтветитьНравится 

Хороший невролог и консультация логопеда

ОтветитьНравится 

Сначала невролог

ОтветитьНравится 

а как именно на своем?? пытается говорить почетче или непонятно?

ОтветитьНравится 

Alesya

непонятно)))
он у нас не молчит, постоянно пытается что-то говорить, ну не понятно, ну у него не получается, а когда просишь повторить, психует. Замечаю, всё на букву К или Б.

ОтветитьНравится 

Источник